ОСОБЕННОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы экзаменационного стресса и его влияние на жизнедеятельность студентов 7
1.1. Особенности стресса: понятие и виды 7
1.2. Особенности экзаменационного стресса и его причины 11
1.3. Теоретический анализ проблемы саморегуляции личности 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции 23
2.3. Разработка, реализация и оценка эффективности психокоррекционной программы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы экзаменационного стресса и его влияние на жизнедеятельность студентов 7
1.1. Особенности стресса: понятие и виды 7
1.2. Особенности экзаменационного стресса и его причины 11
1.3. Теоретический анализ проблемы саморегуляции личности 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции 23
2.3. Разработка, реализация и оценка эффективности психокоррекционной программы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современном мире все большую актуальность приобретает проблема стресса, которая играет значительную роль в жизни каждого человека. Что обусловлено негативными воздействиями на поведение, здоровье, взаимоотношения с окружающими, а также - на работоспособность. Важно отметить, что в контексте проблемы последствия стресса крайне бедно изучен такой феномен, как экзаменационный стресс.
Сдача экзаменов и зачетов подразумевает под собой колоссальные умственные и эмоциональные нагрузки, огромную ответственность и психическую напряженность. В период сдачи сессии студенты сталкиваются с различного рода стрессовыми ситуациями, которые могут повлечь за собой дезадаптацию и эмоциональное истощение.
Изучением проблемы экзаменационного стресса занимались такие исследователи, как: Е.А. Андреева, Ф.Б. Березин, О.А. Григорович, Дж. Гринберг, Е.В. Дорохов, А.В. Карпова, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Е.В. Лунева, С.М. Минина, Е.А. Раскина, Ч. Рикрофт, С.А. Соловьева, Г. Селье и многие другие.
Сдача экзаменационной сессии представляет собой значимое и часто встречающееся событие в жизни студента и является стрессогенной ситуацией, которая способна вызвать стрессовые реакции и тотальную дезорганизацию деятельности. Саморегуляция в рамках процесса контроля знаний обеспечивает пропорциональность, своевременность и соответствие активности студента требованиям, а также обеспечивает необходимый уровень данной активности. Так, сформированная система саморегуляции позволяет студенту составить прогноз исхода экзаменационной ситуации, предопределить управление деятельностью и обеспечить психологическую стрессоустойчивость к экзаменационному стрессу.
Изучением специфики экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции занимались такие исследователи, как Е.А. Андреева, И.А. Баева, В.А. Бодров, Л.Д. Гиссен, О.А. Жученко, Е.М. Коноз, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, Е.Н.Сурков, С.А. Соловьева, В.А. Якунин и др.
Однако, не смотря на тот факт, что изучением данной проблемы занимались многие исследователи, на сегодняшний день все еще отмечается острая необходимость в ее тщательном изучении, так как процесс подготовки и сдачи экзаменов связан с большими нагрузками для организма обучающихся. Таким образом, активная умственная нагрузка, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания - все это приводит к перегрузке нервной системы и негативно влияет на общее эмоциональное и физическое состояние личности студентов и могут снижать эффективность учебной деятельности.
Таким образом, проблема нашего исследования, заключается в следующем: каковы особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции?
Объект: экзаменационный стресс.
Предмет: особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Целью данного исследования является изучение особенностей экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Гипотеза исследования. Существует связь между уровнем саморегуляции и экзаменационным стрессом, а именно: чем ниже показатели саморегуляции, такие как: планирование, гибкость, самостоятельность, программирование, моделирование, оценка результатов, тем выше уровень экзаменационного стресса. Коррекционно-развивающие мероприятия по развитию саморегуляции будут способствовать снижению экзаменационного стресса.
Исходя из описанных цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной психологической литературы изучить состояние проблемы особенностей экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
2. Выявить уровень экзаменационного стресса у студентов.
3. Исследовать особенности саморегуляции студентов.
4. На основании полученных эмпирических данных провести статистический анализ связи особенностей экзаменационного стресса и уровня саморегуляции у студентов.
5. Разработать, внедрить и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по повышению уровня саморегуляции.
