Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Работа №177861

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология логопедия

Объем работы189
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 12
1.1. Коммуникативный аспект эмоциональной выразительности речи 12
1.2. Эмотивная лексика как средство эмоциональной выразительности
речи 17
1.3. Семантическое поле как проявление системности лексики 24
1.4. Психологические и лингвистические причины нарушения овладения
эмотивной лексикой детьми с общим недоразвитием речи 29
1.5. Методические аспекты формирования семантического поля эмотивной
лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи 37
ГЛАВА II ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 46
2.1. Цели, задачи, этапы и содержание проекта «Учимся говорить
выразительно » 46
2.2. Оценка процесса формирования семантического поля эмотивной
лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи (диагностический этап) 50
2.3. Экспериментальная проверка эффективности коррекционно -
педагогической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях (деятельностный этап) 71
2.4. Оценка эффективности коррекционно - педагогической работы по
формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи (контрольный этап) 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 108


Коммуникативный аспект считается одним из главных категорий теории культуры речи, предполагающий умение выбрать и организовать языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации в определенной ситуации общения.
Важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи, носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, существенно влияющие на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.
Самой надежной рекомендацией и верным средством для любого человека в общественной жизни и творческой деятельности является высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием.
Значение обучения средствам выразительности устной речи подчеркивают многие педагоги и ученые. Наиболее точной передаче мысли способствует обучение правильному интонационному оформлению высказывания (М.Т. Баранов, Б. Н. Головин и другие).
Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Важная роль в выразительности принадлежит лексике - тропам (И. Б. Голуб, Т. П. Плещенко).
Человек, который владеет средствами выразительности, начинает лучше понимать собеседника, а следовательно, и обретает умение понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей.
Особое место в выразительности речи принадлежит эмотивной лексике, которая владея значительным потенциалом эмоциональности, представляет собой широкий охват различного лексического материала. Эмоции манифестируются в языке разными лингвистическими средствами, в частности, роль в отображении эмоций принадлежит междометиям (языковые единицы, связанные с эмоциональной сферой человека), а также лексическим эмотивам, подразделяющиеся на классы слов: эмотивы - аффективы, лексические эмотивы и эмотивы - экспрессивы (Л. А. Калиммулина, Л. К. Парсиева).
В человеческой жизни эмотивная лексика играет важную роль. Эмоция является одним из видов коммуникации, а эмотивная коммуникация приобретает большую значимость в современном мире. Отношение человека к жизни, к другим членам общества пронизано эмоциями. Без эмоций современное общение затруднено.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР), как отмечают исследователи (Е. Н. Дроздова, Н. С. Жукова, А. В. Короткова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и многие другие) наблюдается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, медленный темп в овладении лексиконом детьми с общим недоразвитием речи, имеющий своеобразие, которое проявляется в бедности словаря: недостаточной сформированности предметной, глагольной лексики, словаря признаков. Особенности глагольной лексики описаны в работах В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой. Изучением атрибутивной лексики занимались Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. Особенности овладения предметной лексикой рассмотрены в исследованиях Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Чиркиной и других.
В методической литературе также разработаны практические рекомендации по формированию лексики у детей с речевыми нарушениями
(Ю. Ф. Гаркуша, 1992; Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, 2001;
Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, 1994 и другие).
В последние годы к изучению эмотивной лексики у детей с нарушениями речевого развития отмечается огромный интерес. Так, И. Ю. Кондратенко изучила и описала особенности овладения детьми с общим недоразвитием речи эмотивной лексикой. Л. В. Лопатина разработала методику исследования эмотивной лексики воспитанников детского дома и описала различные аспекты развития семантического поля эмотивной лексики, механизмы нарушения и особенностей формирования языковой категории эмотивности у детей-сирот.
Изучение семантических изменений в языке осуществляется благодаря такой системе, как семантическое поле, представляющее собой лексико-семантическую категорию, в которой синтезируются свойства единиц определенных классов. В семантическом классе могут устанавливаться определенные семантические отношения (основными можно считать синонимию и антонимию).
Проблемой семантического поля занимались как отечественные, так и зарубежные лингвисты: Ш. Балли, Й. Л. Вейсгербер, Г. Ипсен, В. И. Кодухов, А. И. Кузнецова, М. М. Покровский, Й. Трир, А. А. Уфимцева, Л. В. Щерба.
