Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (на материале исследования прокурорских работников)

Работа №17811

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2014
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. В настоящее время в системе органов прокуратуры Российской Федерации наблюдается значительное омоложение кадрового состава. Молодой специалист, поступивший на службу в органы прокуратуры, должен
осознавать свой особый статус как представителя государства, представителя социально-профессиональной группы, которая имеет выраженную специфику профессиональной деятельности. В этой связи повышается роль руководства, кадровых подразделений, психологической службы, института наставничества и ветеранов органов
прокуратуры по обеспечению успешности процесса профессиональной идентификации молодых специалистов. В процессе групповой идентификации молодой специалист решает для себя важные вопросы. Их решение оказывает влияние на формирование представления молодого специалиста о себе, его профессиональную идентичность. Это позволяет не только остаться в профессии, но и состояться в ней, влияет на
успешность профессиональной самореализации, определяет эффективность и результативность деятельности для общества, его социальную стабильность и общественное
доверие.
Значимость данной проблемы обусловливает необходимость ее изучения в
предметной области социальной психологии. Актуальность вызвана необходимостью
исследования особенности влияния рефлексивности как психологического качества
личности в процессе групповой идентификации на профессиональную идентичность
молодых прокурорских работников.
Проблема рефлексии является комплексной и междисциплинарной, одновременно выступая как фундаментальная общепсихологическая проблема. Рефлексивность является особой качественной характеристикой человека и его психики, раскрывается как профессионально важное качество деятельности. Исходя из значимости и уникальности данного параметра, можно ожидать его комплексного влияния на
структуру личности, структурную организацию личностных качеств. Современная
психология располагает данными исследований конкретных закономерностей, обусловленных параметром рефлексивности и связывающих его с другими характеристиками личности. Полагаем, что подобные закономерности могут быть выявлены в
рамках социально-психологического исследования, в частности, при исследовании
закрытых социально-профессиональных групп.
Рефлексивность молодых прокурорских работников в процессе групповой
идентификации проявляется в осознании себя представителями государства, «лицом
государства», транслирующих его цели и задачи. Социальная идентичность реализуется через демонстрацию поведения, действий, которые молодому специалисту необходимо соотносить с установленными правилами поведения, нормативными предписаниями, регулирующими его деятельность. Социальный статус, престиж, специфичность «закрытости» группы, высокий уровень в системе социальной стратификации
объясняют трудность вхождения в данную социально-профессиональную группу. В
этой связи повышается внутренняя готовность личности к осознанному принятию и
разделению групповых «параметров-характеристик». Актуализируется понимание
принадлежности к профессии, единства с социально-профессиональной группой и
Делом, т.е. осознание «факта психической общности» (Г.М. Андреева), что необходимо молодым прокурорским работникам для достижения профессиональной идентичности, «поиска и обретения себя» (Г.С. Батищев) – личностной идентичности, а также своего «социального лица» как представителя государства – социальной идентичности.
Анализ литературы показывает, что профессиональная идентичность выступает
социально-психологическим феноменом, видом социальной идентичности. Его основу составляет профессиональное самоопределение человека в социальной группе
(Н.Л. Иванова, Е.Н. Конева). Профессиональная идентичность является системным,
многомерным, интегративным и самостоятельным психическим явлением, понимается как психологическая значимость для личности тождества с референтной группой,
своеобразная ментальность (Л.Б. Шнейдер), функциональное и экзистенциальное сопряжение человека и профессии (Т.В. Мищенко, Ю.П. Поваренков).
Теоретический анализ проблем рефлексии и профессиональной идентичности
показал, что до настоящего времени в социальной психологии не проводились исследования, находящиеся на стыке проблематики данных феноменов. Предпринятое нами исследование позволяет включить параметр рефлексивности в психологическую
структуру профессиональной идентичности в контексте процесса групповой идентификации, что позволит расширить феноменологию профессиональной идентичности,
конкретизировать представления о психологических параметрах данного феномена и
выявить эффекты влияния рефлексивности на структуру личности молодых специалистов.
