Аннотация 10
Введение 3
1 Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости
регионального бюджета 5
1.1 Понятие устойчивости регионального бюджета 5
1.2 Критерии и показатели финансовой устойчивости регионального бюджета 8
2 Методические подходы к оценке финансовой устойчивости бюджета субъекта
Российской Федерации и способы укрепления устойчивости регионального бюджета 19
2.1 Методы оценки финансовой устойчивости региональных бюджетов 19
2.2 Направления повышения устойчивости региональных бюджетов 30
3 Оценка финансовой устойчивости регионального бюджета Томской области и 35 направления ее повышения
3.1 Экономический потенциал Томской области 35
3.2 Анализ текущей устойчивости регионального бюджета Томской области 41
3.3 Направления повышения устойчивости регионального бюджета Томской 54 области в условиях реализации национальных проектов
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Сравнительный анализ показателей и методик оценки 78 устойчивости бюджета
Приложение Б Систематизация подходов к понятию финансовой устойчивости 79 регионального бюджета
Приложение В Расходы на реализацию государственных программ Томской 80 области в 2017 году
Приложение Г Динамика распределения налоговых доходов, собираемых на 84 территории Томской области
Приложение Д Динамика исполнения налоговых и неналоговых доходов 85
областного бюджета
Приложение Е Долговые обязательства Томской области 86
Финансовая основа любого государства - это бюджетная система, в структуре которой важное место занимают финансы регионов. Бюджет является основным и важнейшим источником финансирования деятельности любого субъекта. От качественных характеристик и параметров регионального бюджета зависит реализация основополагающих задач и функций органов власти, а также результативность в решении основных проблем региона: вопросов сферы здравоохранения, социальных вопросов, вопросов жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования и др.
Состояние бюджета можно охарактеризовать различными показателями: общим объемом доходов и расходов бюджета, размерами дефицита бюджета, долей собственных доходов и динамика их роста, размерами безвозмездных поступлений и другими.
Показатели устойчивости регионального бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. Понятие устойчивости бюджета аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: оба понятия основываются на общих принципах - полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономности расходования средств, обязательности осуществления инвестиционных вложений, страхования непредвиденных расходов и рисков. Вместе с тем они различаются по своему характеру, содержанию одноименных принципов, факторам, влияющим на величину устойчивости, и так далее.
Методам оценки бюджетной устойчивости регионов, муниципальных образований необходимо уделять особое внимание. В современной бюджетной системе оценка бюджета используется при осуществлении финансового контроля, нацеленного на выявление нарушений финансовой дисциплины, в результате чего все внимание концентрируется на анализе исполнения бюджетных показателей. Действительно, главный фактор, влияющий на состояние бюджета в динамике, - способность органа власти обеспечивать в будущем платежеспособность субъекта при изменении внешних и внутренних факторов. Однако, оценить данную способность достаточно достоверно не представляется возможным только с помощью вышеперечисленных показателей. Данный факт и явился причиной появления понятия устойчивости бюджета, что делает проблему отсутствия единого подхода к оценке сбалансированности (устойчивости) бюджета наиболее актуальной.
В настоящее время модель взаимодействия уровней власти не полностью отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма. К таким проявлениям несовершенства межбюджетных отношений можно отнести, например, дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития или порой неоправданные различия основных бюджетных показателей регионов.
Необходимо отметить, что проблемам оценки бюджетной устойчивости в экономической литературе уделяется недостаточно внимания, что требует более глубокого исследования подходов к оценке устойчивости бюджетов. Все вышесказанное и определяет актуальность темы магистерской диссертации.
Определенную трудность вызывает тот факт, что в настоящее время нет четкого определения понятия устойчивости бюджета. Поэтому, в данной работе данный термин будет рассмотрен с точки зрения различных подходов и определений, чтобы стало возможным вывести умозаключение исходя из специфики мнений.
Цель исследования состоит в систематизации методических подходов к оценке финансовой устойчивости региональных бюджетов и выработке способов ее повышения (на примере Томской области).
