Введение 3
Глава 1. Анализ научно - методической литературы по проблеме исследования 6
1.1. Характеристика силовых способностей 6
1.2. Средства и методы развития силовых способностей 14
1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся 15-16 лет 22
Глава 2. Методы и организация исследования 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация экспериментальной работы 28
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 31
3.1. Диагностика уровня развития силовых способностей школьников 15
- 16 лет 31
3.2. Экспериментальная методика развития силовых способностей
школьников 15-16 лет 32
3.3. Влияние экспериментальной методики на развитие силовых способностей школьников 15-16 лет, и обсуждение результатов 37
Выводы 39
Практические рекомендации 40
Литература
Актуальность. В настоящее время существует проблема совершенствования физической подготовленности юношей в общеобразовательной школе. Появление данной проблемы в системе физического воспитания подрастающего поколения обусловлен проявляющимся в последние годы выраженным несоответствием между уровнем физической подготовленности юношей и постоянно возрастающим уровнем требований к ней, предъявляемым ей со стороны общества. Данное несоответствие определяется требованиями для приобретения в будущем таких профессий как военнослужащий, спасатель, работа в органах МВД, и многих других общественно значимых профессий.
Вместе с тем, вопросы развития силовых способностей как направленного педагогического процесса, имеющего свою относительную самостоятельность и определенную последовательность, не имеют необходимого научного обоснования в системе общей физической подготовки старшеклассников. Как показывает практика, включение отдельных элементов развития силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным. Данный подход часто не обеспечивает в полной мере развитие силовых способностей, необходимых для выполнения нормативных требований школьной программы по физическому воспитанию. Кроме того, отсутствует единство мнений специалистов в вопросе о рациональных подходах к построению процесса силовой подготовки, распределении физических нагрузок на отдельном уроке и в системе урочных форм занятий, сопряженности учебного материала по развитию силовых способностей и содержания разделов школьной программы. Анализ научно-методической литературы показал, что научно-методические подходы к проблеме о влияния силовых упражнений на развитие других физических способностей, эффективности их развития в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы не разработаны.
Это определило выбор темы исследования: «Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе».
Цель исследования: разработать методику развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс физической подготовки юношей на уроках физической культуры.
Предмет исследования - методика проведения уроков физической культуры в общеобразовательной школе, направленная на развитие силовых способностей юношей старших классов.
Задачи исследования:
1.) Изучить теоретическую и методическую литературу по
проблеме исследования.
2.) Разработать экспериментальную методику по развитию
силовых способностей старшеклассников.
3.) Оценить эффективность экспериментальной методики по
развитию силовых способностей юношей 15-16 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры будет проходить эффективнее, если будет разработана и внедрена методика проведения уроков физической культуры, основанная на комплексном педагогическом воздействии на развитие основных силовых способностей, с учетом сопряженности учебного материала по развитию силовых способностей и содержания разделов школьной программы.
В своем исследовании мы применяли следующие методы:
1. Изучение научно-методической литературы по проблеме
исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Математической статистики.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая нами методика проведения уроков физической культуры, позволит повысить уровень силовых способностей юношей 15-16 лет, повысит интерес старшеклассников к занятиям физической культурой и спортом, а также позволит более успешно сдавать школьные нормативы по физической подготовке, нормы комплекса ГТО пятой ступени юношей.
1. Анализ научной и методической литературы доказывает, что уровень развития силовых способностей старшеклассников общеобразовательной школы находится на низком уровне. Исходя из этого, существует необходимость выделения в структуре целостного учебно-воспитательного процесса физической подготовки юношей относительно самостоятельного раздела - силовой подготовки. В ходе исследования установлены целесообразность и эффективность данного подхода при организации физического развития учащихся 10 классов общеобразовательной школы, сформулированы методические положения, на основе которых осуществляется силовая подготовка, разработаны эффективные ее средства и методы.
2. Разработана экспериментальная методика развития силовых способностей юношей старшеклассников, которая основывается на комплексном педагогическом воздействии на развитие основных силовых способностей (собственно-силовых, скоростно-силовых и силовой выносливости), с учетом разделов школьной программы, направленная на целенаправленное развитие силовых способностей юношей 15-16 лет, с использованием повторного и кругового метода тренировки.
3. Полученные в ходе исследования результаты позволяют судить об эффективности разработанной методики по развитию силовых способностей юношей школьников 15-16 лет, так как во всех четырех проведенных тестах получены статистически достоверные изменения показателей (Р<0,05). Данная методика может быть рекомендована для практического применения.
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. - Харьков: Основа, 1993 - 243 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с., ил.
3. Бартышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры учащихся средних классов. - Самара, 1994. - 253 с. Учебное пособие для учащихся средних классов.
4. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры школьника. - Самара, 1994. - 128 с. Учебное пособие для учителей физической культуры.
5. Биохимические критерии развития физических качеств /Под ред. А.А. Чарвеевой. - М. : ВНИИФК, 1986. - 184 с.
6. Бихари О. Изменение двигательной системы под воздействием усталости/Спорт в современном обществе: Всемирн. науч. конгр., III напр. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 208-209.
7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.:
Физкультура и спорт, 1985. - 150 с.
8. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 311 с.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. Изд. 2-е, перер. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с., ил. - (Наука спорту).
10. Грибан Г.П., Пучков, Фесечко П.П. Атлетическая гимнастика: Учебн. Пособие. - М.: 1992 - 328 с.
11. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
12. Колтановский А.П., Абушевич В.В. Сила и здоровье. Методические рекомендации. Орел: Издательство центрального совета ВФСО «Динамо» при участии кооператива «Спортметодинформация», 1989 - 147 с.
13. Курамшин, Ю.Ф. Теорея и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. - 3 - у изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
14. Легкая атлетика. Учеб. для ин-тов физ. культ. Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с., ил.
15. Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера. [Текст] / С.А. Локтев. - М.: Советский спорт, 2007. - 404 с.: ил.
16. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей / В.И. Лях. - М.: ООО «Фирма издательство Аист», 1988. - 27 с.
17. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 279 с.
18. Лапутин А.Н. Атлетическая гимнастика. - К.: Здоровье, 1990. -176 с.
19. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / А.В. Березин, А.А. Зданевич, Б.Д. Ионов и др.; Под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 1997. - 125 с., ил.
20. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: Астрель, 2002.
21. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
22. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных
спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.
Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов - Киев «Олимпийская литература», 1997. - 583 с
23. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск.
- М.: физкультура и спорт, 1998. - 412с.
24. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Владос,1995. - 401 с.
25. Чусов. Физиология человека. - М.: 1988 г.
26. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин - тов - М.: Просвещение, 1990 - 319 с.
27. Метрология: учебник для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986 - 240 с., ил.
28. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физической культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2¬е, перер. и доп. (в 2-х т.). - М.: Физкультура и спорт, 1976 - т. II - 256 с., ил.
29. Физиология мышечной деятельности: Учебник для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
- 347 с., ил.
30. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 247 с.
31. Фомин Н.А. Морфофункциональные основы адаптации школьников к физическим нагрузкам: Учебное пособие. - Челябинск, ЧГПИ, 1984. - 88 с., ил.
32. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 224 с., ил.
33. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.
34. Хедман Р. Спортивная физиология: Пер. со швед. / Предисл. Л.А. Шоффе. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 149 с., ил.
35. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.