Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная тревожность и совладающее поведение у студентов вузов (Южный федеральный университет)

Работа №178400

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен опрос.
Выборка: 126 студентов.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной тревожности и совладающего поведения 9
1.1. Социальная тревожность как психологический феномен: теоретические подходы и определения 9
1.2. Диагностические критерии и факторы, влияющие на формирование социальной тревожности 18
1.3. Социальная тревожность в студенческом возрасте: особенности проявления и факторы риска 20
1.4. Совладающее поведение (копинг-стратегии): теоретические подходы и классификации копинг-стартегий 29
1.5. Факторы, влияющие на выбор копинг-стратегии у студентов вуза 37
1.6. Совладающее поведение, эффективность и психологическое благополучие 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 49
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной тревожности и копинг-стратегий у студентов вузов 50
2.1. Описание эмпирического объекта и методик исследования 50
2.2. Анализ и интерпретация данных по социальной тревожности у студентов вузов 51
2.3. Анализ и интерпретация данных по копинг-стратегиям, используемым студентами вузов 62
2.4. Анализ связи социальной тревожности студентов вузов и выбираемых копинг-стратегий 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 75
Заключение 76
Список использованной литературы 78
Приложения 86



Актуальность данной работы заключается в том, что современная социально-психологическая реальность характеризуется устойчивой тенденцией к росту тревожных состояний среди населения, чтоб обусловлено комплексом факторов, к которым относятся: высокая динамика социальных изменений, информационная перегрузка, экономическая нестабильность и нарастающая неопределенность будущего. Данные тенденции находят отражение в когнитивных и поведенческих паттернах молодого поколения, включая отказ от долгосрочного планирования и смещение фокуса на краткосрочные цели.
Особую значимость проблема приобретает в студенческой среде, где социальная тревожность становится барьером для успешной академической и личностной адаптации. Студенческий возраст – критический период формирования профессиональной идентичности, социальных компетенций и эмоциональной устойчивости. Однако под влиянием внешних стрессоров, таких как пандемия COVID-19 и геополитическая нестабильность, у молодых людей усиливаются страхи негативной оценки, избегающее поведение и чувство изоляции.
Пандемия COVID-19 стала глобальным травмирующим событием, повлиявшим на психическое здоровье населения. Длительная социальная изоляция, страх заражения, экономические трудности и утраты привели к резкому росту тревожных расстройств и депрессии. Последующие геополитические кризисы, включая специальную военную операцию (СВО), усугубили эмоциональное напряжение: студенты сталкиваются с тревогой за близких, информационной перегрузкой и поляризацией мнений в социальном окружении. Эти факторы способствуют формированию хронического стресса и дезадаптивных копинг-стратегий, таких как избегания и подавление эмоций.
Вместо активного преодоления трудностей многие студенты выбирают стратегии ухода от проблем, что в долгосрочной перспективе приводит к накоплению нерешенных задач и усилению тревожных состояний. Это в свою очередь создает замкнутый круг: тревожность порождает неэффективные стратегии совладания, которые усиливают тревожность.
Социальная тревожность у студентов проявляется в страхе публичных выступлений, избегании групповых взаимодействий и гиперчувствительности к критике. Это не только снижает академическую успеваемость, но и ограничивает возможности профессионального становления. В условиях вуза, где социальная активность является ключевым ресурсом адаптации, тревожность приводит к дефициту навыков коммуникации, группового взаимодействия и эмоциональной саморегуляции.
Степень разработанности темы исследования: теоретические подходы к социальной тревожности разработаны Р. Шленкером и Р.Лири, Р. Таунсли, П. Гилбертом, Д. Кларком и Э. Уэллсом, Е. Олденом и Т.Тейлором., Ост Л., Хугдал К., Барлоу Д., Каган Д. Эмпирические исследования социальной тревожности были проведены Ю.О. Герасимовой, Н.Л. Семченко, В.С. Батуевой, В.В. Красновой, А.М. Ивановой, А.О. Сагалаковой, В.Д. Труевцевым, В.Е. Пилипенко Е.В, С.Т. Вильчинской и др. Факторы, влияющие на социальную тревожность студентов, изучались С. Скайни, А. Ольяри, Г.А. Доротером А., С.И. Мякотиным, А.Н. Цветковой, Н.С. Сорокоумовой, Г.Р. Хеймбергом, К. Му, Дж. Чжуан Дж и др.
