ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1920-1930-Е гг...13
1.1. Понятие и особенности пропаганды……13
1.2. Органы и учреждения советской пропаганды в 1920-1930-е гг……..18
1.3. Формы, виды, методы советской пропаганды 1920-1930-х гг……….30
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ 1920-1930-Х ГГ. ….39
2.1. Образы и символы советской пропаганды и их влияние на жизнь советского общества39
2.2. Советская культура, искусство, литература и пропаганда…………..51
2.3. Роль пропаганды в советской внешней политике…………………….63
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ О СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ 1920-1930-Х ГГ. НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ……………………………………………………...69
3.1. Роль и место материалов о советской пропаганде 1920-1930-х гг. в школьном курсе истории…69
3.2. Методические рекомендации по ознакомлению учащихся с советской пропагандой 1920-1930-х гг. на уроках истории в старших классах…….79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……100
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...106
Актуальность. Исследование актуально, поскольку пропаганда оказывает значительное влияние как на коллективное, так и на индивидуальное сознание и поведение. В эпоху быстрого развития информационного общества методы пропаганды постоянно эволюционируют и усовершенствуются. Пропаганда направлена на изменение повседневного поведения людей, их мировоззрения и идеологических установок с использованием агитационных речей, рекламы, медиа и социальных сетей. Она играет ключевую роль в управлении массами во время военных конфликтов, политических и социально-экономических кризисов.
В 1920-1930-е годы в советском государстве шло формирование новой социально-экономической и политической системы, а также усвоение новой идеологической линии. В эти годы происходил переход от традиционных религиозных верований к материалистической идеологии, что стало причиной глубоких изменений в культурной жизни страны. К вопросам идеологии российское общество вновь обратило внимание на стыке XX и XXI веков, после того как советская эпоха отошла в историю. Деидеологизация 1990-х годов вызвала множество интерпретаций в политическом дискурсе России, что отразилось в принятии Конституции Российской Федерации, закрепившей идеологическое разнообразие. Тем не менее, вопрос идеологической определённости так и не нашёл окончательного разрешения, и общество время от времени возвращается к его рассмотрению. Наличие различных идеологий продолжает быть важным аспектом в структуре любого общества, важно осознавать их явную или неявную природу. Релевантность идеологий тесно связана с изменяющимися социальными ценностями и трансформациями.
Степень изученности темы. История советских пропагандистских органов в постсоветский период часто оказывалась в центре внимания исследователей. Научные работы по этой теме разнообразны по стилю, глубине исследования и выводам. В 1920-1930 –е гг., вышли первые работы по проблемам советской пропаганде 1920-1930-х гг., авторы которых были лидерами большевистской партии (Ленин, Крупская Луначаркий и др.).
В 1920-1940-е гг. также было опубликовано несколько работ, посвященных особенностям советской пропаганды. К таким работам можно отнести статью К. Мальцева «Формы массовой агитации» , в которой достаточно подробно рассмотрены наиболее часто используемые разновидности массовой агитации, а также их особенности. К этому же периоду относится статья М. Боревой , в которой автор подробно останавливается на вопросах организации вечеров «вопросов и ответов» на предприятиях в рамках пропаганды и агитации. А. Маханов в своей статье также подробно освещает вопросы организации и содержания лекций, посвященной пропаганде.
В 1960-1970-е гг. изучение советской пропаганды 1920-19230-х гг. продолжалось. В этот период были проведены многочисленные исследования. Например, В.Я. Доброхотов исследовал принципы, формы, методы большевистской пропаганды и агитации в первые годы Советской власти (октябрь 1917-1920 гг.), И.А. Потапов подробно проанализировал особенности партийного руководства политической пропагандой и агитацией в первые годы советской власти (октябрь1917-1920 гг.), Н.Ф. Катков дал исчерпывающую характеристику агитационно-пропагандистской работы большевиков в войсках и тылу белогвардейцев в период 1918-1920 гг.
Особый всплеск интереса к данной проблеме приходится на годы перестройки и постперестроечное время. Работы 1990-х годов часто содержат острую критику советской идеологии. В статье М.Н. Грачева четко указывается, помимо прочего, также и на отрицательны стороны советской пропаганды.
Последние десять лет 20-го века привлекли особое внимание ученых из-за краха советской системы, который сопровождался общим снижением жизненного уровня и распадом идеологических основ. В условиях экономического и политического кризиса, а также девальвации традиционных ценностей, формировался новый духовный климат в постсоветских странах.
