АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стремления к здоровому образу жизни у молодежи 12
1.1. Понятие и сущность феномена «тревожности» у молодежи 12
1.2. Здоровый образ жизни как фактор развития личностной тревожности у
молодежи 23
1.3. Источники формирования здорового образа жизни 36
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей молодежи склонных к здоровому образу жизни 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 51
2.3. Обсуждение результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 84
Актуальность исследования проблемы формирования здорового образа жизни в современном мире возрастает с каждым годом. В первую очередь это связано с динамично меняющейся социальной ситуацией и качеством жизни новых поколений, где молодежь находиться в огромном информативном потоке недостоверной информации о «здоровом образе жизни». В современном мире существует большое количество организаций и программ, пропагандирующих здоровый образ жизни и призывающих людей к увеличению физической активности.
Таким образом, опасностью для жизни молодежи является ограничение в удовольствие жить. Эти трудности обусловлены склонностью доверять средствам массовой информации и моде, что может привести к тревожности и неудовлетворенности жизни. Тревожный фон нынешней жизни порождает потребность в разрядке накопившегося напряжения.
Кроме того, современное общество предъявляет все больше требований к развивающейся личности, которая должна соответствовать тем или иным общественным стандартам, заложенным как людьми в целом, так и государством. К сожалению, личность все чаще оказывает инструментом манипуляций, что приводит к губительным для нее последствиям. Учитывая все перечисленные факторы, которые являются лишь одними из наиболее значимых в современном обществе, мы можем утверждать, что формирование здорового образа жизни у молодых людей имеет существенное значение для развития всего общества в целом и индивидуальной личности в частности, которая характеризуется гармоничной связью психического и физического развития, развитым самосознанием и участием в социальной жизни.
Говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь необходимо опираться на значение рассматриваемого понятия. Для этого мы обратились к преамбуле устава Всемирной Организации Здравоохранения, где сказано:
«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В предлагаемой интерпретации понятие «здоровье» описывается посредством выявления позитивных показателей, в отличие от сугубо медицинской трактовки данного понятия, где изучение проблем здоровья осуществляется посредством акцентирования внимания на негативных показателях.
В то же время, понятие «здоровый образ жизни» в рамках психолого¬педагогического направления представлен с точки зрения психологии, мотивации индивидуума к улучшению собственного здоровья. Однако крайне редко, говоря о здоровом образе жизни, исследователи раскрывают негативную его составляющую, а именно развитие тревожности, страха посредством навязанных обществом устоев, формализации их жизненного ритма, когда свободное время в большинстве своем уходит на физическую активность, подбор и приготовление здоровой пищи, а мышление направлено на отслеживание числа потребляемых калорий и необходимости следования тем или иным стандартам.
Традиционно здоровье наряду с работой, отдыхом и учебой занимает достаточно высокую позицию в системе социокультурных ценностей молодежи, однако в последние годы отмечается рост популяризации здоровья, причем не самыми адекватными методами. Средствами массовой информацией и различными интернет- ресурсами открыто доносится идея о том, что молодежь должна заниматься спортом, правильно питаться, избегать вредных привычек. Молодежь в тревожном состоянии, страхе, с внутренней напряжённостью. За счет этого в обществе формируется ряд жестких критериев к молодежи, за несоответствие которым общество может не принять молодых людей.
На наш взгляд, формирование оптимального представления о здоровом образе жизни молодежи должно базироваться на личностно-ориентированной практике, на возможности выбора молодыми людьми наиболее перспективных, по их мнению, средств формирования здорово 9
образа жизни. Это представленные позволят снизить давление на не до конца окрепшую личность и повысит уровень ее доверия к окружающему его обществу, государству и людям в целом. Молодежь при этом лишится одного из тревожащих раздражителей.
Цель исследования - выявить взаимосвязь здорового образа жизни и тревожности у молодых людей.
Задачи:
1. Описать особенности «тревожности» как психологического феномена.
2. Провести теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни» в контексте психологических исследований.
3. Провести исследование взаимосвязи здорового образа жизни на уровень тревожности и удовлетворенности жизнью у молодых людей.
4. Выполнить статистический анализ полученных результатов с последующим обсуждением.
