КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 7
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 7
1.2. Этиология и классификация детского церебрального паралича 15
1.3. Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата 20
1.4. Условия психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста с
нарушением опорно-двигательного аппарата 27
Глава 2. Экспериментальное изучение зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка
ее эффективности 47
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 7
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 7
1.2. Этиология и классификация детского церебрального паралича 15
1.3. Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата 20
1.4. Условия психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста с
нарушением опорно-двигательного аппарата 27
Глава 2. Экспериментальное изучение зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка
ее эффективности 47
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложения
Нарушение опорно-двигательного аппарата является одной из самых распространенных причин инвалидности ребенка. По данным статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), врожденные и приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата наблюдаются в среднем у 2 из 1000 детей. При этом основной характеристикой данного заболевания является не только нарушение двигательного акта, но и нарушение умственного развития, речевого, нарушение слуха, зрения и т.д. [19].
В данной работе мы будем рассматривать конкретный вид нарушения опорно-двигательного аппарата - детский церебральный паралич (ДЦП).
Изначально проблематике детского церебрального паралича не уделялось должного внимания. И только во второй половине XX века исследователи занялись его более полным и детальным изучением. Причиной тому послужило постоянное возрастание числа детей с диагнозом ДЦП, в связи с чем был поднят вопрос об их реабилитации и социализации.
На сегодняшний день в отечественной психологии имеется достаточное количество работ, посвящённых рассмотрению данной проблемы. Изучением особенностей развития детей с ДЦП занимались такие ученые, как Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Н.В. Финкель и другие.
И.И. Мамайчук и Л.М. Шипицына рассматривают ДЦП как заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесённого в пренатальном периоде или в периоде незавершённого процесса формирования основных мозговых структур, что обусловливает сложное сочетание структурных расстройств: замедленный темп психического развития в целом, а также диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций [59].
Изучению же особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата не уделялось столь пристального внимания. Тем временем нарушение зрительного восприятия ведет к комплексным нарушениям познавательной сферы, осложнениям в трудовой деятельности, а также к нарушениям социализации и обучения.
К редким работам, рассматривающим зрительное восприятие у детей с диагнозом ДЦП, можно отнести исследования Э.С. Калижнюк, в которых говорится о более медленном развитии перцептивных действий и образов зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, чем у их здоровых сверстников [25].
Актуальность нашего исследования мы связываем с малой изученностью вопросов о специфике коррекции зрительного восприятия и ее значимостью для детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата.
Проблема исследования: каковы особенности коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата, разработать и апробировать соответствующую программу коррекции.
Объект исследования: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем развития предметного и целостного восприятия, низким уровнем усвоения сенсорных эталонов и анализа сюжетных изображений. Использование психокоррекционной программы способствует повышению уровня предметности восприятия, дифференциальной чувствительности цветов, выстраивания структурно-логических систем и восприятия геометрических форм.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности заявленной проблемы в психолого-педагогической и медицинской литературе.
2. Определить особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать и апробировать коррекционную программу по развитию зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Проверить эффективность разработанной коррекционной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения ученых о роли ведущей деятельности и общения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин); теория аномального развития личности И.И. Мамайчук; положения Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской о проблеме развития высших психических функций.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, измерение,
психодиагностические методики, эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика;U - критерий Манна-Уитни и ф*- критерий Фишера);
- методы интерпретации.
Методики исследования:
1. Нейропсихологический альбом (под редакцией А.В. Семенович):
- реалистичные изображения;
- перечеркнутые контурные изображения;
- наложенные контурные изображения (фигуры Поппельрейтера);
- незаконченные изображения;
- химерные изображения;
- сюжетные картинки («Окно», «Прорубь»).
2. «Цветовой гнозис» А.В. Семенович;
3. «Оценка сенсорного развития» Т.В. Николаева.
Практическая значимость работы. Полученные в результате проведенной работы данные могут использоваться для разработки психопрофилактических мероприятий, проведений коррекционно¬развивающих занятий в различных специализированных учреждениях (детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры и т.д.).
Исследование проходило на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В исследовании приняло участие 30 человек в возрасте от 5 до 7 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (63), 6 рисунков, 8 таблиц и приложений. Объем работы составляет 71 страница машинописного текста без приложений.
В данной работе мы будем рассматривать конкретный вид нарушения опорно-двигательного аппарата - детский церебральный паралич (ДЦП).
Изначально проблематике детского церебрального паралича не уделялось должного внимания. И только во второй половине XX века исследователи занялись его более полным и детальным изучением. Причиной тому послужило постоянное возрастание числа детей с диагнозом ДЦП, в связи с чем был поднят вопрос об их реабилитации и социализации.