Анализ действий идеологической машины прошлых лет неизбежен. Исследовательский интерес часто углубляется в декаду 1930-1940-х годов, когда были наиболее ощутимы репрессии и политические судебные процессы, а также вопросы коллективизации с ее экстремальными мерами. В фокусе аналитики находятся также корни идеологической поддержки внешней политики СССР и конструирование вражеских образов (работы В.А. Невежина и других) .
Публикации 2000-х годов отличаются от предыдущих периодов своей сдержанностью в эмоциях и стремлением к систематизации и всестороннему анализу деятельности агитационно-пропагандистской машины советского периода (А.С. Бочкарева , П.А. Страшников , И.В. Родионова и др.). Тема идеологии регулярно присутствует в исследованиях внешней политики (В.А. Невежин, Л.Н. Нежинский и др.). В работе Е.Б. Калашниковой отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны идеологической деятельности органов СССР.
Большое значение для данной работы имели исследования 2020-х гг. Так, например, в исследовании Е.А. Тогузаевой проведен анализ становления и развития «пропаганды» в различных гуманитарных науках, по результатам которого автор подчеркивает сложное междисциплинарное содержание понятия «пропаганда», выделяет его общенаучные универсальные признаки. Е.А. Тогузаева отмечает, что отдельные аспекты пропаганды получают специфику в различных гуманитарных науках с учетом их предметной области познания, которые приобретают важность для юриспруденции. Это с очевидностью свидетельствует об универсальном значении пропаганды, что крайне важно для становления ее категориального статуса в юриспруденции. Именно в гуманитарных науках, где проходило становление и раскрытие дефиниции «пропаганда», были заложены основные признаки пропаганды как научной категории.
Л.Н. Харченко анализирует процесс изменения мировоззрения жителей России во время становления советского государства . Масштабная пропагандистская кампания 20-30-х годов XX века целенаправленно воздействовала на женскую аудиторию и молодое поколение. Работа агитационно-пропагандистских отделов существенно повлияла на мировосприятие значительной части населения. Изучение современных научных публикаций позволило автору определить степень эффективности агитационной деятельности среди разных социальных групп. Результаты исследования демонстрируют глубокие изменения в системе общественных ценностей довоенного периода.
В статье Д.И. Юдочкина рассматривается тема антирелигиозной пропаганды в Советской России периода 1920-30-х гг. Автор анализирует структуру и содержание материалов антирелигиозной направленности, и их место в контексте конкретного учебника: азбуки, букваря, книги для чтения. На основе анализа корпуса источников выделены ключевые темы, присутствовавшие в текстах и иллюстрациях учебных изданий, определены особенности антирелигиозной пропаганды в учебниках для первоначального освоения грамоты, антирелигиозная пропаганда сопоставлена с общим идеологическим содержанием учебной литературы для детей и взрослых. Данная статья была важным материалом для анализируемой темы, поскольку антирелигиозная пропаганда представляла собой весомую часть внутриполитической пропаганды анализируемого периода.
В исследовании Д.А. Аманжоловой, рассматривающем советский кинематограф определенного периода, подчеркивается роль визуальных образов как действенного механизма национальной политики СССР . Кинематограф служил эффективным способом формирования положительного восприятия государственной власти среди населения, демонстрируя стремление к воплощению масштабных идей равноправия народов. Система новых символов и ценностных ориентиров меняла критерии самоопределения человека в трансформирующемся социокультурном пространстве. Граждане становились активными участниками преобразования личной, общественной и глобальной среды обитания.
Кинематограф раннесоветского периода служил мощным инструментом реализации национальной политики государства. Совместная история народов, воплощенная на экране, способствовала укреплению межнациональных связей и формированию единого культурного пространства. Масштабная деятельность "Совкино" охватывала организацию кинопоказов во всех республиках СССР, создавая равные возможности приобщения к киноискусству для жителей разных регионов. Национальные киностудии, появившиеся в 1920-1930-х годах, позволили народам союзных республик развивать собственное кинопроизводство. Практика кинофикации отражала стремление власти обеспечить справедливый доступ к достижениям культуры всем гражданам независимо от их национальной принадлежности. Развитие киноиндустрии в республиках создавало условия для творческого самовыражения местных авторов и формирования профессиональных кадров кинематографистов.
Масштабное исследование кинематографа советского периода раскрывает многогранность его влияния на общественное сознание. Кинопроизводство служило действенным инструментом распространения идеологических установок и культурного просвещения населения. Национальные творческие деятели активно участвовали в создании новых художественных образов, отражавших переход от традиционного уклада к современным формам социальной организации. Экранное искусство способствовало формированию мировоззренческих ориентиров и ценностных установок у массового зрителя через художественно-выразительные средства кинематографа.