Объект исследования - личностная тревожность.
Предмет исследования - личностная тревожность молодых людей, ориентированных на здоровый образ жизни.
Гипотеза: существует взаимосвязь показателей здорового образа жизни молодежи с личностной тревожностью.
Теоретико-методологической основой работы выступают следующие подходы: составили труды психологов. Теория тревожности (С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, А. М. Прихожан, Р.С. Немова, Г.С. Абрамова, А.Г. Александрова и П.И. Лукьяненок, А.Б. Холмогорова, В.Н. Астапов и В.А. Никитина). Работы ученых о здоровом образе жизни (М.И. Елистратова и Л.М. Житникова, Д.А. Изуткина и А.Д. Степанова, В.И. Водопьянов, С. Блажей). Современной психологии о формировании здорового образа жизни, в исследованиях (Н.Н. Бачурина, И.Н. Воробьевой, Х.В. Новиковой, А.А. Степановой)
В основе методик, использованных в эмпирическом исследовании, лежат: теория изучения тревожности (Ч. Спилбергера), профиль здорового образа жизни» (Адаптация: М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая, И. Р. Муртазина), удовлетворенность жизнью (Мельниковой Н.Н).
Методы исследования. В процессе исследования использовались такие методы как анализ, синтез научной психологической литературы.
Методом сбора информации выступили: опросниковые методы , направленные на выявление уровня личностной тревожности, опросник «профиль здорового образа жизни», диагностика удовлетворенности жизни. методы описательной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова на нормальность распределения, непараметрический метод ранговой корреляции Спирмена. Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS Statistics 23.0
По итогам проведённого исследования, отвечающего поставленной цели, были сделаны выводы, которые позволили проверить выдвинутую гипотезу о взаимосвязи показателей здорового образа жизни молодежи с личностной тревожностью и неудовлетворенности жизни. Показана особенность молодых людей с здоровым образом жизни, их личностная тревожность, и неудовлетворённость нынешней жизни.
Данная цель была достигнута. В результате описания теоретического материла и статистического анализа по проблеме взаимосвязи показателей здорового образа жизни молодежи с личностной тревожностью и неудовлетворенности жизни, проанализированы теории тревожности, факторы влияния на формирование здорового образа жизни. Рассмотрены механизмы, поддерживающие здоровый образ жизни (спорт, психологическое здоровье, правильное питание).
Здоровый образ жизни может быть объяснен различными психологическими механизмами, влияющими на выбор людей в пользу здорового поведения. Один из таких механизмов - это мотивация, связанная с потребностью в заботе о собственном здоровье. Люди, которые ценят свое здоровье, обычно склонны к здоровому образу жизни, что может быть объяснено стремлением к сохранению и улучшению своего физического и психического благополучия. Социальные механизмы также оказывают влияние на формирование здоровых привычек. Например, влияние социальной среды, норм и ценностей может стимулировать людей к выбору здорового образа жизни. Поддержка и одобрение окружающих также могут служить мощным мотивирующим фактором для поддержания здоровых практик. Психологические механизмы, связанные с саморегуляцией и пониманием важности здоровья, играют важную роль в формировании здорового образа жизни. Люди способны управлять своими желаниями и привычками, осознавая последствия своих действий для здоровья и благополучия.
Таким образом, феноменология здорового образа жизни может быть объяснена через психологические механизмы мотивации, социализации, саморегуляции и осознанности, которые влияют на поведение и выборы людей в пользу заботы о собственном здоровье.
В соответствии поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать особенности «тревожности» как психологического феномена.
2. Провести теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни» в контексте психологических исследований.
3. Провести исследование взаимосвязи здорового образа жизни и тревожности у молодых людей.
4. Выполнить статистический анализ полученных результатов с последующим обсуждением.
Мы считаем, что поставленные перед нами задачи были выполнены.
В первой главе были рассмотрены разные теоретические понятия тревожность, их критерии, факторы возникновения тревожности.
Базовые убеждения людей с тревожностью и разной степенью выраженности могут быть разнообразными. Некоторые из них могут считать, что все вокруг них опасно и угрожает их жизни, другие могут испытывать страх перед социальными ситуациями и бояться остаться один на один с другими людьми. Есть также те, кто испытывает тревожность по поводу своего здоровья или будущего, беспокоясь о возможных негативных последствиях.
