МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ТРЕНАЖЕРАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ У ЮНОШЕЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1. Тренажеры и их значение в современной физической культуре 9
1.2. Классификации тренажеров 13
1.3. Проблемы применения тренажеров в физкультурно-оздоровительной
работе в высших учебных заведениях в Казахстане 20
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Цель и задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 30
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
СИЛЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАХСТАНА 33
3.1. Предварительные данные 33
3.2. Обоснование экспериментальной методики 45
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 50
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1. Тренажеры и их значение в современной физической культуре 9
1.2. Классификации тренажеров 13
1.3. Проблемы применения тренажеров в физкультурно-оздоровительной
работе в высших учебных заведениях в Казахстане 20
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Цель и задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 30
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
СИЛЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАХСТАНА 33
3.1. Предварительные данные 33
3.2. Обоснование экспериментальной методики 45
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 50
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время остается весьма востребованной задача улучшения здоровья подрастающего поколения в разных странах, включая и Республику Казахстан. По имеющимся данным в 2013 году около 80% обучающихся школьников в Казахстане не смогли выполнить нормативы Президентских тестов по физической подготовке Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В настоящее время в Казахстане сокращается количество часов на уроки физической культуры с трех уроков - до двух. Как заявил глава Агентства по делам спорта и физической культуры РК Кожапанов Ерлан, такая тенденция противоречит европейскому опыту, где занятия по физической культуре со школьниками проводятся 3-6 раз в неделю [52]. Это положение в дальнейшем сказывается и на физическом состоянии, состоянии здоровья студентов вузов.
В последние годы ведется активная работа по разработке и реализации стратегии развития Республики Казахстан с выходом на новые рубежи в развитии промышленности, науки, технологии, образования и физической культуры.
Вместе с тем, теория и методика физкультурно-оздоровительной работы требует новых идей, концепций, стратегий, а также методик и технологий. Они должны быть разработаны с учетом современного развивающегося и быстро меняющегося социума.
Улучшение состояния здоровья, физического развития и физической подготовки зависит от многих факторов: от состояния медицинского обслуживания, от наследственности, от экологии, но важнейшим факторов является при этом образ жизни, в котором решающее значение имеет физическая культура. В настоящее время в теории и методике оздоровительной физической культуры разрабатываются различные концепции здоровья человека, представления о соматическом здоровье, вопросы функциональных резервов организма, проблемы формирования физического и духовного здоровья и многие другие [19, 27 и др.].
Имеются также публикации и исследования в области физкультурно-оздоровительной деятельности со студентами в вузах [3, 27, 38 и др.].
Однако, еще сравнительно мало изучены возможности использования в высших учебных заведениях в разных формах занятий физической культурой со студентами нефизкультурных специальностей различных тренажеров и технических устройств, которые значительно усиливают эффективность оздоровительных занятий, повышают уровень физической подготовленности, мотивацию к ведению здорового образа жизни, улучшают состояние отдельных функций и систем человеческого организма [6 и др.]. В том числе особый интерес представляют исследования оздоровительных занятий с тренажерами для юношей, направленные на оздоровление и повышение уровня развития силовых способностей, которые очень актуальны для взрослеющих мужчин, их пригодности, жизнеспособности в дальнейшей профессиональной, военной, семейной жизни. Однако, разные вузы имеют разные возможности для развития материально-технической базы для занятий физической культурой, в частности, для приобретения и внедрения тренажеров на физкультурно-оздоровительных занятиях. Часто тренажеры приобретаются путем закупки наиболее дешевых тренажеров, либо по случайным и неверным представлениям о их целенаправленном использовании. В результате преподавателю вуза приходится работать с теми тренажерами, которые имеются, причем, в ограниченном количестве. При этом нет точных рекомендаций по применению имеющихся в вузе тренажеров для развития силовых способностей студентов нефизкультурных специальностей. Имеющиеся рекомендации и разработки, как правило, подразумевают безусловное наличие необходимых тренажеров. В результате возникает противоречие между необходимостью целенаправленного и эффективного развития силовых способностей у студентов вуза с помощью тренажеров и имеющимся комплектом тренажеров и отсутствием их рационального обоснованного применения для указанной цели, что и составляет существо рассматриваемой проблемы и определяет тему настоящего исследования.
Таким образом, в теории и практике физкультурно-оздоровительной деятельности в вузах сложилась проблема, актуальность которой заключается в том, что необходимо разрабатывать и внедрять методику применения тренажеров для развития силы у студентов, исходя из имеющейся материально-технической базы (наличия тренажеров).
Цель настоящего исследования - совершенствовать методику физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах со студентами в условиях вуза.
Объект исследования - содержание занятий по физической культуре со студентами высших учебных заведений в Западно-Казахстанской области.
