Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС

Работа №178628

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Зарубежные исследования синдрома профессионального выгорания 7
1.2. Отечественные исследования синдрома профессионального
выгорания 17
1.3. Психолого-педагогические условия профилактики профессионального выгорания сотрудников МЧС 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 35
2.3. Рекомендации по психолого-педагогической профилактике
профессионального выгорания у сотрудников МЧС 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития общества, науки, появления новых технологий, а также улучшения старых повышается риск возникновения широкомасштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи с чем особую значимость приобретают специалисты, обладающие определенными качествами и ресурсными возможностями, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России. Во всем мире профессия пожарного-спасателя является одной из самых опасных и рискованных для жизни. Спасатели оказывают помощь людям, попавшим в беду, при этом часто рискуя собственной жизнью.
Профессия пожарного-спасателя, несомненно, одна из самых опасных. Ведь это и работа в экстремальных ситуациях, где велик риск для жизни, а также возлагается огромная ответственность за жизни и здоровье других людей. В экстремальных ситуациях пожарному-спасателю необходимо не только оценить ситуацию, приняв правильное решение, но и при этом оставаться в неизменном эмоциональном и физическом состоянии. Эффективность профессиональной деятельности пожарных-спасателей зависит как ото генетически обусловленных свойств, так и от профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью профессиональной деятельности сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России является постоянное столкновение с опасностью, что создает условия, связанные с угрозой не только для их жизни, физического и психического здоровья, но и для окружающих. Сложность деятельности сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России заключается в воздействии различного характера экстремальных ситуаций, разнообразия профессиональных задач, существенной физической и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности сотрудника. Во время и после экстремальных ситуаций возникают различные негативные психические состояния, для которых характерны острые или хронические эмоциональные переживания. Эти переживания (страх, паника, агрессивность, отчаяние) могут иметь высокую степень интенсивности, что начинает оказывать на человека дезорганизующее воздействие. Интенсивность и напряженность работы специалистов Министерства чрезвычайных ситуаций России проявляются прежде всего на психологическом уровне, в возникновении отрицательных эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, последствием которых становится психическое и физическое истощение, снижение профессиональных умений и навыков, то есть формирование синдрома «профессионального выгорания»
В связи с вышесказанным, особую необходимость в современных условиях приобретает поиск эффективных способов повышения устойчивости сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России к деструктивному влиянию стресс факторов, возникающих в профессиональной деятельности, что своим следствием будет иметь снижение риска возникновения синдрома «профессионального выгорания».
Изучение особенностей профессии пожарного-спасателя и психофизиологических особенностей сотрудника пожарно-спасательной службы встречается в работах Ванькова А.Б., Власенко Н.Ю., Гордеевой А.Н., Мушастой Н.В., Осипова А.В., Шленкова А.В., Ширванова А.А. и др.
Актуальность проблемы заключается в том, что профессиональная деятельность сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России, обеспечивающих ликвидацию последствий бедствий, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально важных качеств приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, психическому и физическому истощения и вытекающему из этого синдрому «профессионального выгорания».
В связи с этим возникает потребность в диагностике профессионально важных качеств сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России, с целью выявления синдрома «профессионального выгорания» и его дальнейшей профилактики.
Проблема исследования: при каких психологических (внутренних) условиях возникает профессиональное выгорание у сотрудников МЧС?
Объект исследования: профессиональное выгорание у сотрудников МЧС.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика профессионального выгорания сотрудников МЧС.
Цель исследования: изучить условия возникновения профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
Гипотеза исследования: Сотрудникам МЧС с преобладанием таких личностных качеств, как: индивидуалистичность, депрессивность,
импульсивность, сверхконтроль, тревожность, интраверсия - свойственен высокий уровень профессионального выгорания, а с преобладанием таких личностных качеств, как: оптимистичность, экстраверсия, ригидность - низкий уровень профессионального выгорания.