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть различные точки зрения на понятие устойчивости бюджета, уточнить сущность бюджетной устойчивости, разработать авторское понятие устойчивости регионального бюджета;
- систематизировать критерии и показатели финансовой устойчивости бюджетов регионов, а также возможные методики оценки устойчивости;
- провести анализ показателей финансовой устойчивости бюджета Томской области на основе авторской методики;
- провести анализ устойчивости бюджета Томской области и выявить возможные пути повышения устойчивости бюджета Томской области.
Объект исследования - методические подходы к оценке финансовой устойчивости регионального бюджета.
Предмет исследования - направления повышения финансовой устойчивости бюджета Томской области.
Научная новизна проведенных исследований состоит в следующем.
1. Исследована сущность понятия финансовой устойчивости регионального бюджета и предложено авторское определение устойчивости регионального бюджета, которое отличается от изученных подходов тем, что особое внимание уделено инвестиционному развитию региона.
2. Систематизированы подходы к оценке финансовой устойчивости регионального бюджета современных российских авторов и выработана авторская методика, основанная на минимально необходимых критериях, наиболее полно отражающих основные составляющие финансовой устойчивости регионального бюджета.
3. Проведена оценка финансовой устойчивости бюджета Томской области, предложено наиболее целесообразное направление обеспечение его финансовой устойчивости, основанное на изменении пропорций распределения налоговых доходов от нефтегазовых ресурсов, проведены модельные расчеты.
Наиболее существенное влияние на формирование теоретических и практических результатов диссертационной работы оказали труды таких российских экономистов в области теории финансов и бюджета, оценки устойчивости бюджетов, эффективности управления финансами как: П.Н. Шуляка, В.В. Казакова, Н.Ю. Коротиной, С.М. Каратаева, Г.Б. Поляка, Ю.В. Развадовской, К.М. Сабитовой, Н.К. Сагайдачной, Н.Д. Шимширт, А.И. Дружинина, О.Н.Дунаева, Л.И. Лопатникова, Л.Л. Терехова, М. Блауг, Т.Г.Красновой, Н.Ф. Реймерс, В.М. Родионова, С. Власовой.
Для написания бакалаврской работы были использованы следующие методы: теоретический анализ, сравнение, классификация и обобщение, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, системного, сравнительного и графического анализа, группировки, методы экспертных оценок, метод дерева целей и др.
Магистерская диссертация выполнена на 86 страницах машинописного текста, содержит введение, 3 раздела, заключение, таблицы, рисунки, схемы и список использованных источников и литературы из 97 наименования.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цель и задачи магистерской диссертации, а также обозначает объект и предмет исследования.
Понятие устойчивости бюджета имеет достаточно много интерпретаций, изучив которые можно прийти к выводу, что финансовая устойчивость - это способность публично-правового образования обеспечивать выполнение всех расходных обязательств при сохранении определенной стабильности к внешним воздействиям и способности к инвестиционному развитию. Такое состояние бюджета обеспечивает нормальное функционирование субъекта, реализацию всех закрепленных за ним полномочий, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга.
Устойчивость бюджета в современных условиях имеет огромное значение. Необходимо правильно оценивать финансово-экономическое состояние регионов и на данной основе выстраивать целенаправленную бюджетную и налоговую политику.
В рамках проведенного исследования нами предложено авторское определение устойчивости регионального бюджета, которое отличается тем, что особое внимание уделено инвестиционному развитию региона.
Рассмотрев критерии, показатели и методики определения устойчивости бюджетов, стало возможным разработать собственную систему коэффициентов для определения устойчивости бюджета любого региона. Разработанная группа показателей небольшая, но охватывает важнейшие факторы, которые могут оказывать влияние на устойчивость бюджета субъекта. Использование данных показателей для анализа устойчивости бюджета Томской области показал, что бюджет данного региона имеет нормальный тип устойчивости, нормативы выполняются по большинству показателей. Регион полностью отвечает по своим обязательствам. Для избегания проблем финансирования основных статей расходования средств, регионом установлен список первоочередных расходов, что позволяет осуществлять эффективную политику расходования средств бюджета. Томская область имеет большую величину налоговых поступлений. Данный факт свидетельствует об относительной самостоятельности регионального бюджета и способности покрывать большую часть расходов собственными ресурсами (порядка 80%), что напрямую влияет на устойчивость бюджета.
