СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 10
1.1. Теоретическое обоснование проблемы социальной
безопасности иностранных студентов 10
1.2. Опыт решения проблемы социальной безопасности
иностранных студентов 23
1.3. Анализ законодательства в области социальной безопасности
иностранных студентов 28
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ») И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 32
2.1. Проблемное исследование целевых групп 32
2.2. Паспорт проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
2.3. План управления проектом «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА ДЛЯ 56 ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Показатели реализации проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» и его 56 социальной эффективности
3.2. Описание мероприятий проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
3.3. Условия коммерциализации проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 10
1.1. Теоретическое обоснование проблемы социальной
безопасности иностранных студентов 10
1.2. Опыт решения проблемы социальной безопасности
иностранных студентов 23
1.3. Анализ законодательства в области социальной безопасности
иностранных студентов 28
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ») И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 32
2.1. Проблемное исследование целевых групп 32
2.2. Паспорт проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
2.3. План управления проектом «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА ДЛЯ 56 ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Показатели реализации проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» и его 56 социальной эффективности
3.2. Описание мероприятий проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
3.3. Условия коммерциализации проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность темы исследования. Одной из важных тенденций в современной системе высшего образования в России является предоставление образовательных услуг для иностранных граждан. Обучение иностранных студентов - утвердившаяся и распространенная практика для российских вузов. Более того получение российского образования иностранными гражданами закреплено в приоритетных проектах и концепциях российской системы образования.
С одной стороны, такие проекты повышают привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом наращивают несырьевой экспорт Российской Федерации . С другой стороны, такая практика ставит задачи перед высшими учебными заведениями создавать достаточные и благоприятные условия интеграции иностранных граждан в систему российского образования, их социокультурной адаптации и социальной безопасности в целом. Действительно, перед вузом, который принимает такую категорию обучающихся, стоит задача создать оптимальные условия для пребывания, обучения и социокультурной адаптации к новой социальной и «страновой» среде. Конечно, существует и другая проблема, скорее всего субъективного характера, в частности, готовы ли сами иностранные студенты адаптироваться к новым условиям. В этой связи возникает необходимость изучать с различных точек зрения (как теоретической, так и практической) взаимозависимость в системе «вуз - иностранный студент - социальное окружение (среда)». Причем социальное окружение в этом контексте важно рассматривать с точки зрения социальной безопасности.
Определение актуальности исследования обосновано, по нашему мнению, несколькими положениями.
Во-первых, влияние процессов глобализации на образование предусматривает адаптацию российских образовательных учреждений путем не только изучения экспериментального внедрения эффективных образовательных технологий, применимых для обучения иностранных обучающихся, но и внедрения передового опыта по работе с такой категорией студентов.
Во-вторых, социальная безопасность предполагает обеспечение состояния социальных взаимодействий обучающихся - иностранных граждан с микросредой вуза. Именно создание благоприятных условий для иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации в российских образовательных организациях позволит обеспечить наличие высококвалифицированных сотрудников международных служб, обладающих необходимым уровнем языковой компетенции, знающих международные требования и стандарты к обеспечению социально-экономических, социокультурных и бытовых условий пребывания иностранных студентов на время их обучения .
В-третьих, создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России будет способствовать не только обеспечению безопасности иностранных учащихся на территории Российской Федерации, но и содействовать социальному партнёрству российских граждан и иностранных обучающихся.
Таким образом, социальная безопасность обучающихся - иностранных граждан требует детального научного осмысления.
Степень научной разработанности темы исследования.
Социальная безопасность изучается учеными и исследователями с различных точек зрения и подходов. Так, этот феномен в совокупности общего теоретического знания включает несколько научных направлений: анализ проблем социальной безопасности на основе системно-личностного подхода; разработка различных аспектов социологии безопасности; анализ социальной безопасности различных уровней, в частности, личности, общества, государства и т.д.; формирование правовых основ социальной безопасности; проблемы социальной безопасности, как неотъемлемой составляющей современного образования и т.д.
