Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №177696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Основные подходы к изучению проблемы формирования
представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Представления о животных у детей старшего дошкольного
возраста: сущность, содержание, критерии и уровни сформированности 14
1.3. Педагогические условия использования культурно-смысловых
контекстов в формировании представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о животных
у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Методические рекомендации по использованию культурно -
смысловых контекстов в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время резко обострилась экологическая обстановка. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, что является следствием невысокого уровня экологического сознания человека, его недостаточной компетентности в вопросах функционирования природных систем. Говоря о проблеме экологии, стоит отметить, что на современном этапе при-стальное внимание специалистов привлекает проблема охраны животного мира. Прежде всего, это связано с особым значением животных в природе и жизни человека. Животный мир не только является важнейшим элементом окружающей природной среды, но и используется для получения различного сырья для удовлетворения нужд человека и хозяйства.
Для того чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. В исследовании Д.Ф. Петяевой (39) отмечается, что именно мера раз-вития представлений ребенка о живом, уровень его познавательной сферы обуславливает характер отношения дошкольников к объектам живой природы. Для того чтобы сформировать качественные представления о животном мире необходимо использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений. Таким возрастом, по данным современной психологии, является дошкольное детство. В период до школы закладывается первые экологические представления - основа для последующего экологического мировоззрения. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций.
Сущность понятия «представление» раскрыта в работах таких ученых как: Г.Г. Кириленко (22), В.М. Козубовский (24), Б.М. Теплов (59), С.Л. Рубинштейн (50) и др.
Особенности формирования представлений у детей исследовали Джером. Брунер (4), Л.М. Кларина (23), B.C. Мухина (32), Ж.Пиаже (40), Н.Н. Поддъяков (44) и др.
Содержание и специфика экологических представлений отражены в работах многих отечественных педагогов, среди которых Л.С. Игнаткина (17), Н.Н. Кондратьева (25),С.Н. Николаева (33,34), Л.Г. Нисканен (35),Е.Н. Плаксина (41), Н.А. Рыжова (52,53), П.Г. Саморукова (54), И.А. Хайдурова (64) и др.
На современном этапе вопросы содержания и особенности экологических представлений дошкольников раскрыты в работах Н.А. Волковой (8), О.Ф. Горбатенко (9), М.В. Долговой (11), В.А. Зебзеевой (14,15), М.Ю. Поповой (45), Л.В. Шинкаревой (65) и др.
В исследованиях отечественных педагогов представлена система знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста и обоснована возможность усвоения экологических представлений: о неживой природе (Т.В. Земцова (16), Л.И. Мищик (31) и др.); о растительном мире (М.Ю. Попова (45), И.Я. Хайдурова (64) и др.); о животном мире (С.Н. Николаева (33,34), П.Г. Саморукова (54), Е.Ф. Терентьева (60), А.М. Федотова (61) и др.).
Воспитанию бережного и заботливого отношения к природе (на примере растительного и животного мира) посвящены исследования З.П. Плохий (42). Рассмотрены вопросы формирования экологических представлений о биоценозе (В.П.Арсентьева (2)). Главная направленность исследований - отбор и систематизация значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.
Особенности формирования представлений у детей о различных сторонах жизни животных представлены в исследованиях О.Ф. Горбатенко (9), В.А. Зебзеевой (14,15), Л.С. Игнаткиной (17), С.Н. Николаевой (33,34), Е.Ф. Терентьевой (60), Н.В. Рзеева (48), А.М. Федотовой (61).
Доступность представлений о различных сторонах единства организма животного со средой обитания обоснована в работах М.В. Долговой (11), Е.Ф. Терентьевой (60), А.М. Федотовой (61). Способность к раннему формированию образа птиц выявлена в исследовании Э.И. Залкинд (13). Зависимость характера отношения ребенка к природе от уровня развития представлений о живой природе у дошкольников установлена Д.Ф. Петяевой (39). Процесс усвоения ребенком экологических представлений, формирование культуры поведения в природе, осознание самоценности природных объектов требует, прежде всего, специальных условий, в которых бы развивалась самостоятельность дошкольника, а сам он принимал позицию исследователя. В качестве эффективного способа позитивной социализации и гибкой индивидуализации обучения и воспитания К.Б. Крылова (28) предлагает использование культурных практик.
