Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы 6
1.1. Сущность и содержание понятия социальные навыки 6
1.2. Особенности развития социальных навыков у старших подростков... 12
1.3. Условия развития социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы 27
2.1. Изучение уровня развития социальных навыков у старших подростков 27
2.2. Проект по развитию социальных навыков у старших подростков "Шаги к успеху" 31
2.3. Оценка результатов проекта 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 51
Приложение Б 52
Актуальность данной темы обуславливается тем, что овладение социальными навыками у подростков является одним из главных приоритетов на данном жизненном этапе для успешной социализации в обществе.
Современное общество нуждается в людях, которые после выпуска из школы смогут эффективно адаптироваться в новых для них условиях и станут его активными субъектами. Подросткам необходимо иметь определённый набор качеств, позволяющих выстраивать эффективное общение и сотрудничество, обладать развитыми социальными навыками. В общеобразовательных учреждениях помимо обучения необходимо организовывать внеучебную деятельность, в рамках которой подросток может проявлять свои способности, самореализовываться, осуществлять различные социальные роли. Именно это будет являться в будущей жизни подростка залогом того, что он сможет осознанно стать частью всего общества в целом, будет способен выстраивать взаимодействие с другими людьми, конструктивно решать конфликтные ситуации. Таким образом, формирование социальных навыков у старших подростков является одной из ключевых задач, которые стоят сегодня перед современными педагогами.
Проблемы развития социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы рассматривались в исследованиях следующих авторов: Евглевской С. В., Лантух Д., Журавлевой М., Гайсиной Ю., Багаутдиновой Г., Литвак Р. А., Гревцевой Г. Я., Опариной Е. В., Жданова С. В., Дьячковой Т. В., Бахтиной А.С., Попко Е.А., Редковская М. А., Кривошеевой И. Ю. и др.
Сложившееся противоречие в практике деятельности общеобразовательных организаций: между потребностью в активизации работы по развитию социальных навыков старших подростков и ограниченным количеством предлагаемых проектов во внеучебной деятельности школ позволило сформулировать тему, цель, объект, предмет, задачи исследования и положения, выносимые на защиту.
Цель: теоретически обосновать, разработать и реализовать проект по развитию социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы.
Объект: процесс развития социальных навыков у старших подростков
Предмет: условия развития социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить уровень развития социальных навыков у старших подростков, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать проект развития социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы.
4. Провести повторную диагностику развития социальных навыков у старших подростков, определить результативность проекта....
Проанализировав литературу по теме исследования, прежде всего, мы изучили теоретические аспекты развития социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности, рассмотрели понятие «социализация» с точки зрения разных авторов, раскрыли понятия «социальная компетентность» и «социальные навыки». Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь социальные навыки - это умение взаимодействовать с другими людьми в обществе.
В результате внеучебной деятельности развиваются социальные навыки, которая предполагает формирование таких навыков как: воспитание целеустремленности и трудолюбия, формирование навыков позитивного и коммуникативного общения, развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.
Исследование было проведено в МБОУ СОШ №2 им. Т. Б. Куулар. В исследовании приняло участие 27 учащихся, из которых 2 подростки с девиантным поведением, состоящие на внутришкольном учете.
На начальном этапе проведения диагностики большая часть подростков 40% (11 чел.) имели средний уровень развития социальных навыков. Высокий и средний уровень развития показал одинаковое значение - по 30% (по 8 чел.). Подростки с девиантным поведением вошли в группу с низким значением.
Диагностическая работа была направлена на изучение следующих направлений развития социальных навыков: начальные навыки, навыки самовыражения, реакция на поведение или мнение другого человека, навыки планирования предстоящих действий, альтернативы агрессивному поведению. Полученные результаты позволили отметить, что у большей части подростков показан достаточный уровень развития до проведения программы.
