ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1. Тренажеры и их значение в современной физической культуре 9
1.2. Классификации тренажеров 13
1.3. Проблемы применения тренажеров в физкультурно-оздоровительной
работе в высших учебных заведениях в Казахстане 20
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Цель и задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 30
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
СИЛЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАХСТАНА 33
3.1. Предварительные данные 33
3.2. Обоснование экспериментальной методики 45
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 50
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время остается весьма востребованной задача улучшения здоровья подрастающего поколения в разных странах, включая и Республику Казахстан. По имеющимся данным в 2013 году около 80% обучающихся школьников в Казахстане не смогли выполнить нормативы Президентских тестов по физической подготовке Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В настоящее время в Казахстане сокращается количество часов на уроки физической культуры с трех уроков - до двух. Как заявил глава Агентства по делам спорта и физической культуры РК Кожапанов Ерлан, такая тенденция противоречит европейскому опыту, где занятия по физической культуре со школьниками проводятся 3-6 раз в неделю [52]. Это положение в дальнейшем сказывается и на физическом состоянии, состоянии здоровья студентов вузов.
В последние годы ведется активная работа по разработке и реализации стратегии развития Республики Казахстан с выходом на новые рубежи в развитии промышленности, науки, технологии, образования и физической культуры.
Вместе с тем, теория и методика физкультурно-оздоровительной работы требует новых идей, концепций, стратегий, а также методик и технологий. Они должны быть разработаны с учетом современного развивающегося и быстро меняющегося социума.
Улучшение состояния здоровья, физического развития и физической подготовки зависит от многих факторов: от состояния медицинского обслуживания, от наследственности, от экологии, но важнейшим факторов является при этом образ жизни, в котором решающее значение имеет физическая культура. В настоящее время в теории и методике оздоровительной физической культуры разрабатываются различные концепции здоровья человека, представления о соматическом здоровье, вопросы функциональных резервов организма, проблемы формирования физического и духовного здоровья и многие другие [19, 27 и др.].
Имеются также публикации и исследования в области физкультурно-оздоровительной деятельности со студентами в вузах [3, 27, 38 и др.].
Однако, еще сравнительно мало изучены возможности использования в высших учебных заведениях в разных формах занятий физической культурой со студентами нефизкультурных специальностей различных тренажеров и технических устройств, которые значительно усиливают эффективность оздоровительных занятий, повышают уровень физической подготовленности, мотивацию к ведению здорового образа жизни, улучшают состояние отдельных функций и систем человеческого организма [6 и др.]. В том числе особый интерес представляют исследования оздоровительных занятий с тренажерами для юношей, направленные на оздоровление и повышение уровня развития силовых способностей, которые очень актуальны для взрослеющих мужчин, их пригодности, жизнеспособности в дальнейшей профессиональной, военной, семейной жизни. Однако, разные вузы имеют разные возможности для развития материально-технической базы для занятий физической культурой, в частности, для приобретения и внедрения тренажеров на физкультурно-оздоровительных занятиях. Часто тренажеры приобретаются путем закупки наиболее дешевых тренажеров, либо по случайным и неверным представлениям о их целенаправленном использовании. В результате преподавателю вуза приходится работать с теми тренажерами, которые имеются, причем, в ограниченном количестве. При этом нет точных рекомендаций по применению имеющихся в вузе тренажеров для развития силовых способностей студентов нефизкультурных специальностей. Имеющиеся рекомендации и разработки, как правило, подразумевают безусловное наличие необходимых тренажеров. В результате возникает противоречие между необходимостью целенаправленного и эффективного развития силовых способностей у студентов вуза с помощью тренажеров и имеющимся комплектом тренажеров и отсутствием их рационального обоснованного применения для указанной цели, что и составляет существо рассматриваемой проблемы и определяет тему настоящего исследования.
Таким образом, в теории и практике физкультурно-оздоровительной деятельности в вузах сложилась проблема, актуальность которой заключается в том, что необходимо разрабатывать и внедрять методику применения тренажеров для развития силы у студентов, исходя из имеющейся материально-технической базы (наличия тренажеров).
Цель настоящего исследования - совершенствовать методику физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах со студентами в условиях вуза.
Объект исследования - содержание занятий по физической культуре со студентами высших учебных заведений в Западно-Казахстанской области.
Предмет исследования - содержание методики применения тренажеров для развития силы у студентов на примере Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова.
Гипотеза исследования: предполагалось, что, исходя из имеющихся тренажеров в вузе и их назначения, можно разработать методику последовательного применения тренажеров в сочетании с общеразвивающими и другими упражнениями, что позволит достоверно увеличить уровень динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей.
Задачи исследования:
1. Определить конкретное предназначение и возможности применения имеющихся в вузе тренажеров для развития силы у студентов нефизкультурных специальностей.
