ВВЕДЕНИЕ 3
I. ЖИЗНЬ И ТРУДЫ АПОСТОЛА ПАВЛА 11
1.1. Апостол Павел до обращения в христианство 11
1.2. Апостол Павел в раннехристианской церкви 21
II. УЧЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 29
2.1. Учение о человеке в посланиях апостола Павла 29
2.2. Основы духовной жизни в посланиях апостола Павла 37
III. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УЧЕНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА О
ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 58
3.1. Преемственность учения апостола Павла о человеке в
святоотеческой традиции 58
3.2. Учение святых отцов о духовной жизни в соотношение с учением
апостола Павла 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Актуальность исследования. В конце ХХ века в нашей стране произошли глобальные преобразования во всех сферах жизни общества. Смена политического строя, повлекло за собою смену идеологических направлений и векторов развития России. Идеология господствующего атеизма, официально провозглашавшаяся правящими элитами, уступила место религиозности и духовному возрождению, старательно искоренявшимися из общественного сознания почти весь двадцатый век.
Наряду с политическим суверенитетом и самоопределением, обществу было предоставлено право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Несмотря на то, что в этот период нашу страну захлестнула волна разных зарубежных «проповедников», ключевая роль в возрождении духовных основ общества и человека легла на Русскую православную церковь. Православие, насчитывающее более тысячи лет свой истории от Руси к России, взяла на себя роль не просто религиозного института, обеспечивающего отправление религиозного культа и декларации религиозных постулатов, но стало тем духовно-созидающем фундаментом, который лежит в основе «русского духа».
За истекшие тридцать лет с момента возрождения Православной церкви в России, или как ещё называют этот период «второе крещение Руси», были приложены колоссальные усилия по восстановлению православной религии и культуры в общественном сознании. Наряду с этим процессом активно шла работа по материальному обустройству церковных нужд. За это время были построены и отреставрированы тысячи храмов, вновь начали функционировать монастыри и духовные образовательные заведения. Начали реализоваться многочисленные программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, социальные проекты под эгидой церковных структур в сотрудничестве с различными организациями, стали неотъемлемой частью нашей повседневности.
Наряду со всеми выше перечисленными процессами, церковь никогда не забывала о главном своем предназначении - привести человека ко спасению. Залогом успешной проповеди и миссии среди населения служат не только прогрессивные методики и программы по катехизации, но и преемственность в духовно-нравственном служении. В этом вопросе невозможно обойтись без обращения к многовековой истории христианской Церкви, к ее святоотеческому наследию и временам апостольским. Среди многочисленного сонма подвижников и исповедников веры Христовой древней церкви особое место занимает святой апостол Павел «апостол язычников». Его миссионерские труды и жертвенное служение Церкви прославили его, на ряду с апостолом Петром, в ранге первоверховного.
Особый интерес для духовных писателей и исследователей всегда представляли послания святого апостола Павла, точное познание которых, по мысли Н. Глубоковского, исследователи признавали «безусловно необходимым для понимания и оценки подвига Христа и христианства».
Такое понимание тем более необходимо сегодня, когда, многие обыватели видят в церкви лишь ее внешнюю, материальную сторону. Состояние современного невоцерковленного человека очень далеко от Евангельских идеалов. Современный человек занят, преимущественно, вопросами материального характера, забывая о другой стороне своего существования - духовной. Как отмечает Святейший Патриарх Кирилл: «духовная жизнь - это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. ...Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда и сюда и даже не всегда понимаем зачем, мы действительно не успеваем ничего - и очень устаем».
Такое духовное состояние современного человека требует оживления духовных традиций, которые хранятся Церковью, ее Священным Преданием и Священным Писанием. Наглядность духовной преемственности, идущей от святых Апостолов и в частности от апостола Павла, поможет, оживить веру, а систематизация основ духовной жизни - возродить истинные духовные традиции, помогая осознать современному человеку истинные ценности и идеалы человеческого бытия. Все это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Степень разработанности. Тематика богословского наследия апостола Павла, а также вопросов духовной жизни человека привлекала и привлекает к себе внимание не только отцов и учителей церкви, но и современных исследователей. В связи с этим степень разработанности данной темы включает в себя множество трудов как светских, так и церковных авторов.
