Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственно - церковные отношения в СССР в 1917 - 1941 гг. (на материалах Белгородского и Томаровского районов Курской области)

Работа №178373

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирование и эволюция государственной политики в сфере государственно - церковных отношений в СССР в 1917 - 1941
гг 19
1.1. Складывание государственно - церковных отношений в СССР в
1917 - 1922 гг 19
1.2. Трансформация государственно - церковных отношений в СССР в
1922 - 1925 гг 29
1.3. Эволюция государственно - церковные отношения в СССР в 1925
- 1941 гг 38
Глава 2. Реализация государственной политики в сфере государственно
- церковных отношений в Карповской и Томаровской волостях
Белгородского уезда Курской губернии в 1917 - 1922
гг 48
2.1. Создание и регистрация православных общин 48
2.2. Приходская жизнь 60
Глава 3. Реализация государственной религиозной политики в Белгородском и Томаровском районах Курской области в 1922 - 1941
гг 68
3.1. Изъятие церковных ценностей 68
3.2. Антирелигиозная пропаганда в районных печатных периодических
изданиях 75
Заключение 85
Источники и исследования 89
Приложения 100


Актуальность. В истории России XX столетие ознаменовано не только великими победами русского народа, но и трагедией, выраженной в многочисленных человеческих жертвах. Одной из трагических страниц истории России в XX в. является фактическое уничтожение Русской Православной церкви и духовенства. Имея положение государственного института в Российской империи, церковь попадает в разряд классового противника, к борьбе с которым преступает Советское государство, уже на этапе своего рождения. На начальном этапе 1920 - х гг. формируются государственно - церковные отношения в СССР, в основе которых лежало рассмотрение церкви, как классового врага.
Распад СССР обусловил процесс возрождения РПЦ в 1990 - е гг., который продолжается и сегодня. Не только подлинная свобода совести, гарантируемая Конституцией РФ, но и новый подход к рассмотрению истории РПЦ в XX в., позволяет по-новому взглянуть на данную проблему. Белгородская область в разные исторические периоды оказывалась в центре важнейших исторических событий. Переосмысление своего культурного и духовного наследия является неотъемлемой составляющей работы, как в области взаимодействия церковной и светской власти, так и в самых широких сферах жизни общества. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью осмысления исторического опыта взаимоотношений церкви и государства на территории Карповской и Томаровской волостей Белгородского уезда Курской губернии. Особое значение в этом отношении приобретает исследование вопросов связанных с взаимодействием светской и церковной власти на территории Яковлевского района Белгородской области. В настоящие время история взаимодействия церкви и государства на территории Белгородского уезда в 1917 - 1941 гг. освещена лишь частично, что доказывает необходимость более глубокого анализа данной проблемы.
Объектом исследования являются государственно - церковные отношения в СССР в 1917 - 1941 гг.
Предметом исследования является реализация государственной политики в религиозной сфере на территории Курской области в 1917 - 1941 гг.
Цель работы рассмотреть процесс реализации государственной политики в области культов в 1917 - 1941 гг. на территории Белгородского и Томаровского районов Курской области.
Задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования государственно - церковных отношений в СССР в 1917 - 1922 гг.;
2. Выявить ход и причины трансформации государственно - церковных отношений в 1922 - 1925 гг.;
3. Проследить эволюцию государственно - церковных отношений в СССР в 1925 - 1941 гг.;
4. Рассмотреть процесс создания и регистрации православных общин на территории Карповской и Томаровской волостей Курской губернии;
5. Исследовать приходскую жизнь православных общин Карповской и Томаровской волостей Курской губернии;
б.Охарактеризовать процесс изъятия церковных ценностей у православных общин Карповской и Томаровской волостей Курской губернии;
7. Проанализировать антирелигиозные пропагандистские материалы в волостных и уездных периодических изданиях.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1917 г., когда в результате революционных событий произошли кардинальные перемены в государственно - церковных отношениях до 1941 г., когда в связи с началом Великой Отечественной войны в СССР начала реализовываться новая модель взаимодействия государства с Русской Православной церковью.
