ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ КОМПЛЕКСОМ 12
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ
КОМПЛЕКСОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 37
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современной экономической системе России XXI века лесной комплекс занимает одно из важных стратегических направлений хозяйственного развития. Леса в Российской Федерации, выполняя важные средозащитные и средообразующие функции, занимают45,4% территории страны(8 млн.км - 800 млн.га)1, а также являются ценнейшим возобновляемым природным, экологическим и экономическим ресурсом2, они являются источником необходимых для жизни населения страны продуктов . На территории Российской Федерации лесные ресурсы распределены неравномерно. Так, к «многолесным» районам можно отнести такие регионы европейской части России, как Дальний Восток, Сибирь и Север. К «многолесным» регионам, лесистость которых снижена за счет деятельности человека, можно отнести Алтай, Кавказ, а также Европейский центр России. К «малолесным» регионам относятся южные регионы европейской части России - Волгоградская, Ростовская, Оренбургская, Астраханская области, республика Калмыкия и Ставропольский край, а также равнинные тундровые.
Сокращение лесных площадей на территории России началось еще 500 лет назад и продолжается до сих пор. Данная тенденция имеет явные негативные последствия. Существует несколько основных причин деградации лесных ресурсов: промышленные вырубки, лесные пожары, незаконные рубки, нелегальный оборот древесины, промышленные выбросы, несовершенство механизма предоставления в пользование лесных участков1.
Лесной комплекс достаточно долго и трудно восстанавливается, а также адаптируется. Он не является основным направлением экономического развития страны - Россия владеет более 20% всех мировых лесов, но доля продукции лесного сектора на мировом торговом рынке всего лишь около 4%, но рост ВВП составляет на сегодняшний день 1,5% (ранее - 1,3%) . Громадный лесной потенциал страны практически не используется и недооценивается руководством страны, приводя к неэффективное лесопользованию, повсеместному истощению ресурсной базы, искаженности и непрозрачности рынков лесной продукции, системному разрыву между сырьевой базой и перерабатывающими предприятиями, ограниченности мощностей по переработке древесины, низкой производительности труда, отсутствию инновационной активности и рентабельности отрасли.
Лесной комплекс Российской Федерации может стать одной из опор экономики новой России XXI века. Пока же лесная держава испытывает существенный дефицит древесины и продуктов ее переработки. Кроме того, при оставлении ситуации «как есть» существует реальный риск деградация лесов в целом, а это может привести к катастрофическим явлениям в экономике страны. Сохранить и приумножить лесные богатства можно лишь за счет устойчивого управления лесным хозяйством, сохраняя биологическое разнообразие, продуктивность, способность к восстановлению, жизнеспособность и возможность выполнять в настоящем и будущем важные экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях. Все это определяет актуальность темы.
Анализ степени изученности. Лесное хозяйство, а также основные вопросы, касающиеся государственного регулирования, функционирования и развития лесного хозяйства, рассмотрены в работах таких современных авторов, как Е.Н. Абанина, Т.В. Бутова, В.С. Гаврин, В.В. Гребенюк, Н.А. Горбунова, В.В. Дрягин, Л.А. Еникеева, И.А. Клейнхоф, М.К. Кривцова, А.Р. Курбангалиева, А.П. Мохирев, И.Г. Олифтаев, О.В. Панина, М.А. Подзорова, Д.С. Подполкова, Н.Н.Попова, А.А. Соколов, А.Ю. Целикова, Л.М. Чернякевич, М.С. Ширшикова и др.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования системы управления лесным комплексом и недостаточной разработанностью методов и приемов решения данной задачи в современных социально-экономических условиях.
Гипотеза исследования: можно предположить, что существующая в стране система воспроизводства лесов не способна обеспечить сбалансированность площадей лесовосстановления и выбытия лесов, а в работе организаций, занимающихся лесным хозяйством и озеленением в регионе, существует ряд нерешенных проблем, которые возможно решить при участии населения, что позволит, в свою очередь, улучшить состояние и благоустроенность территории.
Объектом исследования является система управления лесным хозяйством.
