ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ В САМООБСЛУЖИВАНИИ 7
1.1. Проблема развития самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста в научных исследованиях педагогов и психологов 7
1.2. Особенности развития самостоятельности в самообслуживании у
детей младшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни 19
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В САМООБСЛУЖИВАНИИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ 28
2.1. Определение уровня развития самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни 28
2.2. Содержание образовательной работы по развитию самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни 37
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Младший дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность ребенка, формируются навыки самообслуживания. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности формирующейся личности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Интерес к проблеме формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников обусловлен, прежде всего, тем, что это стремление к свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Вопросы формирования самостоятельности рассматриваются в работах многих отечественных педагогов и психологов -Е.Ф. Акуловой, Ю.А. Афонькиной, Г.М. Бабаназаровой, О.Ф. Борисовой, И.В. Вирченко, А.Р.Гараевой, Г.Н. Годиной, Т. Гуськовой, З.В. Елисеевой, К.П. Кузовковой, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Г.А.Урунтаевой, Т.Н. Филютиной, и др.
Своевременное развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста расширяет возможности познания, общения, подготавливает их к успешной адаптации в дошкольной организации, а затем и вхождение в школьную жизнь. Поэтому проблема развития самостоятельности является актуальной в воспитании детей дошкольного возраста. Первые шаги в проявлении самостоятельности можно наблюдать уже к концу третьего года жизни. Прежде всего, ребенок начинает проявлять самостоятельность в самообслуживании - в выполнении культурно-гигиенических процедур, одевании и раздевании, во время еды.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах.
Например, исследования З.В. Елисеевой, А.А. Люблинской посвящены изучению этапов, условий и методов развития самостоятельности у малышей. З.В. Елисеева в своей диссертации изучала воспитательный потенциал семьи, условия воспитания самостоятельности у младших дошкольников, создаваемые в семье, а также вопросы психолого-педагогической грамотности родителей.
В исследовании Т.Н. Филютиной показано значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
По мнению Л.Н. Галигузовой и Е.О. Смирновой истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении.
В исследованиях О.Ф. Борисовой самостоятельность рассматривается как база формирования социальных компетенций дошкольника. Значительная роль отводится взрослым, так как с их помощью самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Особая роль в формировании навыков самообслуживания детей отводится их родителям. Родители должны способствовать формированию навыков самообслуживания малышей, не дожидаясь, когда они подрастут. Показателем навыков самообслуживания ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс развития самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни.
Предметом исследования - педагогические условия развития самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни.
Гипотеза исследования: в процессе самообслуживания дети четвертого года жизни проявляют самостоятельность. Наиболее эффективно это будет происходить при соблюдении следующих педагогических условий:
1) формировании положительной мотивации у малышей к проявлению самостоятельности в процессе самообслуживания;
2) обогащении представлений детей об алгоритмах умывания, одевания и раздевания;
3) предъявлении единства требований педагогами и родителями к ребенку в процессе самообслуживания.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы развития самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста в современных исследованиях педагогов и психологов.
2. Раскрыть особенности развития самостоятельности в
самообслуживании у детей в младшем дошкольном возрасте.
3. Определить и апробировать педагогические условия развития самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни.
4. Выявить динамику в развитии самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни.
Методы исследования: теоретический анализ; педагогический эксперимент; наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12 г.Белгорода.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
На основе анализа научной и методической литературы мы выяснили, что изучение проблемы формирования навыков самообслуживания, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Вопросы формирования самостоятельности рассматриваются в работах многих отечественных педагогов и психологов - Е.Ф. Акуловой, Ю.А. Афонькиной, Г.М. Бабаназаровой , О.Ф. Борисовой, И.В. Вирченко, А.Р. Гараевой, Г.Н. Годиной, Т. Гуськовой, З.В. Елисеевой, К.П. Кузовковой, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой, Т.Н. Филю- тиной, и др.
Исследования психологов доказывают, что в период младшего дошкольного возраста открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.).
Исследования З.В. Елисеевой, А.А. Люблинской посвящены изучению этапов, условий и методов развития самостоятельности у малышей. З.В. Елисеева в своей диссертации изучала воспитательный потенциал семьи, условия воспитания самостоятельности у младших дошкольников, создаваемые в семье, а также вопросы психолого-педагогической грамотности родителей.
