ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность финансовых ресурсов предприятия 6
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов в
кинематографии 14
1.3. Особенности государственного финансирования организаций
кинематографии 20
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «Центр кино «Победа»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика 27
2.2. Количественная и качественная оценка финансовых ресурсов в
32
ООО «Центр кино «Победа»
2.3. Характерные факторы рисков при использовании финансовых
ресурсов 39
2.4. Стратегические направления развития и улучшения использования
финансовых ресурсов на предприятии кинематографии 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность заключается в том, прежде всего, началось перепрограммирование статуса Фонда социальной и экономической поддержки кино - после проверки его деятельности Счетной палатой было решено, что фильмы, поддержанные фондом, возвращают слишком мало государственных денег, финансируемые им картины не самоокупаемы, а значит, эта структура работает неэффективно.
Произошел возврат к существовавшей до 2010 года схеме распределения государственных денег. Борьба с пиратством стала не просто проблемой нескольких продюсеров, но государственным делом. Основные изменения, которые в дальнейшем произошли с российским кино это в первую очередь необходимость концентрации средств у нескольких крупных кинопроизводителей, в результате которой должны появиться крупнобюджетные фильмы: чтобы «деньги не размазывались тонким слоем по тарелочке». Наряду с появлением экспертного совета изменился и весь порядок утверждения проектов, получающих госфинансирование. Теперь представленные заявки должны сначала оценить в экспертном совете и/или в сценарной группе, затем они попадают в попечительский совет, который, в свою очередь, отправляет их на согласование в Министерство культуры, и только после утверждения там попечители имеют право предоставить проекту бюджетные деньги. При этом предложения экспертов носят рекомендательный характер. Очевидно, что главным результатом реформы стало усиление влияния Министерства культуры и лично министра в системе принятия решений. Произошла типичная для нашей страны властная и экономическая централизация, благодаря которой именно на министре оказались замкнутыми оба канала распределения бюджетных денег - важнейшего источника средств, как на коммерческое, так и на авторское кино.
Возрастание роли формировния и использования финансовых ресурсов вызывает необходимость исследования их отраслевых особенностей и выявления нежелательных отклонений в деятельности кинотеатров.
Среди отечественных и зарубежных учёных значительный вклад в исследование научных положений теории и практики финансового обеспечения отрасли кинематографии внесли: И.А.Бланк, К.Р. Макконнелл, В.В.Ковалев, Н.В.Колчина, Б.Корлофф, А.А.Макаров, Л.Н. Кошетарова, А.М.Аракелян, Ф.В. Ковтонюк, В.В.Кортунов, К.Ю. Леонтьева, Ю.М. Лермонтов, И.Тольстунов и др.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении теоретических основ формироания финансовых ресурсов и разработке комплекса мер эффективного их использования в процессе проката фильмов.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучить особенностей формирования и использования финансовых ресурсов кинотеатров;
- рассмотреть порядок бюджетного финансирования показа фильмов;
- выявление факторы, влияющие на источники финансовых ресурсов кинотеатров;
- проанализировать условия формирования финансовых ресурсов организаций;
- обосновать перспективы улучшения использования финансовых ресурсов региональных кинотеатров.
Объектом исследования выступает процесс формирования и использования финансовых ресурсов организации кинематографии.
Предметом исследования являются финансовые отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов кинотеатров.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов-финансистов, исследования современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования финансовых ресурсов в кинематографии, а также повышение эффективности их использования.
В работе используются следующие методы: всеобщие - индукции, дедукции; общие - анализа и синтеза, статистические, аналитические, монографический, эволюционный; частные - экстраполяции, экспертных оценок, рейтингования, балансовый, коэффициентный, расчетно-конструктивный, экспертный, нормативно-ресурсный.
Информационную базу работы составляют законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы и статистические материалы Банка России, данные Федеральной службы государственной статистики, материалы научный публикаций, в том числе в сети Интернет, а также бухгалтерская и годовая отчетность ООО «Центр кино «Победа» за 2015-2017 годы.
Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что в работе достаточно основательно проанализированы теория и практика формирования и использования финансовых ресурсов ООО «Центр кино «Победа» в современных условиях, а также направления повышения эффективности комплекса мер по формированию финансов кинотеатров, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях и применены конкурентами в своей деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В рамках выполнения поставленных задач были решены задачи и сделаны следующие основные выводы:
Формирования финансовых ресурсов в кинематографии осуществляется по направлениям: собственные, государственные, заемные и привлеченные и зависит от размеров организаций, структуры бизнеса, видов деятельности, амортизационной политики, учетной политики, формирования капитала предприятий и т.д. На основании источников финансовых ресурсов, выделены основные методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов путем целостной система критериев и показателей, классифицированных по следующим признакам: источникам образования и размещения структуры капитала; эффективности и интенсивности его использования; платежеспособности и кредитоспособности; запасу финансовой устойчивости.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Центр кино «Победа»», именуемый в дальнейшем Общество, учреждено в сентябре 2006 года на основании Федерального Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02. 1998 г., является коммерческой организацией.
Основными видами деятельности Общества в 2017 году являются: публичный показ кинофильмов на экране, общественное питание. Уставный капитал Общества составляет 120 тыс. рублей и распределен между двумя участниками Общества по номинальной стоимости соответственно 80 и 20%.
В ООО «Центр кино «Победа»» ежегодно утверждается учетная политика, в которой детально отражены методы учета по объектам. К примеру, списание сырья и материалов по каждому виду производится по средней себестоимости. Выручка от реализации продукции, услуг определяется методом начисления. Амортизация по объектам основных средств начисляется линейным способом. Амортизация нематериальных активов так же исчислялась линейным способом. Резервы в отчетном году не создавались. Бухгалтерская отчетность за 2017 год подтверждена результатами инвентаризации имущества и финансовым результатом Общества в четвертом квартале. В соответствии со статьей 346.26 ч. П НК РФ общественное питание осуществлялось по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с местным законодательством.
Общество объединило в себе два кинотеатра «Победа» и «Радуга», которые были ликвидированы как муниципальные предприятия и переданы в долгосрочную аренду Обществу, что позволило значительно расширить репертуар и получить доходы. Только в 2017 году Обществом были представлены белгородцам более 135 новых фильмов, из которых более 50% от общего репертуара - детские, либо для семейного просмотра, 30% - российских фильмов, что на 15% больше 2016 года. Среди отечественных фильмов особо выделим художественные фильмы патриотической тематики, такие как «Салют-7», «Движение вверх», «Крым», «Легенда о Коловрате». Всего за 2017 год было обслужено 184,2 тыс. зрителей, в том числе 27,9 тыс. детей.
Активы по состоянию на 31.12.2017 характеризуются большей долей 79,9% оборотных и 20,1% внеоборотных, которые уменьшились на 27,4% за анализируемый период, что в основном повлияло на уменьшение активов Общества в целом на 2713 тыс. рублей. В составе основных средств в 2017 году отражались объекты поинвентарно, используемые в качестве средств труда при производстве услуг, выполнении работ, либо для управленческих нужд Общества, признаваемые таковыми в соответствии с требованиями ПБУ 6/01, по их остаточной стоимости на общую сумму 1626 тыс. рублей.
Расходы, отнесенные Обществом за исследуемый период за счет финансового результата от хозяйственной деятельности, экономически обоснованы и документально подтверждены. Обществом в 2017 году
получена чистая прибыль от финансово-хозяйственной деятельности в размере 2980,8 тыс. руб., что на 1266,7 тыс. руб. или 73,9 % выше
предыдущего года. Такое увеличение обусловлено увеличением прибыли от оказания услуг общественного питания на 1314, 7 тыс. руб. и уменьшении по основному виду деятельности на 47,8 тыс. руб.
Общество кинематографии развивается в условиях усиливающейся конкуренции на локальном рынке, в первую очередь стремится сохранять достаточный объем ресурсов и иметь необходимую гибкость, чтобы отвечать финансовым и операционным требованиям. В то же время Общество постоянно ищет пути создания акционерной стоимости как с помощью своей коммерческой и финансовой стратегии, включая органическое и неорганическое развитие, так и путем управления капиталом Общества.
Финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность собственных, заемных и привлеченных денежных средств, которые находятся в распоряжении у хозяйствующего субъекта для финансирования предстоящего развития предприятия.
