ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Сущность понятий «речевое общение», «навык речевого
общения», развитие речевого общения в онтогенезе 8
1.2. Особенности речевого общения у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 15
1.3. Педагогические условия формирования навыков речевого
общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2 ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Анализ результатов изучения навыков речевого общения у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Своевременность овладения правильной речью играет важную роль в формировании полноценной личности ребенка, успешном освоении программы начального общего образования, развитии навыков речевого общения. В связи с этим в последнее время в современной логопедии вызывает повышенный интерес к проблеме изучения процесса общения, в том числе навыков речевого общения, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Первый вид социальное активности - именно общение, которое обеспечивает ребенка необходимой информацией, согласно его индивидуальному развитию. Оно выступает важнейшим фактором формирования личности ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, который позволяет познавать и оценивать себя через окружающих (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.)
Проблеме общения уделяют внимание исследователи различных областей научного знания: философы (А.С. Арсеньев, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов и др.), социологи (И.В. Бестужен-Лада, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и др.), психолингвисты (А.А. Леонтьев, Н.И. Лепская, Т.Н. Ушакова), психологи (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин), педагоги (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, С.Е. Кулачковская, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Т.А. Маркова, А.П. Усова).
Проблема изучения речевого общения освящается в исследованиях Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова и др.
Дети дошкольного возраста умеют слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера в общении, последовательно излагать свою мысль, точно передавая ее содержание и др. При этом исключительную важность имеет уровень речевого развития ребенка.
В последнее время в теории и практике специального образования вызван повышенный интерес к детям с общим недоразвитием речи, составляющие значительную группу детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В ряде исследований авторы указывают на наличие у детей стойких нарушений речевой деятельности, отрицательно отражающихся на процессе их коммуникации (В.К. Воробьева, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Сегодня проблема речевого общения и развития коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи находит отражение в трудах С.В. Артамоновой, Е.В. Кирилловой, В.В. Коржевиной, Н.Ю. Кузьменковой, О.С. Павловой, О.В. Сафоновой, Л.Г. Соловьевой, Е.Г. Федосеевой, Н.К. Усольцевой и др. Разработка основных направлений преодоления речевой недостаточности, определение содержания и приемов коррекционно-педагогической работы связываются с исследованиями речевого недоразвития. Следует отметить тенденцию отрыва педагогической работы по формированию речевого общения от возможностей и потребностей детей. Это указывает на то, что дети, овладев определенным запасом речевых умений и навыков в процессе целенаправленного обучения, не используют речь, т.е. не осуществляется актуализация накопленных речевых средств в процессе деятельности: игровой, трудовой, познавательной, коммуникативной и др.
Рассматриваемая нами проблема относится к числу наиболее значимых и недостаточно разработанных в теории и практике логопедии: отсутствует обоснованные методы, приемы, средства, способствующие развитию навыков речевого общения у детей с ОНР, возникает необходимость поиска новых путей развития навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи.
Обозначенная нами актуальность проблемы, обусловила обращение к настоящей теме исследования: «Развитие навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- реализовывать работу по развитию потребности в речевом общении, инициативности и активности в общении, средств речевого общения (лексическая полнота, грамматическая правильность фразы, связная речь) у детей;
- включать в содержание логопедических занятий разнообразные приемы стимулирования речевой активности детей;
- приобщать в процесс коррекционно-педагогического воздействия воспитателей и родителей (законных представителей).
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать диагностический инструментарий и проанализировать уровень развития навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды Дж. Адаир, И.А. Зимней, М.В. Ильяшенко, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, М.Р. Львова, Т.М. Надеиной и др., раскрывающие сущность понятия «речевое общение»; исследования О.Е. Грибовой, О.В. Сафоновой, О.А. Слинько, Л.Г. Соловьевой, Е.Г. Федосеевой, С.Н. Шаховской, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной и др. по изучению особенностей речевого общения дошкольников с общим недоразвитием речи; исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, С.Н. Шаховской и др. об общем недоразвитии речи.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап: наблюдение, диагностический комплекс О.В. Сафоновой - наблюдение, тестирование);
метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 74 «Центр развития ребенка «Забава» г. Белгорода.