Для решения поставленных задач был подобран следующий комплекс методов исследования: организационно-сравнительные, эмпирические, методы качественного анализа, интерпретационные.
В ходе проведения данного исследования нами был использован следующий комплекс методик:
1. Тест подверженности экзаменационному стрессу (А.О. Прохоров).
2. Тест на учебный стресс (Ю.В. Щербатых).
3. Опросник диагностики индивидуально стилевых особенностей саморегуляции (В.И. Моросанова).
4. Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.
База исследования. Исследование проводилось на базе педагогического института НИУ «БелГУ» г. Белгород. Испытуемые - студенты факультета психологии в количестве 62 человека. Средний возраст испытуемых 18-19 лет.
Практическая значимость: результаты, полученные в исследовании, и разработанная нами коррекционно-развивающая программа могут быть использованы в психологической практике для развития саморегуляции студентов.
Структура работы: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, заключения и списка использованных источников в количестве 51 наименований, 21 приложение, 3 таблицы и 11 рисунков. Объем работы - 54 страницы машинописного текста.
Сдача экзаменов и зачетов подразумевает под собой колоссальные умственные и эмоциональные нагрузки, огромную ответственность и психическую напряженность. В период сдачи сессии студенты сталкиваются с различного рода стрессовыми ситуациями, которые могут повлечь за собой дезадаптацию и эмоциональное истощение.
Изучением проблемы экзаменационного стресса занимались такие исследователи, как: Е.А. Андреева, Ф.Б. Березин, О.А. Григорович, Дж. Гринберг, Е.В. Дорохов, А.В. Карпова, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Е.В. Лунева, С.М. Минина, Е.А. Раскина, Ч. Рикрофт, С.А. Соловьева, Г. Селье и многие другие.
Сдача экзаменационной сессии представляет собой значимое и часто встречающееся событие в жизни студента и является стрессогенной ситуацией, которая способна вызвать стрессовые реакции и тотальную дезорганизацию деятельности. Саморегуляция в рамках процесса контроля знаний обеспечивает пропорциональность, своевременность и соответствие активности студента требованиям, а также обеспечивает необходимый уровень данной активности. Так, сформированная система саморегуляции позволяет студенту составить прогноз исхода экзаменационной ситуации, предопределить управление деятельностью и обеспечить психологическую стрессоустойчивость к экзаменационному стрессу.
Изучением специфики экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции занимались такие исследователи, как Е.А. Андреева, И.А. Баева, В.А. Бодров, Л.Д. Гиссен, О.А. Жученко, Е.М. Коноз, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, Е.Н.Сурков, С.А. Соловьева, В.А. Якунин и др.
Однако, не смотря на тот факт, что изучением данной проблемы занимались многие исследователи, на сегодняшний день все еще отмечается острая необходимость в ее тщательном изучении, так как процесс подготовки и сдачи экзаменов связан с большими нагрузками для организма обучающихся. Таким образом, активная умственная нагрузка, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания - все это приводит к перегрузке нервной системы и негативно влияет на общее эмоциональное и физическое состояние личности студентов и могут снижать эффективность учебной деятельности.
Таким образом, проблема нашего исследования, заключается в следующем: каковы особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции?
Объект: экзаменационный стресс.
Предмет: особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Целью данного исследования является изучение особенностей экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Гипотеза исследования. Существует связь между уровнем саморегуляции и экзаменационным стрессом, а именно: чем ниже показатели саморегуляции, такие как: планирование, гибкость, самостоятельность, программирование, моделирование, оценка результатов, тем выше уровень экзаменационного стресса. Коррекционно-развивающие мероприятия по развитию саморегуляции будут способствовать снижению экзаменационного стресса.
Исходя из описанных цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной психологической литературы изучить состояние проблемы особенностей экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
2. Выявить уровень экзаменационного стресса у студентов.
3. Исследовать особенности саморегуляции студентов.
4. На основании полученных эмпирических данных провести статистический анализ связи особенностей экзаменационного стресса и уровня саморегуляции у студентов.
5. Разработать, внедрить и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по повышению уровня саморегуляции.
Для решения поставленных задач был подобран следующий комплекс методов исследования: организационно-сравнительные, эмпирические, методы качественного анализа, интерпретационные.
