Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА «ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА» В РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Работа №177953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление психологической прозы Лермонтова в контексте
романтической традиции 8
1.1. Психологические открытия романтизма 8
1.2. Психологические дебюты Лермонтова-прозаика в романах «Вадим» и
«Княгиня Лиговская» 19
Глава 2. «Герой нашего времени» как первый русский психологический роман 26
2.1. Дневник как форма внутренней жизни героя 26
2.2. Дуэль и сложность психологических мотивировок 33
Глава 3. Печорин как герой эпохи 51
3.1. Рефлексия как способ бытия Печорина 51
3.2. Ирония и самоирония в контексте печоринской психологии 60
3.3. Диалектика свободы и необходимости в сознании Печорина 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 95


Личность Михаила Юрьевича Лермонтова до сих пор остается загадкой. Каким он был? Как его образ отразился в его творчестве? Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок русской культуры XX века. Раскрыть эту загадку и определить миссию поэта мы попытаемся через его творчество, через воспоминания современников, через знакомство с оценкой критиков. А итогом нашего исследования должно стать написание эссе «Мой Лермонтов», где каждый из вас постарается передать свое восприятие образа поэта и его лирического героя.
Лучше всего творческий человек раскрывает свой внутренний мир через этический идеал, проявляющийся в его произведениях. Понять Лермонтова - человека можно только прочитав его поэтическую исповедь. Форма исповеди широко распространена в романтической литературе, поскольку она хорошо отвечает важной для романтиков задаче — представить внутренний мир героя и его глубинные психологические конфликты.
Исповедь Лермонтова — это его стихотворения и поэмы, драмы и роман «Герой нашего времени». Особенно ранняя лирика похожа на дневниковые записи. В стихотворениях этого периода поэт пытается раскрыть сложную внутреннюю жизнь человека, поэтому они носят исповедальный характер.
Актуальность. Герой нашего времени» - уникальное явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса.
Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени» живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых поколений.
С момента своего выхода в свет лермонтовский роман является объектом постоянной полемики, и самые жаркие дискуссии разгораются, как только речь заходит о центральном персонаже.
У лермонтовского героя с самого начала появились яростные противники и не менее яростные заступники.
Говоря о «внутреннем человеке» в «Герое нашего времени», исследователи чаще сосредотачиваются на изображении сложного противоречивого мира героя, «истории души» Печорина. Между тем, проблема «внутреннего человека», особенно в лермонтовской постановке и в связи с романтической традицией, на наш взгляд, имеет еще ряд аспектов. Романтики понимали внутренний мир человека как подлинную вселенную, прекрасную, беспредельную и таинственную. «Внутренняя Вселенная», которая еще великолепнее и достойнее восхищения, нежели внешняя, нуждается в ином небе, нежели то, которое простирается над нами, и в ином, более возвышенном мире, нежели тот, который обогреваем лучами солнца» [Цит. По: Эткинд, 1998: 11].
Рассуждая о «внутреннем человеке», романтики прежде всего имели ввиду жизнь духа, находящуюся в сложном процессе движения и борьбы противоречивых тенденций.
Представления о «внутреннем человеке» включали в себя неизбежность и необходимость самосозерцания, самопознания, самоанализа, устремленность мысли к центру «Я». Вместе с тем «внутренний человек» для романтиков - это сознание, ощущающее и воспринимающее внешний мир, и потому синтетическое в своей основе.
Рассуждая о «внутреннем человеке» в романе, представляется необходимым учитывать такие грани его духовного мира, которые определены временем. К подобным историческим приметам сознания Печорина, на наш взгляд, в особенности относится его ироничность, а также сосредоточенность на проблеме свободы воли и необходимости, которые чаще рассматривались в философском аспекте, нежели как черты сознания героя. Таким образом, роман Лермонтова, по-видимому, содержит целый ряд еще открытых вопросов, что и обуславливает актуальность обращения, к нему.
Объект исследования выпускной квалификационной работы является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Предмет - «внутренний человек» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и способы его художественного изображения.
Цель дипломной работы - проследить пути, средства, психологию «внутреннего человека» в романе «Герой нашего времени».
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проследить закономерность психологических исканий Лермонтова в ранних неоконченных романах «Вадим» и «Княгиня Лиговская»;
2. Определить роль дневника как внутренней формы и жизни героя;
3. Рассмотреть мотивировки дуэли и ее психологические предпосылки в романе;
4. Проанализировать значение любовной линии в раскрытии внутреннего мира Печорина;
5. Исследовать функции иронии в создании образа героя времени.
