Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Работа №177738

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 7
1.1. Реабилитация детей-инвалидов: сущность, содержание, принципы 7
1.2. Формы и методы социокультурной деятельности в системе
реабилитации детей-инвалидов 18
2. СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ФАКТОРА УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «БЕЛГОРОДСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №23») 31
2.1. Анализ опыта и проблемы использования средств
социокультурной деятельности в реабилитации детей-инвалидов (на примере ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23») 31
2.2. Социальный проект реабилитации детей-инвалидов средствами
социокультурной деятельности «От сердца - к сердцу» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Решение проблем инвалидности является приоритетным направлением социальной политики государства. Из приведенных данных следует, что необходимость и приоритетность решения проблем реабилитации детей-инвалидов и их социокультурной интеграции в общество обусловлены устойчивой тенденцией увеличения их доли в структуре населения.
В комплексе реабилитационных мероприятий особое место занимает реабилитация средствами социокультурной деятельности. Исследования отечественных ученых убедительно доказывают, что реабилитация детей- инвалидов средствами социокультурной деятельности не менее значима, чем медицинская реабилитация, которая является одним из наиболее действенных способов восстановления и преображения духовного мира и личного участия самих детей-инвалидов и средством формирования толерантного отношения общества к ним. Именно занимаясь искусством, которое является действенным ресурсом оптимизации творческого и развивающего потенциала детей-инвалидов, они могут на равных конкурировать со здоровыми детьми, в полной мере проявлять все свои способности и таланты.
Активность детей с ограниченными возможностями здоровья в творчестве формирует положительную мотивацию к жизни, стабилизирует психологическое состояние, способствует самоутверждению, реабилитации и адаптации.
Таким образом, именно социокультурная деятельность является фактором успешной реабилитации детей-инвалидов, что побуждает к поиску путей совершенствования данного процесса и его научно-методического сопровождения.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию особенностей социокультурной деятельности как фактора реабилитации детей-инвалидов посвящено немалое количество научных работ.
Социокультурные подходы к реабилитации лиц с нарушениями жизнедеятельности рассмотрены Е.А. Белецкой, Н.В. Таволжанской.
Как средство инкультурации детей-инвалидов социокультурная деятельность рассматривается в научных трудах Т.В. Гудиной, Т.А. Зреловой, И.С. Казаковой.
Проблемы реабилитации детей-инвалидов в современной социокультурной практике проанализированы в работах Т.В. Бурковой, Ю.В. Ганичевой, Н.Н. Илларионовой, О.Ю. Пискун.
Значительный вклад в исследование проблем социокультурной деятельности в системе реабилитации детей-инвалидов внесли И.А. Барабошина, Е.А. Белецкая, Е.В. Белоусова, М.Д. Бельтикова, И.А. Герасимова, Е.И. Григорьева, Т.В. Гудина, Л.М. Загорская, в трудах которых представлены различные аспекты рассматриваемой проблемы.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социокультурной деятельности в системе реабилитации детей-инвалидов, отдельные аспекты данного процесса требуют дополнительного изучения.
Объект исследования: реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования: социокультурная деятельность в системе реабилитации детей-инвалидов.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социально-культурной деятельности инвалидов как фактора успешной реабилитации детей-инвалидов и разработать социальный проект реабилитации детей- инвалидов средствами социокультурной деятельности.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы социокультурной деятельности в системе реабилитации детей-инвалидов;
- проанализировать опыт использования средств социокультурной деятельности в реабилитации детей-инвалидов в условиях ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»;
- выявить проблемы и разработать социальный проект реабилитации детей-инвалидов средствами социокультурной деятельности «От сердца - к сердцу».
Теоретико-методологическую основу исследования составили деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); системный подход (А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько); теории социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова; идеи понимания социально-культурной деятельности как средства обеспечения равных возможностей развития детей-инвалидов в современном обществе Т.В. Гудиной и Е.И. Григорьевой.
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе применялись теоретические методы исследования (анализ специальной литературы, сравнение, проектирование) и эмпирические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос).