Таким образом, можно отметить, что особенности пропаганды в СССР 1920-1930-х гг. достаточно подробно изучены как в советских, так и в российских исследованиях, причем имеются также исследования данной темы, которые относятся к новейшему периоду (с 2020-го г. – по настоящее время).
Однако заметно отсутствие исследований, посвященных методологическим аспектам анализа советской пропаганды 1920-1930-х годов в контексте преподавания истории в старших классах школ. Это представляет возможность заполнить существующий пробел.
В рамках данного исследования объектом анализа является советская пропаганда 1920-1930-х годов.
Объект исследования – советская пропаганда 1920-1930-х годов.
Предмет исследования роль и место советской пропаганды 1920-1930-х гг. в школьном курсе отечественной истории.
Цель исследования – анализ особенностей советской пропаганды 1920-1930-х гг. и возможностей ее освещения в школьной программе.
Для реализации поставленных целей предстоит выполнить ряд задач, связанных между собой:
• определить и описать ключевые характеристики пропаганды;
• исследовать структуру и функции учреждений, задействованных в советской пропаганде 1920-1930-х годов;
• охарактеризовать различные формы, виды и методы советской пропаганды того времени;
• анализировать образы и символы советской пропаганды и оценить их воздействие на жизнь общества;
• изучить проявления пропаганды в советской культуре, искусстве и литературе;
• определить влияние пропаганды на внешнеполитическую деятельность СССР;
• провести анализ роли и места информации о советской пропаганде в школьном историческом образовании;
• разработать методические подходы для ознакомления старшеклассников с советской пропагандой на уроках истории.
Источниковой базой исследования послужили работы советских пропагандистов 1920-1930-х гг., например: И.Ф. Арманд , С.И. Малашкин , К.Б. Радек , которые представляли собой методички для просветительской и и пропагандистской работы, а также отдельные документы анализируемого периода времени, в которых содержится информация, касающаяся пропаганды, например: «Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970)» , Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» и др.
В 1920-х годах Сергей Малашкин создает произведение "Сочинение Евлампия Завалишина о народном комиссаре и о нашем времени", ставшее значимым материалом для литературного анализа. Центральный персонаж повествования - народный комиссар, воплотивший характерные черты трудового народа. Реалистичность образа комиссара проявляется через достоверное раскрытие его внутреннего мира. Писатель мастерски изображает эволюцию личности героя, демонстрируя его отвагу, альтруизм и высокие моральные качества. Жизненный путь комиссара наполнен испытаниями, героическими свершениями и самоотречением ради общего блага.
В 1933 году Карл Радек создал литературное произведение «Зодчий социалистического общества». Писатель применил нестандартный художественный прием, перенеся повествование в отдаленное будущее. Произведение построено как лекция выдающегося ученого, звучащая в 1967 году перед слушателями школы межпланетных сообщений. Лектор анализирует деятельность Сталина с позиции будущих поколений, описывая его роль в преобразовании общественного устройства. Радек мастерски использовал ретроспективный взгляд для создания монументального образа вождя. Литературный талант автора позволил воплотить замысел в яркой, запоминающейся форме.
Манипуляции Сталина с летописью революционных событий вызывали у Радека глубокое беспокойство. Год за годом генеральный секретарь методично переписывал документы, создавая миф о себе как главном архитекторе октябрьских событий и непревзойденном военачальнике периода гражданского противостояния. За показным самоутверждением Радек различал внутреннюю неуверенность вождя. Несмотря на планомерное уничтожение архивных материалов и физическое устранение очевидцев революционной эпохи, оставалась вероятность появления независимых исследователей, способных восстановить подлинную картину минувших дней. Страх перед объективной оценкой потомков постоянно преследовал Сталина. Осознавая психологическую уязвимость диктатора, Радек задумал необычный литературный прием - показать вождю его будущий образ в исторической перспективе. Написанное им произведение "Зодчий социалистического общества" виртуозно льстило самолюбию Сталина, рисуя монументальную фигуру правителя, затмевающую величайших деятелей прошлого.
Знакомство с нестандартным очерком Радека произвело на вождя особое впечатление, разительно отличаясь от привычного потока восхвалений в прессе и литературных изданиях. Масштаб публикации текста по личному указанию Сталина поражал воображение, а партийным организациям всех уровней вменялось детальное изучение материала. Свежий подход автора к освещению личности руководителя государства заметно выделялся на фоне однотипных славословий, заполонивших страницы советских газет и журналов. К источникам относятся также публицистика анализируемого периода, например, статья Ф. Нотовича «Учесть опыт первой империалистической войны» , Воззвание «За ленинско-сталинскую передовую военно-историческую науку» и т.д
Хронологические рамки исследования ограничены периодом 1920-1930-х гг.. Это период становления советского общества и государства, в рамках которого шел процесс формирования основ государственной пропаганды.
