АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Развитие экспозиционно-выставочной деятельности в художественных музеев в XIX-XXI вв 14
1.1 Этапы развития художественных музеев в XIX-XXI вв 14
1.2 Основные приемы и концепции в современной экспозиционно-выставочной деятельности художественных музеев России.24
Глава 2 Современные проекты в экспозиционно-выставочной деятельности художественных музеев России (на примере Красноярского художественного
музея им. В.И Сурикова) 40
2.1 Мультимедийные технологии в экспозиции 41
2.2 Интерактивность и иммерсивность в экспозиционных пространствах 46
2.3 Кураторские практики 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность темы.
Художественный музей в России, как сложившаяся институция, существует с конца XIX века и за это время несомненно пережил множество изменений и модификаций. Помимо изменений стратегий фондовой работы, хранения произведений искусства, самое заметное для специалистов и посетителей направление работы в музее, претерпевающее изменения, является экспозиционно-выставочная деятельность.
Художественные музеи, собирая, изучая и экспонируя произведения искусства, ставят перед собой цель представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека . Однако, смена философских парадигм и глубокие социальные изменения во второй половине ХХ века поставило множество вопросов перед музеями, в том числе и художественными. Одним из таких вопросов стало соотношение изменившегося мира и самого музея.
Если мы посмотрим на музей сегодня, и даже не под микроскопом, то заметим, что музей - это намного больше, чем экспозиционные залы и музейные предметы, это целое сообщество, которое стремится сохранить и передать те самые знания, которые человечество сохраняло долгие столетия. Музей сегодня, пожалуй, переживает ренессанс, он становится точкой притяжение туристов и местных жителей, создавая вокруг себя доброжелательную ауру.
Несомненно, музей сегодня сталкивается с необходимостью адаптироваться к изменяющимся требованиям и ожиданиям посетителей, использовать новейшие технологии и инновационные подходы для привлечения широкой аудитории. Меняющийся мир требует изменений и музей, как общественный институт, неизбежно откликается на это требования.
Помимо этого, музеи, а все чаще именно художественные музеи, стремятся занять лидерскую позицию в создании особого сообщества, которое влияет на развитие регионов, в которых они находятся, а соответственно занять место в системе развития всей художественной культуры в России.
Выставочная деятельность художественного музея сегодня все больше принимает разнообразные формы. Она может включать постоянные экспозиции, посвященные определенному художнику, стилю или периоду искусства, временные выставки, которые представляют произведения из разных коллекций или тематические экспозиции. Выставки могут быть исключительно изобразительными или включать мультимедийные элементы, звуковые инсталляции, интерактивные элементы и другие техники, чтобы создать более полное и вовлекающее впечатление. Важно, что с развитием технологий и интерактивных средств коммуникации музеи получают новые возможности для создания уникальных и впечатляющих выставочных пространств. Виртуальные и дополненные реальности, интерактивные экспонаты, цифровые инсталляции и многое другое становится доступным, что позволяет посетителям взаимодействовать с искусством на новом уровне.
Выставочная деятельность художественных музеев - это не столько про получение знаний, хотя и без этого мы не можем представить современный музей, сколько про получение эмпирического опыта. Поэтому залы художественных музеев являются скорее каналами коммуникации, площадками для дискуссий, нежели лекционными залами про историю искусств.
Кроме того, художественные музеи активно работают над увеличением своей доступности и включенности. Разрабатываются программы для людей с ограниченными возможностями, различные образовательные проекты, направленные на привлечение разных возрастных групп и социальных слоев. Такое разнообразие форм выставочной работы и активное стремление к инновациям позволяют художественным музеям оставаться актуальными и интересными для широкой аудитории.
Современная экспозиционная и выставочная деятельность в музее развивается прямо на наших глазах. Каждый год все больше и больше музеев нашей страны внедряют в свою работу новые музейные и информационные технологии, что неизбежно сказывается не только на облике музейных залов, но и на восприятие музея в целом. Важным остается вопрос оправданности применения тех или иных средств в музейной деятельности и то, куда новые практики и теории приведут музей в будущем.