Предметом исследования выступает практика управления лесным комплексом в Белгородской области.
Целью исследования - определить практические рекомендации по совершенствованию системы управления лесным комплексом Белгородской области.
Задачами исследования:
- исследовать теоретические основы системы управления лесным комплексом;
- провести анализ практики организации управления лесным комплексом в Белгородской области;
- разработать предложения по совершенствованию системы
управления лесным комплексом региона.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и зарубежных учёных, посвященные общим и частным вопросам функционирования лесного комплекса.
Методологическую основу исследования составили принципы социологического анализа, культурологического и деятельностного подходов. Структурно-функциональный подход к исследованию опирается на работу Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура» 1. Его использование позволило проанализировать устойчивые связи между элементами системы управления лесным комплексом, имеющих определенную пространственную, временную и целевую организацию. Исследование также опирается на теорию рациональной бюрократии М. Вебера , которая определяет управление лесным комплексом как рационально организованную деятельность, осуществляемую
профессионально подготовленными специалистами.
При написании работы использовались методы факторного и сравнительного анализа литературы и периодических изданий по исследуемой теме, наблюдения, анализа нормативно-правовой документации, теоретический анализ и синтез.
Эмпирическую базу исследования составили такие документы, как:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Лесной кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 г. № 1261 «Об утверждении Положения о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов», Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 г. № 1989-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» ,внутренние документы Управления лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области.
- Результаты социологического исследования «Анализ благоустройства и озеленения дворовых территорий городского округа «Город Белгород» в рамках первого направления проекта «Зеленая столица» - озеленение и ландшафтное обустройство территории, проведенного автором в период с 13 по 24 августа 2018 года (n = 100).
Научная новизна диссертационного исследования.
На основе анализа лесного комплекса Белгородской области определена проблема юридического отсутствия территорий для восстановления лесов на территории региона и предложены направления решения сложившейся ситуации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Лесной комплекс - сложная экологически-экономическая система, которая требует грамотного государственного регулирования. Он состоит из лесного хозяйства и лесной промышленности. Лесное хозяйство выступает отраслью, осуществляющей систему мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров и защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса. Лесная промышленность представляет собой совокупность различных отраслей промышленности, цель которых заготовление и обработка древесины, производство из нее и ее ресурсов готовой продукции.
2. Белгородская область - регион с развитой экологической культурой. Принятая в регионе политика нацелена на повышение экологической стабильности окружающей среды, сохранения и приумножения природных ресурсов. Основное направление при ведении
27.11.2014 г. № 1261. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Об
утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 г. № 1989-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
деятельности по управлению лесным комплексом - сохранение существующих лесных насаждений на территории области и создание новых защитных насаждений на землях, не используемых для ведения сельского хозяйства. Осуществлять данную деятельность на территории региона призвано Управление лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области и лесхозы.
Огромное внимание в регионе уделяется охране и воспроизводству лесов, защите леса, осуществлению федерального государственного лесного контроля и надзора. Для создания комфортного жизненного пространства для жителей Белгородской области реализуются различные проекты, например, проект «Зеленая столица». Анализ социологического исследования «Анализ благоустройства и озеленения дворовых территорий городского округа «Город Белгород» показал, что абсолютно всех жителей волнует состояние, содержание и внешний вид своей дворовой территории; значительно выше оценивается уровень благоустройства города Белгорода в целом, нежели уровень благоустройства своего двора; работа управляющих компаний считается; общий уровень благоустройства и озеленения двора за последние три года повысился; важными пунктами благоустройства жилого двора являются детские площадки, парковочные места для автомобилей, автомобильные, внутридворовые и пешеходные дороги и уличное освещение; к основным проблемам городских дворовых территорий Белгорода относятся проблема парковочных мест, состояние внутридворовых дорог, плохая уборка территории, отсутствие газонов, цветников; наиболее предпочтительными формами участия населения в озеленении и благоустройстве двора считаются «привлечение денежных средств населения» и «привлечение жителей к работам по благоустройству на общественных началах».