Цель диссертационного исследования – выявить особенности влияния рефлексивности как психологического качества личности на профессиональную идентичность молодых специалистов – прокурорских работников.
Данную общую цель конкретизируют следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ профессиональной идентичности как социально-психологического феномена, теоретико-методологический анализ рефлексии
как психологического явления и рефлексивности как интегрального психического
свойства.
2. Представить социально-психологическую характеристику профессиональной
деятельности прокурорских работников, ее особенности и нормативный анализ деятельности как основу профессиональной идентичности.
3. Выявить взаимосвязь рефлексивности как психологического качества личности и профессиональной идентичности молодых прокурорских работников, её специфику.
4. Выделить основные социально-психологические качества, составляющие ядро психологической структуры идентичности молодых прокурорских работников,
выделить гомогенные группы и дать им характеристику.
5. Осуществить эмпирическое исследование выделенных групп на предмет
особенностей влияния рефлексивности как психологического качества личности на
идентификационные структуры групп и их идентификационную направленность.
Объект исследования – профессиональная идентичность личности.
Предмет исследования – особенности влияния рефлексивности как психологического качества личности на профессиональную идентичность молодых прокурорских работников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование особенностей влияния рефлексивности на
профессиональную идентичность молодого специалиста позволяет сделать следующие основные научные выводы:
1. Получено подтверждение выдвинутой гипотезы о существовании положительной взаимосвязи между рефлексивностью как психологическим качеством личности и профессиональной идентичностью в процессе групповой идентификации.
При идентификации молодых прокурорских работников с социальнопрофессиональной группой высокий уровень развития рефлексивности оказывает диверсифицированное влияние на кризис идентичности, который обусловлен высоким
уровнем выраженности такого типа профессиональной идентичности, как «мораторий» идентичности.
2. Установлено, что ядром психологической структуры идентичности молодых
прокурорских работников выступают основные социально-психологические качества:
отзывчивость, общительность, самоактуализация, целеустремленность, успешность и
независимость.
3. Выделены гомогенные социально-профессиональные группы, которые различаются социально-психологическими характеристиками.
Группа ОМО (Ориентированная на межличностные отношения). Респонденты
экстравертированные, общительные, мало отзывчивые, целеустремленные, уверенные, работоспособные, конформные, легко вписываются в рамки норм группы, комфортно в ней существуют, с нахождением в группе связывают высокий уровень самоуважения и самореализацию, характеризуются недостаточным самоконтролем, зависимы от внешних оценок, склонны к самоутверждению, демонстративности поведения. Доминирует потребность высокого социального статуса и престижа. Респонденты характеризуются диффузным (размытым) представлением о «параметраххарактеристиках» группы, ориентированы на межличностные, «общенческие отношения».
Группа ОПИ (Ориентированная на профессиональную идентификацию). Респонденты успешные, независимые, целеустремленные, отзывчивые, тактичные, трудолюбивые, добросовестные, дипломатичные, энергичные. Не стремятся привлекать к
себе внимание, склонны к самоанализу, контролю своего поведения и других, воспринимают свою жизнь целостно, ориентированы на поиск эффективных путей идентификации с референтной группой, осознают и разделяют ее «параметрыхарактеристики», отличаются пониманием себя, избранной профессии, себя в ней,
своего места в группе. Характеризуются выраженной направленностью на профессиональную идентификацию.
4. Установлено отсутствие в выделенных группах значимых различий в количестве мужчин и женщин и присутствие всех типов идентичности («преждевремен ной», «диффузной», «моратория», «достигнутой», «псевдопозитивной») в каждой
группе испытуемых, но с разной степенью их выраженности. Тип идентичности «мораторий» доминирует в каждой выделенной группе, более всего выражен в группе
ОМО.
В ходе структурно-психологического анализа установлены различия идентификационных структур группы ОМО и группы ОПИ количественного и качественного характера, подтверждена их различная идентификационная направленность.
5. Идентификационная структура группы ОПИ сложна, противоречива, более
структурирована и развита, чем структура группы ОМО. Выявлено, что интегрирующей основой формирования идентификационных структур каждой группы выступают
разные качества.
