Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития социальных умений подростков 7
1.1 Сущность понятия «социальные умения» 7
1.2 Особенности развития социальных умений подростков 14
1.3 Методы развития социальных умений подростков 20
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Развитие социальных умений подростков, временно проживающих в учреждении социального обслуживания 26
2.1 Уровень развития социальных умений воспитанников Краевого центра семьи и детей 26
2.2 Содержание программы, направленной на развитие социальных умений подростков, временно проживающих в Краевом центре семьи и детей 37
2.3 Анализ результатов реализации программы развития социальных умений подростков 43
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Библиографический список 55
Приложения 58
Во время социально-экономических изменений перед обществом стоит задача не просто передать подрастающему поколению определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и подготовить к жизни в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых результатов, эффективно взаимодействовать с различными людьми и решать возникающие проблемы и искать пути решения возникающих проблем.
В нынешних общественно-экономических условиях важной проблемой считается поиск оригинальных педагогических решений, касающихся воспитания личности подростка. На первый план выдвигаются умения по работе с информационными ресурсами. При этом все большую важность приобретают умения самостоятельно и бесконфликтно решать возникающие в различных сферах трудности социальной жизни. В условиях общественных изменений приобретает актуальность необходимость подготовки подрастающего поколения к быстроизменяющимся условиям жизни. Для общества становится значимым формирование личности, умеющей эффективно и быстро адаптироваться к циклическим социально-экономическим изменениям, обладающей устойчивостью и противодействием негативным социальным факторам.
Социальные умения подростков являются базой для достижения высоких успехов во взрослой жизни. Преимущественно у подростков развиваются навыки взаимодействия с окружающим миром, умения принимать самостоятельно соответствующие сложившейся ситуации решения. Подростковый возраст - наиболее проблемный этап жизненного пути. Именно в это период происходит активное физиологическое, психологическое и личностное развитие. Подростковый возраст характеризуется эмоционально-личностной нестабильностью.
Современные исследования особенностей подросткового возраста показывают, что молодые люди не способны сделать самостоятельно выбор, спрогнозировать последствия своих поступков и не готовы брать ответственность за свое поведение на себя, то есть характеризуются низким уровнем развития социальных умений. Эти выводы подтверждаются исследованиями современных ученых, в том числе Л.Н. Гиенко.
Проблема исследования: развитие социальных умений подростков остается весьма актуальной проблемой. Современные практики, применяемые для формирования и развития социальных умений подростков, не дают, к сожалению, достаточно эффективных результатов. В следствии чего существует противоречие, обусловленное требованиями современного социума: между необходимостью формирования и развития социальных умений подростков и дефицитом определенных психолого-педагогических технологий в современной науке и практике.
Объект исследования: процесс развития социальных умений подростков.
Предмет исследования: особенности развития социальных умений подростков, временно проживающих в учреждении социального обслуживания.
Цель исследования: адаптация и внедрение программы по развитию социальных умений подростков, временно проживающих в учреждении социального обслуживания, оценка результативности (в условиях центра семьи и детей).
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы развития социальных умений подростков, временно проживающих в условиях учреждения социального обслуживания;
- определить критерии и показатели развития социальных умений подростков, временно проживающих в условиях учреждения социального обслуживания;
- изучить уровень развития социальных умений подростков, временно проживающих в условиях учреждения социального обслуживания;
- адаптировать и внедрить в практику учреждения программу по развитию социальных умений подростков, временно проживающих в условиях учреждения социального обслуживания;
- проанализировать результаты реализации программы по развитию социальных умений подростков, сделать выводы....
Система социально-психолого-педагогической работы в учреждениях социального обслуживания должна быть ориентирована на гармоничное сочетание социального и личностного воспитания, а социальные педагоги должны уметь эффективно взаимодействовать с другими социальными институтами (учреждениями культуры, спорта, правоохранительными органами и др.).
Повышение уровня социальной компетенции подростков является главным средством предупреждения влияния негативных факторов окружающей среды. В процессе проведенного исследования нами выявлен низкий уровень развития социальной компетентности подростков. Для развития социальной компетентности необходимо проводить дополнительную социально-психолого-педагогическую работу, которая может быть представлена в виде программы развития социальной компетентности, при реализации которой подростки обучались способам развития личностных ресурсов, самоконтролю, самопомощи и приобретали опыт социально одобряемого поведения за счет ценностного ориентирования. Развитие социальной компетентности личности предполагает решение вопросов за счет включения подростка в социальную практику. Для этого нами была подобрана и реализована программа социально-педагогической деятельности по развитию социальной компетентности подростков. Реализация данной программы положительно повлияла на повышение уровня развития социальных умений. Цель работы была достигнута, а гипотеза подтвердилась.
1. Байков Ю.Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса / Ю.Н. Бойков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 6. - С. 12-24.
2. Бейлина Н.С. Сущность понятия «социальная компетентность» / Н.С. Бейлина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 97-99.
3. Беспалова Г.М. Диагностика компетентностей учащихся / Г.М. Беспалова // Справочник классного руководителя. - 2009. - № 1. - С. 44-54 с.
4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8¬14.
5. Боярский Е.А. Компетенции: от дифференциации к интеграции / Е.А. Боярский, С.М. Коломиец // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 1. - С. 8-11.
6. Гибелая И.В. Показатели социальной компетентности у подростков / И.В. Гибелая // Вестник ЮурГУ. Серия «Психология». - 2013. - № 3. - С. 116-118.
7. Гиенко Л.Н. Деятельность социального педагога по формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении / Л.Н. Гиенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 8. - С. 298¬303.
8. Гиенко Л.Н. Социальная компетентность подростков и их социализация / Л.Н. Гиенко // Молодежь - Барнаулу: материалы науч.-практ. конф. - Барнаул, 2005. - С. 53-55.
9. Гиенко Л.Н. Формирование социальной компетентности подростов общеобразовательного учреждения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Барнаул: 2009. - 23 с.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции: новая парадигма образования / И.А. Зимняя // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2003. - №17. - С. 3-10.
11. Зимняя И.А. Компетенция - компетентность: субъектная трансформация/ И.А. Зимняя // Акмеология. - 2010. - №2. - С. 47-51.
12. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
13. Иванов Л.М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков / Л.М. Иванов, Е.В. Конева // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. - 2001. - № 2. - С.30-76.
14. Карабаева И.Б., Каримова К.У., Каримова Д.С. Формирование социальной компетентности в процессе саморегуляции подростков // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. - № 5-3 (29). - С. 59-60.
15. Камалова Н.Ю. Влияние основных агентов социализации на формирование социальной компетентности подростков / Н.Ю. Камалова // Вопросы общего, высшего и дополнительного образования: сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием [Ярославль, 4 апреля 2019 г.] / под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - с. 54-63....(38)