ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «композиция», «композиционные умения», особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Возможности декоративного рисования в развитии композиционных
умений у старших дошкольников
1.3. Педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение уровня развития композиционных умений в декоративном
рисовании у старших дошкольников
2.2. Содержание образовательной работы по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Декоративно - прикладное искусство как никакой другой вид учебно- творческой работы дошкольников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса включать детей в увлекательный процесс создания собственных произведений.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобрази-тельные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим учиться создавать прекрасное.
Научные труды, методические рекомендации многих педагогов посвящены проблеме обучения дошкольников декоративному рисованию (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Н. Смирнова, О.А. Соломенникова, Н. Вершинина, С. Вохринцева, Е.А. Лупандина и др.), на основе которых мы выяснили сущность понятия «ком-позиция», особенности построения композиции в декоративном рисунке.
Слово «композиция» происходит от латинского слова composition (сопоставление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок).
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике (от греч. tektonikos, что означает «относящийся к строительству»), включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т.д.
Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, способствующих развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс развития композиционных умений у старших дошкольников.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: успешное развитие композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников может быть обеспечено реализацией следующих педагогических условий:
- ознакомление детей с видами декоративной росписи и принципами композиционного размещения узора в декоративной росписи;
- освоение детьми элементов декоративной росписи;
- обогащение зоны изобразительной деятельности образцами декоративной росписи;
- творческое использование детьми элементов декоративной росписи в самостоятельной декоративной композиции.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «композиция», «композиционные умения», рассмотреть особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности декоративного рисования в развитии композиционных умений у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
4. Проанализировать опыт работы педагогов по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
5. Выявить динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Теоретической основой исследования послужили научные труды:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 88 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятий «композиция», «композиционные умения», рассмотреть особенности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности декоративного рисования в развитии композиционных умений у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
4. Проанализировать опыт работы педагогов по развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
5. Выявить динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Научные труды, методические рекомендации многих педагогов посвящены проблеме обучения дошкольников декоративному рисованию (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.Н. Смирнова, О.А. Соломенникова, Н. Вершинина, С. Вохринцева, Е.А. Лупандина и др.), на основе которых мы выяснили сущность понятия «композиция», особенности построения композиции в декоративном рисунке.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Результаты проведенного Л.Г. Васильевой исследования позволяют утверждать о реальной возможности развития у детей 4-7 лет восприятия и понимания на доступном им уровне геометризированного орнаментального образа, а затем и создания его в рисовании.
экспериментальной части исследования, которая была организована на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 88 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 16 детей старшей группы.
Экспериментальное исследование включает три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа исследования состояла в определении уровней развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Диагностические задания, которые были предложены детям:
6. «Укрась платочек». Выполняется на альбомном листе в форме квадрата гуашевыми красками.
7. «Укрась коврик». Выполняется на альбомном листе в форме прямоугольника гуашевыми красками.
«Укрась поднос». Выполняется на альбомном листе в форм На констатирующем этапе исследования нами были выявлены следующие уровни раз-вития композиционных умений в декоративном рисовании у старших до-школьников.
- высокий уровень - не выявлен;
- средний уровень - 7детей (43,7%);
- низкий уровень - 9 детей (56,3%).
Полученные результаты говорят о недостаточном уровне развития композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников. Причем, большой процент детей, показавших низкий уровень развития композиционных умений в декоративном рисовании. Такие результаты позволяют сделать вывод о недостаточном внимании педагога к обучению детей декоративному рисованию.
Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий гипотезы, способствующих успешному развитию композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Цель контрольного этапа состояла в выявлении динамики в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у старших дошкольников.
Мы выявили положительную динамику в развитии композиционных умений в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Четыре ребенка (25%) перешли со среднего уровня на высокий, 5 детей (31,25%) перешли с низкого уровня на средний.
Таким образом, содержание образовательной работы на формирующем этапе было эффективным. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Баранова Н.А. Возможности обучения детей дошкольного возраста со¬
зданию декоративных композиций в аппликации в условиях смешанной группы.//В сборнике: Научные исследования и разработки студентов Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков. - 2018. С. 42-45. -
https://elibrary.ru/download/elibrary 35179481 47033212.pdf
2. Васильева Л.Г. Обогащение содержания образа мира у дошкольников средствами искусства народного геометризированного орнамента// Детский сад: теория и практика - № 9. - 2013. - С.104-107.
3. Васильева Л.Г. Обогащение содержания образа мира у дошкольников средствами искусства народного геометризированного орнамента// Детский сад: теория и практика - № 9 - 2013. - С.104-107.
4. Васильева Л.Г. Синтез искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет.//Научно- методический электронный журнал Концепт. - 2013. - № T3. - С. 2021-2025.
5. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и техно-логия. Уч.-мет. пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 288с.
6. Вершинина Н. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства /Вершинина Н.//Дошкольное воспитание. — 2004. - № 6. - с.43-52.
7. Вершинина Н.А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Ленинград, 1990.- https://dlib.rsl.ru/viewer/01000133455#?page= 1
8. Воробьева И.Н., Казакова Т.Г. Особенности развития специальных изобразительных способностей как основа изобразительного творчества до- школьников.//В сборнике: Психология творчества и одаренности Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская 2018. С. 261-268.-
https://elibrary.ru/download/elibrary 35461813 59876229.pdf.
9. Ворончихина В.Н. Использование удмуртского орнамента в развитии детского изобразительного творчества в процессе декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста.// Мат-лы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.А. Жесткова. - 2017. - С. 23-27.
