Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь агрессивности личности и профессионального выгорания сотрудников МЧС

Работа №177884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы связи профессионального выгорания и агрессивности сотрудников МЧС в отечественной и зарубежной психологии 9
1.1. Проблемы изучения синдрома профессионального выгорания в
отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Аспекты изучения агрессивности в отечественной и зарубежной
психологии 19
1.3. Особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС 27
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение связи агрессивности личности и
профессионального выгорания сотрудников МЧС 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения связи агрессивности
личности и профессионального выгорания сотрудников МЧС 36
2.3. Рекомендации для сотрудников МЧС по профилактике
профессионального выгорания 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1. Диагностические методики в порядке из предъявления Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных .. Ошибка! Закладка не определена. Приложение 3. Результаты математико-статистической обработки эмпирических данных Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 4. Тренинговая программа по профилактике и снижению уровня синдрома профессионального выгорания сотрудников МЧС 95


Актуальность проблемы исследования обусловлена тем что, на данный момент большую значимость для исследователей приобретает изучение психических состояний личности в процессе профессиональной деятельности. Наибольший интерес вызывают исследования
профессиональной деятельности в экстремальных условиях опасных для жизни. К категории таких работников относятся сотрудники МЧС. Работа сотрудников МЧС связана повышенным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным постоянным ожиданием опасности, высокой степенью личного риска, ответственностью за жизни других людей, столкновение с человеческим горем, а также необходимостью принятия важных решений за короткий промежуток времени. Все эти факторы оказывают неоднозначное влияние на психику человека и требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей. Влияние данных особенностей профессиональной деятельности может способствовать развитию профессионального выгорания. Таким образом, актуальным является изучение профессионального выгорания сотрудников МЧС, а именно, его связи с таким качеством личности как агрессивность.
Анализ публикаций свидетельствует о том, что проблема профессионального выгорания вызывает интерес многих ученных. Данной проблемой занимались многие отечественные ученные (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, Т.В. Форманюк, В.Е. Орел, М.В. Борисова, Ю.С. Шойгу, А.Л. Загорюев). В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В своих работах В.В. Бойко выделяет три фазы эмоционального выгорания, каждая из которых проявляется в виде четырех симптомов: напряжение, резистенция, истощение. Н.В. Гришина рассматривает эмоциональное выгорание как особое состояние человека, вызванное профессиональными стрессами. По ее мнению, развитие выгорание не ограничивается только профессиональной сферой, а появляется в различных ситуациях жизни человека.
Отечественные психологи активно изучали факторы развития профессионального выгорания, так Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные. В. Е. Орел индивидуальные и организационные, М.В. Борисова объективные и субъективные. Ю.С. Шойгу в своей книге выделяет три группы факторов риска, которые обуславливают профессиональное выгорание: объективные факторы, социально¬
психологические факторы, субъективные факторы.
А.Л. Загорюев исследовал особенности динамики ухудшения эмоционального состояния человека в процессе осуществления той или иной совместной деятельности, в случае, когда деятельность регламентирована обязанностями, не позволяющими произвольно ее приостанавливать, эффект ухудшения эмоционального состояния будет приобретать черты выгорания.
Публикации последних лет направленны в основном на изучение признаков профессионального выгорания сотрудников МЧС (М.М. Калашникова, И.А. Фараонова (2017)), механизмов развития эмоционального выгорания сотрудников МЧС (Н.Ю. Власенко, Н.Г. Семенова (2016)).
Так же проблемой профессионального выгорания занимались зарубежные ученные (Г. Фройденбергер, К. Маслач, С.Е. Джексон, Б. Перлман, Е.А. Хартман, М. Буриш). Г. Фройденбергер определяет синдром профессионального выгорания как поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.
Зарубежные ученные Б. Перлман и Е.А. Хартман рассматривают профессиональное выгорание как ответ на хронический эмоциональный стресс, который включает три компонента: эмоциональное и физическое истощение, снижение рабочей продуктивности, деперсонализация или дегуманизация межличностных отношений. К. Маслач и С.Е. Джексон определяют синдром профессионального выгорания как трехмерный конструкт, который включает в себя эмоциональное истощение; деперсонализацию, редуцирование личных достижений. М. Буриш разработал модель эмоционального выгорания, в которой он выделил шесть стадий: предупреждающая фаза, снижение уровня собственного участия, эмоциональные реакции, фаза деструктивного поведения, психосоматические реакции и снижение иммунитета, разочарование и отрицательная жизненная установка.