6. Идентификационная структура группы ОПИ более целостна и интегрирована, чем структура группы ОМО. Ведущим качеством (элементом) идентификационной структуры группы ОМО выступает простроенность самоутверждения, для идентификационной структуры группы ОПИ – осмысленность рефлексии настоящего.
7. Для представителей группы ОМО в процессе групповой идентификации,
прежде всего, важны категории статуса и престижа ведомства, представители группы
характеризуются выраженной диффузной направленностью, с ориентированностью
на межличностные отношения. Данный факт может расцениваться как «группа риска» для профессионального сообщества.
8. Для представителей группы ОПИ в процессе групповой идентификации важны поиск эффективных путей достижения групповой идентификации, открытость
этому процессу, принятие и разделение групповых «параметров-характеристик», понимание себя, профессии, себя в ней и своего места в группе. Представители данной
группы характеризуются выраженной направленностью на профессиональную идентификацию.
Структурно-психологический метод позволил выделить в идентификационных
структурах каждой группы подструктуры рефлексии и идентичности, провести детализированный анализ выделенных подструктур с целью выявления особенностей
влияния рефлексивности на профессиональную идентичность молодых прокурорских
работников.
9. В подструктурах рефлексии идентификационных структур каждой группы
установлены отсутствие значимых количественных и качественных различий. Подструктура рефлексии идентификационной структуры группы ОПИ несколько сложнее, противоречивее, обладает «большей мощностью», чем подструктура рефлексии
структуры группы ОМО. Интегрирующей основой формирования подструктур рефлексии каждой группы в целом выступили одинаковые качества, выявлено, что подструктуры рефлексии – гомогенны (однородны).
10. В подструктурах идентичности идентификационных структур каждой группы установлены существенные различия количественного и качественного характера.
Подструктура идентичности идентификационной структуры группы ОПИ сложна,
противоречива, более развита и структурирована, чем подструктура идентичности
структуры группы ОМО. Интегрирующей основой формирования подструктур идентичности структуры каждой группы выступили разные качества. Подструктуры идентичности идентификационных структур группы ОМО и группы ОПИ – гетерогенны
(разнородны). Следовательно, структуры личностных качеств (профессионально важных качеств) различны. 11. Для представителей группы ОМО процесс группой идентификации связан с
доминированием осознания категории статуса и престижа группы. Выход из кризиса
идентичности («моратория») разрешается непродуктивным путем – уходом в диффузную направленность, с ориентированностью на «общенческие отношения».
12. Для представителей группы ОПИ групповая идентификация связана с интернализацией «параметров-характеристик» группы, пониманием себя, профессии,
себя в ней, своего места в социально-профессиональной группе. Выход из кризиса
идентичности («моратория») разрешается продуктивным путем – направленностью на
профессиональную идентичность.
Таким образом, в ходе исследования установлены следующие закономерности.
Группы имеют высокий уровень развития рефлексивности, но являются различными
в плане структурной организации социально-психологических качеств, структуры
идентичности и типом направленности ее компонентов. При одинаковых элементах,
входящих в идентификационные структуры каждой группы, выявлены различия
идентификационных структур и их идентификационная направленность.


Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах,
включённых в перечень ВАК:
1. Мазур, Е.Ю. Профессиональная идентичность работников прокуратуры /
Е.Ю. Мазур // Вестник Поморского университета. Серия Гуманитарные и социальные
науки. – 2010. – № 10. – С. 228-233.
2. Мазур, Е.Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание / Е.Ю. Мазур // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2012. – № 2 (33). – С. 86-90.
3. Мазур, Е.Ю. Основные социально-психологические качества, обуславливающие профессиональную идентичность прокурорских работников / Е.Ю. Мазур //
Наука и бизнес: пути развития. – Москва, 2014. – № (7) 37. – С. 18-22.
4. Мазур, Е.Ю. Рефлексивность и ее влияние на профессиональную идентичность молодых прокурорских работников / Е.Ю. Мазур // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2014. – № 4 (47). – С. 3-5.
