Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние личностных особенностей руководителей на выбор копинг - стратегий поведения

Работа №177824

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы150
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ФАКТОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Общая характеристика личностных особенностей в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Основные подходы к изучению копинг-стратегий поведения в
психологии 21
1.3. Роль личности руководителя в выборе копинг-стратегий
поведения 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ВЫБОР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа тренинга по развитию личностных особенностей руководителей 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Актуальность проблемы исследования определяется возрастанием роли личностного фактора в современной практике управления. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в различных сферах общественной жизни предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий принимаемых им решений. В сфере управления это в первую очередь касается личности руководителя.
Исследования показывают, что в сегодняшней ситуации большинство руководителей испытывают интеллектуальные, эмоционально -волевые, личностно-профессиональные и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает трудности в осуществлении руководства и достижения высокого профессионального уровня и успешного процветания организации, а так же отсутствие навыков эффективного планирования и организации рабочего времени. Новое время выдвигает свои требования к способам работы, и требуется профессиональный подход к отбору кандидатов на руководящие должности или помощи в адаптации и совершенствованию своих умений и навыков. Оценка личностных психологических особенностей - эффективное средство выявления лиц, которые по особенностям своих познавательных процессов, характера, темперамента, по доминирующим психическим состояниям наиболее или наименее пригодны к конкретной профессиональной деятельности.
Личностные особенности руководителя в полной мере показывают его способность учитывать, воспринимать, понимать и прогнозировать принятые им решения, способы управления, динамику отношения к нему со стороны его подчиненных. И без учета личностных особенностей руководители деловые и межличностные коммуникации будут неэффективны или малоэффективны.
Индивидуально-личностные особенности рассматриваются с точки зрения составляющих психическую деятельность конкретного человека, особенностей его психического состояния, его межличностных и личностно - социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. К индивидуально-психологическим особенностям принято относить личностные черты как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида». Так, Дж. Л. Адамс предлагает следующее определение личностных черт индивида: «это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека».
Учитывая тот факт, что управленческая деятельность характеризуется необходимостью принятия решений в ситуации жесткой временной ограниченности и информационной неопределенности, а также необходимостью одновременного выполнения многих действий и решения многих задач, в ситуации неопределенности, нехватки времени и других ресурсов, успешность профессиональной деятельности руководителя в новых социально-экономических условиях во многом определяется его умением принимать взвешенные и ответственные решения, преодолевать различные трудные, а порой экстремальные, профессиональные ситуации. И насыщенность в профессиональной деятельности таких ситуаций повышенной напряженности, которые проходят на фоне резкого дефицита времени, требуют навыков саморегуляции и совладания, которые помогают решать сложные производственные задачи и снижать негативное воздействие стрессовых факторов в деятельности. Способность управлять своим
поведением в проблемных ситуациях является важным критерием акмеологической культуры личности профессионала. Поэтому в профессиональной деятельности руководителей важно использовать адаптивные копинг-стратегии для успешного карьерного и психофизического развития личности.
Эффективность той или иной копинг-стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся ресурсов. Исследователи копинга указывают на важную роль ситуационных факторов в процессе совладания. Вместе с тем ими подчеркивается, что существуют личностные факторы, влияющие на переживание стресса и выбор копинг- стратегии. Иными словами, в субъективных оценках ситуации и возможностей совладания со стрессом вероятен элемент стабильности, определенной тенденции. То есть можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.
Таким образом, необходимость влияния личностных особенностей руководителей на выбор копинг-стратегий в поведении и разработки на этой основе программы развитию личностных особенностей руководителей и определила актуальность настоящей работы.
Проблема исследования: влияют ли и как личностные особенности руководителя на выбор им копинг-стратегий поведения?
Целью нашего исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования- личностные особенности руководителя.
Предмет исследования-влияние личностных особенностей руководителя на выбор копинг-стратегий поведения.
Гипотеза исследования: личностные особенности руководителей будут влиять на выбор копинг-стратегий поведения, а именно: такие качества личности как уверенность в себе, самоконтроль и открытость обуславливает выбор адаптивных копинг-стратегий поведения.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристика личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии.
2. Проанализировать теоретические подходы к понятию копинг- стратегии в психологии.