Эмпирическую базу исследования составили: составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. 07.03.2018); постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»; результаты вторичных социологических исследований по проблеме использования средств социокультурной деятельности в реабилитации детей - инвалидов; результаты социологического исследования «Проблемы использования средств социокультурной деятельности в реабилитации детей - инвалидов», проведенного автором в ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат социальной поддержки студенческой семьи в условиях ВУЗа» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в 2018 и 2019 году.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ изучения социокультурной деятельности как фактора успешной реабилитации детей-инвалидов, выявлении специфики социокультурной деятельности в системе реабилитации детей-инвалидов, анализе опыта использования средств социокультурной деятельности в реабилитации детей-инвалидов» в условиях ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат», выявлении проблем и разработке социального проекта реабилитации детей-инвалидов средствами социокультурной деятельности «От сердца - к сердцу».
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практики в ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат», обсуждены на заседании методического объединения воспитателей и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение проблем реабилитации детей-инвалидов средствами социокультурной деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические основы реабилитации детей-инвалидов;
- выявлена специфика реализации социокультурной деятельности в реабилитации детей-инвалидов;
- проанализирован опыт и разработаны рекомендации по совершенствованию реабилитации детей-инвалидов в условиях ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
Реабилитация молодых инвалидов является многогранным процессом, следовательно, данный процесс предполагает использование комплекса подходов, технологий, методов в силу множества проблем молодого человека с инвалидностью.
Социокультурная деятельность, базируясь на принципах мультидисциплинарного подхода, представляет собой способы практической деятельности субъектов социальной работы по решению проблем реабилитации детей-инвалидов преимущественно через средства эстетического взаимодействия. Активизируя внутренние ресурсы индивида и обладая значительным потенциалом личностного развития, социокультурная деятельность позволяет формировать гуманистическую, творческую направленность личности молодого инвалида.
Содержательно социокультурная деятельность отражает различные виды и формы музыкальной, изобразительной, драматической деятельности. Данный вид деятельности применяется с целью качественного преобразования индивида в процессе совместной творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала инвалида, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.
Мы пришли к выводам, что социокультурная деятельность в сфере социальной работы - специально организованная система знания о способах и процедурах использования социально-психологического, педагогического, аксиологического потенциала художественного творчества с целью позитивного преобразования конкретного социального объекта или ситуации, оптимизации жизнедеятельности, решения конкретной социальной проблемы, посредством спланированного алгоритма действий.
Социокультурная деятельность в социальной реабилитации молодых инвалидов - система организационных приёмов и методов воздействия средствами художественного творчества, культурно-досуговой деятельности и предоставления услуг детям-инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности, развития их духовных интересов, потребностей и потенциальных возможностей, преодоления социальной эксклюзии.
В результате комплексной диагностики нами установлено, что в ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» ведется целенаправленная и систематическая работа по вовлечению инвалидов в социокультурную деятельность, активно используется реабилитационный потенциал художественно-творческих технологий, разрабатываются культурно-досуговые программы различного уровня.
Однако в современной действительности требуется новый подход к использованию средств социокультурной деятельности в системе социальной реабилитации молодых инвалидов, основанный на всестороннем изучении проблем молодых инвалидов, требующий создания институциональных основ обеспечения устойчивого формирования социокультурной среды для людей с ограниченными возможностями, а также повышения качества услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов.
Анализ теоретических основ изучения реабилитации детей-инвалидов, анализ опыта использования социокультурной деятельности в социальной реабилитации (в ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»), а также социальное исследование, проведенное на базе данного учреждения, позволило нам разработать рекомендации по совершенствованию использования социокультурной деятельности в реабилитации детей-инвалидов:
- применение индивидуального подхода при реализации социокультурной деятельности в реабилитации детей-инвалидов с учетом их потребностей и возможностей;
- расширение практики обмена опытом в области использования социокультурной деятельности в реабилитации инвалидов;
- укрепление материально-технической базы школы, увеличение финансирования культурно-досуговых мероприятий;
- популяризация результатов использования социокультурной деятельности в реабилитации детей-инвалидов посредством обмена опытом, проведения совместных семинаров, конференций, круглых столов и т.д.;
- обеспечение межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, учреждениями культуры и др. на основе организационной преемственности;
- привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов.



1. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией
61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года / [Электронный ресурс]: http: //base. garant.ru/2565085.
