ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности 10
1.1. Коммуникативная культура как объект педагогического исследования 10
1.2. Сущность формирования коммуникативной культуры младших школьников 18
1.3. Основные направления в формировании коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.1. Диагностика коммуникативной культуры младших школьников на констатирующем этапе 36
2.2 Организация и проведение работы по формированию коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности 41
2.3. Динамика развития коммуникативной культуры младших
школьников во внеурочной деятельности 49
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение
В наше время перед школой стоит очень важная задача - воспитать культурную личность, которая способна найти свое место в постоянно меняющейся действительности. Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время - актуальна, поскольку современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни претерпели изменения. В современных условиях важными характеристиками личности являются не только владение информацией, основные технологии обучения и воспитания, но и общая коммуникативная культура, обеспечивающие выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, обусловливать личностное развитие.
Вопросы коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в аспектах культуры общения, поведения, речевой культуры. Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний и чувств. Коммуникативная культура - необходимая часть нашего полноценного существования. Она помогает нам реализовать свои профессиональные, личные планы в жизни.
В последние годы падает уровень культуры, культуры общения. Это в свою очередь может привести к плачевным последствиям. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Поэтому формирование коммуникативной культуры становится актуальным в процессе обучения и воспитания молодого поколения. Формирование коммуникативной культуры детей - одна из важнейших задач учителя. Следовательно, появляется потребность в целенаправленном формировании коммуникативной культуры младших школьников. Младший школьный возраст - очень важный и ответственный период в жизни ребёнка. Ведь именно тогда, он приходит в новый коллектив с целью совместного обучения, в это время меняются все психические процессы, меняется и формируется личность ребёнка.
Формирование коммуникативной культуры можно начинать с раннего возраста. Однако нужно иметь ввиду, что этот процесс должен строиться на четкой системе знаний младшего школьника, а также требует продуманной организации и специальной методики. Эти аспекты обусловлены тем, что педагогический процесс является коммуникативным процессом, предполагающим взаимодействие между педагогами, родителями, детьми в виду их общей цели, а именно воспитания и обучения подрастающего поколения.
Формирование коммуникативной культуры младших школьников - крайне актуальная проблема, так как степень её сформированности влияет не только на результативность и качество обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности. Все умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Именно младший школьный возраст наиболее подходит для овладения коммуникативной культуры в силу особого интереса к осмыслению речевого опыта и общения. Значит, развитие коммуникативной культуры учащихся - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений по государственным стандартам ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Непосредственно изучению коммуникативной культуры посвящено достаточное количество работ: Т.М. Дридзе, В.Т. Лисовского, В.А. Разумного, А.Г. Харчева, В.Н. Шубкина и других.
Философский аспект проблем общения коммуникации представлен в трудах Ж.В. Ильенкова, М.С. Кагана, В.Н. Садовского, М.И. Сетрова, Г.П. Щедровского и других.
Социально-психологический аспект формирования коммуникативной культуры нашел отражение в исследованиях А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, К.Ш. Ханина и других.
Имеется целый ряд научных работ, посвященных исследованию коммуникативной культуры с позиции культурологического подхода (И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин).
Существует ряд исследований, посвященных изучению коммуникативной компетентности, отражающей владение «тактикой общения», необходимой для оптимизации совместной деятельности (Г.М. Андреева, Е.В. Белова, Т.Г. Винокур, А.П. Панфилова, Л.А. Петровская).
Многие исследователи проявляют пристальный интерес к проблеме развития коммуникативной культуры личности педагога (Д.М. Александров, Г.М. Андреева, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин).
Имеется ряд работ, посвященных исследованию методике обучения коммуникативным умениям посредством тренингов, системы коммуникативных упражнений (В.М. Букатов, Н.М. Ершов, И.А. Зязюн).
Важность формирования коммуникативной культуры младших школьников на начальных ступенях обучения подчеркнута в таких документах, как федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, 2009 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на ступени начального общего образования (2009 г.). В соответствии с требованиями ФГОС НОО младшие школьники должны овладеть речью как средством культуры общения, грамматически правильной диалогической и монологической речью (ФГОС НОО,2011).
Таким образом, формирование коммуникативной культуры младших школьников является социально значимой задачей и предполагает создание условий, способствующих, как освоению школьниками общечеловеческих и национальных ценностей, так и реализации его собственных культурных способностей и интересов.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования коммуникативной культуры младших школьников как полноправных хранителей социокультурных, речевых ценностей.