3. Рассмотреть сущность личности руководителя, ее структуру и индивидуально-типологические свойства .
4. Изучить индивидуально-психологические характеристики руководителей.
4. Исследовать копинг-стратегии руководителей.
5. Изучить характер влияния личностных особенностей руководителя на выбор копинг-стратегий поведения.
6. Разработать программу по развитию личностных особенностей.
Теоретическая база исследования: отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности (Ананьев Б.Г.,Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. и др.);общепсихологическая теория деятельности (Леонтьев А.Н.,. Рубинштейн С.Л.); исследования личности руководителя (Амелина А.С., Почебут Л.Г., Шадриков В.Д. и др.), исследования в области психологии профессиональной деятельности и самоопределения (.Бабенко О.А., Климов Е.А., Пряжников Н.С и др.); исследования личности и деятельности руководителей, организационных и управленческих структур (Журавлев А.Л., Климов Е.А., Ковалев А.Г.).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
При написании магистерской диссертации использовались различные методы получения и сбора информации: организационные - сравнительный; методы сбора эмпирических данных - опросный метод; обработки данных - количественный и качественный анализ данных; интерпретации - структурный метод.
В соответствии с целью и задачами данной дипломной работы был подобран следующий методический инструментарий:
1. Многофакторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл и Р.В. Коан, адаптация Э.М.Александровской).
2. Личностный опросник «SACS» С. Хобфолла.
Выборку составили 70 руководителей различных спортивных организаций Белгородской области.
Положения, выносимые на защиту:
1. Большей части руководителей присущи такие личностные характеристики как общительность, открытость, эмоциональная стабильность, высокая самооценка, стрессоустойчивость и волевая регуляция.
2. К копинг-стратегиям, которые чаще выбирают руководители, относятся социальная смелость и осторожность одновременно, активность, умение быстро налаживать межличностные отношения, вместе с тем, их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и агрессивно по отношению к окружающим.
3. Личностные особенности руководителей влияют на выбор копинг- стратегий, а именно: такие качества личности как уверенность в себе, самоконтроль и открытость обуславливает выбор таких адаптивных копинг- стратегий поведения как социальная смелость и вступление в социальный контакт
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Было проведено исследование личностных особенностей и копинг- поведения руководителей, а также их влияние на выбор стратегий поведения. На основе данных, полученных в результате эмпирического исследования, выделены и описаны личностные детерминанты выбора стратегии копинг - поведения руководителей, что вносит вклад в системные исследования личности, а также в исследования, осуществляемые в социальной, возрастной, психологии управления, психологии труда и акмеологии. Раскрыта психологическая специфика в особенностях реализации копинг - поведения руководителями в зависимости от их личностных особенностей, которые необходимо учитывать при разработке обучающих программ подготовки и переподготовки управленческих кадров. Разработана программа по развитию личностных особенностей руководителей.
Практическая значимость исследования обеспечивается возможностью использования его результатов специалистами разного профиля (психологами, педагогами, управленцами) при составлении программ обучения студентов и профессионалов, а также в процессе отбора, профессионального обучения и переподготовки руководителей всех рангов и обеспечения их более эффективной деятельности. Кроме того, полученные данные могут быть использованы в процессе обучения руководителей эффективному копинг-поведению с целью повышения продуктивности и успешности их управленческой деятельности.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, 80использованных источников литературы и 4 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная система управления предъявляет высокие требования в лицам, осуществляющим менеджмент в организации. Данные требования распространяются профессиональные компетенции специалиста, а также на индивидуально-личностные особенности управленца. индивидуально-личностные особенности рассматриваются с точки зрения «составляющих психическую деятельность конкретного человека, особенностей его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.
Существенное влияние на методологию разработки структуры личности руководителя оказали классические модели личности, построенные Б.Г.Ананьевым, А.Г. Ковалевым, В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном. Современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности.