Степень изученности. В этом аспекте к нему обращались такие известные исследователи, как В.В.Виноградов, Э.Г.Герштейн, А.И.Журавлева, В.И.Коровин, В.В.Липич, Е.Н.Михайлова, Б.Т.Удодов, М.М.Уманская, Б.М.Эйхенбаум и др. Ими был сделан ряд ценных наблюдений над лермонтовским художественным решением проблемы «внутреннего человека». Однако сама проблема настолько сложна, а художественный мир романа столь многогранен, что они еще не могут считаться исчерпанными.
В романе чрезвычайно важен образ воспринимающего сознания. Мир увиден глазами Печорина, другие персонажи проведены сквозь призму его восприятия. В лермонтоведении на это указывали И.А.Зайцева, С.Н.Никитин,
Б.Т.Качурин, А.М.Шнеерсон. И все же данный аспект романа представляется не вполне исследованным.
Особенно важно отметить исследование С.И. Родзевича «Лермонтов как романист», в котором проводится сопоставление сюжета, черт главного героя и системы персонажей «Героя нашего времени» с «Адольфом» Б. Констана, «Исповедью сына века» А. де Мюссе, «Рене» А. Шатобриана. Но исследователь, к сожалению, не рассматривает структуру повествования, несмотря на то, что в работе проводятся не только содержательные, но и лексико-синтаксические параллели.
Стилистическим особенностям лермонтовского произведения посвящены более поздние работы, такие, как статьи В.В. Виноградова «Стиль прозы Лермонтова» и М.А. Белкиной «Светская повесть 30-х годов и «Княгиня Лиговская» Лермонтова». В обеих работах ставится вопрос о соотношении языка и сюжета лермонтовских произведений и романтических повестей 20х - 30х гг. Вслед за ними А.В. Федоров в книге «Лермонтов и литература его времени» указывает на переосмысление Лермонтовым уже сложившейся традиции русских романтических повестей.
Теоретико-методологической основой явились работы таких лермонтоведов, как В.В.Виноградов, Э.Г.Герштейн, И.А.Зайцева, Е.Н.Михайлова, Б.Т.Удодов, М.М.Уманская, У.Р.Фохт, Б.М.Эйхенбаум, а также труды исследователей истории и теории романтизма: Н.Я.Берковского, В.В.Ванслова, Л.Я.Гинзбург, Н.А.Гуляева, Н.Я.Дьяконовой, В.М.Жирмунского, Л.А.Капитановой, И.В.Карташовой, В.И.Коровина,Ю.В.Манна и др.
Методология. В работе были использованы следующие методы: культурно-исторический, сравнительно-исторический,типологический Научная новизна исследования определяется сложностью, дискуссионностью поставленных в ней вопросов. Целый ряд аспектов лермонтовского романа до сих пор вызывает противоречивые, порой резко контрастные суждения исследователей. В выпускной квалификационной работе делается попытка пересмотреть ряд устоявшихся концепций, связанных с проблемой «внутреннего человека» в «Герое нашего времени», и предложить новое решение некоторых ее аспектов. Также по материалам дипломной работы представлена разработка урока литературы.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация: Промежуточные результаты работы были представлены в форме доклада на научной конференции «БЕЛГОРОДСКИЙ ДИАЛОГ-2019: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОЛОГИИ», в апреле 2019г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный в работе анализ позволяет прийти к следующим выводам. Проблема «внутреннего человека», восходящая еще к «Исповеди» Августина Блаженного, приобрела особое значение в философии и художественном творчестве романтиков, увидевших бесконечную сложность, неисчерпаемость «вселенной» человеческого духа (романтическая философия Шеллинга, Г егеля, Новалиса, Фр. Шлегеля).
Эта устремленность к постижению глубин человеческого духа обусловила глубокий психологизм, к которому стремились как западноевропейские, так и русские романтики. Своей вершины развитие данной тенденции достигло в романе Лермонтова «Герой нашего времени», впитавшем в себя художественный опыт, плодотворные эстетические находки, сделанные предшественниками - философами и писателями - и, вместе с тем, существенно развившем и преобразовавшим их в соответствии с новыми творческими задачами, которые ставил перед собой русский писатель.
Романтизм обратился к изображению новых сфер внутреннего мира человека: кульминационным и переломным моментам душевной жизни, смутным, «неоформившимся» чувствам, находящимся в сфере подсознания (романтическое «предчувствие», «томление»), выяснению истинных мотивов, движущих его поведением, соотношению в сознании эмоционального и рационального начал.
