Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Общеобразовательная организация школа «Морозко» (г. Москва).
Выборка: 28 учеников 3 "А" класса.
Есть приложения.
Введение...3
Глава 1. Теоретические основы использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальной школе... 5
1.1 Характеристика использования обучающих игр на уроках окружающего мира...5
1.2. Технология использования обучающих игр на уроках окружающего мира...14
Выводы по главе 1....23
Глава 2. Экспериментальное исследование использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальной школе...24
2.1. Анализ исследования использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальной школе...24
2.2. Результат исследования использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальной школе...33
Выводы по главе 2...44
Заключение...45
Список использованной литературы...46
Приложения....51
Актуальность исследования. Современное начальное образование ориентировано на развитие личности каждого ученика, активизацию его познавательной деятельности, формирование самостоятельности и раскрытие творческого потенциала. В этой связи, актуальным становится поиск и внедрение эффективных активных методов обучения, способных поддерживать устойчивый интерес к знаниям и формировать навыки их практического применения.
Использование обучающих игр на уроках окружающего мира представляется перспективным решением этой проблемы. Обучающие игры позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, интерактивным и эффективным. Они стимулируют познавательную активность, развивают коммуникативные навыки, формируют положительную мотивацию к обучению и создают благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Обучающая игра, как инструмент обучения, позволяет активизировать умственную деятельность ученика, превращая сложный материал в увлекательное и доступное занятие.
Объект исследования – процесс обучения окружающему миру в начальных классах.
Предмет исследования – использование обучающих игр на уроках окружающего мира в начальных классах.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальных классах.
Задачи работы:
1. Дать характеристику обучающим играм на уроках окружающего мира.
2. Проанализировать технологию использования обучающих игр на уроках окружающего мира.
3. Провести анализ исследования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальной школе.
4. Определить результаты исследования использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методологической основой исследования послужили работы таких исследователей, как: Амонашвили Ш.А., Выготский Л.С., Зимняя И.А., Кларин М.В., Леонтьев М.В., Сухомлинский М.В., Хуторской М.В., Шмаков С.А., Д.Б. Эльконин.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы внести вклад в теорию и методику начального образования, расширяя представления о возможностях использования обучающих игр как эффективного средства повышения качества обучения окружающему миру.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная в ходе исследования методика и собранные материалы могут быть использованы учителями начальной школы на уроках окружающего мира для повышения эффективности образовательного процесса.
Экспериментальная база исследования: НОУ СОШ «Морозко».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50) и приложений (5).
Данная дипломная работа была посвящена исследованию возможностей использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальных классах. Исследование подтвердило эффективность обучающих игр как метода, повышающего познавательную активность, интерес к предмету и формирующего ключевые компетенции у младших школьников.
В работе были рассмотрены теоретические основы применения обучающих игр и представлена методика их использования на уроках окружающего мира.
Основные выводы:
1. Обучающие игры – эффективное средство повышения качества обучения окружающему миру, способствующее формированию познавательного интереса, развитию логического мышления и коммуникативных навыков.
2. Разработанный комплекс обучающих игр разнообразит учебный процесс, делая его более увлекательным и результативным, формируя целостную картину мира и экологическую культуру.
3. Для эффективного использования игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, цели урока и сочетать их с другими методами обучения.
4. Опытно-педагогическая работа подтвердила гипотезу о положительном влиянии обучающих игр на уровень знаний и познавательную активность младших школьников.
5. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и в процессе подготовки педагогических кадров.
Использование обучающих игр на уроках окружающего мира – перспективное направление в современной педагогике. Дальнейшее изучение темы и разработка новых методических подходов позволит сделать процесс обучения еще более эффективным и интересным для учащихся.
1. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Просвещение, 1983. - 208 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой : книга для учителя / Н. П. Аникеева. - Москва : Просвещение, 1987. - 144 с.
3. Арсланова, Э. Р., Хайруллина, Г. Р. Теория и методика обучения окружающему миру в начальной школе : учебное пособие / Э. Р. Арсланова, Г. Р. Хайруллина. - Казань : Казанский федеральный университет, 2013. - 156 с.
4. Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - Москва : Просвещение, 1984. - 336 с.
5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - Москва : Эксмо, 2022. - 576 с. - Электронный ресурс. - URL: https://psybooks.ru/bern-igry (дата обращения: 15.05.2025).
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 192 с. - Электронный ресурс. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0022/1_0022-1.shtml (дата обращения: 15.05.2025)
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с. - Электронный ресурс. - URL: https://psychology.today/bozhovich (дата обращения: 15.05.2025).
8. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. - Москва : Прогресс, 1977. - 413 с.
9. Букатов, В. М. Социально-педагогические технологии раскрепощения школьников / В. М. Букатов. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2003. - 160 с. - Электронный ресурс. - URL: https://bukatov.pedagogika.online (дата обращения: 15.05.2025).
10. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 1988. - 336 с.
11. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Психология развития ребенка в схемах, таблицах и рисунках / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Москва : Владос-Пресс, 2002. - 104 с. - Электронный ресурс. - URL: https://childpsy.ru/volkov (дата обращения: 15.05.2025).
12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
13. Газман, О. С., Харитонова, Н. Е. В школу - с игрой / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 70-74.