Географические рамки исследования включают в себя территории Белгородского и Томаровского районов Курской области (до 1928 г. - Карповской и Томаровской волостей Белгородского уезда Курской губернии). В 1965 г. данная территория вошла в состав Яковлевского района Белгородской области.
Православные приходы данной территории в 1905 - 1933 гг.
составляли первый и третий благочиннические округа Белгородского викарианства Курской епархии. В ноябре 1933 года Белгородское викарианство было преобразовано в Белгородскую епархию, в состав которой были включены православные приходы Карповской и Томаровской волостей. В настоящее время православные приходы Яковлевского района входят в состав первого и второго Яковлевского благочиния Губкинской епархии Белгородской митрополии.
Источниковая база исследования. При написании данной работы был изучен комплекс неопубликованных и опубликованных источников, которые призваны реконструировать процесс формирования государственно - церковных отношений в СССР в 1917 - 1941гг.
При написании работы был изучен ряд неопубликованных источников, хранящихся в Государственном архиве Белгородской области (ГАБО).
- Ф. 128. «Благочинные Курской епархии по Белгородскому уезду» - содержит Клировые ведомости о приходах первого и третьего благочиннических округов Белгородского уезда Курской губернии. Данный фонд дает информацию об экономическом состоянии приходов и духовенства, рассматриваемой нами географической области в 1916 г.
- Ф.Р. - 426. «Управление Белгородской уездной советской милиции», содержит документы: «Постановления Курского Губисполкома», «Переписки с начальниками волостных отделов милиции об отделении церкви от государства», «Списки религиозных обществ на территории уезда», отражающие ход реализации религиозной политики государства на рассматриваемой нами территории в 1917 - 1922 гг.
- Ф.Р. - 383. «Волостные исполнительные комитеты Белгородского уезда». Данный фонд содержит документы об изъятии церковных ценностей на территории Белгородского уезда в 1922 г.: «Волостные исполнительные комитеты Белгородского уезда», а именно описи церковного имущества, составленные по результатам компании по изъятию церковных ценностей.
К нормативно - правовым источникам относится комплекс законодательных актов, регламентирующих реализацию религиозной политики в СССР в 1917 - 1941 гг. В период формирования государственно - церковных отношений в 1917 - 1922 гг. основными законодательными
актами являлись декреты ВЦИК и СНК. В частности такие документы, как декреты ВЦИК и СНК от 26 октября 1917 г. «О земле» ; от 31декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и ведение книг актов состояния» ; от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» ; от 23февраля 1922 г. «О порядке изъятия церковных ценностей» ; Особого внимания заслуживают статьи Конституций РСФСР и СССР, в частности, статья 13 конституции РСФСР , закрепившая положения декрета «Об отделении церкви от государства». Притеснения духовенства отражены в 64 статье Конституции РСФСР , лишавшей духовенство активного и пассивного избирательного права. Основные принципы государственной религиозной политики в СССР отражены в отдельных статьях Конституции РСФСР 1925 г. статья 4 и статья 128 Конституции РСФСР 1937 г.
В отдельную группу можно выделить материалы официального государственного делопроизводства. Различные постановления РКП (б) и ВЦИК, на этапе складывания государственно - церковных отношений дополняли законодательные акты и координировали религиозную политику государства.
К ним относятся: «Постановление VIII съезда РКП (б). В области религиозных отношений» ; «Постановление XII съезда РКП (б). О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» . Также различные постановления народного комиссариата юстиций, такие как: от 24 августа 1918 г. «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» ; постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» ; Особый интерес вызывает постановление трибунала в деле «86» от 5 июля 1922 г.
В отдельную группу источников следует выделить документы официального церковного делопроизводства. К данному типу источников относятся документы, связанные с деятельностью Поместного собора РПЦ 1917 - 1918 гг. В частности, следующие постановления: «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 г. ; «Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви» от 4 ноября 1917 г. ; «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» от 18 апреля 1918 г.