Изучением агрессивности занимались многие отечественные ученые (Н. Д. Левитов, П. А. Ковалев, Т. Г. Румянцева). Н.Д. Левитов рассматривал агрессию как психическое состояние и выделял в ней три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой. П.А. Ковалев под агрессивностью понимает устойчивый набор личностных качеств, который способствует совпадению потребности и цели насильственного поведения. Т.Г. Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения, которая реализуется в контексте социального взаимодействия, но при этом поведение будет агрессивным при следующих условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения.
Так же исследованием агрессивности занимались зарубежные ученные (А.Басс, А. Дарки, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц). А. Басс ввел первое научное определение агрессии, согласно ученному, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
А. Басс и А. Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотреть агрессию как комплексный феномен. Ими был предложен опросник, состоящий из восьми индексов, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон под агрессивным поведением рассматривали любую форму поведения, которая направлена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного рода обращения с ним. Л. Берковиц разработал теорию посылов к агрессии, согласно ученному стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию, подобно с классической выработкой условных рефлексов. Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитым ранее дискомфортом и болью.
Проявление агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС в современных научных публикациях рассматривается в рамках профессиональных деформаций личности (А.А. Ларина (2014), М.А.Круглова (2015)). В зарубежных публикациях проводилось исследование по изучению влияния вербальной агрессии на эмоциональное выгорание студентов (H. Yaratan, O.Uludag (2012)), влияние эмоционального выгорания на агрессивное поведение полицейских (C. Queiros, A. LeitaodaSilva, I. Teixeira (2012)). При этом необходимо отметить, что проблема связи между агрессивностью и профессиональным выгоранием сотрудников МЧС изучена недостаточно, что и составило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каков характер связи между агрессивностью и профессиональным выгоранием сотрудников МЧС?
Цель исследования: изучить связь между агрессивностью и профессиональным выгоранием сотрудников МЧС.
Объект исследования: профессиональное выгорание сотрудников МЧС.
Предмет исследования: характер связи агрессивности сотрудников МЧС с их профессиональным выгоранием.
Гипотеза: между агрессивностью личности и профессиональным выгоранием сотрудников МЧС есть связь, а именно : чем выше уровень профессионального выгорания у сотрудников МЧС, тем чаще они будут использовать пассивные агрессивные реакции.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы профессионального выгорания и агрессивности сотрудников МЧС в отечественной и зарубежной психологии;
2. Изучить синдром профессионального выгорания сотрудников МЧС;
3. Изучить агрессивность сотрудников МЧС;
4. Выявить различия между показателями агрессивности личности и профессиональным выгоранием сотрудников МЧС;
5. Проанализировать связь показателей профессионального выгорания и агрессивности сотрудников МЧС;
6. Разработать рекомендации и тренинг направленный на профилактику уровня профессионального выгорания сотрудников МЧС.
Теоретическая основа исследования: основу нашего исследования составила трехфакторная модель профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона, согласно которой выгорание представляет собой трехмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. А также модель эмоционального выгорания В. В. Бойко, в которой она выделяет три фазы эмоционального выгорания, каждая из которых проявляется в виде четырех симптомов: напряжение, резистенция, истощение. Так же в основу нашего исследования входит теория агрессии А. Басса и А. Дарки, которые рассматривали агрессию как комплексный феномен. Так же они являются авторами методики, которая направлена на выявление симптомов агрессии и враждебности.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы статистической обработки данных: статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Н-Крускалла Уоллиса, корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) и факторного анализа. Математическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS-21.
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон), методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко), методика диагностики агрессивности (Басса-Дарки).
Практическая значимость исследования: определяется тем, что разработанная нами тренинговая программа может быть использована психологами МЧС для профилактики и снижения уровня профессионального выгорания сотрудников МЧС.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе главного управления МЧС по Белгородской области. В нем принимали участие 103 сотрудника в возрасте от 26 и до 45 лет.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 68 источников, в том числе 9 на иностранном языке, 4 приложения. В тексте выпускной квалификационной работы содержится 1 таблица и 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональное выгорание, по К. Маслач, - это синдром физического и эмоционального истощения, который ведет к развитию отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрате понимания и сочувствия по отношению к клиентам, которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением. Проявления синдрома
профессионального выгорания: эмоциональное истощение,
деперсонализация, редукция личных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной усталости и опустошенности, вызванное профессиональной деятельностью.
Деперсонализация представляет собой безличное и циничное отношение к профессиональной деятельности и проявляется в деформации отношений с окружающими людьми. Редукция личных достижений проявляется в негативном оценивании себя, своих профессиональных качеств, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. У сотрудника возникает чувство профессиональной непригодности, осознание неуспеха в профессии.