Исследования семантического поля детей с отклонениями в развитии представлены в работах Л. В. Лопатиной, особенности явлений антонимии и синонимии эмотивной лексики у детей с ОНР описаны И. Ю. Кондратенко.
В указанных исследованиях также представлена система логопедической работы по развитию семантического поля эмотивной лексики.
В то же время, следует отметить, что логопедами -практиками недостаточно в коррекционно-педагогической работе уделяется внимание целенаправленному формированию семантического поля эмотивной лексики у детей с ОНР на логопедических занятиях. Важность данной работы очевидна, так как дети с ОНР с трудом понимают и обозначают, эмоциональное состояние, достаточно сложно у них формируются отношения противопоставления и родовые отношения.
Поэтому выбранную тему магистерской диссертационной работы «Формирование семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» можно считать актуальной.
Изучение обозначенного вопроса позволило нам сформулировать следующие противоречия:
1. Между требованиями к коммуникативно - речевому развитию обучающихся образовательных организаций, в частности, к лексикону, и трудностями овладения эмотивной лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
2. Между реальными образовательными потребностями детей с ОНР в усвоении эмотивной лексики (антонимии и синонимии), и конкретными практическими возможностями удовлетворения этих потребностей в процессе школьного обучения из -за недостаточной разработанности организационно - содержательных аспектов коррекционно - педагогической работы.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно -
педагогической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Цель исследования: в рамках реализации педагогического проекта разработать комплекс логопедических занятий по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: комплекс логопедических занятий по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: для младших школьников с ОНР характерен низкий уровень владения эмотивной лексикой обусловленный отсутствием целенаправленной системы работы в этом направлении. Повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР позволит комплекс логопедических занятий, которые:
-позволят целенаправленно и систематически осуществлять работу по формированию семантического поля эмотивной лексики;
- будут способствовать развитию, как языковой, так и психологической базы для полной и точной характеристики эмоциональных состояний;
- будут мотивировать детей к употреблению эмотивной лексики в коммуникации.
Исходя из цели, объекта и предмета мы выделили следующие задачи исследования:
1) на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования и определить необходимость реализации педагогического проекта;
2) осуществить проектирование логопедических занятий по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР;
3) определить эффективность комплекса логопедических занятий в формировании семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена: теоретическими положениями о соотношении общих и специфических закономерностей речевого развития и о выделении ведущего дефекта и вторичных задержек и отклонений в развитии аномальных детей
(Л. С. Выготский, В. И. Лубовский); исследованиями о современном понимании роли речи в психическом развитии ребенка и его социальной адаптации (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев); положениями о соотношении мышления и аффекта, о взаимосвязи эмоционального развития и становления речемыслительной деятельности (Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн); исследованиями в области эмоциональной (эмотивной) лексики (И. Ю. Кондратенко, Л. В. Лопатина); исследованиями в области семантических полей (Т. И. Вендина, А. Н. Денисенко, С. В. Кезина, М. М. Покровский, Г. С. Щур).
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, педагогическое проектирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: получены данные, подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты об особенностях развития семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР. Обоснована эффективность структуры и содержания комплекса логопедических занятий по формированию семантического поля эмотивной лексики.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс логопедических занятий для формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи, что найдет применение в практической деятельности учителей-логопедов школьных образовательных организаций.
Этапы исследования: исследование проводилось в 2 этапа:
теоретический и этап реализация проекта.
На первом этапе (сентябрь 2016 - июнь 2017 г.) осуществлялся
теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования.
На этапе реализации проекта (сентябрь 2017 - декабрь 2018 г.)
оценивался процесс формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР. На основе полученных в ходе экспериментального исследования данных разрабатывался комплекс занятий, который в последующем был апробирован с экспериментальной группой младших школьников. Также на данном этапе была проведена оценка динамики развития семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР контрольной и экспериментальной группы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для младших школьников с ОНР характерны трудности понимания и употреблении эмотивной лексики, обусловленные не только особенностями их речевого и когнитивного развития, но и отсутствием целенаправленной, систематичной логопедической работы в данном направлении.
2. Структура и содержание разработанного комплекса логопедических занятий способствуют повышению эффективности коррекционно¬педагогической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР.
Апробация результатов исследования: Материалы исследования были представлены: в сборнике XVIII Международной научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: АКТУАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ» (г. Пенза, 25 июня 2018 г.)
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №17» г. Белгорода.
Структура работы: магистерская диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методологические основы, методы и этапы исследования. Показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе на основе анализа современной психологической, психолингвистической, методической литературы определены теоретические основы проблемы формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР.