В настоящее время исследователи обращаются к различным проблемам, связанным с социальной безопасностью, например:
- концептуальное представление феномена «социальная безопасность» (О.А. Александрова, Г.А. Вшивкова, В.Г. Доброхлеб, Д.В. Зеркалов, В.В. Локосов, В.П. Черданцев, С.А. Черникова, Ю.В. Яковец, Т.Ю. Яковец и др.2);
- анализ специфики безопасности с точки зрения функционирования социальных институтов (П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс );
- изучение и анализ роли высшего учебного заведения в обеспечении социальной безопасности студентов (И.И. Баишева, А.И. Васильева, И.Г. Долинина, П.А. Кисляков, О.В. Кушнарёва, З.К. Малиева1);
- социальная безопасность молодежи с точки зрения ее социальной интеграции в общество (Ю.А. Зубок, К. Уильямс, В.И. Чупров ).
Особое внимание в работах ученых уделяется социальной безопасности студенческой молодежи. Например, в работах Н.Б. Пугачевой и О.В. Писаря раскрываются технологии формирования личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода . В контексте темы исследования, в частности, особенности социальной адаптации и безопасности иностранных студентов раскрыты в научных трудах М.И. Витковской, Ю.Н. Дорожкина, Л.Т. Маритовой, Е.Г. Тихоновой, И.В. Троцук . Тем не менее, проблема социальной безопасности иностранных студентов в научных работах раскрыта недостаточно полно.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью обеспечения социальной безопасности иностранных студентов и недостаточным количеством эффективных форм организации социальной безопасности и адаптации данной категории обучающихся вуза.
Объект исследования - иностранные студенты высшего учебного заведения.
Предметом исследования является организация социальной безопасности иностранных студентов.
Цель исследования - предложить проект, направленный на обеспечение социальной безопасности иностранных студентов.
Цель исследования требует решения следующих задач исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования социальной безопасности студентов, в том числе иностранных обучающихся.
2. Исследовать проблему социальной безопасности иностранных студентов (на примере НИУ «БелГУ»).
3. Описать мероприятия проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» и обосновать его социальную эффективность.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили научные работы К. Оберга, который изучал адаптацию индивида к инокультурной среде и раскрыл особенности культурного шока (или культурной утомляемости), а также процессы вхождения в «неизвестную культурную» среду . Теоретические положения, разработанные ученым, позволили более детально раскрыть суть не только социокультурной адаптации, но и понять особенности обеспечения социальной безопасности (защищенности) обучающихся - иностранных граждан.
Немаловажное значение в ходе написания исследования стали исследовательские труды П.И. Куконкова, в которых ученый попытался выработать систему социальной безопасности студентов в образовательных учреждениях, определил наиболее актуальные опасности и угрозы социального характера в условиях современного вуза . Его выводы и мнения помогли определить возможные направления деятельности вузовских структур, работающих с иностранными студентами, с целью выработки дополнительных мер по обеспечению безопасности данной категории студентов.
Теоретические выводы О.Г. Аркатовой также дали возможность в рамках исследования изучить трудности и проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах .
В выпускной квалификационной работе были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез и обобщение.
Для сбора первичной социологической информации использовались методы анализа документов и анкетирования. Совокупность выбранных методов позволила с объективной точки зрения изучить ситуацию, которая сложилась в сфере обеспечения социальной безопасности иностранных студентов в конкретном вузе.
Эмпирическая база исследования основана на совокупности нормативно-правовых актов, которые направлены на развитие социокультурной среды для иностранных обучающихся .
В ходе написания данного исследования использовались:
1) Справочно-аналитические материалы Росстата и статистические данные, касающиеся проблем иностранных граждан, в том числе иностранных обучающихся .
2) Анализ результатов социологических исследований,
проведенных учеными, по тематике дипломного исследования .
3) Результаты авторского исследования «Проблема социальной безопасности иностранных студентов»: анкетный опрос иностранных студентов НИУ «БелГУ» (N=150), а также интервьюирование экспертов (N=15).
