Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности

Работа №177705

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы91
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
1. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности 13
1.1 Понятие, значение и специфика прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности 13
1.2 Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав
субъектов предпринимательской деятельности 18
1.3 Направления прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов
предпринимательской деятельности 28
2 Содержание прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов
предпринимательской деятельности 34
2.1 Полномочия прокурора 34
2.2 Акты прокурорского реагирования 38
2.3 Организация прокурорского надзора 48
3 Соотношение прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности с иными видами правообеспечительной деятельности 55
3.1 Прокурорский надзор и правообеспечительная деятельность
уполномоченных по защите прав предпринимателей (омбудсменов) 55
3.2 Прокурорский надзор и судебный контроль за соблюдением прав
субъектов предпринимательской деятельности 61
3.3 Прокурорский надзор и прочие виды правообеспечительной деятельности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской
деятельности 66
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 79
Приложение 85

Актуальность. Прокуратура имеет значение в обеспечении правопорядка, защите прав и законных интересов граждан. Одной из основных задач прокурорского надзора является защита прав хозяйствующих субъектов и обеспечение свободы предпринимательской деятельности. Это подтверждается большим количеством представлений, протестов и исков, которые прокуратура направляет в суд и различные государственные органы для защиты прав предпринимателей.
Неблагополучное состояние законности в сфере предпринимательской деятельности на сегодняшний день обусловливает необходимость активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав ее субъектов.
В целях организации прокурорского надзора в соответствии с новыми экономическими реалиями Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан Приказ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Практика прокурорского надзора выявила большое количество правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. В результате требований прокуроров ряда субъектов Российской Федерации были отменены правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, принятые с превышением полномочий. Эти акты создавали неравные условия для предпринимательства, не предусматривали законные сборы и обязанности, а также приводили или могли привести к ограничению и устранению конкуренции.
В настоящее время часто встречаются случаи неправомерного предоставления льгот при размещении государственных заказов и наложения поборов предпринимателям органами местного самоуправления в свою пользу. Органы прокуратуры активно работают над выявлением и устранением фактов незаконного приостановления действия лицензий, а также неправомерного предъявления требований к соискателям лицензий, которые не предусмотрены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, несмотря на требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», такие нарушения продолжаются.
В данной работе был проанализирован процесс государственного контроля и надзора, который часто сопровождается проведением необоснованных внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Автор также исследовал прокурорский надзор за соблюдением законов в предпринимательской деятельности, выявил нарушения законодательства, которые совершаются органами власти при осуществлении контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, а также выявил препятствия, создаваемые государственными и муниципальными органами, которые затрудняют работу хозяйствующих
субъектов.
В рамках данного исследования были исследованы аспекты осуществления прокурорского надзора и его пределы в связи с изменениями в законодательстве, регулирующем деятельность прокуратуры в Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу статистических данных прокурорского надзора за исполнением законов в предпринимательской деятельности за период с 2019 по 2022 годы на примере органов прокуратуры Томской области. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор играет важную роль в обеспечении исполнения законодательства.
Одним из основных направлений работы является обеспечение выполнения нормативных требований и защита прав хозяйствующих субъектов, а также обеспечение свободы предпринимательской деятельности. В рамках данной работы были выявлены актуальные проблемы и предложены пути их решения, а также предложения по совершенствованию законодательства. Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является рейдерство, требующее активного противодействия со стороны государства.
Правоохранительными органами было расследовано несколько сотен уголовных дел, связанных с криминальным захватом предприятий и организаций. Эта проблема возникает из-за того, что преступники находят пробелы в законодательстве и используют их для достижения своих корыстных целей. Их действия направлены на замутнение намерений совершения преступления, что усложняет доказательство вины конкретных лиц. Например, они проводят собрания акционеров или участников юридических лиц без соблюдения требований (например, при отсутствии кворума), что позволяет им осуществлять рейдерские захваты.
В судах стараются добиться легитимности корпоративного решения о смене руководства предприятия. При этом рейдеры, захватывая предприятие, привлекают независимых участников, которые не осведомлены о
незаконности своих действий. Это усложняет доказательство умысла участников, включая тех, кто осуществлял смену руководства или вносил изменения в реестры акционеров и юридических лиц.
Преступные схемы, связанные с захватом предприятий через кредиторскую задолженность и процедуры банкротства, включают несколько юридических лиц, зарегистрированных на подставных лиц. Через эти лица осуществляется скупка кредиторской задолженности предприятия с целью привлечения внешнего управляющего.
При принятии решений представительными органами власти часто нарушаются требования Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон запрещает продажу имущества, переданного субъектам малого и среднего предпринимательства, а также переуступку прав пользования им и другие нарушения.
Для более эффективного разработки и принятия региональных законов, устанавливающих предельные значения площади арендуемых предпринимателями помещений и сроки рассрочки оплаты аренды, необходимо ускорить процессы принятия таких решений.
Для прокуроров субъектов Российской Федерации рекомендуется представлять соответствующие обращения уполномоченным органам власти в отношении имущества. Требуют прокурорского вмешательства факты создания дискриминационных условий для субъектов малого и среднего бизнеса, связанные с арендой муниципального имущества, установления административных барьеров для предпринимательской деятельности и нарушения законодательства о защите конкуренции. Прокурорский реагирование не остается безучастным к таким нарушениям.
Внимание прокуроров также сосредоточено на соблюдении требований гражданского законодательства при расторжении договоров аренды земельных участков и недвижимости предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории субъектов Федерации, а также на установлении сокращенных сроков по этим договорам. Кроме того, они стремятся исключить случаи, когда органы местного самоуправления, выступающие в роли арендодателей недвижимого имущества, требуют досрочного расторжения договоров аренды без оснований, предусмотренных законом. Вместе с такими требованиями часто возникают
В нарушение преимущественного права арендодателей на заключение новых договоров аренды часто указывается продажа муниципального имущества в качестве основания для расторжения договора аренды. Однако такое действие противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации о сохранении арендных отношений при переходе права собственности на арендуемое имущество. При заключении и продлении договоров аренды недвижимого имущества также часто нарушается законодательство, что требует особого внимания со стороны прокуроров. Поэтому, взгляду автора, первоочередные задачи органов прокуратуры должны включать в себя решение указанных проблем.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, с целью выявления и устранения препятствий, мешающих развитию субъектов предпринимательства. Однако проведение внеплановых контрольных мероприятий должно быть согласовано только в случае, когда эти мероприятия направлены на выявление нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей. Прокуроры осуществляют свою деятельность в рамках вышеуказанного.
Прокурорский надзор включает в себя предупреждение, выявление и последующее устранение нарушений закона. Никто не имеет права препятствовать его работе. Прокурор имеет право свободно проникать на территорию, подлежащую надзору, даже если она имеет пропускной режим. В рамках своей профессиональной деятельности прокурор имеет следующие права: запросить любые документы для проверки, даже содержащие коммерческую тайну; оспорить акты, не соответствующие закону; освободить граждан, которых незаконно задержали, если таковые случаи имеются.
Решения суда об аресте и надзор за органами, занимающимися расследованием, розыском и дознанием - вот основные области работы прокуроров. Президент Российской Федерации высоко оценил активную защиту прав предпринимателей от произвола чиновников и поручил подготовить дополнения в законодательство для усиления роли прокуратуры в координации деятельности контролирующих органов. Принципы гласности и открытости лежат в основе работы прокуратуры в данной сфере правовых отношений.
Для того чтобы обеспечить доступность информации для населения, прокурорам необходимо регулярно и оперативно распространять сообщения о принятых мерах по защите законных интересов предпринимателей. Эти меры должны быть направлены на устранение ограничений, которые мешают созданию благоприятных условий для развития предпринимательства. При этом следует активно использовать возможности сети Интернет, публикуя информацию на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и сайтах правозащитных организаций.
Предпринимателям необходимо предоставлять наиболее значимую и актуальную информацию о прокурорской практике. Кроме того, прокурорам следует внедрить иные методы, чтобы осведомить субъекты предпринимательской деятельности о их правах и обязанностях в различных сферах (например, разработка памяток и рекомендаций).