Рассматривая жизнь и проповедь апостола Павла мы опирались на труды таких авторов, как: Болотов В.В. «Собрание церковно-исторических трудов», Бухарев А.М. «Несколько статей о святом апостоле Павле», Глубоковский Н. Н. «Благовестив апостола Павла по его происхождению и существу», Горский А.В. «История евангельская и церкви апостольской», Н. Рудинский «Жизнь и труды святого апостола Павла», Иларион (Алфеев) «Апостол Павел. Биография», Крылов И.З. «Жития святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Христовых и сказание о прочих семидесяти апостолах и жития их», Лебедев А.П. «Братья Господни. Исследования по истории древней Церкви», Прокопчук А. «Отношение апостола Павла к своим противникам», Райт Н.Т. «Что на самом деле сказал апостол Павел. Были ли Павел из Тарса основателем христианства», Сантала Р. «Апостол Павел, человек и учитель, в свете иудейских источников», Фаррар Ф.В. «Жизнь и труды св. апостола Павла», Шнабель Э. «Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла» и др.
При изучении вопроса о духовной жизни и учении о человеке ап. Павла нами были рассмотрены исследования следующих авторов: Алексеенко П. «Греховные страсти как смерть души и тела человека (по толкованиям святителя Феофана Затворника посланий св. апостола Павла)», Анохина С.П. «Тексты послания к Римлянам святого апостола Павла в сопоставительном аспекте», Белокопытов Ю.А. «Учение апостола Павла о свободе человека», Вевюрко И.С. «Апостол Павел (начала христианской антропологии)», Вевюрко И.С. «Перспективы религиоведческого изучения антропологии апостола Павла», Гумилевский И. «Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном человеке», Десницкий А.С. «Богословская метафора у апостола Павла: о Боге человеческим языком», Ежов А.Н. «Нормы христианской жизни (по посланию апостола Павла к Филиппийцам)», Жила С.И. «Христология послания апостола Павла к Колоссянам», Жила С.И. «Экзегетический анализ посланий святого апостола Павла к Фессалоникийцам», Ивлиев И.Я. «Церковь христова в посланиях святого апостола Павла», Исаев И.А. «Антиномии закона: юридическая мистика апостола Павла», Иустин (Попович) «Толкование на 1-е Послание к Фессалоникийцам св. апостола Павла», Кацап Р.А. «Педагогические идеи в трудах апостола Павла», Ковшов М.В. «Наследие апостола Павла в историкокритическом и православном богословском контекстах», Ковшов М.В. «Сотериологическое измерение богообщения в богословии апостола Павла на примере послания к Римлянам», Морозов А. «Усыновление богу согласно посланию апостола Павла к Римлянам: крещение и божественное наследство», Оксузьян Д.В. «Миссионерские путешествия апостола Павла как источник распространения альтруистической любви», Прокопчук А. «Закон и писание в посланиях святого апостола Павла», Сазиков П. «Понятие послушания в послании святого апостола Павла к Римлянам», Северюхин А.В. «Антропологические представления в трудах святого апостола Павла и Климента Александрийского», Сирин А.С. «Апостол Павел о грехе против седьмой заповеди», Хаакер К. «Богословие послания к Римлянам»...
Таким образом, подводя итог данному исследованию отметим:
1. Г оворя о жизни ап. Павла до времени его обращения в христианство следует сказать, что он происходил из иудейской семьи, которая гордилась своим положением, как весь род будущего апостола не мел никаких связей с язычниками. Все предки Савла были иудеями, сохраняющими верность закону Моисея. Это и обусловило его последующее образование в училище известного учителя и знатока Торы - Гамалиила. В отношении «греческой» мудрости многие исследователи его жизни склоняются к тому, что он знал ее лишь отрывочно, не более, нежели было достаточно образованному человеку из иудейской среды. Это связано с тем, что фарисеи, избегали углубленного изучения «эллинских» книг, не видя в них практической пользы, поскольку философия, уводила от «истинного» знания, данного в Торе.