Теоретические основы копинг-стратегии заложили Р. Лазарус, С. Фолкман, Х. Мос, А. Шэфер, Л. Анцыферова. Эмпирические исследования копинг-стратегии были проведены С. Миллером, М. Грином, Н.Е. Бичеровой, И.Е. Рассказовой, Дж. Т. Птачек, Е.Р. Смит, Дж. Хефнером, К.Е. Веселовой и др.
Предмет исследования – проявления социальной тревожности и характер используемых копинг-стратегий у студентов вузов.
Цель исследования – изучить взаимосвязь между уровнем социальной тревожности и копинг-стратегиями у студентов вузов, а также выявить особенности использования различных способов совладания в условиях академический и социальной среды.
Объект исследования – 126 студентов ЮФУ, РАНХиГС, РИНХ и других вузов в возрасте от 18 до 23 лет (81 студент – это женщины, 45 студентов – мужчины)
Гипотезы исследования:
1. Существуют значимые различия между мужчинами и женщинами, обучающимися в вузе, по уровню тревожности в социальных ситуациях.
2. Существуют значимые различия между мужчинами и женщинами в используемых копинг-стратегиях в социальных ситуациях.
3. Существуют различия между мужчинами и женщинами в выбираемых копинг-стратегиях в разных социальных ситуациях.
Для достижения цели исследования и подтверждения или опровержения гипотез были поставлены следующие задачи:
Теоретические:
1. Анализ существующих теоретических подходов к изучению социальной тревожности и совладающего поведения.
2. Исследование факторов, влияющих на формирование и проявление социальной тревожности.
3. Анализ особенностей социальной тревожности в студенческой среде.
4. Изучение классификаций копинг-стратегий и их роли в адаптации к стрессу.
5. Исследование факторов, влияющих на выбор копинг-стратегий у студентов.
Методические:
1. Подбор методик для измерения социальной тревожности и копинг-стратегий.
2. Создание инструментов для сбора данных.
3. Определение методов статистической обработки данных.
Эмпирические:
1. Проведение эмпирического исследования на выборке студентов для оценки уровня социальной тревожности и используемых копинг-стратегий.
2. Сравнение уровня социальной тревожности между мужчинами и женщинами для проверки гипотезы о гендерных различиях.
3. Анализ различий в выборе копинг-стратегий между мужчинами и женщинами в разных социальных ситуациях.
4. Исследование взаимосвязи между уровнем социальной тревожности предпочитаемыми копинг-стратегиями.
5. Интерпретация полученных данных с учетом теоретических положений и выявление закономерностей.
6. Формулировка выводов о подтверждении или опровержении гипотез исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по проблематике исследования.
2. Психодиагностическое исследование.
3. Статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Опросники социальной тревоги и социофобии Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.
2. Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса
Методы обработки данных:
1. Описательная статистика
2. Корреляционный анализ Спирмена
3. Непараметрический критерий Манна-Уитни
Научная новизна исследования исследования состоит в том, что выявлены специфические особенности проявления социальной тревожности у студентов в различных социальных ситуациях, установлены наиболее распространенные копинг-стратегии у студентов с разным уровнем социальной тревожности, обнаружены статистически значимые гендерные различия в выборе способов совладания между мужчинами и женщинами.
Теоретическая значимость исследования: дополнены существующие теоретические модели социальной тревожности данными о ее проявлениях в студенческой среде, подтверждены положения зарубежных и отечественных исследований в контексте современный студенческой среды.
Практическая значимость исследования: полученные данные эмпирически подтвердили существование гендерной специфики как в проявления социальной тревожности (с более выраженными показателями у женщин), так и в предпочтении стратегий совладания (с доминированием самоконтроля у мужчин и эмоциональной переоценки с избеганием у женщин). Важным результатом стало выявление устойчивых дезадаптивных паттернов, проявляющихся в значимой корреляции высокой тревожности с преобладанием избегающих стратегий и снижением академической вовлеченности. Полученные результаты обеспечивают эмпирическую поддержку ключевым положениям когнитивных моделей (Клар, Уэллс), демонстрируя значимую связь руминаций и концентрации на внутренних ощущениях с уровнем тревожности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная тревожность у студентов проявляется в виде страха негативной оценки, избегания социальных ситуаций и постситуативных руминаций (статистически значимые различия), причем у женщин она выражены сильнее, чем у мужчин.
2. Наблюдаются гендерные различия в выборе копинг-стратегий, а именно: мужчины чаще полагаются на эмоционально-ориентированные стратегии совладания (самоконтроль, положительная переоценка, бегство-избегание), женщины сочетают эмоционально-ориентированный и проблемно-ориентированный копинг с акцентом на адаптивные стратегии (планирование решения проблем, положительная переоценка и поиск социальной поддержки), что подтверждается статистически значимыми различиями по критерию Манна-Уитни, и различиями в ранговой структуре предпочтений.