В процессе исследования мы выявили противоречие между:
1) требованием ФГОС НОО формировать у обучающихся начальной школы коммуникативную культуру и недостаточным вниманием к данной проблеме образовательных учреждений;
2) между широкой разработанностью теоретико-методологических основ формирования коммуникативной культуры младших школьников и недостаточной их реализацией в школьной практике, в частности, во внеурочной деятельности.
В связи с установленными противоречиями мы решили остановить свой выбор на следующей теме магистерского исследования: «Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель магистерского исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной культуры младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
1) обеспечивается коммуникативно-организованная деятельность во внеурочное время в форме кружка «Речевое воздействие»;
2) при разработке тематики занятий и их содержания учитывается её компонентный состав (познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий);
3) ученик выступает в качестве субъекта коммуникативно- организованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследуемой темы и установить степень её разработанности.
2. Изучить педагогический опыт по формированию коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования);
- эмпирические: изучение педагогического опыта; педагогическое наблюдение; анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения теории и методики образования (С.И. Архангельский, B. C. Безрукова, В.А. Сластенин); теоретические основы теории общения и деятельности (А.Г. Андреева, Ю.К. Бабанский, И.К. Журавлев,А.А. Леонтьев); теории профессиональной деятельности (В.Т. Ащепков, В.В. Рубцов, А.А. Симонов, В.А. Сластенин); культурологической теории педагогической деятельности (Л.М. Андрохина, В.С. Библер, Л.А. Введенская , Б.Н. Головин); теории личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.Б. Орлов, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин); теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов , А.Н. Леонтьев , Н.Ф. Талызина).
Практическая значимость состоит в определении и апробации педагогических условий, необходимых для успешного формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Экспериментальная база исследования: 3 «Б» класс МБОУ «СОШ №3 с УИОП г. Строитель Яковлевского района, Белгородской области».
Этапы исследования:
(2016 - 2017 гг.) Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
(2017 - 2018 гг.) Определение научного аппарата исследования, структуры диссертационной работы, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение основных этапов эксперимента и апробация педагогических условий в школьной практике, проведение исследований, организация формирующего этапа исследования, в ходе которого осуществлялась проверка положений гипотезы исследования.
(2019 г.) Подведение итогов экспериментальной работы, анализ результатов исследования, оформление текста диссертационной работы, выводов и заключения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на заседании МО учителей начальных классов №3 «Интеграция урока и внеурочной деятельности учащихся» в декабре 2018 года с докладом на тему: «Формирование коммуникативной культуры младших школьников на примере работы кружка «Речевое воздействие»»; проведено совместное мероприятие с межпоселенческой библиотекой Яковлевского района, посвященное Международному Дню родного языка, 21 февраля 2017 года в форме часа практических советов «Все дело не в словах, а в людях».
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования; указаны научная новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности» определено понятие «коммуникативная культура» и охарактеризована сущность данного понятия, рассмотрены сущность формирования коммуникативной культуры младших школьников и основные направления формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности» определены показатели и уровни коммуникативной культуры учащихся экспериментального класса, представлены практические результаты конкретной работы по формированию коммуникативной культуры учащихся 3 «Б» класса МБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель Яковлевского района Белгородской области», показана динамика формирования коммуникативной культуры младших школьников.
В заключении даётся краткий обзор содержания работы, предлагаются основные выводы и рекомендации.
Библиографический список содержит 73 источника.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы, конспекты занятий кружка «Речевое воздействие» по теме исследования.
В ходе исследования мы убедились в том, что проблема формирования коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности остается актуальной. И поэтому перед учителями и методистами стоит задача поиска эффективных способов её развития.
Нами были изучены теоретические основы формирования коммуникативной культуры, разработанные А.А. Анкудиновой, А.А. Бондаренко, Е.М. Верещагина, Г.С. Завацкой, Е.А. Зыряновой, О.М. Казарцевой, Е.А. Киянченко, И.Н. Курочкина, Т.А. Ладыженской, Н.А. Лемяскиной, И.А. Стернина и др.
Мы установили, что недостаточно теоретических исследований, в которых бы речь шла о формировании коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности. Однако знание принятых в обществе правил речевого этикета важно для развития коммуникативной культуры в целом.
В ходе теоретического изучения проблемы настоящего исследования мы установили, что подразумевается под термином «коммуникативная культура» и кто из современных учёных и учителей-практиков занимается изучением и реализацией вопросов, связанных с процессом формирования коммуникативной культуры младших школьников.
