РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «композиция», «композиционные умения», особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности декоративного рисования в развитии композиционных
умений у старших дошкольников
1.3. Педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение уровня развития композиционных умений в декоративном
рисовании у старших дошкольников
2.2. Содержание образовательной работы по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «композиция», «композиционные умения», особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности декоративного рисования в развитии композиционных
умений у старших дошкольников
1.3. Педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение уровня развития композиционных умений в декоративном
рисовании у старших дошкольников
2.2. Содержание образовательной работы по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Декоративно - прикладное искусство как никакой другой вид учебно- творческой работы дошкольников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса включать детей в увлекательный процесс создания собственных произведений.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобрази-тельные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим учиться создавать прекрасное.
Научные труды, методические рекомендации многих педагогов посвящены проблеме обучения дошкольников декоративному рисованию (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Н. Смирнова, О.А. Соломенникова, Н. Вершинина, С. Вохринцева, Е.А. Лупандина и др.), на основе которых мы выяснили сущность понятия «ком-позиция», особенности построения композиции в декоративном рисунке.
Слово «композиция» происходит от латинского слова composition (сопоставление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок).
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике (от греч. tektonikos, что означает «относящийся к строительству»), включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т.д.
Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, способствующих развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс развития композиционных умений у старших дошкольников.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: успешное развитие композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников может быть обеспечено реализацией следующих педагогических условий:
- ознакомление детей с видами декоративной росписи и принципами композиционного размещения узора в декоративной росписи;
- освоение детьми элементов декоративной росписи;
- обогащение зоны изобразительной деятельности образцами декоративной росписи;
- творческое использование детьми элементов декоративной росписи в самостоятельной декоративной композиции.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «композиция», «композиционные умения», рассмотреть особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности декоративного рисования в развитии композиционных умений у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
4. Проанализировать опыт работы педагогов по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
5. Выявить динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Теоретической основой исследования послужили научные труды:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 88 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобрази-тельные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим учиться создавать прекрасное.
Научные труды, методические рекомендации многих педагогов посвящены проблеме обучения дошкольников декоративному рисованию (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Н. Смирнова, О.А. Соломенникова, Н. Вершинина, С. Вохринцева, Е.А. Лупандина и др.), на основе которых мы выяснили сущность понятия «ком-позиция», особенности построения композиции в декоративном рисунке.
Слово «композиция» происходит от латинского слова composition (сопоставление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок).
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике (от греч. tektonikos, что означает «относящийся к строительству»), включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т.д.
Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, способствующих развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс развития композиционных умений у старших дошкольников.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: успешное развитие композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников может быть обеспечено реализацией следующих педагогических условий:
- ознакомление детей с видами декоративной росписи и принципами композиционного размещения узора в декоративной росписи;
- освоение детьми элементов декоративной росписи;
- обогащение зоны изобразительной деятельности образцами декоративной росписи;
- творческое использование детьми элементов декоративной росписи в самостоятельной декоративной композиции.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «композиция», «композиционные умения», рассмотреть особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности декоративного рисования в развитии композиционных умений у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
4. Проанализировать опыт работы педагогов по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
5. Выявить динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Теоретической основой исследования послужили научные труды:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 88 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятий «композиция», «композиционные умения», рассмотреть особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности декоративного рисования в развитии композиционных умений у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
4. Проанализировать опыт работы педагогов по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
5. Выявить динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Научные труды, методические рекомендации многих педагогов посвящены проблеме обучения дошкольников декоративному рисованию (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Н. Смирнова, О.А. Соломенникова, Н. Вершинина, С. Вохринцева, Е.А. Лупандина и др.), на основе которых мы выяснили сущность понятия «композиция», особенности построения композиции в декоративном рисунке.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Результаты проведенного Л.Г. Васильевой исследования позволяют утверждать о реальной возможности развития у детей 4-7 лет восприятия и понимания на доступном им уровне геометризированного орнаментального образа, а затем и создания его в рисовании.