Рассмотрим структуру источников финансирования активов на основе динамики и структуры пассивов. За анализируемый период изменений в III разделе баланса «капитал и резервы» не произошло. В целом общество по итогам 2017 года получило 2512 тыс. руб. чистой прибыли, что на 1109 тыс. руб. больше предыдущего 2016 года. Нераспределенная прибыль в структуре пассивов занимает 57,8%. В отчетном году резервные фонды не создавались.
Кредиторская задолженность уменьшилась на 279 тыс. руб. и характеризуется краткосрочностью обязательств
Кредиторская задолженность за год уменьшилась на 9,3%. Увеличилась задолженность поставщикам и подрядчикам. Соотношение дебиторской задолженности к краткосрочной кредиторской задолженности на коней 2017 года составила 0,40.
Капитальные затраты увеличились, чтобы расширить
высококачественную кино сеть для клиентов и сохранить лидирующие позиции на рынке. Продолжая инвестировать в развитие инфраструктуры, Общество видит возможность постепенного сокращения своих капитальных затрат с одновременным сохранением качества предоставляемых услуг и увеличением денежных потоков.
Среди положительно изменившихся статей баланса можно выделить "нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в пассиве.
Выручка ООО «Центр кино «Победа»» выросла в 2017 году на 8,2%, в сравнении с 2015 годом. В сегменте публичный показ кинофильмов выручка увеличилась на 8,1% до 31325 тыс. рублей. В сегменте общественное питание выручка увеличилась на 8,6%. Ключевые факторы, в том числе увеличение объема выручки в бизнес-сегментах во многом обусловлены качеством предоставления услуг на протяжении длительного периода времени и учетом потребностей отдельных групп зрителей, в том числе детей. Общая выручка Общества выросла так же за исследуемый период.
Это обусловлено реализацией взвешенной стратегии развития с применением клиентоориентированного подхода в предоставлении услуг. Устойчивый рост пользования услугами на локальном рынке в сочетании с увеличением продаж вспомогательному виду деятельности компенсировал отрицательную тенденцию уменьшения в отдельные годы выручки от основного вида деятельности. В то же время отрицательно влияет сокращение реальных доходов домашних хозяйств. В целом, динамика выручки за три года имеет тенденцию роста.
Проведенное исследование позволило определить общие тенденции развития кинематографии, которой присущи значительные изменения структуры источников финансирования и сокращения объемов бюджетных средст, ухудшения эффективности их использования. При этом детальное изучение и оценка условий формирования финансовых ресурсов ООО «Центр кино «Победа» позволило выявить частные региональные особенности формирования финансовых ресурсов на основе отсутствия бюджетного финансирования и инвистиций, приоритетное развитие собственных источников финансирования. Так же Общество использует заемные средства ввиде краткосрочных кредитов.
Важным направлением развития определено усиление контрольной функции за финансово-хозяйственной деятельностью и повышение эффективности использования финансовых ресурсов с учетом особенностей функционирования ООО «Центр кино «Победа», адаптации к условиям ограниченных источников финансирования, особенно бюджетных.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г. и 5 февраля 2014 г. [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2: [Текст] Федеральный закон РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 01 января 2012 г.).
3. Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступивший в силу с 1 января 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru.
5. Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 34-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступившие в силу с 1 июня 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru.
6. Приказ Минкультуры России от 22 февраля 2018 г. N 171. Основные принципы государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru.
7. Приказ Минкультуры России от 6 июля 2016 г. N 1533. [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru.
8. Положение о лицензировании различных видов
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации от 23.ноября 1998 г. № 50 (утверждено ФКЦБ), 171.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru.
9. Абалакина, Т.В. Финансовые взаимоотношения с
собственниками капитала в условиях рыночной экономики [Текст] / Т.В. Абалакина, А.А. Абалакин // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №3 (22). - С. 2.
10. Агентство консультаций и деловой активности. [Электронный ресурс] - Режим доступа - www.akdi.ru
11. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст]: монография / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 206 с.
12. Аль-Нсур А.А., Макаров А.А. Факторы, влияющие на возможности российской кинематографии на кинорынке китая. 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://cyberleninka.ru
13. Аракелян А.М. Формирование условий повышения инвестиционной привлекательности кинооотрасли в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - https://cyberleninka.ru
14. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. [Текст] / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 c.
15. Бланк, И. А. Антикризисное финансовое управление предприятием [Текст] / И.А. Бланк. - М.: Ника-Центр, Эльга, 2014. - 672 c... 56