Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА

Работа №17802

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы26
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
631
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования. Выявление механизмов, факторов и условий взаимодействия психолога-консультанта и клиента являются предметом научных дискуссий и обсуждений в профессиональных сообществах уже больше десяти лет. Особенно остро в последние годы формулируется запрос на исследование этических аспектов взаимодействия психолога и клиента.
Этические аспекты взаимодействия психолога-консультанта и клиента могут рассматриваться в нескольких контекстах: в контексте выбора стратегии поведения в ситуации высокой степени неопределенности; с точки зрения нравственного самоопределения в пространстве этических дилемм; в образовательной плоскости, когда акцент делается на становлении самосознания специалиста, формировании его профессиональной идентичности.
Проблема вмешательства и оказания психологической помощи, исследование профессиональных, личностных, этических и мировоззренческих возможностей и ограничений психолога-консультанта входят в предметную сферу социальной психологии. При активном исследовании детерминант принятия решения в ситуациях морального выбора на данный момент практически не изученным в современной психологической науке является феномен распознавания этической дилеммы. В частности, не исследованы особенности восприятия сложной с этической точки зрения ситуации во взаимодействии психолога с клиентом как морального выбора для личности специалиста. Исследование такого рода с необходимостью предполагает множественную фокусировку: философскую (прежде всего, апелляцию к экзистенциальной традиции) антропологическую, деонтологическую, социально-психологическую, фокусировку на личности и рассмотрении её способностей.
Для социальной психологии личности исследование детерминант распознавания этических дилемм как феномена субъективного восприятия ситуации является новым и позволяет выйти на выявление оснований нравственной регуляции взаимодействия психолога-консультанта и клиента. Для нас приоритетным является исследование восприятия психологом-консультантом сложных этических ситуаций во взаимодействии с клиентом, выявление того, какие личностные особенности определяют его поведение в ситуации выбора как экзистенциального акта, смысл которого заключается в качестве принятого решения, в самом процессе выбора и в позиции, занимаемой субъектом. Становится также очевидным, что это исследование личностного выбора психолога в ситуации высокой степени неопределенности, когда актуализируется его профессиональная и социальная ответственность. Вместе с тем возможное этическое нарушение не влечет за собой никаких правовых санкций.
Исследование особенностей восприятия этических дилемм представляется нам особенно актуальным и важным для развития социальной и консультационной психологии как сфер научного знания, психологического консультирования как практики оказания помощи личности, группе, семье.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной и зарубежной науке уделяется много внимания рассмотрению вопросов нравственной зрелости, факторов развития морального самосознания личности, выявлению детерминант и механизмов морального выбора (Н. Айзенберг, Л. И. Анцыферова, С. А. Барсукова, Д. M. Берсофф, Б .С. Братусь, Н. Брэйди, Е. К. Веселова, А. Е. Воробьева, К. Гиллиган, А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, Л. Колберг, Т. В. Корнилова, Н. В. Кошелева, Л. А. Коч, А. Б. Купрейченко, О. Ф. Левичев, А. Н. Леонтьев, С. В. Молчанов, Е. Н. Осин, А. Н. Поддьяков, Дж. Рест, Г. Спенсер,
Е. В. Субботский, Э. Туриэль, В. Д. Шадриков, О. Б. Чеснокова, И. А. Чигринова, Дж. Хайдт, Д. Харт, А. А. Хвостов и др.). В Западной Европе и США проводятся исследования способности к распознаванию моральных проблем в различных сферах: бизнесе, науке, СМИ, медицинской, социальной и психологической помощи (К. Баттерфилд, М. Бебеа, М. Брабек, Х. Кларкеберн, Р. Линд, Дж. Рест, Т. Садлер, Дж. Спаркс, С. Хант, П. Хэберт, В. Эрвин). Большинство исследований носят прикладной характер проверки образовательных программ, направленных на повышение моральной чувствительности специалистов.
Накоплено достаточно много научных работ, посвященных описанию сущности консультативного взаимодействия и изучению ценностно-смысловой сферы психологов-консультантов (Г. С. Абрамова, М. Б. Айви, А. Ф. Бондаренко, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, Ф. Е. Василюк, И. В. Вачков, С. Глэддинг, Н. В. Клюева, Р. Кочюнас, Д. А. Леонтьев, Р. Мэй, Н. Н. Посысоев, Т. А. Флоренская, В. Франкл, Л. Б. Шнейдер, И. Ялом и др.). Большинство авторов констатируют и описывают важность и первостепенную значимость этики в личностном и профессиональном росте психолога-консультанта, предпосылками которого служат именно содержательные характеристики, объем, степени свободы и способы понимания этического поля взаимодействия психолога и клиента. Предложены деонтологические модели поведения психолога в трудных этических ситуациях (В. В. Горбунова, М. Готлиб, В. Гус, Л. Парадайс, К. Свесон, Д. Смит, В. Уоллес, Д. Холл).
