Проведено анкетирование.
База исследования: ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №17» и ГБУЗ ТО «ОКБ№1».
Выборка: 20 респондентов.
Есть приложения.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПНЕМОНИЯ У ДЕТЕЙ 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей и факторы риска развития пневмонии 7
1.2 Особенности клиники пневмонии у детей и осложнения 8
1.3 Комплексный подход к реабилитации детей после перенесенной пневмонии 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ ПНЕВМОНИИ. 25
2.1 Материалы и методы исследований 25
2.2 Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
В последние годы заболеваемость пневмонией среди детского населения демонстрирует устойчивую тенденцию к росту, что подтверждается как глобальными, так и региональными статистическими данными. По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), пневмония остаётся одной из ведущих причин детской смертности, вызывая около 14 % всех случаев летального исхода среди детей в возрасте до 5 лет.[32]
На уровне Российской Федерации также наблюдается негативная динамика: в 2023 году показатель заболеваемости пневмонией вырос на 22 % по сравнению с предыдущими годами и составил 498 случаев на 100 тыс. населения. Особенно тревожна ситуация в отдельных регионах.[24] Так, в Тюменской области, согласно статистическим данным, зарегистрированным в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №17», зафиксировано резкое увеличение числа заболевших детей: в 2023 году было зарегистрировано 175 случаев, в то время как в 2024 году – уже 820 случаев, что свидетельствует о росте более чем в 4,5 раза.
Высокий уровень заболеваемости среди детей обусловлен рядом анатомо-физиологических особенностей детского организма: узостью дыхательных путей, функциональной незрелостью механизмов местного иммунитета, отсутствием иммунологического опыта и сниженной продукцией интерферонов при вирусной агрессии. Дополнительным фактором, способствующим росту заболеваемости, стала пандемия COVID-19, инфекционный агент которой повышает уязвимость организма к другим патогенам, включая возбудителей пневмонии. Рост заболеваемости подтверждает необходимость внедрения системного подхода к реабилитации детей, поскольку увеличивается число пациентов, нуждающихся в комплексном восстановлении для предотвращения осложнений и рецидивов.
Диагностика пневмонии у детей представляет собой сложный процесс в связи с отсутствием экспресс-методов точного выявления возбудителя. Это затрудняет проведение этиотропной терапии и нередко приводит к широкому и не всегда обоснованному применению антибиотиков. В свою очередь, это увеличивает риск развития побочных эффектов и формирования устойчивости к антибактериальным препаратам, что осложняет течение заболевания и удлиняет восстановительный период. Поэтому реабилитация детей должна быть ранней и комплексной, для того, чтобы минимизировать неблагоприятные эффекты медикаментозного лечения, усилить иммунную защиту организма и предотвратить хронизацию патологического процесса. Пневмония у детей нередко сопровождается тяжёлыми осложнениями, такими как бронхообструктивный синдром, плеврит, затяжные и рецидивирующие формы, снижение функции внешнего дыхания и астеноневротический синдром, что, в свою очередь, тоже требует своевременных реабилитационных мероприятий.
В условиях высокой распространённости заболевания и рисков его осложнённого течения становится актуальным внедрение современных подходов к реабилитации детей после перенесённой пневмонии. В настоящее время в медицинской практике активно используются инновационные методы, включающие дыхательную гимнастику, физиотерапию с применением современного оборудования, ингаляционную терапию, психоэмоциональную коррекцию, а также телемедицинские технологии, обеспечивающие дистанционный мониторинг состояния ребёнка.
Реабилитация должна начинаться уже в раннем восстановительном периоде, с обязательным участием мультидисциплинарной команды специалистов: педиатров, пульмонологов, реабилитологов, физиотерапевтов и врачей ЛФК. Комплексный подход к восстановлению позволяет не только ускорить процесс выздоровления, но и снизить риск рецидивов, восстановить функциональное состояние организма ребёнка и улучшить качество его жизни.
Несмотря на достаточную степень разработанности темы в современной научной и клинической литературе, сохраняется потребность в дальнейшей индивидуализации и стандартизации реабилитационных программ, обеспечении их доступности и интеграции в систему оказания медицинской помощи детям с постпневмоническими состояниями.