Географические рамки исследования ограничены территорией СССР в границах, которые Советский Союз занимал в анализируемый период.
Теоретический вклад данного исследования состоит в анализе роли и воздействия советской пропаганды 1920-1930-х годов и рассмотрении перспектив её использования в контексте школьной программы по истории для учащихся старших классов.
Практическая значимость данного исследования, осуществленного в рамках выпускной квалификационной работы, выражается в следующем:
• анализ методов пропаганды и их воздействия на общество позволяет выявить новые идеологические формы, проникающие в сознание среднестатистического жителя России, и разработать стратегии противодействия пропагандистским воздействиям, что актуально для современной России;
• технологическая карта урока, созданная автором, может быть применена при преподавании истории в 10-х классах для детального изучения истории СССР 1920-1930-х годов и анализа характеристик пропаганды того времени.
Структура выпускной квалификационной работы следует логике проведенного исследования и содержит введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения.
В завершение данной работы можно сформулировать ряд обобщающих выводов, касающихся специфики советской пропаганды 1920–1930-х годов, а также рассмотреть её потенциал как учебного материала в рамках преподавания отечественной истории в школе.
Термин «пропаганда» следует понимать как особую форму социальной деятельности, направленную на массовое распространение идеологических и политических установок. В данном контексте пропаганда рассматривается не только как метод влияния на сознание и поведение людей, но и как средство создания нужных общественных настроений, которые стимулируют к определенным действиям. Основываясь на информации и знаниях, пропаганда направлена на управление общественным восприятием. Вот почему она находит применение по всему миру, включая ее более мягкие формы, такие как реклама.
Пропаганда представляет собой целенаправленно создаваемую и организованную кампанию, цель которой - склонить людей к определённой точке зрения, настроению или ценности. В зависимости от задач, стоящих перед пропагандистами, она может принимать разнообразные формы и проявления, каждое из которых направлено на достижение конкретных идеологических или политических результатов. Эффективное управление и регулирование пропаганды требует глубокого понимания всех её аспектов и методов, чтобы обеспечить адекватное и сбалансированное воздействие на общественное сознание.
В условиях тоталитарного режима пропаганда подчинялась централизованной системе власти, воплощённой в лице Коммунистической партии. Характерной чертой такого типа политического устройства стало не только монополизированное идеологическое воздействие, но и систематическое применение репрессивных методов в отношении всех проявлений инакомыслия, особенно в тех случаях, когда идеологическое давление оказывалось недостаточным.
Пропаганда, выступающая как эффективное средство воздействия, опирается на важные принципы: создание доверия и уверенности у аудитории; использование простоты и частое повторение ключевых идей, часто в виде ярких и запоминающихся слоганов; применение символических изображений, которые вызывают ассоциации у населения; ассоциации этих символов с ключевыми сообщениями пропаганды; скрытие или искажение информации, которая может быть невыгодной; прямой обман и строгая цензура.
Таким образом, изучение советской пропаганды в школьном курсе истории не только позволяет учащимся лучше понять специфику исторической эпохи, но и способствует формированию навыков критического мышления, анализа информации и осознания роли идеологического воздействия в общественно-политической жизни.
Пропагандистская деятельность также активно велась по комсомольской, пионерской и даже октябрятской линии: в школах, учреждениях профессионального и высшего образования регулярно проводились встречи, посвященные тому или иному аспекты пропаганды. На пионерских собраниях и в октябрятских звездочках детям и подросткам регулярно рассказывали о преимуществах советского строя перед всеми другими, о пользе грамотности, о вреде религии, о необходимости помогать Родине и т.д. В клубах и избах-читальнях проводились регулярные встречи с населением, инициаторами которых были коммунисты, комсомольцы и, нередко, пионеры, которые прославляли социалистический и коммунистический строй.
Советская пропаганда принимала множество форм и видов, каждый из которых был тщательно адаптирован к конкретным целям и целевым аудиториям. В зависимости от задач, стоящих перед пропагандистами, и демографических особенностей населения, на которое направлялись усилия, выбирались соответствующие методы и инструменты воздействия. Это позволяло максимально эффективно распространять идеологические постулаты, достигая желаемых изменений в мировоззрении и поведении граждан.
Активная пропаганда велась также в школах и вузах. Так, комсомольские ячейки и пионерские дружины активно участвовали в таких агитационных мероприятиях, как политинформация (перед уроками в школе или занятиями в вузе), в подготовке театральных постановок на пропагандистские темы, в организации вечеров и «капустников», посвященных пропаганде и др.
