Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА

Работа №177715

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ
1.1 Тема Востока в русской литературе I половины XIX века 6
1.2 Культурологические основания активизации интереса А.С. Пушкина к
восточной теме 10
1.3 Функционирование восточных мотивов в творчестве А.С. Пушкина 15
ГЛАВА II. ЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА ВОПЛОЩЕНИЯ ТЕМЫ ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА
2.1 Восточные мотивы в поэме «Кавказский пленник 24
2.2 «Восточный колорит» в произведениях «Бахчисарайский фонтан» и
«Фонтану Бахчисарайского дворца» 37
2.3 Восточные мотивы в лирике А.С. Пушкина 44
ГЛАВА III. КОРАНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.
ПУШКИНА
3.1 А.С. Пушкин и Коран 52
3.2 Восточная тематика цикла «Подражания Корану» 55
3.3 Интерпретация восточных мотивов в стихотворениях А.С. Пушкина
«Пророк» и «Стамбул гяуры нынче славят...» 61
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение


В 2019 году дата рождения Александра Сергеевича Пушкина является юбилейной. Прошло 220 лет. Однако великий русский поэт продолжает оставаться нашим современником. Быстротекущее время не удаляет, а приближает к нам светлый мир пушкинской поэзии. И этот волнующий мир по-своему открывают для себя все новые поколения во всем мире [Алексеев: 1987, 3].
Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина, можно увидеть много произведений восточной тематики, которые занимают огромное место в литературе. Безусловно, это говорит о большой заинтересованности и об увлечении поэта Востоком. Несмотря на то, что работ и исследований, посвященных этим сочинениям достаточное количество, интерес к данной теме сохраняется, и вопросов меньше не становится. Почему Восток так привлекал Пушкина? Что он значил для него? Какие восточные образы больше всего пришлись по душе поэту? В каких произведениях наиболее ярко выражено желание Пушкина запечатлеть восточные мотивы? Данные вопросы являются одной причин, побудивших нас рассмотреть тему восточных мотивов в творчестве замечательного русского поэта.
Концепт «Восток» интересует исследователей с давних времен и в разных областях литературы, истории, политики. В настоящее время он содержит в себе особый смысл и характер, при этом оставаясь важнейшей геополитической темой в России. Безусловно, это связано с напряженными международными отношениями, отношениями с мусульманскими регионами и темой Кавказа в целом. Общий интерес современного литературоведения к данной теме очевиден.
Актуальность данной работы состоит в том, что тема Востока в русской литературе, основоположником которой был А.С. Пушкин, стала занимать в настоящее время все большее место в гуманитарной науке, расширяя круг проблем и писательских персоналий и являясь при этом неотъемлемой частью общего культурного процесса.
Объектом исследования являются произведения А.С. Пушкина, в которых наиболее ярко представлены тема и образы Востока («Бахчисарайский фонтан», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Кавказский пленник», «Соловей и роза», «Пророк», «Стамбул гяуры нынче славят...», «Подражания Корану» и др.).
Предметом исследования являются восточные мотивы в творчестве А.С. Пушкина.
Цель дипломной работы состоит в рассмотрении восточных мотивов в творчестве А.С. Пушкина, выявлении их эволюции и особенностей воплощения в произведениях поэта.
Для достижения поставленной цели предполагается постановка и решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть культурологические основания творческого обращения последующей активизации интереса А.С. Пушкина к восточной теме;
- выявить особенности воздействия литературы Востока на творчество А.С. Пушкина;
- изучить тематику и динамику восточных мотивов в творчестве А.С. Пушкина;
- исследовать проблему: Россия и Восток в произведениях А.С. Пушкина;
- проанализировать влияние восточных мотивов в творчестве А.С. Пушкина на русскую литературу.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении существующих в пушкиноведении исследовательских результатов и наработок, посвященных теме Востока в творчестве А.С. Пушкина.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в школьном курсе изучения литературы, а также при проведении тематических внеклассных мероприятий.
Методологической основой исследования являются научные труды В.С. Непомнящего, И.З. Сурат, Д.Д. Благого, В.И. Коровина, Д.И. Белкина, Л.А. Тартаковской, Н.М. Сперанского, Е.П. Челышева и др.