Предмет исследования - содержание методики применения тренажеров для развития силы у студентов на примере Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова.
Гипотеза исследования: предполагалось, что, исходя из имеющихся тренажеров в вузе и их назначения, можно разработать методику последовательного применения тренажеров в сочетании с общеразвивающими и другими упражнениями, что позволит достоверно увеличить уровень динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей.
Задачи исследования:
1. Определить конкретное предназначение и возможности применения имеющихся в вузе тренажеров для развития силы у студентов нефизкультурных специальностей.
2. Разработать методику развития динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей с применением имеющихся тренажеров в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
3. Экспериментально апробировать экспериментальную методику развития силы у студентов нефизкультурных специальностей с применением комплекса тренажеров в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научной литературы, педагогическое наблюдение, опрос в форме беседы, тестирование уровня развития силовых способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования: идея всестороннего и гармоничного развития личности (Платон, Аристотель, Авиценна), теория физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях (Ирхин В.Н.), общие положения теории и методики оздоровительной физической культуры, теория и методика физической подготовки и оздоровления молодежи (Салов В.Ю., Савченко В.Ю.), теория и методика развития силовых способностей (Зациорский В.М., Лях В.И.), теория и методика использования тренажеров в физической культуре (Евсеев С.П., Скрипко А.Д.).
Научная новизна исследования: она состоит в обосновании, разработке и внедрении нового способа организации и построения методики развития силовых способностей у студентов нефизкультурных специальностей высшего учебного заведения с применением комплекса средств физической культуры, в основе которого лежит целенаправленное применение тренажеров. Новыми являются эмпирические данные, свидетельствующие о динамике развития силовых способностей у студентов на примере Западно¬Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
Теоретическая значимость - заключается в обосновании новой идеи построения и применения методики развития силовых способностей студентов в условиях высшего учебного заведения. Имеются данные, ценные для теории физкультурно-оздоровительной работы со студентами вузов, теории физической подготовки, теории развития силовых способностей, теории и методики использования тренажеров для улучшения состояния здоровья и развития физических качеств.
Практическая значимость исследования: содержание разработанной методики и практические рекомендации, другие материалы диссертации рекомендуются применять в содержании практических, теоретических, секционных физкультурно-оздоровительных занятий для целенаправленного развития силовых способностей у студентов нефизкультурных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях. Методику можно рекомендовать для физкультурно-оздоровительных секций в вузах и средних специальных учебных заведениях для проведения как учебных, так и методических занятий.
Результаты проведенных исследований рекомендуется внедрять в профессиональную подготовку физкультурно-педагогических кадров в высших учебных заведениях Республики Казахстан на уровне подготовки бакалавриата и магистратуры, а также в систему повышения квалификации работников сферы физической культуры.
База исследования: базой исследования был Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, г. Уральск.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях факультета кафедры физического воспитания в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова, на научно-практических конференциях в этом вузе, а также на факультете физической культуры НИУ «БелГУ». Материалы (статья), опубликована в НИУ «БелГУ» (2018), имеется акт внедрения результатов исследования в практику.
Структура и объем диссертации: диссертация написана на 67 страницах машинописного текста. Она имеет введение, первую, вторую и третью главы, выводы, практические рекомендации, перечень использованной и приложение. Список литературы насчитывает 55 источников, в том числе 10 -на иностранном языке. В тексте имеется 6 таблиц, 8 фотографий и одно приложение.
В последние годы ведется активная работа по разработке и реализации стратегии развития Республики Казахстан с выходом на новые рубежи в развитии промышленности, науки, технологии, образования и физической культуры.
Вместе с тем, теория и методика физкультурно-оздоровительной работы требует новых идей, концепций, стратегий, а также методик и технологий. Они должны быть разработаны с учетом современного развивающегося и быстро меняющегося социума.
Улучшение состояния здоровья, физического развития и физической подготовки зависит от многих факторов: от состояния медицинского обслуживания, от наследственности, от экологии, но важнейшим факторов является при этом образ жизни, в котором решающее значение имеет физическая культура. В настоящее время в теории и методике оздоровительной физической культуры разрабатываются различные концепции здоровья человека, представления о соматическом здоровье, вопросы функциональных резервов организма, проблемы формирования физического и духовного здоровья и многие другие [19, 27 и др.].
Имеются также публикации и исследования в области физкультурно-оздоровительной деятельности со студентами в вузах [3, 27, 38 и др.].
