Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №178464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 7
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 7
1.2. Этиология и классификация детского церебрального паралича 15
1.3. Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата 20
1.4. Условия психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста с
нарушением опорно-двигательного аппарата 27
Глава 2. Экспериментальное изучение зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка
ее эффективности 47
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения

Нарушение опорно-двигательного аппарата является одной из самых распространенных причин инвалидности ребенка. По данным статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), врожденные и приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата наблюдаются в среднем у 2 из 1000 детей. При этом основной характеристикой данного заболевания является не только нарушение двигательного акта, но и нарушение умственного развития, речевого, нарушение слуха, зрения и т.д. [19].
В данной работе мы будем рассматривать конкретный вид нарушения опорно-двигательного аппарата - детский церебральный паралич (ДЦП).
Изначально проблематике детского церебрального паралича не уделялось должного внимания. И только во второй половине XX века исследователи занялись его более полным и детальным изучением. Причиной тому послужило постоянное возрастание числа детей с диагнозом ДЦП, в связи с чем был поднят вопрос об их реабилитации и социализации.
На сегодняшний день в отечественной психологии имеется достаточное количество работ, посвящённых рассмотрению данной проблемы. Изучением особенностей развития детей с ДЦП занимались такие ученые, как Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Н.В. Финкель и другие.
И.И. Мамайчук и Л.М. Шипицына рассматривают ДЦП как заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесённого в пренатальном периоде или в периоде незавершённого процесса формирования основных мозговых структур, что обусловливает сложное сочетание структурных расстройств: замедленный темп психического развития в целом, а также диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций [59].
Изучению же особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата не уделялось столь пристального внимания. Тем временем нарушение зрительного восприятия ведет к комплексным нарушениям познавательной сферы, осложнениям в трудовой деятельности, а также к нарушениям социализации и обучения.
К редким работам, рассматривающим зрительное восприятие у детей с диагнозом ДЦП, можно отнести исследования Э.С. Калижнюк, в которых говорится о более медленном развитии перцептивных действий и образов зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, чем у их здоровых сверстников [25].
Актуальность нашего исследования мы связываем с малой изученностью вопросов о специфике коррекции зрительного восприятия и ее значимостью для детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата.
Проблема исследования: каковы особенности коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата, разработать и апробировать соответствующую программу коррекции.
Объект исследования: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем развития предметного и целостного восприятия, низким уровнем усвоения сенсорных эталонов и анализа сюжетных изображений. Использование психокоррекционной программы способствует повышению уровня предметности восприятия, дифференциальной чувствительности цветов, выстраивания структурно-логических систем и восприятия геометрических форм.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности заявленной проблемы в психолого-педагогической и медицинской литературе.
2. Определить особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать и апробировать коррекционную программу по развитию зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Проверить эффективность разработанной коррекционной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения ученых о роли ведущей деятельности и общения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин); теория аномального развития личности И.И. Мамайчук; положения Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской о проблеме развития высших психических функций.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, измерение,
психодиагностические методики, эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика;U - критерий Манна-Уитни и ф*- критерий Фишера);
- методы интерпретации.
Методики исследования:
1. Нейропсихологический альбом (под редакцией А.В. Семенович):
- реалистичные изображения;
- перечеркнутые контурные изображения;
- наложенные контурные изображения (фигуры Поппельрейтера);
- незаконченные изображения;
- химерные изображения;
- сюжетные картинки («Окно», «Прорубь»).
2. «Цветовой гнозис» А.В. Семенович;
3. «Оценка сенсорного развития» Т.В. Николаева.
Практическая значимость работы. Полученные в результате проведенной работы данные могут использоваться для разработки психопрофилактических мероприятий, проведений коррекционно¬развивающих занятий в различных специализированных учреждениях (детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры и т.д.).
Исследование проходило на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В исследовании приняло участие 30 человек в возрасте от 5 до 7 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (63), 6 рисунков, 8 таблиц и приложений. Объем работы составляет 71 страница машинописного текста без приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам исследования удалось решить поставленные задачи. Нами были изучены психологические особенности детей дошкольного возраста: на основе теоретического анализа работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и многих других, пришли к выводу, что дошкольный возраст является одним из важных этапов развития высших психических функций (память, внимание, речь, восприятие и мышление). Основные достижения каждого из периодов дошкольного возраста напрямую связаны с ведущим типом деятельности (игровым). Напомним, что дошкольный возраст следует разделить на три этапа: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Это разделение способствует более ясному видению психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Полноценное проживание этого возрастного периода закладывает будущий фундамент личности, который находит свое отражение и в будущей учебной деятельности, и в эмоционально-волевой сфере, и в сфере социальных контактов.