10. Ворончихина В.Н., Новикова Е.В. Влияние удмуртского орнамента на развитие детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.//В сборнике: Воспитание будущего учителя-исследователя Сборник материалов по итогам научной сессии студентов «Студенческая наука: на пути к профессии». - 2017. - С. 148-152.
11. Вохринцева С. Учимся рисовать. Городецкая роспись1: Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. - Казань: Изд-во «Страна фантазий», 2005. - 12 с.
12. Вохринцева С. Учимся рисовать. Городецкая роспись2: Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. - Казань: Изд-во «Страна фантазий», 2005. - 12 с.
13. Вохринцева С. Учимся рисовать. Городецкая роспись2: Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. - Казань: Изд-во «Страна фантазий», 2005. - 12 с.
14. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка: Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. - Казань: Изд-во «Страна фантазий», 2005. - 12 с.
15. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская роспись: Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. - Казань: Изд-во «Страна фантазий», 2005. - 12 с.
16. Вохринцева С. Учимся рисовать. Хохломская роспись1: Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. - Казань: Изд-во «Страна фантазий», 2005. - 12 с.
17. Глазкова О.В. Развитие художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании на материале городца.//Экономика и социум. 2017. № 11 (42). С. 1091-1096.
18. Горошилова Е.А., Шатрова С.А. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие патриотизма у детей дошкольного возраста.//Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 614-619.-
https://elibrary.ru/download/elibrary 26144663 98744485.pdf.
19. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 205с.
20. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г.Г. Григорьева - М., 1999. - 344с.
21. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. :«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-280с.
22. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: 1961. - С. 35.
23. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.
24. Казаку Л.Л., Ильина Л.Л. Развитие композиционных умений у детей 6¬7 лет в рисовании с натуры.// Сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов. Ответственный редактор Т.Н. Семенова. - 2017. - С. 173-175.
25. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности (старшая группа) - М, 2009.
26. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.,2009.
27. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота, радость, творчество. Программа эстетического воспитания дошкольников - М., 2008.
28. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. - М., 2005.
29. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.
30. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М. : Рос. пед. агентство, 2005.
31. Конакова Т.А., Вялова Н.В. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях приобщения к народным художественным промыслам родно¬го края.//Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 254-260.- https://elibrary.ru/download/elibrary 35204127 63295724.pdf.
32. Корчагина-Мокеева А.Г. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям посредством народного декоративно-прикладного искусства.//Инновации в образовании. - 2012. - № 1. - С. 108¬114.
33. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
34. Кузнецова Т.Н., Ивкина Т.В. Педагогические условия развития умений
составлять декоративные узоры по мотивам народных росписей у детей старшего дошкольного возраста.//
https://elibrary.ru/download/elibrary 24632556 39602334.pdf
35. Леонтьева К.А. Дымковская роспись как средство художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. - С. 144-146.
36. Николаева В.И., Буянова Т.А. Педагогические условия для создания декоративных композиций Жостово детьми старшего дошкольного возраста // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы IV Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 2 апреля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. - С. 79-82.
37. Лупандина Е.А. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста средствами мезенской росписи: опыт педагогической деятельности.//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т13. С. 150-154.
38. Лупандина Е.А. Формирование графических навыков у детей средствами народной росписи.//Аллея науки. 2017. Т. 3. № 13. С. 926-933.-https://elibrary.ru/download/elibrary 30266830 94200265.pdf.
39. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа Уч.-метод. пособие. - М.: Цветной мир, 2014.
40. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и раз-вития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
41. Лыкова И.А. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (новые подходы в соответствии с ФГОС ДО). - М.: Цветной мир, 2014.
42. Местникова Л.Н., Дедюкина М.И. Использование мультимедийных средств в обучении старших дошкольников рисованию.//В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии. Под ред. Т.Ю. Ковтун, В.В. Находкина. 2018. С. 206-209.
43. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 592 с.
44. Муратова З.М. Методические подходы к развитию детского декоративного творчества.//Мировая наука. 2018. № 5 (14). С. 335-338.
45. Муратова З.М. Методические подходы к развитию детского декоративного творчества.//Мировая наука. 2018. № 5 (14). С. 335-338.
46. Николаева В.И., Буянова Т.А. Педагогические условия для создания
декоративных композиций жостово детьми старшего дошкольного возраста.//Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 2 (4 С. 79-82.-
https://elibrary.ru/download/elibrary 24889866 58262612.pdf.
47. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368 с.
48. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство — детям. /Г.Н. Пантелеев и др. - М.: Просвещение, 2006. - 138 с.
49. Погодина Е.В. Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов /Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 2001. - 231 с.
50. Решетникова Р.Г. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования. Москва, 2003.
51. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М.: Просвещение, 1982. - 134с.
52. Смирнова Р.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании: Автореферат дисс. канд. пед. наук., М., 1978.- 32 с.
53. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством /О. Соломенникова//Дошкольное воспитание — 2004. - № 9. - с.42-45.
54. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М., 2009.
55. Тупичкина Е.А. «Мастерская казачат» как форма ознакомления до-школьников с декоративно-прикладным искусством Кубани.//Детский сад от
А д Я. 2010. № 4 (46). С. 70-90.-
https://elibrary.ru/download/elibrary 23021655 67529580.html.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
57. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М.: Просвещение, 1956. - 208с.
58. Художественное творчество в детском саду /Под. ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2004. - 327с.