ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования . 5
1.1. История развития плавания 5
1.2. Влияние занятий плаванием на организм 12
1.3. Плавание и физическая красота человека 19
1.4. Анатомо-физиологические особенности студентов 23
Глава 2. Методы и организация исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 30
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов 32
3.1. Экспериментальная методика обучения погружению в воду 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников 41
Приложение 44
Актуальность - в современном мире умение плавать является немало-важным навыком, а приобретение его у всех занимает разное количество времени и усилий. Обучение плаванию зависит от многих факторов, таких как: тренер-преподаватель, выбранная им программа, возраст занимающегося, первичные навыки, наличие или отсутствие страха воды, физиологические дефекты. В настоящий момент все больше людей стремятся обучиться плаванию, возможно, обусловлено это тем, что спорт становится доступнее и популярнее для народа, идёт массовая пропаганда здорового образа жизни. Как следствие этого, встаёт логичный вопрос о использовании наиболее эффективной программы начального обучения плаванию, т.к. компетентная программа позволяет человеку раскрыть свой потенциал, узнать себя, свои возможности, способствует разностороннему развитию личности, развитию морально-волевых качеств, а так же укреплению здоровья.
Общепринятая методика обучения, мало изменившаяся за последние десятилетия, недостаточно учитывает современные научные идеи и разработки ведущих учёных и специалистов в области плавания: Н.Ж. Булгаковой, СМ. Вайцеховского, А.А. Гужаловского и других авторов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что предложенный нами комплекс упражнений эффективно повлияет на обучение студентов нырянию в глубину.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений для обучения студентов нырянию в глубину.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на эффективное обучение нырянию в глубину.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений.
Объект исследования: процесс обучения студентов нырянию в глубину.
Предмет исследования: комплекс упражнений для обучения студентов нырянию в глубину.
Новизна исследования: методика обучения ныряния в глубины с использованием разработанного нами комплекса упражнений и тренажёра («Аквалифт») разработанного и запатентованного на кафедре спортивных дисциплин В.В. Дрогомерецким, привнесёт новизну в тренировочный процесс пловцов.
Практическая значимость: разработанный нами комплекс упражнений может быть использован в тренировочном процессе по плаванию.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет источников, педагогический эксперимент.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что плавание один из самых жизненно-необходимых навыков. Плавание — это важнейшее средство физического воспитания.
Также занятия плаванием способствуют укреплению здоровья, улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры. Оно используется для предупреждения вредных последствий различных травм и увечий. Плавание имеет огромное прикладное значение как жизненно необходимый человеку навык в быту, труде и военном деле.
Нами были выбраны контрольные тесты для выявления динамики усвоения материала при обучении ныряния в глубину: нырнуть 15 м с толчка от борта бассейна; достать 3 предмета со дна на глубине 1 м; достать предмет со дна на глубине 3 м; проплыть 50 м на время.
В ходе проведения эксперимента, нашей целью было доказать эффективность применения разработанного нами комплекса упражнений в обучении ныряния в глубину студентов.
По итогам исследования мы получили следующие результаты:
По тесту «ныряние 15 м с толчка от борта бассейна» в контрольной группе результат 16,1 сек., в экспериментальной группе — 15,5 сек.
По тесту «достать 3 предмета со дна на глубине 1 м» в контрольной группе результат 6,0 сек., в экспериментальной группе — 5,4 сек.
По тесту «достать предмет со дна на глубине 3 м» в контрольной группе результат 5,7 сек., в экспериментальной группе — 5,1 сек.
По тесту «проплыть 50 м на время» в контрольной группе результат 51 сек., в экспериментальной группе — 46 сек.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения разработанного комплекса упражнений. Ведь в экспериментальной группе результаты значительно превышают результаты контрольной группы.
Таким образом, в результате исследования цель была достигнута, гипотеза доказана.
1. Абсалямов, Т.М. Плавание : учебник для вузов / Т.М. Абсалямов, М.М. Булатова, Н.Ж. Булгакова // под ред. В.Н. Платонова. — Киев: Олимпийская литература, 2000. — 490 с.
2. Антропова, М.В. Физическое развитие подростков и их работо-способность / М.В. Антропова. — М.: Педагогика. — 1988. — 251с.
