Методические аспекты реализации технологии проектного обучения на уроках математики в старших классах
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 7
1.1 Сущность проектного обучения, его роль, значение и место в
процессе изучения математики 7
1.2 Классификация проектов 19
ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 23
2.1 Технология реализации проектного обучения в системе уроков .... 23
2.1.2 Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты 24
2.1.3 Структура учебного проекта 28
2.2 Методические рекомендации по реализации проектного обучения на уроках математики в старших классах 38
2.3 Разработка рабочей программы для 10 класса по элективному
курсу «Проектная деятельность» 43
2.3.1 Опытное преподавание 56
Заключение 59
Список литературы 60
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 7
1.1 Сущность проектного обучения, его роль, значение и место в
процессе изучения математики 7
1.2 Классификация проектов 19
ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 23
2.1 Технология реализации проектного обучения в системе уроков .... 23
2.1.2 Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты 24
2.1.3 Структура учебного проекта 28
2.2 Методические рекомендации по реализации проектного обучения на уроках математики в старших классах 38
2.3 Разработка рабочей программы для 10 класса по элективному
курсу «Проектная деятельность» 43
2.3.1 Опытное преподавание 56
Заключение 59
Список литературы 60
В наши дни процессы глобализации, формирование постиндустриаль-ного общества ставят перед образовательными учреждениями новые требо-вания к школьному образованию. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» направляет учителей на создание у школьников важнейших компетенций, основывающихся на фундаменталь¬ных знаниях, универсальных умениях, на опыте творческой деятельности и личной ответственности.
Школам отводится роль в решении данных проблем в современных образовательных стандартах и примерных программах образования по всем учебным предметам. Сегодня педагог способствует формированию у обучающихся системных знаний и учит применять усвоенные знания и умения в реальной жизни, создает условия для формирования гармоничного развития личности.
На наш взгляд одним из решений этой задачи- координация учебного процесса, сосредоточенного на развитие творческих способностей учащегося и навыков исследовательской, проектной деятельности.
Использование метода проектов в новой учебной и социально-культурной обстановке, позволяет размышлять о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, по средствам которой можно эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Главной характерной чертой проекта заключается в том, что в ходе его выполнения школьники учатся без помощи педагога приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик сможет сформировать в себе во время обучения в школе навыки ориентирования в информационном пространстве, научится прорабатывать приобретенные сведения, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то, смеем предположить, что ему будет проще адаптироваться в современном социуме, к непрерывно меняющимся условиям жизни и правильно будет ориентироваться в выборе своей будущей профессии.
Актуальность вызванной проблемы сопряжена с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритет нацелен на формирование многоцелевых учебных операций. Возобновляющейся школе необходимы такие технологии преподавания, которые поспособствовали бы развитию универсальных учебных действий, то есть:
- создавали б инициативную, независимую и активную позицию обучающихся в учении;
- совершенствовали б в главенствующие многоцелевые учебные операции: экспериментальные, рефлексивные, самооценочные;
- создавали б компетенции, умения, непосредственно принадлежащие с навыком их использования в фактические работы;
- осуществляли б правило взаимосвязи преподавания с реалиями повседневной жизни.
Проблема, поставленная в данной работе, - потребность выявления педагогических условий для создания умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников при изучении математики.
Объект нашего исследования - процесс организации учебной проектной деятельности школьников в старших классах.
Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников в старших классах при изучении математики.
Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности учащихся десятого и одиннадцатого класса для развития умений, формирующихся в ходе работы над проектами.
Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи:
• выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
• охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности при изучении математики в старших классах;
• описать методику организации проектной деятельности в старших классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию математического кружка; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы элективного курса «Проектная деятельность», посвященного организации проектного обучения в десятом классе.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения математики, разработана структура проектной деятельности при изучении математики в старших классах.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения. Первая глава направлена на раскрытие сущности проектной деятельности и метода проектов, как формы организации проектной деятельности, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе, включает два параграфа.
Вторая глава также содержит два параграфа, в которых описывается разработанная нами методика организации проектной деятельности в процессе обучения математики, анализируется ее внедрение в учебный процесс и анализируются результаты проведенной работы.
Школам отводится роль в решении данных проблем в современных образовательных стандартах и примерных программах образования по всем учебным предметам. Сегодня педагог способствует формированию у обучающихся системных знаний и учит применять усвоенные знания и умения в реальной жизни, создает условия для формирования гармоничного развития личности.
На наш взгляд одним из решений этой задачи- координация учебного процесса, сосредоточенного на развитие творческих способностей учащегося и навыков исследовательской, проектной деятельности.
Использование метода проектов в новой учебной и социально-культурной обстановке, позволяет размышлять о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, по средствам которой можно эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Главной характерной чертой проекта заключается в том, что в ходе его выполнения школьники учатся без помощи педагога приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик сможет сформировать в себе во время обучения в школе навыки ориентирования в информационном пространстве, научится прорабатывать приобретенные сведения, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то, смеем предположить, что ему будет проще адаптироваться в современном социуме, к непрерывно меняющимся условиям жизни и правильно будет ориентироваться в выборе своей будущей профессии.
Актуальность вызванной проблемы сопряжена с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритет нацелен на формирование многоцелевых учебных операций. Возобновляющейся школе необходимы такие технологии преподавания, которые поспособствовали бы развитию универсальных учебных действий, то есть:
- создавали б инициативную, независимую и активную позицию обучающихся в учении;
- совершенствовали б в главенствующие многоцелевые учебные операции: экспериментальные, рефлексивные, самооценочные;
- создавали б компетенции, умения, непосредственно принадлежащие с навыком их использования в фактические работы;
- осуществляли б правило взаимосвязи преподавания с реалиями повседневной жизни.
Проблема, поставленная в данной работе, - потребность выявления педагогических условий для создания умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников при изучении математики.
Объект нашего исследования - процесс организации учебной проектной деятельности школьников в старших классах.
Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников в старших классах при изучении математики.
Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности учащихся десятого и одиннадцатого класса для развития умений, формирующихся в ходе работы над проектами.
Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи:
• выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
• охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности при изучении математики в старших классах;
• описать методику организации проектной деятельности в старших классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию математического кружка; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы элективного курса «Проектная деятельность», посвященного организации проектного обучения в десятом классе.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения математики, разработана структура проектной деятельности при изучении математики в старших классах.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения. Первая глава направлена на раскрытие сущности проектной деятельности и метода проектов, как формы организации проектной деятельности, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе, включает два параграфа.
Вторая глава также содержит два параграфа, в которых описывается разработанная нами методика организации проектной деятельности в процессе обучения математики, анализируется ее внедрение в учебный процесс и анализируются результаты проведенной работы.
Подведем итоги проведенной работы.
Рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положи-тельные аспекты использования проектного обучения, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности.
Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, цели. Рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.
Рассмотрена методика организации проектной деятельности в литературе.
В ходе анализа литературы, установлено, что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения математике в литературе освещена достаточно полно.
Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.
Рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положи-тельные аспекты использования проектного обучения, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности.
Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, цели. Рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.
Рассмотрена методика организации проектной деятельности в литературе.
В ходе анализа литературы, установлено, что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения математике в литературе освещена достаточно полно.
Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.
Подобные работы
- Методические аспекты технологии модульного обучения математике в старшей школе (на примере темы «Многогранники»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Использование технологии проектной деятельности при изучении элементов статистики в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016



