ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 10
1.1. Теоретическое обоснование проблемы социальной
безопасности иностранных студентов 10
1.2. Опыт решения проблемы социальной безопасности
иностранных студентов 23
1.3. Анализ законодательства в области социальной безопасности
иностранных студентов 28
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ») И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 32
2.1. Проблемное исследование целевых групп 32
2.2. Паспорт проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
2.3. План управления проектом «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА ДЛЯ 56 ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Показатели реализации проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» и его 56 социальной эффективности
3.2. Описание мероприятий проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
3.3. Условия коммерциализации проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность темы исследования. Одной из важных тенденций в современной системе высшего образования в России является предоставление образовательных услуг для иностранных граждан. Обучение иностранных студентов - утвердившаяся и распространенная практика для российских вузов. Более того получение российского образования иностранными гражданами закреплено в приоритетных проектах и концепциях российской системы образования.
С одной стороны, такие проекты повышают привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом наращивают несырьевой экспорт Российской Федерации . С другой стороны, такая практика ставит задачи перед высшими учебными заведениями создавать достаточные и благоприятные условия интеграции иностранных граждан в систему российского образования, их социокультурной адаптации и социальной безопасности в целом. Действительно, перед вузом, который принимает такую категорию обучающихся, стоит задача создать оптимальные условия для пребывания, обучения и социокультурной адаптации к новой социальной и «страновой» среде. Конечно, существует и другая проблема, скорее всего субъективного характера, в частности, готовы ли сами иностранные студенты адаптироваться к новым условиям. В этой связи возникает необходимость изучать с различных точек зрения (как теоретической, так и практической) взаимозависимость в системе «вуз - иностранный студент - социальное окружение (среда)». Причем социальное окружение в этом контексте важно рассматривать с точки зрения социальной безопасности.
Определение актуальности исследования обосновано, по нашему мнению, несколькими положениями.
Во-первых, влияние процессов глобализации на образование предусматривает адаптацию российских образовательных учреждений путем не только изучения экспериментального внедрения эффективных образовательных технологий, применимых для обучения иностранных обучающихся, но и внедрения передового опыта по работе с такой категорией студентов.
Во-вторых, социальная безопасность предполагает обеспечение состояния социальных взаимодействий обучающихся - иностранных граждан с микросредой вуза. Именно создание благоприятных условий для иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации в российских образовательных организациях позволит обеспечить наличие высококвалифицированных сотрудников международных служб, обладающих необходимым уровнем языковой компетенции, знающих международные требования и стандарты к обеспечению социально-экономических, социокультурных и бытовых условий пребывания иностранных студентов на время их обучения .
В-третьих, создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России будет способствовать не только обеспечению безопасности иностранных учащихся на территории Российской Федерации, но и содействовать социальному партнёрству российских граждан и иностранных обучающихся.
Таким образом, социальная безопасность обучающихся - иностранных граждан требует детального научного осмысления.
Степень научной разработанности темы исследования.
Социальная безопасность изучается учеными и исследователями с различных точек зрения и подходов. Так, этот феномен в совокупности общего теоретического знания включает несколько научных направлений: анализ проблем социальной безопасности на основе системно-личностного подхода; разработка различных аспектов социологии безопасности; анализ социальной безопасности различных уровней, в частности, личности, общества, государства и т.д.; формирование правовых основ социальной безопасности; проблемы социальной безопасности, как неотъемлемой составляющей современного образования и т.д.
В настоящее время исследователи обращаются к различным проблемам, связанным с социальной безопасностью, например:
- концептуальное представление феномена «социальная безопасность» (О.А. Александрова, Г.А. Вшивкова, В.Г. Доброхлеб, Д.В. Зеркалов, В.В. Локосов, В.П. Черданцев, С.А. Черникова, Ю.В. Яковец, Т.Ю. Яковец и др.2);
- анализ специфики безопасности с точки зрения функционирования социальных институтов (П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс );
- изучение и анализ роли высшего учебного заведения в обеспечении социальной безопасности студентов (И.И. Баишева, А.И. Васильева, И.Г. Долинина, П.А. Кисляков, О.В. Кушнарёва, З.К. Малиева1);
- социальная безопасность молодежи с точки зрения ее социальной интеграции в общество (Ю.А. Зубок, К. Уильямс, В.И. Чупров ).