Особого внимания заслуживают различные заявления и ходатайства церковных иерархов в органы государственного управления. При рассмотрении проблемы отношения патриарха Тихона к Советской власти, после изменения курса партии и раскола в РПЦ, необходимо рассмотреть его заявление в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 г. ; Рассматривая период государственно - церковных отношений с 1925 - 1927 гг., следует выделить ходатайство митрополита Сергия в НКВД СССР от 1 июня 1926 г. 18
К официальному церковному делопроизводству также относятся послания патриарха Тихона и митрополита Сергия. Необходимо рассмотреть: воззвание патриарха Тихона «К народам мира и православному человеку» , выпущенное летом 1921 г.; первое послание патриарха Тихона после его освобождения от 28 июня 1923 г. При рассмотрении вопроса противостояния патриарха Тихона церковному расколу, особого внимания заслуживает его послание к церкви от 1июля1923 г. При рассмотрении деятельности митрополита Сергия (Страгородского), по легализации управления Патриаршей церкви, можно выделить следующие документы: Декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. , а также второе послание митрополита Сергия и Временного при нем Священного Синода от 31 декабря 1927 г. Для наиболее полного представления о мотивах деятельности митрополита Сергия, рациональным является рассмотреть Проект послания (Декларации) от 10 июня 1926 года, неодобренный правительством .
К источникам личного происхождения относятся личные письма, как государственных деятелей, так и церковных иерархов. Так, при изучении формирования нового взгляда на религиозную политику в Советском государстве в 1922 г, следует рассмотреть письмо Л.Д. Троцкого членам Политбюро ЦК РКП (б) от 15 мая1922 г. Рассматривая деятельность церкви по оказанию помощи голодающим, необходимым является рассмотрение письма патриарха Тихона в Президиум Всероссийского комитета по оказанию помощи голодающим от 22 августа 1921 . В этой связи, рассмотрению, также, подлежит заявление патриарха Тихона в «Известия ВЦИК» . К данному виду источников также относится интервью митрополита Сергия в газету «Известия» от 16 февраля 1930 г.
К отдельному виду источников относятся материалы публицистики, помогающие рассмотреть и проанализировать взгляды политических деятелей на религию. В полной мере взгляд В.И. Ленина отражен в его многочисленных письмах, статьях, конспектах и т.д. Отдельного внимания заслуживают многочисленные статьи председателя Союза воинствующих безбожников и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) - ЦК ВКП(б) Е.М. Ярославского . Для анализа антирелигиозной пропаганды на территории Белгородского уезда в 1920 - 1930 гг. необходимо рассмотреть материалы периодической печати. Материалы газеты «Трудовой день» позволяют нам рассмотреть принципы формирования и характер материалов антирелигиозной пропаганды в Белгородском уезде в 1922 - 1928 гг.
Охарактеризовать организацию антирелигиозной пропаганды на волостном уровне позволяют материалы газеты «Ленинский путь» Томаровской волости за 1932 - 1938 гг.
Степень изученности темы. Историографию данного вопроса можно разделить на два периода: «советский» - исследования, выпущенные до 1991 г. и «современный» - работы, выпущенные после 1991 г. К отдельной группе следует отнести исследования эмигрантских авторов, отличающиеся категорическим неприятием не только религиозной политики в СССР, но и самого Советского государства.
Советские исследования в области истории церкви отличает давление над авторами официальной идеологии государства, следствием чего является рассмотрение истории церкви с позиции классиков марксизма и ленинизма. Авторы, являвшиеся членами «Союза воинствующих безбожников» в своих работах проявляли ярое неприятие религии и пропагандировали вредность религиозных убеждений. Основополагающим исследованием по истории русской церкви является работа Н.М. Никольского . Данная работа впервые была издана в 1930 г. Н.М. Никольским были впервые затронуты вопросы истории церкви с позиций марксизма - ленинизма. В работах Н.К. Амосова делается попытка охарактеризовать контрреволюционную деятельность церкви в революционных событиях 1917 года.