3. Воробьев С.И. Дневник одного плавания / С.И. Воробьев. Москва: Мир, 2015. — 160 с.
4. Баевский, Р.М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Баевский Р.М // Российский физиологический журнал, 2003. — № 4. — С. 473-487.
5. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. — : Просвещение, 2007. -18 с.
6. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников / И.П. Брязгунов Москва: Просвещение 1992. -94,2 с.
7. Булгакова, Н.Ж. Оздоровление, лечение и адаптивное плавание: Учеб. пос. для студ. выш. уч. завед / Н.Ж. Булгакова С.Н. Мороз, О.И. Попов. и др. — М.: «Академия», — 2005. — 432 с.
8. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. — 2005. — 18 с.
9. Васичкин, В.И. Справочник по массажу / В.И. Васичкин. — Санкт-Петербург, — 2000. — 256 с.
10. Васичкин, В.И. Энциклопедия массажа / В.И. Васичкин. — Ро¬стов-на-Дону: Феникс. — 2015.- 557 с.75.
11. Вайнбаун, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайнбаун. — М.: — Просвещение, — 1991.- 64с.
12. Вайцеховский С.М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1999. — 56 с.
13. Викулов, А.Д. Плавание: учебное пособие для вузов / А.Д. Вику¬лов. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 368 с.
14. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ.выш.уч.зав / А.Д. Викулов. — М.: — ВЛАДОС — Пресс,- 2004. — 367 с.
15. Викулов А.Д. Плавание: учебник для студентов факультетов ФК институтов и университетов / А.Д. Викулов. — Ярославль, 2002. — 34 с.
16. Волков, В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М. Вол¬ков. — М.: — ФиЗ, — 1977. — 144 с.
17. Волков, В.М. Морфофункциональные особенности растущего ор-ганизма / В.М. Волков -М.: ФиС, -1978. — 77с.
18. Волков, В.М. Физические способности детей и подростков / Вол¬ков В.М. — Киев: Здоровье, — 1981.- 127с.
19. Воронин С.М. Современные предпосылки и требования к подго-товке кадров / С.М. Воронин, Н.А. Воронов, С.А. Зверев // В сборнике: Акту-альные проблемы совершенствования высшего образования Материалы XIII научно-методической конференции с международным участием. Ярослав¬ский государственный университет им. П. Г. Демидова. Ярославль. 2018. С. 77 -78.
20. Геселевич, В.А. Медицинский справочник тренера / В.А. Геселе- вич. — М., 2012.- 476 с.
21. Голубова, Н.В. Плавание как профессионально-прикладной вид спорта для студентов полевых и экспедиционных профессий // Материалы международной конференции /Н.В. Голубова. — М.: — МГУ, 2002. — С 144- 145.76
22. Гордон, С.М. Техника спортивного плавания / С.М. Гордон. — М.: — ФиС, 1960.- 179с.
23. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. — М.: Физ-культура и спорт, 2003. — 67 с.
24. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте / А.Г. Дембо. — М.: Медицина, 1988.- 285 с.
25. Железняк Ю.Г. Спортивные игры [Текст] / Ю.Г. Железняк, Ю.М. Портнов. — М.: Академия, 2002. — 520 с.
26. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. — 2000. — 10 с.
27. Корженевский, А.П. Тренировка юных спортсменов / А.П. Кор- женевский // Детский тренер, №1. -1997. — 117с.
28. Киселев Ю. Победи! Размышления и советы психолога спорта [Текст] / Ю. Киселев. — М.: СпортАкадемПресс, 2002.
29. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с
30. Косицкий Г.И. Физиология человека. Косицкий Г.И. М.: Меди¬цина, 1985.
31. Макаренко Л.Т. Плавание — 2002. — С.57-59.
32. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с.
33. Маклауд Йен. Анатомия плавания / Йен Маклауд. Москва: Огни, 2013. — 200 с.
34. Мильнер Е.Г. Формула жизни. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 61 с.
35. Синяков А. Ф. Познать себя. — Москва, Физкультура и спорт, 2005. — 87 с.
36. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001. — 48 с.
37. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 2007. — 52 с.
38. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание школьника. Москва Просвещение — 2000. — 24 с.
39. Эрлейвейн А.А. Капитан Головнин, его кругосветное плавание / А.А.
40. Эрлейвейн. М.: Книга по Требованию, 2012. — 316 с.