ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ 7
1.1. Основные положения, связанные с управлением
спортивной тренировкой 7
1.2. Компоненты, обусловливающие управление технико-тактической деятельностью
в спортивных играх 23
Выводы к разделу 1 34
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.1.1. Анализ материалов литературных источников 36
2.1.2. Обобщение передового опыта тренеров и игроков 36
2.1.3. Педагогические наблюдения за тренировочной
и соревновательной деятельностью футболистов 37
2.1.4. Регистрация показателей технико-тактической деятельности 37
2.1.5. Методы математической статистики 38
2.2. Организация исследований 38
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ФУТБОЛЕ 40
3.1. Пути оптимизации
управления спортивной тренировкой футболистов 40
3.2. Изучение характеристик технико-тактической деятельности футболистов 48
Выводы к разделу 3 50
ВЫВОДЫ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Сегодня наблюдается парадоксальная ситуация, связанная с российским футболом. С одной стороны, он получил мощное развитие, а, с другой, наметился ряд проблем. Как утверждают специалисты, часть этих проблем связана с недостаточной эффективностью управления процессом подготовки игроков различного возраста и квалификации (С.Н. Андреев, 2014; И.Г. Максименко, 2018).
Как известно, процесс подготовки в футболе включает систему управления, средства, методы и методики подготовки к соревновательному процессу спортсменов, спортивные сооружения, систему профессиональной подготовки педагогических кадров, системы спортивных соревнований и многолетней подготовки игроков и команд различных возрастных и половых групп (А.П. Золотарев, 2012; Г.А. Лисенчук, 2017).
Ведущие специалисты связывают управление системой подготовки в футболе с пониманием основных закономерностей данного вида деятельности, которые стали бы базой для формирования научного обоснования многолетней подготовки спортсменов в каждом конкретном виде спортивных игр и повышения эффективности соревновательного процесса, эффективного развития организационных основ и материально-технического обеспечения (М.А. Годик, 2010).
На современном этапе развития футбола ученые и практики предлагают особое внимание уделять совершенствованию таких управленческих аспектов, как организация, планирование, моделирование, прогнозирование, контроль и коррекция учебно-тренировочной и соревновательной деятельности (В.М. Костюкевич, 2014; В.Н. Платонов, 2018).
Установлено, что одним из путей решения сложившейся проблемы является поиск путей повышения качества управления различными сторонами подготовки футболистов и, в первую очередь, технико-тактической подготовкой. Ведь общеизвестно, что ведущие команды, находящиеся в ТОП- 10 мирового и европейского рейтингов, демонстрируют заметное превосходство над российскими клубами в характеристиках соревновательной деятельности.
Изложенное выше и послужило основанием для постановки цели и задач исследования. Цель исследования - опираясь на анализ данных специалистов, изучение передового опыта и материалы собственных исследований, представить основы эффективного управления технико-тактической деятельностью в футболе.
Задачи исследования:
1. Опираясь на анализ материалов литературных источников, показать состояние проблемы управления подготовкой в спортивных играх.
2. С целью совершенствования системы управления на основе экспериментальных исследований определить показатели технико-тактических действий футболистов 3 разряда.
3. Систематизировать и представить основные подходы к эффективному управлению технико-тактической деятельностью в футболе.
Объект исследования - теоретико-методические основы управления различными сторонами подготовки футболистов.
Предмет исследования - особенности эффективного управления технико-тактической деятельностью в футболе.
Рабочая гипотеза исследования. Предполагалось, что изучение и обобщение различных подходов к управлению подготовкой, а также исследование показателей технико-тактических действий футболистов позволит охарактеризовать перспективные направления оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсменов.
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: анализ материалов литературных источников; обобщение передового опыта тренеров и игроков; педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью футболистов; регистрация показателей технико-тактической деятельности; методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе обобщены знания и передовой опыт, связанные с повышением качества управления многолетней тренировкой футболистов.
Практическая значимость полученных в процессе изучения литературы и экспериментальных исследований результатов заключается в том, что данные материалы могут быть использованы в тренировочном процессе как ориентиры для контроля за показателями соревновательной деятельности футболистов.
1. Анализ литературных источников и практического опыта ведущих специалистов позволили выявить, что в настоящее время назрела необходимость пересмотра традиционно сложившейся в российском футболе системы подготовки футболистов. По мнению ученых и практиков, одним из перспективных направлений решения сложившейся проблемы является поиск путей повышения качества управления различными сторонами подготовки футболистов и, в первую очередь, технико-тактической подготовкой.
2. На основе анализа материалов литературных источников установлено, что на современном этапе развития теории и методики футбола значительного внимания заслуживает изучение особенностей технико-тактической деятельности высококвалифицированных спортсменов, а также определение оптимальных методик планирования, оценивания, моделирования и прогнозирования ее показателей. Установлено, что на результативность соревновательного процесса квалифицированных футболистов значительное влияние оказывают факторы и процессы управления технико-тактической деятельностью. Поэтому улучшение системы управления будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности в футболе.
3. С помощью собственных исследований были определены характеристики технико-тактической деятельности футболистов III разряда. На основе модифицированной методики Ю.А. Морозова записали показатели 12 игр. Выявили, что при общем количестве действий 516,9 ТТД показатель брака за игру у футболистов равен 34,8 %. Установили, что больше всего в игре футболисты III разряда применяют короткие и средние передачи мяча назад и поперек (140,8), а средний брак при их реализации составляет 21,1%. С наименьшей эффективностью футболисты выполняли удары по воротам (брак 54,1%). Полученные показатели могут быть использованы как ориентиры для контроля за соревновательной деятельностью футболистов с уровнем мастерства III разряд.
1. Алабин, В.Г. Комплексный контроль в спорте / В.Г. Алабин // Теория и практика физ. культуры. - 1995.- №3. - С. 43 - 46.
2. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра / С.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
3. Андреев, С.Н. Мини-футбол : учеб.-метод. пособие / С. Н. Андреев, В. С. Левин. - Липецк : Липецкая газ., 2004. - 496 с.
4. Айрапетянц, Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / Л. Р. Айрапетянц. - М., 1992. - 41 с.
5. Арестов, Ю.М. Подготовка футболистов высших разрядов : учеб. пособие для слушателей ВШТ / Ю. М. Арестов, М. А. Годик. - М. : ГЦОЛИФК, 1980. - 127 с.
6. Астранд, П.О. Факторы, обуславливающие выносливость спортсмена / П.О. Астранд // Наука в олимпийском спорте. - 1994.- №1.- С. 43-47.
7. Барамидзе, А.М. Построение тренировок в подготовительном периоде футболистов высокой квалификации : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / А. М. Барамидзе. - М., 1990. - 25 с.
8. Блюдик, В.С. Новое в тренировке юных футболистов / В.С. Блюдик // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 8. - С. 40 - 41.
9. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / А.Э. Болотин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 112 - 115.
10. Букуев, М.О. Методика этапного программирования тренировочных нагрузок у высококвалифицированных футболистов в годичном цикле : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / М. О. Букуев. - М., 1988. - 24 с.
11. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 191 с.
12. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
13. Воронова, В.И. Психологическое сопровождение спортивной деятельности в футболе / В. И. Воронова. - К. : ФФУ, 2001. - 136 с.
14. Годик, М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов
физической культуры / Годик М.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
15. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М. : Терра - Спорт : Олимпия Пресс, 2006. - 272 с., ил.
16. Голденко, Г.А. Оперативный контроль и оценка соревновательной деятельности футболистов: метод. рекомендации / Г.А. Голденко. - М., 1989. - 16 с.
17. Голомазов, С. Футбол. Тренировка специальной работоспособности футболистов / С. Голомазов, И. Шинкаренко. - М. : РГАФК, 1994. - 77 с.
18. Губа, В.П. Новые подходы к моделированию в спорте высших достижений / В. П. Губа, А. В. Борисов // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : VII Междунар. науч. конгр. - М., 2003. - С. 157-159.
19. Запорожанов, В.А. Контроль в спортивной тренировке / В.А. Запорожанов. - К.: Здоров'я, 1988. - 144 с.
20. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
21. Зеленцов, А. М. Моделирование тренировки в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. - К.: Здоров'я, 1985. - 134 с.
22. Костюкевич, В. М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки / В. М. Костюкевич. - Винница: Планер, 2006. - 683 с.
23. Максименко, Г.Н. Экспериментальное обоснование специфической дополнительной нагрузки в занятиях с юными спортсменами / Г.Н. Максименко // Теория и практика физ. культуры. - 1970. - № 5. - С. 8
- 10.
24. Максименко, Г.Н. Теоретико-методические основы подготовки юных легкоатлетов : моногр. / Г. Н. Максименко, Т. П. Бочаров. - Луганск : Альма-матер, 2007. - 394 с.
25. Максименко, И.Г. Оптимизация процесса подготовки футболистов : монография / И. Г. Максименко, В. А. Папаика. - Луганск : Альма-матер, 2003. - 352 с.
26. Максименко, И.Г. Соревновательная и тренировочная деятельность футболистов : монография / И. Г. Максименко. - Луганск : Знание, 2009. - 258 с.
27. Максименко, И.Г. Оптимизация процесса подготовки футболистов : монография / И. Г. Максименко, В. А. Папаика. - Луганск : Альма-матер, 2003. - 352 с.
28. Максименко, И.Г. Сравнительный анализ особенностей многолетней подготовки юных спортсменов в игровых и циклических видах спорта / И. Г. Максименко, А. В. Воронков, Л. В. Жилина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - С. 11-13.
29. Максименко, И.Г. Спортивные игры: факторы, обусловливающие стратегию многолетней подготовки юных спортсменов / И. Г. Максименко, Г. В. Бугаев, А. В. Сысоев, В. В. Кадурин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 154-157.
30. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты /
Л. П. Матвеев. - М.: Известия, 2001. - 333 с.
31. Монаков, Г.В. Техническая подготовка футболиста / Г.В. Монаков. - М.: а.о. "Офсет", 1995. - 128 с.
32. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
33. Никитушкин, В.Г. Система подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин. - М., 1994. - 320 с.
34. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук, В. Г. Бауэр. - М. : Сов. спорт, 2005. - 229 с.
35. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
36. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 2004. - 808 с.
37. Тюленьков, С.Ю. Управление подготовкой футболистов высокой
квалификации / С.Ю. Тюленьков. - М.: МГИУ, 1998. - 290 с.
38. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 2. - С. 83 - 86.
39. Шамардин В.Н. Моделирование в футболе: Учеб. пособие / В.Н. Шамардин. - Днепропетровск, 2001. - 138 с.
40. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б. Н. Шустин. - М.: РГАФК, 1995. - 104 с.
41. Aboutoihi, S. Football : guide de 1’educateur sportif / S. Aboutoihi. - Paris : Editions Actio. - 2006. - 178 p.
42. Apostolopoulos, N. Performance Flexibility. High-Performance Sports Conditioning / N. Apostolopoulos // Modern training for ultimate athletic development. - Human Kinetics, 2011. - P. 49-62.
43. Bangsbo, J. Fitness training in Football / J. Bangsbo. - Copengagen : University of Copengagen, 2004. - 336 p.
44. Waty, J. Football: 1’entraineur amateur entre objectifs et contraintes / J. Waty, Y. Calvin. - Paris : Editions Actio, 2004. - 188 p.