Последующие монографии лишь утвердили и развили выдвинутую концепцию. В частности, работа А.И. Клибанова , который в 1960 -1970-х гг. развил линию Н.М. Никольского в оценке деятельности РПЦ до 1917 года. Значительный вклад в освещение вопросов истории обновленческого раскола сделал А. Э. Краснов - Левитин .
Освобождение отечественной исторической науки от официальной идеологической доктрины обусловил прорыв в исследовании проблем государственно - церковных отношений. Открытия новых исторических документов позволили исследователям: В.А. Алексееву , Ю.А. Бабинову , совершенно по новому взглянуть на историю церкви в XX в. Последнее десятилетие XX в. ознаменовано появлением обобщающих работ по истории государственно - церковных отношений в 1917 - 1941 гг. Авторы: М.А. Карташев , М.Б. Данилушкин , В. Цыпин прот. , А.Н. Кашеваров . В начале 2000 - х гг. благодаря исследованиям К. Буфеева , А. Мазырина , Н.А. Федоровой , О.П. Федерико , был сделан значительный вклад в изучение вопросов церковного раскола, государственно - церковных отношений в период новой экономической политики (далее НЭП) и положения духовенства в 1920 - е гг. Вопросы положения церкви в начале XX в. освящены в работе М.А. Бабкина . Особого внимания заслуживает статья В.Л. Шаровой , освятившая вопрос истоков и преемственности праворадикальной идеологии. Статья Ф.Н. Козлова освещает вопрос голода в Чувашском и Марийском краях в контексте государственно - церковных отношений. Вопросы отношения И.В. Сталина к РПЦ освятил в своей статье А.И. Курляндский . Своеобразными обобщающими трудами исследователей 2000 - х гг., по истории государственно - церковных отношений в довоенный период, являются работы М.В. Шкаровского , С.Л. Фирсова , М.И. Одинцова .
Обширный спектр вопросов истории РПЦ XX в. рассмотрен в работах эмигрантского исследователя Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX в.» , а также «Подвиг веры в атеистическом государстве» . Автором, в данных трудах, рассмотрены проблемы формирования государственно - церковных отношений в СССР, с привлечением широкого круга источников, как светского, так и церковного характера. Тем не менее, данные исследования характеризуются высокой степенью радикализма и публицистичности.
При изучении вопроса реализации государственной религиозной политики на территории Белгородского и Томаровского районов Курской области в 1917 - 1941 гг. особого внимания заслуживают работы курских и белгородских краеведов. На территории Белгородской области в 1990 -е гг. значительно возрос интерес к тематике государственно - церковных отношений в XX в., обусловленный открытием источниковой базы и восстановлением церквей и духовной жизни в Белгородской области. Данный факт подтверждается серией публикаций белгородских краеведов. В частности, восстановлению и открытию Покровской церкви села Шопино 5 августа 1999 г. предшествовали публикации Ю.Н. Шмелева , Ю. Чешенкова . Значительный вклад в изучение истории православия на территории Яковлевского района сделал П.Ю. Субботин. В своей работе «Дорога к храму уводит в никуда» , он освятил трагическую историю несохранившейся церкви в с. Терновка. Далее, в работе «Через годы безбожия» , он раскрыл историю церкви во имя Казанской иконы Божьей матери в п. Томаровка. Позднее в своей работе «Непокоренная высота» , им была раскрыта полная история Покровской церкви с. Шопино, а также история ее восстановления. Цикл работ, таких авторов как: А. Андреевой , В. Цокур , Н. Козловой , частично освятили вопросы гонений на белгородских священнослужителей и государственно - церковные отношения в 1917 - 1941 гг. на территории Белгородской области.
