Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ПОХОДОВ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №178304

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, 8
1.1 Туризм и его виды 10
1.2 Климатогеографические возможности Белгородской области 18
1.3 Положительное влияние туризма на людей с ограниченными возможностями здоровья 22
1.4 Характеристика нозологических групп потенциальных участников
туристских походов 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 39
ГЛАВА 3. ПОСТРОЕНИЕ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 44
3.1 Правила разработки походов выходного дня для лиц с ограниченными возможностями здоровья 44
3.2 Результаты тестирования функционального состояния, самочувствия, активности и настроения лиц с ограниченными возможностями здоровья до и после похода выходного дня 48
3.3 Туристские маршруты Белгородской области для лиц с ограниченными возможностями здоровья 53
ВЫВОДЫ 63
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 64
ЛИТЕРАТУРА 65


Актуальность темы исследования. Для людей с ограниченными возможностями здоровья большой проблемой является двигательный режим. Люди пожилого возраста и колясочники без посторонней помощи не могут покинуть свой дом. Так же стоит проблема доступности оборудованных объектов общественного пользования (жилые дома, больницы, парки, дома творчества) пандусами, кнопками вызова персонала, широкими проходами и др. По многим причинам инвалиды с проблемами опорно-двигательного аппарата заключены в своих домах и выход на свежий воздух для них очень труднодоступен.
Находясь запертым в четырех стенах, люди с ОВЗ все больше и больше начинают замыкаться в себе, наедине со своими мыслями они считают, что никому не нужны и от этого находятся, большее количество времени в депрессии. Ярко просматривается проблема досуга, ведь выполняя каждый день одну и ту же монотонную работу, их жизнь становится однотонной и невзрачной. Проблема отдыха у неработающего человека принимается к кругах социума очень остро. Казалось бы «ничего не делают и еще чего то требуют, отдыхают пусть себе весь день», но нет, лица с ОВЗ тяготятся данной ситуацией, они, может бы, и хотели активно участвовать в жизни общества, но из за ограниченности в передвижении не могут.
Одним из звеньев природного мира является человек. Лишив человека природы, он теряет часть своего внутреннего мира. Из-за малой подвижности нарушается работа внутренних органов, без достаточного количества кисло-рода, получаемого во время прогулок на природе, нарушается обмен веществ, уменьшается жизненная емкость легких. В следствие этого ослабевает иммунитет, организм больше подвержен различным заболеваниям, часто болеет.
Термин адаптивный туризм не так давно появился на страницах литературных изданий, но заполучил огромное внимание со стороны экспертов, разбирающих проблемы социализации инвалидов в общество. Адаптивный туризм, как более легкий, нежели спортивный туризм привлекает к себе большое количество народа. Говоря о массовости адаптивного туризма, можно сказать что им занимаются как люди с ОВЗ, так и пожилые люди, не имеющие инвалидности, дети и просто те, кто устал от монотонной работы в городе. Туризм выполняет много различных функций (воспитательную и оздоровительную). Воспитательная ярко просматривается в течение туристского похода, здесь люди могут пройтись по красивым местам, места боевой славы во время ВОВ прививают нам чувства патриотизма, любви к природе, заботе об окружающем мире. Оздоровительная функция играет огромнейшую роль в жизни людей с ограничениями по здоровья, она как никакая другая помогает им поверить в себя, в свои силы.
Адаптивный туризм, включающий маршруты на пересеченной местности, разбавляет монотонный график обычной жизни инвалидов. Активный отдых оздоравливает, помогая восстановлению нервной системы организма. Туризм вызывает смену негативного настроения на положительное. Проблемы связанные с нервным напряжением организма: длительное пребывание в четырех стенах своей квартиры или невозможность выехать за пределы городской местности, испаряются благодаря прогулкам на свежем воздухе в кругу хорошей компании.