Однако на данный момент крайне мало исследований, посвященных изучению психологических детерминант поведения психологов в этически неоднозначных ситуациях во взаимодействии с клиентами. Нравственная зрелость психологов исследовалась отечественными авторами на материале жизненных ситуаций, предполагающих моральный выбор (Е. К. Веселова), в контексте ассистируемого морального выбора (Ф. Г. Майленова). В работах рассматривается связь мировоззрения специалиста с характеристиками морально-нравственной сферы, делаются выводы о важности конгруэнтности этических систем, регулирующих моральный выбор. Проводится исследование особенностей моральной рефлексии психологов в контексте решения сложных морально-этических задач (М. В. Бадалова). Изучение поведения специалистов в этически неоднозначных ситуациях, предполагающих высокую вероятность негативных последствий любого принятого в них решения, по сути, является исследованием выбора в условиях высокой неопределенности и риска (Д. Канеман, Т. В. Корнилова, П. Словик, А. Тверски, И. А. Чигринова и др.). Исследования в данной области на материале ситуаций морального выбора предполагают решение испытуемым вербальных задач, исследуется связь выбора этически верного решения и личностных характеристик испытуемых.
Исследований особенностей распознавания психологом-консультантом этической дилеммы как ситуации взаимодействия с клиентом, не имеющей морально безупречного разрешения, с точки зрения её интерпретации и эмоционального восприятия, на данный момент в социальной психологии не проводилось.
Цель исследования: выявить особенности восприятия психологом- консультантом этической дилеммы во взаимодействии с клиентом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении обобщены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, обозначены направления развития этической зоркости психолога- консультанта.
1. На взаимодействие психолога-консультанта и клиента, помимо институциональной этики, влияют следующие факторы: социокультурный контекст (преобладающие в обществе нормы и ценности поведения, которые на данный момент по уровню нравственности на порядок ниже ценностных систем помогающих профессий), личная этическая система (смыслы, ценности, мировоззрение и убеждения специалиста, которые регулируют его поведение на протяжении жизни), требования и потребности организации, в которой он работает. На данный момент условия взаимодействия психолога-консультанта и клиента в России можно охарактеризовать, как нерефлексируемый моральный выбор, когда профессиональная и социальная ответственность специалиста минимальна, возможность влияния на клиента высока, а потенциальное этическое нарушение практически не влечет за собой никаких правовых санкций. Таким образом, этичность взаимодействия специалиста и клиента напрямую зависит от развития нравственной зрелости и моральной надежности специалистов.
2. Наиболее сложными с этической точки зрения для психолога являются ситуации этических дилемм, предполагающие высокую автономность консультанта в своем профессиональном выборе. Этическая дилемма психолога-консультанта представляет собой отношение специалиста к ситуации взаимодействия с клиентом как к личному моральному выбору, предполагающему негативные последствия.
Выделены следующие признаки ситуации взаимодействия психолога- консультанта и клиента, которые могут способствовать восприятию её как этической дилеммы: безусловная альтернативность обстоятельств; уникальность данной ситуации для специалиста; необходимость немедленного решения, его нельзя отложить на неопределенный срок или уйти в позицию бездействия.
3. Этическая зоркость - это способность распознавания этических дилемм в ситуациях взаимодействия психолога-консультанта и клиента, являющаяся индивидуально-психологическим свойством личности и обеспечивающая процесс принятия решения в сложных этических ситуациях. Данная способность определяется осознанием личностной значимости профессионального выбора, ответственности за него и его последствия для всех вовлеченных сторон.
4. Процесс принятия решения психолога-консультанта, обладающего этической зоркостью, включает в себя следующие этапы: 1) «Стоп» переживание как первичная реакция на ситуацию этической дилеммы, характеризующуюся высокой степенью неопределенности, уникальности, неясностью реагирования; 2) Восприятие ситуации как личного морального выбора. Субъектные характеристики позволяют личности осознать «стоп» переживание и воспринять объективные обстоятельства этической дилеммы (негативные последствия, уникальность, необходимость немедленного принятия решения) как ситуацию личного морального выбора. Данный этап включает в себя элиминацию исходного множества вариантов решений и выбор максимизированной альтернативы. 3) Поступок как реализация выбора. Субъект воспринимает данную ситуацию как личностно значимую, совершает поступок, заново осознает, каким образом он соотнесет выбор с системой своих личностных ценностей, и как выбор повлияет на него.