На сегодняшний день в отечественной психологии имеется достаточное количество работ, посвящённых рассмотрению данной проблемы. Изучением особенностей развития детей с ДЦП занимались такие ученые, как Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Н.В. Финкель и другие.
И.И. Мамайчук и Л.М. Шипицына рассматривают ДЦП как заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесённого в пренатальном периоде или в периоде незавершённого процесса формирования основных мозговых структур, что обусловливает сложное сочетание структурных расстройств: замедленный темп психического развития в целом, а также диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций [59].
Изучению же особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата не уделялось столь пристального внимания. Тем временем нарушение зрительного восприятия ведет к комплексным нарушениям познавательной сферы, осложнениям в трудовой деятельности, а также к нарушениям социализации и обучения.
К редким работам, рассматривающим зрительное восприятие у детей с диагнозом ДЦП, можно отнести исследования Э.С. Калижнюк, в которых говорится о более медленном развитии перцептивных действий и образов зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, чем у их здоровых сверстников [25].
Актуальность нашего исследования мы связываем с малой изученностью вопросов о специфике коррекции зрительного восприятия и ее значимостью для детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата.
Проблема исследования: каковы особенности коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно¬двигательного аппарата, разработать и апробировать соответствующую программу коррекции.
Объект исследования: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем развития предметного и целостного восприятия, низким уровнем усвоения сенсорных эталонов и анализа сюжетных изображений. Использование психокоррекционной программы способствует повышению уровня предметности восприятия, дифференциальной чувствительности цветов, выстраивания структурно-логических систем и восприятия геометрических форм.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности заявленной проблемы в психолого-педагогической и медицинской литературе.
2. Определить особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать и апробировать коррекционную программу по развитию зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Проверить эффективность разработанной коррекционной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения ученых о роли ведущей деятельности и общения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин); теория аномального развития личности И.И. Мамайчук; положения Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской о проблеме развития высших психических функций.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, измерение,
психодиагностические методики, эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика;U - критерий Манна-Уитни и ф*- критерий Фишера);
- методы интерпретации.
Методики исследования:
1. Нейропсихологический альбом (под редакцией А.В. Семенович):
- реалистичные изображения;
- перечеркнутые контурные изображения;
- наложенные контурные изображения (фигуры Поппельрейтера);
- незаконченные изображения;
- химерные изображения;
- сюжетные картинки («Окно», «Прорубь»).
2. «Цветовой гнозис» А.В. Семенович;
3. «Оценка сенсорного развития» Т.В. Николаева.
Практическая значимость работы. Полученные в результате проведенной работы данные могут использоваться для разработки психопрофилактических мероприятий, проведений коррекционно¬развивающих занятий в различных специализированных учреждениях (детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры и т.д.).
Исследование проходило на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В исследовании приняло участие 30 человек в возрасте от 5 до 7 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (63), 6 рисунков, 8 таблиц и приложений. Объем работы составляет 71 страница машинописного текста без приложений.
По результатам исследования удалось решить поставленные задачи. Нами были изучены психологические особенности детей дошкольного возраста: на основе теоретического анализа работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и многих других, пришли к выводу, что дошкольный возраст является одним из важных этапов развития высших психических функций (память, внимание, речь, восприятие и мышление). Основные достижения каждого из периодов дошкольного возраста напрямую связаны с ведущим типом деятельности (игровым). Напомним, что дошкольный возраст следует разделить на три этапа: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Это разделение способствует более ясному видению психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Полноценное проживание этого возрастного периода закладывает будущий фундамент личности, который находит свое отражение и в будущей учебной деятельности, и в эмоционально-волевой сфере, и в сфере социальных контактов.
Как отмечала И.И. Мамайчук, нарушения, которые мы наблюдаем при детском церебральном параличе затрагивают не только физические аспекты, но и социальные, когнитивные, эмоционально-поведенческие и т.д. В свою очередь, тяжесть нарушений напрямую зависит от времени поражения мозговых структур, а успешность реабилитации и социализации от своевременно начатых курсов коррекции [38].
Большое значение также имеет и ранняя диагностика сопутствующих нарушений (ЗПР, умственная отсталость, различные нарушения речи и т.д.). От своевременности и точности диагностических процедур зависит качество индивидуального развития каждого ребенка: его личностное становление, когнитивное и психическое развитие, социальное и эмоциональное развитие.
В результате проведенной диагностики зрительного восприятия мы определили специфические особенности зрительного гнозиса дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Так, для большинства респондентов был свойственен «низкий» уровень развития зрительного предметного восприятия, что проявлялось в сложности формирования структуры наблюдаемого объекта, в нарушении представлений об иерархии признаков объекта и невозможности отделения одних объектов от других без потери смысла понимания предоставляемого изображения.