2. О социальной защите инвалидов в Российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы: [постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 20.11.2018)] / [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189921.
4. Андрейкин, А.А. Роль совместного коллектива для слышащих подростков и подростков с нарушениями слуха [Текст] / А.А. Андрейкин // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства: методическое пособие. - Москва, 2001. - С. 196-210.
5. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России [Текст] / М.А. Ариарский // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. -
2013. - Т. 195. - С. 8-15.
6. Ариарский, М.А. Досуговая деятельность как ресурс социально-культурной интеграции инвалидов [Текст] / М.А. Ариарский, Л.Г. Брылева. - Москва, 2014. - 156 с.
7. Астахова, Н.В. Паттерны культурного потребления глухих и
слабослышащих: инклюзия или изоляция? [Текст] / Н.В. Астахова,
Н.В. Большаков // Журнал исследований социальной политики. - 2017. - Т.15. - №1. - С.51-66.
8. Белецкая, Е.А. Социокультурные подходы к реабилитации и адаптации лиц с нарушениями жизнедеятельности (на примере Белгородской области) [Текст] / Е.А. Белецкая, Н.В. Таволжанская // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - Вып.4. - С. 94-100.
9. Белоусова, Е.В. Арт-технологии в социальной работе[Текст] / Е.В. Белоусова, О.В. Шишкина. - Ульяновск: УлГУ, 2006. - 270 с.
10. Бельтикова, М.Д. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре [Текст] / М.Д. Бельтикова. - М.: ЦИЭТИН, 2013. - 272 с.
11. Бельтикова, М.Д. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями (из опыта работы Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутска [Текст] / М.Д. Бельтикова // Научно-педагогический журнал «Magister Dixit». - 2014. - №2. - С.12-15.
12. Васина, С.Е. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / С.Е. Васина // Система ценностей современного общества. - вып.16. - 2010. - С. 204-208.
13. Галкин, Н.Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов средствами изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. культурологии [Текст] / Н.Н. Галкин. - Краснодар, 2004. - 24 с.
14. Галкин, Н.Н. Социокультурная реабилитация детей -инвалидов средствами изобразительного искусства [Текст] / Н.Н. Галкин. - Краснодар,
2014. - 181 с.
15. Грабенко, Т.М. Практикум по креативной терапии: учебное пособие [Текст] / Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2003. - 400с.
16. Григорьева, Е.И. Теоретическое обеспечение социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства [Текст] / Е.И. Григорьева, Н.Н. Илларионова, Ю.В. Ганичева, И.С. Казакова // Вестник МГУКИ. - 2016. - №3(71). - С.148-154.
17. Гудина, Т.В. Музыкальное воспитание как реабилитационная технология в современной педагогической практике [Текст] / Т.В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - №4. - С.227-230.
18. Гудина, Т.В. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в современной педагогической теории и социокультурной практике [Текст] / Т.В. Гудина. - Вологда: ВоГТУ, 2011. - 143 с.
19. Гудина, Т.В. Социально-культурная деятельность как средство обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей- инвалидов в современном обществе: дис. ... д-ра пед. Наук [Текст] / Т.В. Гудина. - Санкт-Петербург, 2014. - 385 с.
20. Гудина, Т.В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации
детей и молодежи [Текст] / Т.В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2017. - С.178-182.
21. Дашкова, О.С. Организация досуговой деятельности [Текст] / О.С. Дашкова. - М., 2012. - 167 с.
22. Дементьева, Н.Ф. Формы и методы социокультурной реабилитации граждан [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. - Москва: ЦИЭТИН, 2013. - 135 с.
23. Дуликов, В.З. Социально-культурная работа за рубежом [Текст] / В.З. Дуликов: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2011. - 199 с.
24. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность среди детей и подростков [Текст] / И. Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 384 с.
25. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств [Текст] / А.Д. Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство МГУК; ИПО Профиздат, 2002. - 287 с.
26. Жарков, А.Д. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2013. - 455 с.
27. Жаркова, А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты
[Текст] / А.А. Жаркова. - Москва, МГУКИ, 2011. - 177 с.
28. Загорская, Л.М. Социально-культурная реабилитация детей- инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии [Текст] / Л.М. Загорская // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - №1. - С.105-122.
