ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА 7
1.1. Проблемный подход: педагогическая характеристика 7
1.2. Психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников с
применением проблемного подхода 14
1.3. Функции проблемного подхода в обучении математике и методы его
реализации 19
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА 30
2.1. Изучение опыта применения проблемного подхода в обучении
старшеклассников математике 30
2.2. Применение проблемного подхода в процессе обучения старшеклассников
математике 34
2.3. Методические рекомендации по организации обучения старшеклассников
математике с применением проблемного подхода 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА 7
1.1. Проблемный подход: педагогическая характеристика 7
1.2. Психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников с
применением проблемного подхода 14
1.3. Функции проблемного подхода в обучении математике и методы его
реализации 19
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА 30
2.1. Изучение опыта применения проблемного подхода в обучении
старшеклассников математике 30
2.2. Применение проблемного подхода в процессе обучения старшеклассников
математике 34
2.3. Методические рекомендации по организации обучения старшеклассников
математике с применением проблемного подхода 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тема нашего исследования, связана с изучением обучения старшеклассников математике с применением проблемного подхода и является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Психологическое и интеллектуальное развитие человека осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях.
Так перед современным образованием стоит цель - эффективно организовать обучение каждого школьника в процессе передачи информации, контроль и оценку её усвоения, а также взаимодействие с учениками.
Помимо того, что школьнику необходимо дать глубокие и прочные знания, перед современной школой также стоит задача по развитию творческих способностей каждого учащегося, формированию у него таких универсальных учебных действий, с помощью которых он сможет самостоятельно получать и усваивать новые знания.
По этой причине в педагогической практике стал широко применяться проблемный подход, основанный на конструировании творческих учебных задач, которые стимулируют познавательный процесс и повышают общую активность учеников. Проблемный подход способствует формированию познавательной активности учеников, выработке психологических установок на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Ещё П.П. Блонский характеризовал проблемный подход в усвоении знаний так: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» [6, 54].
Исследования известных психологов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, С.Ф. Жуйкова показали, что старшеклассники имеют значительные жизненные мотивы и возможности психологического развития, проявлению которых способствует проблемный подход в обучении математике. Организация проблемных ситуаций на уроках математики, в целом, дает повышение эффективности обучения, она активизирует умственную деятельность большинства учащихся. Однако среди методистов и психологов нет единого мнения о том, можно ли сделать проблемный подход основным при обучении математике. Исследования о проблемном подходе в обучении проводили как зарубежные (Дж. Дьюи, Р. Корсини, В. Оконь, Х. Хекхаузен и др.), так и отечественные (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, и др.), ученые. В данной работе мы предприняли попытку определить возможность использования проблемного подхода при обучении математике в старшей школе.
Проблема исследования: возможности обучения старшеклассников математике с применением предметного подхода
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: проблемный подход в обучении математике старшеклассников.
Предмет исследования: процесс применения проблемного подхода в обучении старшеклассников математике .
Задачи:
1. Дать педагогическую характеристику проблемного подхода;
2. Выявить психолого-педагогические особенности обучения
математике старшеклассников с применением проблемного подхода;
3. Изучить функции проблемного подхода в обучении математике и методы его реализации;
4. Провести педагогическое исследование по применению проблемного подхода в обучении старшеклассников.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение сведений из психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме,
- включенное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в старшей школе,
- изучение педагогического опыта по теме исследования, статистические методы обработки данных.
Методологическую основу педагогического исследования о проблемном подходе в обучении составили работы зарубежных исследователей (Дж. Дьюи, Р. Корсини, В. Оконь и др.) и отечественных ученых (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, и др.), проблемные ситуации рассматривались в работах A.M. Матюшкина, Х. Хекхаузена и др.
Эмпирическая база исследования: исследование обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода проводилось в МБОУ «СОШ №20 с УИОП» города Старый Оскол.
Структура исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность обучения математике старшеклассников на основе проблемного подхода, формулируется аппарат исследования: актуальность проблемы, проблема исследования, объект исследования, предмет исследования, цель данной работы, задачи, методы исследования, эмпирическая база исследования, методологическая основа исследования, структура исследования.
Первая глава «Теоретические обоснование процесса обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода» состоит из трех параграфов и содержит педагогическую характеристику проблемного подхода, психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников с применением проблемного подхода, функции проблемного подхода в обучении математике и методы его реализации.
Во второй главе проведено педагогическое исследование обучения старшеклассников математике с применением проблемного подхода, в ходе которого был изучен опыт применения проблемного подхода в обучении старшеклассников и применение проблемного подхода в процессе их обучения математике, выработаны методические рекомендации по организации обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода.
В заключении кратко сообщаются основные теоретические положения работы; выводы по результатам исследования материалов, полученных в ходе исследования и перспективной деятельности по изучению применения проблемного подхода в обучении математике обучающихся старшей ступени.
Общий объем работы 51 страница.
Список использованной литературы состоит из 42 источников. В приложении дана разработка урока математики с применением проблемного подхода.