Монографии:
5. Мазур, Е.Ю. Идентичность: социально-психологические и социальнофилософские аспекты: колл. монография / Е.Ю. Мазур, К.В. Патырбаева, В.В. Козлов,
Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К.Д. Марицас, М.И. Патырбаева / Е.Ю. Мазур // Профессиональная идентичность как социально-психологический феномен: колл. монография / под науч. ред. К.В. Патырбаевой. – Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. –
Гл. I. – С. 6-87.
Другие научные публикации:
6. Мазур, Е.Ю. К вопросу о понимании идентичности в психологии / Е.Ю. Мазур, Е.Н. Ткач // Проблемы высшего образования: материалы междунар. науч.-метод.
конф., 17-19 марта 2010 г. / под ред. Т.В. Гомза. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос.
ун-та, 2010. – С. 185-188.
7. Мазур, Е.Ю. К анализу психологических подходов в исследовании идентичности / Е.Ю. Мазур // Научный журнал НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
«Наука о человеке: гуманитарные исследования». – 2010. – № 1 (5). – С. 146-151.
8. Мазур, Е.Ю. Идентичность: сознание, самосознание, образ Я / Е.Ю. Мазур //
Электронный многопредметный научный журнал «Университетские исследования»
(свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77 – 37668 от26
24 сентября 2009 года). URL: http://www.uresearch.psu.ru/files/articles/179_26524.doc
(дата опубликования: 23.06.2010 г).
9. Мазур, Е.Ю. Этимологический анализ понятия рефлексии / Е.Ю. Мазур //
Электронный многопредметный научный журнал «Университетские исследования»
(свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77 – 37668 от
24 сентября 2009 года). URL: http://www.uresearch.psu.ru/files/articles/196_50459.doc
(дата опубликования: 07.10.2010 г).
10. Мазур, Е.Ю. Этические основы в деятельности юриста / Е.Ю. Мазур, В.В.
Козлов // Человеческий фактор: социальный психолог. – Ярославль-Москва: ТитулЯр, 2011. – Вып. № 1 (21). – С. 90-95.
11. Мазур, Е.Ю. Проблема идентичности в социально-гуманитарных науках /
Е.Ю. Мазур // Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика».
– М.: Изд-во ИНГН, 2011. – № 9. – С. 35-39.
12. Мазур, Е.Ю. Философское понимание рефлексии / Е.Ю. Мазур // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук: материалы второй Всероссийской очно-заочной науч.-практ. конф. студ., асп., молодых учёных, педагогов и
преподавателей (1-3 июня 2012 г.) / науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл.
ун-т. – Пермь: Кудымкар, 2012. – С. 91-97.
13. Мазур, Е.Ю. Идентичность: Я-концепция, Образ Я / Е.Ю. Мазур // Седьмая
волна психологии. Вып. 9. Сб. материалов XI междунар. науч.-практ. конф. «Интегративная психология: теория и метод» / под ред. В.В. Козлова. – Ярославль: МАПН,
2012. – С. 125-127.
14. Мазур, Е.Ю. Проблема рефлексии в отечественной психологии / Е.Ю. Мазур // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы заочной всерос. с междунар. участием конф. студ., асп., молодых учёных, педагогов и преподавателей (15-20 октября 2012 г.) / науч. ред. К.В. Патырбаева, Е.Ю. Мазур; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2012. – С. 72-77.
15. Мазур, Е.Ю. Требования, предъявляемые к личности прокурорских работников / Е.Ю. Мазур // Профессионализация личности в современных условиях: сб.
материалов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Саратов, 2012. –
С. 168-173.
16. Мазур, Е.Ю. Роль рефлексии в регуляции деятельности // Общество на рубеже эпох: современность через призму социальных и гуманитарных наук: материалы
заочной всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. студ., асп., молодых учёных,
педагогов и преподавателей (25-30 декабря 2012 г.): в 4 ч. / науч. ред. К.В. Патырбаева, Е.Ю. Мазур; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2013. – Ч. 2. Психология и педагогика. – 172 с. – С. 3-11.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