экспериментальной части исследования, которая была организована на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 88 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 16 детей старшей группы.
Экспериментальное исследование включает три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа исследования состояла в определении уровней развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Диагностические задания, которые были предложены детям:
6. «Укрась платочек». Выполняется на альбомном листе в форме квадрата гуашевыми красками.
7. «Укрась коврик». Выполняется на альбомном листе в форме прямоугольника гуашевыми красками.
«Укрась поднос». Выполняется на альбомном листе в форм На констатирующем этапе исследования нами были выявлены следующие уровни раз-вития композиционных умений в декоративном рисовании у старших до-школьников.
- высокий уровень - не выявлен;
- средний уровень - 7детей (43,7%);
- низкий уровень - 9 детей (56,3%).
Полученные результаты говорят о недостаточном уровне развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников. Причем, большой процент детей, показавших низкий уровень развития композиционных умений в декоративном рисовании. Такие результаты позволяют сделать вывод о недостаточном внимании педагога к обучению детей декоративному рисованию.
Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий гипотезы, способствующих успешному развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Цель контрольного этапа состояла в выявлении динамики в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Мы выявили положительную динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Четыре ребенка (25%) перешли со среднего уровня на высокий, 5 детей (31,25%) перешли с низкого уровня на средний.
Таким образом, содержание образовательной работы на формирующем этапе было эффективным. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Раскрыть сущность понятий «композиция», «композиционные умения», рассмотреть особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности декоративного рисования в развитии композиционных умений у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
4. Проанализировать опыт работы педагогов по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
5. Выявить динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Научные труды, методические рекомендации многих педагогов посвящены проблеме обучения дошкольников декоративному рисованию (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Н. Смирнова, О.А. Соломенникова, Н. Вершинина, С. Вохринцева, Е.А. Лупандина и др.), на основе которых мы выяснили сущность понятия «композиция», особенности построения композиции в декоративном рисунке.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Результаты проведенного Л.Г. Васильевой исследования позволяют утверждать о реальной возможности развития у детей 4-7 лет восприятия и понимания на доступном им уровне геометризированного орнаментального образа, а затем и создания его в рисовании.
экспериментальной части исследования, которая была организована на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 88 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 16 детей старшей группы.
Экспериментальное исследование включает три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа исследования состояла в определении уровней развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Диагностические задания, которые были предложены детям:
6. «Укрась платочек». Выполняется на альбомном листе в форме квадрата гуашевыми красками.
7. «Укрась коврик». Выполняется на альбомном листе в форме прямоугольника гуашевыми красками.
«Укрась поднос». Выполняется на альбомном листе в форм На констатирующем этапе исследования нами были выявлены следующие уровни раз-вития композиционных умений в декоративном рисовании у старших до-школьников.
- высокий уровень - не выявлен;
- средний уровень - 7детей (43,7%);
- низкий уровень - 9 детей (56,3%).
Полученные результаты говорят о недостаточном уровне развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников. Причем, большой процент детей, показавших низкий уровень развития композиционных умений в декоративном рисовании. Такие результаты позволяют сделать вывод о недостаточном внимании педагога к обучению детей декоративному рисованию.
Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий гипотезы, способствующих успешному развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Цель контрольного этапа состояла в выявлении динамики в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Мы выявили положительную динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Четыре ребенка (25%) перешли со среднего уровня на высокий, 5 детей (31,25%) перешли с низкого уровня на средний.
Таким образом, содержание образовательной работы на формирующем этапе было эффективным. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Педагогический мониторинг у детей 4-5 лет о декоративно-прикладном искусстве (Мониторинг дошкольного образования, РАНХ и ГС)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Обучение младших школьников приемам составления композиции в процессе занятий в детской художественной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Мультипликационное кино как средство развития изобразительного
творчества у детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Использование народной росписи с целью развития художественно-изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020



