Введение…………………………………………………………………………...3
1. Историческое развитие психики (филогенез)………………………………...5
2. Развитие психики в онтогенезе. Возрастная периодизация развития психики…………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...15
... В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.
Цель исследования – выявить особенности развития психики человека в филогенезе и онтогенезе.
Существуют две истории развития психики.
1. Филогенез – историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития различных видов организмов).
2. Онтогенез – развитие индивида, развитие психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни.
Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым.
Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.
1. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий — Санкт-Петербург, Сфера, 2006 г.- 464 с.
2. Возрастная психология: И. В. Шаповаленко — Санкт-Петербург, Гардарики, 2007 г.- 352 с.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
4. Педагогическая психология. Методики и тесты: М. В. Демиденко, А. И. Клюева — Москва, Бахрах-М, 2004 г.- 144 с.
5. Психология развития и возрастная психология. Тесты: Е. В. Гурова — Санкт-Петербург, Аспект Пресс, 2005 г.- 176 с.