Однако в романтических способах изображения внутренней жизни отчетливо обнаруживаются две тенденции. С одной стороны, это стремление измерить всю глубину человеческой души, проникнуть в самые потаенные уголки внутреннего мира и максимально точно, адекватно выразить процессы, происходящие в нем (французский аналитический роман, представленный именами Сенанкура, Шатобриана, Констана, Мюссе). В то же время, романтики опасались вернуться к холодным, рациональным построениям классицизма, с которыми так отчаянно боролись. Примечательно, что две эти тенденции - зачастую парадоксальным образом - «переплетались» в творчестве писателей. Исследование специфики их соотношения в произведениях конкретного автора представляет собой принципиальную важность для уяснения своеобразия его подхода к изображению внутреннего мира человека.
В зависимости от общего движения романтизма менялись способы изображения человека. По мнению исследователей (Н.Я.Берковский, И.В.Карташова) проблема человеческого характера ранними романтиками осмыслялась преимущественно в философском, «трансцендентальном» аспекте. Они «берегли» своих персонажей, в особенности положительных, от резкой характерности, что опять же связано с их философскими воззрениями. Человек, в котором заключены бесконечные возможности, не должен останавливаться на чем-либо конкретном, застывшем, ибо это «выхолащивает», сужает потенциальное (причем бесконечное) - богатство его внутреннего мира. Фиксированный, вполне исследованный, определенный и предсказуемый характер стесняет личность, приводит к некоему отвердению, загоняя в определенные рамки. Духовный мир личности чаще всего представал вне воздействий конкретной жизни, связь меж-ду переживаниями героя и социальной действительностью была ослаблена. Ранние романтики, скорее, не стремились показать ярко выраженную индивидуальность, гораздо большее внимание обращая на общие закономерности человеческой психологии.
Рассуждая о «внутреннем человеке», романтики прежде всего имели ввиду жизнь духа, находящуюся в сложном процессе движения и борьбы противоречивых тенденций. Представления о «внутреннем человеке» включали в себя неизбежность и необходимость самосозерцания, самопознания, самоанализа, устремленность мысли к центру «Я». Вместе с тем «внутренний человек» для романтиков - это сознание, ощущающее и воспринимающее внешний мир, и потому синтетическое в своей основе.В позднем романтизме, наряду с углублением трагичности мировосприятия, наблюдается стремление к большей индиви-дуализации героя. В ряде произведений уже намечаются связи между личностью и окружающим миром, взятом не в его социальном, а в историческом содержании. Представители своего поколения, «сыновья» и герои века появляются в произведениях Байрона, Нодье, Констана, Мюссе, Ж. Санд. С этими процессами связан и роман Лермонтова «Герой нашего времени». Интерес к «внутреннему человеку» и все более углубляющееся внимание к этой проблеме выразились в интенсивном развитии автобиографических жанров. Ими оказались личный дневник, записки, журнал, исповедь-воспоминание.
Проведенный в работе анализ (диахронический аспект), показывает, что способы воплощения человеческой психологии, использованные Лермонтовым в его первом крупном прозаическом опыте, были весьма распространенными в литературе 30-х годов XX века. Автор «Вадима» следовал уже сложившейся традиции. Главным средством раскрытия внутреннего мира героя является исповедь. Значение диалогической речи в изображении процесса духовной жизни невелико. Заметную роль играет авторская интроспекция, а также отражение внутренних переживаний через внешнее проявление.
В «Княгине Лиговской» автор ставит перед собой иную задачу. От внутренней стороны человеческой жизни он переходит к изображению ее внешней стороны, то есть к описанию поступков и событий. Лермонтов отказывается от роли всезнающего повествователя и занимает позицию наблюдателя, очевидца. Главную роль играет событие, действие, основной психологической характеристикой героев становится их поведение - речь и поступки. Процесс интонационного обогащения языка, то есть процесс превращения интонации в средство раскрытия внутреннего состояния, здесь только начинается. Часто, как будто не полагаясь на выразительность речи, Лермонтов сопровождает высказывание поясняющими ремарками. Вместе с тем, в ранней прозе Лермонтова отмечаются пси-хологические находки, впоследствии развитые и усложненные в романе «Герой нашего времени». Само понятие «внутренний человек» в романе включает в себя и приметы, порожденные временем, которые становятся чертами сознания и определяют неповторимый облик героя.
