Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №177774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


дошкольного образовательного учреждения Ошибка!
Закладка не определена. 33 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 40
2.1 Диагностика уровня развития правовой культуры педагогов дошкольного
образовательного учреждения 40
2.2 Апробация педагогических условий развития правовой культуры педагогов
дошкольного образовательного учреждения 50
2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы по развитию правовой культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения .... 64
Заключение 74
Список использованной литературы 80
Приложение 89


В последние десятилетия особую значимость приобретает инновационное развитие России в экономической и социальной сфере, обеспечение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. В решении этих задач главными препятствиями является: незнание стремительно меняющегося законодательства и высокий уровень правового нигилизма населения, имеющие следствием высокий уровень преступности и неверия государственно-правовым и социальным институтам. Российское общество сегодня не может динамично развиваться не сформировав у населения уровень правовой культуры, адекватной современным экономическим и социокультурным задачам страны.
В дошкольной образовательной организации эффективность работы во многом зависит от умелого использования знаний правовых основ трудового, гражданского, семейного, международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. В современном дошкольной образовательной организации профессиональная деятельность практически невозможна без работы с правовой информацией и ее активного использования в образовательном процессе. Важно выработать особый тип правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образования, основанный на современных правовых знаниях, этических ценностях и научном мировоззрении.
Анализ литературы дает нам возможность выявить, что в области философских, социологических, педагогических и юридических наук накоплен значительный опыт развития правовой культуры. Однако исследования проблем развития правовой культуры педагогического коллектива ДОУ отсутствуют, хотя содержательные аспекты развития правовой культуры освещались в исследованиях Е.В. Аграновской (2), В.В. Боброва (10), В.В, А.Д. Лопуха (40), Мищенко (43), Т.В. Синюковой (59), А.К. Черненко (63) и др.
Анализ теоретических исследований правовой культуры дает основание утверждать, что существуют различные толкования самого понятия «правовая культура», ее структуры, функций и критериев развитости. Сложность определения понятия данного феномена обусловлена его многоплановостью. Правовая культура может рассматриваться как способ человеческой деятельности, средство социального управления, и как компонент культуры общества в его правовой сфере.
Понятие «правовая культура» включает в себя две составляющие: «культура» и «право». Связь права и культуры не так явна, как соотношение права и политики, права и рынка, права и справедливости, права и экономики, права и морали. По мнению B.C. Нерсесянца, она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
По мнению В.В. Мищенко, «правовая культура выступает, как социальное явление имеющее ярко выраженную цель и охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии» ( 43. с. 275).
Согласно исследованиям, проводимым О. Н. Репиной, правовая культура педагогов дошкольного образовательного учреждения - это «сложное личностное образование, включающее в себя: владение нормами
отечественного и международного законодательства, в области прав и свобод детей; эмоционально-ценностное отношение к правовым нормам и принятие их как доминирующей потребности; формирование социально-активного правового поведения реализующегося в профессиональной деятельности; владение методикой формирования основ правовой культуры воспитанников» ( 53. с. 22).
Современное состояние проблемы развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения характеризуется недостаточным уровнем правовых знаний, умений совершения юридически значимых действий, правовым нигилизмом, невысокой законопослушностью.
Анализ состояния проблемы развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения позволяет выделить существенные противоречия:
- между признанием значимости правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, необходимости ее развития и недостаточной теоретической, методической и технологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
- между необходимостью повышения уровня правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и недостаточной разработанностью педагогических условий, ее развития в современных социокультурных условиях.
Отмеченные противоречия, профессиональная значимость исследуемого феномена, недостаточная степень его научной разработанности обусловили выбор темы исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке результативности педагогических условий развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс непрерывного образования педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс развития правовой культуры
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: процесс развития правовой культуры
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения будет эффективным если:
- раскрыта сущность и структура правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, представленная следующими структурными компонентами: гносеологический (знание и понимание права, правовое мировоззрение), мотивационно - ценностный (правовые ценности, правовая идеология, вера), рефлексивно-оценочный или рефлексивный (правовая психология, совесть), практико - деятельностный (правовое поведение).
- выявлены критерии и показатели развития правовой культуры
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
- выявлены педагогические условия развития правовой культуры
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения:
актуализация потребности педагогов дошкольного образовательного учреждения в развитии правовой культуры,
создание ситуаций использования педагогами своих знаний в области права в дошкольной образовательной организации (ситуаций критической самооценки (анализ реальных ситуаций на педагогических советах и педагогических часах), ситуации установки ( определенные обязательные к исполнению правила и порядок работы ДОУ), ситуации делегированной инициативы)....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности педагогических условий развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
В результате проведенного нами исследования удалось реализовать все поставленные задачи. В соответствии с задачами на начальном этапе исследования нами были изучены основные подходы к проблеме развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Определена сущность, структура, критерии и уровни развития правовой культуры педагогического коллектива в дошкольных образовательных учреждениях. Теоретически обоснованы диагностические уровни развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Выявлены основные педагогические условия развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Теоретический анализ современных педагогических и философских исследований позволил установить, что правовая культура педагога дошкольного образовательного учреждения - это степень развитости его правовых качеств, определяющих глубокие знания норм отечественного и международного законодательства в области прав ребенка, гражданского, семейного и трудового законодательства, проявления гуманизма, высокой культуры и этики гражданско-профессионального поведения, реализующихся в правопослушной профессиональной деятельности и повседневной действительности.
В качестве рабочего определения правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения нами было взято определение О.Н. Репиной, согласно которому, «...правовая культура
педагога дошкольного образовательного учреждения - это степень развитости его правовых качеств, определяющих глубокие знания норм отечественного и международного законодательства в области прав ребенка, гражданского, семейного и трудового законодательства, проявления гуманизма, высокой культуры и этики гражданско-профессионального поведения, реализующихся в правопослушной профессиональной деятельности и повседневной действительности» (55, с. 27).
Определив и уточнив общие понятия правовой культуры человека как социального феномена и составляющих правовой культуры педагога дошкольного образования, уточнили, что она может быть представлена как совокупность основных компонентов: гносеологический (правовые знания, мировоззрение), рефлексивно-оценочный (правовая психология, вера, совесть), мотивационно - ценностный (правовые сознание, ценности, идеология), практико - деятельностный (правовое поведение) и критерии оценки их развитости.
Опираясь на исследование М.А Муртузалиевой, мы определили три возможных уровня развития правовой культуры педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения:
1. Высокий уровень правовой культуры. Наличие знаний о правах человека, в т.ч. ребёнка, о сути и характерных особенностях правовых актов,
регулирующих отношения в сфере образования, правовых убеждений, в т.ч. необходимости строгого соблюдения законов и иных нормативноправовых актов дошкольного образовательного учреждения, осознанного выбора способа действий в разнообразных ситуациях педагогического процесса, понимание важности правовой компетентности, наличие потребности в правовых знаниях и умениях, систематичность и осознанность их получения, овладение умением организовывать правовое просвещение родителей и детей старшего дошкольного возраста.
2. Средний уровень правовой культуры. Наличие представлений о правовой деятельности в целом, знанием основных положений и законов и нормативно-правовых актов, основных прав и обязанностей участников образовательного процесса, но отсутствием при этом устойчивых правовых убеждений, осознания необходимости выбора правомерного способа действий и т.д. Педагоги недостаточно владеют механизмами правового просвещения родителей и воспитанников....



