ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования . 5
1.1. История развития плавания 5
1.2. Влияние занятий плаванием на организм 12
1.3. Плавание и физическая красота человека 19
1.4. Анатомо-физиологические особенности студентов 23
Глава 2. Методы и организация исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 30
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов 32
3.1. Экспериментальная методика обучения погружению в воду 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 41
Приложение 44
Актуальность - в современном мире умение плавать является немало-важным навыком, а приобретение его у всех занимает разное количество времени и усилий. Обучение плаванию зависит от многих факторов, таких как: тренер-преподаватель, выбранная им программа, возраст занимающегося, первичные навыки, наличие или отсутствие страха воды, физиологические дефекты. В настоящий момент все больше людей стремятся обучиться плаванию, возможно, обусловлено это тем, что спорт становится доступнее и популярнее для народа, идёт массовая пропаганда здорового образа жизни. Как следствие этого, встаёт логичный вопрос о использовании наиболее эффективной программы начального обучения плаванию, т.к. компетентная программа позволяет человеку раскрыть свой потенциал, узнать себя, свои возможности, способствует разностороннему развитию личности, развитию морально-волевых качеств, а так же укреплению здоровья.
Общепринятая методика обучения, мало изменившаяся за последние десятилетия, недостаточно учитывает современные научные идеи и разработки ведущих учёных и специалистов в области плавания: Н.Ж. Булгаковой, СМ. Вайцеховского, А.А. Гужаловского и других авторов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что предложенный нами комплекс упражнений эффективно повлияет на обучение студентов нырянию в глубину.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений для обучения студентов нырянию в глубину.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на эффективное обучение нырянию в глубину.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений.
Объект исследования: процесс обучения студентов нырянию в глубину.
Предмет исследования: комплекс упражнений для обучения студентов нырянию в глубину.
Новизна исследования: методика обучения ныряния в глубины с использованием разработанного нами комплекса упражнений и тренажёра («Аквалифт») разработанного и запатентованного на кафедре спортивных дисциплин В.В. Дрогомерецким, привнесёт новизну в тренировочный процесс пловцов.
Практическая значимость: разработанный нами комплекс упражнений может быть использован в тренировочном процессе по плаванию.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет источников, педагогический эксперимент.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что плавание один из самых жизненно-необходимых навыков. Плавание — это важнейшее средство физического воспитания.
Также занятия плаванием способствуют укреплению здоровья, улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры. Оно используется для предупреждения вредных последствий различных травм и увечий. Плавание имеет огромное прикладное значение как жизненно необходимый человеку навык в быту, труде и военном деле.
Нами были выбраны контрольные тесты для выявления динамики усвоения материала при обучении ныряния в глубину: нырнуть 15 м с толчка от борта бассейна; достать 3 предмета со дна на глубине 1 м; достать предмет со дна на глубине 3 м; проплыть 50 м на время.
В ходе проведения эксперимента, нашей целью было доказать эффективность применения разработанного нами комплекса упражнений в обучении ныряния в глубину студентов.
По итогам исследования мы получили следующие результаты:
По тесту «ныряние 15 м с толчка от борта бассейна» в контрольной группе результат 16,1 сек., в экспериментальной группе — 15,5 сек.
По тесту «достать 3 предмета со дна на глубине 1 м» в контрольной группе результат 6,0 сек., в экспериментальной группе — 5,4 сек.
По тесту «достать предмет со дна на глубине 3 м» в контрольной группе результат 5,7 сек., в экспериментальной группе — 5,1 сек.
По тесту «проплыть 50 м на время» в контрольной группе результат 51 сек., в экспериментальной группе — 46 сек.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения разработанного комплекса упражнений. Ведь в экспериментальной группе результаты значительно превышают результаты контрольной группы.
Таким образом, в результате исследования цель была достигнута, гипотеза доказана.