2. Разработать методику развития динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей с применением имеющихся тренажеров в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
3. Экспериментально апробировать экспериментальную методику развития силы у студентов нефизкультурных специальностей с применением комплекса тренажеров в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научной литературы, педагогическое наблюдение, опрос в форме беседы, тестирование уровня развития силовых способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования: идея всестороннего и гармоничного развития личности (Платон, Аристотель, Авиценна), теория физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях (Ирхин В.Н.), общие положения теории и методики оздоровительной физической культуры, теория и методика физической подготовки и оздоровления молодежи (Салов В.Ю., Савченко В.Ю.), теория и методика развития силовых способностей (Зациорский В.М., Лях В.И.), теория и методика использования тренажеров в физической культуре (Евсеев С.П., Скрипко А.Д.).
Научная новизна исследования: она состоит в обосновании, разработке и внедрении нового способа организации и построения методики развития силовых способностей у студентов нефизкультурных специальностей высшего учебного заведения с применением комплекса средств физической культуры, в основе которого лежит целенаправленное применение тренажеров. Новыми являются эмпирические данные, свидетельствующие о динамике развития силовых способностей у студентов на примере Западно¬Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.
Теоретическая значимость - заключается в обосновании новой идеи построения и применения методики развития силовых способностей студентов в условиях высшего учебного заведения. Имеются данные, ценные для теории физкультурно-оздоровительной работы со студентами вузов, теории физической подготовки, теории развития силовых способностей, теории и методики использования тренажеров для улучшения состояния здоровья и развития физических качеств.
Практическая значимость исследования: содержание разработанной методики и практические рекомендации, другие материалы диссертации рекомендуются применять в содержании практических, теоретических, секционных физкультурно-оздоровительных занятий для целенаправленного развития силовых способностей у студентов нефизкультурных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях. Методику можно рекомендовать для физкультурно-оздоровительных секций в вузах и средних специальных учебных заведениях для проведения как учебных, так и методических занятий.
Результаты проведенных исследований рекомендуется внедрять в профессиональную подготовку физкультурно-педагогических кадров в высших учебных заведениях Республики Казахстан на уровне подготовки бакалавриата и магистратуры, а также в систему повышения квалификации работников сферы физической культуры.
База исследования: базой исследования был Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, г. Уральск.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях факультета кафедры физического воспитания в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова, на научно-практических конференциях в этом вузе, а также на факультете физической культуры НИУ «БелГУ». Материалы (статья), опубликована в НИУ «БелГУ» (2018), имеется акт внедрения результатов исследования в практику.
Структура и объем диссертации: диссертация написана на 67 страницах машинописного текста. Она имеет введение, первую, вторую и третью главы, выводы, практические рекомендации, перечень использованной и приложение. Список литературы насчитывает 55 источников, в том числе 10 -на иностранном языке. В тексте имеется 6 таблиц, 8 фотографий и одно приложение.
1. Установлено, что в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова имеется 8 видов тренажеров, применяемых на физкультурно-оздоровительных занятиях, большинство из которых по своему назначению пригодны для проведения занятий по развитию динамической силы у студентов нефизкультурных специальностей.
2. В результате предварительного исследования в ходе педагогического наблюдения и опроса выявлено достаточное количество силовых тренажеров, находящихся в рабочем состоянии. Вместе с тем, установлено, что в содержании занятий имеются некоторые методические недостатки, а методика занятий в целом требует научного обоснования и рационализации в соответствии с дидактическими и принципами и положениями оздоровительной физической культуры.
2. Разработана экспериментальная методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах в условиях Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, направленная на развитие динамической силы у студентов младших курсов нефизкультурных специальностей. В ее основе лежат особенности комплекса имеющихся тренажеров, новое построение занятий с изменением последовательности применения тренажеров, расширения комплекса применяемых общеразвивающих упражнений и элементов самомассажа, методов развития силовых способностей, акцентирования на занятиях в период применения ударных мезоциклов нагрузки на тренажерах, дающих наибольший эффект для развития крупных мышечных групп верхних конечностей, туловища и нижних конечностей.
3. В результате проведенного педагогического эксперимента при исходном тестировании установлено, что по большинству тестов упражнений студенты не выполняют нормативы президентских тестов, действующих в Казахстане в качестве программно-нормативной основы развития физической культуры, что подчеркивает актуальность развития силовых способностей вузовской молодежи, в том числе и с помощью силовых тренажеров.
4. В конце эксперимента результаты выполнения тестов-упражнений в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе (при Р < 0,05). Особенно большие различия между группами выявлены в тех упражнениях, которые интенсивно применялись в ударных мезоциклах и были направлены на развитие крупных мышечных групп верхних, нижних конечностей и мышц брюшного пресса.
