Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Работа №177712

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы154
Год сдачи2019
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА СЕМЬИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1. Образ семьи как предмет исследования в психологии 8
1.2. Понятие и структура психологического благополучия личности в
отечественной и зарубежной литературе 16
1.3. Влияние представлений о семье современных подростков на их
психологическое благополучие 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У СОВРЕМЕМННЫХ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3. Коррекционно-развивающая программа гармонизации образа семьи у подростков 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления... 77
Приложение 2. Сводные таблицы по результатам эмпирического исследования 90
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 130
Приложение 4. Программа гармонизации образа семьи у подростков 133

Актуальность проблемы исследования. Ученые, исследователи, общественные деятели и СМИ давно сообщают о кризисе семьи и его причинах. Среди них можно назвать и разрушение традиционного уклада жизни, и высокую динамику изменений, затронувших все слои современного общества. Понять и проанализировать сущностные характеристики этого кризиса можно, в том числе, и через представления о семье, сформированные у современных подростков. Представления подростков о семье, с одной стороны, отражают типичное, то, что свойственно именно этому возрасту: поиск себя, напряженная внутренняя жизнь, рефлексия, а с другой - несут определенный индивидуальный опыт проживания в конкретной семье с ее ценностными ориентирами и приоритетами [50]. Однако, сегодня мы можем заметить, что у молодых людей трансформируется понятие семьи, представления о своей будущей семье не выстраиваться по подобию родительской, они все чаще носят типизированные черты современной европейской семьи [52]. В ряде исследований проблематики семьи, семейных взаимоотношений особое место занимает благополучие и психологическая безопасность ребенка. Психологическое благополучие обеспечивает успешное развитие ребенка. Это одно из главных условий психологического, физического и нравственного его здоровья.
На сегодняшний день в отечественной психологии немало уделено внимания изучению образа семьи в подростковом возрасте. Данный феномен рассматривается во взаимодействии множества факторов таких как воспитание в детском доме (И. В. Савенкова, Э. А. Лукшина, Т. С. Бобкова), гибель родителей (Н. Н. Биктина), воспитание в неполной семье (Д. Ю. Размахнина, И. В. Давыдова, Е. В. Волкова), девиантное и делинквентное поведение (А. А. Василенко, Т. Г. Яничева, Т. С. Бобкова), развод родителей (О. Г. Кулиш) и т.д.
Изучением проблемы факторов, влияющих на психологическое благополучие, его структуры и функций (М. Аргайл, Н. Брэдбурн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс, Н. К. Бахарева, М. В. Бучацкая, А. В. Воронина, А. Е. Созонтов, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова и др.) занимались многие ученые не одно десятилетие. Феномен психологического благополучия, как «субъективное благополучие», рассматривается в работах Э. Динера, проблемы позитивного психологического функционирования личности занимались А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена, К. Рифф.
Однако вопрос о роли и месте семьи в процессе становления и развития психологического благополучия до сих пор остается не до конца изученным.
Таким образом, проблема нашего исследования: влияют ли и как характеристики образа семьи у современных подростков на уровень их психологического благополучия?
Цель исследования: изучение влияния характеристик образа семьи у подростков на уровень их психологического благополучия.
Объект исследования: психологическое благополучие личности подростка.
Предмет исследования: образ семьи у современных подростков как условие их психологического благополучия.
Гипотеза исследования: характеристики образа семьи у подростков будут влиять на уровень их психологического благополучия. Чем более гармоничен, содержателен и структурирован образ семьи у подростков, тем выше будет уровень их психологического благополучия.
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы представлений о семье у современных подростков в психологической литературе.
2. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы психологического благополучия.
3. Рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи образа семьи современных подростков с уровнем их психологического благополучия.
4. Изучить содержательные характеристики образа семьи у современных подростков, определить их планы и предпочтения при создании собственной семьи.
5. Изучить уровень и содержательные характеристики психологического благополучия подростков.
8. Выявить влияние характеристик образа семьи у подростков на уровень их психологического благополучия.
9. Разработать коррекционно-развивающую программу по гармонизации образа семьи у подростков с целью повышения уровня их психологического благополучия.
Теоретические основы исследования составили основные положения теории семейных систем (М. Боуэн), концепция «психологического благополучия» личности (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова), системно-деятельностный подход к изучению семьи (А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, Л. П. Гримак, В. В. Давыдов).