3. Система управления лесным хозяйством Белгородской области выступает сложной био-социо-экономической системой, учитывающей многие факторы: социальные, экологические (биологические) и экономические. В этой системе существуют нерешенные проблемы, которые напрямую препятствуют качественному повышению уровня эффективности охраны, использования, защиты и, соответственно, воспроизводства региональных лесов, улучшению их качества и продуктивности, сохранению важных экологических функций существующих лесных насаждений и биологического разнообразия в Белгородской области, что значительно снижает перспективы лесного комплекса. К современным проблемам можно отнести затруднение осуществления деятельности в сфере лесного хозяйства в связи с отсутствием необходимого количественного состава работников лесного хозяйства; сложную систему перевода лесных поселков в земли населенных пунктов; проведение рубок лесных насаждений; создание и охрана защитных лесных насаждений; юридическое отсутствие территорий для восстановления лесов на территории региона.
Совершенствование системы управления лесным комплексом региона должно начинаться с проработки содержательной модели управления. Ее целесообразно рассматривать как совокупность отдельных механизмов управления, сочетающую следующие механизмы: организационно-экономический, институционально-правовой, механизм экологизации природопользования, механизм фискального и финансово-кредитного регулирования, механизм инвестиционного обеспечения инновационного развития.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: выбрать оптимальную модель построения системы управления лесным комплексом в регионе; адаптировать существующую федеральную и региональную нормативно-правовую базу к современным рыночным условиям; решить вопрос с кадровым обеспечением лесной отрасли региона; организовать работу отделов маркетинга; урегулировать отношения собственности паевых неиспользуемых земель; совершенствовать экономический механизм в региональном лесном секторе в целях увеличения доходов лесного хозяйства региона и введения.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в работе государственных и муниципальных организаций, занимающихся управлением лесным хозяйством региона. Кроме того, эти данные могут применять и различные организации ЖКХ при разработке и принятии решений, касающихся благоустройства и озеленения территорий, что позволит вовремя принимать оптимальные решения и повысит качество благоустройства и озеленения города в целом.
Апробация результатов диссертационного исследования. В рамках диссертационного исследования были опубликованы две научные работы.
Структура исследования состоит из введения, трех разделов, списка источников и литературы и приложений.
Лесное хозяйство выступает отраслью, которая осуществляет систему мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров и защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса. Государственное регулирование лесным хозяйством закреплено в Лесном кодексе Российской Федерации и осуществляется на основании рыночной модели управления, которая сложилась в ходе осуществления административной реформы, а также в ходе реализации реформ в бюджетно - финансовой сфере и принятом разграничении и делегировании полномочий по ведению лесного хозяйства между органами государственной власти, субъектами РФ и ОМСУ в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ведение лесного хозяйства охватывает: систему государственного управления лесами; систему использования лесных ресурсов; охрану, защиту и воспроизводство лесов; климатическую политику; систему платежей за пользование лесами; систему информатизации лесного хозяйства и систему научного и кадрового обеспечения. К основным принципам ведения лесного хозяйства в Российской Федерации можно отнести: федеральную
собственность на земли лесного фонда; разделение лесоуправления и хозяйственной деятельности в лесах; децентрализацию лесоуправления путем передачи части функций государственного управления лесами субъектам Российской Федерации; признание заявительного характера и платности использования лесов; применение аренды лесных участков как основного вида использования лесов и выполнение арендаторами комплекса лесохозяйственных работ на арендованных территориях.
Белгородская область - регион с развитой экологической культурой. Принятая в регионе политика нацелена на повышение экологической стабильности окружающей среды, сохранения и приумножения природных ресурсов. Основное направление при ведении деятельности по управлению лесным комплексом - сохранение существующих лесных насаждений на территории области и создание новых защитных насаждений на землях, не используемых для ведения сельского хозяйства. Осуществлять данную деятельность на территории региона призвано Управление лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области. Для выполнения хозяйственных функций организованы также областные государственные автономные учреждения «Алексеевский лесхоз», «Грайворонский лесхоз», «Валуйский лесхоз», «Белгородский лесопитомник», Областное государственное специализированное автономное учреждение «Лесопожарный центр».