1. Абакачева, М. Б. Правовая культура студенческой молодежи как
разновидность правовой культуры //Евразийский юридический журнал. - 2012. - No 4. URL: http://w w w.eurasialaw.ru/index.php?option=com_
contentplus&view=a r t icle& id=3 0 9 9:2 012- 0 6 -14- 0 6 -19 -57&c at id=18 4:2 010 -12-13 -11-5 0 - 4 0& Item id = 196.
2. Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав человека / Е. В. Аграновская; Отв. ред. Е. А. Лукашева; АН СССР, Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1988. - 142 с.
3. Алексеев, С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2002. - 608 с.
4. Амерханова Н. Э., Матвеева О. В. Гуманизация образовательного процесса// Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8868/ (дата обращения: 14.10.2018).
5. Атемаскина, Ю. В. Повышение правовой культуры педагогического коллективаДОУ // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - с. 116-121.
6. Ахметов, А.С. Правовая культура в условиях становления гражданского общества // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 3 (44). С. 39-43.
7. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований. Избранные педагогические труды - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.
8. Бейзеров, В. А.105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации/Издательство «ФЛИНТА», 2014. - 162 с.
9. Берман В.В., Никитин А.Ф., Обухов В.М., Соколов Я.В. Сущность, специфика правового воспитания - М.: Сов. право, 1980. - 192 с.
10. Боброва, В.В. Состояние правовой культуры России в
современных условиях. - Оренбург : ОГУ, 1999. - 56 с.
11. Бобылева, Я. В. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 452454. — URL https://moluch.ru/archive/76/13003/ (дата обращения: 14.10.2018).
12. Боер, В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры человека (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юр. наук /В.М. Боер. - СПб, 1993. - 30 с.
13. Вижевитова, Т. А. Правовая культура в муниципальном
образовании: понятие, природа, структурные компоненты //
Конституционное и муниципальное право. - 2009. - No 15. - С. 31-35.
14. Воспитательная работа как фактор развития человека специалиста с высшим образованием: тез. докл. науч.-метод. конф., 18 дек. 2002 г. -Ростов н/Д: РГСУ, 2002. 238 с.
15. Воспитать человека: сб. норматив. - правовых, науч. - метод., орг. - практ. материалов по проблемам воспитания. - М.: Вентана - граф, 2003. - 381 с....66



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