Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №177806

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 7
1. Организация деятельности детских домов в Томской области 16
1.1 Основания помещения воспитанников в детские дома: психологические и
социальные характеристики воспитанников 16
1.2 Основные направления деятельности детских домов: формы и методы работы 27
1.3 Анализ основных проблем организации деятельности детских домов 36
2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: структурные и содержательные изменения после реформирования системы 42
2.1 Социальный состав воспитанников Центров помощи детям, оставшимся без
попечения родителей, после реформирования сети детских домов: основания для помещения, основные социальные и психологические характеристики 42
2.2 Анализ деятельности Центров помощи детям, оставшимся без попечения
родителей: формы и методы работы 53
2.3 Основные проблемы оказания социальных услуг детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в организациях для детей-сирот, Томской области 64
Заключение 75
Список использованной литературы и источников 81

В Томской области за последние 15 лет значительно изменилась система, структура и содержательная деятельность образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детские дома). Прежде всего, это связано с изменением социальной политики в сфере защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными задачами защиты прав вышеуказанных категорий детей, стала не институализация (помещение детей в государственные учреждения), а устройство их в замещающие семьи, а также работа с биологическими родителями, направленная на сохранение семьи, оказание комплексной помощи и поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Приоритетной становится социальная работа, направленная на профилактику социального сиротства. Лишение родительских прав граждан, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, становится крайней мерой, тогда как ранее, до 2000 года, это являлось основной формой деятельности органов системы профилактики.
В Томской области до 2008 года детские дома, школы-интернаты и коррекционные детские дома находились в ведение Департамента общего образования
Цитируется по О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 дек. 1996 г. N 159-ФЗ в ред. от 01.05.2017. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс»:
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны
Томской области, а социальные приюты в ведении Департамента социальной защиты населения Томской области. Таким образом, организация деятельности по профилактике социального сиротства и содержанию детей-сирот находились в разных ведомствах, что вело к разрозненности целей функционирования системы в целом, а также невозможности комплексно оказывать услуги детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В 2008 году в Томской области был создан Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (далее - Департамент), в ведение которого перешла вся основная деятельность по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Детские дома и Социально-реабилитационные центры (ранее приюты) перешли в ведение данного Департамента. Основная трансформация детских домов началась в2008 году с разукрупнения данных организаций и сокращения их количества. На начало 2008 года в Томской области действовало 12 детских домов мощностью на 830 койко-мест. В период с 2008 г.до 2012 г.лицензионная численность мест в детских домах сократилась на 310 койко-мест и составила 520койко-мест. В последующие пять лет лицензионная численность детских домов сократилась еще на 174 койко-мест. В данный период времени лицензионная наполняемость организаций для детей-сирот составляет 346 койко-мест.
Исходя из представленных статистических данных, можно проследить стабильную тенденцию к сокращению лицензионной численности воспитанников в детских домах Томской области, что обусловлено, в первую очередь, активной передачей детей-сирот в замещающие семьи граждан, а также работой органов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних по профилактике социального сиротства (технология работы «со случаем») .
Трансформация системы детских домов выражается не только в сокращении количества в них детей, но и организации «физического» пространства. В Томской области детские дома давно перестали выполнять только воспитательную функцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - изменения коснулись и содержательной деятельности детских домов. Расширился спектр предоставляемых
социальных услуг. Спектр услуг детских домов стал расширяться с 2008 года в связи с созданием при учреждениях служб сопровождения замещающих семей, Школ приемных родителей, отделения постинтернатного сопровождения.
За последние 5 лет около 500 воспитанников детских домов были переданы на воспитание в замещающие семьи, в том числе возвращены в кровную семью (126 воспитанников), 2703граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, прошли обучение в Школах приемных родителей, организованных при детских домах. Более 2000 опекунских и приемных семей находились на сопровождении в службах сопровождения замещающих семей.
При рассмотрении реформирования сети детских домов необходимо обратить внимание не только на описанные выше положительные тенденции развития сети детских домов Томской области, но и на отрицательные факторы, требующие отдельного внимания.