Как отмечала И.И. Мамайчук, нарушения, которые мы наблюдаем при детском церебральном параличе затрагивают не только физические аспекты, но и социальные, когнитивные, эмоционально-поведенческие и т.д. В свою очередь, тяжесть нарушений напрямую зависит от времени поражения мозговых структур, а успешность реабилитации и социализации от своевременно начатых курсов коррекции [38].
Большое значение также имеет и ранняя диагностика сопутствующих нарушений (ЗПР, умственная отсталость, различные нарушения речи и т.д.). От своевременности и точности диагностических процедур зависит качество индивидуального развития каждого ребенка: его личностное становление, когнитивное и психическое развитие, социальное и эмоциональное развитие.
В результате проведенной диагностики зрительного восприятия мы определили специфические особенности зрительного гнозиса дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Так, для большинства респондентов был свойственен «низкий» уровень развития зрительного предметного восприятия, что проявлялось в сложности формирования структуры наблюдаемого объекта, в нарушении представлений об иерархии признаков объекта и невозможности отделения одних объектов от других без потери смысла понимания предоставляемого изображения.
Нарушение восприятия цвета проявлялось в сложности различении основных цветов и их оттенков. При отклонении в развитии данного свойства, наблюдалось неэффективное приспособление зрительного анализатора к характеристикам окружающей среды.
Анализируя данные зрительного восприятия геометрических форм и величин, мы пришли к выводу, что у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата имелись специфические нарушения, характеризующиеся неспособностью к усвоению и различению основных форм и величин окружающих объектов. Как правило, это отражалось на системе мер и их потенциальном использовании при активном взаимодействии «ребенок - вещь».
Анализ сюжетных изображений показал, что дошкольники имели специфические особенности, которые отражались в непонимании причинно-следственных связей, в сложности определения сущности предметов и выявлении значимых элементов, событий или участников.
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы и последующей диагностики, были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Мы выявили, что в экспериментальной группе среднее значение балла стало выше по всем параметрам зрительного восприятия. Это свидетельствует об общем уровне развития зрительного гнозиса по сравнению со сверстниками из контрольной группы.
Так, дети из экспериментальной группы демонстрировали более высокий уровень развития предметного зрительного восприятия, что отражается в более успешном решении задач, связанных с отделением объектов, их структуризацией и вычленением главных признаков.
Целостное зрительное восприятие характеризуется более детальным анализом исследуемых изображений и достаточно сформированным навыком обобщения структуры, связанной с целостностью и иерархичностью воспринимаемого объекта.
Сенсорное восприятие эталонов у дошкольников после прохождения психокоррекционной программы характеризуется большей успешностью в различении цвета и формы по сравнению с контрольной группой. Такие дети более успешно различают цвета и их оттенки, быстрее усваивают основные геометрические формы и способы работы с ними. В целом мы можем говорить о более высоком уровне развития сенсорного восприятия цвета и формы.
Дети из экспериментальной группы, анализируя сюжетные изображения, демонстрируют более успешное установление причинно¬следственных связей. Как следствие, дети более качественно справляются с заданиями анализа сюжетных изображений, а также с построением структурно-логической системы по сравнению с дошкольниками из контрольной группы.
Таким образом, дети, входящие в экспериментальную группу, показали более высокие результаты развития зрительного восприятия, чем дети из контрольной группы, которые не принимали участия в психокоррекционной программе.
Итак, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем развития предметного и целостного восприятия, низким уровнем усвоения сенсорных эталонов и анализа сюжетных изображений. Использование психокоррекционной программы способствует повышению уровня предметности восприятия, дифференциальной чувствительности цветов, выстраивания структурно-логических систем и восприятия геометрических форм.
Исходя из полученных результатов, мы разработали ряд рекомендаций для психологов и педагогов по коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В процессе занятия с ребенком необходимо помнить, что усвоение материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, а также обогащать эмоциональный опыт. При этом необходимо учитывать наличие парезов, низкий тонус мышц и наличие патологических тонических рефлексов. Как следствие, расположить ребёнка нужно в такой позе, чтобы достигалось максимальное расслабление мышц.
