ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 8
1.1. Управление развитием профессиональной компетенции учителя в контексте требований профессионального стандарта педагога 8
1.2. Деятельность школы молодого учителя как ресурс системы управления повышения профессиональных компетенций 22
ГЛАВА 11. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ 34
2.1. Анализ состояния управления деятельностью школ молодого учителя.. 34
2.2 Модель подготовки к реализации профессионального стандарта педагога
в системе работы школы молодого учителя 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность исследования. Каждый новый этап развития человеческого общества ставит вопрос о том, каким образом подрастающее поколение будет усваивать накопленные культурно-исторические ценности, и каким образом в дальнейшем человечество будет развиваться на их основе. Очевидным является тот факт, что непременным условием получения
высокого качества образования является наличие высокого
профессионального уровня учителей. За последние годы в нашей стране разработаны Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и т.д. Все эти документы акцентируют свое внимание на качестве образования; развитии профессиональных компетенций учителя; на совершенствовании управленческой инициативы руководителей.
Сфера образования испытывает острую потребность в педагоге-профессионале, способном осуществлять развитие своих учеников средствами своей профессии, осваивать новые гуманитарные технологии и новые педагогические и управленческие средства. Так, п.23 приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Пунктом 22 приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [70] и пунктом 22 приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» определяется, что педагогические работники, работающие при реализации программ основного и среднего общего образования, обязательно должны пройти курсы повышения квалификации.
Анализ нормативных документов и практики профессиональной подготовки педагогов позволяет сделать вывод о наличии следующего комплекса противоречий:
-растущие требования общества к уровню профессионализма педагогов и отсутствие у многих молодых педагогов из них системных знаний, умений и навыков развивающего образования,
-необходимость решения новых образовательных задач в условиях реализации ФГОС и неразработанность системы методического обеспечения профессионального развития молодых педагогических работников,
-необходимость в командной и индивидуальной форм работы молодых педагогов и неразвитость данных форм в образовательной практике.
Указанные противоречия определили проблему исследования данной работы, которая заключается в поиске ответа на вопрос о том, как управлять подготовкой к реализации профессионального стандарта педагога в рамках деятельности школы молодого учителя.
Характер проблемы определил тему исследования: «Подготовка к реализации профессионального стандарта педагога в системе работы школы молодого учителя».
Объект исследования: управление процессом подготовки и реализации профессионального стандарта в системе повышения профессиональной компетентности
общеобразовательной организации.
Предмет исследования: управление процессом подготовки к реализации профессионального стандарта педагога в рамках деятельности школы молодого учителя в условиях общеобразовательной организации.
Цель исследования состоит в построении модели управления подготовкой к реализации профессионального стандарта педагога в условиях деятельности школы молодого учителя.
Гипотеза исследования: результативность подготовки учителей к реализации профессионального стандарта педагога в условиях деятельности школы молодого учителя будет достигнута, если ее основу будут составлять:
1) критерии, позволяющие осуществить оценку деятельности молодого педагога;
2) организация эффективного взаимодействия с молодыми педагогами;
3) консультативная помощь в организации педагогического самообразования;
4) планирование системы непрерывной профессиональной подготовки педагога.
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по проблеме управления подготовкой к реализации профессионального стандарта педагога в рамках деятельности школы молодого учителя.
2) Изучить структуру и функции управления повышением профессиональных компетенций в школе молодого учителя
3) Дать оценку состояния управления школой молодого учителя в общеобразовательной организации
4) Разработать модель управления деятельностью школы молодого теля в общеобразовательной организации
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
1. Нормативные документы в образовательной сфере: Нормативно-правовой акт - Профессиональный стандарт педагога; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
2. Научные труды в области педагогики и психологии Т.Г. Браже, И.Д. Багаева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова, Г. Бернгард, В. Блум, Д. Брунер, Н. Кантор, X. Маркус, Дж. Равен, Р. Стернер, Д. Элкинд и др.
3. Идеи компетентностного подхода СЕ. Шишова, Б.Д. Эльконина, М.А. Чошанова, А.В. Хуторского, А.Г. Бермуса.
4. Принципы построения образовательного
процесса: В.И. Загвязинский, Я.А. Коменский.
5. Моделирование образовательных систем и процессов (Т.Н. Александров, Г.И. Гайсина, А.С. Гязов, Ю.М. Плотинский, М.Н. Скаткин, Л.В. Фридман, В.А. Штофф и др.)
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы исследования:
• контекстный анализ литературных источников по проблеме исследования;
• эмпирические методы: анализ документов, анкетирование, беседы с молодыми педагогами, администрацией общеобразовательных организаций, педагогами-наставниками;
• методы обработки данных: качественный анализ, обобщение,
логические выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• проведен анализ теоретической литературы через призму «качество образования»;
определены основные показатели профессиональной компетенции молодых педагогов;
• определены основные принципы и подходы в системе управления школой молодого учителя;
• определена совокупность составляющих компетенций молодых педагогов, исходя из профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
• выработан ресурсный подход к исследованию процесса адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации;
• проведен анализ в подборе методик для оценки компетенций педагогов;
• разработанная модель может быть использована в качестве базы для создания в общеобразовательном учреждении «Школы молодого учителя».