Несмотря на объединение основных полномочий в сфере защиты прав детей- сирот в один Департамент, в Томской области по-прежнему сохраняется некоторая разрозненность форм работы с данной категорий детей. Прежде всего, это связано с проживанием на полном государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в организациях, подчиненным разным ведомствам. Около 100 детей-сирот в возрасте от 0 до 3-4 лет находятся на государственном обеспечении в Доме ребенка, подведомственного Департаменту здравоохранения Томской области2.
Около 80 детей-сирот проживают в коррекционных школах-интернатах для детей-сирот с особыми образовательными потребностями (8 вида)'’ В данных коррекционных учреждениях (Моряковская школа-интернат, Уртамская школа- интернат) группы организованы не по семейному типу, отсутствует ряд важных социальных услуг (таких как Школа приемных родителей, служба сопровождения замещающих семей, постинтернатное сопровождение, практически отсутствует семейное устройство данной категории детей).
Наряду с сокращением лицензионной наполняемости детских домов установилась стабильная тенденция возвратов детей-сирот обратно в детские дома из
замещающих семей. Следовательно, изменился социальный состав воспитанников, что требует пересмотра форм и методов работы с данной категорией детей.
Несмотря на положительную динамику устройства воспитанников повторно в биологические семьи, данная деятельность не системна, о чем свидетельствует ряд факторов: проживание воспитанников после выпуска в кровных семьях, часть воспитанников стабильно поддерживают взаимоотношения с обоими или одним из родителей, лишенных родительских прав.1 Данные факты предполагают пересмотр системы ценностей кровных семей и оказание им комплексной помощи по восстановлению их физического и социального статуса еще до их лишения родительских прав.
Работа по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного в учреждениях, подведомственных Департаменту, по-прежнему организуется по принципу «тушения пожаров» - многие семьи уже находятся в состоянии глубокого кризиса.
Несмотря на то, что расширился спектр социальных услуг, оказываемых Центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в Томской области идет сокращение бюджетных ассигнований на фонд оплаты труда сотрудникам социальной сферы, а также сокращение штатной численности сотрудников.
24 мая 2014 года вышло Положение о деятельности организаций для детей-сирот (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» №481. Данное Положение регламентирует деятельность организаций для детей-сирот, ее содержание, формы и методы работы, основания помещения детей и др.
В связи с вступлением в законную силу вышеуказанного нормативно-правового акта в Томской области, образовательные государственные учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переименованы в Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее - Центры).
Объектом работы является реформирование организаций для детей-сирот.
Предметом - формы и методы работы организаций для детей-сирот в рамках реформирования данных учреждений.
Таким образом, можно обозначить проблему исследования: каковы особенности реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот) в Томской области?
Цель работы - выявить особенности реформирования организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области и определить формы и методы работы данных организаций.
Для достижения цели выделим следующие задачи:
1. Провести анализ организация деятельности детских домов в Томской области;
2. Проанализировать наполняемость детских домов и изучить психологические и социальные характеристики воспитанников;
3. Рассмотреть формы и методы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в условиях детского дома и выявить основные проблемы их реализации;
4. Рассмотреть систему реформирования сети детских домов в Томской области в Центры и выделить основные проблемы организации деятельности данных учреждений;
5. Изучить социальный состав воспитанников Центров в период
реформирования сети детских домов;
6. Провести анализ организации деятельности организаций для детей-сирот, форм и методов их работы по оказанию социальных и образовательных услуг и выявить основные проблемы их реализации.
Методологическую основу магистерской работы составляют общенаучные принципы - объективности, системного подхода. Базовый принцип объективности предполагает оценивание системы организаций для детей-сирот и ее реформирования с помощью анализа проведенного исследования. Принцип системного подхода в данной работе выражается в том, что объект и предмет рассматриваются всесторонне с позиции опрошенных респондентов, а также основываются на собственном опыте работы и практических знаниях в сфере социального сиротства в Томской области.
В ходе исследования применялись такие общенаучные методы как методы сравнения, обобщения, интерпретации и анализа.
В ходе исследования использовались качественный социологический метод - полуформализованное интервью. Также в работе проведен анализ статистических данных. Это позволило получить полное представление о предмете и объекте исследования. 