Так перед современным образованием стоит цель - эффективно организовать обучение каждого школьника в процессе передачи информации, контроль и оценку её усвоения, а также взаимодействие с учениками.
Помимо того, что школьнику необходимо дать глубокие и прочные знания, перед современной школой также стоит задача по развитию творческих способностей каждого учащегося, формированию у него таких универсальных учебных действий, с помощью которых он сможет самостоятельно получать и усваивать новые знания.
По этой причине в педагогической практике стал широко применяться проблемный подход, основанный на конструировании творческих учебных задач, которые стимулируют познавательный процесс и повышают общую активность учеников. Проблемный подход способствует формированию познавательной активности учеников, выработке психологических установок на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Ещё П.П. Блонский характеризовал проблемный подход в усвоении знаний так: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» [6, 54].
Исследования известных психологов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, С.Ф. Жуйкова показали, что старшеклассники имеют значительные жизненные мотивы и возможности психологического развития, проявлению которых способствует проблемный подход в обучении математике. Организация проблемных ситуаций на уроках математики, в целом, дает повышение эффективности обучения, она активизирует умственную деятельность большинства учащихся. Однако среди методистов и психологов нет единого мнения о том, можно ли сделать проблемный подход основным при обучении математике. Исследования о проблемном подходе в обучении проводили как зарубежные (Дж. Дьюи, Р. Корсини, В. Оконь, Х. Хекхаузен и др.), так и отечественные (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, и др.), ученые. В данной работе мы предприняли попытку определить возможность использования проблемного подхода при обучении математике в старшей школе.
Проблема исследования: возможности обучения старшеклассников математике с применением предметного подхода
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: проблемный подход в обучении математике старшеклассников.
Предмет исследования: процесс применения проблемного подхода в обучении старшеклассников математике .
Задачи:
1. Дать педагогическую характеристику проблемного подхода;
2. Выявить психолого-педагогические особенности обучения
математике старшеклассников с применением проблемного подхода;
3. Изучить функции проблемного подхода в обучении математике и методы его реализации;
4. Провести педагогическое исследование по применению проблемного подхода в обучении старшеклассников.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение сведений из психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме,
- включенное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в старшей школе,
- изучение педагогического опыта по теме исследования, статистические методы обработки данных.
Методологическую основу педагогического исследования о проблемном подходе в обучении составили работы зарубежных исследователей (Дж. Дьюи, Р. Корсини, В. Оконь и др.) и отечественных ученых (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, и др.), проблемные ситуации рассматривались в работах A.M. Матюшкина, Х. Хекхаузена и др.
Эмпирическая база исследования: исследование обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода проводилось в МБОУ «СОШ №20 с УИОП» города Старый Оскол.
Структура исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность обучения математике старшеклассников на основе проблемного подхода, формулируется аппарат исследования: актуальность проблемы, проблема исследования, объект исследования, предмет исследования, цель данной работы, задачи, методы исследования, эмпирическая база исследования, методологическая основа исследования, структура исследования.
Первая глава «Теоретические обоснование процесса обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода» состоит из трех параграфов и содержит педагогическую характеристику проблемного подхода, психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников с применением проблемного подхода, функции проблемного подхода в обучении математике и методы его реализации.
Во второй главе проведено педагогическое исследование обучения старшеклассников математике с применением проблемного подхода, в ходе которого был изучен опыт применения проблемного подхода в обучении старшеклассников и применение проблемного подхода в процессе их обучения математике, выработаны методические рекомендации по организации обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода.
В заключении кратко сообщаются основные теоретические положения работы; выводы по результатам исследования материалов, полученных в ходе исследования и перспективной деятельности по изучению применения проблемного подхода в обучении математике обучающихся старшей ступени.
Общий объем работы 51 страница.
Список использованной литературы состоит из 42 источников. В приложении дана разработка урока математики с применением проблемного подхода.
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема обучения старшеклассников математике с применением проблемного подхода.
Целью работы выступало изучение процесса использования проблемного подхода на уроках математики в старшей школе и установление его влияние на характер познавательной деятельности старшеклассников.
Для её реализации нами решался ряд задач.
Для решения первой задачи нам было необходимо дать педагогическую характеристику проблемного подхода. Проблемным подходом называется система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Для такого обучения характерны следующие признаки: развивающий характер, проблемная ситуация, индивидуальный подход в обучении и проблемное задание, целью которого выступает развитие мышления у учащихся.
При выявлении психолого-педагогических особенностей обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода мы определили, жизненные мотивы старшеклассников позволяют наиболее эффективно реализовать принципы, методы и способы проблемного подхода.
Следующей задачей выступило изучение функций проблемного подхода в обучении математике и методов его реализации. Основными функциями проблемного подхода в обучении математике являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности).
Для решения последней задачи мы провели педагогическое исследование по применению проблемного подхода в обучении математике старшеклассников, которое проходило три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
На первом этапе мы выявили уровень познавательной деятельности школьников с применением объяснительно-иллюстративного метода, который, по результатам наблюдения, равен 54 баллам.