Формирование здорового образа жизни у молодежи может быть обусловлено различными источниками. Во-первых, это образовательные учреждения, где обучают основам здорового образа жизни, правильного питания, физических нагрузок и т.д. Также семья и родители оказывают огромное влияние на формирование здорового образа жизни у молодежи.
Однако не всегда молодежь следует советам и здравому смыслу, и это может вызывать у них тревожность. Одним из источников тревожности у молодежи может быть недостаточная информированность о здоровом образе жизни. Рассмотренные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей, позволяют отметить, что тревожность- это поведение, которое носит разрушительный характер и причиняет вред здоровью. Также в исследование было доказано, что молодые люди, которые соблюдают здоровый образ жизни, имеют личностную тревожность и неудовлетворенности собственной жизнью.
В заключении работы обнаружилась интересная динамика взаимосвязи между здоровым образом жизни, уровнем тревожности и удовлетворенностью жизнью у студентов. Несмотря на то, что общепринято считается, что здоровый образ жизни способствует улучшению психологического благополучия, было установлено, что у 72% студентов, ведущих здоровый образ жизни, присутствует высокий уровень тревожности и неудовлетворенности жизнью.
Изучение взаимосвязи между здоровым образом жизни, тревожностью и удовлетворенностью жизнью у студентов может быть ключом к пониманию сложности психологического состояния молодежи. Возможно, такие показатели, как переживаемый стресс, социальные ожидания, академическая нагрузка и психологическая поддержка, имеют более существенное влияние на уровень тревожности и удовлетворенности у студентов, чем только здоровый образ жизни.
Таким образом, данное исследование заставляет задуматься о сложности взаимосвязи между здоровым образом жизни и психологическим благополучием у студентов, а также подчеркивает необходимость дальнейших исследований для выявления дополнительных факторов, влияющих на уровень тревожности и удовлетворенности жизнью в студенческой среде.
1. Абрамова Г.С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова, М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Александров А.Г., Лукьяненок П.И. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности: научное обозрение. 6 изд. Москва: Медицинские науки, 2016. - 5-14 с.
3. Амельченко А. А. Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня развития рефлексии личности. 4 изд. Психология и Психотехника, 2020. - 103-110 с.
4. Ананьев А.С. Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков / А.С. Ананьев, О.В. Смирнова, Ю.С. Ананьев // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 13. - С. 106-110.
5. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.
6. Атаманов А.А. Психопрофилактика тревожных расстройств / А.А. Атаманов, Т.С. Ефименко, М.О. Чернецова и др. // Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактики аддиктивных состояний. - 2013. - С. 29-32.
7. Атаманов А.А. Психопрофилактика формирования специфических механизмов психологической защиты в рамках генерализованного тревожного и панического расстройств / А.А. Атаманов // в мире научных открытий - 2011. - № 9.1. - С. 434-449
8. Бардадымов В.А. Аутентичность личности подростков на разных стадиях развития аддиктивного поведения: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. Наук / В.А. Бардадымов // Моск. гор. психолого-пед. ун-т.М., 2012. 27 с.
9. Бачурин Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Бачурин // Экономика образования. 2011. № 3. - С. 200-204.
10. Блажей С. Понятие «здоровый образ жизни» и его место в медицинском познании // Философские вопросы медицины и биологии - 1990. - Вып. 22. - С. 22-33.
11. Борисов М.М., Виленский М.Я. Формирование здорового образа жизни процессе профессиональной подготовки учителя // Тез.науч.- прак.конф. «Физическая культура и ЗОЖ». М, 1990. (4ж).
12. Бочкарева С. И., Кокоулина О. П., Копылова Н. Е., Митина Н. Ф., Ростеванов А. Г. Физическая культура. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. С. 180-181.
13. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. - Чикаго: Издательство "Олдин ", 1969. - 320 с.
14. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов. 2-е изд., доп. и испр. М.: РОССПЭН, 2006. С. 66.
15. Водопьянов В. И. Активный, здоровый образ жизни и нормология // Методологические и социальные проблемы медицины и биологии - 1986. - Вып. 6. - С. 84-95.
...54