В рамках исследования «Развитие деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области в период их реформирования» был проведен опрос 12 респондентов - руководителей и специалистов организаций для детей-сирот (февраль 2015 г. - октябрь 2016 г.). Качественный метод исследования был выбран потому, что именно в ходе полуформализованного интервью можно получить комплексную информацию об объекте и предмете исследования. Отбор респондентов производился путем анализа их стажа, опыта работы и профессионализма, поскольку респондент должен обладать информацией о системе функционирования организации для детей-сирот в течение 10-20 лет, а также соответствующими компетенциями. Объектом исследования являлись специалисты, работающие в организациях для детей-сирот, предметом структурные и содержательные особенности развития деятельности организаций для детей-сирот в период их реформирования.
Также в работе используются результаты исследований (курсовых, дипломной работы), проведенной автором данной магистерской диссертации в 2007, 2008 годах.
Тема реформирования организаций детей-сирот достаточно новая, в связи с этим, анализ литературы заключался в изучении материалов вебинаров, конференций, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, интернет - статей по данной тематике и нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Анализ проблемы деинституционализации, проведенный А.С. Титановым, показывает, что процессы деинституционализации затрагивали различные страны Европы и Америки, начиная с XIX века. Так, в США деинституционализация способствовала созданию широкой сети различных негосударственных форм помощи - консультативных клиник и центров, «открытых» учреждений, полустационаров, специальных клубов, центров реабилитации. Значительная роль при этом отводилась созданию общественных форм социальной поддержки населения. Затем стали возникать общественные движения по оказанию помощи «детям улицы», создавались разные комитеты, ассоциации, деятельность которых была направлена на организацию приютов, убежищ для одиноких и семейных бездомных.
Большое количество интернет - статей и аналитических материалов, посвященных тематике деинституционализации и реформированию организаций для детей-сирот в России, написано доктором психологических наук, членом Координационного совета при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Г.В. Семья. Г.В. Семья считает, «что главная идея этой реформы - временное помещение ребенка в детское учреждение до его семейного устройства». В своих статьях автор пишет о том, каким должен быть современный детский дом, делая акцент на организацию этих учреждений по семейному принципу проживания. Она считает, что совершенствование деятельности организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации должно осуществляться на основе региональной программы(плана мероприятий), предусматривающей перечень конкретных мероприятий в отношении сети организаций в целом и каждой организации в отдельности, включая разработку нормативной правовой базы, методическое и информационное сопровождение процесса совершенствования их деятельности, а также регулярный мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий на основе системы показателей?
С точки зрения политико-правового подхода (Е.И. Аветисова, А Д Белкина, В. Вольфенсберга, ГФ. Григорьева, С.Г. Кирдина, Н. Лисицына, Е.А. Макушина, Е.Б. Мизулина) , деинституционализация - это реформирование учреждений интернатного типа, поиск новых форм устройства детей, в частности передача в приемные семьи, создание детских «деревень», развитие патронатного воспитания и т.д. Все указанные выше авторы считают, что для того, чтобы политика деинституционализации была эффективной, необходим комплексный подход к решению указанной проблемы, предусматривающий проведение целого ряда мероприятий: стимулирование развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы работы по опеке и попечительству над детьми; внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и своевременного оказания помощи семье и ребенку; реформирование детских интернатных учреждений, их перепрофилирование с целью создания условий проживания, воспитания и образования
для детей, которые не могут быть по разным причинам переданы на воспитание в семьи и т.д.
Правовую основу деятельности организаций для детей-сирот, а также реализации мероприятий, связанных с их реформированием и реструктуризацией, составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указанное ранее Положение о деятельности организаций для детей-сирот и другие нормативно-правовые акты.