В отношении к христианам до своего обращения, Павел был ревностным их гонителем. Выходец из фарисейской среды он свято верил в Закон и Тору и на этом основании, удовлетворяясь лишь слухами о «новой секте», Павел выступал за искоренения этой «ереси» и делал все для этого. Как отмечает Глубоковский Н.Н. Савл был искренен в этом своем безудержном гонении на христиан не пожалев дьякона Стефана (по некоторым мнениям своего родственника). Это характеризует Павла как человека ревностного, волевого, готово идти до конца за свою веру и убеждения. И Господу было угодно, чтобы именно он, стал одним из величайших апостолов Евангелия, столь же ревностно и неутомимо провозглашая весть о Спасителе в своих посланиях и миссионерских путешествиях, увенчав, по воле Бога, себя мученическим венцом.
2. Рассматривая значение ап. Павла в древнехристианской церкви, мы пришли к выводу, что пастырское и миссионерское служение апостола Павла всегда рассматривалось Церковью как образец апостольской деятельности. Обратившись ко Христу, Павел полностью меняет свой образ жизни. Он бескорыстно несет Евангельскую весть о пришествии в мир Миссии, смиренно претерпевая все тяготы, возложенные на него Самим Господом.
Павел не вошел в число двенадцати избранных Иисусом учеников, но его служение нисколько от этого не умоляется. Проповедуя, преимущественно, среди язычников, Павел, старался не выделяться из их среды, ведя себя с иудеями как иудей, а с эллинами как эллин (ср. 1 Кор. 9, 20). Его обвиняли в лицемерии, но в какой-то степени, таким своим поведением Павел показывал что для Бога, человек превыше своего происхождение или религии. Бог ведает сердца людей, а не их привычки или убеждения, поскольку и то и другое может в одночасье перемениться. В своей проповеди Павел говорит о вечном, а не о временном, оставляя последнее на волю Вседержителя.
Авторитет Павла в апостольской церкви не был непререкаем, но его заслуга состоит в том, что он никогда и не стремился к возвышению. Более того, именуя себя «младшим» ап. Павел всегда это подчеркивал своим смирением и безропотным сношением всего, что бы с ним не происходило. Его проповедь среди язычников расширила границы древней церкви, открыв миру весть о Христе воскресшем.
Значение апостола Павла в древней церкви подчеркивается и тем, что многие апокрифы, непринятые Церковь, были подписаны от его именем. Делалось это для того, чтобы придать авторитетность и каноничность этим апокрифическим текстам. В своих же посланиях ап. Павел затрагивает практически все ключевые моменты христианской веры, которые имели насущное значении, как тогда, так и теперь. По сути ап. Павел первый, кто систематизирует христианские установления, поясняя их в своих посланиях. Особое внимание он уделяет жизни духовной, как основополагающему элементу в деле обожения человека.
3. Рассматривая антропологию апостола Павла следует сказать, что все три термина: «дух», «душа» и «тело», как составные элементы человека в посланиях святого апостола Павла не являются тремя различными субстанциями, а указывают, скорее, на образ бытия человека. Отсюда и прилагательные, которые мы находим в посланиях: «духовный человек» (1 Кор. 2, 15), «душевный человек» (1 Кор. 2, 14), «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7, 14).
Как уже было сказано, в учении апостола Павла о человеке проработаны базовые противоположения его гомилетики: «внутренний человек» - «внешний человек», «новый человек» - «ветхий человек», «духовный человек» - «душевный человек».
Такое деление природы человека в посланиях апостола Павла, положило начало трихотомии в православной традиции. Вместе с тем, Павел рассматривает эти составляющие в единстве существования человека, из которой невозможно исключить какой-либо элемент. Человек целостен по ап. Павлу от сотворения, но в результате грехопадения эти «элементы» единой целостной структуры пришли в подвижное состояние. Отсюда задача человека привести их в изначальный порядок, т.с. гармонизировать в соответствии с изночальной «иерархией».