В ходе решения поставленных задач в работе использовался комплекс таких исследовательских методов, как культурно-исторический, сравнительно-исторический, типологический.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения в форме юбилейного мероприятия, посвященного 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Апробация. Промежуточных результатов нашего исследования были представлены в докладе на XI Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019: проблемы истории и филологии».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Часть истории России XIX века, к сожалению, являются очень печальные и драматические события. Рассмотрев внешний географический и политический аспект деятельности России этого времени, нетрудно понять, что в приоритете страны был обозначен «восточный вопрос», являясь главным, волнующим многие умы.
Восток для русских авторов стал особой категорией, которая помогла органично воспринять «чужую» культуру, но не утратить при этом национальных корней. Образ Родины во многих случаях становится неотъемлемой частью их поэтического мира.
Интерес А.С. Пушкина к Востоку рос с его детства, постепенно развиваясь и выражаясь в творчестве поэта. немаловажным фактом также является развитие востоковедения в это время, увеличивающееся количество различных публикаций восточной тематики, переводов с «восточных» языков и стихотворений восточных поэтов, и священной книги Коран, словарей. Все это способствовало развитию интереса Пушкина к Востоку и выражению в его творчестве. Также не забываем о генетических корнях о связи с Африкой в лице И. Ганнибала и о влиянии книги сказок «Тысяча и одна ночь».
Политическая ситуация на Кавказе, взаимоотношения России с мусульманскими народами, географическое соседствующее положение с Востоком - есть исторические факты. А они, как известно, вызывают постоянный интерес, а не временную тягу. А.С. Пушкин пытался помочь двум совершенно непохожим нациям найти общий язык и научиться жить, наконец, в мире.
В первой половине XIX века интерес к Востоку был огромен и у поэтов, писателей, словесников той поры, и у читателя. Как мы знаем, Восток напрямую ассоциировался с Кавказом. В начале всех драматических событий на Кавказе он казался страшным, грозным. Его боялись, потому что он был непредсказуем во всем. Воинственные, жестокие, бездушные горцы - такая складывалась картина видения у читателя. Но замечательный русский великий поэт А.С. Пушкин развеял этот миф, показав дикую и живую красоту этого края и людей, населяющих его.
Мы убедились в том, что интерес к Востоку возник у поэта очень рано и выразился также уже в раннем творчестве. Крутой перелом в его жизни связан с южной ссылкой 1820 года. В это период создавались настоящие шедевры русской литературы. Пушкин был первооткрывателем мира Востока в художественном слове. Его творчество, содержащее восточные мотивы, было для его коллег по цеху определенным примером, образцом работы этого направления.
Неудивительно поэтому, что его романтический герой со своим свободолюбием, стремительным характером, горячностью, частично живущий мечтами, мысля заоблачно, но проявляющий смелость и отвагу в стрессовых ситуациях, пришелся читателю по душе.
При этом нередко у поэтов современников возникала общность лексики и сходство образной сферы. Это обстоятельство заставило нас тщательнее рассмотреть произведения А.С. Пушкина, посвященные Кавказу и Востоку, исследуя в них восточные мотивы.
Восток всегда привлекал А.С. Пушкина, находя выражение и личное мнение поэта в замечательном творчестве. Он развивался и взрослел, представив взору читателя такие произведения, как «Подражания Корану», «Пророк».
Пушкин положил начало развитию романтического стиля в русской литературе. Первым опытом воплощения этого стиля стали произведения, создаваемые им в южной ссылке и при повторном путешествии по Черноморскому побережью. Познакомившись с Кораном, изучив его составляющие, он смог донести эти знания читателю.
Испытывая потребность рассказать о своем духовном обновлении в связи с преодолением кризиса, развить по-новому традиционную для русской поэзии мысль о поэте-проповеднике и его важном общественном назначении, Пушкин обратился к «Корану». Мотивы этой «небесной книги» действительно оказались хорошим материалом для решения поставленной задачи. Однако обращение к Корану отнюдь не явилось «только предлогом для разработки собственных лирических тем» [Соловей: 1979, 142]. Осознав реалистические задачи литературы, Пушкин стремился также передать особенности склада характера арабов, какими они выступали в таком важном памятнике арабской культуры, как Коран [Соловей: 1979, 142].
