ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы экзаменационного стресса и его влияние на жизнедеятельность студентов 7
1.1. Особенности стресса: понятие и виды 7
1.2. Особенности экзаменационного стресса и его причины 11
1.3. Теоретический анализ проблемы саморегуляции личности 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции 23
2.3. Разработка, реализация и оценка эффективности психокоррекционной программы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современном мире все большую актуальность приобретает проблема стресса, которая играет значительную роль в жизни каждого человека. Что обусловлено негативными воздействиями на поведение, здоровье, взаимоотношения с окружающими, а также - на работоспособность. Важно отметить, что в контексте проблемы последствия стресса крайне бедно изучен такой феномен, как экзаменационный стресс.
Сдача экзаменов и зачетов подразумевает под собой колоссальные умственные и эмоциональные нагрузки, огромную ответственность и психическую напряженность. В период сдачи сессии студенты сталкиваются с различного рода стрессовыми ситуациями, которые могут повлечь за собой дезадаптацию и эмоциональное истощение.
Изучением проблемы экзаменационного стресса занимались такие исследователи, как: Е.А. Андреева, Ф.Б. Березин, О.А. Григорович, Дж. Гринберг, Е.В. Дорохов, А.В. Карпова, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Е.В. Лунева, С.М. Минина, Е.А. Раскина, Ч. Рикрофт, С.А. Соловьева, Г. Селье и многие другие.
Сдача экзаменационной сессии представляет собой значимое и часто встречающееся событие в жизни студента и является стрессогенной ситуацией, которая способна вызвать стрессовые реакции и тотальную дезорганизацию деятельности. Саморегуляция в рамках процесса контроля знаний обеспечивает пропорциональность, своевременность и соответствие активности студента требованиям, а также обеспечивает необходимый уровень данной активности. Так, сформированная система саморегуляции позволяет студенту составить прогноз исхода экзаменационной ситуации, предопределить управление деятельностью и обеспечить психологическую стрессоустойчивость к экзаменационному стрессу.
Изучением специфики экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции занимались такие исследователи, как Е.А. Андреева, И.А. Баева, В.А. Бодров, Л.Д. Гиссен, О.А. Жученко, Е.М. Коноз, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, Е.Н.Сурков, С.А. Соловьева, В.А. Якунин и др.
Однако, не смотря на тот факт, что изучением данной проблемы занимались многие исследователи, на сегодняшний день все еще отмечается острая необходимость в ее тщательном изучении, так как процесс подготовки и сдачи экзаменов связан с большими нагрузками для организма обучающихся. Таким образом, активная умственная нагрузка, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания - все это приводит к перегрузке нервной системы и негативно влияет на общее эмоциональное и физическое состояние личности студентов и могут снижать эффективность учебной деятельности.
Таким образом, проблема нашего исследования, заключается в следующем: каковы особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции?
Объект: экзаменационный стресс.
Предмет: особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Целью данного исследования является изучение особенностей экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Гипотеза исследования. Существует связь между уровнем саморегуляции и экзаменационным стрессом, а именно: чем ниже показатели саморегуляции, такие как: планирование, гибкость, самостоятельность, программирование, моделирование, оценка результатов, тем выше уровень экзаменационного стресса. Коррекционно-развивающие мероприятия по развитию саморегуляции будут способствовать снижению экзаменационного стресса.
Исходя из описанных цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной психологической литературы изучить состояние проблемы особенностей экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
2. Выявить уровень экзаменационного стресса у студентов.
3. Исследовать особенности саморегуляции студентов.
4. На основании полученных эмпирических данных провести статистический анализ связи особенностей экзаменационного стресса и уровня саморегуляции у студентов.
5. Разработать, внедрить и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по повышению уровня саморегуляции.
Для решения поставленных задач был подобран следующий комплекс методов исследования: организационно-сравнительные, эмпирические, методы качественного анализа, интерпретационные.
В ходе проведения данного исследования нами был использован следующий комплекс методик:
1. Тест подверженности экзаменационному стрессу (А.О. Прохоров).
2. Тест на учебный стресс (Ю.В. Щербатых).
3. Опросник диагностики индивидуально стилевых особенностей саморегуляции (В.И. Моросанова).
4. Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.
База исследования. Исследование проводилось на базе педагогического института НИУ «БелГУ» г. Белгород. Испытуемые - студенты факультета психологии в количестве 62 человека. Средний возраст испытуемых 18-19 лет.
Практическая значимость: результаты, полученные в исследовании, и разработанная нами коррекционно-развивающая программа могут быть использованы в психологической практике для развития саморегуляции студентов.
Структура работы: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, заключения и списка использованных источников в количестве 51 наименований, 21 приложение, 3 таблицы и 11 рисунков. Объем работы - 54 страницы машинописного текста.