Практическая значимость: подобран диагностический инструментарий для изучения навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; разработаны основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретически обосновав проблему развития навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, мы сделали ряд выводов:
- речевое общение - это процесс, посредством которого люди сообщают друг другу смысл, используя при этом общепринятый набор символов. Оно является не только наиболее сложной и наиболее совершенной формой общения, но и формой наиболее специализированной. Рассмотрение структуры речевой коммуникации позволяет выделить три уровня в модели порождения речи: побуждающий, формирующий и реализующий. У дошкольников развитие речевого общения осуществляется в единстве с формированием фонетической, лексической, грамматической сторон речи. К старшему дошкольному возрасту возникают предпосылки совершенствования речи как средства общения;
- нарушение собственного речевого развития служит причиной возникновения проблем при общении. Дошкольники с ОНР имеют серьезные трудности организации собственного речевого высказывания, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими людьми. Из-за нарушения формирования лексико-грамматического строя речи, фонематической и фонематической системы, связной речи у дошкольников с ОНР может быть снижена потребность в речевом общении, отсутствовать мотив общения, характерна недостаточная ориентация на партнера, низкая активность и др.;
- анализ методического аспекта позволяет говорить о том, что коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет комплексный и системный характер. В программах отмечается наличие аспектов, связанных с формированием речевого общения старших дошкольников с ОНР. Авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают различные методы, приемы, средства, технологии и др., способствующие повышению эффективности логопедической работы по формированию речевого общения у данной категории детей.
Проводимое нами экспериментальное исследование направлено на выявление особенностей и уровня речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для исследования особенностей и уровня навыка речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи предложен комплекс диагностических методик О.В. Сафоновой, который направлен на изучение навыка речевого общения детей в различных видах деятельности: игровой, трудовой, изобразительной, на подгрупповом занятии. Для исследования р средств навыка речевого общения детям предлагаются следующие экспериментальные задания: воспроизведение хорошо знакомого текста (по выбору); воспроизведение незнакомого текста, прочитанного дважды; продолжение начатого рассказа.
По результатам исследования особенностей навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи выяснили, что 40% дошкольников демонстрируют средний уровень, для 60% характерным является низкий уровень. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не испытывают потребность в речевом общении, не являются инициатором общения, недостаточно ориентируются в ситуации общения с партнером, не проявляют к нему интереса, обращают внимание на советы взрослого или сверстника, но не используют подсказку, не проявляют активность и др.
Изучение средств речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что у большинства детей наблюдается недостаточность лексической стороны, проявляющаяся в бедности и недифференцированности словарного запаса, малое разнообразие в речи прилагательных и наречий, неправильное употребление слов по значению, незнание отдельных слов, замена одного названия другим на основе их смыслового сближения, морфологические нарушения проявляются в неправильном использовании словообразования и словоизменения, в грамматическом отношении - структурные и семантические аграмматизмы. Отмечено непоследовательное, неполное, нелогичное изложение событий.
Развитие навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в процессе активного сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Работа реализуется в соответствии с направлениями с учетом изучаемых лексических тем и приемов: развитие потребности в речевом общении; развитие инициативности и активности в общении; развитие средств речевого общения. Коррекционно-педагогическая работа должна осуществляться комплексно - при взаимодействии учителя- логопеда, воспитателя и родителей. Следует использовать разнообразные приемы работы, включать их в логопедические занятия, а также в организованную образовательную деятельность, реализуемую воспитателем, и использовать в самостоятельной деятельности детей. Работа с родителей осуществляться в различных формам: консультации, беседы, детско- родительское творчество, совместная деятельность.
Таким образом, положения и выводы, содержащиеся в нашем исследовании, подтверждают актуальность проблемы развития навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также указывают, что все поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация / Дж. Адаир. - М.: Эксмо, 2003. - 121 с.
2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. / Под ред. Л.В Лопатиной. - СПб., 2014. - 448 с.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ
синтаксиса: монография. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 213 с.
4. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста
с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников /Сост. Р.А. Белова-Давид [Электронный ресурс]. URL:
https://www.twirpx.eom/file/416963/(дата обращения: 12.09.2018)
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. - М.: АСТ, 2006. - 158 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2015. - 368 с.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.:АРКТИ. 2004. - 168 с.
8. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. - М.: Айрис- пресс, 2004. - 48 с.
9. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 1988. - № 3. - С.81-84 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.mgppu.ru/opaeunieode/index.php?url=/notiees/index/IdNotiee:243516/Souree:default (дата обращения: 30.09.2018)
10. Гуменная Г.С., Барменкова Т.Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с ОНР // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой [Электронный ресурс]. URL: https://www.freedoes.xyz/doe-126614396(дата обращения: 28.09.2018)
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [Электронный ресурс].
URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001093017(дата обращения:
15.09.2018)
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 2003. - 96 с.
13.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: МОДЭК, 2001. - 132 с.
14. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций
старших дошкольников: автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.И. Иванец [Электронный ресурс]. URL:
http://childpsy.ru/dissertations/id/ 18551.php(дата обращения: 19.09.2018)
15. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном
детстве: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Ильяшенко [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie-kultury-rechevogo-
obwenij a-v-doshkolnom-detstve. ^шНдата обращения: 21.09.2018)
16. Казанова И.С. Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с ОНР посредством взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 11. - С. 13-15.
17. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.
18. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия: учебное пособие [Электронный ресурс]. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01001277772(дата обращения: 26.09.2018)
19. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива [Электронный ресурс]. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01001199802(дата обращения: 23.09.2018)
20. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.
21. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2017. - 370 с.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 2005. - 365 с.
23. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 2010 - 317 с.
24. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: КомКнига, 2006. - 248 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - Красанд, 2010. - 216 с.
26. Леханова О.Л. Использование невербальных средств общения в
коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР:
автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 20 с.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.
Рузской [Электронный ресурс]. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001781085(дата обращения: 24.09.2018)
28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 2012. - 254 с.
29. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 134 с.
30. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Смысл, 2001.
- 320 с.
31. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие [Текст] / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с.
32. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 2000. - 351 с.
33. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей,
страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0055/4-0055-
1. shtml(дата обращения: 24.09.2018)
34. Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник /Под ред. О.Я. Гойхмана.
- М.: ИНФРА-М, 2003. - 272 с
35. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб., 2015. - 245 с.
Зб.Орфинская В.К. Формы моторной алалии, связанные с избирательной и неполноценностью речедвигательного анализатора // Физиологические механизмы нарушений речи [Электронный ресурс]. URL: http://libed.ru/metodihceskie-posobie/1142237-7-hrestomatiya-logopedii-izvlecheniya-teksti-2-h-tomah-pod-redakciey-zasluzhennogo-deyatelya-nauki-rossiyskoy-federa.php(дата обращения: 26.09.2018)
37. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html(дата
обращения: 27.09.2018)
38. Сафонова О.В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 19 с.
39. Сафонова О.В. К вопросу об активизации речевой дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы психического развития и психокоррекции детей и подростков: Межвузовский сборник статей аспирантов. - Пенза, 2002. - С.68-73.
40. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - СПб., 2006 - № 6 (15). - С.48-53.
41. Сафонова О.В. Специфика педагогической деятельности по активизации речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Современное образование: научные Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.А. Родионова. - Пенза, 2006. - С.287-291.
42. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений
дошкольников с нарушениями речи // Дефектология [Электронный ресурс]. URL: http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d9201.htm
(дата обращения: 29.09.2018)
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
44. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: учебное пособие для студентов. - М.: Классике Стиль, 2003. - 160 с.
45. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной
алалией [Электронный ресурс]. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001090547(дата обращения: 20.09.2018)
46. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. - 2007. - № 4. - С. 37-45.
47. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми
нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL:
https://www.twirpx.com/file/767522/(дата обращения: 19.09.2018)
48. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.П. Ушакова [Электронный
ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001739727(дата
обращения: 06.10.2018)
49. Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с
моторными алаликами //Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.:
ВЛАДОС, 2003. - С. 7-29.
50. Тропина Т.Д., Скоробогатова, Н.В., Особенности общения и
межличностных отношений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-20.pdf(дата обращения: 08.10.2018)
51. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития [Электронный
ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000561751 (дата
обращения: 07.10.2018)
52. Ушакова Т.Н. Психолингвистика Учебник для вузов. - М.: Пер Сэ, 2006.
- 416 с.
53. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 25 с.
54. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
55. Халилова Л.Б. Психолингвистическое сопровождение логопедии: учебно-методическое пособие для студентов вузов. - М.: Экономика. 2011. - 110 с.
56. Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей
с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25560784
(дата обращения: 03.10.2018)
57. Халилова Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи:
норма и речевая патология / Л.Б. Халилова, А.С. Володина. - М.:
Парадигма, 2013. - 152 с.
58. Шаховская С.Н. Логопатопсихология. - М., 2011. - 464 с.
59. Шаховская С.Н. Развитие общения детей с нарушениями речи //
Коррекционная педагогика [Электронный ресурс]. URL:
https://studfiles.net/preview/2419633/(дата обращения: 04.10.2018)
60. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста:
методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 176 с.