1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) И Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2020. — №31. — Ст. 4398.
2.Об арбитражных судах в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 18. — Ст. 1589.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. I).- Ст. 1.
4.О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 44.
5.О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ И Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008.-№ 52 (ч. I).- Ст. 6249.
6.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 30.06.2007.- № 31,- Ст. 4006.
7.Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27.07.2010 № 193- ФЗ // Собр. законодательства РФ. —2010. — № 31. — Ст. 4162.
8.О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: федеральный закон от 07.03.2017 № 27-ФЗ И Собрание законодательства РФ. —.2017. — 11. — Ст. 1536.
9.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7.12.2007 № 195 [Электронный ресурс] // Электрон. версия лечат, публ. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
10.Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности: приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 [Электронный ресурс] И Электрон, версия печат. публ. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
11.Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях: приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 10 января 1999 года № 3 [Электронный ресурс] // Электрон, версия печат. публ. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
12.О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вместе с «Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») : приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 [Электронный ресурс] // Электрон, версия печат. публ. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
13.О применении предостережения о недопустимости нарушения закона: указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) [Электронный ресурс] // Электрон, версия печат. публ. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
14.Определение Арбитражного суда Свердловской области от
21.10.2019по делу № А60-12821/2019 [Электронный ресурс] И Электрон, версия печат. публ. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
15.Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от
17.10.2019по делу № А65-6913/2019 [Электронный ресурс] И Электрон, версия печат. публ. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс». ... 51



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