Проблема стресса и стрессоустойчивости в условиях современности приобретает все возрастающий научный и практический интерес в связи с активным и непрерывным ростом политической, экономической, техногенной, экологической, социальной и личностной экстремальности условий жизни. Экзаменационная сессия связана с развитием у студентов состояния психоэмоционального напряжения, которое приводит к выраженным изменениям в организме и психике, которые, в свою очередь, несу в себе серьезную угрозу для физического и психологического здоровья студентов. Такие изменения находятся в прямой зависимости от индивидуальной устойчивости студента к воздействию стресса (Григорович, О.А.)
Следует отметить, что стресс определяется как своеобразное психологическое состояние, являющееся частью более объемного процесса взаимодействия между индивидуумом и рабочей средой и отражает данный процесс.
Сдача экзаменационной сессии представляет собой значимое и часто встречающееся событие в жизни студента и является стрессогенной ситуацией, которая способна вызвать стрессовые реакции и тотальную дезорганизацию деятельности. Саморегуляция в рамках процесса контроля знаний обеспечивает пропорциональность, своевременность и соответствие активности студента требованиям, а также обеспечивает необходимый уровень данной активности. Так, сформированная система саморегуляции позволяет студенту составить прогноз исхода экзаменационной ситуации, предопределить управление деятельностью и обеспечить психологическую стрессоустойчивость к экзаменационному стрессу.
В эмпирической части нашего исследования мы изучили особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Проанализировав результаты мы сделали следующие выводы:
В результате исследования подверженности к экзаменационному стрессу было выявлено, что у студентов могут возникать неадекватные эмоциональные всплески и общее плохое самочувствие (например, мигрени, бессонница, нарушения пищеварения). Также, такие студенты будут более тревожны, не уверены в своих знаниях.
Так же было выявлено, что студенты не справляются с учебной программой, из-за того, что неправильно распределяют своё время на подготовку различного рода заданий. Так как многие студенты очень небрежно относятся к своему времени. Вследствие этого появляются задолженности по учебе, что приводит к возникновению стрессовых ситуаций.
Было выявлено, что большинство студентов для снятия стресса используют общение с друзьями.
Далее мы изучили индивидуально стилевые особенности саморегуляции по методике. Было выявлено, что студенты прислушиваются к мнению и оценке окружающих, но в, то, же время могут самостоятельно организовывать свою деятельность и поведение, у них адекватная самооценка, но они не всегда замечают своих ошибок.
Далее мы изучили личностную тревожность у студентов. Так как они имеют высокий уровень личностной тревожности, означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.
Высокий уровень ситуативной тревожности у студентов, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Корреляционный анализ позволил нам обнаружить 3 значимых корреляционных связей между подверженностью к экзаменационному стрессу и показателями саморегуляции. Чем ниже у студентов сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае не реалистичны, не детализированы и не устойчивы, цели деятельности не выдвигаются самостоятельно, тем выше уровень экзаменационного стресса.
В результате проведенной коррекционно-развивающей программы были получены следующие результаты:
1. У студентов снизился уровень подверженности к экзаменационному стрессу.
2. Студенты в быстроменяющейся обстановке стали чувствовать себя увереннее, с легкостью привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни.
3. Студенты стали адекватно оценивать результаты своей деятельности, гибко адаптируются к изменениям условий.
4. У студентов снизился уровень ситуативной и личностной тревожности.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: существует связь между уровнем саморегуляции и экзаменационным стрессом, а именно: чем ниже показатели саморегуляции такие как: планирование, гибкость, самостоятельность, программирование, моделирование, оценка результатов, тем выше уровень экзаменационного стресса. Использование коррекционно-развивающего мероприятия по развитию саморегуляции будут способствовать снижению экзаменационного стресса.
1. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер. - М., 2017. - 256 с.
2. Андреева, Е.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии / Е.А. Андреева, С.А. Соловьева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т.5. - №1 (14). - С.140-143.
3. Антилогова, Л.Н. Саморегуляция психических состояний личности / Л.Н.Антилогова, Е.А. Черкевич. - М., 2010. - 317 с.
4. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - №2. - С.113-123.
5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович / Вопросы психологии. - 2009. (а). - №4. - С. 23-35.
6. Бабинцева, Л.Н. Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов / Л.Н. Бабинцева // Вестник Костромского государственного университета. - 2017. - Т.23. - №1. - С.31-35.
7. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
8. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
9. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
10. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии /
Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2007. - 655 с.
11. Григорович, О.А.Индивидуальные особенности устойчивости студентов к экзаменационному стрессу / О.А. Григорович, С.М.Минина, Е.В. Лунева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2008. - Т.3. - №1. - С.116.
