Введение 4
1. Средовый подход как концептуальное основание построения сетевой образовательной программы 12
1.1 Средовый подход в современном образовании 12
1.2. Творческий потенциал молодежи как предмет психолого-педагогического
исследования 16
1.3. Применение средового подхода в анализе творческого потенциала молодежи 22
2. Управление ресурсами сетевой образовательной программы для развития творческого
потенциала молодежи в процессе проектирования образовательной среды 32
2.1. Особенности структуры сетевой образовательной программы для развития
творческого потенциала детей и молодежи 32
2.2. Опыт разработки и реализации сетевой образовательной программы «Формула
творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество» 41
2.2.1. Анализ прецедента управления разработкой и реализацией инновационных
образовательных программ 41
2.2.2. Становление стейкхолдерской позиции учреждений сферы образования,
науки и культуры в среде реализации сетевой программы 45
2.3. Анализ ресурсов и ограничений программы для развития творческого потенциала
молодежи 59
2.3.1. Возможности городской сетевой образовательной программы «Формула
творчества» для создания условий эффективной коммуникации и транскоммуникации 59
2.3.2. Необходимость тьюторского сопровождения в условиях становления
субъектной позиции в образовании у участников сетевой образовательной программы «Формула творчества» 62
3. Проектирование и апробация изменений в сетевой образовательной программе развития
творческого потенциала молодежи 67
3.1. Проектирование изменений в сетевой образовательной программе развития творческого потенциала молодежи 67
3.1.1. Разработка и проведение модельной ситуации для участников программы по
инициации идей (модуль «Погружение») 67
3.1.2. Разработка проекта «Сквер детской игрушки и игры» 68
3.1.3. Разработка модуля программы для младших школьников
3.1.4. Совместная с ТГУ разработка модуля для педагогов, сопровождающих детей в программе 72
3.2. Анализ результатов внедрения изменений в реализацию сетевой образовательной программы «Формула творчества» 75
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 91
Приложение A. Паспорт сетевой общеразвивающей образовательной программы «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество» 98
Приложение B. Карты экспертизы параметров образовательной среды сетевой образовательной программы «Формула творчества» по адаптированной методике В.А.
Ясвина за 2014-2015 учебный год 101
Приложение C. Самоэкспертиза типа образовательной среды по адаптированной методике В.А. Ясвина 130
Приложение D. Карты экспертизы параметров образовательной среды сетевой образовательной программы «Формула творчества» по адаптированной методике В.А.
Ясвина за 2015-2016 учебный год 132
Приложение E. Положение о конкурсе проектов «Сквер Детской игрушки и Игры» 152
Актуальность проблемы. В «Национальной хартии инновационной культуры», подписанной представителями науки, культуры, образования, органов управления, деловых кругов различных регионов России, отмечается, что «устойчивое развитие нынешней цивилизации возможно лишь благодаря постоянным нововведениям (инновациям) в науке, образовании, культуре, экономике, управлении...» . В связи с этим большое значение придаётся созданию такой атмосферы в обществе, в которой конструктивное отношение к новой идее, нововведению было бы не только потребностью каждого гражданина, но и одной из наиболее значимых общественных ценностей: «Коренные преобразования необходимы в образовании и воспитании школьников, студентов, специалистов. Нужны методики оценки и развития инновационного потенциала личности» . «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» , утверждённая распоряжением Правительства РФ в декабре 2011 года, декларирует постановку задач «формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения» .
В документах «Модель «Российское образование 2020» и «Стратегия развития системы образования РФ» акцентируется важность создания открытой для общества системы образования, ориентированной на потребителя образовательных услуг (развитие рычагов влияния на образовательный процесс различных его участников: от родительского сообщества до работодателей); оформления индивидуальных проектов, нацеленных на решение локальных проблем; ориентации на формирование у участников образовательного процесса компетенций, творческих способностей, умений решать проблемы, навыков проектирования.
В СССР сфера внешкольного образования была предметом пристального внимания государства и общества. Многочисленные кружки, студии, клубы, штабы, Дома пионеров, Станции юных техников и др. становились не только местом интересного досуга детей и молодёжи, но и сферой их первых профессиональных и социальных проб, развития творческого потенциала (А.К. Бруднов ,). С 90-х годов XX века сфера "внешколки" была преобразована в сферу дополнительного образования детей, многие ценности, традиции, методики развития детских коллективов и творческого потенциала молодёжи утрачены.