Считаем, что, использование дополнительного материала на внеурочных мероприятиях содержащего правила речевого этикета будет способствовать развитию коммуникативной культуры. Проведённое исследование позволяет утверждать, что дидактический материал, подобранный нами для проведения кружковых занятий, позволили нам улучшить взаимоотношения между третьеклассниками.
Анализ литературы для начальной школы свидетельствует о том, что существует много игр, бесед, упражнений, направленные на развитие коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности. Они располагают возможностями в правильном формировании коммуникативной культуры младших школьников. Однако мы пришли к выводу, что для формирования коммуникативной культуры во внеурочной деятельности требуется подборка специального дидактического материала в целях выработки трёх компонентов коммуникативной культуры младших школьников: познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого.
В процессе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективной, если: обеспечивается коммуникативно-организованная деятельность во внеурочное время в форме кружка «Речевое воздействие»; при разработке тематики занятий и их содержания учитывается её компонентный состав (познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий); учащиеся выступают в качестве субъектов коммуникативно-организованной деятельности.
Экспериментальная работа позволила нам подтвердить гипотезу и реализовать задачи исследования. Однако ограниченные рамки нашего исследования не позволили нам в полной мере изучить проблему и наметить перспективы её дальнейшей реализации в школьной практике, поэтому наше исследование будет продолжено.
1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа «Я и Мы» /И.Н. Агафонова. - М.: СПб, 2001. -243 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 285 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Изд- во МГУ, 1990. - 416 с.
4. Анкудинова Т.А. О культуре поведения / Т.А. Анкудинова // Начальная школа. - 2002. - №1. - С. 12-13.
5. Архипова Е.В. Теория принципов речевого развития и обучения культуре речи / Е.В. Архипова // Русская словесность, - 2004. - № 4. - С. 50-55.
6. Аульбекова Г. Д. Педагогическая техника учителя / Г. Д. Аульбекова. - М.: Прогресс, 2005. - 314 с.
7. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности / О.И. Баранцева // Начальная школа, 2013. - №6. - С.39-43.
8. Богданова О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов: пособие для учителей/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.
10. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 1998. - 128 с.
11. Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе / А.А. Бондаренко // Начальная школа, 2013. - №1. - С. 21-28.
12. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2000. - 304 с.
13. Борисова Т.В. Кружковая деятельность: особенности формирования навыков общения / Т.В. Борисова // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 29-33.
14. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева- Гиагнус. - М.: Гардарики, 2006. - 144 с.
15. Виноградова Н.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности / Н.И. Виноградова, Е.И. Касьянова // Ученые записки Забайкальского государственного университета, 2014. - № 4. - С. 28-34.
16. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого
поведения / Т.Г. Винокур. - М.: URSS, 2005. - 171 с.
17. Гольдин В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин. - М.: Просвещение, 1989. - 182 с.
18. Горячев М.Д. Методика исследования сформированной коммуникативной культуры младших школьников / М.Д. Горячев, Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета, 2015. - № 11 (133). - С. 262-267.
19. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: книга для учителя / В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
20. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Высшая школа, 2008. - 255 с.
21. Гуружапов В.А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / В.А. Гуружапов. - М.: Высшая школа, 2006. - 76 с.
22. Дридзе Т.М. Массовая коммуникация в формировании
социокультурного пространства / Т.М. Дридзе // Социологические исследования, 2005. - №7. - С. 32 - 39.
23. Жуков В.Ю. Основы теории культуры / В.Ю. Жуков. - СПб.: Наука, 2009. - 325 с.
24. Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований
государственного образовательного стандарта / И.А. Зимняя. - М.:
Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1999. - 67 с.
25. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений / С.В. Знаменская. - Ставрополь: СГУ, 2003. - 37 с.
26. Зырянова Е.А. Коммуникативная задача как методико¬технологическая составляющая формирования умений речевого этикета младших школьников / Е.А.Зырянова // Электронный ресурс // Режим доступа:http://www.allbest.ru/
27. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие / О.М. Казарцева. - М.: Наука, 1998. - 496 с.
28. Киянченко Е.А. Учим детей общаться / Е.А. Киянченко // Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 56 - 60.
29. Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру. Концептуальные основы разработки новых технологий в начальном обучении / Л.Ф. Климанова // Начальная школа. - 1993. - №12. - С. 45 - 52.
30. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова,
A. Ю. Коджаспиров. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
31. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношении в детском коллективе / Я.Л. Коломинский. - Минск: Народ, 1999. - 238 с.
32. Коренева А.В. Урок по культуре речевого общения «Учимся благодарить» / А.В. Коренева // РЯШ, 1993. - №4. - С. 58-59.
33. Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией /
B. В. Краевский // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 24-31.
34. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект
формирования (психолого-педагогический аспект) / Т.А. Кривченко. - М.:
Агентство издательский сервис, 2004. - 365 с.
35. Культура русской речи: учебник для вузов / отв. Ред. д.ф.н., проф. Л.К. Граудина и д.ф.н., проф. Е.Н. Ширяев. - М.: Норма, 2005. - 569 с.
36. Куракина Ю.Н. Социально-культурная среда как фактор формирования коммуникативной культуры молодежи / Ю.Н. Куракина. - Тамбов: Университет, 2013. - 135 с.
37. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / И.Н. Курочкина. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
38. Ладыженская Т.А. Живое слово / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1996. - 127 с.
39. Ладыженская Т.А. Обучение вежливой речи / Т.А. Ладыженская / - М.: Просвещение, 1996. - 122 с.
40. Ладыженская Т.А. Речевые уроки / Т.А. Ладыженская. - М.:
Просвещение, 1995. - 258 с.
41. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника / Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин. - Воронеж: ВГУ, 2002. -195 с.
42. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе / Н.А. Лемяскина // Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 68 - 72.
43. Лихачёва Л.В. Уроки этикета в рассказах, задачах и картинках: учебное пособие для детей / Л. Лихачёва. - Екатеринбург: Урал, 2000. - 320с.
44. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах / Н.Н. Макарова // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 58 - 62.
45. Манюкова В.Н. Формирование коммуникативной культуры школьников образовательных учебных заведений в учебно-прикладной деятельности / В.Н. Манюкова. - М.: Академия, 2004. - 150 с.
46. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов / М. В. Матюхина, Т С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
47. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова. - М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
48. Нечаева Е.В. Занятия по речевому этикету / Е.В. Нечаева // Начальная школа. - 1998. -№ 13. - С. 47-53.
49. Нечаева Н.В. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Н.В. Нечаева, С.В. Бухашева. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. - 224 с.
50. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 2009. - 150 с.
51. Петрова И.Ф. Культура общения личности / И.Ф. Петрова. - Уфа, 2003. - 142 с.
52. Поддубовская Л.Р. Этикет от А до Я: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Поддубовская. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.
53. Прохоров Ю.Е. Русские. Коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. - М.: Флинта-Наука, 2006. - 328 с.
54. Пчелинцева И.Н. Толерантность и школьник / И.Н. Пчелинцева. - М.: СИНТЕЗ, 2003. - 108 с.
55. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие / М.И.Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 450 с.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 305 с.
57. Сборник программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.
58. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 576 с.
59. Соколова Н.Л. О системном характере речевого этикета / Н.Л. Соколова // Филологические науки. - 2005. - №1. - С. 43-53.
60. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 192 с.
61. Сороцкая О.Н. Формирование речевого этикета у первоклассников / О.Н. Сороцкая, Н.И. Формановская // Начальная школа. 2009. - №6. - С. 51.
62. Стернин И.А. Коммуникативное поведение и национальная культура народа / И.А. Стернин // Филологические записки. - 2001. - №3. - С. 182-186.
63. Стернин И.А. Общение и культура. Русская разговорная речь как явление городской культуры / И.А. Стернин; под ред. Т.В. Матвеевой. - Екатеринбург: Кристалл, 1996. - 247 с.
64. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ
коммуникативной культуры / В.И.Столяров // Вопросы философии. - 2003. - №4. - С. 78-91.
65. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении / Н.И. Формановская. - М.: Знание, 1989. - 156 с.
66. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет/ Н.И. Формановская. - М.: Издательство ИКАР, 2004. - 236 с.
67. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. - М.: Икар, 2007. - 478 с.
68. Чернышова Е.Б. Коммуникативная подготовка ребенка к школе / Е.Б. Чернышова // Культура общения и ее формирование. Воронеж. - 1998. - №5. - С.78-82.
69. Чернышова Е.Б. Особенности этикетного общения шестилетних детей с различными категориями собеседников / Е.Б. Чернышова // Культура общения и ее формирование. Воронеж. - 1999. - №6. - С. 67-71.
70. Шибутани Т. Социальная психология / Т Шибутани. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 494 с.
71. Широкова А.С. Комплекс упражнений по речевому этикету / А.С. Широкова // Русский язык в школе. - 2004. -№6. - С. 30-36.
72. Ширяева Г.Ф. Урок «Жесты и мимика как невербальные средства коммуникации» / Г.Ф. Ширяева // РЯШ. -1992. - №1. - С. 46-49.
73. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2010. - №11. - С. 66-70.