По мнению ученого, именно в привычных ребенку видах деятельности развивается самостоятельность дошкольника, а образовательный процесс обретает смысл. Однако культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми только тогда нацелены на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников, когда основываются на поддержке детских инициатив и интересны ребенку.
Так, средством, обеспечивающим представление педагогически ценного содержания занятия в привлекательной для детей форме, выступают культурно-смысловые контексты. В исследованиях таких ученых Н.А. Короткова (26), Н.П. Кравцова (27), Н.Б. Крылова (28),отмечается, что культурно - смысловые контексты способствуют пробуждению у дошкольников активности, придают смысл деятельности, служат своеобразными посредниками между интересами педагога, и потребностям и интересами детей. Так же за счет возможности варьирования форм, методов и средств экологического образования в зависимости от возрастной группы, целей, интересов детей, культурно-смысловые контексты обеспечивают дифференциацию образования, а так же развивают у детей способность к упорядочиванию информации, чего чаще всего не происходит при традиционной ориентации на тему.
Несмотря на широкий спектр возможностей использования, культурно - смысловых контекстов в процессе формирования представлений о животных, исследований, посвященных данной проблеме недостаточно. Анализ психо- лого - педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у старших до-школьников представлений о животных и недостаточным использованием культурно-смысловых контекстов в данном процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста с использованием культурно-смысловых контекстов.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста с использованием культурно-смысловых контекстов.
Объект исследования: процесс формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста с использованием культурно-смысловых контекстов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста с использованием культурно-смысловых контекстов.
Гипотеза исследования: формирование представлений о животных у старших дошкольников с использованием культурно-смысловых контекстов будет эффективным если:
1. Определены сущность, содержание, критерии и уровни сформированности представлений о животных у старших дошкольников.
2. Обеспечено включение в образовательную деятельность различных культурно-смысловых контекстов.
3. Осуществляется экологизация развивающей предметно - пространственной среды.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, содержание, критерии и уровни сформированно представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть сущность понятия «культурно-смысловые контексты», определить их виды, особенности использования в формировании представлений о животных у старших дошкольников;
3. Обосновать педагогические условия использования культурно - смысловых контекстов в формировании представлений о животных у старших дошкольников;
4. Выявить уровень сформированности представлений о животных у старших дошкольников;
5. Разработать методические рекомендации по использованию культурно-смысловых контекстов в формировании представлений о животных у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседа; констатирующий этап педагогического эксперимента; количественная и качественная обработка полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Список использованной литературы (источников - 66).
Приложение (листов - 30).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение работ по проблеме формирования представлений о животных у старших дошкольников позволяет утверждать, что конкретные, обобщенные и систематизированные представления о представителях животного мира рассматриваются как необходимая часть общей экологической культуры человека.
Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также результаты эмпирического исследования по изучаемой проблеме позволили сделать вывод о том, что проблему формирования представлений о животных необходимо решать, начиная уже с этапа дошкольного детства, так как именно в этом возрасте человек наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений.
Это обусловило необходимость исследования и решения проблемы формирования представлений у старших дошкольников, на что и было направлено предпринятое нами исследование. В процессе его проведения получены следующие научные выводы и практические результаты.
Изучение историко-философской, психолого-педагогической литературы позволило нам, во-первых, рассмотреть особенности формирования представлений у детей. Мы выяснили, что процесс формирования представлений тесно связано с развитием мышления и осуществляется как в процессе непосредственного восприятия объектов, но без их практического преобразования, так и в результате практической деятельности детей.