Нарушение восприятия цвета проявлялось в сложности различении основных цветов и их оттенков. При отклонении в развитии данного свойства, наблюдалось неэффективное приспособление зрительного анализатора к характеристикам окружающей среды.
Анализируя данные зрительного восприятия геометрических форм и величин, мы пришли к выводу, что у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата имелись специфические нарушения, характеризующиеся неспособностью к усвоению и различению основных форм и величин окружающих объектов. Как правило, это отражалось на системе мер и их потенциальном использовании при активном взаимодействии «ребенок - вещь».
Анализ сюжетных изображений показал, что дошкольники имели специфические особенности, которые отражались в непонимании причинно-следственных связей, в сложности определения сущности предметов и выявлении значимых элементов, событий или участников.
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы и последующей диагностики, были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Мы выявили, что в экспериментальной группе среднее значение балла стало выше по всем параметрам зрительного восприятия. Это свидетельствует об общем уровне развития зрительного гнозиса по сравнению со сверстниками из контрольной группы.
Так, дети из экспериментальной группы демонстрировали более высокий уровень развития предметного зрительного восприятия, что отражается в более успешном решении задач, связанных с отделением объектов, их структуризацией и вычленением главных признаков.
Целостное зрительное восприятие характеризуется более детальным анализом исследуемых изображений и достаточно сформированным навыком обобщения структуры, связанной с целостностью и иерархичностью воспринимаемого объекта.
Сенсорное восприятие эталонов у дошкольников после прохождения психокоррекционной программы характеризуется большей успешностью в различении цвета и формы по сравнению с контрольной группой. Такие дети более успешно различают цвета и их оттенки, быстрее усваивают основные геометрические формы и способы работы с ними. В целом мы можем говорить о более высоком уровне развития сенсорного восприятия цвета и формы.
Дети из экспериментальной группы, анализируя сюжетные изображения, демонстрируют более успешное установление причинно¬следственных связей. Как следствие, дети более качественно справляются с заданиями анализа сюжетных изображений, а также с построением структурно-логической системы по сравнению с дошкольниками из контрольной группы.
Таким образом, дети, входящие в экспериментальную группу, показали более высокие результаты развития зрительного восприятия, чем дети из контрольной группы, которые не принимали участия в психокоррекционной программе.
Итак, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем развития предметного и целостного восприятия, низким уровнем усвоения сенсорных эталонов и анализа сюжетных изображений. Использование психокоррекционной программы способствует повышению уровня предметности восприятия, дифференциальной чувствительности цветов, выстраивания структурно-логических систем и восприятия геометрических форм.
Исходя из полученных результатов, мы разработали ряд рекомендаций для психологов и педагогов по коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В процессе занятия с ребенком необходимо помнить, что усвоение материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, а также обогащать эмоциональный опыт. При этом необходимо учитывать наличие парезов, низкий тонус мышц и наличие патологических тонических рефлексов. Как следствие, расположить ребёнка нужно в такой позе, чтобы достигалось максимальное расслабление мышц.
Перед занятиями по развитию зрительного восприятия необходимо проводить зрительную гимнастику, способствующую развитию подвижности глазного яблока.
Помимо этого, необходимо учитывать возрастные особенности развития. Работа должна быть направлена на развитие наиболее простых операций зрительного восприятия - восприятие цвета и их оттенков. Более поздним считается возможность анализа сюжетных изображений.
Все занятия и упражнения должны способствовать развитию системности, установлению структурно-логических связей, абстрагированности и целостности зрительного восприятия, а также быть направлены на устранении неточности, фрагментарности и искаженности зрительного гнозиса. Для этого рекомендуется использовать системный комплексный подход, учитывающий индивидуальные особенности нарушений и развития.
Ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо хвалить и поощрять даже за самые «маленькие» успехи, тем самым мотивируя и создавая психологически комфортную атмосферу для развития и коррекции.
Таким образом, процесс коррекции представляет собой комплексное воздействие не только на высшие психические функции ребенка, в частности зрительное восприятие, но и на социальную сферу, эмоциональную и поведенческую.
Полноценное проживание этого возрастного периода закладывает будущий фундамент личности, который находит свое отражение и в будущей учебной деятельности, и в эмоционально-волевой сфере, и в сфере социальных контактов.
Как отмечала И.И. Мамайчук, нарушения, которые мы наблюдаем при детском церебральном параличе затрагивают не только физические аспекты, но и социальные, когнитивные, эмоционально-поведенческие и т.д. В свою очередь, тяжесть нарушений напрямую зависит от времени поражения мозговых структур, а успешность реабилитации и социализации от своевременно начатых курсов коррекции [38].
Большое значение также имеет и ранняя диагностика сопутствующих нарушений (ЗПР, умственная отсталость, различные нарушения речи и т.д.). От своевременности и точности диагностических процедур зависит качество индивидуального развития каждого ребенка: его личностное становление, когнитивное и психическое развитие, социальное и эмоциональное развитие.