Лермонтов в своем романе продолжает, развивает и углубляет психологические открытия романтиков. Он синтезирует различные тенденции романтического способа изображения внутреннего человека. Изучая своеобразие избранной Лермонтовым формы пове-ствования, нам представилось чрезвычайно важным то, что все, о чем узнает читатель во второй части романа, дано сквозь призму восприятия главного героя. Оценки, даваемые Печориным людям и событиям, позволяют судить о скрытых наклонностях, предпочтениях, запросах. В главе «Княжна Мери» обнаруживается намеренное снижение Печориным образа Грушницко- го, что изначально продиктовано неприязненным отношением к нему со стороны главного героя.
Комические черты, намеренно подчеркнутые и преувеличенные автором дневника, становятся ведущими в изображении этого персонажа. Сопоставление характеристик Грушницкого и Вернера позволяет выявить те требования, которые лермонтовский герой предъявляет к окружающим - утверждение яркой, неповторимой индивидуальности, отрицание стертости, шаблона, тривиальности. В записи о дуэли, как представляется, главный герой смог подняться над собственными антипатиями и показать соперника подлинно трагиче-ским лицом. Своеобразие дневниковой формы сказалось также на изо¬бражении Веры. В документах автобиографического жанра выбор материала, степень освещенности чего или кого-либо зависит от воли субъекта, ведущего повествование, в данном случае Печорина. Неясность в изображении Веры продиктована тем, что в дневнике опущена предыстория их отношений.
Анализ, проведенный во втором параграфе второй главы, показал, что Лермонтов мыслил человеческое поведение полиде- терминированным. Мотивы действия персонажей не статичны. Лермонтов использует ситуационную мотивацию, то есть демон-стрирует влияние внешних условий на деятельность человека, при этом внутренняя и ситуационная мотивации не изолированы друг от друга. Распространенное мнение о том, что Печорин всегда действует предельно расчетливо и, принимая решение, скрупулезно обдумывает каждый свой поступок, нам представляется неоправданным. Лермонтовский герой далеко не всегда может разобраться в мотивах собственных действий. Чаще он совершает поступки, заранее их не обдумывая, по крайней мере, до конца. Анализ сцены дуэли и предшествующих ей событий позволил утверждать, что ее трагический исход не входил в намерения Печорина, который действовал, стремительно реагируя на динамику самой ситуации. В романе Лермонтовым развивается столь излюбленная романтиками идея о бесконечной сложности человеческой души, кото ая оказывается загадкой для самой себя. Это в полной мере относится даже к такому строгому аналитику, как Печорин.
Концептуальным представляется значение любовной истории (отношения к двум женщинам) для изображения «внутреннего человека» в романе. Взаимоотношения Печорина с княжной и Верой нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Крайне важным является фиксация психологических нюансов, свидетельствующих об изменении отношения героя к обеим женщинам. Открытия, весьма близкие к толстовской диалектике души, Лермонтов делает именно в изображении любовной коллизии. Сложность лермонтовского психологизма связана с объе-динением двух тенденций - аналитической и поэтики невыразимого, что подтверждается путем сопоставления «Г ероя нашего времени» с французским «аналитическим» или исповедальным романом. При всей неоднократно указанной близости к последнему, произведение Лермонтова отличается большей «много- слойностью» изображения духовного мира личности, присутствием психологического подтекста.
Рассмотрение граней печоринского сознания, которые, характеризуя его индивидуальный духовный мир, вместе с тем были навеяны временем, позволило сделать вывод, что таковыми являются ироничность мышления главного героя, а также соотношении в его сознании свободы и необходимости, которые обусловили сильное звучание в романе мотивов судьбы и рока.
В своем глобальном философском и психологическом значении лермонтовская ирония оказывается связанной с иронией романтиков Ироническое сознание Печорина в его связи с романтической иронией раскрывается уже в первой главе журнала. Ирония Печорина в «Тамани» - это в первую очередь самоирония, но она нисколько не обесценивает значительность переживаний героя. По нашему мнению, печоринские описания «водяного» общества весьма далеки от обличительной сатиры светских повестей 30-х годов. Иронические замечания, пожалуй, в большей степени характеризуют его внутренний мир, чем внешнюю действительность. В большей степени ирония героя сосредоточена на Грушницком. Здесь она выступает как средство дискредитации противника.