С учетом перечисленных положений указанных стратегических документов представляется, что комплекс реализуемых в субъектах Российской Федерации мероприятий, связанных с реструктуризацией и реформированием организаций для детей-сирот, должен быть направлен на решение следующих задач:
1) предотвращение помещения детей, в силу тех или иных причин утративших родительское попечение (с риском утраты родительского попечения), в организацию интернатного типа;
2) развитие различных форм семейного воспитания, представляющих собой альтернативу воспитанию в родной семье детей, оставшихся без попечения родителей;
3) в случае наличия необходимости, помещения детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих родителей, в организацию для детей-сирот - минимизация срока пребывания детей в подобной организации, а также обеспечение надлежащих условий проживания и воспитания детей в организации в соответствии с потребностями детей;
4) разработка и реализация стандарта оказания помощи семьям, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, через обеспечение беспрепятственного доступа к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей,
пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка;
5) обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
6) внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
Анализ информации, взятой из комплекса вышеперечисленных и других источников, позволил составить целостное представление по теме диссертационного исследования.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые рассмотрена система организаций для детей-сирот Томской области в рамках ее реформирования, проведен комплексный анализ форм и методов работы по оказанию социальных услуг воспитанникам, выпускникам детских домов, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам, желающим взять на воспитание в свою семью детей- сирот, замещающим семьям, биологическим родителям воспитанников детских домов. Также в данной работе впервые изучен социальный состав воспитанников, проблемы их адаптации в рамках изменения деятельности системы детских домов в целом, проанализирован ряд проблем, с которыми столкнулись специалисты, работающие в детских домах, в период трансформации данной организации.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования при внесении изменений в план по реформированию организаций детей-сирот («дорожной карты») Томской области. Результаты исследования в части представления опыта реформирования отельных организаций для детей-сирот в Томской области могут быть применены для анализа и реформирования других организаций для детей-сирот, например, организаций для детей-сирот, относящихся к категории общеобразовательных (школы-интернаты).
'О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей [Электронный ресурс]: письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сент. 2014 N ВК-1850/07. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реформирование системы организаций для детей-сирот - это процесс, направленный на изменение работы системы учреждений, где находятся на полном государственном обеспечении дети-сироты, создание в них комфортных условий проживания детей и развитие многофункциональной деятельности. Основополагающей идеей реформирования является временное помещение детей-сирот в государственные учреждения до их семейного жизнеустройства, сокращение сроков пребывания таких детей в организациях для детей-сирот, создание условий проживания детей в государственных учреждениях приближенных к семейному проживанию. Те, дети, которых не удалось по каким-либо причинам устроить в замещающие семьи должны быть подготовлены к самостоятельной взрослой жизни, мотивированны на обучение, трудоустройство и создание собственной полноценной семьи.
Предпосылки реформирования системы организаций детских домов и собственно сами изменения начались задолго до вступления в законную силу постановления Правительства №48 Е
Процесс изменения системы происходил постепенно, но с появлением соответствующих нормативно - правовых актов реформирование сети организаций детских домов стал проходить целенаправленно и быстрыми темпами.
Если ранее администрация детского дома имела возможность самостоятельно управлять процессом реорганизации своего учреждения и регулировать временные промежутки ввода этих изменений, то в настоящее время все сиротские организации необходимо в достаточно краткие сроки привести в соответствии с требованиями постановления Правительства №481.
Сами же требования постановления являются неким сбором лучших практик по организации деятельности детских домов.
Проведенное социологическое исследование позволило провести сравнительный анализ функционирования системы организаций для детей-сирот до ее реформирования и после.
Ранее детские дома в основном наполнялись «статусными» детьми-т.е. детьми- сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. С развитием семейного устройства (начало 2000 годов) в детских домах стали появляться новые категории воспитанников: возвращенные из замещающих семей, отчисленные из техникумов, бывшие выпускники детских домов. Каждой категории воспитанников присущи свои индивидуальные особенности, которые определяли их дальнейшую социализацию. Воспитанники детских домов, сталкивались с психологическими, социальными и другими барьерами в самостоятельной жизни. Указанные отрицательные тенденции положили начало пересмотра как деятельности организаций для детей-сирот в целом, так и в части процесса поступления детей в государственные учреждения.
После реформирования сети детских домов в организациях для детей-сирот появляются еще новые категории детей, которые ранее не находились на полном государственном обеспечении. Это дети, чьи родители ограничены в правах, «дети с улицы» - по заявлению органов опеки и попечительства и ОДН, дети по заявлению родителей, дети из замещающих и родительских семей по трехстороннему соглашению, заключаемого между законным представителем ребенка, органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот. Социальный состав воспитанников стал разнообразным, в связи с этим необходимо введение новых профессиональных стандартов и требований к сотрудникам Центров, их профессиональной квалификации, поиску новых методов и форм работы.