1. Агашин, М.Ф. Биомеханические тренажеры - универсальные технические средства для оздоровления, тренировки и реабилитации / Агашин М.Ф., Кахидзе А.С., Ткачук А.П. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998.
2. Андасова, Н.Ж., Жасталапов, А.А. Специальная физическая подготовка юниоров-самбистов/ Н. Ж. Андасова, А.А. Жасталапов // Теория и методика физической культуры. 2016. № 1 (44). - С.77-83.
3. Баева, Ю.М. Воспитание самостоятельности студентов вуза в физкультурно-оздоровительной деятельности / Ю.М. Баева: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2007. - 178 с.
4. Брискин, Ю.А., Одинец, Т.Е. Фитбол-гимнастика в структуре личностно-ориентированной программы физической реабилитации женщин с постмастэктомическим синдромом / Ю.А. Брискин, Т.Е. Одинец // Теория и методика физической культуры. 2016. № 1 (44). - С.56-61.
5. Вех, В. В. Технология создания компьютерных тренажеров для персонала энергопредприятий / В.В. Вех: Дис. ... канд. техн. наук, Томск, 1999. - 180 с.
6. Губернаторов, А.А. Методика оздоровительной физической культуры со студентами высшего учебного заведения на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров / А.А. Губернаторов. Смоленск, 2010. - 137 с.
7. Дозорцев, В.М. Компьютерные тренажеры для обучения операторов технологических процессов / В.М. Дозорцев: Автореф. дис. .д-ра техн. наук, М. 1999. - 50 с.
8. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. - Л.: Изд. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987.
9. Евсеев, С.П. Императивные тренажеры (Основы теории и методики применения): учебное пособие / С.П. Евсеев. - СПб.: ГДОИФК им.П.Ф. Лесгафта, 1991.
10. Клыков, В.В. Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам / В.В. Клыков: Дис. ... канд. техн. наук, Томск, 2005. - 158 с.
11. Коган, С.В. Специализированный тренажер и алгоритмическое обеспечение оперативного управления парогенераторами / С.В. Коган: Дис. .канд. техн. наук, Челябинск, 2003. - 165 с.
12. Кузьмин, Д.Н. Сетевые динамические компьютерные тесты- тренажеры как средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения математике / Д.Н. Кузьмин: Дис. ... канд. пед. наук, Красноярск, 2006. - 163 с.
13. Мельников, В.Л. Президентское многоборье как основа развития
казахстанской системы физического воспитания / В.Л. Мельников: материалы Международной научно-теоретической конференции
«Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Уральск: Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, 2010. - С. 49-51.
14. Могендович, М.Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем / М.Р. Могендович. Л.: Медгиз, 1957. - 429 с.
15. Могендович, М.Р. Анализаторы и внутренние органы. / М.Р. Могендович, И.Б. Темкин. М.: Высшая школа, 1971. - 224 с.
16. Назаров В.Т. Биохимическая стимуляция: явь и надежда. - Минск: Полымя, 1986.
17. Ратов, И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств / И.П. Ратов: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1972. -505 с.
18. Савченко, В.А. Средства и методы восстановления работоспособности спортсменов / В.А. Савченко. - Белгород, 1996.
19. Самолюк, О.И., Ковалева, Р.Е., Спивак, И.А. и др. Традиционные средства физкультурного образования молдаван: учебно-методическое пособие / О.И. Самолюк, Р.Е. Ковалева, И.А. Спивак и др. - Тирасполь: «Valinex» SRL., 2017. -128 c.
20. Скрипко, А.Д. Технологии физического воспитания / А.Д. Скрипко. - Мн: ИСЗ, 2003. - 284 с.
21. Скрипко, А.Д. Технологии кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов / А.Д. Крипко: Дис. .. .д-ра пед. наук. М., 2004. - 390 с.
22. Собянин, Ф.И., Бочарова, В.И., Сторожева, А.В. Физические упражнения как эффективные средства повышения умственной работоспособности студентов / Ф.И. Собянин, В.И. Бочарова, А.В. Сторожева: материалы Международной научно-теоретической конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Уральск: Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, 2010. - С. 3-5.
23. Сопов, В.Ф. Модель системной организации психологического обеспечения подготовки спортсменов / В.Ф. Сопов // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. Алма-Ата, 1987. — С. 3—4.
24. Состояние и перспектива физического воспитания населения в Республике Беларусь / Под ред. М. Б. Юспы. — Мн., 2000. — 98 с.
25. Сотский Н. Фрикционный тренажер «Бизон-1» // Технологии в физической культуре и спорте / Под. ред. А. Д.Скрипко, M. Б. Юспа. — Мн.: РУМЦ, 2001. — С. 80—84.