И.Г. Пархоменко в своей работе привел подробный список репрессированных членов духовенства и мирян г. Белгорода. Данная проблема частично освящена в диссертационных исследованиях курских краеведов С.Н. Емельяновой , А.Ю. Бунина , В.В. Реутовой . Особого внимания заслуживает диссертация И.А. Страховой , освящающая период государственно - церковных отношений на территории Белгородской области в 1920 - 1930 гг. Вопросам церковной жизни православных общин г. Белгорода и района в 1918 - 1922 гг. посвящена статья И.А. Страховой, Е.П. Белоножко . Вопросам взаимоотношения советской власти и православного духовенства г. Белгорода и уезда посвящена отдельная научная статья И.А. Страховой . История государственно - церковных отношений в 1917 - 1941 гг. частично раскрыта в «Истории Белгородской епархии», под совместной редакцией прот. О. Кобец., А.Н. Крупенкова, Н.Ф. Крупенкова .
Существенный вклад в рассмотрение вопросов организации «Красного террора» в 1918 - 1919 гг. на территории г. Белгорода сделал П.Ю.
Субботин . Первостепенное значение в этом отношении имеет его работа «Осуществление политики красного террора по отношению к православному духовенству и верующим в уздах Курской губернии в 1918 - 1919 гг.» , содержащая многочисленные неопубликованные архивные документы и свидетельства очевидцев. Позднее П.Ю. Субботин осветил историю обновленческого движения на территории Белгородской области в научной статье «Обновленческий раскол на территории Курской и Белгородской епархий в 1920 - 1930 гг.» . История конкретных приходов первого и второго Яковлевского благочиний Губкинской епархии Белгородской митрополии частично раскрыта в статье М.Н. Юрьевой , осветившей историю храма Успения Пресвятой Богородицы с. Пушкарное и Е. Кривцовой , сделавшей очерк истории Никольской церкви с. Яковлево.
Методология исследования. Данная работа базируется на принципе историзма, достоверность источников гарантируется критическим подходом к ним. Принцип объективности также лег в основу нашего исследования. Принцип объективности включает в себя всесторонний охват изучения данной темы, с целью выявления ее сущности.
Основные методы, использованные в настоящем исследовании:
- историко - генетический метод был использован при рассмотрении проблемы эволюции государственно - церковных отношений в СССР и в Белгородской области в 1917 - 1941 гг.
- сравнительно - исторический метод был использован при
исследовании как опубликованных, так и не опубликованных источников.
Научная новизна. В данной работе впервые предпринимается
попытка:
- выявить особенности реализации государственной политики в области культов в 1920 - е гг. на территории современного Яковлевского района Белгородской области, заключающиеся в проявлении осторожности местных властей при реализации государственной политики в области культов; оказании помощи беднейшим общинам; в всестороннем контроле деятельности православных общин.
- проанализировать внутрицерковную жизнь православных общин, на основании широкого круга неопубликованных источников;
- на основании анализа описей изъятого церковного имущества установить конкретные результаты кампании по изъятию церковных ценностей у православных общин на территории Карповской и Томаровской волостей Белгородского уезда Курской губернии в 1922 г.
- сопоставить данные экономического положения православных общин до 1917 г. на основании полученных данных в результате анализа Клировые ведомости о приходах первого и третьего благочиннических округов Белгородского уезда Курской губернии и описей церковного имущества, составленных в 1922 г.
- проанализировать содержание антирелигиозных публикаций в газетах «Трудовой день» Белгородского уезда за 1922 - 1928 гг. и «Ленинский путь» Томаровской волости Белгородского уезда за 1932 - 1938 гг.
Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории государственно - церковных отношений на территории Белгородского уезда в 1917 - 1941 г. Также материалы данной работы, а именно широкий круг неопубликованных источников, могут быть востребованы при разработке уроков «Истории РПЦ в XX в.».