В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по проблеме профессионального выгорания у сотрудников МЧС;
2) Организация процедуры исследования (определение выборки, подбор диагностического материала, выбор методов математического анализа данных и т.д.);
3) Произвести эмпирическое исследование на предмет выявления профессионального выгорания;
4) Анализ и интерпретация полученных данных;
5) Проанализировать личностные особенности сотрудников МЧС, при которых возникает профессиональное выгорание;
6) Сформулировать рекомендации по профилактике профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
Теоретической основой исследования явились работы Фрейденбергера Г., который ввел термин профессионального выгорания для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые работают в системе «человек-человек», а также Маслач К., разработавшей научный подход к изучению проблемы профессионального выгорания, рассматривая его как трехфакторную систему.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по выбранной проблеме;
2) Экспертная оценка;
3) Тестирование;
4) Методы математической обработки результатов исследования.
Методики исследования:
1) Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ в адаптации Л.Н. Собчик);
2) Методика диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон);
3) Методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
База и выборка исследования: ГУ МЧС России по Белгородской области. В исследовании приняли участие 85 сотрудников МЧС в возрасте от 25 до 45 лет.
Практическая значимость работы: заключается в формулировке рекомендаций по профилактике профессионального выгорания у сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Объем работы без приложений - 85 листов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема предотвращения катастроф, ликвидации их последствий является актуальной проблемой не только в России, но и во всем мире. Это обусловлено возросшим количеством и масштабом катастроф, увеличением людских и материальных потерь, что наносит непоправимый ущерб развитию, а порой ставит под угрозу существование самого человечества. От катастроф страдают не только граждане нашей страны, но и спасатели, призванные спасти и ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации. Несмотря на то, что сотрудники МЧС имеют оборудование и экипировку для разрешения практически любых чрезвычайных ситуаций, влияние стрессогенных факторов во время работы крайне негативно сказывается на их психологическом и физическом здоровье. Стресс не является однозначно негативным феноменом, помимо напряжения всего организма он дает силы для преодоления ситуации. Сотрудники МЧС, имея великолепную подготовку и оборудование используют собственное напряжение для спасения людей, будь то ситуация с обрушающимся или горящим зданием, землетрясением или лесным пожаром, стремительно уничтожающими города, деревни и т.д. За всё время своей работы, спасатели сталкиваются со многими страшными картинами, смертью и страданиями людей, родственниками погибших или потерявших всё. От этого страдает психическое состояние самих спасателей. Работа психолога МЧС направлена не только на первоначальный отбор кандидатов на службу, но и диагностика, выявление негативных последствий деятельности сотрудников и профилактика профессионального выгорания, которое включает в себя спектр проблем самого разного характера, от взаимоотношений с коллегами и общего снижения психического и физического благополучия, неадекватной оценке собственной роли и роли работы в масштабах общества, до конфликтов вне работы (с семьей, родными и близкими и т.д.).
Проанализировав научную литературу по проблеме профессионального выгорания, в том числе у сотрудников спасательных служб, нам были сделаны следующие выводы:
1. Профессиональное выгорание у сотрудников МЧС обуславливается особенностями их сложной профессии, так как деятельность происходит в условиях, опасных для жизни и здоровья, и постоянном нервно-психическом напряжении.
2. Профессиональное выгорание у сотрудников МЧС обуславливается наличием и развитостью определенных личностных характеристик, которые препятствуют, или напротив способствуют его развитию.
Исходя из этого, в начале работы нами была поставлена гипотеза о том, что определенные личностные характеристики (оптимистичность, экстраверсия, ригидность) препятствуют развитию профессионального выгорания у сотрудников МЧС, и напротив, личностные характеристики (индивидуалистичность, депрессивность, сверхконтроль, тревожность, импульсивность, интраверсия), способствующие развитию профессионального выгорания у сотрудников МЧС. В ходе проведенного эмпирического исследования данная гипотеза была нами подтверждена. Были разработаны рекомендации для психолога МЧС, направленные на психолого-педагогическую профилактику профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
Также были рассмотрены программы психолого-педагогической профилактики профессионального выгорания у сотрудников МЧС. На их основе были составлены рекомендации, направленные на развитие условий труда, а также личностных характеристик, препятствующих развитию профессионального выгорания у сотрудников МЧС.



1. Агатипова, Е.С. Жизнестойкость как внутренний ресурс, препятствующий возникновению эмоционального выгорания у сотрудников МЧС / Е.С. Агатипова // Социально-экономические явления и процессы - Тамбов: Федеральное государственное бюджетное военное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». 2012. С.238-243.