Методы исследования:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - психодиагностический метод.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20) методы.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
- опросник «Семья - это...» (модифицированная техника Т. Куна),
- анкета «Ваша будущая семья»,
- методика детско-родительские отношения (подростки) (П.Трояновской),
- методика «Семейные роли» (А.В. Черникова),
- методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф).
Выборка и база исследования: в исследовании приняли участие 130 подростков в возрасте от 15 до 17 лет, из них 58 девушек и 72 юноши. Сбор данных проводился с помощью методик, оформленных в Google Forms.
Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в систематизации существующих подходов к изучению понятий «образ семьи», «психологическое благополучие личности» в подростковом возрасте, уточнению данных понятий, определению степени их связи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционно-развивающей программы гармонизации образа семьи подростков как условия психологического благополучия, которую могут использовать в своей деятельности психологи, работающие с подростками и семьёй.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты данного исследования были представлены на следующих научно¬практических мероприятиях:
1) выступление на региональном семинаре с докладом на тему «Психологические проблемы современной молодой семьи в выстраивании детско-родительских отношений» (21.09.2018), г. Белгород;
2) публикация статьи: Образ семьи подростков, проживающих в Дальневосточном и Центральном регионах России / И.С. Губина, Е.А. Овсяникова // Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология 21 века: психология как наука, искусство и призвание» (23-25 апреля 2018 г). - Спб. - 2018.
3) публикация статьи: Образ семьи современных подростков / И.С. Губина, Е.А. Овсяникова // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018.
Положения, выносимые на защиту:
1. В образе семьи современных подростков доминируют такие характеристики как:
- эмоциональная значимость;
- планирование создавать семью в возрасте 25-30 лет;
- патриархальность (муж доминирует в семейной иерархии);
- желание иметь двоих детей;
- удовлетворенность отношениями со своими родителями.
2. Подростки, образ семьи которых характеризуется:
- функциональностью, наполненностью конкретными моделями поведения;
- адекватной эмоциональной дистанцией и удовлетворенностью родителей отношениями с детьми, по мнению подростков;
- планированием создать семью до 30-35 лет,
имеют высокий и средний уровень психологического благополучия.
3. Для подростков с такими характеристиками образа семьи как:
- планирование создать семью после 35 лет;
- недостаток эмпатии со стороны родителей;
- ограниченность в самостоятельных действиях и возможностях делать собственные выборы,
характерен низкий уровень психологического благополучия.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 76 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя психолого-педагогический анализ литературы мы определили, что не существует однозначного определения понятия «образ семьи». В нашем исследовании мы опирались на определение образа семьи данное Т.В. Андреевой: образ семьи - субъективна картина семьи, включающая самого субъекта и других членов семьи, его представления о супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. В следе за Н. И. Демидовой, Н. В. Панковым Т. И. Пуховой мы полагали, что «образа семьи» имеет три составляющих компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Кроме того, образ семьи является одним из факторов, влияющих на психологическое благополучие личности в целом и подростка в частности.
Психологическое благополучие личности рассматривалось нами как сложное, многогранное и многофакторное явления, «как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности своей жизнью и собой», в основе которого лежат шесть ключевых параметров: самопринятие, личностный рост, цель в жизни, позитивные отношения окружающими, управление средой, автономия (П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова).
По данным исследований, подтверждается значимость образа семьи для психологического благополучия современного подростка. Конкретизированный, четкий и структурированный образ семьи способствует гармоничному развитию личности подростка, его более успешной адаптации к различным социальным условиям и ситуациям, высокому уровню психологического благополучия.
В соответствии с поставленными задачами эмпирического исследования, сначала был проведен анализ результатов содержательных характеристик образа семьи подростков. В ходе обработки результатов, мы выделили основные группы характеристик образа семьи у современных подростков: эмоциональные, формальные, образные, функциональные.
Анализ показал, что для большинства подростков (40%) семья является эмоционально значимой сферой жизни и ассоциируются в основном со счастьем, благополучием, любовью, радостью, удовольствием, гордостью и др.
Изучение представлений подростков об их родительской и будущей семей, куда входят такие параметры как возраст создания семьи, желаемое количество детей, тип семьи (патриархальная, матриархальная, партнерская), семейные традиции показало: большинство подростков (40%) планируют создавать семью в 25-30 лет; подростки (91%) считают, что главой их будущей семьи должен быть мужчина; планируют (60%) иметь двоих детей. Удивительным является то, что 25% респондентов планируют троих и более детей.