На формирующем этапе нами был разработан и проведен урок математики «Правильные выпуклые многогранники». В ходе проведения данного урока мы применили проблемный подход. Результат наблюдений показал, что уровень познавательной активности увеличился до 76 баллов.
На контрольном этапе мы сравнили показатели уровня познавательной деятельности. Было выявлено, что, когда применялся проблемный подход, уровень познавательной деятельности учеников увеличился на 22 балла, с 54 (при объяснительно-иллюстративном методе) до 76 баллов.
Проанализировав теоретический и практический аспекты организации обучения математике обучающихся старшей ступени с применением проблемного подхода нами были разработаны методические рекомендации по организации обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода. Данные рекомендации могут быть использованы учителями, использующими в процессе обучения детей проблемный подход.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Познавательная деятельность - это одна из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность является системой определенных действий и входящих в них знаний. Когда ученик овладевает этим видом деятельности, сам процесс обучения становится эффективным.
2. Учение является непосредственно деятельность только тогда, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, одновременно выступают как цель деятельности учения.
3. Когда ученик сталкивается с проблемой, которую он не может решить известным способом, у него появляется познавательная потребность в нахождении решения.
4. Решение проблемы, непосредственно, требует большой мыслительной работы и активизации познавательной деятельности.
5. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание проблемных ситуаций, выступает проблемный подход в обучении.
6. Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
7. Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный характер изучаемых понятий, поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования проблемного подхода в обучении.
8. При использовании в обучении проблемного подхода на уроках математики в старших классах активизируется познавательная деятельность старшеклассника.
Таким образом, тема работы раскрыта, цель достигнута, задачи решены, однако считаем, что данная проблема рассмотрена недостаточно полно и требует дальнейшего исследования.
Целью работы выступало изучение процесса использования проблемного подхода на уроках математики в старшей школе и установление его влияние на характер познавательной деятельности старшеклассников.
Для её реализации нами решался ряд задач.
Для решения первой задачи нам было необходимо дать педагогическую характеристику проблемного подхода. Проблемным подходом называется система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Для такого обучения характерны следующие признаки: развивающий характер, проблемная ситуация, индивидуальный подход в обучении и проблемное задание, целью которого выступает развитие мышления у учащихся.
При выявлении психолого-педагогических особенностей обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода мы определили, жизненные мотивы старшеклассников позволяют наиболее эффективно реализовать принципы, методы и способы проблемного подхода.
Следующей задачей выступило изучение функций проблемного подхода в обучении математике и методов его реализации. Основными функциями проблемного подхода в обучении математике являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности).
Для решения последней задачи мы провели педагогическое исследование по применению проблемного подхода в обучении математике старшеклассников, которое проходило три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
На первом этапе мы выявили уровень познавательной деятельности школьников с применением объяснительно-иллюстративного метода, который, по результатам наблюдения, равен 54 баллам.
На формирующем этапе нами был разработан и проведен урок математики «Правильные выпуклые многогранники». В ходе проведения данного урока мы применили проблемный подход. Результат наблюдений показал, что уровень познавательной активности увеличился до 76 баллов.
На контрольном этапе мы сравнили показатели уровня познавательной деятельности. Было выявлено, что, когда применялся проблемный подход, уровень познавательной деятельности учеников увеличился на 22 балла, с 54 (при объяснительно-иллюстративном методе) до 76 баллов.
Проанализировав теоретический и практический аспекты организации обучения математике обучающихся старшей ступени с применением проблемного подхода нами были разработаны методические рекомендации по организации обучения математике старшеклассников с применением проблемного подхода. Данные рекомендации могут быть использованы учителями, использующими в процессе обучения детей проблемный подход.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Познавательная деятельность - это одна из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность является системой определенных действий и входящих в них знаний. Когда ученик овладевает этим видом деятельности, сам процесс обучения становится эффективным.
2. Учение является непосредственно деятельность только тогда, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, одновременно выступают как цель деятельности учения.
3. Когда ученик сталкивается с проблемой, которую он не может решить известным способом, у него появляется познавательная потребность в нахождении решения.
4. Решение проблемы, непосредственно, требует большой мыслительной работы и активизации познавательной деятельности.
5. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание проблемных ситуаций, выступает проблемный подход в обучении.
6. Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
7. Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный характер изучаемых понятий, поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования проблемного подхода в обучении.
8. При использовании в обучении проблемного подхода на уроках математики в старших классах активизируется познавательная деятельность старшеклассника.
Таким образом, тема работы раскрыта, цель достигнута, задачи решены, однако считаем, что данная проблема рассмотрена недостаточно полно и требует дальнейшего исследования.
Подобные работы
- Примеры и контрпримеры как средство обучения старшеклассников работе над математическими ошибками в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Кейс-технологии как средство повышения качества знаний обучающихся по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ДИДАКТИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Конструирование и апробация элективного курса «теория кодирования и ее приложения» для старшеклассников в процессе дифференциации обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