В рамках данной задачи мы так же выяснили, что экологические представления начинают формироваться уже в младшем дошкольном возрасте. Постепенно они систематизируют и обобщаются. Так, старшие дошкольники уже способны усвоить сложные связи, существующие в природе: причинно-следственные, связь живых организмов со средой обитания в многочисленных и разнообразных способах приспособления к ней живых существ. В старшем дошкольном возрасте дети имеют представления о различных способах передвижения животных, связывая особенности их строения со средой обитания; накапливается большое количество разных поверхностных представлений о внешнем виде животного, его ярких признаках, способах поведения, питании и т.д.; сформированы представления о специфике приспособительного поведения животных к условиям среды, о причинно - следственных связях в животном мире.
Во-вторых, в рамках нашего исследования мы уточнили сущность понятия «представления». Мы выяснили, что в зависимости от области знаний, термин «представление» трактуется по-разному. Обобщив полученные в ходе изучения литературы сведения, под представлениями мы понимаем чувственно-наглядные образы объектов и явлений, воспроизводимых в сознании человека за счет предшествующего перцептивного опыта.
На основании принятой классификации представлений, мы выделяли экологические представления. Теоретический анализ литературы позволяет нам утверждать, что однозначного определения данного понятия нет. Анализ разных позиций ученых к формулировке экологических представлений позволяет нам определить данное понятие как чувственно- наглядные образы объектов и явлений природы, отражающие взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; способы взаимодействия человека и природы.
В связи с тем, что содержание экологических представлений весьма обширное, в своем исследовании мы остановились на более конкретных представлениях о животных. Проанализировав основные образовательные программы дошкольного образования, мы выяснили, что представления старших дошкольников о животных включают в себя представления о разных группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые и т.п.); представления о взаимосвязях и взаимодействии животных со средой обитания; представления о способах приспособленности животных к защите; представления о способах передвижения и др. На основании содержания детский представлений о животных нами были выделены следующие критерии и показатели сформированности представлений о животных у старших дошкольников: полнота, обобщенность, гибкость (подвижность), умение устанавливать причинно - следственные связи, и определены соответствующие уровни (высокий, средний, низкий).
В-третьих, мы раскрыли сущность и особенности использования культурно-смысловых контекстов в формировании представлений о животных. Под культурно - смысловыми контекстами мы понимаем систему определенных условий, способов, средств обучения детей, придающих их деятельности смысл и позволяющие им занять наиболее активную для данных возрастных возможностей исследовательскую позицию. Опираясь на труды Н.А. Коротковой, а так же на собственные исследования, мы выделили следующие виды культурно - смысловых контекстов, использование которых, по нашему мнению, наиболее уместно в процессе формирования представлений о животных у старших дошкольников: коллекционирование, путешествие по карте, путешествие по «реке времени», моделирование и виртуальная экскурсия.
Для выявления уровня сформированности представлений о животных у старших дошкольников, нами была проведена экспериментальная работа, которая проводилась на базе МБДОУ детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода.
Для решения задач экспериментальной работы нашего исследования мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента, сформулировали его задачи: определить методы диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста; провести диагностику уровня сформированности представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста; проанализировать результаты диагностики уровня сформированности представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие диагностические методики: «Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников» (И.В. Максимова), «Диагностика сформированности экологических представлений» (О.А. Соломенникова), «Диагностика педагогического процесса по разделу «Животные» (И.Н. Ильинская).
Количественные и качественные результаты, полученные в ходе диагностики, позволили нам обобщить и проанализировать эти данные и выявить уровень сформированности представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста: что у 15% (3 ребенка) дошкольников проявляется высокий уровень сформированности представлений о животных, у 65% (13 детей) средний уровень, у 20% (4 ребенка) старших дошкольников наблюдается низкий уровень сформированности представлений о животных.
Данные констатирующего этапа эксперимента, позволили нам сделать вывод о необходимости проведения систематической, последовательной и преемственной работы по формированию представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста, а также разработать методические рекомендации педагогам дошкольного учреждения по формированию представлений о животных у старших дошкольников: обеспечено включение в образовательную деятельность различных культурно-смысловых контекстов; осуществляется экологизация развивающей предметно - пространственной среды.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные задачи, в целом, решены.