В ходе проведения данного исследования нами был использован следующий комплекс методик:
1. Тест подверженности экзаменационному стрессу (А.О. Прохоров).
2. Тест на учебный стресс (Ю.В. Щербатых).
3. Опросник диагностики индивидуально стилевых особенностей саморегуляции (В.И. Моросанова).
4. Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.
База исследования. Исследование проводилось на базе педагогического института НИУ «БелГУ» г. Белгород. Испытуемые - студенты факультета психологии в количестве 62 человека. Средний возраст испытуемых 18-19 лет.
Практическая значимость: результаты, полученные в исследовании, и разработанная нами коррекционно-развивающая программа могут быть использованы в психологической практике для развития саморегуляции студентов.
Структура работы: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, заключения и списка использованных источников в количестве 51 наименований, 21 приложение, 3 таблицы и 11 рисунков. Объем работы - 54 страницы машинописного текста.
Проблема стресса и стрессоустойчивости в условиях современности приобретает все возрастающий научный и практический интерес в связи с активным и непрерывным ростом политической, экономической, техногенной, экологической, социальной и личностной экстремальности условий жизни. Экзаменационная сессия связана с развитием у студентов состояния психоэмоционального напряжения, которое приводит к выраженным изменениям в организме и психике, которые, в свою очередь, несу в себе серьезную угрозу для физического и психологического здоровья студентов. Такие изменения находятся в прямой зависимости от индивидуальной устойчивости студента к воздействию стресса (Григорович, О.А.)
Следует отметить, что стресс определяется как своеобразное психологическое состояние, являющееся частью более объемного процесса взаимодействия между индивидуумом и рабочей средой и отражает данный процесс.
Сдача экзаменационной сессии представляет собой значимое и часто встречающееся событие в жизни студента и является стрессогенной ситуацией, которая способна вызвать стрессовые реакции и тотальную дезорганизацию деятельности. Саморегуляция в рамках процесса контроля знаний обеспечивает пропорциональность, своевременность и соответствие активности студента требованиям, а также обеспечивает необходимый уровень данной активности. Так, сформированная система саморегуляции позволяет студенту составить прогноз исхода экзаменационной ситуации, предопределить управление деятельностью и обеспечить психологическую стрессоустойчивость к экзаменационному стрессу.
В эмпирической части нашего исследования мы изучили особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Проанализировав результаты мы сделали следующие выводы:
В результате исследования подверженности к экзаменационному стрессу было выявлено, что у студентов могут возникать неадекватные эмоциональные всплески и общее плохое самочувствие (например, мигрени, бессонница, нарушения пищеварения). Также, такие студенты будут более тревожны, не уверены в своих знаниях.
Так же было выявлено, что студенты не справляются с учебной программой, из-за того, что неправильно распределяют своё время на подготовку различного рода заданий. Так как многие студенты очень небрежно относятся к своему времени. Вследствие этого появляются задолженности по учебе, что приводит к возникновению стрессовых ситуаций.
Было выявлено, что большинство студентов для снятия стресса используют общение с друзьями.
Далее мы изучили индивидуально стилевые особенности саморегуляции по методике. Было выявлено, что студенты прислушиваются к мнению и оценке окружающих, но в, то, же время могут самостоятельно организовывать свою деятельность и поведение, у них адекватная самооценка, но они не всегда замечают своих ошибок.
Далее мы изучили личностную тревожность у студентов. Так как они имеют высокий уровень личностной тревожности, означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.
Высокий уровень ситуативной тревожности у студентов, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Корреляционный анализ позволил нам обнаружить 3 значимых корреляционных связей между подверженностью к экзаменационному стрессу и показателями саморегуляции. Чем ниже у студентов сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае не реалистичны, не детализированы и не устойчивы, цели деятельности не выдвигаются самостоятельно, тем выше уровень экзаменационного стресса.
В результате проведенной коррекционно-развивающей программы были получены следующие результаты:
1. У студентов снизился уровень подверженности к экзаменационному стрессу.
2. Студенты в быстроменяющейся обстановке стали чувствовать себя увереннее, с легкостью привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни.