Начиная с 2013 г. начинает определяться стратегическая линия государства, связанная с усилением внимания к дополнительному образованию детей, определению его места в единой непрерывной системе образования.
Принятая в 2014 г Концепция развития дополнительного образования определила стратегические ориентиры развития дополнительного образования. А Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" определил порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Согласно последнему документу, «образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе и др.»
Вместе с тем, усиливается и внимание общества к сфере дополнительного образования. Популярностью у детей и родителей, социальных и образовательных партнёров сейчас пользуются, как показывает практика, те образовательные учреждения и организации, которые ставят перед собой и решают задачи инновационного развития, гибко реагируют на потребности общества, формируют образовательную среду потенциальных возможностей, в которой участники образовательного процесса становятся субъектами собственного образования.
В Томске начиная с 90-х годов формируется и успешно развивается инновационное сообщество образовательных организаций, ориентированных на исследование образовательного заказа и развитие личностного потенциала субъектов образовательного процесса («Школа Совместной деятельности», «Эврика - развитие», «Монтессори-детский сад» и др.). Участниками данного инновационного образовательного сообщества становятся и учреждения дополнительного образования (Томский Хобби-Центр, ДДТ "У Белого озера"). В этих образовательных учреждениях прецедентно стали появляться инновационные (авторские, экспериментальные) образовательные программы, которые проходят многоуровневую внешнюю экспертизу и получают поддержку в образовательном сообществе, со стороны родителей, партнёров, муниципальной и региональной власти.
Идеология, методология и практика инновационного образовательного сообщества г. Томска в значительной мере определили и вектор инновационного развития учреждений дополнительного образования как места сопровождения образовательных инициатив обучающихся и развития их творческого потенциала, а сферы дополнительного образования - как института, способного обеспечить педагогическую поддержку процессов личностного становления, творческого развития и социализации воспитанников в многовекторной социально-образовательной реальности . Способность системы к этому определяется ее исторической ориентированностью на актуальные интересы, потребности и запросы детей и молодых людей, а также максимальной приближенностью к реалиям детско-подростковой жизни.
Степень разработанности проблемы. Вопросы разработки и реализации современных образовательных программ рассматривались в работах К.Ю. Белой, Л.Н. Буйловой, И.А. Володарской, Ю.П. Зинченко, Н.В. Клёновой, С. Кузьмина, А.М. Лобка, Н.В. Микляевой, В.Ю. Соколова, А.П. Тряпицыной, И.А. Фархшатовой и др. В этих исследованиях обоснована необходимость перехода от выполнения учебных программ к разработке образовательных программ и показано, что содержанием последних становится не передача знаний, а организация деятельности обучающихся, поэтому результат реализации программ определяется формированием субъектной позиции обучающихся. По мнению С. Кузьмина, С.И. Поздеевой, Г.Н. Прозументовой и др. исследователей, для руководителей и педагогического коллектива образовательного учреждения ценность представляет как совместный процесс создания современной (инновационной) образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации.
Особую ценность и значимость в этом смысле представляют собой сетевые образовательные программы, разработка и реализация которых становится в последнее десятилетие пространством педагогического и управленческого инициативного действия и исследования.
Четкого определения сетевой образовательной программы не существует, однако мы, вслед за Е.А. Сухановой, придерживаемся следующего понимания:
Сетевая образовательная программа — это форма организации образовательного процесса, представляющая собой различные виды и способы взаимодействия представителей, субъектов образовательного сообщества. Цель сетевой программы — создание необходимых условий для выбора и реализации ее участниками собственной стратегии (траектории) образования в процессе овладения личностно-важными, социально-значимыми компетентностями, формирование которых невозможно в условиях ресурсов одного ОУ .
Основные признаки сетевой образовательной программы.
1. В разработке и реализации задействованы представители разных образовательных и социальных организаций.
2. Содержание и структура программы обеспечивают поэтапное разворачивание деятельности и ее завершение гарантированным продуктом образования.
3. В программе учтены цели, интересы и ресурсы разных субъектов образования и социума в целом.
4. В программе реализуется возможность индивидуального образовательного маршрута (траектории) для каждого воспитанника.