29. Зрелова, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.А. Зрелова. - Санкт-Петербург, 2016. - 20 с.
30. Ионин, Л.Г. Основания социокультурного анализа [Текст] / Л.Г. Ионин. - Москва, Рос гос. гум. ун-т, 1996. - 152 с.
31. Клюско, Е.М. Альтернативные подходы к определению понятия «культура досуга» (по материалам зарубежных исследований) [Текст] / Е.М. Клюско // Вестник МГУКИ. - 2010. - №5. - С.112-121.
32. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - Москва, МГУКИ, 2004. - 539 с.
33. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе: учебное пособие. [Текст] / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 336с.
34. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - СПб.: Речь: 2006. - 160 с.
35. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: учеб. пособие [Текст] / А.И. Копытин. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 76 с.
36. Клыгина, Е.А. Социально-культурная деятельность [Текст] / Е.А. Клыгина. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2006. - 191 с.
37. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №1(10). - С. 90-103.
38. Мацукевич, О.Ю. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России [Текст] /
О.Ю. Мацукевич. - Москва: Изд. Дом МГУКИ, 2012. - 220 с.
39. Мацукевич, О.Ю. Театральная анимация как направление социально-культурной ресоциализации личности [Текст] / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2 (46). - С. 76-81.
40. Моздокова, Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю.С. Моздокова. - Москва, 1996. - 18 с.
41. Моздокова, Ю.С. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] / Ю.С. Моздокова. - Режим доступа: http://www.centernadegda.ru/reabilitaciya (дата обращения: 25.02.2019).
42. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие [Текст] / А.В. Мудрик. 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 634 с. (Серия «Библиотека студента»). - С.18-22.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Москва, Академия, 2003. - С. 56-93.
44. Низова, Л.Н. Социокультурная реабилитация инвалидов как элемент социальной политики [Текст] / Л.Н. Низова, Ч.М. Мухаметшина // Общество. Среда. Развитие. - 2017. - №2. - С.42-49.
45. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. - М.: Дашков и К°, 2006. - С. 113-121.
46. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 2012. - 210 с.
47. Пискун, О.Ю. Эффективная практика духовно-нравственного развития - ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр» [Текст] / О.Ю. Пискун, Л.П. Евсеенко, Т.В. Буркова // Наука и социум. - 2017. - С.95-104.
48. Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (их опыта работы МАОУ г. Искитима Новосибирской школы «Коррекционная школа-интернат № 12»): учеб-метод. Пособие [Текст] / Т.В. Буркова [и др.]; Мин-во образования и науки РФ, НГПУ. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 88 с.
49. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ / Н.А. Сакович. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.
50. Свердлов, А.З. Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями слуха средствами досуговой театральной деятельности [Текст] / А.З. Свердлов // Специальное образование. - 2015. - №1. - С.66-72.
51. Сыченкова, Л.А. Риски арт-терапии для инвалидов и музеев: опыт осмысления российской теории и практики [Текст] / Л.А. Сыченкова // Вопросы музеологии. - №1 (15). - 2017. - С.17-30.
52. Тихановская, Г.С. Культурно-досуговая программа как объект научного анализа [Текст] / Г.С. Тихановская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №36. - С.231-236.
53. Усова, Л.В. Социокультурная адаптация детей-инвалидов в современном российском обществе: автор. дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Л.В. Усова. - Майкоп, 2011. - 24 с.
54. Хайруллина, В.Г. Способность человека к творчеству и труду - системное качество [Текст] / В.Г. Хайруллина // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №4. - С. 262-267
55. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга [Текст] / Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. - 216 с.
56. Шамсутдинова, Д.В. Социально-интеграционный и
реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности [Текст] / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №2. - С.12-17.
57. Шарковская, Н.В. Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов [Текст] / Н.В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №6 (68). - С.178-184.
58. Якупов, А.Н. Социокультурная реабилитация в контексте специализированного образования инвалидов в России [Текст] / А.Н. Якупов // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. Серия: Технологии социально-культурного воспитания. - №1. - С.60-76.
59. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия [Текст] / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 39-47.
60. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка [Текст] / Д.В. Ярцев //Вопросы психологии. - Москва, 1999. - № 6. - С. 21-37.
61. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