В «Княжне Мери» с наибольшей глубиной выражается своеобразие восходящего к романтизму иронического мышления. Важным оказывается эпизод погони Печорина за Верой. Ирония Печорина здесь демонстрирует подлинную свободу духа человека, способного подняться над собой, встать в какой-то момент выше собственного «Я». Об исторической обусловленности иронии Печорина, которая являлась типологической чертой целого поколения, свидетельствует близость сознания Печорина и путешествующего офицера, от лица которого ведется повествование в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Сочетание в «Бэле» жанров путевого очерка и авантюрной новеллы, иронически обыгрывается повествователем.
Наблюдения, сделанные во втором параграфе 3-й главы, показали, что термин «судьба» в главе «Фаталист» употребляется именно в метафизическом смысле, как неподдающаяся познанию внешняя сила, влияющая своими действиями на ход человеческой жизни.
Высказывания Печорина, касающиеся этой силы, делятся на две группы. Часть из них допускает возможность человеческого волеизъявления, признавая право индивида самому решать свою участь, другие - превращают людей в слепых исполнителей чужих замыслов. Таким образом, к началу событий, описываемых в финальной главе романа, твердого, однозначного мнения относительно роли судьбы в жизни каждого человека у героя не было.
Вопреки попыткам многих исследователей зачислить лермонтовского героя в ряды сторонников или противников предопределения, сам Печорин, «имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо», твердой позиции по интересующему его вопросу так и не выработал. Скептицизм и сомнение, являясь характерной приметой человека переходной эпохи, какой была эпоха 30-40-х годов Х1Х-го века, в романе Лермонтова становятся ярчайшей особенностью самосознания героя.
Как было показано в дипломной работе, в последнем романе М.Ю. Лермонтова осуществляется сложнейший синтез тенденций, рожденных в романтизме, и вместе с тем, эти тенденции поднимаются уже на принципиально новый философско-эстетический уровень. Тонкое, чрезвычайно усложненное изображение духовного мира личности в романе «Г ерой нашего времени» непосредственно предваряет расцвет психологизма в творчестве Достоевского и Толстого, в сущности, прокладывает ему дорогу.
На основе полученного анализа материала, в рамках педагогической специальности в приложениях работы представлена методическая разработка урока литературы на тему: ««Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа.



1. Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки [Текст] / И.Л. Андроников. - М.: Художественная литература, 2017. - 650 с.
2. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова [Текст] / В.Г. Белинский. // Лермонтов М.Ю.: pro et contra / Со ст. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2012. - С. 74-82
3. Бурачок С.О. «Герой нашего времени» М. Лермонтов (Разговор в гостиной) [Текст] / С.О. Бурачок. // Лермонтов, М.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2012. - С. 53-66
4. Вайль П. Печоринская ересь. Лермонтов [Текст] / П. ВАйль. // Родная речь: уроки изящной словесности. - М.: Независимая газета, 2011. - 5 с.
5. Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова [Текст] / И.И. Виноградов. // Лермонтов, М.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2012. - С. 634-657
6. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова [Текст] / Э.Г. Герштейн. - М.: «Художественная литература», 2016. - 364 с.
7. Гурвич И.А. Загадочен ли Печорин? [Текст] / И.А. Гурвич. // Лермонтов М.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2012. - С. 792-801
8. Комментарии. Из первых откликов [Текст] // Лермонтов, М.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2012. - С. 792-801
9. Копылов И.Л. Роман «Герой нашего времени» [Электронный ресурс] // Вся русская литература. - М.: Современный литератор, 2012. // Режим доступа: http://a4format.ru/pdf_fles_bo2/48fcb7c9.pdf - 24.04.2019
10. Крупчанов Л. М. История русской литературной критики Х1Х века [Текст] / Л.М. Крупчанов. - М.: Высшая школа, 2015. - 383 с.
11. Крупышев А.М. Герой в сюжете романа [Текст] / А.М. Крупышев. - Кострома: Лабиринт, 2017 - 274 с.
12. Крылов В. Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры [Текст] / B. Н. Крылов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2015. - 268 с.
13. Кулешов В. И. История русской критики ХУШ - начала ХХ века[Текст] / В. И. Кулешов. - М.: Просвещение, 2011. - 432 с.
14. Лебедев Ю.В. История русской литературы 19 века.1800-1833-е годы [Текст] / Ю.В. Лебедев. - М.: АСТ, 2007. - С. 387-396.
15. Липич В.В. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов: две грани русского романтизма: монография / В.В. Липич. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 344 с... 48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