Эстетическое обогащение русской литературы через обращение к восточным художественным традициям и изображение жизни Востока стало примечательной чертой литературной эпохи. Эта тема нередко подвергалась художественному исследованию как в русской, так и в национальных литературах. Обращение к ней болезненно, но вполне логично и объяснимо, так как исторические реалии и ситуации, легшие в её основу, имеют тенденцию к повторению.
По словам В. Г. Белинского, Кавказу суждено было стать колыбелью русской поэзии [Непомнящий: 1996, 163]. «Ключи от замков Кавказа» оказались в руках великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина [Непомнящий: 1996, 163]. И он неторопливо, как хороший мастер, открыл тайны этого благодатного края, превзошел не только свое поколение, но и до сих пор остается недосягаемым даже для нас людей, живущих через 220 лет после него. Поэтому я считаю, что наследие Пушкина необходимо не только изучать, но понимать его и руководствоваться теми истинами, что изложены в нем, особенно такими актуальными, как взаимоотношения между мусульманами и славянами.



1. Айрапетов, О. Р. Взгляды А. С. Пушкина на восточную политику России XVIII - начала XIX в./ О.Р. Айрапетов // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 1988. - № 2. - С. 64-68.
2. Алексеев, М. П. Пушкин и мировая литература / М.П. Алексеев. - Л.: Наука, 1987. - 616 с.
3. Аникин, А. Пушкин и современность: Социально-экономические и политические аспекты/ А. Аникин // Свободная мысль. - 1997. - № 6. - С. 85-93.
4. Атаханов, Д. Восточные мотивы в творчестве А.С. Пушкина: автореф. дис... кан. фил. наук/ Д. Атаханов. - Душанбе, 2000. - 24 с.
5. Белкин, Д. И. Мир Востока на страницах пушкинского «Современника» Д.И. Белкин // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 194-218.
6. Белкин, Д. И. Пушкин и Восток. Конференция в Москве/ Д.И. Белкин // Вестник АН СССР. - 1974. - № 10. - С. 105-107.
7. Белкин, Д.И. О комментариях к стихам «Стамбул гяуры нынче славят...» / Д.И. Белкин// Болдинские чтения. - Горький: Волго-вятское кн. изд-во, 1983. - С. 129-128.
8. Белова, К. А. Из истории переводов Пушкина в Турции/ К.А. Белова // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 82-95.
9. Благой, Д. Социология творчества Пушкина. Этюды/ Д. Благой. - M.: Кооперативное изд-во «Мир», 1931. - 320 с.
10. Благой, Д.Д. Душа в заветной лире/ Д.Д. Благой. - М.: Советский писатель, 1979. - 624 с.
11. Брагинский, И.С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения/ И.С. Брагинский. - М.: Наука, 1974. - 496 с.
12. Вашкевич, В. «Руслан и Людмила» - ключ к истории русской мысли/ В. Вашкевич // Молодая гвардия. - 1994. - № 9. - С. 179-195.
13. Виноградов, В.В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского
литературного языка/ В.В. Виноградов. - М.; Л.: Academia, 1935. - 457 с.
14. Гаджиев, А.Дж. Ориентальная антропонимика в творчестве Пушкина и его современников / А.Дж. Гаджиев // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 156-163.
15. Гамзатов, Г.Г. А.С. Пушкин и Кавказ: некоторые наблюдения и суждения / Г.Г. Гамзатов// Научная мысль Кавказа. - Ростов н/Д, 1996. - № 4. - С. 73-77.
16. Глухов, В.И. От «Путешествия Онегина» к «Путешествию в Арзрум» /
B. И. Глухов// Документальное и художественное в литературном
произведении. - Иваново, 1994. - С. 34-48.
17. Григорович-Барский, В.Г. Странствования по святым местам Востока (с
1723 по 1747 г.) / В.Г.Григорович-Барский; Союз писателей России;
подгот. текста к переизданию В.В. Павленко; отв. ред. Г.С. Баранкова. - М.: Ихтиос, 2005. - Ч. III. - 349 с.