Перед занятиями по развитию зрительного восприятия необходимо проводить зрительную гимнастику, способствующую развитию подвижности глазного яблока.
Помимо этого, необходимо учитывать возрастные особенности развития. Работа должна быть направлена на развитие наиболее простых операций зрительного восприятия - восприятие цвета и их оттенков. Более поздним считается возможность анализа сюжетных изображений.
Все занятия и упражнения должны способствовать развитию системности, установлению структурно-логических связей, абстрагированности и целостности зрительного восприятия, а также быть направлены на устранении неточности, фрагментарности и искаженности зрительного гнозиса. Для этого рекомендуется использовать системный комплексный подход, учитывающий индивидуальные особенности нарушений и развития.
Ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо хвалить и поощрять даже за самые «маленькие» успехи, тем самым мотивируя и создавая психологически комфортную атмосферу для развития и коррекции.
Таким образом, процесс коррекции представляет собой комплексное воздействие не только на высшие психические функции ребенка, в частности зрительное восприятие, но и на социальную сферу, эмоциональную и поведенческую.



1. Абдуллаева, М.А. Психологические особенности детей дошкольного возраста / М.А Абдулаева // Молодой ученый. - 2017. - №22. - С. 393-395.
2. Абкович, А.Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Я. Абкович // Специальное образование. - 2014. - №4. - С. 5-11.
3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М., 2001. - 277 с.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. - М., 2007. - 356 с.
5. Атексеенко, Н.Ю. Восприятие. Механизмы и модели Н.Ю. Атексеенко. - М. Мир, 1974. - 287 с.
6. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев, 1988. - 308 с.
7. Бакалбаева, Г.А. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП / Г.А. Бакалбаева, К.Т. Талгатова // Молодой ученый. - 2015. - №1.1. - С. 88-89.
8. Барабанщиков, В.А. Стабильность видимого мира / В.А. Барабанщиков, В.И. Белопольский. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 300 с.
9. Белопольский, В.И. Взор человека: Механизмы, модели, функции / В.И. Белопольский. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 415 с.
10. Белоусова, Е.Д. Медикаментозное лечение спастичности у детей / Е.Д. Белоусова // Альманах «Исцеление». - 2001. - № 5. - С. 39.
11. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 345 с.
12. Борзиков, В.В. Объективизация двигательных нарушений у детей с церебральным параличом: состояние вопроса / В.В. Борзиков, Н.Н. Рукина // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. - 2018. - №1. - С. 67-77.
13. Волков, Б.С. Возрастная психология: В 2ч. Ч.1: От рождения до
поступления в школу [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б.С. Волков; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Владос, 2008. - 366 с.
14. Волокитина, Т.В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей / Т.В. Волокитина. - М., 2013. - 175 с.
15. Волокитина, Т.В. Психофизиологический анализ зрительного восприятия детей 5-8 лет с нарушением зрения / Т.В. Волокитина, А.В. Зотова // Журнал медико-биологических исследований. - 2013. - №1. - С. 26-32.
16. Волокитина, Т.В. Зрительное восприятие и особенности сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией / Т.В. Волокитина., Е.В. Попова. - М., 2013. - 175 с.
17. Воронина, О.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в дошкольном отделении / О.В. Воронина, А.А. Лыкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №1. - С. 34-42.
18. Воронов, А.В. Исследование биомеханических характеристик ходьбы больных спастической диплегией / А.В. Воронов. - М.: Закон и порядок; 2007. - 531 с.
19. Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата / Под ред. И. В. Добряков, Т. Г. Щедриной. СПб: СПбМАПО, 2004. - 74 с.
20. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2007. - 234 с.
21. Глезер, В.Д. Зрение и мышление / В.Д. Глезер - Л.: Наука, 1993. - 284 с.
22. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1980. - 323 с.
23. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. - СПБ: СОЮЗ, 2003. - 320 с.
24. Калинина, Е.А. Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте / Е.А. Калинина. - М., 2013. - 145 с.
25. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. - М., 1987. - 272 с.
26. Карпинская, В.Ю. Классификация в процессе зрительного восприятия / В.Ю. Карпинская, Н.П. Владыкина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - №1(4). - С. 642-650.
27. Ковынева, О.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О.Г. Ковынева, В.Н. Введенский // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2017. - № 11(41). - С 13-15.
28. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Кондакова // И.М. Кондаков. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб., 2007. - 208 с.