2. Агатипова, Е.С., Левина, Н.А. Психологические ресурсы
жизнестойкости и проблема предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС / Е.С. Агатипова, Н.А. Левина // Социально-экономические явления и процессы - Тамбов: Федеральное
государственное бюджетное военное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». 2012. С.238-243.
3. Бадалян, Ю.В. Эмоциональное выгорание сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России / Ю. В. Бадалян // Теория и практика общественного развития. - 2012 - № 4 - С. 120-122.
4. Бекренёв, В.Д. Психическая напряженность и особенности ее проявления у спасателей МЧС России: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 - Москва. - 2008. - 166 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб - 2009. - 278 с.
7. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
8. Бухтияров, И.В. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. / И. В. Бухтияров, М. Ю. Рубцов // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. - 2014. - №2. - С. 106-111.
9. Ваньков, А.Б. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников МЧС / А. Б. Ваньков, С. А. Сахаров // Достижения вузовской науки: от теории к практике сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - №1. - С. 100-104.
10. Власенко, Н.Ю. Исследование условий и механизмов развития синдрома эмоционального выгорания среди сотрудников МЧС / Н. Ю. Власенко, Н. Г. Семенова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. . - 2016. - №2. - С. 125-129.
11. Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер, 2009. - 336 с.
12. Гордеева, А.Н. Профессиональное выгорание сотрудников МЧС с разными типами личностного реагирования на стрессовую ситуацию / А. Н. Гордеева // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2017. - №17-3. - С. 85-94.
13. Дежкина, Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации: дис. канд. псих. наук: 19.00.03 - Санкт- Петербург. - 2008. - 175 с.
14. Дутов, В.И. О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И. Дутов // сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО. - 1980.
15. Елисеева, И.Н. - История развития отечественной экстремальной психологии: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 - Москва. - 2015. - 286 с.
16. Земскова, А. Личностные особенности пожарных ГПС МЧС России / А. Земскова, Н. А. Кравцова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2013. - №3. - С. 170¬176.
17. Калашникова, М.М. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников УИС и МЧС России / М. М.Калашникова, И. А. Фараонова // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе. - 2017. - №1. - С. 191-197.
18. Камнева, Е.В. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел: факторы и формы проявления / Е.В. Камнева // М.: ФГУ ВНИИ МВД, 2011. - 108 с.
19. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Ковалев. - СПб.: Питер, 1996. - 358 с.
20. Кошкаров, В.С. Влияние места несения службы и стажа работы на индивидуально-личностные особенности сотрудников пожарной охраны / В.С. Кошкаров, Н.Н. Щаблов // Научно-аналитический журнал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России «Проблема управления рисками в техносфере», 2010. - № 4 (16) - С. 97-103.
21. Круглова, М. А., Агрессия как предиктор профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов / М. А. Круглова, В. Г. Круглов, Л. А. Верещагина, Л. Н. Горюнова, В. Е. Погребницкая, Р. Р. Мулюкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №11(129). - С. 274-278.
22. Кулаковская, В.И. Определение групп сотрудников МЧС, наиболее подверженных профессиональному выгоранию / В. И. Кулаковская, О. В. Гуменюк // Безопасность в чрезвычайных ситуациях. -
2016. - №1. - С. 124-127.
23. Ларина, А. А. Профессиональная деформация сотрудников МЧС / А. А. Ларина // Территория науки. - 2014. - №5. - С. 63-66.
24. Лебедев, А.Н. Камнева, Е.В. Буянова, С.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей на профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел / А.Н. Лебедев, Е.В.
Камнева, С.М. Буянова// Вестник финансового университета. - 2012. - С. 58-63.
25. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 2017. - 344 с.
26. Логинова, О.В. Структура мероприятий по психологической и психофизиологической профилактики и коррекции в МЧС России / О.В. Логинова // Белгород, 2019. - 8 с.
27. Лоскутова, А.И. Признаки и пути предупреждения профессионального выгорания у сотрудников МЧС / А. И. Лоскутова // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур. - 2017. - №1. - С. 112-116.
28. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
29. Марьин, М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин // Психологический журнал. - 1990. - С.102-109.
30. Марьин, М.И. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы / М.И. Марьин // Москва. - 1998. - 100 с.
31. Марьин М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы / М.И. Марьин // Москва. - 1998. - 30 с.
32. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди
справляются. - СПБ: Питер, 2014. - 514 с.
33. Мушастая, Н.В. Методические рекомендации для студентов -
психологов «Синдром эмоционального выгорания: основные
интерпретации и научные подходы» / Н.В. Мушастая // Ростов н Дону: Издательство совета ЮФУ. - 2007. - 32 с.
34. Мушастая, Н.В. Профессиональный отбор сотрудников экстремальных профессий / Н.В. Мушастая // Материалы XXXV научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов ЮФУ. Ростов-на- Дону. - 2007.
35. Мушастая, Н.В. Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации / Н.В. Мушастая // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург. - С.147-149.
36. Мушастая, Н.В. Синдром выгорания в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями / Н.В. Мушастая // Наука и знание: Материалы XXXIII научной конференции студентов и молодых учены вузов южного федерального округа. Краснодар. - 2006. - С.175-176.
37. Мушастая, Н.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями / Н.В. Мушастая // Наука и знание: Материалы VII научной-методической конференции. Новороссийск. - 2005. - С.54.
38. Мушастая, Н.В. Синдром эмоционального выгорания сотрудников МЧС как показатель профессиональной дезадаптации / Н.В. Мушастая // Российский психологический журнал. - 2007. - C.56-57.
39. Мушастая, Н.В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций: дис. канд. псих. наук: 19.00.13 - Ростов-на-Дону. - 2007. - 177 с.
40. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. - 329 с.
41. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / Е.В. Орел // Психологический журнал. - 2001. - С.89-100.
42. Осипов, А.В. Профессионально важные качества сотрудников
пожарно-спасательных формирования на разных этапах профессионального становления: дис. канд. псих. наук: 19. 00. 13. - Ростов на Дону. - 2009. - 197 с.
43. Петрова, Ю.В., Жигинас, Н.В. Стресс и готовность к риску
сотрудников МЧС / Ю.В. Петрова, Н.В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета - Томск: Федеральное государственное бюджетное военное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет». 2014. С.52-55.
44. Румянцева, Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии / Т. Т. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
45. Трунов, Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Г. Трунов // Журнал практического психолога. - 1998. - № 5.
46. Хлоповских, Ю.Г. Синдром профессионального выгорания в деятельности сотрудника ГПС МЧС России / Ю. Г. Хлоповских // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2016. - №1(7). - С. 33¬37.
47. Хлоповских, Ю.Г. Синдром профессионального выгорания в деятельности спасателя МЧС: причины, особенности и способы поведения / Ю. Г. Хлоповских, А. В. Кравцов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2015. - №1(6). - С. 279-284.
48. Холуева, К.А. Ценностные ориентации служащих пожарно-спасательных формирований. / К.А. Холуева // Сборник научных трудов Sword. - 2013. - С.78-28.
49. Чудакова, М.Ю. Психологические детерминанты
профессионального выгорания пожарных / М. Ю. Чудакова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2014. - №3(11). - С. 131-139.
50. Ширванов, А.А., Камнева, Е.В. Факторы профессионального
выгорания сотрудников МЧС России / А.А. Ширванов, Е.В. Камнева // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - М.:
Федеральное государственное бюджетное военное учреждение высшего образования «Академия гражданской защиты МЧС России». 2016. С.105-108.
51. Шленков, А.В. Психологическое обеспечение
профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: дис. канд. псих. наук: 05.26.03 - Санкт-Петербург. - 2009. - 393 с.
52. Шленков, А.В. Кошкаров, В.С. Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей / А.В. Шленков, В.С. Кошкаров // Вестник Санкт- Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - С.115-119.
53. Pines, A.M. Occupational burnout: a cross-cultural Israeli Jewish- Arab perspective and its implications for career counseling. Career Development International. 2003. Vol. 8. PP. 97-106.
54. Freudenberger, H. Staff burnout. Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. PP.159-165.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