Апробация результатов. Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа документации и состояния «Школы молодого учителя» МБОУ «Лицей № 32» г. Белгорода.
Структура исследования: Поставленные задачи обусловили
формирование следующей структуры данной' работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основания управления школой молодого учителя в условиях перехода на профессиональные стандарты, аргументирована необходимость развитие профессиональных компетенций учителя в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по проблеме управления повышением профессиональных компетенций педагога в условиях деятельности школы молодого учителя, где представлен анализ состояния управления деятельность школ молодого учителя и модель подготовки к реализации профессионального стандарта педагога в системе работы школы молодого учителя.
Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется профессиональными компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности педагога, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.
В ходе исследования на основе анализа литературных источников, осмысления понятий «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция» нами выделены структура и функции управления повышением профессиональных компетенций в системе работы школы молодого учителя, дана оценка состояния управления школой молодого учителя в общеобразовательной организации, разработана модель управления деятельностью школы молодого учителя в общеобразовательной организации.
Модель подготовки к реализации профессионального стандарта в системе управления школой молодого учителя в общеобразовательной организации представляет собой систему отслеживания динамики изменений молодых учителей. В ее структуру входят следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, критериально-диагностический.
Результаты апробации модели подготовки к реализации профессионального стандарта в системе управления школой молодого учителя в МБОУ «Лицей №32» подтверждают целесообразность ее использования в системе управления образовательной организации. Нами было установлено повышение профессиональных компетенций от критического до достаточного уровня.
Разработанная модель может быть использована в системе управлении образовательной организации, т.к. она влияет на развитие профессиональных компетенций молодых учителей в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
Представленная модель подготовки к реализации профессионального стандарта в системе управления школой молодого учителя позволяет мобильно реагировать на современные условия и требования профессионального стандарта, позволяет организовать интенсивный информационный обмен для решения поставленных проблем, формирует чувствительную к внешним изменениям образовательную среду, повышает интерес к нововведениям и инициирует их.
Основными инструментами реализации модели подготовки к реализации профессионального стандарта в системе управления школой молодого учителя являются профессиональные компетенции: работа с одаренными учащимися; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Полученные на основе литературных источников, таблицы, оценки профессиональной компетентности позволят администрации школы отслеживать уровень роста профессиональной компетентности педагогов, анализировать результаты и планировать дальнейшую работу в этом направлении.
1. Агапова Е. Н., Трапицин С. Ю. «Сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя» // Птуегзит: Вестник Герценовского университета, 2013. № 3. С. 41.
2. Агранович М., Зайцева О., Ермачкова Ю. Российское образование в контексте международных индикаторов. Школьный учитель: образование, нагрузка, зарплата //Аналитический доклад, 2014. С. 7-10.
3. Андреева, Е.В. Программа поддержки начинающего учителя / Е.В. Андреева, Н.В. Новокшанова // Завуч. Управление современной школой. - 2010. - № 2. - С. 82 - 96
4. Баныкина, С. Как разрешить конфликт (для молодых руководителей) / С. Баныкина // Директор школы. - 2011. - № 4. - С. 48 - 53
5. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
6. Батчаева, Н.А. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической готовности молодого специалиста / Н.А. Батчаева // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 11. -С. 7-11
7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.
8. Блинов В. М. Теория и практика
профессионально-педагогической подготовки гуманистического учителя в Германии. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2005. 248 с.
9. Блинова, А. А. Психологические особенности организации эффективной системы наставничества в современной компании / А.А. Блинова // Психология бучения. - 2013. - № 8. - С. 115-119
10. Болотова, Е.Л. Есть ли правовой статус у молодого специалиста? / Е.Л. Болотова// Народное образование. - 2010. - №2. - С. 132 - 138
11. Валеева, Н.С. «Школа начинающего педагога» - эффективная форма методической помощи молодым педагогам / Н.С. Валеева // Методист. -2009. -№ 8. -С,34
12. Васильев, И. А. Подготовка молодых педагогических кадров в системе вуз - общеобразовательная школа (основные фрагменты мониторинговых социологических исследований) / И.А. Васильев // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 67-72
13. Васильева, Л. А. Тьюторское сопровождение адаптации молодого педагога / Л.А. Васильева // Профессиональное образование. Столица. -2013.-№5.-С. 33-34.
14. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя/ В.Н.Введенский; Департамент образования администрации Ямало-Ненецкого авт. окр., Ямало- Ненецкийокруж. ин-т повышения квалификации работников образования. - СПб.: Просвещение,2004.-158с.
15. Веденяпина В.А. Профессиональная культура учителя: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Веденяпина. - М., 2003. - 163 с...78