Научно-практическая значимость исследования:
1) полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в ходе изучения таких дисциплин, как «Государственная молодежная политика в Российской Федерации», «Социология молодежи»; «История и современное состояние молодежной политики за рубежом», «Социальная безопасность молодежи»;
2) сформулированные общие рекомендации, разработанный проект, а также некоторые выводы и положения дипломного исследования могут быть использованы для оптимизации деятельности структур вуза, деятельность которых связана с иностранными студентами;
3) разработанный автором инструментарий (анкета, вопросник интервью) может быть применен для оценки и изучения данной проблемы другими вузами.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и идеи проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» будут использованы в работе управления международного сотрудничества НИУ «БелГУ».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
С одной стороны, такие проекты повышают привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом наращивают несырьевой экспорт Российской Федерации . С другой стороны, такая практика ставит задачи перед высшими учебными заведениями создавать достаточные и благоприятные условия интеграции иностранных граждан в систему российского образования, их социокультурной адаптации и социальной безопасности в целом. Действительно, перед вузом, который принимает такую категорию обучающихся, стоит задача создать оптимальные условия для пребывания, обучения и социокультурной адаптации к новой социальной и «страновой» среде. Конечно, существует и другая проблема, скорее всего субъективного характера, в частности, готовы ли сами иностранные студенты адаптироваться к новым условиям. В этой связи возникает необходимость изучать с различных точек зрения (как теоретической, так и практической) взаимозависимость в системе «вуз - иностранный студент - социальное окружение (среда)». Причем социальное окружение в этом контексте важно рассматривать с точки зрения социальной безопасности.
Определение актуальности исследования обосновано, по нашему мнению, несколькими положениями.
Во-первых, влияние процессов глобализации на образование предусматривает адаптацию российских образовательных учреждений путем не только изучения экспериментального внедрения эффективных образовательных технологий, применимых для обучения иностранных обучающихся, но и внедрения передового опыта по работе с такой категорией студентов.
Во-вторых, социальная безопасность предполагает обеспечение состояния социальных взаимодействий обучающихся - иностранных граждан с микросредой вуза. Именно создание благоприятных условий для иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации в российских образовательных организациях позволит обеспечить наличие высококвалифицированных сотрудников международных служб, обладающих необходимым уровнем языковой компетенции, знающих международные требования и стандарты к обеспечению социально-экономических, социокультурных и бытовых условий пребывания иностранных студентов на время их обучения .
В-третьих, создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России будет способствовать не только обеспечению безопасности иностранных учащихся на территории Российской Федерации, но и содействовать социальному партнёрству российских граждан и иностранных обучающихся.
Таким образом, социальная безопасность обучающихся - иностранных граждан требует детального научного осмысления.
Степень научной разработанности темы исследования.
Социальная безопасность изучается учеными и исследователями с различных точек зрения и подходов. Так, этот феномен в совокупности общего теоретического знания включает несколько научных направлений: анализ проблем социальной безопасности на основе системно-личностного подхода; разработка различных аспектов социологии безопасности; анализ социальной безопасности различных уровней, в частности, личности, общества, государства и т.д.; формирование правовых основ социальной безопасности; проблемы социальной безопасности, как неотъемлемой составляющей современного образования и т.д.
В настоящее время исследователи обращаются к различным проблемам, связанным с социальной безопасностью, например:
- концептуальное представление феномена «социальная безопасность» (О.А. Александрова, Г.А. Вшивкова, В.Г. Доброхлеб, Д.В. Зеркалов, В.В. Локосов, В.П. Черданцев, С.А. Черникова, Ю.В. Яковец, Т.Ю. Яковец и др.2);
- анализ специфики безопасности с точки зрения функционирования социальных институтов (П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс );
- изучение и анализ роли высшего учебного заведения в обеспечении социальной безопасности студентов (И.И. Баишева, А.И. Васильева, И.Г. Долинина, П.А. Кисляков, О.В. Кушнарёва, З.К. Малиева1);
- социальная безопасность молодежи с точки зрения ее социальной интеграции в общество (Ю.А. Зубок, К. Уильямс, В.И. Чупров ).