18. Долинина, А.А. Поэма о справедливой мести / А.А. Долинина// Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 13-52.
19.Забабурова, Н.В. Пушкин и Коран/ Н.В. Забабурова // Науч. мысль Кавказа. - Ростов н/Д., 1997. - № 1. - С. 64-79.
20. Кибальник, С.А. Тема изгнания в поэзии Пушкина/ С.А. Кибальник // Пушкин: исследования и материалы. - Т. XIV. - Л., 1991. - С. 33-50.
21. Кошелев, В.А. Историософская оппозиция «Запад - Восток» в творческом сознании Пушкина/ В.А. Кошелев // Русская литература. - 1994. - № 4. -
C. 3-16.
22. Кушниренко, В.Ф. «В стране сей отдаленной...»: (Летопись жизни А. С. Пушкина в Бессарабии и связанных с ним событий с 20 сент. 1820 г. по 16 июля 1824 г.) / В. Кушниренко. - Кишинев : Лит. артистикэ, 1990. - 327 с.
23. Левкович, Я.Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина/ Я.Л. Левкович. - Л.: Ленинградское отделение «Наука», 1988 . - 328 с.
24. Листов, В.С. К истолкованию стихотворения Пушкина «Стамбул гяуры нынче славят...» / В.С. Листов// Известия РАН. Серия литературы и языка. 1996. - Т. 55.- № 26. - С. 41-46.
25. Листов, В.С. Новое о Пушкине. История, литература, зодчество и другие искусства в творчестве поэта / В.С. Листов. - М.: Стройиздат, 2000. - 454 с.
26. Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя/ Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1983. - 254 с.
27. Мейлах. Б.С. «...сквозь магический кристалл...»: Пути в мир Пушкина/ Б.С. Мейлах. - М.: Высшая школа, 1990. - 399 с.
28. Мирхайдарова, Н.Х. Особенности использования мотивов Корана в «Подражаниях Корану» Пушкина Н.Х.Мирхайдарова // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 913-915. - Электронный ресурс. - Режим доступа: URL https: //moluch.ru/archive/106/25093/
29. Мурьянов, М.Ф. О стихотворении Пушкина «Напрасно я бегу к сионским высотам»/ М.Ф. Мурьянов // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 164-180.
30. Непомнящий В.С. Удерживающий теперь: (Феномен Пушкина и
исторический жребий России) / В.С. Непомнящий// Новый мир. -1996. - № 5. - С. 162-190.
31. Нольман, М. Пушкин и Саади (к истолкованию стихотворения «В прохладе сладостной фонтанов») /М. Нольман // Русская литература. - 1965. - № 1. - С. 123 - 134.
32. Нольман, М.Л. Саади и Цицерон? Об одной необоснованной замене/ М.Л. Нольман // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 219-277.
33. Парсамов, В. С. О стихотворении Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» / В.С. Парсамов // APT: (Альманах исследований по искусству). - Саратов, 1993. - Вып. 1. - С. 165-176.
34. Пичхадзе, А.А. «Подражания Корану»: Источники и ассоциации/ А.А. Пичхадзе, А.А. «Подражания Корану»: Источники и ассоциации // Русская речь. - 1992. - № 1. - С. 15-18
35. Потапова, Г.Е. А.С. Пушкин и русская критика его времени: (становление литературной репутации А. С. Пушкина): автореф. дисс... канд. филол. наук / Г.Е. Потапова; РАН. ИРЛИ (Пушкинский Дом). - СПб., 1994. - 20 с.
36. Пушкин в странах зарубежного Востока: сборник статей. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. - 230 с.
37. Пушкин, А.С. Сочинения: в 3 т. - Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. - М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.
38. Пушкин, А.С. Сочинения: в 3 т. - Т.2. Поэмы; Евгений Онегин;
Драматические произведения. - М.: Худож. лит., 1986. - 527 с.
39. Пушкин, А.С. Сочинения: в 3 т. - Т.3. Проза. - М.: Худож. лит.,1987. - 528 с.
40. Розенфельд, А.З. Проза Пушкина на персидском языке: (переводы «Капитанской дочки») /А.З. Розенфельд// Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 53-62.