Объект исследования: пневмония у детей.
Предмет исследования: современные подходы к реабилитации детей после перенесенной пневмонии.
Цель: изучение современных подходов реабилитации детей после пневмонии.
Гипотеза: современные подходы к реабилитации детей после пневмонии позволит сохранить функциональную способность органов дыхания и снизить риск развития осложнений.
Задачи исследования:
1.Изучить анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей и факторы риска развития пневмонии
2.Рассмотреть особенности клиники пневмонии у детей и ее осложнения
3.Исследовать комплексный подход к реабилитации детей после перенесенной пневмонии
4.Проанализировать информированность медицинских работников и родителей о современных подходах реабилитации детей после пневмонии
Методы исследования:
1. Теоритический метод: анализ, синтез;
2. Эмпирический метод: анкетирование;
3. Математический метод: подсчет и визуализация результатов.
В Российской Федерации в 2023 году показатель заболеваемости пневмонией вырос на 22 % по сравнению с предыдущими годами и составил 498 случаев на 100 тыс. населения. Пневмония у детей нередко сопровождается тяжёлыми осложнениями, такими как бронхообструктивный синдром, плеврит, снижение функции внешнего дыхания и астенический синдром.
Рост заболеваемости обусловлен совокупностью ряда предрасполагающих факторов. Прежде всего, это анатомо-физиологические особенности детского организма, снижение резистентности, появление новых инфекционных штаммов, ухудшение экологической обстановки. Восстановление детей после перенесённой пневмонии должно носить строго этапный, системный и междисциплинарный характер. Современная модель реабилитации включает медикаментозную и немедикаментозную коррекцию. Каждый из этих компонентов направлен на восстановление мукоцилиарного клиренса, вентиляционной способности лёгких, иммунной активности и физической выносливости ребёнка. К инновационным формам реабилитации можно отнести дистанционный метод, вокалотерпию, игровые формы ЛФК. Особое значение отводится психологической поддержке, актуальной в условиях постинфекционного эмоционального истощения, изоляции или перенесённой госпитализации. Большую роль в реабилитации играет участие и поддержка семьи.
Практическая часть исследования подтвердила высокую распространённость пневмонии у детей, особенно в возрастной группе – 5-7 лет(60%). Все медицинские работники признают необходимость реабилитации детей после перенесенной пневмонии. Выявлены проблемы в практической реализации восстановительного лечения. Так 45% опрошенных сообщили об отсутствии программ реабилитации в медицинских учреждениях, что указывает на разрыв между теоретической осведомлённостью и практической доступностью реабилитации. По всей видимости, этим объясняется низкий процент детей прошедших восстановительное лечение после пневмонии(43%). Анализ реабилитационных карт показал эффективность современного комплексного подхода к реабилитации на основе разработки индивидуальных программ, включающих немедикаментозные и медикаментозные направления восстановительного лечения. На всем протяжении реабилитации специалистами проводился контроль состояния организма ребенка. Активно в процесс восстановления подключалась семья, 100% родителей проходили обучение методике проведения ряда процедур в домашних условиях для закрепления результатов лечения.
Таким образом, гипотеза о том, что только современные подходы к реабилитации позволят сохранить функциональную способность органов дыхания и снизить риск развития осложнений, доказана, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Клинические рекомендации: пневмония (внебольничная) у детей / Союз педиатров России. — Москва, 2021. — 64 с. — Режим доступа: https://www.pediatr-russia.ru/information/klin-rek/proekty-klinicheskikh-rekomendatsiy/Клинические%20рекомендации_Пневмония_1.06.2021.pdf (дата обращения: 18.05.2025).
Учебные пособия, монографии
2. Александрович Ю. С., Пшениснов К. В. Респираторная поддержка при критических состояниях в педиатрии и неонатологии [Электронный ресурс] / Ю. С. Александрович, К. В. Пшениснов. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 272 с. — (Библиотека врача-специалиста). — ISBN 978-5-9704-5418-3. — Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970454183.html (дата обращения: 18.05.2025).