Однако, еще сравнительно мало изучены возможности использования в высших учебных заведениях в разных формах занятий физической культурой со студентами нефизкультурных специальностей различных тренажеров и технических устройств, которые значительно усиливают эффективность оздоровительных занятий, повышают уровень физической подготовленности, мотивацию к ведению здорового образа жизни, улучшают состояние отдельных функций и систем человеческого организма [6 и др.]. В том числе особый интерес представляют исследования оздоровительных занятий с тренажерами для юношей, направленные на оздоровление и повышение уровня развития силовых способностей, которые очень актуальны для взрослеющих мужчин, их пригодности, жизнеспособности в дальнейшей профессиональной, военной, семейной жизни. Однако, разные вузы имеют разные возможности для развития материально-технической базы для занятий физической культурой, в частности, для приобретения и внедрения тренажеров на физкультурно-оздоровительных занятиях. Часто тренажеры приобретаются путем закупки наиболее дешевых тренажеров, либо по случайным и неверным представлениям о их целенаправленном использовании. В результате преподавателю вуза приходится работать с теми тренажерами, которые имеются, причем, в ограниченном количестве. При этом нет точных рекомендаций по применению имеющихся в вузе тренажеров для развития силовых способностей студентов нефизкультурных специальностей. Имеющиеся рекомендации и разработки, как правило, подразумевают безусловное наличие необходимых тренажеров. В результате возникает противоречие между необходимостью целенаправленного и эффективного развития силовых способностей у студентов вуза с помощью тренажеров и имеющимся комплектом тренажеров и отсутствием их рационального обоснованного применения для указанной цели, что и составляет существо рассматриваемой проблемы и определяет тему настоящего исследования.
Таким образом, в теории и практике физкультурно-оздоровительной деятельности в вузах сложилась проблема, актуальность которой заключается в том, что необходимо разрабатывать и внедрять методику применения тренажеров для развития силы у студентов, исходя из имеющейся материально-технической базы (наличия тренажеров).
Цель настоящего исследования - совершенствовать методику физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах со студентами в условиях вуза.
Объект исследования - содержание занятий по физической культуре со студентами высших учебных заведений в Западно-Казахстанской области.
Предмет исследования - содержание методики применения тренажеров для развития силы у студентов на примере Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова.
Гипотеза исследования: предполагалось, что, исходя из имеющихся тренажеров в вузе и их назначения, можно разработать методику последовательного применения тренажеров в сочетании с общеразвивающими и другими упражнениями, что позволит достоверно увеличить уровень динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей.
Задачи исследования:
1. Определить конкретное предназначение и возможности применения имеющихся в вузе тренажеров для развития силы у студентов нефизкультурных специальностей.
2. Разработать методику развития динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей с применением имеющихся тренажеров в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
3. Экспериментально апробировать экспериментальную методику развития силы у студентов нефизкультурных специальностей с применением комплекса тренажеров в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научной литературы, педагогическое наблюдение, опрос в форме беседы, тестирование уровня развития силовых способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования: идея всестороннего и гармоничного развития личности (Платон, Аристотель, Авиценна), теория физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях (Ирхин В.Н.), общие положения теории и методики оздоровительной физической культуры, теория и методика физической подготовки и оздоровления молодежи (Салов В.Ю., Савченко В.Ю.), теория и методика развития силовых способностей (Зациорский В.М., Лях В.И.), теория и методика использования тренажеров в физической культуре (Евсеев С.П., Скрипко А.Д.).
Научная новизна исследования: она состоит в обосновании, разработке и внедрении нового способа организации и построения методики развития силовых способностей у студентов нефизкультурных специальностей высшего учебного заведения с применением комплекса средств физической культуры, в основе которого лежит целенаправленное применение тренажеров. Новыми являются эмпирические данные, свидетельствующие о динамике развития силовых способностей у студентов на примере Западно¬Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
Теоретическая значимость - заключается в обосновании новой идеи построения и применения методики развития силовых способностей студентов в условиях высшего учебного заведения. Имеются данные, ценные для теории физкультурно-оздоровительной работы со студентами вузов, теории физической подготовки, теории развития силовых способностей, теории и методики использования тренажеров для улучшения состояния здоровья и развития физических качеств.
Практическая значимость исследования: содержание разработанной методики и практические рекомендации, другие материалы диссертации рекомендуются применять в содержании практических, теоретических, секционных физкультурно-оздоровительных занятий для целенаправленного развития силовых способностей у студентов нефизкультурных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях. Методику можно рекомендовать для физкультурно-оздоровительных секций в вузах и средних специальных учебных заведениях для проведения как учебных, так и методических занятий.
Результаты проведенных исследований рекомендуется внедрять в профессиональную подготовку физкультурно-педагогических кадров в высших учебных заведениях Республики Казахстан на уровне подготовки бакалавриата и магистратуры, а также в систему повышения квалификации работников сферы физической культуры.