Характер профессиональной деятельности руководителей при решении многих типовых рабочих задач в условиях все более возрастающих социально-экономических рисков обусловливает высокий уровень профессионального стресса, неэффективное преодоление которого приводит к снижению эффективности управления в целом. Проблема психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимой для сферы управления, поскольку от нее зависит не только успешное выполнение руководителем управленческих функций, но и успешная самореализация личности в профессиональной деятельности. Теоретический анализ по проблеме исследования, позволяет нам о том, что личностные особенности руководителей обуславливают выбор доминирующих стратегий копинг- поведения. В отечественной и в зарубежной психологии существует большое количество подходов к пониманию копинг-стратегий и их классификаций. Проблемами стрессоустойчивости и копинг-стратегий занимались такие видные ученые, как Р. Лазарус, Ч.Д. Спилбергер, А.Б. Леонова, В.Х. Варданян, Л.И. Анцыферова, К. Муздабаева. Основные компоненты структуры личностных вносят существенный вклад в интегральные показатели копинг-стратегий, что позволяет прогнозировать копинг-поведение руководителей. На основе анализа мы подходов в нашей работе, мы использовали определение копинг-стратегий как способов психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и сконцентрированные на преодоление сложных ситуации.
Одновременно с этим проблема влияния личностных особенностей на выбор-копинг стратегий не получила достаточного освещения, что и повлияло на выбор темы исследования, ее цели и задачи.
Полученные результаты показывают, что большей части руководителей общительны, легко могут устанавливать межличностные контакты, обладают достаточно высокой эмоциональной стабильностью, в целом открыты и добродушны, с адекватной самооценкой, обладают оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью, волевой регуляцией. Руководители способны управлять своими неудачами, добиваются успеха и склонны к организаторской деятельности.
Руководитель редко использует стратегию избегания, что говорит о том, что руководители не стараются уклониться от контактов с окружающей его действительностью, либо уйти от решения проблемной ситуации, продолжая вести себя так, как будто бы не произошло никаких изменений, не пытаются переключиться на что-либо другое. Как показало исследование, руководители чаще проявляют социальную смелость (уверенность), их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и агрессивно по отношению к окружающим. Очевидно, последнее является
компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (душевного) дискомфорта или неуверенности в себе и негативизма по отношению к окружающему.
Множественные регрессионный анализ показал, что личностные особенности руководителей оказывают влияние на выбор копинг-стратегий, а именно: такие характеристики как высокий уровень сформированности интеллектуальных функций, уверенности в себе, социальной смелости, самоконтроля, благоразумности и открытости обуславливает выбор адаптивных стратегий поведения, таких как ассертивные действия, вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки, которые направлены на разрешение проблемной или стрессовой ситуации либо на получение социальной поддержки от среды. Тогда как выбор дезадаптивных копинг-стратегии характеризующиеся социальной несмелостью и в то же время неуверенностью в себе и негативизмом по отношению к окружающим, так стратегия избегания обусловлена такими личностными особенностями руководителя как: невысокий уровень сформированности интеллектуальных функций, замкнутость, зависимость от других, а агрессивные и асоциальные действия - напряженностью, легкой возбудимостью, склонностью к риску.
Таким образом, результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили нам подтвердить гипотезу о том, что личностные особенности руководителей будут влиять на выбор копинг - стратегий, а именно: такие качества личности как уверенность в себе, самоконтроль, социальная смелость и открытость обуславливает выбор адаптивных копинг-стратегий поведения, и разработать программу развития



1. Абульханова К.А. , Рубинштейн С.Л. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - С.13-27.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Психология развития: хрестоматия/под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Амелина А.С. Подходы к изучению индивидуально-личностных особенностей руководителей // Научно -методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т12. - С. 61-66.
4. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ -М», 2002. - С. 7-85.
5. Андреева О. С., Свистунова Н. Г. Адаптивность предпочитаемых копинг-стратегий и компоненты описания стрессовой ситуации // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 163-168.
6. Анонова С.И. К вопросу об организаторских способностях менеджеров (руководителей) и зарубежной и отечественной психологии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 35-41.
7. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.
8. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с.
9. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности руководителя. М.: Академия, 2010. 516 с.
10. Барковская А.П. РеймондКеттелл. Взгляд на личность // Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и
приоритеты сборник материалов V Всероссийской (79-й Итоговой) студенческой научной конференции. Самарский государственный медицинский университет. - 2011. - С. 42-43.
11. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Влияние личностных особенностей руководителя на стиль руководства // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-9. - С. 285-291.
12. Беккер Р. А., Быков Ю. В., Морозов П. В. Карл Леонгард:
испытание войной и вклад в мировую психиатрию // Выдающиеся психиатры XX века. — 1-е издание. — Издательский Дом "Городец",
2018. — С. 172-183. — 256 с.
13. Большаков Н.А., Санталов Р.Д., Михалев Н.С.
Эффективное общение руководителя с подчиненными на основе психологии личности // Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2016. - С.
184-186.
14. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Изд- во МГУ, 1994. - 60 с.
15. Брушлинский А. В. Психология субъекта. - СПб. : Алетейя, 2003. - 412 с.
16. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 104-114.
17. Гамова Е.Б. Профессионализм и управленческие установки руководителя // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2017. - № 46-2. - С. 49-58.
18. Ганкович А.А., Васильева Л.В. Особенности влияния стиля управления руководителя на формирование личностных особенностей подчиненных // Наука - образованию, производству, экономике. - 2018. - № 1.
- С. 4-6.
19. Голубева Г.Ф., Амелина А.С. Взаимосвязь стиля управления с личностными особенностями руководителей // Научно -методический электронный журнал Концепт. 2017. - № 3. - С. 87-92.
20. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита. - Спб.: Речь. - 2007. - 474 с.
21. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во Эксмо, 2018. - 928 с.
22. Денисова О.П. Формирование коммуникативных и
организаторских способностей руководителя //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2012. - № 2. - С. 17-20.
23. Дмитриковский А.В. Проблема влияния социально-психологических факторов на эффективность деятельности руководителя в отечественной и зарубежной социальной психологии // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2017. - № 3. - С. 47-53.
24. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2004. - 476 с.
25. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации управленческого персонала: типологический анализ // Наука и мир. - 2014. - № 7. - С. 105-108.
26. Заграновская А.В. Я-концепция современного руководителя // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
- 2012. - Т. 5. - № 4. - С. 120-129.
27. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, 2008. - 329 с.
28. Исаева Е. Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестник Томского
государственного педагогического университета. - 2009. - № 11. - С. 144— 147.
29. Камнева Н.А. Индивидуально - личностные особенности в регуляции гендерного конфликтного поведения женщин и мужчин //
Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. - 2018. - №3. - С. 52-56.
30. Карамова А.С. Влияние темперамента на процесс принятия и реализации управленческих решений. // Политика, государство и право. - 2014. - № 1 (25). - С. 10.
31. Карвасарский Б. Д. Клиническа психология. Учебник для вузов. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 553 с.
32. Киричек П.Н. Витальный кодекс управленца // Инновационные технологии управления: Сборник научных статей. - М., 2016. - С. 243-248.
33. Киричек П.Н. Информационная культура в арсенале управленца // Инновационные технологии управления: Сборник научных статей. - М., 2016. - С. 4-10.
34. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП, 1996. - 400 с.
35. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
36. Кравченко В.Г. Психология и стиль работы руководителя // Культура и время перемен. - 2018. - № 2 (5). - С. 96-106
37. Крайг Г. Психология развития. - 7-е междунар. изд. - СПб. : Изд- во Питер, 2000. - 992 с.
38. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента повседневной работе. - М.: Дело, 2003. - 212 с.
39. Кружкова О. В., Никифорова Д. М. Проблема диагностики копинг- стратегий в современном психологическом измерении // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 31. - С. 4-11.
40. Кузнецова Д.С. Профессиональное самосознание бухгалтера на разных этапах профессионализации // Российский научный журнал. - 2012. - № 30. - С. 219-224.
41. Кунц Л.И. Образ профессиональной деятельности в контексте профессионального самосознания личности // Философия образования. - 2012.-Т. 43. - № 4.- С. 167-173.
42. Купрене Е. В. Современное состояние и методы копинг-стратегий в психологии // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 5. - С. 70-71.
43. Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство
психотерапии/Пер. с англ. Е.В. Курдюковой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. - 98 с.
44. Лапкина Е.В. Совладающее поведение, жизнестойкость и
жизнеспособность личности: связь понятий, функций // Вестник
Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, Психология. - 2015. - №4. - С.132.