В ходе изучения представлений о семейных традициях в родительских семьях современных подростков и представлений о семейных традициях в их будущих семьях, мы также сгруппировали традиции в четыре группы: духовные и досуговые (совместные молитвы, посещение церкви по воскресеньям, посещения театров, выставок и т.д.), бытовые (совместное приготовление пищи, приготовление шашлыков и т.д.), семейные праздники (Новый год, Пасха, Рождество, Дни рождения, День победы и т.д.), спортивно-туристические (активный отдых на природе, вылазки, посещение спортзала, путешествия и т.д.). Наличие духовных и досуговых традиций в родительской семье отмечают 30% подростков, перенять их в свои семьи планируют 26%. О наличии в родительской семье бытовых традиций говорят 35% подростков. Переняли бы их в свои семьи - 11%. Знают о семейных праздниках в родительской семье 25% подростков, сохранят их в своих семьях - 31%. Спортивно-туристические традиции в родительских семьях отмечают 10% подростков, хотят их сохранить - 32%.
По результатам изучения особенностей отношений между подростками и родителями можно сказать, что подростки в целом удовлетворены отношениями со своими родителями: чувствуют принятие с их стороны, эмпатию, адекватную требовательности и контроль, сотрудничество и т.д. Юноши в большей мере удовлетворены отношениями с обоими родителями, чем девушки. Девушкам не хватает со стороны отца принятия, эмпатии, сотрудничества, но эмоционально более близки, чем с матерью.
Анализ результатов родей-обязанностей показал, что по мнению подростков, в обязанности отца входит зарабатывание денег (80%), принятие особо важных решений (66%), а также чинить сломанное (81%). Мама же занимается закупкой продуктов (60%), ведет семейный бюджет (63%), готовит кушать (70%), организует домашние праздники и развлечения (43%). Сами же подростки считают себя плохими исполнителями своих обязанностей (80%), помогают матерям в уборке квартиры (41%) и выполняют роль «мальчика на побегушках» (92%). Для отцов подростки определяют такие роли-взаимодействия как главный обвинитель (38%) и шутник (35%). Мама же выполняет роль буфера в конфликтах (47%) утешающего обиженных (70%), семейного вулкана (60%). Сами подростки читают, что выполняют роли создающего неприятности (79%), тот, кот приносит жертвы ради других (48%) и затевающие обиду (64%).
Данные по изучению психологического благополучия показывают, что преобладающее количество подростков удовлетворены своей жизнью в целом и отдельными ее сторонами на среднем уровне. Для подростков со средним уровнем психологического благополучия характерны удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими, они гибки в отношении актуальных тенденций поведения и мнений, но в то же время самостоятельно регулируют собственное поведение, оценивают себя в соответствии с личными критериями, недостаточная власть и компетенции в управлении окружением, открыты новому опыту, имеют цели в жизни и адекватную самооценку, самопринятие.
Проведя статистический анализ данных, мы получили подтверждение нашей гипотезы: существует связь образа семьи подростков с уровнем и характеристиками их психологического благополучия подтвердилась: более гармоничный, структурированный образ семьи будут иметь подростки со средним и высоким уровнем психологического благополучия.
Полученные результаты проведенного исследования легли в основу, разработанной нами коррекционно-развивающей программы «Семья - бесценный дар». Данная программа может быть использована в работе педагогов-психологов образовательных учреждений. Она рассчитана на обучающихся 5-11 класса, у которых образ семьи мало структурирован, не гармоничен, но также подойдет и для подростков с гармоничным образом семьи и высоким уровнем психологического благополучия в профилактических целях.
Проведенное эмпирическое исследование не исчерпывает всей глубины проблемы образа семьи у подростков как условия их психологического благополучия. В перспективе возможно изучение таких структурных компонентов образа семьи как вид родительской семьи (полная, не полная, расширенная или нуклеарная), возраст родителей на момент вступления в брак, количество членов семьи, проживающих на одной территории, стиль родительского воспитания и родительского отношения. Это поможет более конкретно рассмотреть имеющийся у подростков образ семьи и его влияние на их психологическое благополучие. В связи с этим возможно дальнейшее продолжение разработки программы или модели психологического сопровождения подростков не только в образовательных учреждениях, но и в других государственных учреждениях, обучающих и воспитывающих детей.



1. Александрова, И.Н. Возрастные особенности отношения студентов к психологическому здоровью / И.Н. Александрова; // Изд-во: Ставропольский гос.пед. институт. - №9-1. - Новосибирск. - 2012 - 93 с.
2. Алексеева, Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е. Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 173-176.
3. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В. Андреева / СПб.:Речь. - 2004. — 244 с.