Общая площадь всех лесов на территории Белгородской области составляла 248,2 тыс. га. Леса Белгородской области состоят из лесного фонда, заповедника «Белогорье», лесов Министерства обороны и безопасности, лесов, расположенных на землях населенных пунктов и лесов иных категорий. По состоянию на 31 декабря 2017 года заключено 107 договоров аренды лесных участков, охватывающих площадь 67,7 тыс. га для следующих видов использования лесов: осуществления рекреационной деятельности; строительства; заготовка древесины; охотничье хозяйство; сельское хозяйство и пр.
Огромное внимание в регионе уделяется охране и воспроизводству лесов, защите леса, осуществлению федерального государственного лесного контроля и надзора. Для создания комфортного жизненного пространства для жителей Белгородской области реализуются различные проекты, например, проект «Зеленая столица».
Анализ социологического исследования «Анализ благоустройства и озеленения дворовых территорий городского округа «Город Белгород» показал, что
- во-первых, можно с уверенностью сказать, что абсолютно всех жителей волнует состояние, содержание и внешний вид своей дворовой территории; практически все оценивают исключительную важность данного вопроса, и любого человека, несомненно, волнует общее состояние окружающего его пространства, а также озеленение и благоустройство территории;
- во-вторых, респонденты значительно выше оценивают уровень благоустройства города Белгорода в целом (63%), нежели уровень благоустройства своего двора, (21%); респонденты также значительно выше оценивают общий уровень озеленения города Белгорода (71%), чем уровень озеленения своего двора;
- в-третьих, респонденты отметили «высокий» уровень озеленения города Белгорода, что подтверждает статус Белгорода как зеленой столицы;
- в-четвертых, практически половина респондентов считают работу управляющих компаний удовлетворительной (43%); количество респондентов, отметивших неудовлетворительную и хорошую работу управляющих компаний практически одинаково - 29% и 25%;
- в-пятых, около половины опрошенных считают, что общий уровень благоустройства и озеленения двора за последние три года повысился;
- в-шестых, можно отметить, что самыми важными пунктами благоустройства жилого двора являются детские площадки (22%), парковочные места для автомобилей (21%), автомобильные, внутридворовые и пешеходные дороги (20%) и уличное освещение (17%);
- в-седьмых, можно выделить основные проблемы городских дворовых территорий Белгорода, а именно: проблема парковочных мест, состояние внутридворовых дорог, плохая уборка территории, отсутствие газонов, цветников;
- в-восьмых, изучая вовлеченность населения в работы по озеленению и благоустройству двора, можно сделать следующий вывод, что 64% респондентов «хотели бы принять участие» в мероприятиях посвященных благоустройству и озеленению двора, 26% из опрошенных уже участвовали хотя бы в одном мероприятии;
- в-девятых, наиболее предпочтительными формами участия населения в озеленении и благоустройстве двора считаются «привлечение денежных средств населения» (25%) и «привлечение жителей к работам по благоустройству на общественных началах» (64%);
- в-десятых, принимают участие в мероприятиях по озеленению и благоустройству и хотят принять участие в таких мероприятиях, в основном, люди в возрасте от 55 и старше; наименьший процент в этом плане составляют люди от 18 до 24 лет - для привлечения молодежи, необходимо предусмотреть пропагандистские акции, новые формы работы с этой возрастной категорией.
Данное исследование отразило все сильные и слабые стороны проблемы благоустройства и озеленения дворовых территорий городского округа «Город Белгород», показало отношение жителей к волнующим их проблемам.
На сегодняшний день в системе лесного хозяйства Белгородской области существуют нерешенные проблемы, которые напрямую препятствуют качественному повышению уровня эффективности охраны, использования, защиты и, соответственно, воспроизводства региональных лесов, улучшению их качества и продуктивности, сохранению важных экологических функций существующих лесных насаждений и биологического разнообразия в Белгородской области, что значительно снижает перспективы лесного комплекса. К современным проблемам можно отнести затруднение осуществления деятельности в сфере лесного хозяйства в связи с отсутствием необходимого количественного состава работников лесного хозяйства; сложную систему перевода лесных поселков в земли населенных пунктов; проведение рубок лесных насаждений; создание и охрана защитных лесных насаждений; юридическое отсутствие территорий для восстановления лесов на территории региона.