14. Горский, В. А., Титов, Б. А. Внеурочная деятельность школьников: из опыта работы / В. А. Горский, Б. А. Титов. - Москва : Просвещение, 1991. - 207 с. - Электронный ресурс. - URL: http://extracurricular.ru/gorsky-titov (дата обращения: 15.05.2025).
15. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с. - Электронный ресурс. - URL: https:// внеурочка.рф/grigoriev-stepanov (дата обращения: 15.05.2025).
16. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с. - Электронный ресурс. - URL: https:// развивающее-обучение.рф/davydov (дата обращения: 15.05.2025).
17. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - Москва : Питер, 2007. - 368 с. - Электронный ресурс. - URL: https://psyfactor.org/druzhinin (дата обращения: 15.05.2025).
18. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении : коллективный способ учебной работы : учебно-методическое пособие / В. К. Дьяченко. - Москва : Просвещение, 1991. - 192 с. - Электронный ресурс. - URL: https://cooperation.education/dyachenko (дата обращения: 15.05.2025).
19. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. - Москва : Институт практической психологии, 2000. - 736 с. - Электронный ресурс. - URL: https://ipp.ru/zaporozhets (дата обращения: 15.05.2025).
20. Зверева, М. В. Обучение и игра / М. В. Зверева // Начальная школа. - 1987. - № 1. - С. 48-52.
21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Москва : Логос, 2000. - 384 с. - Электронный ресурс. - URL: https://pedagogpsy.ru/zimnyaya (дата обращения: 15.05.2025).
22. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 448 с. - Электронный ресурс. - URL: https://creativity.psychology/ilyin (дата обращения: 15.05.2025).
23. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. - Москва : Прометей, 1998. - 192 с. - Электронный ресурс. - URL: https://activemethods.ru/kavtaradze (дата обращения: 15.05.2025).
24. Казанский, Н. Г., Назимова, А. К. Дидактика начального обучения / Н. Г. Казанский, А. К. Назимова. - Москва : Просвещение, 1978. - 224 с.
25. Колесникова, И. А., Горчакова-Сибирская, М. П. Педагогическое проектирование : учебное пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - Москва : Академия, 2005. - 288 с. - Электронный ресурс. - URL: https://pedproject.ru/kolesnikova (дата обращения: 15.05.2025).
26. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - Москва : Учпедгиз, 1955. - 340 с.
27. Кондратьева, Н. Ф. Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира / Н. Ф. Кондратьева // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 10. - С. 24-27.
28. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара : СГПИ, 1994. - 165 с.
29. Круглова, Н. Ф. Современные педагогические технологии : учебное пособие / Н. Ф. Круглова. - Ярославль : Канцлер, 2014. - 196 с. - Электронный ресурс. - URL: https://pedtehnology.ru/kruglova (дата обращения: 15.05.2025).
30. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1968. - 431 с.
31. Левин, В. А. Воспитание творчеством / В. А. Левин. - Москва : Знание, 1977. - 96 с.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2005. - 431 с. - Электронный ресурс. - URL: https://leontiev.psychology/activity (дата обращения: 15.05.2025).
33. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - Москва : Педагогика, 1981. - 186 с.
34. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя : диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - Москва : Сфера, 2004. - 144 с. - Электронный ресурс. - URL: https://teachercompetence.ru/lukyanova (дата обращения: 15.05.2025).
35. Макаренко, А. С. Игра в жизни ребенка / А. С. Макаренко. - Москва : Просвещение, 1987. - 304 с.
36. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - Москва : Педагогика, 1972. - 208 с.
37. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования дидактического процесса / В. М. Монахов. - Волгоград : Перемена, 1995. - 148 с.
38. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - Москва : Академия, 2000. - 272 с. - Электронный ресурс. - URL: https://edutech.academy/polat (дата обращения: 15.05.2025).
39. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - Москва : Просвещение, 1990. - 381 с. - Электронный ресурс. - URL: https://didaktika.pro/okon (дата обращения: 15.05.2025).
40. Петровский, А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. - Москва : Педагогика, 1987. - 240 с.
41. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. - Москва : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. - Электронный ресурс. - URL: https://pedvu.ru/pidkasisty (дата обращения: 15.05.2025).
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с. - Электронный ресурс. - URL: https://rubinstein.psychology/foundations (дата обращения: 15.05.2025).
43. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с. - Электронный ресурс. - URL: https://edutech.expert/selevko (дата обращения: 15.05.2025).
44. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва : Школа-Пресс, 1998. - 512 с. - Электронный ресурс. - URL: https://pedagogika-online.ru/slastenin (дата обращения: 15.05.2025).
45. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для студентов педагогических вузов / Е. О. Смирнова. - Москва : Владос, 2003. - 368 с. - Электронный ресурс. - URL: https://child-psychology.ru/smirnova (дата обращения: 15.05.2025).
46. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. - Москва : Академия, 1998. - 288 с. - Электронный ресурс. - URL: https://pedpsychology.org/talyzina (дата обращения: 15.05.2025).
47. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - Москва : Фаир-Пресс, 2004. - 576 с. - Электронный ресурс. - URL: https://ushinsky.pedagogika.pro (дата обращения: 15.05.2025).
48. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - Москва : Просвещение, 1979. - 160 с.
49. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1978. - 304 с.
50. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. - Москва : Педагогика, 1979. - 144 с.