4. Антонов, А.И. Социология семьи / А. И. Антонов / М.:
Инфра-М. - 2007. - 640 с.
5. Араканцева, Т. А. Распределение домашней нагрузки в семье как фактор гендерной социализации подростков / Т. А. Араканцева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2009. - № 3. - С. 7-14.
6. Артемцева, Н.Г. Отношение к психологическому здоровью личности: проблема измерения / Н.Г. Артемцева, Т.В. Галкин / Институт психологии РАН. - Москва. - 2016. - 121-126 с.
7. Бенко, Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию психологического благополучия / Е.В. Бенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - №2. Том 8. -2015. - 5-13 с.
8. Бессонова, Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т. - 2013. - 30-35 с.
9. Бобкова, Т. С. Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития / Т. С. Бобкова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 156-163.
10. Буровихина, И. А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков / И. А. Буровихина // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. - 2011. - № 4. - С. 148-160.
11. Василенко, А. А. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи / А. А. Василенко, Г. Яничева // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. - 2014. - Т. 2. - С. 63-71.
12. Васильева, Е. Н. Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям / Е. Н. Васильева, В. Щербакова // В мире научных открытий. - 2013. - № 9(45). - С. 214-239.
13. Волкова, Е. В. Формирование представлений о будущем материнстве у девочек-подростков, воспитывающихся в неполных семьях / Е. В. Волкова, Н. С. Морова // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-17. - С. 66-68.
14. Газизова, Ю. С. Особенности представлений о материнстве в современной картине мира/ Ю. С. Газизова // Психологическое сопровождение материнства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (17-19 дек. 2007 г.) / науч. ред. Н. Н. Васягина. - Екатеринбург. - 2007. - С. 5-14.
15. Гуриева, С. Б. Педагогические условия формирования у
подростков представлений о семье / С. Б. Гуриева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика,
психология. - 2012. - № 4(11). - С. 83-86.
16. Девятых, С. Ю. Образ семьи в оценочных эталонах юношей и девушек / С. Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2003. - Т. 2, № 4. - С. 112-115.
17. Долгов, Ю.Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий / Ю.Н. Долгов // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи» по материалам XXXII международной научно-практической конференции. (18 сентября 2013 г.).- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sibac.info/10249.
18. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - №3. - 2009. - 17-21 с.
19. Заусенко, И.В. Психологическое благополучие личности / И.В. Заусенко // Некоммерческое партнерство «Образование и общество». - Орел.
- 2012. - 63 - 66 с.
20. Иконникова, Д. А. Представление о любви, семье и браке у современных юношей и девушек / Д. А. Иконникова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4, № 5. - С. 887.
21. Истратова, О. Н. Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте / Н. Истратова, А. А. Карпенко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - № 10 (111). - С. 174-180.
22. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р. Р. Калинина. - М.: Современный учебник. - 2008. - 352 с.
23. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пос. / О. А. Карабанова / М.: Гардарики.
- 2006. - 320 с.
24. Караваев, Ф.Ф. Психологическое здоровье и
здоровьесберегающие технологии в образовании / Ф.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Выпуск №3 (58). - 2014. - 64-70 с.
25. Карпенко, А. А. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте / А. А. Карпенко, О. Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2011. - №10(123). - С. 205-211.
26. Карпова, В. М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте / В. М. Карпова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 4. - С. 84-96.
Т1. Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В.
Куликов // Ананьевские чтения. - СПб, 2007. - С.162-164.
28. Кулиш, О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов / О.Г.Кулиш / автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 - Москва. - 2005. - 53 с.
29. Курышева, О. В. Категория образа в традиции современной психологии / О. В. Курышева // Философская теория и социальная практика. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005. - С. 221-241.
30. Кучмаева, О. В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О. В. Кучмаева, М. Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова // Вестник славянских культур. - 2009. - Т. XIII. - № 3. - С. 20-29.
31. Лебедева, О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе / О.В. Лебедева // Нижегородский гос. пед. ун-ет. им. К. Минина. - 2013. - 33 с.
32. Леонтьев, А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С.251-261.
33. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / И. Лисина. - М.: Педагогика. - 1986 - 256 с.
34. Литвинова, Н.Ю. Психологические факторы субъективного благополучия / Н.Ю. Литвинова // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - №2 (14). - Саратов. -
2015. - с. 43 - 41.
35. Маценова, Е. Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов / Е.Б. Маценова / автореф. дис. д-ра психол. Наук: 19.00.07 - М. - 2001. - 42 с.