Совершенствование системы управления лесным комплексом региона должно начинаться с проработки содержательной модели управления. Как правило, существующая в современной России модель управления лесным хозяйством характеризуются искаженностью в процессе применения западных моделей управления и отсутствием улучшения российской реальности в связи с общей несостоятельностью теоретических основ системы управления лесным хозяйством России.
Анализ современной системы управления лесным хозяйством показывает, что существующая система управления не срабатывает с достаточным уровнем результативности, так как построена на основе командно-административной модели управления лесами и предусматривает чрезмерно унифицированную спецификацию субъектов хозяйствования. Систему управления эффективностью лесного комплекса Белгородской области целесообразно рассматривать как совокупность отдельных механизмов управления, которые в том или ином ключе охватывают важнейшие направления развития регионального лесного комплекса. В его структуре должны функционировать следующие механизмы:
организационно-экономический, институционально-правовой, механизм экологизации природопользования, механизм фискального и финансово-кредитного регулирования, механизм инвестиционного обеспечения инновационного развития.
Основными целями развития лесного хозяйства Белгородской области и совершенствования системы управления лесным фондом региона являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Для достижения поставленных целей в системе управления региональными лесами необходимо решить следующие задачи:
- выбрать оптимальную модель построения системы управления лесным комплексом в регионе, учитывающую все характерные признаки и особенности региона, например, систему интегрированного управления эффективностью регионального лесного комплекса, включающую в себя различные экономические механизмы и подсистемы, позволяющие регулировать лесную отрасль;
- адаптировать существующую федеральную и региональную нормативно-правовую базу к современным рыночным условиям, в рамках которых складывается деятельность всей системы управления лесным комплексом как в России, так и в условиях каждого конкретного региона; полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в сфере лесных отношений должны быть четко определены и разграничены для качественного осуществления хозяйственной деятельности в лесном секторе;
- решить вопрос с кадровым обеспечением лесной отрасли региона посредством осуществления политики «умного» финансирования, заключающейся в создании системы, позволяющей увеличивать заработную плату, присваивать классные чины, звания, категории, а также повышать в должности людей, которые этого, действительно, заслуживают; будет также не лишней разработка должностных характеристик для работников лесной отрасли разных групп, устранение существующего системного дублирования в работе, улучшение структуры существующего аппарата управления, наделение работников новыми функциями, согласно требованиям рыночной экономики;
- для осуществления хозяйственной деятельности в сфере лесного хозяйства региона, для более качественной и количественной отдачи, была бы целесообразной организация работы отделов маркетинга, которые занимались бы внешними и внутренними связями, рекламой продукции и ее реализацией, а также организацией рынка сбыта существующей в регионе лесной продукции; это позволит обеспечить дальнейшее совершенствование и развитие рыночных отношений в региональном лесопользовании;
- урегулирование отношений собственности паевых неиспользуемых земель для последующей высадки и воспроизводства лесов на территории Белгородской области посредством создания специального, нормативно и законодательно закрепленного механизма; это позволит качественно повысить интенсивность ведения регионального лесного хозяйства;
- совершенствование экономического механизма в региональном лесном секторе в целях увеличения доходов лесного хозяйства региона и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий, к примеру, посредством создания государственных холдингов, которые позволят сохранить главенствующую роль государства на различных уровнях управления в определении приоритетов хозяйственного освоения лесоресурсного потенциала региона.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар.