Данные признаки задают особый тип образовательной среды сетевой программы - полисубъектной, открытой, насыщенной, вариативной. Исследование специфики образовательной среды сетевой программы позволит выявить возможности её влияния на развитие творческого потенциала молодежи, на развитие так называемых «мягких компетенций» и самоэффективности молодых людей, а также выделить особенности проектирования и реализации программ данного типа с целью повышения их эффективности.
Считаем наиболее показательным исследовать данную проблему на материале сетевой образовательной программы «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество» (См. Приложение 1), реализуемой на базе МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» г.Томска. Данная сетевая программа реализуется с 2008 г, изначально в формате инновационного проекта, с 2010 г. — в формате программы, с 2011 г. — в статусе городской программы (утверждается приказом начальника департамента образования администрации г. Томска). Данная программа обладает достаточными ресурсами для исследования влияния среды сетевых программ на развитие творческих способностей, «мягких компетенций», самоэффективности детей и молодежи, потенциалом для проектирования изменений в структуре и содержании данного типа программ с целью их усовершенствования в данном направлении.
Объект исследования - развитие творческого потенциала молодежи
Предмет исследования: особенности проектирования сетевой образовательной программы для развития творческого потенциала обучающихся.
Цель исследования: выявление особенностей психолого-образовательного содержания сетевой образовательной программы развития творческого потенциала детей и молодежи и проектирование изменений в структуре и содержании программы, направленной на создание образовательной среды творческого типа.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проектирования образовательной среды творческого типа и ее влияние на комплекс возможностей субъекта образовательной среды.
2. Выявить особенности структуры, психолого-образовательного содержания и проектирования сетевых образовательных программ развития творческого потенциала молодежи.
3. Адаптировать методику экспертизы образовательной среды В.А.Ясвина к специфике сетевой образовательной программы.
4. Спроектировать и апробировать изменения в содержании и реализации сетевой образовательной программы с целью создания образовательной среды творческого типа.
5. Сформулировать рекомендации по проектированию и реализации сетевых образовательных программ развития творческого потенциала детей и молодежи на основе обобщения результатов экспериментального исследования.
Гипотеза исследования:
Для эффективной реализации сетевой образовательной программы развития творческого потенциала детей и молодежи необходимо соблюдение следующих условий:
- проектирование развивающей образовательной среды творческого типа (в соответствии со средовым подходом);
- участие субъектов сетевой образовательной программы в процессах проектирования, организации образовательной среды;
- организация управления взаимодействием заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) в процессе проектирования и реализации программы.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: суждения о состоянии современного образования (М. Барбер, В.И. Загвязинский, А. Лобок, Л.Г. Логинова, М. Муршед, Г.Н. Прозументова, В.И. Слободчиков и др.); положения о становлении субъектной позиции педагогов в профессиональной деятельности (Г.Н. Прозументова, В.И. Слободчиков, Н.Е. Щуркова и др.);социо-гуманитарный подход к управлению инновациями (Н. Луман, Г. Минцберг, Г.Н. Прозументова, П. Сенге); положения о содержании и структуре инновационной образовательной программы, содержании педагогического проектирования (А. Лобок, И.Ю. Малкова, С.И. Поздеева, Г.Н. Прозументова, В.В. Сериков, В.Ю. Соколов и др.); средовый подход в образовании (Мануйлов Ю.С. Ясвин В.А.); представления об общей одаренности в контексте понимания человека как открытой саморазвивающейся системы (В.Е. Клочко, Кабрин В.И., Краснорядцева О.М. и др.).
Теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, включённое наблюдение, анкетирование и интервьюирование, кейс-метод, метод экспертных оценок, контент-анализ документов, опытно-экспериментальная работа: диагностическая, проектировочная, преобразующая, аналитико-обобщающая, анализ образовательной среды по адаптированной методике В.А. Ясвина.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «У Белого озера» города Томска.