В исследовании Т.Н. Филютиной показано значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
Особая роль в формировании навыков самообслуживания детей отводится их родителям. Родители должны способствовать формированию навыков самообслуживания малышей, не дожидаясь, когда они подрастут. Показателем навыков самообслуживания ребенка является результативность его действий.
Практическая работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 12г. Белгорода. В исследовании приняли участие 20 детей второй младшей группы, и состояла из трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
Для исследования самостоятельности детей в самообслуживании нами были использованы следующие критерии:
- наличие у детей элементарных представлений о культурно-гигиенических навыках, последовательности одевания и раздевания;
- выполнение детьми элементарных процессов самообслуживания (культурно-гигиенических навыков, поддержание внешнего вида в порядке, одевание, раздевание, складывание одежды).
Диагностические методы, использованные в исследовании:
- анкетирование родителей,
- беседа по сюжетной картинке,
- наблюдение за проявлением самостоятельности детей в самообслуживании.
На констатирующем этапе исследования нами были получены следующие результаты: высокий уровень проявления детьми самостоятельности в самообслуживании показали 3 ребенка (15 %), средний уровень показали 15 детей (75%) и низкий уровень показали 2 ребенка (10%).
В рамках формирующего этапа были реализованы условия гипотезы исследования:
1) формирование положительной мотивации у малышей к проявлению самостоятельности в процессе самообслуживания;
2) обогащение представлений детей об алгоритмах умывания, одевания и раздевания;
3) предъявление единства требований педагогами и родителями к ребенку в процессе самообслуживания.
На контрольном этапе исследования нами была выявлена положительная динамика в развитии самостоятельности в самообслуживании у детей четвертого года жизни, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. //http://pedlib.ru/Books/6/0092/index.shtml?from page=3
2. Акулова Е.Ф. Психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности в младшем дошкольном возрасте.//
https://elibrary.ru/download/elibrary 28392351 94642465.pdf.
3. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Уч.- методич. пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. - 256 с.
4. Бабаназарова Г.М. Научить ребенка быть самостоятельным.//В сборнике: НОВАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 119¬121.
5. Башарина А.Ю., Деткова К.В. Развитие инициативы и самостоятельности у младших дошкольников при помощи технологии "групповой сбор".//Образование и наука в современных условиях. 2015. № 2 (3). С. 46-48.
6. Богданова Н.Н. Использование игровых ситуаций в формировании трудовых умений и навыков у младших дошкольников.//В сборнике: Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве сборник материалов Всероссийского симпозиума. 2014. С. 78-82.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
8. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 124-132.
9. Варга А.Я., Столин В.В. Стили родительского отношения. - СПб.: Ле¬ний сад, 2008. - 239 с.
10. Вирченко И.В. Самообслуживание детей младшего дошкольного возраста как средство развития самостоятельности.//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 39. С. 134-139.-
http: //sociosphera.com/files/conference/2012/k-39- 11-12.pdf
11. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 20-23.
12. Востроилова Н.В. Проблема развития самостоятельности у детей 2-3 лет.//Дошкольная педагогика. - 2015. - № 2 (107). - С. 9-11.
13. Гараева А.Р. Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.//Новое слово в науке: перспективы развития. -2017.- № 1 (11). - С. 55-56.
14. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и её влияние на развитие детских взаимоотношений. // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст / Под ред. В.Г. Нечаевой - М.: Педагогика, 2002. - 139 с.
15. Демина Ю.В. Становление самостоятельности у детей младшего возраста в процессе самообслуживания и трудового воспитания через малые формы фольклора.//В сб.: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XVII международной научно-практической конференции. Отв.ред. Н.В. Уварина, 2017. - С. 138-139.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Из- во «Детство-Пресс», 2014.- 280 с.
17. Елина А.А. Сотрудничество дошкольной организации с семьями воспитанников в группах раннего возраста.//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 1 (8). С. 132-134. -
18. Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук //https://dlib.rsl.rU/viewer/01000085055#?page=1
19. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - СПб.: Питер, 2003. - 156 с.
20.Закеева Е.И., Берёза Н.И. Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте.//В сборнике: Слагаемые педагогической практики Материалы IV Международной научно¬практической конференции. 2018. С. 74-79.
21.Запорожец Л.В.Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
22. Зорина А.А., Тюнников Ю.С. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.//Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 13-15.
23. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 2005//http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sotsialno-lichnostnogo-razvitiya-rebenka-v-period-detstva#ixzz5AmB0TNY2
24. Касаткина Е.А. Условия воспитания самостоятельности детей третьего года жизни в процессе труда по самообслуживанию.//В сб.: Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей Материалы Всероссийской студенческой научно¬практической конференции с международным участием. Отв. ред. Е.А. Жесткова, 2017. - С. 64-68.
25. Качанова Н.Т., Поляшова Н.В. Изучение эффективности трудовой деятельности для формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.//В сб. Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, 2015. С. - 275-280.
26. Климон Н.Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников.//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - Т. 3. - № 1. - С. 78-88.
27. Коломийченко Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста
в культурологической парадигме образования: дис.док.пед.наук, Пермь, 2008//http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-kulturologicheskoi-paradigme-
obrazovaniya#ixzz5Am5OmVaB
28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
29. Кордышева В.В. Изучение уровня первоначального опыта самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.//В сборнике: Технологии развития и обучения детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях Материалы Внутривузовской студенческой научно-практической конференции института психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.
2018. С. 25-29.
30. Корнеева Е. В., Кизицкая В. И., Колосова Л. Н., Соколова Т. А., Самохвалова К. М., Ерёмина Н. И., Петряева Е. М. Развитие самостоятельности детей через режимные моменты // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 23-25. — URL https: //moluch.ru/conf/ped/archive/322/14831/ (дата обращения: 16.02.2019).
31. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер. 2006.
32. ЛиповцеваА.В. Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности : дис... канд.пед. наук. - Барнаул, 2010. - 208 с.
33. Люблинская А.А. Воспитание самостоятельности у детей//Дошкольное воспитание. - 1984. - № 2.
34. Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Кнорус. 2002. - 992 с.
35. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Издатель:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
http: //biblioclub .ru/index.php?page=book red&id=55845&sr=1
36. Минина А.В. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.//Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2 (62). - С. 68-77.
37. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2015.
38. Нуриева А.Р., Галиева З.Р., Шафигуллина А.Р. Формирование трудовых предпосылок у детей раннего возраста.//В сборнике: Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы международной научно¬практической конференции. Научный центр «Диспут». - 2017. - С. 45¬47. -https://elibrary.ru/download/elibrary 29734419 46910989.pdf
39. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филологических наук, проф. Н.Ю. Шведовой: Москва, издательство «Сов. энциклопедия», 1972 г. - 846 с.
40. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368 с.
41. Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста.//Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 6-17.
42. Порембская Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста. - СПб.: Летний сад, 1999.
43. Развитие личности ребенка от года до трех. - Изд. перераб. и доп. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 510 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
45. Сайгушева Л.И., Масленникова О.Н. Технологии педагогической поддержки младших дошкольников в процессе приобщения их к самообслуживанию .//лайб
46. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск, 1997.-800 с.
47. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос.2006.
48. Соловьева В.Р., Галушко И.Г. Формирование навыка самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.// Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сб. статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 155-157.
49. Стряпухина И.С. Совместный со взрослым труд младших дошкольников как средство их приобщения к бытовому труду.//Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 4.
50. Тимофеева М.П. Создание условий для поддержки инициативы у детей 2-3 лет.// https://elibrary.ru/download/elibrary_26317226_71951577.pdf.
51. ТолмачеваА.А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания : дис...канд.пед. наук : 13.00.07. - Екатеринбург, 2006. - 210 с.
52. Трифонова Е.В. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения (теория и практика деятельностного подхода).//Детский сад от А до Я. - 2011. - № 2 (50). - С. 4-17.
53. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997. - 87 с.
54. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для пед. институтов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
55. Усольцева О.А. Образовательная ситуация «Мыльные перчатки» // Воспитатель ДОУ. - 2007. - № 6. - С.62.
56. Филатова Л.Н. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.//Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. - № 2 (19). - С. 66-70.
57. Филютина Т.Н. Формирование самостоятельности у детей трёх лет, как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению: дис.канд. пед. наук. - Омск., 1996.
58. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 657 с.
59. Шойимова Ш.С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 831-834. — URLhttps://moluch.ru/archive/65/10656/(дата обращения: 26.09.2018).
60. Щелованов Н.М., Аскарина Н.М. Воспитание детей младшего дошкольного возраста в детских учреждениях. - М., Педагогика. 1955.
61.Эльконин Д.Б. Детская психология - М.: Академия 2006. - 367 с.
62. Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей 2-4 лет. М.: Карапуз, 2012. - 92 с.
63. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - С. 28-29.