Вторая глава посвящена реализации педагогического проекта «Учимся говорить выразительно», включающего диагностический, деятельностный и контрольный этапы.
Диагностический этап посвящен изучению организации семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР, по результатам которого, был определен состав экспериментальной и контрольной групп; а также, оценке организационно-содержательных и методических аспектов логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики младших школьников с ОНР. На деятельностном этапе осуществлялась разработка комплекса логопедических занятий по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР и его апробация. В ходе контрольного этапа проводилась оценка динамики развития семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с ОНР, путем проведения повторного изучения в контрольной и экспериментальной группе детей, а также, оформление методических разработок логопедических занятий по формированию семантического поля эмотивной лексики.
В заключении представлено теоретическое обобщение результатов исследования и сформулированы основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы позволил нам говорить, что коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способов формирования познавательной и эмоциональной сферы. Основными сторонами коммуникативной деятельности является коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны. Эмоциональность и эмотивность являются особенностями коммуникативной деятельности.
Для обозначения единиц эмотивной коммуникации используют термин фатические эмотивы, представляющие собой коммуникативные единицы, которые содержат оценочность, и ориентированы на адресата оказывая на него положительное эмоциональное воздействие.
Эмотивность выражается на всех уровнях языка синтаксическими, словообразовательными, лексическими средствами. Также эмотивность обеспечивается выразительностью речи, усиливающей впечатление от сказанного, воздействующей на чувства и воображение адресата.
Особое место в выразительности речи принадлежит эмотивной лексике.
Под Эмотивной лексикой понимается выражение при помощи языка эмоциональности человека. Как механизм лингвистического обеспечения эмоций человека она подвергалась подробному исследованию интерпретации категории эмотивности современными учеными. Категориальный статус эмотивности доказывается рядом исследований таких ученых, как Л. Г. Бабенко, В. И. Шаховский, Н. А. Лукьянова, В. Н. Телия и другие.
Эмотивная лексика включает многообразие категориально - семантических отношений, разнообразие выразительных средств и грамматического оформления. В эмотивном лексиконе слова соединяются в сложную систему разнообразными смысловыми связями.
Изучение семантических изменений в языке осуществляется благодаря такой системе, как семантическое поле, которое представляет собой комплекс языковых единиц, которые объединены одинаковым значением и показывающие понятийную, предметную или функциональную схожесть обозначаемых явлений. Семантическое поле обладает сложной языковой структурой, и имеет вертикальную и горизонтальную организацию. Структурный каркас поля представлен разнообразными классами лексических единиц, которые по смысловым признакам очень похожи, а в семантическом классе могут устанавливаться семантические отношения (основными можно считать синонимию и антонимию).
Антонимические и синонимические отношения характеризуют семантические отношения внутри семантического поля. В связи с этим состояние антонимии и синонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова.
Как показывают исследования М. В. Ковалевой, И. Ю. Кондратенко, Л. В. Лопатиной дети с ОНР испытывают следующие трудности при освоении эмотивной лексики: сложный процесс восприятия и понимания эмоциональных состояний, трудности в даче оценки событиям, эмоциональным ситуациям, переживаниям других людей. Также у таких детей наблюдаются трудности при образовании синонимом и антонимов (в использовании слов, имеющих широкое значение и в использовании смысловых замен) из-за недостаточности понимания и
дифференцированности эмоциональных состояний.
Причины данных трудностей овладения детьми с ОНР эмотивной лексикой обусловлены незрелостью эмоционально - волевой сферы; особенностью в развитии личности; познавательной деятельности; нарушением речевого развития, особенностью коммуникативной сферы.
После анализа теоретической литературы мы приступили к реализации проекта «Учимся говорить выразительно», который включал в себя три этапа: диагностический, деятельностный и контрольный.
На первом этапе было выявлено, что в результате количественного и качественного анализа анкетирования учителей - логопедов наблюдается преимущественно средний уровень теоретической компоненты логопедической работы по формированию эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи. Работу по формированию эмотивной лексики у младших школьников с ОНР они ведут эпизодически, она недостаточно систематична и целенаправленна.
У большинства детей младшего школьного возраста с ОНР наблюдается низкий уровень сформированности эмотивной лексики (55 %). Нами было установлено, что понимание эмоционального состояния по вербально представленной ситуации у младших школьников с ОНР преимущественно можно оценить как уровень словесного обозначения и описания экспрессии и ситуативно-конкретный уровень. У детей
наблюдается отсутствие некоторых эмоций в словаре, а также их непонимание.