голосованием 25.12.1993 : ред. от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136 - ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ : ред. от 03.08.201 : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
6. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28.12.2013 г.№415-ФЗ //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
7. О землеустройстве [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
8. Об особенностях предоставления гражданам земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
9. О сокращении выбросов парниковых газов [Электронный ресурс]
: Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2013 г. № 752 //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
10. О Климатической доктрине Российской Федерации[Электронный ресурс] : Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 г. № 861- рп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
11. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
12. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 г. № 1989-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
13. О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 419 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
14. О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
15. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 318 //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
16. Об утверждении Положения о продаже лесных насаждений для
заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства РФ от 27.11.2014 г. № 1261 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
17. Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года №
160 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
18. Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов [Электронный ресурс] : Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 г. № 223 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
19. О проведении в 2017 году в Белгородской области Года экологии [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 20.12.2016 г. №790-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
20. Лесной план Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Губернатора Белгородской области от 23.11.2017 г. № 118 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
21. О концепции областного проекта «Зеленая столица» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Белгородской области от 25.01.2010 г. №35-рп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
22. О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 11 января 2010 года № 1-пп [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 19.12.2016 г. № 449- пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
23. Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального значения Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 15.08.2016 г. № 299-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
24. Абанина, Е. Н. Государственное управление лесным хозяйством в России [Текст] / Е. Н. Абанина // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 1 (92). - С. 327-329.
25. Апсалямова, С. О. Концептуальный подход к развитию механизма стратегического управления региональным лесным комплексом [Текст] / С. О. Апсалямова, О. З. Хуажев // Экономика и эффективность организации производства. - 2018. - № 27. - С. 29-32.
26. Аналитический доклад «Риски реализации Парижского
климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России» [Электронный ресурс] // Сайт аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. - Режим доступа:
http://ac.gov.ru/files/content/9605/ ipem-pa-report-pdf.pdf
27. Башкардин, И. В. Перспективы развития лесного хозяйства Российской Федерации [Текст] / И. В. Башкардин // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 6. - С. 25-25.
28. Белгородские работники лесного хозяйства проходят повышение квалификации [Электронный ресурс] // Сайт Управления охотничьего и лесного хозяйства Белгородской области. - Режим доступа: http://beluprles.ru/press-centr/belgorodskie-rabotniki-lesnogo-hozyajstva-prohodya
29. Бутова, Т. В. Анализ современной системы управления лесным хозяйством [Текст] / Т. В. Бутова, М. К. Кривцова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. - № 3. - С. 218-221.
30. Бутова, Т. В. Субъекты и объекты государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации [Текст] / Т. В. Бутова, М. К. Кривцова, М. А. Подзорова // Theoretical &Applied Science. - 2014. - № 3 (11). - С. 107-110.
31. Вебер, М. Основные социологические понятия [Текст] / М. Вебер. - М., 1990. - 456 с.
32. Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова [Электронный ресурс] // Официальный сайт лесотехнического университета им. Г.Ф. Морозова. - Режим доступа:http://vgltu.ru
33. Вохмянин, И. А. Совершенствование условий управления лесным комплексом [Текст] / И. А. Вохмятин // Вопросы территориального развития.
- 2017. - № 2 (37). - С. 4.
34. Горбунова, Н. А. Руководство лесным хозяйством России -
составная часть управления в сфере экологии [Текст] / Н. А. Горбунова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 201 - № T4. - С. 61-65.
35. Гребенюк, В. В. Актуальные вопросы формирования системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации [Текст] / В. В. Гребенюк / В сборнике: Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Елец, 2014. - С. 219-225.
36. Еникеева, Л. А. Экономико-правовые аспекты управления лесным хозяйством как фактор роста качества жизни населения [Текст] / Л. А. Еникеева, М. С. Ширшикова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2014. - Т. 2. - № 5-3 (10-3). - С. 340-343.
37. Жмакина, М. А. Содержательная модель управления лесным комплексом [Текст] / М. А. Жмакина. - Брянск, 2018. - С. 41.
38. Зайцева, Х. И. Роль и значение лесного комплекса в экономике РФ [Электронный ресурс] / Х. И. Зайцева, И. С. Зиновьева / Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2014» «Актуальные вопросы функционирования и развития лесного сектора экономики на федеральном и региональном уровне». - Режим доступа:https://scienceforum.ru/2014/article/2014000412
39. Зиновьева, И. С. Экономические проблемы развития лесного фонда территории [Текст] / И. С. Зиновьева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 2. - С. 36-39.