3. Белоусов А. В. Лечебный массаж: руководство для врачей и студентов / А. В. Белоусов. — М.: МЕДпресс-информ, 2022. — 384 с.
4. Бодрова А. В., Григорьева Е. В., Фролова Е. А. и др. Реабилитация после COVID-19 / А. В. Бодрова. — М.: Лазмик, 2021. — 54 с. URL: https://www.lazmik.ru/assets/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%202021,%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20COVID-19.pdf
Статьи
5. Бодрова Р. А., Кирьянова В. Р., Цыкунов М. Б. и др. Возможности физической реабилитации при пневмонии // Вестник восстановительной медицины. 2020. Т. 97, № 3. С. 31–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-fizicheskoy-reabilitatsii-pri-pnevmonii (дата обращения: 22.05.2025). DOI: 10.38025/2078-1962-2020-97-3-31-39.
6. Борисов С. Е., Мельник В. А., Кураев В. В. Реабилитация больных острой пневмонией // Пульмонология. 2023. Т. 33, № 1. С. 67–74. URL: https://journal.pulmonology.ru/pulm/article/view/3385 (дата обращения: 23.05.2025).
7. Брянская Е. В., Вощенко Н. А., Ринчинова А. Б., Мирошникова А. Н. ЛФК как метод реабилитации после пневмонии // Форум молодых ученых. 2023. № 12 (88). С. 60–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lfk-kak-metod-reabilitatsii-posle-pnevmonii (дата обращения: 22.05.2025).
8. Иванов И. И., Петров П. П. Магнитотерапия и периферическая магнитная стимуляция: отличия и особенности применения в детской практике // Вестник Российского университета дружбы народов. 2021. Т. 21, № 3. С. 45–52. Режим доступа: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/170418/ (дата обращения: 23.05.2025).
9. Лазеротерапия в комплексном лечении заболеваний у детей: обзор // Zdravch.ru. 2020, 9 ноября. URL: https://zdravch.ru/2020/11/09/lazeroterapija-v-kompleksnom-lechenii/ (дата обращения: 26.05.2025).
10. Лучникова Т. А. Влияние витамина D на течение пневмонии у детей [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vitamina-d-na-techenie-pnevmonii-u-detey (дата обращения: 18.05.2025).
11. Саатова Г. М., Михайлова В. В., Кабаева Д. Дж. Факторы риска развития осложнений при пневмонии у детей // Бюллетень науки и практики. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-razvitiya-oslozhneniy-pri-pnevmonii-u-detey (дата обращения: 22.05.2025).
12. Сергеева И. В. Роль применения высококомплаентных форм эфирных композиций в профилактике и комплексной терапии ОРИ у детей дошкольного возраста // РМЖ. Мать и дитя. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-primeneniya-vysokokomplaentnyh-form-efirnyh-kompozitsiy-v-profilaktike-i-kompleksnoy-terapii-ori-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.05.2025).
13. Смирнова Н. В., Ильина О. В., Левин А. Б. Применение ингаляционных методов терапии на этапе реабилитации у детей, перенесших внебольничную пневмонию // Медицинский журнал. 2022. № 1. С. 97–104. URL: https://medj.rucml.ru/journal/4e432d4d4544534f5645542d41525449434c452d323032322d302d312d302d39372d313034 (дата обращения: 31.05.2025).
14. Старостина Л. С. Роль обеспеченности детей витаминами и минеральными веществами с позиции педиатра // Российский журнал женского и детского здоровья. 2020. Т. 3, № 4. С. 319–324. DOI: 10.32364/2618-8430-2020-3-4-319-325.
15. Ушакова О. Н., Углева Т. Н., Курганская А. Ю. Этиологические особенности внебольничной пневмонии у госпитализированных детей северного региона // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiologicheskie-osobennosti-vnebolnichnoy-pnevmonii-u-gospitalizirovannyh-detey-severnogo-regiona-v (дата обращения: 18.05.2025).