5. Выделено три уровня развития этической зоркости психологов-
консультантов: рационально-прагматичный, ситуативно-эмоциональный и
личностно-ответственный. Обозначенные уровни отличаются друг от друга по таким проявлениям как восприятие ситуации как личностного выбора, заключенное в её эмоциональном переживании, осознании значимости принимаемого решения и его последствий, как для самого субъекта выбора, так и для включенных в ситуацию сторон, осознание личной ответственности специалиста за своё профессиональное поведение.
6. Выделенные уровни этической зоркости обладают качественным своеобразием структурной организации личностных характеристик психологов- консультантов, их симптомокомплексом. Различия между структурами личностных характеристик уровней этической зоркости прослеживаются и в плане целостности интегрированных структур, и в плане индексов структурированности, и в гетерогенности структур.
7. Данные относительно сущности уровней развития и характеристик этической зоркости психолога-консультанта, полученные в эмпирическом исследовании, позволили определить целевые ориентиры и методы профессиональной подготовки психологов-консультантов (фокус-группа, кейс-стади (анализ ситуаций морального выбора - этических дилемм), кинотренинг, мастер¬классы, направленные на овладение деонтологическими моделями), которые способствуют формированию этической зоркости.



1. Армашова, А. Б. Исследование восприятия ситуации этической дилеммы психолога-консультанта методом фокус-группы / А. Б. Армашова, Н. В. Клюева // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (39) - С. 102-108. (0,69 п.л., авторский вклад - 0,34 п.л.).
2. Армашова, А. Б. Исследование этической зоркости психологов- консультантов в ситуациях этических дилемм / А. Б. Армашова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки - 2017. - № 4 (42). - С. 100-104. (0,58 п.л.).
3. Армашова, А. Б. Уровни этической зоркости психолога-консультанта и их детерминация / А. Б. Армашова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 5. - С. 62-66. (0,52 п.л.).
Научные статьи и тезисы докладов на конференциях:
4. Армашова, А. Б. Этический кодекс в работе психолога-консультанта / А. Б. Армашова, Е. Г. Руновская // Сборник по материалам ежегодного международного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 15-17 мая, 2015 г.) / Под ред. Козлова В. В. - Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2015. - С.12-14. (0,1 п.л., авторский вклад - 0,05 п.л.).
5. Армашова, А. Б. Этическое измерение профессиональной деятельности психолога-консультанта / А. Б. Армашова, Н. В. Клюева, // ЧФ: Социальный психолог. - 2015. - № 2(30). - С. 81-87. (0,56 п.л., авторский вклад - 0,28 п.л.).
6. Армашова, А. Б. Когда мораль теряет очевидность: этические дилеммы в психологическом консультировании / А. Б. Армашова // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. проф. А. В. Карпова. - Ярославль: ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, НПЦ «Психодигностика», 2015. - № 4(33). - С. 170-176. (0,4 п.л.).
7. Армашова, А. Б. Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России / А. Б. Армашова, Н. В. Клюева // Педагогический имидж - 2016. - № 4(33). - С. 115¬123. (0,56 п.л., авторский вклад - 0,28 п.л.).
8. Армашова, А. Б. Этическая подготовка психолога-консультанта / А.Б. Армашова, Н.В. Клюева, // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / под ред.В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, И. В. Антоненко, И.Н. Карицкого. - М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. - С.715-718. (0,25 п.л., авторский вклад - 0,12 п.л.).
9. Армашова, А. Б. Этическая зоркость и возможности её развития в
образовании психологов-консультантов / А.Б. Армашова // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции/ под ред. Н. В. Кисельниковой, Е. А. Куминской, Е. В. Лавровой, В. А. Земцовой - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. - С.9-13. - Режим доступа:
https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf (0,35 п.л.).
10. Армашова, А. Б. Этическая зоркость психолога-консультанта / А. Б. Армашова // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. - 2018. - Выпуск 16. - С. 26-27. (0,1 п.л.).
11. Армашова, А. Б. Этика в профессиональной деятельности бизнес-тренера / А. Б. Армашова, Н. В Клюева // Современное предпринимательское образование: электронный сборник тезисов и докладов ежегодной международной научно-практической конференции - Москва: РАПО, РАО, МГПУ, 2018. - С. 26-28. Режим доступа: https: // istina.msu.ru/download/110078882/1fSFwc:r_e9IHIeCeLmcm4vlkUOngq AGrc/ (0,2 п.л., авторский вклад - 0,1 пл.).
12. Армашова, А. Б. Этическая зоркость психолога-консультанта как способность к распознаванию этической дилеммы / А. Б. Армашова, Н. В. Клюева // ЧФ: Социальный психолог. -2018. - № 1 (35). - С. 120-126. (0,56 п.л., авторский вклад - 0,28 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