Исследование и анализ современных проектов выставочной деятельности являются актуальными, так как понимание принципов и стратегий создания современных проектов дают понимание о дальнейшем развитии и взаимодействие между обществом и художественным музеем.
В качестве примера современных проектов выставочной деятельности был выбран Красноярский художественный музей, поскольку он представляет собой институцию, отражающую современные тенденции в музейной практике. Красноярский художественный музей является одним из ведущих культурных учреждений в России и активно внедряет новые музейные и информационные технологии.
Этот музей повсеместно внедряет интерактивные выставочные форматы, мультимедийные инсталляции и виртуальные экскурсии. Он предлагает посетителям уникальные возможности взаимодействия с произведениями искусства, позволяя им активно участвовать в процессе исследования и обучения. Кроме того, музей активно использует современные средства коммуникации, такие как социальные сети и мобильные приложения, чтобы привлечь и заинтересовать разнообразную аудиторию.
Выбор Красноярского художественного музея обусловлен его значимостью и инновационным подходом к выставочной деятельности. Исследование и анализ его проектов позволяют понять принципы и стратегии создания современных выставочных проектов и прогнозировать будущее взаимодействия между обществом и художественными музеями в целом.
Объектом исследования являются художественные музеи России.
Предметом исследования являются современные проекты выставочной деятельности художественных музеев России (на примере Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова). Эти проекты включают в себя разработку выставочных концепций, использование новых технологий и интерактивных методов.
Хронологические рамки данного исследование - 2000-е и до нашего времени. Данный период выбран, так как именно в 2000-е происходит повсеместное внедрение новых практик и технологий, а также изменений в осмыслении экспозиционно-выставочной деятельности музея. Исследования о художественном проектировании и экспозиционных практиках можно найти разнообразные аспекты и выводы.
В литературе феномен выставочной деятельности художественного музея рассматривается в контексте функционирования музея как социального института. Например, исследование Д.А. Равикович направлено на изучение различных аспектов экспозиционной деятельности, включая архитектурное планирование, музейные сценарии и коммуникацию с посетителями . Предметом исследования в работе А.М. Разгона стали в том числе и роли музейного пространства и дизайна в формировании эстетического и культурного опыта у посетителей . Он исследует влияние музейной архитектуры и экспозиционных решений на восприятие и интерпретацию искусства.
Среди работ, посвященных исследованию теории и практики художественного проектирования и дизайна выставок можно выделить исследование А.Б. Закс . Автор изучает взаимодействие между архитектурой пространства и художественными объектами, а также роль дизайна в создании эффективной экспозиции. Также исследует вопросы современного музейного проектирования и разработку выставочных концепций Е.Н. Мастеница . Её работы фокусируются на роли архитектуры, освещения, визуальных и звуковых элементов в создании эмоционального и познавательного опыта для посетителей.
В своей работе Л.М. Шляхтина исследует образовательные программы, формы взаимодействия с посетителями и методы привлечения публики к искусству . Она рассматривает роли музейного образования в контексте выставочной деятельности.
Еще три автора рассматривают экспозиционную деятельность как основной канал коммуникации между музеем и зрителем. Это исследования Е.А. Розенблюма , Л.В. Желондиевской и М.Б. Гнедовского . Их работы охватывают вопросы музейной педагогики, публичного взаимодействия и создания диалога с посетителями.
Н.В. Мазный и С.В. Пшеничная изучают теоретические аспекты выставочной работы, включая принципы организации экспозиций, роль музейного пространства, музейной эстетики и взаимодействия с посетителями.
Галлеев Б.М. , Рязанова A.A. , Смирнова Т.А. , Малкова Е.В. , Ноль Л.Я. занимаются исследованием цифровых и мультимедийных технологий в контексте художественной экспозиции. Их работы касаются применения виртуальной и дополненной реальности, интерактивных инсталляций, мультимедийных средств и визуализации искусства.