Основные положения, выносимые на защиту:
- создание условий для проектирования образовательной среды творческого типа оказывает влияние как на параметры образовательной среды программы, так и на становление субъектной позиции ее участников;
- вовлечение субъектов образовательной среды в проектирование сетевой образовательной программы и организация качественного взаимодействия со стейкхолдерами выступают в качестве значимых факторов, определяющих личное отношение и понимание целей, задач современного образования, особенности формирования инновационного опыта и деятельности, рефлексивной оценки как своей деятельности, так и создаваемой среды программы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обоснована возможность проектирования сетевой образовательной программы развития творческого потенциала детей и молодежи с опорой на концептуальные основания средового подхода по методу В.А. Ясвина;
- раскрыты концептуальные и методические аспекты управления ресурсами сетевой образовательной программы для развития творческого потенциала молодежи в процессе проектирования образовательной среды.
Практическая значимость заключается в том, что:
- разработанный механизм управления сетевой образовательной программой можно использовать при управлении иными сетевыми образовательными программами;
- разработанный механизм управления изменениями в образовательной программе можно использовать в управлении изменениями в иных образовательных программах;
- адаптированную методику экспертизы образовательной среды можно использовать при анализе образовательной среды иных сетевых образовательных программ;
- разработанные рекомендации по проектированию и реализации сетевых образовательных программ можно использовать при повышении квалификации педагогов дополнительного образования;
- разработки по проектированию и реализации сетевых образовательных программ развития творческого потенциала детей и молодежи можно использовать в подготовке специалистов по специальности «Работа с молодежью»
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и сделанных выводов обеспечивается междисциплинарной научно-теоретической базой исследования; непротиворечивостью методологических оснований; внутренней логикой исследования; применением методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования; экспериментальным подтверждением научных выводов и качественной интерпретацией полученных данных.
Основные результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях:
• Всероссийская научно-практическая конференция «Создание среды, доброжелательной к детям» (2014).
• X областной форум педагогов-инноваторов (2015).
• XX международная научно-практическая тьюторская конференция (2016).
• Международный экспертно-аналитический семинар, совещание при зам.министра образования РФ (2015).
По теме диссертации опубликованы статьи:
1. Борисанова Д.А., Миллер Е.Д. Становление стейкхолдерской позиции учреждений сферы образования, науки и культуры в среде реализации сетевой программы. - //Методист, № 6, 2015 г.
2. Борисанова Н.В., Борисанова Д.А., Миллер Е.Д. Использование ресурсов средовой педагогики для развития инициативы и творческих способностей детей на примере разработки и реализации сетевой образовательной программ «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество». - // Методист, № 7, 2015г.
3. Борисанова Д.А. Проблема организации субъект-субъектного взаимодействия в сетевой образовательной программе (Феноменологическое описание прецедентов взаимодействия с ВУЗами) - // Взаимодействие организации дополнительного образования детей со стейкхолдерами в процессе проектирования развивающей образовательной среды. Материалы из опыта работы экспериментальной площадки ФГАОУ ДПО АПКиППРО: Сборник материалов НМС МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера». - 137 с.
В современных экономических условиях перед образовательным сообществом стоит задача обобщения опыта инновационной деятельности для более качественного проектирования и организации образовательного процесса. Сетевые образовательные программы развития творческого потенциала молодежи видятся большим ресурсом для проявления и развития образовательных возможностей учащихся и проявления творческого потенциала всех субъектов, что делает их несомненно значимыми для анализа в образовательном сообществе для повышения их эффективности.
В ходе данного исследования были рассмотрены теоретические подходы к пониманию феномена творческого потенциала, проанализированы возможности средовой педагогики в раскрытии творческих способностей учащихся. Исследование выявило, что проектирование сетевой образовательной программы развития творческого потенциала детей и молодежи с опорой на концептуальные основания средового подхода по методу В.А. Ясвина оказывает влияние как на параметры образовательной среды программы, так и на становление субъектной позиции ее участников. Адаптация методики экспертизы образовательной среды к специфике сетевых образовательных программ позволила провести качественный анализ типа и параметров образовательной среды программы. Экспертиза образовательной среды программы «Формула творчества» позволила доказать эффективность участия субъектов сетевой образовательной программы в процессах проектирования и организации образовательной среды; также установлено, что организация управления взаимодействием заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) в процессе проектирования и реализации программы способствует созданию образовательной среды творческого типа.
Проведенное исследование результатов изменений, внедренных в содержание программы «Формула творчества» позволило разработать рекомендации по проектированию и реализации сетевых образовательных программ развития творческого потенциала детей и молодежи.