Особое внимание в работах ученых уделяется социальной безопасности студенческой молодежи. Например, в работах Н.Б. Пугачевой и О.В. Писаря раскрываются технологии формирования личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода . В контексте темы исследования, в частности, особенности социальной адаптации и безопасности иностранных студентов раскрыты в научных трудах М.И. Витковской, Ю.Н. Дорожкина, Л.Т. Маритовой, Е.Г. Тихоновой, И.В. Троцук . Тем не менее, проблема социальной безопасности иностранных студентов в научных работах раскрыта недостаточно полно.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью обеспечения социальной безопасности иностранных студентов и недостаточным количеством эффективных форм организации социальной безопасности и адаптации данной категории обучающихся вуза.
Объект исследования - иностранные студенты высшего учебного заведения.
Предметом исследования является организация социальной безопасности иностранных студентов.
Цель исследования - предложить проект, направленный на обеспечение социальной безопасности иностранных студентов.
Цель исследования требует решения следующих задач исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования социальной безопасности студентов, в том числе иностранных обучающихся.
2. Исследовать проблему социальной безопасности иностранных студентов (на примере НИУ «БелГУ»).
3. Описать мероприятия проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» и обосновать его социальную эффективность.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили научные работы К. Оберга, который изучал адаптацию индивида к инокультурной среде и раскрыл особенности культурного шока (или культурной утомляемости), а также процессы вхождения в «неизвестную культурную» среду . Теоретические положения, разработанные ученым, позволили более детально раскрыть суть не только социокультурной адаптации, но и понять особенности обеспечения социальной безопасности (защищенности) обучающихся - иностранных граждан.
Немаловажное значение в ходе написания исследования стали исследовательские труды П.И. Куконкова, в которых ученый попытался выработать систему социальной безопасности студентов в образовательных учреждениях, определил наиболее актуальные опасности и угрозы социального характера в условиях современного вуза . Его выводы и мнения помогли определить возможные направления деятельности вузовских структур, работающих с иностранными студентами, с целью выработки дополнительных мер по обеспечению безопасности данной категории студентов.
Теоретические выводы О.Г. Аркатовой также дали возможность в рамках исследования изучить трудности и проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах .
В выпускной квалификационной работе были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез и обобщение.
Для сбора первичной социологической информации использовались методы анализа документов и анкетирования. Совокупность выбранных методов позволила с объективной точки зрения изучить ситуацию, которая сложилась в сфере обеспечения социальной безопасности иностранных студентов в конкретном вузе.
Эмпирическая база исследования основана на совокупности нормативно-правовых актов, которые направлены на развитие социокультурной среды для иностранных обучающихся .
В ходе написания данного исследования использовались:
1) Справочно-аналитические материалы Росстата и статистические данные, касающиеся проблем иностранных граждан, в том числе иностранных обучающихся .
2) Анализ результатов социологических исследований,
проведенных учеными, по тематике дипломного исследования .
3) Результаты авторского исследования «Проблема социальной безопасности иностранных студентов»: анкетный опрос иностранных студентов НИУ «БелГУ» (N=150), а также интервьюирование экспертов (N=15).
Научно-практическая значимость исследования:
1) полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в ходе изучения таких дисциплин, как «Государственная молодежная политика в Российской Федерации», «Социология молодежи»; «История и современное состояние молодежной политики за рубежом», «Социальная безопасность молодежи»;
2) сформулированные общие рекомендации, разработанный проект, а также некоторые выводы и положения дипломного исследования могут быть использованы для оптимизации деятельности структур вуза, деятельность которых связана с иностранными студентами;
3) разработанный автором инструментарий (анкета, вопросник интервью) может быть применен для оценки и изучения данной проблемы другими вузами.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и идеи проекта «Создание информационно-консалтингового центра для иностранных студентов» будут использованы в работе управления международного сотрудничества НИУ «БелГУ».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проведенное исследование социальной безопасности иностранных студентов подтверждает актуальность и значимость проблемы. Создание необходимых и достаточных условий для обеспечения социальной безопасности иностранных студентов является основополагающим элементом в работе с данной категорией студентов.
Такая работа заключается в потенциале и стратегии управления работы по обеспечению социальной безопасностью иностранных студентов. Что касается повседневного управления данным процессом, то оно может быть эффективным при условии идентификации возникающих при этом трудностей и проблем, определении возможностей и путей их преодоления, разрешения. Задачи управления связаны, с одной стороны, с поддержанием имеющегося уровня безопасности, с другой стороны, с повышением этого уровня, что предусматривает, как правило, разрешение возникающих проблем. Таким образом, идентификация проблем социальной безопасности может рассматриваться как предпосылка успешного (проблемно-ориентированного) управления.
В процессе исследования получены следующие результаты.
Социальная безопасность иностранных студентов, по нашему мнению, - создание условий и мер по социальной защите иностранных студентов, организация социально-безопасной среды вуза и развитие вузовской социальной структуры по работе с иностранными студентами. Данное определение включает различные взаимосвязанные аспекты работы с иностранными студентами: организационные, социальные (бытовые), культурные, учебно-воспитательные.