В указанных выше изменениях можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции, отражающиеся на социализации детей. Например, при помещении не статусного ребенка, чьи родители все же будут лишены родительских прав, облегчается период адаптации, за счет того, что ребенок минует СРЦН. Также с ним раньше начинают работу по подготовке в замещающую семью, и ребенок минимальные сроки находится в государственном учреждении. Появляется возможность временно помещать детей в Центры на реабилитацию. В тоже время, обозначается ряд проблем с самим процессом организации предоставления социальных услуг всем указанным категориям детей. Зачастую, не понятны основания для помещения в случае с помещением детей по трехстороннему соглашению - в Постановлении №481 не дается расшифровка понятия «уважительная причина». Все эти вопросы требуют доработки и внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты.
Основной деятельностью детских домов являлось воспитание и образование детей-сирот, организация их досуговой деятельности, профориентация, обеспечение государственных гарантий. С начала 2000 годов добавились такие важные направления работы как постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и жизнеустройство детей в замещающие семьи. Работа с кровными родителями было не приоритетным направлением работы, данная деятельность была не системной.
Введение новых форм работы положило начало развитию деятельности детских домов не только как учреждений, воспитывающих детей, но и как многофункциональных учреждений, оказывающих большой спектр социальных услуг.
С реформированием системы организаций для детей-сирот их деятельность значительно расширилась. Можно отметить следующие новые формы работы, которые положительно влияют на развитие системы государственных учреждений для детей- сирот.
• введение профессионального образования;
• развитие системной работы с социальной ориентированными некоммерческими организациями и благотворительными фондами;
• введение работы по профилактике социального сиротства в системе Центров по технологии «работа со случаем»;
• выделение в отдельное направление работу с кровными родителями воспитанников;
• развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников во всех учреждениях, открытие клубной деятельности, систематизация имеющего опыта в данном направлении;
• лицензирование программ работы с детьми и взрослыми (гражданами, желающими принять на воспитание ребенка-сироту, замещающими родителями, родственниками воспитанников и др.) и приведение в соответствие с действующим законодательством основных направлений деятельности.
Объемы предоставляемых услуг в Центрах постоянно увеличиваются, но в тоже время сотрудникам не всегда удается качественно их оказать. Это происходит из-за коротких сроков пребывания воспитанников в учреждении, так как дети помещаются в Центры уже в подростковом возрасте, что не позволяет полноценно подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
Основные проблемы деятельности детских домов выражались в отсутствии нормативно-правовой базы, соответствующей реальной деятельности данных учреждений, а также отсутствии законодательства по защите государственных гарантий детей-сирот в части выделения жилых помещения по договору социального найма; отсутствие единства подходов в организации физического пространства детских домов, частой смене кадров, отсутствии системы межведомственного взаимодействия как внутри системы организаций для детей-сирот, как и за ее пределами.
С реформированием системы организаций для детей-сирот многие ранее существовавшие проблемы разрешились, но уже в существующей системе можно выделить другие возникшие проблемы:
-проблема организации физического пространства помещений учреждений для детей-сирот в соответствии с требованиями нового законодательства;
-проблемы формирования административного состава учреждений; профориентации и жизнеустройства в профессиональные учреждения будущих выпускников;
-организации воспитательного процесса; двойственности стандартов при осуществлении работы (с одной стороны работа по 442 - ФЗ, с другой стороны функционирование в соответствии с положением, утвержденным постановлением №481);
-трудности межведомственного взаимодействия с органами опеки и попечительства.
Особо остро указанные проблемы отмечаются в организациях для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, поскольку их деятельность во многом не соответствуют требованиям действующего законодательства. Их основные проблемы связаны в первую очередь с организаций физического пространства, переполненностью групп, не возможностью выполнить основную идею социальной политики в сфере защиты прав детей в государственных учреждениях - воспитание детей-сирот в обстановке, приближенной к семейным условиям проживания. Принадлежность данных учреждений к разным ведомствам не позволяет их сотрудникам работать в единой системе и организовывать свою деятельность в соответствии с потребностями современного общества (оказывать востребованные услуги). Так, в Уртамской и Моряковской школах-интернатах отсутствуют такие важные направления работы, как семейное устройство. Число воспитанников переданных из указанных учреждений в семьи минимально, вместе с тем как в других организациях для детей-сирот (центрах) достаточно высок процент устройства детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с легкой умственной отсталостью (8 вида).