36. Мерзлякова, С. В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи / С. В. Мерзлякова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 114-119.
37. Москвина, С. С. Формирование у старшеклассников брачно¬семейных ценностей / С. С. Москвина // Воспитание школьников. - 2013. - № 1. - С.66-67.
38. Несына, С. В. Некоторые аспекты психологической готовности к
семейной жизни юношей и девушек / С. В. Несына // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. : Педагогика,
психология. - 2011. - № 4. - С. 204-207.
39. Павлоцкая, Я.И. Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности / Я.И. Павлоцкая // Теория и практика общественного развития. - Краснодар. - 2014. - 28-30 с.
40. Размахнина, Д. Ю. Особенности представлений о гендерных ролях у подростков из неполных семей / Д. Ю. Размахнина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 2. - С. 36-44.
41. Савенкова, И. В. Представления о семье и особенностях воспитания у подростков из разных социальных слоев / В. Савенкова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. - 2013. - № 6 (178). - С. 106-111.
42. Семенова, Л. Э. Гендерная специфика мотивов создания семьи в представлениях старших подростков / Л. Э. Семенова, Е. А. Урусова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 10-14.
43. Сенгеева, О.Л. Современные подходы в изучении психологического благополучия и совладающего поведения / О.Л. Сенгеева // Вестник Бурятского государственного университета. - №5. - 2012. - 28 с.
44. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко/ СПб.: ООО «Речь». - 2007.
45. Солдатова, Е. Л. Роль образа семьи в информационном пространстве как основа идентификации молодежи / Е. Л. Солдатова // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. - 2013. - Т. 1, № 33. - С. 145-149.
46. Спиридонова, И. А. Социально-адаптивная программа «Моя семья - моя опора» / И. А. Спиридонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 1. - С. 364-365.
47. Табейкина, Е. К. Образ семьи в представлениях современной молодежи / Е. К. Табейкина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 6. - С. 26-30.
48. Федоренко, Л. В. Изучение представлений о семье как один из аспектов деятельности образовательного учреждения по формированию нравственности исемейных ценностей у старшеклассников / В. Федоренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 41. - С. 146-151.
49. Филинова, Н. В. Современный образ российской семьи в информационном пространстве / Н. В. Филинова, Н. В. Федюкина // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. - 2014. - № 2 (12). - С. 5-14.
50. Фомичева, Л. Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков / Л. Ф. Фомичева // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 26-40.
51. Шваб, Е. Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / Е. Д. Шваб, Н. П. Пудинова / Волгоград: Учитель. - 2009. - 90 с.
52. Швецова, М. Н. Образ будущей семьи в представлении подростков / М. Н. Швецова, А. И. Томилина // Преподаватель XXI века. - 2010. - Т. 1, № 2. - С. 189-192.
53. Шаламова, Е.Ю., Сафонова, В.Р., Рагозин, О.Н. Психологическое благополучие и копинг-стратегии в поведении студенток медицинского вуза / Е.Ю. Шаламова // Ульяновский медико-биологический журнал. - 2016. - № 3. - С. 110-115.
54. Шамионов, Р.М. Групповые ценности и установки как предикаторы психологического благополучия русских и казахов / Р.М.
Шаминов // Психологические исследования: электронный научный журнал. -
2016. - Т. 7. - № 35. - С. 12-16.
55. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.ДШевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. —2005.— № 3. — 95-129 с.
56. Ширинская Н.Е. Психологическое благополучие педагогов в
условиях рекрутизации образовательного учреждения / Н.Е. Ширинаская // Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный
педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. - 2017. - С. 301-309.
57. Ширинская, Н.Е. Повышение уровня психологического
благополучия посредством психологического тренинга / Н.Е. Ширинская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2017. - № 47. - С. 203-208.
58. Шишко Н.С. Субъективное восприятие старшеклассниками влияния интернет-практик на их психологическое благополучие / Н.С. Шишко //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 9-1. С. -252-258.
59. Шумская, А.И. Социально-психологическое благополучие как условие сохранения психологического здоровья часто болеющих детей / А.И. Шумская // Молодежь в науке: Новые аргументы Сборник научных работ III Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор А.В. Горбенко. - 2017. - С. 124-126.
60. Эйдельман, Г.Н., Сергиенко, Е.А. Психологическое благополучие у современных молодых людей в период самоопределения / Г.Н. Эйдельман // International scientific-practical web-congress of pedagogues and psychologists "BE SMARt!" European Association ofpedagogues and psychologists «Science». - 2018. - С. 202.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