На основе полученных данных мы разработали проект по развитию социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности «Шаги к успеху». В рамках проекта была предложена программа, где мероприятия составлены таким образом, чтобы вовлекать подростков в различные активные и социально-значимые мероприятия, в ее содержание также входят тренинги, классные часы, имеющие различную направленность. В ходе проекта подростки из класса больше взаимодействовали и общались между собой, а также с другими учащимися школы, активно участвовали в жизни школы и других мероприятиях.
После проведения программы, была получена положительная динамика:
- 2 подростка, которые состоят на внутришкольном учете активно включились в социально-значимую деятельность школы и вступили в школьное самоуправление;
- на время проведения проекта в классе можно было отметить снижение конфликтных ситуаций, неуважительных пропусков, а также замечено повышение успеваемости у некоторых учеников;
- увеличилось количество желающих вступить в ряды школьного самоуправления из числа других подростков-правонарушителей, которые не принимали участие в проекте.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о результативности проекта и мероприятий по развитию социальных навыков у старших подростков во внеучебной деятельности общеобразовательной школы.
1. Гидденс Э. Социология 90-х: учебник. Челябинск, 1999.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
3. Литвак Р. А., Гревцева Г. Я. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве // Вестн. Челябинского Государственного педагогического университета. 2013. №9. С. 96-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21014709(дата обращения: 19.05.2020).
4. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика : журнал / ред. Н.М. Рассадин. - Кострома : Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, 2014. - Т. 20, № 2. - 238 с. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239691(дата обращения: 19.05.2020).
5. Валентиров М. Ю. Динамика ценностных ориентаций военнослужащих по контракту в процессе социализации. М.: Издательская группа "Юрист", 2015. С. 21-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23767370(дата обращения: 19.05.2020).
6. Литвак, Р.А. Акмеологический подход к социализации личности в социокультурном образовательном пространстве / Р.А. Литвак, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, №4. - С. 10-18. URL: https://vestnik.susu.ru/ped/article/download/6994/5866 (дата обращения: 19.05.2020).
7. Хузиахметов А. Н. Проблемы социализации личности в педагогической теории и практике // Образование и саморазвитие. Изд-во: Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань) 2012. №2
(30). С.121-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17900089 (дата обращения: 19.05.2020).
8. Евглевская, С. В. Критерии и уровни сформированное™ социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С. В. Евглевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 268-270. URL: https://moluch.ru/archive/230/53465/(дата обращения: 14.05.2020).
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с. URL:https://www.bestreferat.ru/referat-378450.html (дата обращения: 14.05.2020).
10. BERNSTEIN N.A. О построении движений. М.: Общероссийский общественный Фонд "Социальное развитие России" (Москва), 2010. № 2(73). С.4-8. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=15187157 (дата обращения: 19.05.2020).
11. Ретроспектива инновационных технологий социализации обучающихся [Электронный ресурс] // URL: http://www.listeducation.ru/liweps-52-3.html,свободный, - (дата обращения: 19.05.2020).
12. Лантух Д., Журавлева М., Гайсина Ю., Багаутдинова Г. Изучение сформированности социальных навыков и социализированности личности студентов: материалы XV Международной молодежной научно-
практической конференции, Уфа, 18-19 апреля 2019 г. Изд-во: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2019. С. 194-201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38568477 (дата обращения: 19.05.2020).
13. Применение инновационных форм социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // URL:
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bd78a4d43b89521316d370.html,свободный. - (дата обращения: 19.05.2020).
14. Трушкин И. В. Личностно-психологические особенности студентов с ОВЗ на этапе вхождения в профессию «психолог»: Вып. квалификац. работа: Бакалавр. работа: Направление 37.03.01 "Психология". Направленность программы "Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий" / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2016. — 113 с. [Электронный ресурс] // URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=237529(дата обращения: 19.05.2020).
15. Досаева Р. Н., Хищенко К. А. Формирование социальной компетенции у дошкольников: теоретико-методологический аспект. Астрахань. Изд-во: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет". 2015. №4(56). С. 270-274. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25137454(дата обращения: 19.05.2020)....(38)