Предложено наиболее целесообразное направление обеспечение финансовой устойчивости Томской области, основанное на изменении пропорций распределения налоговых доходов от нефтегазовых ресурсов. Таким образом, проведенные нами расчеты показывают, что при введении распределения налоговых доходов в пропорции 95/5 (95% - федеральный бюджет, 5% - региональный бюджет), полученных в результате добычи углеводородного сырья (нефть, природный газ), доходы бюджета Томской области могут возрасти на 7%, что позволит избавиться от дефицита бюджета и повысить его устойчивость. В данном случае в среднем более 30% налоговых доходов будут оставаться для распределения в Томской области, что позволит избавить бюджет от дефицита, увеличить финансирование важнейших областей в рамках национальных проектов, реализуемых в Томской области.
Однако, в условиях политики сбалансированности бюджета, а также в условиях дефицита федерального бюджета, снижение отчислений в бюджет Российской Федерации будет сопровождаться снижением безвозмездных поступлений. Модельные расчеты показали, что дополнительные доходы от НДПИ способны покрыть дотации покрыть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Также, за счет передачи части налоговых доходов данной категории в бюджеты регионов, возможно реализовать механизмы стимулирования субъектов по повышению доходной и, соответственно, налоговой базы ресурсодобывающих предприятий.
Таким образом, повышение устойчивости регионального бюджета, способность самостоятельно распоряжаться собственными налоговыми доходами, возможность пополнения Резервного фонда за счет дополнительных налоговых доходов - все это возможно при реализации выше представленных выводов на практике.
Итак, проанализировав Томскую область, финансовое состояние региона, цели и задачи бюджетной политики, можно сделать вывод, что Томская область является регионом с нормальным типом устойчивости, властью осуществляется грамотная политика по управлению ресурсами области. Томская область имеет большой потенциал развития, реализация которых позволит аккумулировать в бюджет региона больше доходов и повысить его устойчивость и сбалансированность на долгосрочный период.
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 декабря 1993 г.: (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М.,2015. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : (в ред. от 03.08.2018 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М.,2016. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ : (ред. от 11.10.2018 г., с изм. от 13.04.2016 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М.,2016. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
4 О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ : (в ред. от 25.11.2015 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М.,2015. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
5 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений [Электронный ресурс] : федеральный закон от 20 августа 2014 г. № 120-ФЗ : (в ред. от 29.11.2014 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М.,2014. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
6 Государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 310 И КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М.,2014. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
7 Послание Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] : Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 4 декабря 2014 г. И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
8 О бюджетном процессе в Томской области [Электронный ресурс] : Закон Томской области от И октября 2007 г. № 231-03 : (с изм. на 13.04.2016 г.) И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. -
2016. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
9 Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] : Закон Томской области от 30 декабря 2014 г. № 193-03 И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан.
- 2014. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
10 Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] : Закон Томской области от 28 декабря 2015 г. № 198-03 И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан.
- 2015. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
11 О резервном фонде Томской области [Электронный ресурс] : Закон Томской области от 13 октября 2010 г. № 229-03 : (ред. от 09.02.2012 г.) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. -
2012. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
12 Об исполнении областного бюджета за 2014 год [Электронный ресурс] : Закон Томской области от 9 июля 2015 г. № 101-03 И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - 2015. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
13 Об исполнении областного бюджета за 2013 год [Электронный ресурс] : Закон Томской области от 14 июля 2014 г. № 107-03 И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - 2014. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
14 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года [Электронный ресурс] : Постановление Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 г. № 2580 // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - 2015. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та.
15 О мерах по обеспечению сбалансированности областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Томской области от 19 декабря 2014 г. № 308-р И КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. -
2014. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том.гос. ун-та...97