Агрессивное поведение, по А. Бассу и А. Дарки, является одной из форм реагирования на неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие дезорганизующие психические состояния. Данное реагирование может проявляться в деструктивных действиях человека, направленных на нанесение вреда как окружающим, так и самому себе.
А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды агрессии: физическая агрессия - применение прямой силы для нанесения физического и морального ущерба; раздражение - проявление готовности к негативным чувствам; косвенная агрессия - агрессивные действия представлены в скрытой форме, данные действия направлены на конкретное лицо. Так же под косвенной агрессией понимают взрывы ярости, битье кулаками по столу и т.д. при этом направленность таких действий скрывается или не осознается самим субъектом агрессии; негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная против установленных законов и обычаев; вербальная агрессия - негативные чувства проявляются через крик, визг, словесные ответы, без физического воздействия; обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за вымышленные действия; подозрительность -отношения индивида от осторожности до недоверия, которое сводится к убеждению, что другие личности что-либо планируют с целью нанести вред; чувство вины - индивид убежден в том что он плохой человек, который совершает негативные поступки, на фоне этого человек испытывает постоянные угрызения совести.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что между агрессивностью личности и профессиональным выгоранием сотрудников МЧС есть связь, а именно чем выше у сотрудников МЧС будет наблюдаться профессиональное выгорание, тем чаще они будут использовать пассивные виды агрессии. А именно такие виды агрессии как: косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, враждебность, по сравнению с сотрудниками МЧС с низким уровнем профессионального выгорания, которым свойственно испытывать чувство вины.
Факторный анализ позволил нам выявить некоторые закономерности в распределении симптомов эмоционального выгорания и видов агрессивности. Так у испытуемых с высоким уровнем профессионального выгорания оно проявляется в следующих симптомах: «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Резистенция», «Эмоционально-нравственная
дезориентация», «Истощение», «Эмоциональный дефицит», «Эмоциональная отстраненность». Так же сотрудникам с высоким уровнем профессионального выгорания при переживании эмоционального истощения и деперсонализации наиболее свойственно проявлять агрессию. В отличие от испытуемых с низким уровнем профессионального выгорания, испытуемые с высоким и средним уровнем профессионального выгорания наиболее подвержены психосоматическим нарушениям, чаще переживают редукцию личных достижений, личную беспомощность и эмоциональную отстраненность в профессиональной деятельности, и в целом испытывают неудовлетворенность собой.
Полученные нами данные могут быть использованы психологами МЧС, для профилактической работы с сотрудниками. Так же разработанная нами тренинговая программа может применяться в целях профилактики профессионального выгорания сотрудников МЧС. Так же возможно дальнейшее изучения профессионального выгорания в рамках деятельности сотрудников МЧС.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Бадалян, Ю.В. Эмоциональное выгорание сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России / Ю.В. Бадалян // Теория и практика общественного развития. - 2012 - № 4 - С. 120-122.
3. Бандура, А. Теория социального научения. / А. Бандура. - СПБ.: Евразия, 2016.
4. Басс, А. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. - 1967. - №3. - С. 27-28; 60-67.
5. Баскин, Ю.Г. Проблемы управления качеством профессиональной подготовки сотрудников ГПС в условиях модернизации российского пожарно-технического образования / Ю.Г. Баскин, Р.А. Степанов, П.В. Канисев // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2011. - № 1 (17). - С. 35-39.
6. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц - М.: Академия, 2001. - 512 с.
7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. / В. В. Бойко - СПб .: Питер, 2009. - 278 с.
8. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоцио нального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. -№ 2.
9. Бухтияров, И.В. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. / И.В. Бухтияров, М.Ю. Рубцов // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. - 2014. - №2. - С. 106-111.
10. Вавилов, М.В. Оперативный психологический контроль и прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.
11. Ваньков, А.Б. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников МЧС / А.Б. Ваньков, С.А. Сахаров // Достижения вузовской науки: от теории к практике сборник материалов II Международной научно-практической конференции.. - 2017. - №1. - С. 100-104.
12. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова - СПб: Питер, 2009. - 336 с.
13. Власенко, Н.Ю. Исследование условий и механизмов развития синдрома эмоционального выгорания среди сотрудников МЧС / Н.Ю. Власенко, Н.Г. Семенова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. . - 2016. - №2. - С. 125-129.
14. Гордеева, А.Н. Профессиональное выгорание сотрудников МЧС с разными типами личностного реагирования на стрессовую ситуацию / А.Н. Гордеева // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2017. - №17-3. - С. 85-94.
15. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с... 68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