3. Студенты стали адекватно оценивать результаты своей деятельности, гибко адаптируются к изменениям условий.
4. У студентов снизился уровень ситуативной и личностной тревожности.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: существует связь между уровнем саморегуляции и экзаменационным стрессом, а именно: чем ниже показатели саморегуляции такие как: планирование, гибкость, самостоятельность, программирование, моделирование, оценка результатов, тем выше уровень экзаменационного стресса. Использование коррекционно-развивающего мероприятия по развитию саморегуляции будут способствовать снижению экзаменационного стресса.
Следует отметить, что стресс определяется как своеобразное психологическое состояние, являющееся частью более объемного процесса взаимодействия между индивидуумом и рабочей средой и отражает данный процесс.
Сдача экзаменационной сессии представляет собой значимое и часто встречающееся событие в жизни студента и является стрессогенной ситуацией, которая способна вызвать стрессовые реакции и тотальную дезорганизацию деятельности. Саморегуляция в рамках процесса контроля знаний обеспечивает пропорциональность, своевременность и соответствие активности студента требованиям, а также обеспечивает необходимый уровень данной активности. Так, сформированная система саморегуляции позволяет студенту составить прогноз исхода экзаменационной ситуации, предопределить управление деятельностью и обеспечить психологическую стрессоустойчивость к экзаменационному стрессу.
В эмпирической части нашего исследования мы изучили особенности экзаменационного стресса у студентов с разным уровнем саморегуляции.
Проанализировав результаты мы сделали следующие выводы:
В результате исследования подверженности к экзаменационному стрессу было выявлено, что у студентов могут возникать неадекватные эмоциональные всплески и общее плохое самочувствие (например, мигрени, бессонница, нарушения пищеварения). Также, такие студенты будут более тревожны, не уверены в своих знаниях.
Так же было выявлено, что студенты не справляются с учебной программой, из-за того, что неправильно распределяют своё время на подготовку различного рода заданий. Так как многие студенты очень небрежно относятся к своему времени. Вследствие этого появляются задолженности по учебе, что приводит к возникновению стрессовых ситуаций.
Было выявлено, что большинство студентов для снятия стресса используют общение с друзьями.
Далее мы изучили индивидуально стилевые особенности саморегуляции по методике. Было выявлено, что студенты прислушиваются к мнению и оценке окружающих, но в, то, же время могут самостоятельно организовывать свою деятельность и поведение, у них адекватная самооценка, но они не всегда замечают своих ошибок.
Далее мы изучили личностную тревожность у студентов. Так как они имеют высокий уровень личностной тревожности, означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.
Высокий уровень ситуативной тревожности у студентов, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Корреляционный анализ позволил нам обнаружить 3 значимых корреляционных связей между подверженностью к экзаменационному стрессу и показателями саморегуляции. Чем ниже у студентов сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае не реалистичны, не детализированы и не устойчивы, цели деятельности не выдвигаются самостоятельно, тем выше уровень экзаменационного стресса.
В результате проведенной коррекционно-развивающей программы были получены следующие результаты:
1. У студентов снизился уровень подверженности к экзаменационному стрессу.
2. Студенты в быстроменяющейся обстановке стали чувствовать себя увереннее, с легкостью привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни.
3. Студенты стали адекватно оценивать результаты своей деятельности, гибко адаптируются к изменениям условий.
4. У студентов снизился уровень ситуативной и личностной тревожности.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: существует связь между уровнем саморегуляции и экзаменационным стрессом, а именно: чем ниже показатели саморегуляции такие как: планирование, гибкость, самостоятельность, программирование, моделирование, оценка результатов, тем выше уровень экзаменационного стресса. Использование коррекционно-развивающего мероприятия по развитию саморегуляции будут способствовать снижению экзаменационного стресса.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебного стресса у студентов на различных этапах обучения в период сессии с учетом гендерной принадлежности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Стрессоустойчивость студентов технических специальностей (Оренбургский Государственный Университет)
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Связь механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов (Российский Государственный Гуманитарный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА В УСЛОВИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Влияние стрессоустойчивости и на учебную деятельность студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