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях: «Белгородский диалог 2016» ; «Белгородский диалог 2017» ; «История православия на Белгородчине в XVII - XXI веках» ; «Белгородский диалог 2018» ; «Карамзинские чтения 2018» . Также материалы данной работы были использованы при проведении занятий по предмету «Краеведение» в МБОУ «Быковская средняя общеобразовательная школа» в 2017 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 7 параграфов, заключения, списка источников и исследований и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С первых декретов советская власть начинает планомерное наступление не только на собственность РПЦ, но и на ее положение в обществе. Декрет «Об отделении церкви от государства...» явился фактически началом гонений на РПЦ в Советском государстве. Данный законопроект поставил церковь в положение незаконно существующей организации. На этапе складывания государственно - церковных отношений в период с 1917 - 1922 гг. были заложены основы будущего законодательства в области культов в СССР. В данный период церковь в лице Собора и патриарха Тихона занимает непримиримую позицию в отношении Советской власти . Государство, в условиях Гражданской войны, видя в церкви контрреволюционный элемент, начинает так называемый - «кавалеристский наскок на религию».
С окончанием Гражданской войны и введением Новой экономической политики, акценты в борьбе с РПЦ были смещены на развертывание повсеместной антирелигиозной пропаганды. Кризисным явлением в государственно - церковных отношениях в 1922 г. явилась кампания по изъятию церковных ценностей. В результате сопротивления изъятию церковных ценностей, были сфабрикованы многочисленные дела, в том числе и против патриарха Тихона (Белавина). Второй линией борьбы с РПЦ на данном этапе стала поддержка обновленческого раскола. Углубление раскола в РПЦ обусловили изменения позиции патриарха Тихона в отношении Советской власти. Не допуская изменения канонических основ, патриарх добивается послаблений политики государства в отношении РПЦ. Таким образом, в 1923 - 1925 гг. патриархом Тихоном была выбрана
единственно возможная позиция в отношении Советского государства - мирное сосуществование.
Кончина патриарха Тихона спровоцировала кризисное явление в церкви, в частности, активизацию обновленческого крыла, выступившего с призывом к объединению церкви. Деятельность заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в условиях давления со стороны власти и критического положения церкви, вызванной обновленчеством, обусловила его отношение к Советской власти. Данное отношение выражалось в полной лояльности и подчинении руководства РПЦ Советской власти. Своеобразным документальным выражением данной политики стала декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. ставшая новым кризисным явлением в истории РПЦ. Однако уступки митрополита Сергия (Страгородского) позволили не только сохранить каноническую часть РПЦ в конце 1920 - х гг., но и пережить гонения 1930 - х.
Трансформация курса в СССР в 1928 - 1929 гг. существенно отразилась на политике государства в области культов. Духовенство причислялось к кулацко - непмановским группам. Удар, нанесенный по РПЦ в 1930 - е гг. фактически поставил ее на грань существования. К 1941 г. в РПЦ осталось всего 4 правящих архиерея . В результате принятого Совнарком РСФСР закона «О религиозных объединениях», открылись преследования со стороны государства в отношении духовенства и групп верующих. Преследование выражалось в антирелигиозных кампаниях, закрытиях храмов и монастырей, арестах духовенства и мирян. Таким образом, к 1941 г. РПЦ была фактически полностью подчинена государству и находилась на грани существования .
Рассматриваемая нами территория современного Яковлевского района Белгородской области в начале XX в. являлась первым и третьим Благочинническим округом Белгородского уезда Курской губернии. Основываясь на данных клировых ведомостей мы можем говорить о том, что на территории Карповской волости в 1916 г. действовало 12 храмов, а в слободе Томаровка - 3. Социальное положение рассматриваемых нами приходов и клира, соответствовало общим тенденциям в Российской империи. Тем не менее, в экономическом отношении приходы нельзя назвать однородными. Большинство, из них составляли бедные приходы, клир которого существовал за счет пожертвований населения и земельного надела. В результате исполнения декрета «Об отделении церкви от государства...», к началу 1921 г. прекратили свое существование 5 приходов. Факт закрытия православных религиозных общин был вызван несвоевременной сдачей православными общинами необходимых документов для регистрации. Жизнь и деятельность православной общины подчинялась новому законодательству. Государство строго регламентировало внутреннюю жизнь самой общины, ставя под контроль не только проповедь священнослужителя, но и собрание верующих. Тем не менее, власть хоть и стесняла жизнь православной общины, в некоторых случаях все же проявляла лояльность к ним, а в исключительных случаях даже шла на уступки.