При изучении антонимических и синонимических отношений особую трудность представляло для детей подбор синонимов по равнению с антонимами.
При подборе синонимов у детей наблюдались ошибки в словах на все части речи, наблюдалась потеря цели задания в процессе поиска слов, повторение форм исходного слова и слов с частицей «не» (слов-антонимов), а также воспроизведение слов другой грамматической категории.
При подборе антонимов меньшую трудность для детей вызывали прилагательные, и больше ошибок было выявлено в словах на такие части речи, как существительные, наречия и глаголы. Дети часто воспроизводили слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову антониму, называли формы исходного слова и слова с частицей «не».
При назывании слов с эмотивным значением наибольшую сложность для детей составило воспроизведение слов из ФСК слов «внешнего выражения эмоций», «эмоционального состояния», «становления эмоционального состояния». По своему «качественному наполнению» лексико-семантическое поле эмоций детей представлено в основном первичными номинациям.
На основе полученных фактов мы сделали предположение, что низкий уровень и особенности овладения эмотивной лексикой младшими школьниками с ОНР обусловлено не только спецификой языкового и когнитивного развития детей, но и тем, что учителя - логопеды не уделяют этому аспекту работы над лексиконом должного внимания.
Для дальнейшей проверки выдвинутой гипотезы нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы детей младшего школьного возраста 2 класса количестве 7 человек с низким уровнем развития.
Второй (деятельностный) этап реализации проекта был разделен на два подэтапа. На подготовительном подэтапе были выделены направления и приемы логопедической работы, учитывающие особенности формирования семантического поля эмотивной лексики в онтогенезе и особенности эмоционального, когнитивного и речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи.
По данным направлениям нами была разработана организационно-дидактической структуры занятия, отобраны лексические темы и эмотивная лексика к ним, а так же создан кейс игр и упражнений. На основе этого была разработана целостная системы специальных логопедических занятий.
На основном подэтапе данный комплекс логопедических занятий был апробирован с детьми экспериментальной группы.
На 3 контрольном этапе мы получили данные, которые подтверждают, что наши занятия эффективны, мы получили положительную динамику в овладении эмотивной лексикой детьми экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы по всем исследуемым параметрам. У младших школьников с ОНР экспериментальной группы произошло значительное увеличение словаря эмоций, улучшение понимания и выражения эмоциональных состояний, увеличение объема словаря антонимами и синонимами различных частей речи, обогащение словаря эмотивной лексикой входящей в различные функционально-семантические классы слов.
Таким образом, в ходе реализации проекта «Учимся говорить выразительно» нами был, достигнут планируемый результат - у младших школьников с ОНР повысился уровень владения эмотивной лексикой.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Прес, 2004. - 365 с.
2. Бабенко, Л. Г. Русская эмотивная лексика как функциональная система [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Л. Г. Бабенко. - Свердловск, 1990.
3. Бабенко, Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке [Текст] / Л.Г.Бабенко. - Свердловск, 1989. - 184 с.
4. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка [Текст] / Ш. Балли. - М.: Изд-во иностранной литературы, 2001. - 416 с.
5. Берков, В. П. Двуязычная лексикография [Текст] / В. П. Берков. - М.: Астрель, 2004. - 236 с.
6. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С. 38-38.
7. Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа [Текст] / Й. Л. Вайсгербер. - М.: УРСС Эдиториал, 2004. - 232 с.
8. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика [Текст] / Л. М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1990. - 175 с.
9. Вендина, Т. И. Введение в языкознание [Текст] / Т. И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2005. - 391 с.
10. Вежбицкая, А. Русские культурные скрипты и их отражение в языке [Текст] / А. А. Зализняк, И. Б. Левонтина И.Б., А. Д. Шмелев. - М.: Языки слав. культуры, 2005.
11. Волкова, Т. А. Речевые особенности детей страдающих психической депривацией [Текст] / Т. А. Волкова. - М., 2001.
12. Вольф, Е. М. Варьирование в оценочных структурах [Текст] / Е. М. Вольф. - М., 1979. - 294 с
13. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е. М. Вольф. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 280 с.
14. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства [Текст]: собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - Т5. - 311 с.
15. Галкина - Федорук, Е. М. Современный русский язык [Текст] / Е. М. Галкина - Федорук. - М.: Учпедгиз, 1957. - 408 с... 65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