3. Студенты с высокой социальной тревожностью чаще прибегают к деазадаптивным стратегиям (бегство-избегание, дистанцирование), что снижает их академическую успеваемость и социальную адаптацию (что подтверждается корреляционным анализом)
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из содержания, введения, 2 глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы из 70 источников и 2 приложений. Работа содержит 5 рисунков и 9 таблиц. Объем основного текста до списка литературы составляет 77 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование социальной тревожности и копинг-стратегий у студентов вузов позволило получить ряд значимых результатов, вносящих вклад в развитие психологической науки.
Эмпирически подтверждено, что социальная тревожность в студенческой среде характеризуется комплексом взаимосвязанных проявлений: страхом негативной оценки (r=0.53, p<0.01), избеганием социальных ситуаций (p<0.05) и выраженными постситуативными руминациями (p<0.05). Особое значение имеет выявленная гендерная специфика данных проявлений, демонстрирующая более высокий уровень тревожности у женщин по всем измеряемым параметрам (общий уровень 30.25 против 26.44 у мужчин, страх оценки 7.38 против 5.59 баллов, избегание 5.83 против 5.13 баллов)
Важнейшим результатом исследования стало установлением статистически значимых различий в предпочтении копинг-стратегий между мужчинами и женщинами (по критерию Манна-Уитни). Анализ данных выявил, что мужчины в большей степени полагаются на эмоционально-ориентированные стратегии, с доминированием самоконтроля (14.03 балла, ранг №1 в предпочитаемых способах совладания) и положительной переоценки (13.75 баллов, ранг №2), в то время как женщины демонстрируют более сбалансированное сочетание эмоционально- и проблемно-ориентированных стратегий, включая планирование решения проблем (13.17 баллов, ранг №2) и активный поиск социальной поддержки (11.75 баллов, ранг №5).
Особого внимания заслуживает установленная взаимосвязь между уровнем социальной тревожности дезадаптивных копинг-стратегий. Корреляционный анализ выявил значимые связи высокой тревожности с избегающим поведением (r=0.55) и дистанцированием (r=0.45), что в свою очередь опосредованно влияет на снижением академической успеваемости и социальной адаптации. Это говорит о важности современной коррекции дезадаптиавных копинг-паттернов.
Практическая значимость исследования определяется возможность использования полученных результатов для разработки программ психологического сопровождения студентов. Выявленные закономерности обосновывают необходимость: дифференцированных тренингов копинг-навыков с учетом гендерных особенностей, профилактики избегающего поведения через развитие адаптивных стратегий регуляции, оптимизации образовательной среды для снижения тревожности в академических ситуациях.
Таким образом, проведенное исследование расширяет научные представления о природе социальной тревожности в студенческой среде, вносит вклад в понимание гендерных особенностей совладающего поведения и открывает новые перспективы для разработки эффективных программ психолого-педагогического сопровождения.



1. Абитов И.Р., Куприянов Р.В., Мустафина Е.Э., Власова А.В., Акброва Р.Р. Взаимосвязь копинг-стратегий студентов с некоторыми особенностями личности // Кострома. Том 1: Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Международной научной конференции, Кострома, 22-24 сентября 2016 г. / ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. – 2016. – С. 274-276.
2. Акименко А.К. Стратегии адаптивного поведения студенческой молодежи и их характеристика // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. №1.
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 2011, № 1
4. Арендачук И. В. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // НАУ. 2015. №5-5 (10).
5. Бабаев Т.М., Казаренков В.И. Особенности переживания тревожности у греческих и российских студентов // Акмеология. 2018. №2 (66).
6. Башутина, М. В. Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей / М. В. Башутина, Д. Н. Чернов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 30-33.
7. Бичерова Е.Н. Личностные и ситуативные факторы выбора копинг-стратегий студентов младших и старших курсов в ситуации оценивания. Психология и психотехника. 2016. №7 (94). С. 565-573.
8. Борисова М.Н. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости // Мир науки, культуры, образования. 2017. №4 (65). С. 216-219.
9. Веселова Е.К., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В., Анисимова Т.В. Социальная поддержка как ресурс обеспечения субъективного благополучия студенческой молодежи. Социальная психология и общество. – 2016. – №12(1). С. 44–58.
10. Герасимова О. Ю., Семченко Л. Н., Батуева С. В. Социальная тревожность и совладающее поведение у студентов первого курса медицинского университета. – 2021. – C. 59–64.