Проходя по зеленым тропинкам, слушая шелест листьев, шум реки организм расслабляется от воздействующих на него негативных факторов рабочей обстановки, а так же привычного образа жизни. Забывая о будничных факторах жизни города, люди получают как физическое, так и психоэмоциональное удовлетворение. Не зря говорят, что: «движение - это один из фак-торов помогающих оздоровлению организма», а движение в природной среде, среди ярких красок, пения птиц или же под спокойную музыку, это вдвойне оздоровительный эффект.
Как говорилось ранее, туризм - многофункциональная система, он не только оздоравливает организм человека, но и влияет на развитие личности, особенно популярен в школах и колледжах дополнительного образования. С его помощью, у детей формируются чувства самостоятельности, ответственности, взаимопомощи, самообслуживания себя в быту, новые знания. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - это высказывает, как никакое другое очень подходит к туристским походам. Людям всегда интересно то, что для них неведомо. Здесь у детей, подростков и молодежи, оторванных от дома и цивилизации есть возможность самим понять окружающий мир. Появляется шанс сделать самому то, что за них делают родители или опекуны, например: приготовить обед для всего лагеря, разобрать спальное место, установить палатку, вычистить ботинки и др.
Адаптивный туризм имеет различные функции, некоторые способствуют реабилитационным мероприятиям, некоторые помогают адаптироваться в обществе, другие воспитывают у нас коллективный дух и помогают самообслуживанию в быту. Все зависит от того, хочет ли чего то достичь сам реабилитируемый, включается ли он активно в туристскую сферу.
Одним из средств реабилитации можно считать адаптивный туризм, его рассматривают с различных сторон:
Во-первых, как уже говорилось ранее, адаптивный туризм - это движение, которое помогает разгонять кровь, помогая наладить обмен веществ в организме человека. С помощью движения решаются разные жизненные проблемы, такие как: лишний вес, одна из важных составляющих хорошего функционирования внутренних органов, так же благодаря движению улучшается работа сердечного цикла. В лучшую сторону меняется психоэмоцинальный фон человека, особенно это важно для людей с ОВЗ и пожилых лю-дей, запертых в своих квартирах.
Во-вторых, решает проблему социализации инвалидов в общество, помогая им знакомиться и находить друзей по интересам. Благодаря адаптивному туризму у людей с ограниченными возможностями пропадают границы неполноценности, ущемленности и стеснения своих недугов.
В-третьих, говоря о функциях туризма, можно сказать. Что одной из главных является восстановительная функция. Она широко распространена в быту, после рабочего дня для разгрузки легкие прогулки на свежем воздухе, нахождение в лесу с негромкой легкой музыкой для расслабления или же под шелест листьев, пение птиц и шум реки, так же благотворно влияют на психологическую систему человека, помогая расширить кругозор и отвлечься от забот шумного города. Такие легкие, повседневные вещи, которые мы делает, так же относятся к одной из разновидностей туризма
В-четвертых, адаптивный туризм несет в себе воспитательную функцию, помогает нам в воспитании подрастающего поколения через краеведческие маршруты. Воспитывает в людях чувство самостоятельности при расстановке палатки, выборе места для ночлега, разжигании костра, приготовлении еды - это может быть как коллективная, так и индивидуальная работа. Говоря о коллективной работе, она прививает чувства помощи, это именно один из тех моментов, когда люди с ОВЗ могут считать себя «нужными». Адаптивный туризм размывает рамки социальной среды общества, помогая завести новые знакомства с жителями других областей и стран.
Объектом нашего исследования является адаптивный туризм.
Предмет исследования - походы выходного дня.
Цель исследования состоит в разработке походов выходного дня для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сформулированная цель исследования предполагает постановку и решение ряда задач:
- изучить различные функции туризма и способы его классификации;
- выявить роль адаптивного туризма и его влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- обосновать основные правила построения похода выходного дня;
- разработать и описать туристические маршруты выходного дня для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Белгородской области.