16. Шевяков М. А. Актуально ли применение пробиотиков в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19? // МС. 2021. № 21-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualno-li-primenenie-probiotikov-v-period-pandemii-koronavirusnoy-infektsii-covid-19 (дата обращения: 31.05.2025).
17. Sheng Y., Liang Y., Zhao C., Kang D., Liu X. Azithromycin sequential therapy plus inhaled terbutaline for Mycoplasma Pneumoniae pneumonia in children: a systematic review and meta-analysis // BMC Infect Dis. 2024. Vol. 24, No. 1, Article 653. DOI: 10.1186/s12879-024-09564-x. PMID: 38944667; PMCID: PMC11214698.
18. Shen H., Zhao X., Xu L. Meta-analysis of the efficacy of budesonide and ambroxol hydrochloride inhalation in children with pneumonia and their effects on inflammatory response // Heliyon. 2023. Vol. 9, No. 11, e21105. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e21105. PMID: 37954384; PMCID: PMC10637922.
19. Zhang Z., Xu J., Guo Y. et al. Efficacy and safety of low-intensity pulsed ultrasound therapy for viral pneumonia in children: a randomized controlled trial // Trials. 2023. Vol. 24, Article number: 260. URL: https://trialsjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13063-023-07382-1 (дата обращения: 23.05.2025).
Электронные ресурсы
20. Абызова Т. В., Кечкин Д. Д. Оздоровительная физическая культура средствами нетрадиционной дыхательной гимнастики в реабилитации при пневмонии // Современные вопросы биомедицины. 2024. № 3. С. 45–50. URL: https://svbskfmba.ru/arkhiv-nomerov/2024-3/abyzova2024 (дата обращения: 26.05.2025).
21. Антропогенные факторы риска заболеваний дыхательной системы у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/referat-antropogennye-faktory-riska-zabolevanij-dyhatelnoj-sistemy-u-detej-5345916.html (дата обращения: 18.05.2025).
22. Бодрова Р. А., Кирьянова В. В., Цыкунов М. Б. и др. Возможности физической реабилитации при пневмонии // Вестник восстановительной медицины. 2020. Т. 97, № 3. С. 31–38. DOI: 10.38025/2078-1962-2020-97-3-31-39.
23. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Пневмония: факты и статистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/pneumonia (дата доступа: 01.06.2025).
18.05.2025).
24. Иванов С.А., Пискунов А.В., Самойлов А.А. Эпидемиологическая ситуация по внебольничной пневмонии в Российской Федерации в 2023 году [Электронный ресурс] // Федеральный журнал «Медицина». – 2024. – № 2. – Режим доступа: https://fsmj.ru/57115.
25. Лечение хронических респираторных заболеваний методом вокалотерапии // Медицина и искусство. 2024. Режим доступа: https://riorp.ru/ru/nauka/article/81914/view (дата обращения: 31.05.2025).
26. Медицинская реабилитация при пневмониях: лекция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rusnka.ru/meditsinskaya-reabilitatsiya-pri-pnevmoniyah-lektsiya/ (дата обращения: 23.05.2025).
27. Психологическая реабилитация детей после перенесённой пневмонии с применением иппотерапии // Вестник науки и образования. 2025. № 4 (2). С. 437–28. Психологическая реабилитация детей после перенесённой пневмонии с применением иппотерапии // Вестник науки и образования. 2025. № 4 (2). С. 437–442. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/AP-2025-04-2.pdf#page=437 (дата обращения: 27.05.2025).
29. Применение ультрафиолетового облучения в лечении пневмонии у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://engime.org/pars_docs/refs/153/152018/152018.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
30. Тухлиев Н. Х., Хакимова Н. Х. Возможности синусоидально-модулированной токотерапии в комплексном лечении внебольничной пневмонии у детей // Scientific and Innovative Technologies. 2023. № 6 (10). С. 127–130. URL: https://bestpublication.org/index.php/sit/article/view/9283 (дата обращения: 24.05.2025).
31. Электрофорез в детской физиотерапии [Электронный ресурс] // Ульяновский курорт. Режим доступа: https://ulkurort.ru/lechenie/methods/fizioterapiya (дата обращения: 25.04.2025)