29. Красовских, Т.И. Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования / Т.И. Красовских, А.В. Млечко // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 852-855.
30. Кулеш, Н.С. Современный подход к восстановительному лечению детс кого церебрального паралича / Н.С. Кулеш // Коррекц. педагогика. - 2004. - № 1. - С. 6-11.
31. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 342 с.
32. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н.
Леонтьев. - 4-е издание. - Москва: Издательство Московского
университета, 1981. - 584 с.
33. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общение / М.И. Лисина. - СПб., 2009. - 320 с.
34. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2010. - 234 с.
35. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.
36. Маджидова, Е.М. Зрительные нарушения у детей с детским церебральным параличом / Е.М. Маджидова, Е.И. Абдукадырова // Вестник КазНМУ. - 2016. - №2. - С. 24-29.
37. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб., 2006. - 224 с.
38. Мамайчук, И.И. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / И.И. Мамайчук, Н.В. Андрущенко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - №4. - С. 34-46.
39. Мастюкова, Е.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Хрестоматия / Е.М. Мастюкова. - СПб., 2001. - 321 с.
40. Немкова, С.А. Психологические аспекты комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом / С.А. Немкова, О.И. Маслова, Г.А. Капкашадзе, А.М. Мамедъяров // ПФ. - 2013. - №2. - С. 107-126.
41. Носуленко, В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества / В.Н. Носуленко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 400 с.
42. Петровский, А.В. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Academia, 2001. - 496 с.
43. Приходько, О.Г. Специфика речевого развития детей с церебральным параличом / О.Г. Приходько. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 208 с.
44. Пятакова, Г.В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте материнского отношения к болезни ребенка / Г.В. Пятакова, И.И. Мамайчук, В.В. Умнов // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. - 2017. - Т.5. - Вып. 3.
- С. 58-65.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2004. - 334 с.
46. Рябых, Т.В. Особенности соматического статуса у детей с детским церебральным параличом при оперативном ортопедическом лечении / Т.В. Рябых, А.Д. Томов, Д.А. Попков // Гений ортопедии. - 2016. - № 3.
- С. 52-57.
47. Саитгалина, Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста/ Э.С. Саитгалина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. - С. 101-105.
48. Семёнова, К.А. Проблема восстановительного лечения детского церебрального паралича / К.А. Семенова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. - 2012. - 112(7). - С. 9¬13.
49. Симонова, Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Н.В. Симонова. - М., 1987. - 315 с.
50. Соколова, Н.Д. Современное дошкольное образование. Теория и практика / Н.Д.Соколова. - 2014. - №1. - С. 24.
51. Соколова, Н.Д. Дети с отклонениями в развитии / Н.Д. Солокова, Н.Д. Шматко. - М: Аспект, 2005. - 243 с.
52. Соловьева, О.В. Характеристики межличностной обратной связи и оптимизация совместной деятельности / О.В. Соловьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, с. 208-218.
53. Старкова, А.Г. Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией / А.Г. Старкова, В.В. Морозова // Специальное образование. - 2014. - №10. - Том I. - С.186-188.
54. Степанов, В.Г. Зрительное восприятие и изобразительное искусство / В.Г. Степанов, А.И. Борисова // Педагогика и психология образования. - 2015. - №4. - С. 45-52.
55. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - СПБ.:
Питер, 2010. - 256 с.
56. Титаренко, Н.Ю. Количественная оценка нарушений двигательных
функций у больных детским церебральным параличом методом видеоанализа движений с использованием двухмерной
биомеханической модели / Н.Ю. Титаренко // Российский педиатрический журнал. - 2014. - №5. - С. 20-27.
57. Трубникова, Н.М. Коррекционная работа по преодолению трудностей освоения чтения у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью / Н.М. Трубникова // Специальное образование. - 2014. - №3. - С. 99-107.
58. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
59. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.: Владос, 2004. - 314 с.
60. Шипицына, Л.М., Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицина. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", 2001. - 272 с.
61. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш.
учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е и - Москва:
Издательский центр "Академия", 2007. - 401 с.
62. Ябкович, А.Я. К вопросу об основных образовательных потребностях младших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата / А.Я. Ябкович // Специальное образование. - 2016. - №3. - С. 5-12.
63. Яковлева, Г.В. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Яковлева, И.Л. Титеева // Современные исследования специальных проблем. - 2012. - №10. - С. 1-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