40. Значение лесного сектора в экономике России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. - Режим доступа:http://www.rosleshoz.gov.ru/ media/monitoring/769
41. Информационная система дистанционного мониторинга ИСДМ -
Рослесхоз [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. - Режим доступа:
http://satcatalog.infospace.ru/main_pages/about.shtml
42. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.:ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. - 320 с.
43. Клейнхоф, И. А. Реформирование системы управления лесами и лесным хозяйством через призму кризисных ситуаций [Текст] / И. А. Клейнхоф // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - Т. 7. - № 5 (98). - С. 58-65.
44. Колиснык, Б. И. Методологические основы организации системы интегрированного управления эффективностью лесного сектора [Текст] / Б. И. Колысник // Экономист. - 2010. - № 8.- С.14-17.
45. Консенсус-прогноз по результатам анализа прогнозов аналитических центров (РАН, Институт Гайдара, EIU, Венский Институт Международных Исследований) [Электронный ресурс] // Сайт Института «Центр развития». - Режим доступа:https://dcenter.hse.ru/prog2
46. Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов. СПб.: ФБУ «СПбНИИЛХ», 2015. - 16 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФБУ «СПбНИИЛХ». - Режим доступа:http://spb-niilh.ru/pdf/Rosleshoz_booklet.pdf
47. Кривцова, М. К. Анализ эффективности сформировавшейся системы государственного управления лесным хозяйством России [Текст] / М. К. Кривцова / В сборнике: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE «Consilium». - 2015. - С. 129-133.
48. Кукшин, А. И. Инновационное управление народно¬
хозяйственными комплексами (на примере лесной отрасли) [Текст] / А. И. Кукшин // Вестник Московского государственного университета леса -Лесной вестник. - 2014. - Т. 18. - № 3. - С. 56-64.
49. Курбангалиева, А. Р. Информационная система управления лесным хозяйством [Текст] / А. Р. Курбангалиева / В сборнике: Начало в науке, Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов. Ответственный редактор Р.Р. Ахунов. - М., 2014. С. 136-138.
50. Леса России [Электронный ресурс] // Сайт Свободной энциклопедии «Википедия». - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Леса_России
51. Лесное хозяйство [Электронный ресурс] // Сайт Свободной
энциклопедии «Википедия». - Режим доступа: - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесное_хозяйство
52. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. - М., 2006. - 450 с.
53. Миронов, А. В. Частно-государственное партнёрство в лесном комплексе региона: результаты реализации и проблемы развития [Текст] / А. В. Миронов, Р. Ю. Селименков // Вопросы территориального развития. - 2013. - № 4 (4). - С. 1.
54. Морковина, С. С. Механизмы диверсификации в лесном комплексе [Текст] / С. С. Морковина, И. О. Торжков // Лесотехнический журнал. - 2017. - Т. 7. - № 3 (27). - С. 253-264.
55. Мохирев, А. П. Критерии оценки устойчивого управления лесным хозяйством [Текст] / А. П. Мохирев, В. В. Дрягин // Актуальные проблемы лесного комплекса. - 2013. - № 37. - С. 19-22.
56. Мусаликин, В. В. Системный подход в управлении лесным комплексом России [Текст] / В.В. Мусаликин // Управленческие науки в современном мире. - 2016. - Т. 2. - № 1. - С. 171-174.
57. Научно-технический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Сайт. - Режим доступа:http://nts.sci-lib.com/article0002411.html
58. Обзор «Лесной комплекс России в 2017-2018 гг»: за 4 года Россия в 1,8 раза сократила зависимость от импортной лесопромышленной продукции, но доходы от экспорта не могут выйти на уровень десятилетней давности [Электронный ресурс] / Сайт «Исследования и аналитика в ЛПК». - Режим доступа:http://whatwood.ru/lesnoy-kompleks-rossii-v-2017-2018/
59. Олифтаев, И. Г. Создание лесного хозяйства и основные требования для создания и ведения лесного хозяйства [Текст] / И. Г. Олифтаев // Законодательство. - 2017. - № 2 (26). - С. 68-72.