Рабочая гипотеза исследования: предполагалось, что походы выходного дня являются одним из значимых факторов социализации и оздоровления лиц с ограниченными особенностями здоровья.
Новизна дипломной работы состоит в том, что исследованы возможности развития адаптивного туризма в Белгородской области для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные туристские маршруты могут применяться в специализированных учреждениях для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для организации походов выходного дня. Они могут стать отправной точкой для развития адаптивного туризма на территории Белгородской области для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Перспективы дальнейшего изучения заключаются в создании новых туристических маршрутов по различным природным и культурно - историческим объектам Белгородской области для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Для решения поставленных задач в нашем исследовании использовали такие методы:
- исторический метод;
- анализ научно-методической литературы;
- описательный метод;
- метод математической статистики;
- метод сравнения;
- метод картографирования;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При разработке любого маршрута для людей с ограниченными особенностями здоровья важную роль играют оценка не только его спортивно-технических характеристик, но и гидрографических и ландшафтно-климатических характеристик региона. Кроме того, уже на первых этапах планирования туристического похода выходного дня необходимо определить программу и состав участников похода. Это позволяет более точно выстроить линию передвижения туристической группы с учётом её нозологической группы, физической подготовленности и индивидуальных способностей и возможностей участников ПВД.
Не менее значимым при подготовке маршрута является изучение литературных источников об историческом прошлом региона путешествия, его культуре и традициях. Краеведческий материал не только позволит заинтересовать участников похода, но и расширит их знания о родном крае.
Рассматривая 4 типа нозологических групп, нами были разработаны основные правила построения похода выходного дня для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которыми могут руководствоваться тренеры для проведения данного вида туристских мероприятий.
Нами были разработаны три похода выходного дня (ПВД) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от их нозологических особенностей и интересов.
Исходя из полученных результатов тестирования: опросник «САН» мы можем сказать, что походы выходного дня положительно влияют на настроение, активность и самочувствие участников похода с ОВЗ. С помощью функционального тестирования ЧСС и метода оценки значимости различий средних величин t-критерия Стьюдента участников похода с различными нозологическими группами наблюдается хорошее функциональное состояние сердца на физические нагрузки, наблюдается достоверность различий показателей ЧСС до похода и в середине равной Р<0,001.



1. Алексеевский район [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belregion.ru/region/Дата обращения: 26.03.2017.
2. Алексеевский район [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.zapoved.net/index.php?option=com mtree&task=listcats&cat id=507&Itemid=365Дата обращения: 26.03.2017.
3. Кузнецова Е.В. Лечение параназальных синуситов у детей смесью фитоцидов. Вестник оториноларингологии. - 1991. -№2.
4. Белгородская область [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trasa.ru/region/belgorodskaya.html. Проверено 02.02.2015.
5. Белых, Н.Н. Частичка Родины (Из истории г. Старого Оскола) [Текст] / Н.Н. Белых. - Старый Оскол, 1960.
6. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст] / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2000. - 192 с.
7. Свиридонов Г.М. Родники здоровья. -М.: Молодая гвардия, 1986.
8. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Профиздат, 1987.
9. Черкес-заде Д.И. Лечебное плавание при искривлении позвоночника. Фельдшер и акушерка, -1976. -№4.
10. Олиференко В.Т. Водо-теплолечение. -М.: Медицина, 1978.
11. География Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. Проверено 02.02.2015.
12. Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museum.ru/m2135. Проверено 02.02.2015.
13. Дмитриева, Е.А. Рекомендации по разработке и оформлению туристских маршрутов [Электронный ресурс] / Е.А. Дмитриева. - Режим до-ступа:http://pandia.org/text/78/574/25373.php.Проверено 02.02.2015.
14. Дмитриевское городище [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.Проверено 02.02.2015.
15. Достопримечательности Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/.Проверено 02.02.2015.