Основные инструменты пропаганды включают техники убеждения, стимулирование к активным действиям, использование намеков и косвенное изложение идей, а также обращение к общественным чувствам и авторитетным мнениям. Пропаганда добивается своих целей, используя не только средства массовой информации, но и разнообразные элементы визуальной и аудиальной культуры: от надписей и архитектурных стилей до памятников, визуальных образов, музыкальных композиций и организации массовых мероприятий, что служит инструментом символического воздействия.
В период Гражданской войны заложились основы для формирования тоталитарного режима: власть была сконцентрирована в руках одной партии, которая утвердила своё доминирование через контроль над всеми социальными институтами, используя насилие, террор и интенсивную идеологическую деятельность. Параллельно стали развиваться общественные организации и профсоюзы, которые играли ключевую роль в продвижении партийной линии среди населения. В этих условиях устанавливается единая, обязательная для всех идеология, которую предписывалось продвигать с помощью всех доступных средств.
Для эффективного распространения идеологии создавались специализированные органы, отвечавшие за политическое просвещение и пропаганду. В 1919 году был учреждён День советской пропаганды — 17 августа, что подчеркивало её особую значимость в системе государственного управления.
Советская пропаганда отличалась выраженной партийной направленностью и фокусом на культивировании политического сознания среди рабочего класса и прочих слоев населения. Марксистско-ленинская идеология, основанная на теоретических принципах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, активно внедрялась во все уровни общества и стала фундаментом для разработки и реализации концепции коммунистической пропаганды в СССР.
Пропаганда в Советском Союзе служила инструментом разъяснения и распространения идеологических и политических установок партии. Её задачей было не только объяснение основ функционирования социалистического общества, но и демонстрация его преимуществ, а также обоснование путей перехода к коммунизму. Главной задачей пропаганды стало создание научного мировоззрения среди населения, воспитание патриотизма и стимулирование активной гражданской позиции, направленной на достижение победы коммунистических идеалов. Эти цели начали осуществляться в активной форме в течение 1920–1930-х годов.
Одной из ярких форм такой пропаганды стало использование плакатов, которые представляли собой пример визуального воздействия на массовое сознание - так называемую визуальную пропаганду. Эти изображения несли ярко выраженную идеологическую нагрузку и служили эффективным средством политического внушения.
Активное участие в пропагандистской деятельности принимали представители творческой интеллигенции, включая писателей, художников, актеров, артистов и других известных личностей, пользующихся популярностью среди народа. Так, на многих мероприятиях, таких как открытия санаториев, клубов или домов культуры, регулярно проходили специально организованные митинги. Например, на церемонии открытия первого крестьянского курорта в Ливадийском дворце в 1925 году выступление провел поэт Демьян Бедный.
Образовательная и пропагандистская деятельность в стране осуществлялась на масштабной основе под руководством Главного управления политического просвещения (Главполитпросвет), возглавляемого Н.К. Крупской. В ходе Всероссийского совещания по политическому просвещению в ноябре 1920 года В.И. Ленин подчеркнул значимость вдохновения пролетариата на коммунистические идеалы, его освобождение от буржуазных предрассудков и вовлечение в активную коммунистическую деятельность.
Инфраструктура политического просвещения включала обширную сеть образовательных и просветительских учреждений: клубы, библиотеки, дома-читальни, образовательные заведения советско-партийного типа, агитационные пункты, курсы по политической грамотности, пункты борьбы с неграмотностью, а также так называемые «красные уголки» для проведения агитационно-просветительских мероприятий. Всё это формировало мощную инфраструктуру идеологического влияния на общество.
В 1930-е годы задачи партийной пропаганды претерпели определённые изменения. В центре внимания оказалась культурно-просветительная деятельность в сельской местности, включая акцент на антирелигиозную пропаганду. Именно в деревне теперь предполагалось усилить идеологическую работу, направленную на вытеснение религиозного мировоззрения. В 1920–1930-х годах религиозные образы и символика активно использовались для конструирования образов как внутренних, так и внешних врагов. Визуальная пропаганда того периода, включая карикатуры и плакаты, часто использовала религиозные мотивы, представляя их в контексте, выгодном для идеологических целей. Эти изображения были направлены на поддержку антирелигиозной кампании, активно проводимой как в городах, так и в сельской местности.
Исследователи указывают на то, что антирелигиозные усилия распространялись не только против православной церкви, но и против всех других религиозных общин. Эта борьба с религией была частью широкой кампании по искоренению религиозных убеждений и замене их научно-атеистическими взглядами, что считалось необходимым для построения нового общественного уклада. Подобная идеологическая кампания оказывала серьёзное воздействие на население, способствуя переориентации общественного сознания, изменению уклада жизни и, в конечном итоге, - снижению общего уровня религиозности в стране.