Особое внимание в работах ученых уделяется социальной безопасности студенческой молодежи. Например, в работах Н.Б. Пугачевой и О.В. Писаря раскрываются технологии формирования личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода . В контексте темы исследования, в частности, особенности социальной адаптации и безопасности иностранных студентов раскрыты в научных трудах М.И. Витковской, Ю.Н. Дорожкина, Л.Т. Маритовой, Е.Г. Тихоновой, И.В. Троцук . Тем не менее, проблема социальной безопасности иностранных студентов в научных работах раскрыта недостаточно полно.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью обеспечения социальной безопасности иностранных студентов и недостаточным количеством эффективных форм организации социальной безопасности и адаптации данной категории обучающихся вуза.
Объект исследования - иностранные студенты высшего учебного заведения.
Предметом исследования является организация социальной безопасности иностранных студентов.
Цель исследования - предложить проект, направленный на обеспечение социальной безопасности иностранных студентов.
Цель исследования требует решения следующих задач исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования социальной безопасности студентов, в том числе иностранных обучающихся.
2. Исследовать проблему социальной безопасности иностранных студентов (на примере НИУ «БелГУ»).
3. Описать мероприятия проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» и обосновать его социальную эффективность.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили научные работы К. Оберга, который изучал адаптацию индивида к инокультурной среде и раскрыл особенности культурного шока (или культурной утомляемости), а также процессы вхождения в «неизвестную культурную» среду . Теоретические положения, разработанные ученым, позволили более детально раскрыть суть не только социокультурной адаптации, но и понять особенности обеспечения социальной безопасности (защищенности) обучающихся - иностранных граждан.
Немаловажное значение в ходе написания исследования стали исследовательские труды П.И. Куконкова, в которых ученый попытался выработать систему социальной безопасности студентов в образовательных учреждениях, определил наиболее актуальные опасности и угрозы социального характера в условиях современного вуза . Его выводы и мнения помогли определить возможные направления деятельности вузовских структур, работающих с иностранными студентами, с целью выработки дополнительных мер по обеспечению безопасности данной категории студентов.
Теоретические выводы О.Г. Аркатовой также дали возможность в рамках исследования изучить трудности и проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах .
В выпускной квалификационной работе были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез и обобщение.
Для сбора первичной социологической информации использовались методы анализа документов и анкетирования. Совокупность выбранных методов позволила с объективной точки зрения изучить ситуацию, которая сложилась в сфере обеспечения социальной безопасности иностранных студентов в конкретном вузе.
Эмпирическая база исследования основана на совокупности нормативно-правовых актов, которые направлены на развитие социокультурной среды для иностранных обучающихся .
В ходе написания данного исследования использовались:
1) Справочно-аналитические материалы Росстата и статистические данные, касающиеся проблем иностранных граждан, в том числе иностранных обучающихся .
2) Анализ результатов социологических исследований,
проведенных учеными, по тематике дипломного исследования .
3) Результаты авторского исследования «Проблема социальной безопасности иностранных студентов»: анкетный опрос иностранных студентов НИУ «БелГУ» (N=150), а также интервьюирование экспертов (N=15).
Научно-практическая значимость исследования:
1) полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в ходе изучения таких дисциплин, как «Государственная молодежная политика в Российской Федерации», «Социология молодежи»; «История и современное состояние молодежной политики за рубежом», «Социальная безопасность молодежи»;
2) сформулированные общие рекомендации, разработанный проект, а также некоторые выводы и положения дипломного исследования могут быть использованы для оптимизации деятельности структур вуза, деятельность которых связана с иностранными студентами;
3) разработанный автором инструментарий (анкета, вопросник интервью) может быть применен для оценки и изучения данной проблемы другими вузами.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и идеи проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» будут использованы в работе управления международного сотрудничества НИУ «БелГУ».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проведенное исследование социальной безопасности иностранных студентов подтверждает актуальность и значимость проблемы. Создание необходимых и достаточных условий для обеспечения социальной безопасности иностранных студентов является основополагающим элементом в работе с данной категорией студентов.