База исследования: базой исследования был Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, г. Уральск.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях факультета кафедры физического воспитания в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова, на научно-практических конференциях в этом вузе, а также на факультете физической культуры НИУ «БелГУ». Материалы (статья), опубликована в НИУ «БелГУ» (2018), имеется акт внедрения результатов исследования в практику.
Структура и объем диссертации: диссертация написана на 67 страницах машинописного текста. Она имеет введение, первую, вторую и третью главы, выводы, практические рекомендации, перечень использованной и приложение. Список литературы насчитывает 55 источников, в том числе 10 -на иностранном языке. В тексте имеется 6 таблиц, 8 фотографий и одно приложение.
1. Установлено, что в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова имеется 8 видов тренажеров, применяемых на физкультурно-оздоровительных занятиях, большинство из которых по своему назначению пригодны для проведения занятий по развитию динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей.
2. В результате предварительного исследования в ходе педагогического наблюдения и опроса выявлено достаточное количество силовых тренажеров, находящихся в рабочем состоянии. Вместе с тем, установлено, что в содержании занятий имеются некоторые методические недостатки, а методика занятий в целом требует научного обоснования и рационализации в соответствии с дидактическими и принципами и положениями оздоровительной физической культуры.
2. Разработана экспериментальная методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, направленная на развитие динамической силы у студентов младших курсов нефизкультурных специальностей. В ее основе лежат особенности комплекса имеющихся тренажеров, новое построение занятий с изменением последовательности применения тренажеров, расширения комплекса применяемых общеразвивающих упражнений и элементов самомассажа, методов развития силовых способностей, акцентирования на занятиях в период применения ударных мезоциклов нагрузки на тренажерах, дающих наибольший эффект для развития крупных мышечных групп верхних конечностей, туловища и нижних конечностей.
3. В результате проведенного педагогического эксперимента при исходном тестировании установлено, что по большинству тестов упражнений студенты не выполняют нормативы президентских тестов, действующих в Казахстане в качестве программно-нормативной основы развития физической культуры, что подчеркивает актуальность развития силовых способностей вузовской молодежи, в том числе и с помощью силовых тренажеров.
4. В конце эксперимента результаты выполнения тестов-упражнений в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе (при Р < 0,05). Особенно большие различия между группами выявлены в тех упражнениях, которые интенсивно применялись в ударных мезоциклах и были направлены на развитие крупных мышечных групп верхних, нижних конечностей и мышц брюшного пресса.
2. В результате предварительного исследования в ходе педагогического наблюдения и опроса выявлено достаточное количество силовых тренажеров, находящихся в рабочем состоянии. Вместе с тем, установлено, что в содержании занятий имеются некоторые методические недостатки, а методика занятий в целом требует научного обоснования и рационализации в соответствии с дидактическими и принципами и положениями оздоровительной физической культуры.
2. Разработана экспериментальная методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, направленная на развитие динамической силы у студентов младших курсов нефизкультурных специальностей. В ее основе лежат особенности комплекса имеющихся тренажеров, новое построение занятий с изменением последовательности применения тренажеров, расширения комплекса применяемых общеразвивающих упражнений и элементов самомассажа, методов развития силовых способностей, акцентирования на занятиях в период применения ударных мезоциклов нагрузки на тренажерах, дающих наибольший эффект для развития крупных мышечных групп верхних конечностей, туловища и нижних конечностей.
3. В результате проведенного педагогического эксперимента при исходном тестировании установлено, что по большинству тестов упражнений студенты не выполняют нормативы президентских тестов, действующих в Казахстане в качестве программно-нормативной основы развития физической культуры, что подчеркивает актуальность развития силовых способностей вузовской молодежи, в том числе и с помощью силовых тренажеров.
4. В конце эксперимента результаты выполнения тестов-упражнений в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе (при Р < 0,05). Особенно большие различия между группами выявлены в тех упражнениях, которые интенсивно применялись в ударных мезоциклах и были направлены на развитие крупных мышечных групп верхних, нижних конечностей и мышц брюшного пресса.
Подобные работы
- Формирование познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Развитие силовых способностей у старшеклассников в рамках подготовки к ВФСК «ГТО»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Развитие физических качеств у учащихся школ на уроках физической культуры с использованием нестандартного оборудования
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - «Развитие силовых способностей во внеурочной деятельности у юношей 16-
17 лет для подготовки к успешному прохождению воинской службы.»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Технологии физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, применяемые на уроках гимнастики в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Развитие вестибулярной устойчивости юных баскетболистов на начальном этапе спортивной подготовки
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2924 - ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2017 - Методика развития силовых способностей у полиатлонистов старшего
школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Экспериментальное обоснование влияния здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжёлой атлетикой
Магистерская диссертация, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021