11. Есманская Н. Е., Молчанова В. Р. Особенности социофобий у студентов с разным уровнем депрессии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 1. С. 47-51.
12. Забара И. В., Данилова А. В. СПЕЦИФИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ // МНИЖ. 2021. №11-4 (113).
13. Иванова М. А. Риск возникновения тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1-го курса различных государственных учреждений / М. А. Иванова, А. В. Климов, Е. Н. Денисов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 435-437.
14. Казаринова Е.Ю., Холмогорова А.Б. (2021). Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи. Психолого-педагогические исследования. – 2021. – 13(2). С. 123–139.
15. Калабина Е.С., Пинегина Н.М. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем социального самоконтроля // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2021. – № 4. – C. 45-48.
16. Кленова М.А., Лаврентьева М.Ю. Влияние типа темперамента на выбор личностью стратегии преодоления // Альманах современной науки и образования. 2015. № 8. С. 63-65.
17. Коневцев И.В., Родионова Е.А. Копинг-стратегии личности во взаимосвязи с гендером и темпераментом // Молодой ученый. 2022. № 18 (413). С. 459-461.
18. Корытко И. Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №1.
19. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 2013. – 174 с.
20. Краснова-Гольева В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1.
21. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112)
22. Кузнецова Е.Н., Хилько (швецова) О.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИОФОБИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КРИТЕРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3.
23. Кучина З.Б. Психолого-акмеологические аспекты совладающего поведения студентов вуза на экзаменах разного типа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №4.
24. Левкова Т.В. Личностные ресурсы развития продукитивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]
25. Лукьянов А.С., Лукьянова М.В. Эмоционально-личностные предикторы копинг-стратегий у студентов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 5А. С. 41-49. DOI: 10.34670/AR.2020.25.22.007
26. Мякотин И.С. Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Мякотин Илья Сергеевич; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова]. — Ярославль, 2018. — 24 с.
27. Незнамова Н. А. Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения / Н. А. Незнамова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 169-171.
28. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. №1.
29. Пилипенко Е.В., Вильчинская Т.С. ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ // ELS. 2024. №1 июнь.
30. Потупчик Т. В., Эверт Л. С., Гришкевич Н. Ю. Характеристика социальнопсихологической адаптации и нервно-психического здоровья студентов разных форм обучения // Сибирское медицинское обозрение. 2019. № 4 (118). C. 54-61.
31. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №1.
32. Рассказова Е.И. Возможности диспозиционной и ситуативной оценки копинг-стратегий (на примере применения общей и специфичной для пандемии версий методики COPE). Экспериментальная психология. 2022. 15(1). С. 204–219.
33. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 90—108. DOI:10.17759/cpp.2020280205
34. С А. Великова ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА // МНКО. 2021. №2 (87).
35. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Опросник социальной тревоги и социофобии // Медицинская психология в России. 2012. № 4 (15).
36. Сорокоумова С.Н., Цветкова Н. А. Семейная детерминация социофобии у студентов. Вестник Минского университета. 2024. Т. 12, № 2.
37. Тарасова Н.В. Проблема формирования копинг-стратегий по преодолению трудных жизненных ситуаций в студенческом возрасте // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. T. 13. №4. C. 212-228.
38. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или порочный круг тревоги // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 70—89. DOI:10.17759/cpp.2020280204
39. Харламенкова Н.Е., Быховец Ю.В., Дан М.В., Никитина Д.А. Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19 [Электронный ресурс] // COVID-19: влияние на человека и общество. М.: ИП РАН. 2020.
40. Цветкова М. В., Марихин С. В. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ВЫБОР УСПЕШНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА // Символ науки. 2022. №10-1.
41. Цветкова Н.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГОЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. №1.
42. Шамухаметова Е. С., Самылова О. А. Стрессоустойчивость и копинг-стратегии у студентов // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. №3.
43. Шейнов В.П., Тарелкин А.И. ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ // Психология человека в образовании. 2022. №2.
44. Шестакова К.Б. Копинг-стратегии у студентов с разным уровнем социального интеллекта [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 37.03.01 / К. Б. Шестакова. — Красноярск: СФУ, 2018.
45. Alden L. E., Taylor C. T. Interpersonal processes in social phobia. Clinical Psychology Review. 2004. 24(7). 857–882.
46. Barlow D. Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic. New York: Guilford Press, 1988.
47. Bowman G.D., Stern M. Adjustment to Occupational Stress: The Relationship of Perceived Control to Effectiveness of Coping Strategies. Journal of Counseling Psychology. 1995. 42, 294-303.