45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 2004. - 304с.
46. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
47. Лин Э.Л., Мерфи Г.Л. Тематические связи между понятиями у взрослых // Психология обучения. - 2002. - № 7. - С. 13.
48. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
49. Малышев И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 12. - С. 1-22.
50. Марченко В.В. Социально-психологический портрет
предпринимателей и руководителей коммерческих предприятий: автореф. дис. ... психол. наук / Москва, 1993. - 144 с.
51. Мерфи Дж. Сила вашего подсознания. Серия «Панацея». Ростов н/д: «Феникс», 2000. - 352 с.
52. Минакова Н.И. Профессиональное самосознание руководителя
образовательной организации: сущность, структура. // Обучение и
воспитание: методики и практика. - 2013. - № 10. С. 303-309.
53. Мосс Р. Х., Шефер А. Я. Жизненные переходы и кризисы // Преодоление жизненных кризисов. Интегративный подход. NewYork: PlenumPress. 1984. №1. С. 3-28.
54. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - № 2.
55. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: Учеб. Пособие - М. : Изд-во ИП Тухтаров В. Н., 2003. - 101 с.
56. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. - С. 20-30.
57. Николаева Е.О. Тип темперамента руководителя и эффективность управленческой деятельности // Вестник Московского института государственного управления и права. - 2014. - № 8. - С. 177-180.
58. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл. - 2004. - 608 с.
59. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 2006. - 446 с.
60. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: УРАО, 2002. - 160 с.
61. Полковникова Т.Н. Социально-психологические особенности эффективного развития управленческих способностей руководителя: автореф. дисс... к. психол. н. - М., 2010. - 23 с.
62. Пушкина Т.Д., Бугаян С.А. Роль психологии в построении взаимоотношений руководителя с подчиненным // Экономика и социум. - 2016. - № 6-1 (19). - С. 660-662.
63. Романько И.Н. Профессионально-психологические портреты руководителей: автореф. дис. ... психол. наук / Санкт-Петербург, 2007. - 216 с.
64. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2012. - 712 с.
65. Саврасова Л. А. Особенности реализации копинг-поведения в профессиональной деятельности руководителей в зависимости от гендера, возраста и стажа работы // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 6. - С. 165-173.
66. Смоляр М.А. Жизнестойкость и совладающее поведение личности // Международный студенческий научный Вестник. - 2016. - №5. - С.109-110.
67. Соколков Е.А. Психология управленческого риска в деятельности руководителя // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2017. № 2 (14). - С. 26-34.
68. Стрек С. и Файфель Г. Теория преодоления. Особенности отношения и копинг-поведения студентов // Социальный контекст копинга. Пленум Пресс, 1991. № 4. - С. 239-260.
69. Ташлыков, В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами: пособие для врачей. - СПб.: МАПО, 1997. - 24 с.
70. Терещенко Н.Г. Ценности руководителей организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 2(15). - С. 268-271.
71. Узлов Н.Д. Удовлетворенность жизнью и копинг-стратегии людейпожилого возраста с разными условиями проживания // Психология стресса исовладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. - 2016. № 5. - С. 390¬392.
72. Файнштейн Т. А. О жизни и трудах Эрнста Кречмера (1888—1964гг.). К 120-летию со дня рождения // Психиатрия и психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина : журнал. — 2009. — № 1. - С. 62 - 66.
73. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.:Прогресс, 1990. - 368с.
74. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: - 1993. - С.154.
75. Хаан Н. Копинг и защита. New York: Academic Press, 1977. - 45 с.
76. Хачатурова М.Р. Жизнестойкость и ее роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2010. - № 12 (43). - C. 166-170.
77. Чернышихина Е.О. Взаимосвязь управленческих способностей с
личностными особенностями государственного служащего // 21 век:
фундаментальная наука и технологии. 2017. - № 2. - С. 62-65.
78. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. - М: Народное образование, 2002. - 345 с.
79. Эдкинд Д., Эриксон Э. и восемь стадий человеческой жизни. / Пер. с англ. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 160с.
80. Юнг К. Г. Психологические типы. - под ред. В.Зеленского. пер. с нем. С. Лорие. - СПб.: Азбука. - 2001. - 720 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