Такая работа заключается в потенциале и стратегии управления работы по обеспечению социальной безопасностью иностранных студентов. Что касается повседневного управления данным процессом, то оно может быть эффективным при условии идентификации возникающих при этом трудностей и проблем, определении возможностей и путей их преодоления, разрешения. Задачи управления связаны, с одной стороны, с поддержанием имеющегося уровня безопасности, с другой стороны, с повышением этого уровня, что предусматривает, как правило, разрешение возникающих проблем. Таким образом, идентификация проблем социальной безопасности может рассматриваться как предпосылка успешного (проблемно-ориентированного) управления.
В процессе исследования получены следующие результаты.
Социальная безопасность иностранных студентов, по нашему мнению, - создание условий и мер по социальной защите иностранных студентов, организация социально-безопасной среды вуза и развитие вузовской социальной структуры по работе с иностранными студентами. Данное определение включает различные взаимосвязанные аспекты работы с иностранными студентами: организационные, социальные (бытовые), культурные, учебно-воспитательные.
Социальная безопасность иностранных студентов связана с такими понятиями, как социокультурная адаптация (приспособление к условиям внешней среды), социализация (процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками и пр.), защищенность (обеспечение сохранности, устойчивости и жизнеспособности личности). При этом важно отметить, что если социокультурная адаптация, социализация и защищенность иностранных студентов проходит успешно (организован вузом успешно), то социальная безопасность данной категории студентов обеспечивается в большем объеме, то есть выполняются фактически все меры по социальной защите студентов-иностранцев, созданы достаточные условия социально-безопасной вузовской среды.
Анализ нормативных документов в отношении социальной безопасности иностранных студентов показывает, что в нормативных документах федерального (и соответственно регионального) уровня, как правило, представлены правила пребывания, постановки на миграционный учеб, трудоустройства, приобретения гражданства РФ и подобного рода аспектов пребывания иностранных граждан - студентов учебных заведений. Вопросы социальной безопасности более четко представлены в локальных документах вуза.
Обеспечение социальной безопасности требует комплексного, системного подхода к созданию условий для успешной социальной «жизнеспособности» иностранных студентов. Комплексный подход предусматривает выделение и использование по возможности всех значимых условий и факторов успешной адаптации, социализации, механизмов защищенности.
Результаты опроса иностранных студентов показывают, что с, одной стороны, незначительная часть студентов чувствует себя в некоторой социальной безопасности, поскольку прибыли в Россию «подготовленными» с социально-психологической и частично с социально-бытовой точки зрения. С другой стороны, большая часть респондентов не считает себя социально защищенной в силу ряда причин (недостаточно хорошее владение русский языком, недостаток в получении полезной, актуальной и всеобъемлющей информации и др.). Именно с такой категорией «неосведомленных» иностранных студентов предстоит работать вузу.
Организация работы с «неосведомленной» группой иностранных студентов является одной из главных целей создания информационно¬консалтингового центра на базе нашего университета. Такой центр, по нашему мнению, сможет максимально обеспечить, «вооружить» иностранного студентами возможными способами решения конкретных проблем, «смягчить» пребывание в другой стране, предложить ряд дополнительных инструментов и квалифицированную помощь.
Конечно, представленный проект, с нашей точки зрения, может значительно решать проблему социальной безопасности иностранных студентов. Но всегда остаются вопросы по управлению этими задачами.
Какие проблемы решать в процессе управления - это только часть задачи, вторая часть - как (каким образом) управлять. При ответе на вторую часть задачи следует отметить то, что, во-первых, готового ответа пока нет; во- вторых, этот ответ нужно формулировать на основе анализа и обобщения существующей управленческой практики, раскрытия управленческого потенциала социальных технологий.
Обеспечение социальной безопасности иностранных студентов - это, преимущественно, не самоорганизуемый и не самоуправляемый процесс, поэтому всегда существует необходимость в его исключительном «охвате» внешним управлением. И такое управление направлено, прежде всего, на обеспечение условий для спокойного, успешного пребывания иностранных студентов на территории другого государства.
