РЕФЕРАТ 7
Введение 9
1 Сущность сегментации рынка банковских услуг и характеристика
участников рынка банковских услуг России 12
2 Сегментация рынка банковских услуг 17
2.1 Сегментация банковского рынка по товарному признаку 18
2.2 Сегментация банковского рынка по клиентурному признаку 35
2.3 Сегментация банковского рынка по географическому признаку 37
3 Оценка конкуренции на рынке банковских услуг 42
Заключение 64
Литература 65
Эффективность функционирования экономики в целом в значительной мере зависит от степени конкуренции между субъектами-участниками рынка. Банковский рынок России на современном этапе его развития характеризуется значительной степенью конкуренции между коммерческими банками, так как их количество достаточно велико (по сравнению с остальными странами). Для достижения преимущества в конкурентной борьбе кредитные организации применяют различные методы, способствующие оптимизации банковских процессов, увеличению доли рынка и получаемой прибыли. Одним из таких методов банковского маркетинга является сегментация рынка. Особый интерес представляет оценка эффективности работы банков в каждом из сегментов рынка, которая позволяет судить об эффективности банковской системы в целом, что и предопределило тему исследования.
Целью настоящей работы является определение структуры и сегментации рынка банковских услуг Российской Федерации, характеризующие деятельность коммерческих банков на современном этапе развития экономики России.
Данная цель определила постановку задач:
• рассмотреть экономическую сущность сегментации банковского рынка;
• выявить современные тенденции сегментации рынка банковских услуг Российской Федерации;
• проанализировать основные составляющие и текущее состояние сегментации рынка банковских услуг Российской Федерации;
• дать оценку конкуренции на рынке банковских услуг Российской Федерации.
Объектом исследования является рынок банковских услуг Российской Федерации, а также процессы, связанные с формированием сегментов банковского рынка на современном этапе развития экономики.
Предметом исследования являются методы и механизмы сегментирования банковского рынка, методы оценки конкуренции на рынке банковских услуг.
Для решения поставленной задачи по исследованию концентрации применены эконометрические и статистические методы. В рамках данной работы выполнен расчет следующих эконометрических показателей:
• коэффициент концентрации;
• коэффициент Герфиндаля-Хиршмана;
• коэффициент Холла-Тайдмана;
• коэффициент энтропии.
Среди статистических показателей для решения этой задачи выбран ко¬эффициент вариации.
Произведен расчет указанных показателей за период 2010-2016 годов, что позволило оценить не только уровень концентрации, но и направление ее изменения.
Научная новизна данной работы состоит в том, что показатели концентрации исследованы во всех значимых сегментах рынка банковских услуг. Практическая значимость работы состоит в том, что результатом исследования стал вывод о снижении конкуренции на рынке банковских услуг в целом и в каждом из рассмотренных сегментов в отдельности.
При выполнении данной работы применены следующие методы исследования:
• теоретический анализ и обобщение научной литературы,
периодических изданий, аналитических отчетов;
• системный анализ.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе описаны теоретические аспекты сегментации рынка банковских услуг и даны основные институциональные характеристики его участников. Во второй главе определена структура различных сегментов рынка и выявлены наиболее активные их участники. В третьей главе исследованы показатели концентрации в различных сегментах рынка банковских услуг.
В процессе выполнения данной работы была определена структура рынка, а также выделены сегменты рынка банковских услуг Российской Федерации, характеризующие деятельность коммерческих банков по продуктовому, клиентскому и географическому признаку. Основными сегментами рынка банковских услуг, в которых конкурирует большинство крупных российских банков, являются рынок кредитования и инвестиционный рынок.
В качестве периода исследования в данной работе принимался временной промежуток 2010-2016 годов. В это время Банк России осуществлял последовательную политику по устранению с рынка проблемных кредитных организаций. Вследствие чего произошло значительное снижение количества коммерческих банков и перераспределение ссудного и инвестиционного портфеля в пользу крупных банков, как более конкурентоспособных.
На основе анализа уровней и динамики индекса концентрации CR-3 и индекса Герфиндаля-Хиршмана HHI, сделан вывод о том, что во всех рассмотренных сегментах ранка банковских услуг концентрация находится в среднем диапазоне (говорят, что рынок среднеконцентрированный). В сегменте привлеченных средств предприятий и организаций уровень концентрации до 2014 года можно было оценить как низкий.
Таким образом, на основе анализа эконометрических и статистических индексов сделан вывод о снижении уровня конкуренции во всех сегментах рынка, что обусловлено перераспределением долей рынка в пользу наиболее его крупных игроков в результате уменьшения количества коммерческих банков.
Литература
В процессе выполнения данной работы была определена структура рынка, а также выделены сегменты рынка банковских услуг Российской Федерации, характеризующие деятельность коммерческих банков по продуктовому, клиентскому и географическому признаку. Основными сегментами рынка банковских услуг, в которых конкурирует большинство крупных российских банков, являются рынок кредитования и инвестиционный рынок.
В качестве периода исследования в данной работе принимался временной промежуток 2010-2016 годов. В это время Банк России осуществлял последовательную политику по устранению с рынка проблемных кредитных организаций. Вследствие чего произошло значительное снижение количества коммерческих банков и перераспределение ссудного и инвестиционного портфеля в пользу крупных банков, как более конкурентоспособных.
На основе анализа уровней и динамики индекса концентрации CR-3 и индекса Герфиндаля-Хиршмана HHI, сделан вывод о том, что во всех рассмотренных сегментах ранка банковских услуг концентрация находится в среднем диапазоне (говорят, что рынок среднеконцентрированный). В сегменте привлеченных средств предприятий и организаций уровень концентрации до 2014 года можно было оценить как низкий.
Таким образом, на основе анализа эконометрических и статистических индексов сделан вывод о снижении уровня конкуренции во всех сегментах рынка, что обусловлено перераспределением долей рынка в пользу наиболее его крупных игроков в результате уменьшения количества коммерческих банков.
Литература
...36