60. Панина, О.В. Статистический анализ государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации в современных условиях [Текст] / О. В. Панина, М. К. Кривцова, М. А. Подзорова // Вестник Университета. - 2015. - № 1. - С. 41-44.
61. Песьякова, Т. Н. Концептуальный подход к управлению лесным региональным комплексом на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / Т. Н. Песьякова / В сборнике: Комплексные научные исследования и сотрудничество в Арктике: взаимодействие вузов с академическими и отраслевыми научными организациями Материалы Всероссийской конференции с международным участием. - 2015. - С. 305-309.
62. Подполкова, Д. С. Системы устойчивого управления лесным хозяйством. Основные принципы [Текст] / Д. С. Подполкова, Н. Н. Попова / В сборнике: Научному прогрессу - творчество молодых материалы X международной молодежной научной конференции по естественнонаучным и техническим дисциплинам. Поволжский государственный технологический университет. - Поволжье, 2015. - С. 174-176.
63. Пучков, В. В. Промышленный кластер как инструмент
регионального территориального планирования в лесном комплексе [Текст] / В. В. Пучков, М. В. Утевская // Экономика и управление. - 2017. -
№ 11 (145). - С. 75-81.
64. Сайт Федерального агентства лесного хозяйства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. - Режим доступа: http://rosleshoz.gov.ru/
65. Система спутникового слежения «Скаут» [Электронный ресурс] // Официальный сайт системы «СКАУТ». - Режим доступа:https://scout- gps.ru/system/
66. Соколов, А. А. Современный подход к эффективному государственному управлению лесным хозяйством [Текст] / А. А. Соколов, А. Ю. Целикова, В. С. Гаврин// Инновационная наука. - 2016. - № 12-4. - С. 128-131.
67. Управление лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области. - Режим доступа: http://beluprles.ru/
68. Ухватов, Е. Н. История реализации экологического проекта «зеленая столица» на территории Белгородской области [Текст] / Е. Н. Ухватов // Старт в науке. - 2016. - № 3. - С. 143-144.
69. Фроловичев, В. Н. Теоретические аспекты взаимосвязи
стратегического, тактического и оперативного управления лесным комплексом региона в современной экономике [Текст] / В. Н. Фроловичев / В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции: в 10 частях. - 2013. - С. 127-130.
70. Фроловичев, В. Н. Совершенствование системы нормативно-правового обеспечения стратегического, тактического и оперативного управления лесным комплексом региона в современной экономике [Текст] / В. Н. Фроловичев / В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 142-146.
71. Хвесик, М. А. Организация интегрированного управления эффективностью лесного комплекса [Электронный ресурс] / М.А. Хвесик // Сайт журнала «Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. - 2014». - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n7organizatsiya-sistemy-integrirovannogo-upravleniya-effektivnostyu-lesnogo-kompleksa
72. Хуажев, О. З. Организационно-экономические механизмы управления лесным комплексом [Текст] / О. З. Хуажев // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2016. - Т. 4. - № 1 (21). - С. 227-231.
73. Чернякевич, Л. М. Актуальные экономические проблемы управления лесным хозяйством [Текст] / Л. М. Чернякевич / В сборнике: Современные проблемы и перспективы социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов. Редакционная коллегия: Ахмадеева М. М. и др. - М., 2013. - С. 467-472.
74. Шаханова, Д. А. Рыночный и ресурсно-потенциальный подходык стратегическому управлению лесным комплексом [Текст] / Д. А. Шаханова, Б. О. Хашир // Научное обозрение. - 2013. - № 6. - С. 160-163.
75. Шубин, В. А. Работа с кадрами - важное звено в деятельности лесохозяйственных органов [Текст] / В.А. Шубин // Лесное хозяйство. - 2000. - №1. - С.2-4.