1. Аристотель. Категории: c приложением "Введения" Порфирия к "Категориям" Аристотеля / Аристотель; пер. с древнегреч. А. В. Кубицкого. - Изд. 4-е. - Москва: URSS, 2015. - 75 с.
2. Арсентьева В. П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста (на прим. луга): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / В.П. Арсентьева. - Москва, 1998. - 215 с.
3. Бобылёва Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Л. Бобылёва, О. Бобылёва // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 782 с.
5. Васильева Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е.В. Васильева, М.В. Крайнова, А.В. Муканова // Молодой ученый. - 2017. - №47. - С. 25-32.
6. Вербицкий А. А. Категория “контекст” в психологии и педагогике: монография / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников. - М.: Логос, 2010. - 300 с.
7. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 208 с.
8. Волкова Н.А. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н.А. Волкова. - Екатеринбург, 2005. - 196 с.
9. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ / О.Ф. Горбатенко. - Воронеж: Учитель, 2007. - 195 с.
10. Дитя природы: (о проблемах во взаимоотношениях современного ребёнка и природы) // Обруч. - 2008. - № 4. - С. 3-6.
11. Долгова М. В. Образы животных как динамический компонент экологических представлений: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.01 / М.В. Долгова. Владивосток, 2006. - 245 с.
12. Евдокимова В.Е. Использование цифровых образовательных ресурсов в
формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста / В.Е. Евдокимова // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №6. URL статьи: https://mir-
nauki.com/PDF/74PDMN617.pdf (доступ свободный).
13. Залкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э.И. Залкинд // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.
14. Зебзеева В.А. Особенности знаний дошкольников о многообразии животного мира / В.А Зебзеева. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2010. - 108 с.
15. Зебзеева В.А. Формирование представлений о растениях и животных родного края у дошкольников / В.А. Зебзеева, Э.Ф. Тимербаева // Новая наука: От идеи к результату. - 2015. - № 2. - С. 51-53.
16. Земцова Т.В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (на мат-ле тепловых явлений): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Земцова. - М., 1982. - 23 с.
17. Игнаткина Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных / Л.С. Игнаткина. М.: Издательский центр Просвещение, 2009. - 18 с.
18. Игнатович С.В. Культурно-смысловые контексты как основа содержания образовательного процесса во второй младшей группе дошкольного образовательного учреждения / С.В. Игнатович, Е.А. Кузнецова // В сборнике: Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. под редакцией С.А. Герасимова, Н.Н. Скоробогатовой, И.З. Сковородкиной, В.П. Аксеновой; ГБОУ ВО «Академия социального управления». 2016. - С. 296-301.
19. Ильинская И. Н. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Теория и методика экологического образования дошкольников Специальность 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма) / И. Н. Ильинская. - Орел: БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж», 2016. - 50 с.
20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. -161 с.
21. Кемеров В.Е. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е.Кемерова и Т.Х. Керимова. - 4е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 823 с.
22. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.
23. Кларина Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, А. Серова. Издательство: «Детство-Пресс», 2012 г. - 160 с.
24. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. -368 с.
25. Кондратьева Н.Н. Мы: программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева [и др.]. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. - 240 с.
26. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего до-школьного возраста / Н.А. Короткова. - 2е изд. - М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. - 208 с.
27. Кравцова Н.П. Культурный контекст как условие реализации личностно- ориентированного подхода в образовании [Электронный ресурс]: // URL: http:www.superinf.ru/ view _ helpstud.php?id=3371 (дата обращения: 18.02.2019).
28. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей / Н.Б. Крылова. - М.: Сентябрь, 2007, с. 13.
29. Лыкова И.А Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки / И.А. Лыкова, Е.Ю. Протасова // Научно¬методический журнал «Детский сад: теория и практика». - 2015. - № 5. - С.6-18.