Реформирование системы организаций для детей-сирот и осуществление их деятельности как учреждений социального обслуживания в настоящее время продолжается. Юридически факт перехода организаций для детей-сирот из образовательных учреждений в учреждения социального обслуживания произошел, но сама система еще находится в переходном состоянии, новые формы работы в процессе развития. Администрации организаций для детей-сирот при осуществлении деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно решить в короткие сроки, но планомерно их деятельность перепрофилирована на оказание социальных услуг.
Несмотря на неоднозначность мнений респондентов исследования к реформированию системы, можно обозначить некоторые тенденции, которые в настоящее время позволяют сделать вывод о положительной динамике развития системы организаций для детей-сирот, которые до реформирования системы не обозначались.
В 70 % организаций для детей-сирот созданы условия проживания по семейному типу, что позволяет воспитанникам приобретать практические навыки ведения домашнего хозяйства и быта. Кардинально изменились подходы к помещению и пребыванию детей в учреждения, для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план его развития и жизнеустройства. Появились новые, прежде не существующие формы работы по профессиональной подготовке воспитанников, при учреждениях созданы центры дополнительного образования, лицензируется много программ работы, в том числе и авторских. С помощью социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительных фондов активно развивается институт наставничества. Во всех организациях появились службы постинтернатного сопровождения. Работа с кровными родителями и родственниками воспитанников встала на новую ступень развития, в организациях для детей-сирот появилась работа по профилактике социального сиротства. Все указанные тенденции, направлены на повышение уровня социализации и адаптации воспитанников в общество, а также на профилактику вторичного социального сиротства.
Активно развивающиеся система организаций для детей-сирот и многие нововведения находятся в стадии апробации, поэтому результаты деятельности организаций для детей-сирот после реформирования еще невозможно оценить в полном объеме.
В настоящее время процесс реформирования организаций для детей-сирот нельзя назвать завершенным, но обозначенные положительные тенденции в организации их деятельности позволяют сделать вывод о формировании новой системы государственных учреждений для детей-сирот, включающей в себя комплекс социальных услуг, направленных на успешную социализацию детей-сирот.



1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[Электронный ресурс]: федер. закон от 21 дек. 1996 г. N 159-ФЗ : (ред. от 01.05.2017) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
2. О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей [Электронный ресурс]: письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сент. 2014 N ВК-1850/07 // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - Электрон, дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
3. Анализ реформирования сети и деятельности учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[Электронный ресурс]// Сайт Студенческой библиотеки онлайн. - Электрон. данные. - URL: http://studbooks.net/622839/sotsiologiva/analiz reformirovaniya seti devatelnosti uchrezhd eniy detey sirot detey ostavshihsya popecheniya roditelev (дата обращения: 04.02.2017).
4. Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы (обзор конференции) / П.И Бабочкин // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. С. 281 -285.
5. Байер Е.А. Реформирование деятельности детского дома в новых условиях / Е.А. Байер // Детский дом. 2008. №4 (29). С. 18 - 19
6. Балыбердин В.И. Чужих детей не бывает / В.И. Балыбердин // Работник социальной службы. 2001. № 1. С. 63-65.
7. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. - Москва : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.
8. Большакова Л.Н. Замещающим семьям нужна помощь / Л.Н. Большакова // Детский дом. 2008. №3 (28). С.30-35.
9. Боровецкая А.А. Патронатные семьи: что это такое? / А.А. Боровецкая // Интересная собеседница. 2008. №5. С. 5.
10. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б Бреева; Рос. акад, наук, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.-212 с. 
И. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд. стереотип. -М.: Издат. Центр «Академия». 2000. -440с.
12. Вахонин А.М. Об основных направлениях программы «Развитие детей по их биологической вертикали» / А.М. Вахонин // Все дети - наши: Сборник материалов II Всероссийских педагогических Католиковских чтений. - М., 1998. - С. 139 -159.
13. Вещаева Ю.О. Залог успеха - взаимодействие специалистов Ю.О. Вегцаева // Работник социальной службы. 2001. № 1. С.68-70.
14. Волчок II. Не в интернат, а в семью / Н. Волчок // Социальная защита. 2006. №9. С. 16
15. Восстановление социального статуса безнадзорных детей: Методологическое пособие для сотрудников специальных учреждений / Под ред. ГМ. Иващенко - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. 128 с..70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