Параллельно с этим, на стыке 1920–1930-х годов в Советском Союзе развернулась масштабная агитационно-пропагандистская кампания в области физической культуры. Уже в начале этого этапа активно внедрялись методы и формы пропаганды, которые сохранялись на всём протяжении существования СССР. Это были как визуальные средства (плакаты, парады, массовые шествия, выставки, изобразительное искусство), так и устные формы (лекции, выступления, беседы, концерты), а также технические каналы - радио, кинематограф и спортивная пресса.
Особую пропагандистскую силу имели физкультурные парады и спортивные праздники, ставшие неотъемлемым элементом публичной демонстрации достижений советского спорта. Эти мероприятия представляли собой грандиозные зрелища, сочетающие элементы театральной постановки и массового спортивного действия, служившие символом широкомасштабного развития физической культуры в стране и эффективным инструментом идеологического воздействия на общественное сознание.
Основными направлениями пропаганды были следующие: агитбригады и агитпункты, пропагандистские спектакли, фильмы и плакаты, памятники и иные произведения культуры и литературы.
В работе советских органов внешнеполитической пропаганды доминировал идеологический аспект над информационным. Эта тенденция привела к глубокой политизации всех каналов массовой информации, включая печать, радиовещание и телевидение. Такая стратегия гарантировала, что советские граждане были в курсе политических событий как внутри страны, так и за рубежом. Однако, несмотря на видимость информированности, методы представления данных оставались упрощенными. Пропагандистские материалы часто предлагали упрощенные и стереотипные оценки политических событий, что способствовало закреплению у советских граждан поверхностного, шаблонного восприятия мировых и внутренних процессов. Такая тенденция в информационной политике не только консервировала политическое сознание населения, но и ограничивала возможность критического анализа и самостоятельного мнения, поддерживая идеологическую единообразность и контроль над общественным мнением.
При анализе трёх разных УМК по истории становится очевидно, что каждый из них обладает своими уникальными недостатками. Одна из общих проблем - фрагментация материала и забывание учащимися ранее изученных тем до того, как они смогут понять причинно-следственные связи событий. Часто, если материал подается просто в форме лекции или рассказа на нескольких уроках, это может привести к путанице у учеников и смешиванию информации.
Однако, если исторические события и факты организованы в логическую последовательность, это помогает учащимся лучше понимать и запоминать информацию. Представление материала в форме четкой последовательности «причина - события - последствия», с выделением ключевых вопросов и подтем, значительно улучшает качество обучения. Эти принципы были учтены при разработке методической схемы, предложенной в следующем разделе учебника, что предоставляет ученикам целостное видение исторических процессов и способствует глубокому пониманию предмета.
Особенности советской пропаганды 1920–1930-х годов в рамках школьной программы, как правило, рассматриваются поверхностно или вовсе обходятся стороной. Это приводит к тому, что у учащихся формируется пробел в знаниях, касающихся важнейших аспектов политической и культурной жизни Советского Союза того периода. С целью устранения этого пробела был создан специальный конспект урока, посвящённый исключительно анализу механизмов и содержания пропаганды в указанный исторический отрезок.
Преподаватель истории имеет возможность организовать урок, посвящённый пропаганде в СССР 1920–1930-х годов, таким образом, чтобы он стал действительно увлекательным и содержательным для всего класса. При грамотном подходе этот материал способен не только вызвать интерес у учащихся, но и значительно углубить их понимание исторических процессов того периода.
Проведение подобного занятия наиболее оправдано именно в рамках изучения темы, связанной с историей Советского Союза в 1920–1930-е годы, когда учащиеся уже обладают базовыми знаниями о политической, социальной и культурной обстановке того времени. Урок, построенный на анализе пропагандистских материалов, визуальных источников и исторических фактов, поможет сформировать у школьников целостное представление о роли идеологии в жизни страны и будет способствовать развитию их критического мышления.
Подводя итог проведённому исследованию, можно заключить, что знакомство с характерными чертами и средствами советской пропаганды 1920–1930-х годов позволяет значительно расширить представление старшеклассников об эпохе, углубить их понимание процессов, происходивших в обществе, а также способствует развитию критического мышления. Такой подход формирует у школьников не только более целостный взгляд на отечественную историю, но и устойчивую мотивацию к её дальнейшему изучению.