12. Гаджиева, У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности / У.Б. Гаджиева //Научно-исследовательскиепубликации, Выпуск № 4 (8). - 2014. - С. 109-113.
13. Голованова Т.Н. Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов / Т.Н. Голованова // Вестник Марийского государственного университета. 2016. - №1 (21). - С. 69-73.
14. Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. - М.: Либроком, 2015. - 368 с.
15. Дворникова, Т.А. Мотивация учебной деятельности и саморегуляция студента / Т.А. Дворникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - №3. - С.79-84.
16. Дробышева, О.М. Оценка повышения стрессоустойчивости студентов / О.М. Дробышева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.
2015. - №111. - С. 1489-1509.
17. Денисова, О.П. Психология и педагогика / О.П. Денисова. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 235 с.
18. Епанчинцева, Г.А. О роли стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская, К.В.Семенова // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - №2¬8 (7). - С.106-108.
19. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, 2003. - 376 с.
20. Жученко, О.А. Особенности саморегуляции студентов с разной направленностью компонентов при прогнозе исхода экзаменационной ситуации / О.А. Жученко // Вестник Пермского университета: Философия. Психология. Социология. - 2013. - №2 (14). - С. 137-141.
21. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В.Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. -
2016. - Т.10. - №2. - С.122-132.
22. Зобков, А.В. Психическая саморегуляция учебно-профессиональной деятельности с учетом индивидуально-типологических свойств личности студента / А.В. Зобков // Экономика образования. - 2012. - №1. - С.152-156.
23. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
24. Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - Изд.: Школа-Пресс, 2005. - 311 с.
25. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
26. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука. 2003. - 370 с.
27. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С.45-49.
28. Кречетников, К.Г. Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя / К.Г. Кречетников, В.Р. Шойнхорова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - №40-2. - С.22¬28.
29. Костромина, С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности / С.Н.Костромина // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2010. - Т.4. - С.152-159.
30. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь. / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - РнД.: ФЕНИКС, 2008. - 415 с.
31. Конопкин, О.А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О.А.
Конопкин, Г.С. Прыгин // Педагогическая и возрастная психология. - 2017. - №4. - С.42-51.
32. Крылова, Н.Н. Саморегуляция как ресурс самообразовательной деятельности студента / Н.Н. Крылова // Вестник Пермского государственного университета. - 2013. - №1. - С.3-8.
33. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
34. Лазарус, Р. Психологический стресс и процесс совладания с ним / Р.Лазарус. - СПб.: Питер, 2011. - 211 с.
35. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Л.: Лениздат, 2010. - 409 с.
36. Ланина, Н.В. Формирование устойчивости студентов- бакалавтров к экзаменационным стрессам / Н.В. Ланина, Т.Ф. Пушкина // Сборник научных статей VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием: Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. - 2017. - С.204-208.
37. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы формирования
личности студента [Электронный ресурс] // Журнал практического психолога, 2003. № 1. URL: http://www.anleontiev.smysl.ru/vospomin/leon-
2.htm (дата обращения: 22.03.2019).
38. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
39. Майдокина, Л.Г. Развитие навыков саморегуляции / Л.Г. Майдокина // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т.3. - №1. - С.79-83.
40. Николаева, В.В. Психический уровень саморегуляции / В.В. Николаева. - М., 2001. - 132 с.
41. Прихожан, М.А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / М.А. Прихожан. - М., 2010. - 304 с.
42. Привалова, С.Ю. Саморегуляция учебной деятельности и личное развитие студента / С.Ю. Привалова // Известия Саратовского университета. - 2012. - Т.11. - №1. - С.27-30.
43. Пряжникова, Е.Ю. О развитии профессионального самоопределения в России / Е.Ю. Пряжникова / Школьный психолог. - №40. - 2000. - С. 3-6.
44. Рикрофт, Ч. Тревога, страх и ожидание. Ревога и тревожность / Ч. Рикрофт. - СПб.: Питер, 2010 - 350 с.
45. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реан. - М.: АСТ, 2015. - 656 с.
46. Серебрякова, Т.А. Психология стресса / Т.А. Серебрякова. - М., 2007. - 143с.
47. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М., 2002. - 311 с.
48. Чупина, В.Б. Особенности проявления показателей стрессоустойчивости у студентов клинических психологов и инженеров /
B. Б. Чупина, Л.С. Гавриленко // Педагогика и психология. - 2018. - №2 (23). -
C. 430-432.
49. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
50. Щербатых, Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов / Ю.В. Щербатых // Профилактика правонарушений в студенческой среде. - 2010. - №2. - С.241-244.
51. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. / Эверли Дж., Розенфельд Р. // Медицина. М., 2005. - С.224.