ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Особенности творческой деятельности школьников 10
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся 9-х классов 14
1.3. Методы и средства развития творческого мышления 16
Вывод по первой главе 18
Глава 2. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Роль и место робототехники в образовательном пространстве современной школы 20
2.2 Формы, методы и средства обучения в рамках элективного курса «Образовательная робототехника» 23
2.3 Методические особенности построения элективного курса «Образовательная робототехника» 26
2.4. Рабочая программа элективного курса «Образовательная робототехника» 32
Вывод по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Слово «творчество» происходит от слова «творить», то есть создавать новые по замыслу культурные и материальные ценности. В настоящее время творчество цениться очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала [23].
Творческие способности необходимы в жизни любого человека и для того, чтобы они сформировались, нужно развивать их c раннего детства. Ведь творческий подход, направленный на решение тех или иных вопросов поможет человеку в различных жизненных ситуациях, сделает его интересной личностью, способной преодолевать трудности, возникающие на жизненном пути. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, самосовершенствованию. Именно про этому развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Это отмечают многие ученые, общественные деятели и мыслители.
Так, В. Г. Белинский говорил, что способность творчески мыслить — это великий дар природы [4]. И. А. Бродский отмечал, что творчество начинается с индивидуального стремления к самоусовершенствованию [5]. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность человека делает его существом обращенном к будущему и видоизменяющим свое настоящее [8].
На сегодняшний день число специалистов обратившихся к проблеме развития творческого мышления у учащихся в рамках школьного образования становиться всё больше. При этом нельзя забывать, что для школьников «творчество» означает в том числе и создание чего-то нового, что они никогда еще не делали.
Развивать творческого мышление можно различными способами, в том числе и с помощью робототехники. Образовательная робототехника на сегодняшний день является одним из популярных междисциплинарных направлений обучения школьников, её уникальность заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, объединяя знания о математике, физике, информатике и технологии, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно -технического творчества учащихся различных возрастов. Образовательная робототехника направлена на популяризацию инженерной деятельности, через техническое творчество.
Таким образом, образовательная робототехника предполагает решению взаимосвязанных задач таких, как:
• развитие научно-технического творчества и инженерно-конструкторского мышления учащихся;
• усовершенствование наблюдательности, эстетического восприятия и творческих способностей;
• сформирование навыков конструирования и моделирования;
• способствует развитию интереса к инженерно-техническим наукам и профессиональной ориентации воспитанников;
• формирование универсальных (метапредметные) учебных действий учащихся;
• развитие исследовательских и проектных навыков учащихся в различных предметных областях знаний....
Целью выпускной квалификационной работы была разработка элективного курса «Образовательная робототехника» для формирования творческого мышления у учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Для достижения этой цели, был проведен анализ психолого-педагогической и научно-исследовательской литературы: выявлены особенности учащихся 9-х классов, которые необходимо учитывать при построении занятий по робототехнике. Это позволит интереснее и эффективнее провести занятия.
Исходя из цели работы, были подобраны методы, средства и основные технологии, которые нужно использовать в процессе обучения школьников, которые способствуют развитию творческого мышления.
Был проведен анализ обширного блока специализированной литературы по методике преподавания робототехники и требований по разработке элективного курса. Сформулированы основные принципы построения элективного курса. Определено содержание элективного курса, который включает в себя следующие разделы: введение в робототехнику; конструирование; программирование; свободное проектирование. И на основе изученного разработан элективный курс «Образовательная робототехника» для учащихся 9-х классов с целью развития творческого мышления.
1. Авраменко А. А., Кирсанов К. А., Рыков С. В. Надпредметное направление в деятельности ВУЗа. 2014. C.53.
2. Андреев, Д. В. Повышение мотивации к изучению программирования у младших школьников в рамках курса робототехники /Д. В. Андреев, Е. B. Метелкин //Педагогическая информатика. 2015. №1. С.40-49.
3. Бачинин А., Панкратов В., Никоряков В. Основы программирования микроконтроллеров. М.: Амперка, 2013. -207 с.
4. Бурцева Н. М. Межпредметные связи как средство формирования ценностных отношений: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. -231 с.
5. Бродский, И. А. Эссе И. А. Бродского. Цитация [Электронный ресурс] / И. А. Бродский // Стихи.ру / [разм. м-ла : Павлова Яна]. Электрон. текст. Режим доступа: http://www.stihi.ru/diary/yanna3/2016-02-25, свободный.
6. Вегнер К. А. Внедрение основ робототехники в современной школе //Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.2013.№ 74 (Том 2). С.17-19.
7. Вергелес Г. И. Дидактика / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. М., 2006. -272 с.
8. Выготский, Л. С. Словарь Л. С. Выготского [Электронный ресурс] / Л. C. Выготский ; под ред. А. А. Леоньтева ; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. психологии. Электрон. текст. Режим доступа: http://lib100.com/book/common_psychology/dictionary_vygotsky/html/, свободный
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2003. - 362 с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. - М.: Педагогика, 2006. С. 57.
11. Датчик положения. - (Азбука робототехники) // Юный техник. 2013. № 10. С. 68-73.
12. Дахин, А. Н. Педагогика робототехники как возникающая инновация школьной технологии //Народное образование.2015.С.157-161.
13. Дмитриев В. А. Творческая подготовка инженеров и педагогов профессионального образования как дидактическая проблема // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 5 (83). С. 64-70.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008. - 268 с.
15. Дэга, Э. Разговоры об искусстве [Электронный ресурс] / Искусство живописи // P.. Электрон. текст. Режим доступа: http: //paintingart.ru/tolkingart/citation/dega.html, свободный ....(47)