16. Дроздов, А.Н. Туристско-краеведческая деятельность как средство обновления содержания в воспитательном и образовательном пространстве школы [Текст] / А.Н. Дроздов. - Н. Новгород, 2011.
17. Дьяченко, А.Г. Охранная зона памятника археологии регионального значения «Крапивенское городище-1» у села Крапивное Шебекинского района Белгородской области [Текст]: рукопись / А.Г. Дьяченко. - Белгород, 2010.
18. Зализняк, Е.А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития [Текст] / Е.А. Зализняк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2011. - №2 (19). - С. 70-76.
19. Управление по развитию туризма, рекреационных зон и народных промыслов администрации Прохоровского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prohtur.narod.ru/park.html. Проверено 02.02.2015.
20. Зорин, И.В., Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма [Текст]: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368 с.
21. Инвестиционный паспорт муниципального района «Алексеев¬
ский район и город Алексеевка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adm-alekseevka.ru/adm/attachments/article/ Дата обращения:
26.03.2017.
22. История Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/.Проверено 02.02.2015.
23. История Слобожанщины и белгородского края [Текст]: учебное пособие / Общ. ред. В.В. Овчинникова и Н.Н. Олейника. - Белгород: Белгородская областная типография, 2011. - 336 с.
24. Каменный лог (Белгородская область) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. Проверено 02.02.2015.
25. Квартальное, В.А. Культура и туризм - вместе [Текст] / В.А. Квартальное // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №8.
26. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст]: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
27. Кириченко, А.А. Туристские объекты экологического направления Шебекинского района Белгородской области [Текст] / А.А. Кириченко // Агротуризм: опыт, проблемы, решения: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. И.Л. Воротникова. - Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2012. - С. 78-86.
28. Короченский, А.П. Краеведческая журналистика как фактор развития туризма в российских регионах [Электронный ресурс] / А.П. Короченский. - Режим доступа: http://xn--80aumfdhdek.xn--p1ai/tour-factor-2008/39- praktika-razvitiya-turizma/112-2010-03-11-09-24-18.Ыш1.Проверено 02.02.2015.
29. Костерев, Н.А. Самохин, Ю.С. Краеведческие исследования в спортивных туристских походах [Текст] / Н.А. Костерев, Ю.С. Самохин // Альманах «Отечество». - 2000 г. - Выпуск 6.
30. Краеведческий туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/3 190364 tema--osobennosti-organizatsii-kraevedcheskogo-turizma.html.Проверено 02.02.2015.
31. Кривошеев, В.М. Туризм [Текст] / В.М. Кривошеев // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978.
32. Крупенков, А.Н. Белгородская старина [Текст] / А.Н. Крупенков. - Белгород: Константа, 2011. - 272 с.
33. Крупенков, А.Н. Пройдёмся по старому Белгороду [Текст] / А.Н. Крупенков. - Белгород: Константа, 2011. - 652 с.
34. Кузулёв, Н. Реликты [Текст] / Н. Кузулёв // «Красное знамя», 1998.
35. Курилова, В.И. Туризм [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальностям № 2114 «Физическое воспитание» и № 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание» / В.И. Курилова. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
36. Кусков, А.С., Голубева, В.Л., Одинцова, Т.Н. Рекреационная география [Текст]: учебно-методический комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - М.: МПСИ; Флинта, 2005. - 496 с.
37. Лес на Ворскле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. Проверено 02.02.2015.
38. Макаренко, С.Н., Саак, А.Э. История туризма [Текст] / С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. - 94 с.
39. Мельница Баркова, устройство и принцип работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://belive.ru/2014/07/melnica-barkova-ustrojstvo-i-princip-raboty/.Проверено 02.02.2015.
40. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы [Текст]: учебник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Т.А. Ирисова и др. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 272 с.
41. Мироненко, Н.С., Твердохлебов, И.Т. Рекреационная география [Текст] / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. - М.: МГУ, 1981. - 207 с.