48. Clark D.M., Wells A. A cognitive model of social phobia // Social phobia: Diagnosis, assessment and treatment / R.G.Heimberg, M.R.Liebowitz, D.A.Hope, F.R.Schneier (Eds.). New York: Guilford Press, 1995. P. 69-93.
49. Clauss J. A., Blackford J. U. Behavioral Inhibition and Risk for Developing Social Anxiety Disorder: A Meta-Analytic Study. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2012. 51(10). 1066–1075.e1. doi:10.1016/j.jaac.2012.08.002
50. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition. Text Revision (DSM-5-TR), American Psychiatric Association Publishing, Washington, DC, pp 229-235.
51. Doruyter A.G., Dupont P, Stein D.J., Lochner C., Warwick J.M. Nuclear Neuroimaging in Social Anxiety Disorder: A Review. J Nucl Med. 2018 Dec;59(12):1794-1800. doi: 10.2967/jnumed.118.212795. Epub 2018 Oct 5. PMID: 30291197.
52. Elsaid S., Rubin-Kahana D.S., Kloiber S., Kennedy S.H., Chavez S., Le Foll B. Neurochemical Alterations in Social Anxiety Disorder (SAD): A Systematic Review of Proton Magnetic Resonance Spectroscopic Studies. Int J Mol Sci. 2022 Apr 26;23(9):4754. doi: 10.3390/ijms23094754. PMID: 35563145; PMCID: PMC9105768.
53. Gilbert P., Trower P. Evolution and process in social anxiety // International handbook of social anxiety / In W.R. Crozier, L.E. Alden (Eds.). Chichester: Wiley. 2001. Pp. 259–279.
54. Hardie E. A., Critchley C., Morris Z. Self-coping complexity: Role of self-construal in relational, individual and collective coping styles and health outcomes. Asian Journal Of Social Psychology. 2006. 9(3). 224–235.
55. Hefner J., Eisenberg D. Social support and mental health among college students. Am J Orthopsychiatry. 2009 Oct;79(4):491-9. doi: 10.1037/a0016918. PMID: 20099940
56. https://mkb-10.com/index.php?pid=4238
57. Ifenthaler D., Cooper M., Daniela L. et al. Social anxiety in digital learning environments: an international perspective and call to action. Int J Educ Technol High Educ 20, 50. 2023.
58. Lazarus R. S. Stress, appraisal, and coping / Richard S. Lazarus, Susan Folkman. – New York: Springer. 1984.
59. Miller S. M., Green M. L. Coping with Stress and Frustration. The Socialization of Emotions. 263–314. 1985.
60. Moos R. H., Schaefer J. A. Life Transitions and Crises: A Conceptual Overview // Eds. Coping with life crises: An integrated approach, 1986.
61. Mou Q., Zhuang J., Wu Q. et al. Social media addiction and academic engagement as serial mediators between social anxiety and academic performance among college students. BMC Psychol 12. 190. 2024.
62. O’Day E. B., Heimberg R. G. Social media use, social anxiety, and loneliness: A systematic review. Computers in Human Behavior Reports. 2021. 3, 100070. doi:10.1016/j.chbr.2021.100070
63. Ost L., Hugdahl K. Acquisition of phobia and anxiety response patterns in clinical patients // Behav. Res. Therapy. 1981. Vol. 16. P. 439-447.
64. Pilkonis P.A. Shyness: public behavior and private experience. A doctor of philosophy dissertation. Stanford University. 1976. 120 p.
65. Ptacek J. T., Smith R. E., Zanas J. Gender, Appraisal, and Coping: A Longitudinal Analysis. Journal of Personality. 1992. 60(4). 747–770.
66. Rapee R.M., Heimberg R.G. A cognitive-behavioral model of anxiety in social phobia // Behav. Res. Therapy. 1997. Vol. 35. P. 741-756.
67. Rapee R.M., Lim L. Discrepancy between self and observer ratings of performance in social phobics // J. Abnorm. Psychol. 1992. Vol. 101. P. 727-731.
68. Scaini S., Ogliari A., Eley T. C., Zavos H. M. S., Battaglia M. GENETIC AND ENVIRONMENTAL CONTRIBUTIONS TO SEPARATION ANXIETY: A META-ANALYTIC APPROACH TO TWIN DATA. Depression and Anxiety. 2012. 29(9). 754–761. doi:10.1002/da.21941
69. Schlenker B.R., Leary M.R. Social anxiety and self-presentation: A conceptualization and model // Psychol. Bull. 1982. Vol. 92. P. 641-669.
70. Townsley R. Social phobia: Identification of possible etiological factors. Unpublished doctoral dissertation. University of Georgia, Athens, 1992.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