Р.Р. Клике фокусируется на роли художественной кураторской практики в организации выставок. Он изучает стратегии отбора и представления произведений искусства, взаимодействие с художниками и роль куратора в контексте современных выставочных практик .
Институту кураторства и его роли в экспозиционно-выставочном дел посвятили свои работы Б. Гройс , В. Мизиано , Х.У. Обрист . Они анализируют современные тенденции в кураторской практике, исследуют развитие выставочных форматов и роль куратора в организации и интерпретации искусства.
В целом, работы указанных авторов предлагают разнообразные подходы и анализируют различные аспекты художественного проектирования, экспозиционных практик, музейного образования и использования новых технологий. Они вносят важный вклад в теоретическое понимание и практику развития современных художественных музеев и их выставочной работы.
Исследование экспозиционно-выставочной и проектной деятельности в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова занимаются Болонкина Е.В. и Кистова А.В. . Исследования главным образом посвящены истории становления экспозиционно-выставочной деятельности либо реализации проектной деятельности.
Однако, несмотря на большое количество исследований в области выставочно-экспозиционной деятельности художественных музеев, внимание исследователей, главным образом, обращено на различные аспекты, включая архитектуру и дизайн, взаимодействие с посетителями, образовательные программы, применение технологий и роль куратора. Но стоит отметить, что рассмотрению и анализу современных проектов в выставочной деятельности, уделяется гораздо меньше внимания.
Целью данной работы является выявить и охарактеризовать современные тенденции в развитии выставочной деятельности в художественных музеях.
Исходя из цели работы, выделены следующие задачи:
1. Проанализировать развитие выставочной деятельности в художественных музеях на протяжении XIX-XXI веков:
- Изучить и охарактеризовать этапы развития выставочной деятельности в художественных музеях.
- Выявить основные изменения и сдвиги в организации выставок и экспозиций в указанный период.
- Идентифицировать факторы, влияющие на развитие выставочной деятельности, такие как технологические инновации, социокультурные изменения и т.д.
2. Определить современные тенденции в выставочной деятельности художественных музеев:
- Изучить последние достижения и инновации в организации выставок и экспозиций в художественных музеях.
- Выделить основные направления развития, включая использование новых технологий, интерактивности, иммерсивности и кураторских практик.
- Охарактеризовать влияние этих тенденций на восприятие и понимание искусства, а также на посещаемость и привлекательность музеев.
3. Исследовать современные проекты в выставочной деятельности художественных музеев на примере Красноярского художественного музея В.И. Сурикова:
- Проанализировать конкретные проекты, реализованные в художественном музее, которые отражают современные тенденции.
- Описать особенности и инновационные подходы, применяемые в этих проектах.
Методология: Выпускная работа опирается на принцип историзма для рассмотрения всех явлений и событий в развитии и принцип объективности для непредвзятого подхода в освещении исторических фактов.
В работе применялся сравнительно-исторический метод, позволивший провести аналогии, выяснить сходства и различия различных проектов в выставочной деятельности художественных музеев. Также был использован сравнительно-описательный метод анализа интернет-сайтов художественных музеев.
В исследовании использовался локально-исторический подход, позволивший сузить территориальные рамки исследования. Благодаря этому комплексно были изучены особенности Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова.
Для проведения данного исследования и анализа проектной деятельности художественных музеев были использованы интернет-ресурсы: сайты художественных музеев и страницы музеев в социальных сетях.
Научная новизна исследования заключается в системном анализе и оценке современных проектов выставочной деятельности в художественных музеях России, а также в выявлении их влияния на развитие и продвижение художественной культуры. Данная работа предоставит новые данные и выводы, которые могут быть использованы исследователями, практиками и организаторами выставок для разработки новых стратегий и подходов в выставочной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты помогут определить успешные практики в организации выставок и привлечении посетителей в художественные музеи. Исследование также способствует развитию и совершенствованию выставочной сферы в России, внедрению инновационных подходов и технологий, а также повышению интереса к искусству среди различных социальных групп.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В итоге, данная работа направлена на углубленное исследование современных проектов выставочной деятельности в художественных музеях России с целью выявления основных практик и элементов, которые в них используются. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего совершенствования выставочной сферы в России.
