Введение 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Значение новых образовательных технологий в развитии
современного образования и общества в целом 13
1.2. Экономическое и социальное содержание открытого и
дистанционного обучения 34
1.3. Основные направления государственного регулирования развития
новых образовательных технологий в Европе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПАНИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Роль государства в создании институциональных основ национальной
сети открытого и дистанционного обучения 53
2.2. Социально-экономические компоненты регулирования развития
открытого и дистанционного обучения на национальном уровне 73
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере испанской провинции Каталония)
3.1. Роль регионального правительства в развитии новых образовательных
технологий 93
3.2. Социально-экономические компоненты развития открытого и
дистанционного обучения на региональном уровне 101
ГЛАВА 4. УРОКИ ИСПАНСКОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Обобщение уроков государственного регулирования формирования
экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий в Испании на национальном и региональном уровне 125
4.2. Разработка рекомендаций совершенствования государственного
регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики 139
Заключение 144
Приложения 150
Список рисунков и таблиц 185
Библиография 188
В настоящее время стремительно развивающаяся научно-техническая революция превратилась в основу глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, уровень национальной безопасности и, в конечном счете, роль страны в мировом сообществе. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и усиливающейся конкуренции фундаментальное значение приобретает развитие новых образовательных технологий. Проблема экономического и институционального обеспечения развития этих технологий является предметом беспокойства не только их пользователей, но и ответственности государственных властей, в частности, министр образования Российской Федерации Филиппов В.М. подчеркнул: «... в информационнотехнологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность ее реализовывать и развивать прогрессивные технологии»1.
На актуальность данной темы указывает Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", в котором отмечается, что содержание и качество образования, его доступность, а также его соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние и будущее интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции
широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.
Значимость развития новых образовательных технологий в России неоднократно отмечалась в выступлениях представителей исполнительной власти, в частности бывший заместитель министра образования России Виноградов Б.В. отметил, что «дистанционное обучение имеет особую важность для России, где контингент, нуждающийся в обучении, распределен по большим территориям, а имеющиеся учебные заведения, распределенные неравномерно, не могут удовлетворить спрос в нем. В то же время, именно высокий и постоянно обновляемый образовательный потенциал общества является необходимым условием прогрессивного и устойчивого развития страны».
Несмотря на то, что Россия имеет богатейший опыт в сфере образования (в частности, заочном обучении), государственное регулирование экономических отношений, связанных с внедрением современных образовательных технологий, имеют новую социально-экономическую основу. Подходы по внедрению дистанционного обучения начали формироваться лишь в середине 90-х годов, однако, несмотря на существенный прогресс внедрения этой новой технологии в российском образовании отмечается потребность изучения зарубежного опыта, использования его уроков, которые могут способствовать государственной политике по созданию необходимых перспектив развития открытого и дистанционного обучения в России. Выбор пал на Испанию, которая обладает многолетним опытом в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий и имеет положительный пример реализации реформирования образования в целом, и государственного регулирования в этой области в частности, как на центральном, так и на региональном уровне. Выбор данной страны основан на том, что традиции и ряд социально-экономических предпосылок Испании и России имеют наиболее коррелируемые характеристики. Практика именно этой страны показала, что структурные сдвиги в экономике в середине 80-х годов были связаны, среди прочих факторов, с внедрением новых, доступных для всех членов общества технологий образования. Таким образом, гипотеза данного исследования допускает, что анализ испанского опыта позволит выявить те уроки, которые помогут в формировании экономики и институциональных основ развития ОДО в России.
Проблематика развития новых образовательных технологий нашла свое отражение в трудах широкого круга специалистов, многие из которых в большей или в меньшей степени рассматривают создание государством условий функционирования системы открытого и дистанционного обучения (ОДО), а также выявление предпосылок для обращения внимания на ее реформирование и поиск путей дальнейшего развития. В нашей работе мы основывались на исследованиях следующих европейских авторов: Алварез М., Видарте Р., Донди К., Вайс Ю., Ибанез М., Мартинез М., Мерфи П., Морено М., Паскаль Ф., Перез Ф., Санчез Ф., Хендеркс П.
...