В целом исследование подтвердило выдвинутую гипотезу об эффективности таких условий для реализации сетевой образовательной программы развития творческого потенциала детей и молодежи, как: проектирование развивающей образовательной среды творческого типа; участие субъектов сетевой образовательной программы в процессах проектирования, организации образовательной среды; организация управления взаимодействием заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) в процессе проектирования и реализации программы.
Общие выводы
В ходе проведенного исследования был решен ряд задач, позволивших подтвердить выдвинутую гипотезу об эффективности условий для реализации сетевых образовательных программ развития творческого потенциала молодежи:
1. Были изучены теоретические основы проектирования образовательной среды творческого типа, а также исследовано ее влияние на комплекс возможностей субъекта образовательной среды.
2. Были выявлены особенности структуры, психолого-образовательного содержания и проектирования сетевых образовательных программ развития творческого потенциала молодежи, что позволило определить их основные ресурсы и ограничения.
3. Была проведена адаптация методики экспертизы образовательной среды В.А. Ясвина к специфике сетевой образовательной программы для анализа типа и параметров образовательной среды. Адаптированная методика может быть применена в дальнейшем при анализе других сетевых образовательных программ развития творческого потенциала молодежи.
4. Были спроектированы и апробированы изменения в содержании и реализации сетевой образовательной программы с целью создания образовательной среды творческого типа. Эффективность изменений подтверждается результатами экспертизы образовательной среды программы.
5. На основе обобщения результатов экспериментального исследования сформулированы рекомендации по проектированию и реализации сетевых образовательных программ развития творческого потенциала детей и молодежи, которые можно использовать при проектировании творческой образовательной среды в иных образовательных программах развития творческого потенциала молодежи, а также при подготовке специалистов по направлению «Организация работы с молодежью» и педагогов дополнительного образования.
1. Barron, J. Building chain of success in marketing higher education: The alumni connection. //Industrial and Commercial Training. - Volume 47, Issue 5, 6 July 2015, Pages 253-256
2. Dietrich A., Human creativity, evolutionary algorithms, and predictive representations: The mechanics of thought trials. / A. Dietrich, H. Haider. // Psychonomic Bulletin and Review. Volume 22, Issue 4, 27 August 2015, Pages 897-915.
3. Duncan O.D. Social organization and the ecosystem.
// Handbook of modern sociology. Chic, 1964. P. 36 - 82.
4. Galimullina E.G., Model of network communication between establishment of higher education and school in terms of intensification of practical orientation of bachelor's training of pedagogical education. / E.G. Galimullina, Y.M. Lyubimova. // Social Sciences (Pakistan). - Volume 10, Issue 6, 2015, Pages 956-964
5. Gallagher, S.A. The role of problem-based learning in developing creative expertise. // Asia Pacific Education Review. Volume 16, Issue 2, 28 April 2015, Article number 9367, Pages 225-235
6. Silvia, P.J. Intelligence and Creativity Are Pretty Similar After All // Educational Psychology Review. - 2015. - Volume 27, Issue 4, - Pages 599-606.
7. Zhang, G. Creativity and social alienation: the costs of being creative. / A. Chan, J. Zhong, X. Yu. // International Journal of Human Resource Management. - 14 September 2015, 25p
8. Агафонова И.Н. Организационная культура образовательного учреждения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - №1. - С. 71 - 75.
9. Адизис И. Управляя изменениями. / И. Адизис - СПб.: Питер, 2008. - 224с.
10. Антопольская Т.А. Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей: дис. ... д-ра пед. наук / Т.А Антопольская. - М.: ММФ, 2010. - 224 с.
11. Атлас новых профессий 2.0. / под ред. Павла Лукши. — 2-е изд., исправл. и доп. — М., 2016. 288 c.
12. Басов Н.В. Сети межорганизационных взаимодействий как основа реализации открытых инноваций // Инновации. - 2010. - №7. - С. 36 - 47.
13. Борисанова Н.В. Влияние сетевой образовательной программы развития творческих способностей школьников на изменение образовательной среды учреждения дополнительного образования. // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358. - C. 94 - 96.
14. Борисенков В.П. Что такое образование сегодня? // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 5- C. 3 - 8.
15. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей // Директор школы . - 1995. - № 2. - С. 56-59...83