В заключение данной работы можно отметить, что исследование современных тенденций в развитии выставочной деятельности в художественных музеях России позволяет более полно понять современные подходы к организации выставок и экспозиций. Анализ развития выставочной деятельности на протяжении XIX-XXI веков позволяет проследить эволюцию этой области и выявить факторы, влияющие на ее развитие.
Одной из основных тенденций является использование новейших технологий и интерактивных методов, которые значительно расширяют возможности взаимодействия посетителей с искусством. Виртуальные и дополненные реальности, интерактивные экспонаты, цифровые инсталляции и другие инновационные подходы позволяют создавать уникальные и впечатляющие выставочные пространства. Эти технологии также способствуют увеличению доступности музейного опыта.
Современные проекты выставочной деятельности в художественных музеях отличаются разнообразием форм и подходов. Они могут быть посвящены отдельному художнику, стилю или периоду искусства, а также представлять произведения из разных коллекций или иметь тематическую направленность. Важным аспектом становится не только передача знаний, но и создание эмпирического опыта для посетителей. Залы художественных музеев становятся площадками для коммуникации и дискуссий, где искусство влияет на посетителей и стимулирует их активное участие.
Примеры современных проектов в выставочной деятельности художественных музеев России подтверждают значимость и роль этих институтов в развитии художественной культуры. Инновационные подходы и особенности таких проектов способны привлечь широкую аудиторию и воздействовать на посетителей, обогащая их понимание искусства.
Исследование и анализ современных проектов выставочной деятельности в художественных музеях представляет важный вклад в развитие этой сферы в России. Полученные результаты могут быть использованы для разработки новых стратегий и концепций выставочной работы, повышения привлекательности и значимости художественных музеев, а также обогащения культурного опыта посетителей.
Кроме того, результаты исследования современных проектов выставочной деятельности в художественных музеях России могут служить важным источником вдохновения и обмена опытом для других музеев и культурных учреждений как в России, так и за ее пределами. Инновационные подходы, применяемые в данных проектах, могут быть адаптированы и внедрены в других контекстах и ситуациях, способствуя развитию и совершенствованию выставочной сферы в целом.
В современной выставочной деятельности художественных музеев все большее внимание уделяется созданию максимально привлекательного и интерактивного музейного опыта. Использование новых технологий, таких как виртуальная реальность, дополненная реальность, мультимедийные инсталляции и интерактивные дисплеи, позволяет посетителям взаимодействовать с произведениями искусства на более глубоком и эмоциональном уровне. Это создает возможность для новых форм самовыражения и сотрудничества между музеем и его посетителями.
Кроме использования новых технологий, современные выставки в художественных музеях становятся многослойными и многопрофильными. Они могут включать не только произведения искусства, но и документацию, артефакты, видео- и аудиоматериалы, а также включать интерактивные элементы, мультимедийные гайды и кураторские комментарии. Это создает более полный и глубокий контекст для понимания и восприятия искусства, а также позволяет посетителям наслаждаться более разнообразным и увлекательным музейным опытом.
Современные проекты выставочной деятельности также активно взаимодействуют с социокультурной средой и вызывают диалог с обществом. Они становятся местом проведения различных мероприятий, включая лекции,
семинары, встречи с художниками, концерты и выступления. Такие мероприятия привлекают широкую аудиторию и позволяют расширить круг посетителей художественных музеев, делая их более доступными и интересными для разных слоев общества.