Проведенный анализ опыта Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий позволил получить приращение научных знаний относительно аспектов государственного регулирования развития ОДО и его экономического содержания, а также сделать следующие выводы:
1. Развитие новых технологий обучения имеет важное значение и необходимо для развития современного образования и общества в целом. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе. Сегодня большинство передовых в технологическом отношении стран располагают экономиками, основанными на знаниях (на новых образовательных технологиях), которые позволяют создавать миллионы рабочих мест, решать социальные проблемы, облегчать доступ к навыкам и знаниям, информации, тем самым, формировать благоприятные условия для развития общества в целом. Так, новые образовательные технологии объективно создают дополнительные условия для развития интеграционных процессов в обществе. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. В тесной связи вузов с крупными промышленными объединениями и лежит путь формирования будущей материальной базы новых образовательных технологий. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
2. Исследование экономического содержания открытого и дистанционного обучения на примере Испании позволяет условно выделить несколько основных моментов:
Во-первых, эффективность, то есть эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижает затраты на подготовку специалистов. Эффективность ОДО целесообразно определять как векторный показатель, включающий в себя два параметра - качество и стоимость. Стоимость необходимо рассматривать как с позиции производителя образовательных услуг, т.е. образовательного учреждения, использующего технологии ОДО, так и потребителя образовательных услуг - студента.
Во вторых, что касается спроса и предложения в испанских университетах, то в настоящее время среди основных претензий к традиционному образованию обнаруживаются: слишком длительный период обучения; ощутимая разница в требуемых от обладателя степени и имеющихся у него знаниях и навыках. Поэтому ОДО должно быть ориентировано на последние требования рынка труда. Развитый образовательный рынок требует баланса между следующими четырьмя компонентами: производство предмета потребления, обмен между производителем и потребителем, отношения между производителем и потребителем, «поведение на рынке». В современной модели образования четко просматриваются основные агенты: производители и потребители, которые формируют рынок с его законами спроса и предложения. Поэтому образовательные курсы и программы следует рассматривать не иначе как продукт, предназначенный для рынка, производимый и реализуемый как товар в соответствии с законами рынка.
В третьих, конкуренция на образовательном рынке обеспечивает уменьшение возможности сверх- и недо- инвестирования, а также приводит к тому, что решения, принимаемые в рамках вуза, защищены в отношении цен и качества.
В четвертых, социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Новая роль преподавателя, ОДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
...
1. http://db.informika.ru/do/index.asp?id=131&a=VD&mm=9&yy=2002
2. Абрамешин А.Е., Молчанова О.П. Управление инновациями в сфере образования (статья) Ж. «Высшее образование в России» - М.: 2001, №6;
3. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. - М.: МИЭП, 1996.
4. Аджемов А.С., Шахгилъдян В.В. Переход от системы заочного образования к системе дистанционного образования // Развитие связи и мира. Прогнозы, технологии, услуги: Материалы докладов Международного форума МАС'97 4-6 февраля 1997 г. - М., 1997, с. 41-42.
5. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
6. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших
учебных заведениях: Дисс. ... докт. пед. наук.
http://www.iet.mesi.ru/nav_2_3.htm
7. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития // В сб.: Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. - М.: ВУ, 1995, с. 43-
48.
8. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика, 1995, № 2, с. 75-78.
9. Андреев А.А., Краюшенко Н.Г., Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения // Материалы VII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». 29 июня-2 июля 1996 г. - Троицк, 1996.
Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов ГВ. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика, 1995, № 1, с. 55-63.
1. Барсуков В.Н. «Дистанционное ... Да! Но...» // Проблемы информатизации высшей школы, 1995, вып. 3.
2. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Организация Пензенского центра дистанционного обучения // Новые информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Тру-ды XXIII Международной конференции и дискуссионного научного клуба 15-24 мая 1996 г. - Украина, Крым, Ялта- Гурзуф, 1996, с. 218-219.
3. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Структура дистанционного образования в регионе // «Телематика-96»: Тезисы докладов Всероссийской научно- методической конференции 13-17 мая 1996 г. - Санкт-Петербург, 1996, с. ПО- ПТ
УД. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование, 1993, № 2.
15.Вайс. Ю. Роль проекта DELPHI в развитии политики ОДО в РФ. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: Уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди . - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 60.
Уб. Виноградов Б. А. Вступительное слово. Политика открытого и
дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 9.
... всего 235 источников