Процесс изъятия церковных ценностей на территории Карповской и Томаровской волостей начался в апреле 1921 года. В течение марта 1921 г. происходит изъятие ценностей у 3 приходов Слободы Томаровки и 3 приходов Карповской волости. Однако о точный объем, изъятых ценностей мы можем говорить лишь в отношении 4 приходов. Основываясь на материалах, полученных в результате работы в ГАБО, можно говорить о том, что кампания по изъятию церковных ценностей на территории Белгородского уезда прошла достаточно мирно. Открытого волнения среди верующего населения не наблюдалось. Хищений изъятых ценностей не было. Данные полученные в результате описей изъятого имущества говорят нам о том, что изымались, прежде всего, предметы не имеющие прямого отношения к отправлению культа. Данный факт подтверждается соотношением количества изъятых предметов утвари имеющих прямое богослужебное назначение и предметов, не имеющих такового.
Проанализировав материалы уездных и волостных газет в 1922 - 1938 гг. можно говорить о явном наличии публикаций относящихся к антирелигиозной пропаганде. В целом весь комплекс статей данного направления можно разделить на статьи - компрометирующие, уничтожающие авторитет духовенства в обществе и статьи - антирелигиозной пропаганды, направленные на уничтожение религиозных предрассудков с помощью научного обоснования несостоятельности религиозных убеждений. По временным периодам, для материалов в 1920 - е гг. - ярое неприятие религии и духовенства, стремление к оскорблению и компрометации духовенства в глазах населения; для материалов 1930 - х гг. - стремление авторов в своих статьях научно обосновать пагубность и несостоятельность религиозных убеждений.



1. Проект Программы РКП (б). От комиссии по выработке программы РКП (б) // Восьмой Съезд РКП (б). Протоколы. - М.: Госполитиздат, 1959. - С. 401 - 402.
2. Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» 8 апреля 1929 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. - М.,1995. - С. 307 - 310.
3. Резолюции и постановления съезда. О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды // Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. - М.: Госполитиздат, 1968. - С. 716.
4. Справка (№ 22 - 4503 - 62) Народного Комиссариата Внутренних Дел «О регистрации» // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991)/ Сост. Г. Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 268.
5. Суд над "князьями церкви" (июль 1922). Справедливый приговор // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 178 - 179.
6. Архипастырям, пастырям и пасомым Православной Церкви
Российской [первое послание Патриарха Тихона после его освобождения] от 28 июня 1923 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.:
«ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 225 - 227.
7. Воззвание Священного Собора к православному народу от 27 января 1918 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Герд Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 115
8. Воззвание Святейшего Патриарха Тихона «К народам мира и православному человеку» по поводу голода в России (лето 1921 г.) // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 144 - 145.
9. Воззвание Патриарха Тихона и групп иерархов (август 1923 г.) // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 235.
10. Второе послание митрополита Сергия и Временного при нем Священного Синода от 31 декабря 1927 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 272 - 274.
11. Заявление Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.,1995. - С. 224 - 223.
12. Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР,
Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и его Синодом от 15 февраля 1930 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.:
«ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 312 - 316.
13. Определение по общим положениям о высшем управлении
Православной Российской церкви от 4 ноября 1917 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991). Сост. Г.
Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ»,1995 - С. 105.
14. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о
мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь от 18 апреля 1918 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991) / Сост. Г. Штриккер. - М.:
«ПРОПИЛЕИ», 1995. - С. 120 - 124.
15. Обращение Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров [по поводу годовщины Октябрьского переворота] от 7 ноября 1918 г. // Русская Православная Церковь в советское время
(1917 - 1991) / Сост. Герд Штриккер. - М.: «ПРОПИЛЕИ», 1995. - С.
133 - 135... 21

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