Наконец, исследование эффективности и воздействия данных проектов на посетителей и музейную аудиторию имеет большое значение. Оно позволяет оценить эффективность и релевантность новых подходов в выставочной деятельности, а также понять, какие аспекты проектов наиболее сильно влияют на посетителей. Это позволяет музеям адаптировать свои стратегии и концепции в соответствии с потребностями и предпочтениями аудитории, повышая качество и привлекательность музейного опыта.
Исследование современных проектов в выставочной деятельности Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова позволило провести анализ конкретных проектов, отражающих современные тенденции. В ходе исследования были выявлены особенности и инновационные подходы, применяемые в этих проектах.
Проанализированные проекты демонстрируют уникальное сочетание традиций и современных идей, позволяя музею актуализировать свою роль и значимость в современном художественном пространстве. Одним из ключевых элементов современных проектов является интерактивность, которая позволяет зрителям взаимодействовать с произведениями и окружающим пространством. Это создает новые возможности для исследования и понимания искусства, а также обогащает опыт посетителей.
Инновационные подходы, реализуемые в проектах, включают использование новейших технологий, включающие не только информационные, но и современные музейные подходы к экспозиции. Эти средства помогают создать уникальный опыт взаимодействия с экспонатами, а также стимулируют интерес и любознательность посетителей.
Современные проекты в выставочной деятельности Красноярского художественного музея В.И. Сурикова являются важным шагом в развитии и совершенствовании художественных музеев. Они отражают современные тенденции в сфере искусства и предлагают уникальные возможности для взаимодействия с произведениями искусства. Использование инновационных подходов, интерактивности и иммерсивности вносит важный вклад в обогащение культурного опыта посетителей и способствует развитию искусственной среды в современном мире.
Таким образом, исследование современных тенденций в развитии выставочной деятельности в художественных музеях является важной задачей, способствующей прогрессу и совершенствованию этой сферы. Полученные результаты и выводы данной работы могут послужить основой для разработки новых стратегий, концепций и проектов, внедрения новых технологий и подходов, а также повышения значимости и привлекательности художественных музеев для широкой аудитории.
1. Бирюкова М.В. Философия кураторства // М.В. Бирюкова; СПб.: ДМИТРИЙБУЛАНИН, 2018. С 336.
2. Бонами З.А. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 37- 78.
3. Боуэн Д. Только подключайтесь // Museum. 2000, № 2. С. 5-10
4. Галлеев Б. М. Компьютер и искусство // Человек, 2001. № 4. С. 114 - 125.
5. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : Сборник научных трудов Научно-исследовательского института культуры. М., 1989. С 27-45.
6. История музейного дела конца XVIII - начала XX вв. / В.П. Грицкевич; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПБГУКИ, 2007. - С 267.
7. Гройс Б. Художник как куратор плохого искусства // Искусство утопии. М.: Художественный журнал, 2003. С. 232-239.
8. Желондиевская Л.В. Новое понимание коммуникативно-логических связей в проектировании системы коммуникаций в экспозиции. № 5 (166) / май, 2014.
9. Закс А.Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев (1917-1936) // Труды НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. - М., 1970. - Вып. 22.
10.Зись А.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствоведении: Критич. анализ соврем. герменевт. концепций. М.: Искусства, 1984. - 238 с..
11. Калитина Н.Н. Великая французская революция и создание национальных художественных музеев Франции (1789-1799) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 1992. Вып. 2. (№ 9). С. 16.
12. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб: Петрополис, 2008. - 242 с.
13. Кириченко Е.Н. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре середины и второй половины XIX в. // Взаимосвязи искусства в художественном развитии России второй половины XIX в. М., 1982. С. 109 - 163.
14. Кистова А.В. Художественная выставка как способ конструирования региональной идентичности (на материале выставки «Рождение Енисея» в Красноярском Художественном музее имени В.И. Сурикова) // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 25-27 ноября 2021 года / отв. за вып. Н. П. Копцева. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2022. - С. 135 - 151.
15. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. // Р.Р. Клике М.: Высшая школа, 1978. 368 с.
...91