1. Арманд И.Ф. Работа среди женщин пролетариата на местах // Коммунистическая партия и организация работниц: сборник статей, резолюций и конструкций: пособие для пропагандистов / Рос. ком. партия (большевиков). - М.: Коммунист, 1919. - С. 10-19.
2. За ленинско-сталинскую передовую военно-историческую науку // Военно-исторический журнал. - 1939. - №1. - С. 8.
3. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970): в 11-ти т. / КПСС; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; под общ. ред. П.Н. Федосеева и К.У. Черненко. Изд-е 8-е, доп. и испр. Т. 2. 1917-1924. - М.: Политиздат, 1970. - 543 с.
4. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970): в 11-ти т. / КПСС; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; под общ. ред. П.Н. Федосеева и К.У. Черненко. Изд-е 8-е, доп. и испр. Т. 4. 1927-1931. - М.: Политиздат, 1970. - 583 с.
5. Малашкин С.И. Сочинения Евлампия Завалишина о народном комиссаре и о нашем времени. - М.: Молодая гвардия, 1928. - 715 с.
6. Манифест Коминтерна к мировому пролетариату и тезисы к десятилетию мировой империалистической войны. - Тифлис: Заккрайком РКП(б), 1924. - 56 с.
7. Нотович Ф. Учесть опыт первой империалистической войны // Коммунистический Интернационал. - 1934. - №17. - С. 42.
8. О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» Постановление ЦК ВКП(б) [14 ноября 1938 г.]. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1938 (Ф-ка книги «Кр. Пролетарий»). - 24 с.
9. Радек К.Б. Зодчий социалистического общества. - Л.: Ленпартиздат, 1935. - 57 с.
10. Справочник партийного работника. Вып. 2. - М., 1922. – 336 с.
11. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 24. Оп. 10. Д. 145. Л. 1–2, 52–54, 82–87.
Литература
12. Аманжолова Д.А. «Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека»: кино для народов СССР (1920-1930-е годы) // Исторический курьер. – 2022. – №5 (25). – С. 92-102.
13. Борисов Ю.С., Голубев А.В. Тоталитаризм и отечественная история // Свободная мысль. - 1992. - № 4. - С. 61-71.
14. Борков А.В. Создание и деятельность основных советских органов внешнеполитической пропаганды и информации: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Нижний Новгород, 1997. - 31 с.
15. Бочкарева А.С. Формирование агитационно-пропагандистских органов и учреждений советской России (1920-е гг.) // Культурная жизнь Юга России. - 2010. - № 4 (38). - С. 43-47.
16. Булок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 2. - Смоленск, 1993. – 653 с.
17. Валентинов Н.В. О Ленине. - Нью-Йорк: Телекс, 1991. - 465 с.
18. Волобуев В.О., Карпачёв С.П., Клоков В.А., Романов П.Н. История России: начало XX – начало XXI в. 10 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2016. - 367 с.
19. Гасюк А.Г. Внешнеполитическая пропаганда СССР накануне Великой Отечественной войны (1939-1941 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - М., 2008. - 199 с.
20. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 287 с.
21. Голубев А.В., Невежин В.А. ВОКС в 1930-1940-е годы // Минувшее. Исторический альманах. Т. 14. - М.; СПб.: АШепеит; Феникс, 1993. - С. 313-364.
22. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. История России 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2016. - 175 с.
23. Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе: учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. - 262 с.
24. Деготь Е. Трансмедиальная утопия живописи социалистического реализма // Советская власть и медиа: сборник статей. - СПб.: Академический проект, 2006. – С. 44-49.
25. Дубровский А.М., Карпухин А.А. Идеология большевизма и образ вождя в советском искусстве // Вестник Брянского государственного университета. – 2022. - № 4. – С. 22-40.
26. Жуков Ю.Н. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. - М.: Вагриус, 2003. - 511 с.
27. Зазаева Н.Б. Развитие пропаганды как коммуникативной технологии в современной России // Вестник Поволжского института управления. - 2017. - Т. 17. - № 4. - С. 103-110.
28. Измозик В.С., Журавлёва О.Н., Рудник С.Н. История России. Базовый и углублённый уровни в двух частях, 10 класс. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 320 с.
29. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. VIII. - М., 1967. – 751 с.
30. Калугин М.С. Пропаганда в СССР в период становление сталинского режима // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – Том 7-1 (82). – С. 42-46.
31. Карлявина А.И. Антирелигиозный кинематограф в советской пропаганде 1920-х годов // Артикульт. – 2019. – №3 (35). – С. 97-104.
32. Кочухова Е.С. От радости к дисциплине: физическая культура в советском игровом кино 1920–1930-х гг. // Дискурс-Пи. – 2023. – Т. 20. – № 3. – С. 81–99.
33. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. - СПб.: Питер, 2004. – 189 с.
34. Невежин В.А. Метаморфозы советской пропаганды в 1939-1941 годах // Вопросы истории. - 1994. - № 8. - С. 164-171.
35. Невежин В.А. «Если завтра в поход...»: подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х - 40-х годах. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. – 371 с.
36. Нежинский Л.Н., Челышев Н.А. О доктринальных основах советской внешней политики в годы «холодной войны» // Отечественная история. - 1995. - № 1. - С. 3-27.
37. Орлов И.Б. От какого наследства мы отказываемся? (Сущность и механизмы пропаганды) // Вопросы правоведения. - 2009. - № 1. - C. 57-66.
38. Пащенко Л.В., Тоталитаризм: Россия - Германия в XX веке (сравнительный историко-философский анализ) / Л.В. Пащенко; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2012. – 190 с.
39. Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. - СПб.: НЛО, 2010 - 495 с.
40. Родионова И.В. Исторический опыт формирования массового сознания советского народа в 1930-х – начале 1950-х гг. // Вопросы гуманитарных наук. - 2016. - № 2 (83). - С. 19-26.
41. Сенявская Е.С. Историческая память о Первой мировой войне: особенности формирования в России и на Западе // Вестник МГИМО-Университета. - 2009. - №2. - С. 31–37.
42. Смирнов А.В., Казакова И.Л. Конструирование фигур политического дискурса в советском кинематографе 1920-х гг. // Международный журнал исследований культуры. – 2018. – №3 (32). – С. 80-88.
43. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы / авт.-сост.: А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. - М.: РОССПЭН, 2007. - 806 с.
44. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. - М.: Самиздат, 2002. - 49 c.
45. Страшников П.А. Формирование системы советских органов и учреждений партийно-государственной пропаганды и агитации в начале 20-х гг. // Вестник социально-педагогического института. - 2013. - № 1 (3). - С. 55-59.
46. Суворова К. Агитбригада «Синяя Блуза». – 11.08.2021. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vatnikstan.ru/culture/agitbrigada-sinyaya-bluza/?ysclid=madsabt0db611891350 (дата обращения: 06.05.2025).
47. Тогузаева Е.Н. Пропаганда как общенаучная категория // Право: история и современность. – 2022. – Т. 6. - № 1. – С. 24-34.
48. Феллоуз Э.У. «Пропаганда»: история слова / пер. И.П. Зыряновой // Политическая лингвистика. - 2009. - №3 (29). - С. 155-159.
49. Харченко Л.Н. Женское духовное образование Восточно-Сибирского региона как элемент механизма сохранения и трансляции духовных ценностей (вторая половина XIX – начало XX в.) // Социокультурные механизмы преемственности ценностей: мат-лы Международной науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 15-16 ноября 2013 г.). - СПб.: Алетейя, 2013. - С. 45-52.
50. Харченко Л.Н. Агитпропы как инструмент формирования идеологии советского государства (1920-1930-е гг.) // Манускрипт. - Тамбов: Грамота, 2020. - Том 13. - Выпуск 4. - C. 36-40.
51. Хлопонина О.О. Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920-1930-х гг. // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – №2. – С. 140-151.
52. Хормач И.А. Возвращение в мировое сообщество: борьба и сотрудничество Советского государства с Лигой наций в 1919-1934 гг. - М.: Кучково поле, 2011. - 608 с.
53. Чогандарян М.Г. Методы, способы и приемы советской пропаганды в 1920-30-е гг. XХ в. // Теория и практика общественного развития. – 2013. - №4. – С. 181-183.
54. Шерстнева Е.В. Санитарное просвещение и пропаганда в борьбе с пьянством и алкоголизмом в СССР в 1920-е годы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – №4. – С. 54-58.
55. Юдочкин Д.И. Антирелигиозная пропаганда в букварях и азбуках Советской России 1920-30-х гг.: структурный и смысловой анализ // Время науки. - 2021. - №4. - С. 28-40.
56. Яшина М.А. Антирелигиозные образование и воспитание в СССР в 1920-годы: уроки истории и современность // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - №3. - С. 201-208.
57. Bonnell V. E. Iconography of Power. Soviet Political Poster under Lenin and Stalin. - California: University Press, 1997. - 363 р.
58. Lasswell H.D. Propaganda Technique in the World War. - New York, 1938. - P. 214–222.
59. Repplier A. A Good Word Gone Wrong // The Independent and the Weekly Review, CVII (Oct. I, 1921). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=inu.32000000689234&view=1up&seq=22 (дата обращения: 20.02.2025).