Такая работа заключается в потенциале и стратегии управления работы по обеспечению социальной безопасностью иностранных студентов. Что касается повседневного управления данным процессом, то оно может быть эффективным при условии идентификации возникающих при этом трудностей и проблем, определении возможностей и путей их преодоления, разрешения. Задачи управления связаны, с одной стороны, с поддержанием имеющегося уровня безопасности, с другой стороны, с повышением этого уровня, что предусматривает, как правило, разрешение возникающих проблем. Таким образом, идентификация проблем социальной безопасности может рассматриваться как предпосылка успешного (проблемно-ориентированного) управления.
В процессе исследования получены следующие результаты.
Социальная безопасность иностранных студентов, по нашему мнению, - создание условий и мер по социальной защите иностранных студентов, организация социально-безопасной среды вуза и развитие вузовской социальной структуры по работе с иностранными студентами. Данное определение включает различные взаимосвязанные аспекты работы с иностранными студентами: организационные, социальные (бытовые), культурные, учебно-воспитательные.
Социальная безопасность иностранных студентов связана с такими понятиями, как социокультурная адаптация (приспособление к условиям внешней среды), социализация (процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками и пр.), защищенность (обеспечение сохранности, устойчивости и жизнеспособности личности). При этом важно отметить, что если социокультурная адаптация, социализация и защищенность иностранных студентов проходит успешно (организован вузом успешно), то социальная безопасность данной категории студентов обеспечивается в большем объеме, то есть выполняются фактически все меры по социальной защите студентов-иностранцев, созданы достаточные условия социально-безопасной вузовской среды.
Анализ нормативных документов в отношении социальной безопасности иностранных студентов показывает, что в нормативных документах федерального (и соответственно регионального) уровня, как правило, представлены правила пребывания, постановки на миграционный учеб, трудоустройства, приобретения гражданства РФ и подобного рода аспектов пребывания иностранных граждан - студентов учебных заведений. Вопросы социальной безопасности более четко представлены в локальных документах вуза.
Обеспечение социальной безопасности требует комплексного, системного подхода к созданию условий для успешной социальной «жизнеспособности» иностранных студентов. Комплексный подход предусматривает выделение и использование по возможности всех значимых условий и факторов успешной адаптации, социализации, механизмов защищенности.
Результаты опроса иностранных студентов показывают, что с, одной стороны, незначительная часть студентов чувствует себя в некоторой социальной безопасности, поскольку прибыли в Россию «подготовленными» с социально-психологической и частично с социально-бытовой точки зрения. С другой стороны, большая часть респондентов не считает себя социально защищенной в силу ряда причин (недостаточно хорошее владение русский языком, недостаток в получении полезной, актуальной и всеобъемлющей информации и др.). Именно с такой категорией «неосведомленных» иностранных студентов предстоит работать вузу.
Организация работы с «неосведомленной» группой иностранных студентов является одной из главных целей создания информационно¬консалтингового центра на базе нашего университета. Такой центр, по нашему мнению, сможет максимально обеспечить, «вооружить» иностранного студентами возможными способами решения конкретных проблем, «смягчить» пребывание в другой стране, предложить ряд дополнительных инструментов и квалифицированную помощь.
Конечно, представленный проект, с нашей точки зрения, может значительно решать проблему социальной безопасности иностранных студентов. Но всегда остаются вопросы по управлению этими задачами.
Какие проблемы решать в процессе управления - это только часть задачи, вторая часть - как (каким образом) управлять. При ответе на вторую часть задачи следует отметить то, что, во-первых, готового ответа пока нет; во- вторых, этот ответ нужно формулировать на основе анализа и обобщения существующей управленческой практики, раскрытия управленческого потенциала социальных технологий.
Обеспечение социальной безопасности иностранных студентов - это, преимущественно, не самоорганизуемый и не самоуправляемый процесс, поэтому всегда существует необходимость в его исключительном «охвате» внешним управлением. И такое управление направлено, прежде всего, на обеспечение условий для спокойного, успешного пребывания иностранных студентов на территории другого государства.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТУРИЗМЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА И ПРОДВИЖЕНИЕ НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МАРШРУТА)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
БОРЬБЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В
СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО
ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Главы к дипломным работам, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