30. Маневцова Л.М. Ребенок познает мир природы / Л.М. Маневцов // До-школьное воспитание. - 2004. - № 8. - С. 23-29.
31. Мищик Л.И. Формирование обобщенных представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.И. Мищик. - Киев, 1976. - 20 с.
32. Мухина B.C. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ИЗД ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
33. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений / С.Н. Николаева. -3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -224 с.
34. Николаева С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе как средство умственного воспитания старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: / С.Н. Николаева. - М., 1979. - 27 с.
35. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
36. Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
37. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
38. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл, 2002. - 527 с.
39. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: автореф. дис. канд. псих. наук: 13.00.01 / Д.Ф. Петяева. - М, 1991. - 22 с.
40. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с.
41. Плаксина Е.Н. Животные северных и южных широт / Е.Н. Плаксина // Воспитание дошкольников. - 2015. - № 1. - С. 18-24.
42. Плохий З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни: На материале животного мира: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / З.П. Плохий. - Киев, 1983. - 257 с.
43. Поданёва Т.В. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Поданева, Н.О. Мацутина // В сборнике: Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года сборник материалов IV Международной научно¬практической конференции. - Новосибирск, 2017- 2018. - С. 122-128.
44. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н.Н. Подъяков. - М.: Обруч, 2013. - 193 с.
45. Попова М.Ю. Экологическое образование детей старшего дошкольного
возраста: На материале ознакомления с комнатными растениями:
дис....канд. пед. наук: 13.00.07 / М.Ю. Попова. - Москва, 2001. - 186 с.
46. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
47. Прохорова Л. Н., Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Л.Н. Прохорова, Р.Н. Моделкина, Н.П. Кулешова. - М.: 5 за знания, 2006. - 64 с.
48. Рзаева Н.В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о животных / Н.В. Рзаева, О.Л. Егорова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. отв. ред. Л.А. Байкова, Н.А. Фомина, А.Н. Сухов; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. 2015. С. 395.
49. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: 2009. - 713 с.
51. Рубцова В.Л. Экологические представления студентов: сущность и показатели / В.Л. Рубцова, Л.Н. Макарова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 8 (52). С. 190-195.
52. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером / Н.А. Рыжова // Игра и дети. - 2004. - № 4. - С. 11-17.
53. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н. Рыжова. - М.: Карапуз, 2011. - 201 с.
54. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
55. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. 2.4.1.3049-13; утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.
56. Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений / Е.Н. Силина // Молодой ученый. - 2016. - №7 - С. 213-214.
57. Симанова Н.В. Формирование у детей 6 - 7 лет представлений о животных различных климатических зон посредством моделирования / Н.В. Симанова, Л.В. Брынцева // В сборнике: интеграционные процессы в науке в современных условиях сборник статей международной научно¬практической конференции. - 2016. - С. 185-189.
58. Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед
поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 96 с.
59. Теплов, Б. М. Психологическая характеристика личности (глава из учебника) / Б.М. Теплов // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. - Дубна, 1997. - С. 139 - 159.
60. Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00. 07 / Е.Ф. Терентьева, Ленинград, 1980. - 166 с.
61. Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А.М. Федотова. - Пермь.: ПГПИ. 1990. - 115 с.
62. Философия: [учеб. пособие] / С. А. Азаренко и др; под общ. ред. докт. филос. наук, проф. Т. X. Керимова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. - 220 с.
63. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» / Т.В. Хабарова. - Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.
64. Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей 5 лет / Т.В. Хайдурова // Умственное воспитание детей в детском саду. - Л.,1987.
65. Шинкарева Л.В. Культурные практики и культурно - смысловые контексты в экологическом образовании дошкольников // Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2016. - С. 96-99.
66. Экологическое образование дошкольников в контексте стандартизации дошкольного образования: пути реализации. Методические материалы // И.В.Максимова, Л.В. Синякова Л.В. Новомосковск, 2017 г. - 28 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