41. Россия и Восток. Проблемы взаимодействия. Тезисы докладов III международной научной конференции. - Часть IV. Русская литература и Восток. - Челябинск, 1995. - 352 с.
42. Сафа Махмуд, Альван. А.С. Пушкин в новой арабской литературе / Сафа Махмуд, Альван // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 63-81.
43. Соловей, Н. Я. Особенности использования мотивов Корана в «Подражаниях Корану» Пушкина / Н.Я. Соловей// Пушкин в странах зарубежного Востока. - М., 1979. - 324 с.
44. Сперанская, Н.М. Первая международная пушкинская конференция «Пушкин и мировая культура»/ Н.М. Сперанская // Русская литература. - 1991. - № 4. - С. 235-244.
45. Старк, В.П. Жизнь с поэтом: в 2 т / В.П. Старк. - СПб.: Вита Нова, 2005.
46. Строганов, М.В. О роли предания в исторических сочинениях Пушкина/ М.В. Строганов // Российский литературоведческий журнал. - М., 1996. - № 8. - С. 23-31.
47. Судоргина, Т. Потомки А. С. Пушкина на Оренбуржье / Т.Судоргина // Любовь и Восток. - М., 1994. - С. 97-102.
48. Сурова, Е.Ю. Поэзия Пушкина на языке хинди / Е.Ю. Сурова // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 22-52.
49. Тартаковская, Л.А. «Путешествие в Арзрум»: художественное
исследование Востока/ Л.А. Тартаковская// Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 131-155.
50. Творчество Пушкина и зарубежный Восток: сборник статей. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 229 с.
51. Томашевский Б.В. Примечания /Б.В. Томашевский // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. - Т. 2. Стихотворения, 1820-1826. - Л., 1977. - С. 355-394.
52. Томашевский, Б.В. Пушкин: работы разных лет/ Б.В. Томашевский. - М.: Книга,1990. - 672 с.
53. Тынянов, Ю. Н. Пушкин / Ю.Н.Тынянов// Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. - М.: Наука, 1969. - С. 122- 165.
54. Фоменко, И. В. О жанре «Подражаний Корану»/ И.В. Фоменко// Пушкин: проблемы поэтики : сборник науч. трудов. - Тверь, 1992. - С. 4-16.
55. Фомичев, С.А. «Подражания Корану»: генезис, архитектоника и композиция цикла //Временник пушкинской комиссии. - Л., 1981. - С. 30¬39.
56. Франк, С. «Религиозность Пушкина»/ С. Франк// Пушкин в русской философской критике: конец XIX века - первая половина XX века. - М., 1990
57. Франк, С. Л. Пушкин как политический мыслитель/ С. Франк // Франк С. Л. Этюды о Пушкине. - М.: Согласие, 1999. - С. 34-76.
58. Цивелев, А. А. Влияние Востока на культуру и поэзию России/ А.А. Цивелев // Молодой ученый. - 2010. - № 9. - С. 236-241.
59.Челышев, Е. П. Чудо Пушкина/ Е.П. Челышев // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - M., 1991. - С. 3-12.
60.Челышев, Е.П. Постижение русского национального гения/ Е.П. Челышев //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. 1 . - М. : Без изд., 1999. - С. 32-44.
61. Черкасский, Л.Е. «Цыганы» А. С. Пушкина на Востоке/ Л.Е. Черкасский // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 113-130.
62. Шаврыгин, С.М. «Путешествие в Арзрум»: (Пушкин - Грибоедов - Шаховской)/ С.М. Шаврыгин // Проблемы современного пушкиноведения: сб. статей. - Псков, 1996. - С. 37-51.
63. Эйдельман, Н.Я. «Быть может, за хребтом Кавказа...»: (Русская литература и общественная мысль первой половины XIX в. Кавказский контекст)/ Н.Я. Эйдельман. - М., 1990. - 318 с.
64. Яцковская, К.Н. Поэзия и проза А.С. Пушкина на монгольском языке (переводы Ц. Дамдинсурэна, Д. Нацагдорджа)/ К.Н. Яцковская // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. - М., 1991. - С. 96-103.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