4. Говоря о духовной жизни, следует отметить, что святой апостол Павел смотрел на духовную жизнь христианина как на «естественный и обязательный фактор новой жизни во Христе и спасения». Как никто другой из Апостолов святой Павел уделяет большое внимание внутреннему духовному совершенствованию христианина. Он говорил о том, что понять и принять христианство возможно только при деятельном осуществлении его принципов в жизни, в действительном стяжании Духа Святого. Очень много святой Апостол пишет о действиях Святого Духа в Церкви. Этим он как бы учит христиан понимать Бога, общаться с Ним на Его языке, приобщает их к жизни с Богом через познание законов духовной жизни. Господь есть податель всякого блага, тем более Он есть податель духовной жизни для христиан, из которых Сам же устраивает для Себя живой храм.
5. Анализируя преемственность учения ап. Павла о человке, что святые отцы, вслед за святым апостолом Павлом, видели человека как единое целое, которое подверглось разделению вследствие греха. Для них «человеком называется по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души, сложенное в один образ». Их взоры устремлены на человека совершенного, цельного, исполнившего замысел Божий о себе. Они ожидают, когда Бог будет жить во всем человеке, во всей полноте его естества; чают, чтобы «Бог через ум обитал и в телах их».
Таким образом, в контексте рассматриваемой нами темы о духовной жизни человека, учение святых отцов о составе природы человека является подтверждением той мысли святого апостола Павла, что трихотомия человека - это не три различных субстанции, а три возможных образа бытия человека, но приемлемый, совершенный и спасительный из которых тот, который установлен Господом Иисусом Христом. А это означает «жизнь по духу», «во Христе» (Гал. 2, 20), ибо «норма жизни человека - жить духом и им одухотворять душу и тело»
Подводя итог преемственности учения ап. Павла о духовной жизни в святоотеческом наследии, следует отметить, что читая труды святых отцов нельзя не увидеть той духовной преемственности, которая прошла через века и дошла до наших дней.
Говоря о сущности христианской антропологии святые отцы, вслед за апостолом Павлом, видели человека как единое целое, которое подверглось разделению вследствие греха. В отношении вопроса о составе природы человека святоотеческое предание является подтверждением той мысли апостола Павла, что трихотомия человека - это не три различных субстанции, а три возможных образа бытия человека, но приемлемый, совершенный и спасительный из которых тот, который установлен Г осподом Иисусом Христом....
1. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения и послания. М.: Отчий дом, 2001. 319 с.
2. Аверкий (Таушев), еп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: Православный СвятоТихоновский Богословский Институт, 1995.-455 с.
3. Алексеенко П. Греховные страсти как смерть души и тела человека (по толкованиям святителя Феофана Затворника посланий св. апостола Павла) / в сборнике: Феофановские чтения. Рязань, 2018. С. 266285.
4. Алексенко П. Смерть духа в человеке падшем (по толкованиям святителя Феофана Затворника посланий св. апостола Павла) / в сборнике: Феофановские чтения. Рязань, 2018. С. 164-174.
5. Анохина С.П. Тексты послания к Римлянам святого апостола Павла в сопоставительном аспекте // Казанская наука. 2011. № 2. С. 161-163.
6. Армстронг А.К. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 256 с.
7. Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб.: Российское библейское общество, 2000. - 272 с.
8. Белокопытов Ю.А. Учение апостола Павла о свободе человека / В сборнике: Религиозно-философская антропология: христианская традиция и вызовы современной эпохи Всероссийская студенческая научная конференция. Нижегородская духовная семинария. Нижний Новгород, 2019. С. 30-36.
9. Беляев Л. А. Христианские древности. СПб.: Алетейя, 2001. 575 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010. 1376 с.
11. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 2. М.: «Мартис», 2000. -306 с.
12. Бухарев А.М. Несколько статей о святом апостоле Павле. СПб: тип. Королева и Ко, 1860. 206 с.
13. Вевюрко И.С. Апостол Павел (начала христианской антропологии) // диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2007.
14. Вевюрко И.С. Перспективы религиоведческого изучения антропологии апостола Павла // Религиоведение. 2007. № 2. С. 115-125.
15. Герасимов П.В. Цитата из Евангелия от Луки в первом послании святого апостола Павла к Тимофею // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 1 (3). С. 35-65....101