26. Спортивные игры / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Академия, 2001. — 520 с.
27. Спортивно-оздоровительные услуги: часть 1: Научно-теоретические
основы здоровья: учебное пособие для студентов гуманитарных
специальностей. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 368 с.
28. Стеблецов, Е. А. Аналитическая унификация динамической
структуры взаимодействия с опорой при выполнении отталкивания ударного характера / Е.А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры. — 2002, № 2. — С. 55—61.
29. Столяров, В.И. Актуальные проблемы философии и социологии спорта / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. — 1980, № 12. — С. 7—10.
30. Столяров, В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта / В.И. Столяров // Учебное пособие. — М., 1984. — 96 с.
31. Стома, М.Ф. Межцентральное взаимоисключение при вибрационном раздражении / М.Ф. Стома // Вопросы физиологии нервной и мышечной систем. — Л.: 1972. — С. 24—33.
32. Стрелис, Л.П., Старикова Л. Н. Лечебное применение механических колебаний 12, 25 и 50 гц у больных с травмами нервных стволов конечностей / Л.П. Стрелис, Л.Н. Старикова // Вибрационный массаж в эксперименте и клинике. — Томск, 1980. — С. 55—63.
33. Стула, А. Использование новых методов педагогического контроля в тренировочном процессе футболиста / А. Стула: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук / АФВиС. — Мн., 1997. — 35 с.
34. Туманян Г.С., Харацидис С.К. Гибкость как физическое качество / Г.С. Туманян, С.К. Харацидис // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №2.- С. 48-50.
35. Тумышев, К.М. Эффективность тренажеров в условиях первоначального обучения пилотов / К.М. Тумышев: Автореф. дис. .канд. техн. наук. Л., 1991. - 20 с.
36. Федорченко, А.П. Седьмые зимние Азиатские игры путь к
конкурентноспособности страны / А.П. Федорченко: материалы
Международной научно-теоретической конференции «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм. - Уральск: Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, 2010. - С. 91-93.
37. Филипецкая, Е.Н. Повышение общей и специальной физической подготовленности борцов 14-16 лет с учетом их индивидуально-типологических особенностей на основе применения тренажеров / В.И. Шпанов: Дис. ...канд. пед. наук. М., 1998. - 135 с.
38. Царегородцева, Л.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания / Л.Д. Царегородцева: автореф. дис. .канд. пед. наук, М., 2005. - 24 с.
39. Шимонин, А.И. Технология предсоревновательного этапа подготовки спортсменов в фитнес-аэробике с использованием тренажеров и биокорректоров / А.И. Шимонин: Дис. .канд. пед. наук. М., 2007. - 153 с.
40. Шпанов, В.И. Повышение общей и специальной физической подготовленности борцов 14-16 лет с учетом их индивидуально-типологических особенностей на основе применения тренажеров / В.И. Шпанов: Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. - 135 с.
41. Юшкевич, Т.П. и др. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич и др. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
42. Wainy Z. Kierunki doskonalenia metod kontroli treningu // Sport Wyczynowy, 1996, nr. 3—4.
43. Weber R. Muskulstimulation durch Vibration // Leistungssport. — 1997, № 1. — S. 53—56.
44. Weightlifting and Strength Training // Conf. Book of Intern. Conference / Ed. K. Hakkinen Lahti, 1998.
45. WeiBels A. Wassergymnastyk. Theorie und Praxis der Bewegungstherapie im Wasser. — Haug, 1992. — 164 s.
46. Weineck I. Optimales training. — Munchen: Verlag Erlangen, 1980.
47. Weiss L., Fry A., Relyea G. Explosive Strength Deficit as a Predictor of Vertical Jumping Perfomance // Journal of Strength and Conditioning Research. — 2002, № 1. — P. 83—86.
48. Wilson G., Murphy A., Walshe A. Performance benefits from weight and plyometric training: effects of initial strength level // Coaching and sport science journal. — № 1.1997. — P. 3—8.
49. Wit A. (red.) Biomechaniczna ocena ukladu ruchu sportowca. — Warszawa: Instytut Sportu, 1992.
50. Zaporoianow W., Sozanski H. Dob6r i kwalifikacja do sportu. — Warszawa: RCMSKFiS, 1998.
51. Zaton M.: ObciAenia treningowe — gl6wny problem teorii i praktyki sportu (dyskusja). // Sport Wyczynowy, 1998, nr. 1-2.
52. https://azh.kz/ru/news/view/17203.
53. https://neurosys.ru/diagnostika/instrumentalnie-metodi/dynamometriya.
54. http://steelpro.pro/?p=772.
5 5.https: //studfiles.net/preview/3568254/page :3/.