В результате проведенной диагностики зрительного восприятия мы определили специфические особенности зрительного гнозиса дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Так, для большинства респондентов был свойственен «низкий» уровень развития зрительного предметного восприятия, что проявлялось в сложности формирования структуры наблюдаемого объекта, в нарушении представлений об иерархии признаков объекта и невозможности отделения одних объектов от других без потери смысла понимания предоставляемого изображения.
Нарушение восприятия цвета проявлялось в сложности различении основных цветов и их оттенков. При отклонении в развитии данного свойства, наблюдалось неэффективное приспособление зрительного анализатора к характеристикам окружающей среды.
Анализируя данные зрительного восприятия геометрических форм и величин, мы пришли к выводу, что у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата имелись специфические нарушения, характеризующиеся неспособностью к усвоению и различению основных форм и величин окружающих объектов. Как правило, это отражалось на системе мер и их потенциальном использовании при активном взаимодействии «ребенок - вещь».
Анализ сюжетных изображений показал, что дошкольники имели специфические особенности, которые отражались в непонимании причинно-следственных связей, в сложности определения сущности предметов и выявлении значимых элементов, событий или участников.
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы и последующей диагностики, были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Мы выявили, что в экспериментальной группе среднее значение балла стало выше по всем параметрам зрительного восприятия. Это свидетельствует об общем уровне развития зрительного гнозиса по сравнению со сверстниками из контрольной группы.
Так, дети из экспериментальной группы демонстрировали более высокий уровень развития предметного зрительного восприятия, что отражается в более успешном решении задач, связанных с отделением объектов, их структуризацией и вычленением главных признаков.
Целостное зрительное восприятие характеризуется более детальным анализом исследуемых изображений и достаточно сформированным навыком обобщения структуры, связанной с целостностью и иерархичностью воспринимаемого объекта.
Сенсорное восприятие эталонов у дошкольников после прохождения психокоррекционной программы характеризуется большей успешностью в различении цвета и формы по сравнению с контрольной группой. Такие дети более успешно различают цвета и их оттенки, быстрее усваивают основные геометрические формы и способы работы с ними. В целом мы можем говорить о более высоком уровне развития сенсорного восприятия цвета и формы.
Дети из экспериментальной группы, анализируя сюжетные изображения, демонстрируют более успешное установление причинно¬следственных связей. Как следствие, дети более качественно справляются с заданиями анализа сюжетных изображений, а также с построением структурно-логической системы по сравнению с дошкольниками из контрольной группы.
Таким образом, дети, входящие в экспериментальную группу, показали более высокие результаты развития зрительного восприятия, чем дети из контрольной группы, которые не принимали участия в психокоррекционной программе.
Итак, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем развития предметного и целостного восприятия, низким уровнем усвоения сенсорных эталонов и анализа сюжетных изображений. Использование психокоррекционной программы способствует повышению уровня предметности восприятия, дифференциальной чувствительности цветов, выстраивания структурно-логических систем и восприятия геометрических форм.
Исходя из полученных результатов, мы разработали ряд рекомендаций для психологов и педагогов по коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В процессе занятия с ребенком необходимо помнить, что усвоение материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, а также обогащать эмоциональный опыт. При этом необходимо учитывать наличие парезов, низкий тонус мышц и наличие патологических тонических рефлексов. Как следствие, расположить ребёнка нужно в такой позе, чтобы достигалось максимальное расслабление мышц.
Перед занятиями по развитию зрительного восприятия необходимо проводить зрительную гимнастику, способствующую развитию подвижности глазного яблока.
Помимо этого, необходимо учитывать возрастные особенности развития. Работа должна быть направлена на развитие наиболее простых операций зрительного восприятия - восприятие цвета и их оттенков. Более поздним считается возможность анализа сюжетных изображений.
Все занятия и упражнения должны способствовать развитию системности, установлению структурно-логических связей, абстрагированности и целостности зрительного восприятия, а также быть направлены на устранении неточности, фрагментарности и искаженности зрительного гнозиса. Для этого рекомендуется использовать системный комплексный подход, учитывающий индивидуальные особенности нарушений и развития.
Ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо хвалить и поощрять даже за самые «маленькие» успехи, тем самым мотивируя и создавая психологически комфортную атмосферу для развития и коррекции.
Таким образом, процесс коррекции представляет собой комплексное воздействие не только на высшие психические функции ребенка, в частности зрительное восприятие, но и на социальную сферу, эмоциональную и поведенческую.
Подобные работы
- Особенности формирования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Специфика логопедической работы по запуску речи у неговорящих детей в условиях образовательного центра (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Когнитивно-интеллектуальные особенности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в зависимости от степени поражения заболеванием работы и чувствительности рук
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