42. Монастырь Игнатия Богоносца [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/.Проверено 02.02.2015.
43. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / М.А. Морозов. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
44. Муха-Шаек, Е. Проблемы организации туристических маршрутов по местам боевых действий [Текст] / Е. Муха-Шаек // В1сник Д1ТБ. Сер1я: Економша, оргашзащя та управлшня тдприемствами туристично! шдустрп та туристично! галуз1 в щлому. - 2009. - №13. - С. 355-360.
45. Нежегольск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. Проверено 02.02.2015.
46. Нефедова, О.В. Туризм и культурное наследие: проблемы взаимодействия [Текст] / О.В. Нефедова // Материалы I международной научной конференции «Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия». - Сара¬тов, 15-16 апреля 2009 г.
47. Николаенко, А.Г. Металлургический горн салтово-маяцкой куль-туры у села Ютановка Белгородской области [Текст] / А.Г. Николаенко, А.В. Степовой // Древности эпохи средневековья евразийской лесостепи: сб. науч. трудов. - Воронеж. 2008.
48. Николаенко, Д.В. Рекреационная география [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.В. Николаенко. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
49. Областные краеведческие чтения [Текст]: сборник материалов / Сост. И.Г. Пархоменко. - Белгород: «Везелица», 2011. - 72 с.
50. Объекты культурного наследия регионального значения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.belkult.ru/info/reg.Проверено 02.02.2015.
51. Остапец, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст]: Методические рекомендации / А.А. Остапец. - М., РМАТ, 2001. - 87 с.
52. Осыков, Б. Краса живая и её история [Электронный ресурс] / Б. Осыков // Летопись Белогорья. - Режим доступа:http://belstory.ru/mir-belogoryya/interesnoe/krasa-zhivaya-i-e-istoriya.html.Проверено 02.02.2015.
53. Охрименко, И.Г. Хотмыжск [Электронный ресурс] / И.Г. Охрименко // Летопись Белогорья. - Режим доступа: http://belstory.ru/mir- belogoryya/hotmzhsk.html. Проверено 02.02.2015.
54. Панский дуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/. Проверено 02.02.2015.
55. Передерий, В. Там, где Корень... [Текст] / В. Передерий // «Смена», 11.01.2012.
56. Пилат, И.Н. Внешкольная туристско-краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков [Текст]: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук / И.Н. Пилат. - М., 1971.
57. Плетнёва, С. Заметки археолога о маршруте князя Игоря [Текст] / С. Плетнёва // Наука и жизнь. - М., 1986. - № 9. - С. 44-46.
58. Погода в Алексеевке по месяцам [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://russia.pogoda360.ru/552778/avg/Дата обращения: 26.03.2017.
59. Поздняков, Э.Н. История Шебекинской земли с древнейших времён до XVIII века [Текст]: издание Шебекинского историко¬
художественного музея / Э.Н. Поздняков. - Шебекино: Знак качества, 2010. - 32 с.
60. Экология Белогорья в цифрах [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://val-adm.ru/uploads/file/novosti/Ekologiya Belogorya.compressed.pdf/Дата обращения: 26.03.2017.
61. Ахметшин A.M. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей. - Уфа, 2000. - 172 с
62. Природные условия и природные ресурсы в макроэкономической
модели [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studbooks.net/1829996/geografiya/prirodnye_usloviya_i_prirodnye_resursy _v_makroekonomicheskoy_modeli
63. История Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа:https ://belregion.ru/re gion/history .php
64. Достопримечательности и интересные факты про Дорогобужено
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //ru.keeptravel .com/ru/doro gobuzhino
65. Новости Белгорода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moe-belgorod.ru/news/city/238069
66. Методы математической статистики в спортивно-педагогических исследованиях: учебно-методическое пособие / Л.А. Кадуцкая, А.В. Посохов, Т.А. Миронова и др. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 67 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