Социальная безопасность иностранных студентов связана с такими понятиями, как социокультурная адаптация (приспособление к условиям внешней среды), социализация (процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками и пр.), защищенность (обеспечение сохранности, устойчивости и жизнеспособности личности). При этом важно отметить, что если социокультурная адаптация, социализация и защищенность иностранных студентов проходит успешно (организован вузом успешно), то социальная безопасность данной категории студентов обеспечивается в большем объеме, то есть выполняются фактически все меры по социальной защите студентов-иностранцев, созданы достаточные условия социально-безопасной вузовской среды.
Анализ нормативных документов в отношении социальной безопасности иностранных студентов показывает, что в нормативных документах федерального (и соответственно регионального) уровня, как правило, представлены правила пребывания, постановки на миграционный учеб, трудоустройства, приобретения гражданства РФ и подобного рода аспектов пребывания иностранных граждан - студентов учебных заведений. Вопросы социальной безопасности более четко представлены в локальных документах вуза.
Обеспечение социальной безопасности требует комплексного, системного подхода к созданию условий для успешной социальной «жизнеспособности» иностранных студентов. Комплексный подход предусматривает выделение и использование по возможности всех значимых условий и факторов успешной адаптации, социализации, механизмов защищенности.
Результаты опроса иностранных студентов показывают, что с, одной стороны, незначительная часть студентов чувствует себя в некоторой социальной безопасности, поскольку прибыли в Россию «подготовленными» с социально-психологической и частично с социально-бытовой точки зрения. С другой стороны, большая часть респондентов не считает себя социально защищенной в силу ряда причин (недостаточно хорошее владение русский языком, недостаток в получении полезной, актуальной и всеобъемлющей информации и др.). Именно с такой категорией «неосведомленных» иностранных студентов предстоит работать вузу.
Организация работы с «неосведомленной» группой иностранных студентов является одной из главных целей создания информационно¬консалтингового центра на базе нашего университета. Такой центр, по нашему мнению, сможет максимально обеспечить, «вооружить» иностранного студентами возможными способами решения конкретных проблем, «смягчить» пребывание в другой стране, предложить ряд дополнительных инструментов и квалифицированную помощь.
Конечно, представленный проект, с нашей точки зрения, может значительно решать проблему социальной безопасности иностранных студентов. Но всегда остаются вопросы по управлению этими задачами.
Какие проблемы решать в процессе управления - это только часть задачи, вторая часть - как (каким образом) управлять. При ответе на вторую часть задачи следует отметить то, что, во-первых, готового ответа пока нет; во- вторых, этот ответ нужно формулировать на основе анализа и обобщения существующей управленческой практики, раскрытия управленческого потенциала социальных технологий.
Обеспечение социальной безопасности иностранных студентов - это, преимущественно, не самоорганизуемый и не самоуправляемый процесс, поэтому всегда существует необходимость в его исключительном «охвате» внешним управлением. И такое управление направлено, прежде всего, на обеспечение условий для спокойного, успешного пребывания иностранных студентов на территории другого государства.
1. О Концепции государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019-2025 годы: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
https://migrantmedia.ru/migracionnoe-zakonodatelstvo-rf/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://base.garant.ru/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 08 октября 2013 г. №891 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://base.garant.ru/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. на поступление: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. №662 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://base.garant.ru/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
6. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. №6 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: ййр8://минобрнауки.рф/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] / Информационно - правовой портал «Гарант» // Режим доступа к изд.:http://base.garant.ru/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
8. Александрова, О.А. Институциональные проблемы становления
социального государства в современной России [Текст]: монография / О.А. Александрова. - М.: Институт социально-экономических проблем
народонаселения РАН. - М.: М-Студио, 2009. - 288 с.
9. Андреева, Г.М. Общение и межличностные отношения [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева // Режим доступа к изд.: www.i- u.ru/biblio- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
10. Аркатова, О.Г. Концептуальные основы управления социокультурной адаптацией иностранных студентов [Текст] / О.Г. Аркатова // Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 18-19 мая 2017 г.) / Белгор. гос. технол. ун-т; отв. ред. Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Шавырина. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2017. - С. 189-193.
11. Аркатова, О.Г. Управление социокультурной адаптацией иностранных студентов: социально-технологический подход [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / О.Г. Аркатова. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. - 205 с.
12. Белгородская область в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. [Текст] / Под общ. ред. О.С. Тарановой. - Белгород: Белгородстат, 2018. - 300 с.
13. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1996. - 323 с.
14. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Наука, 2008. - 267 с.
15. Берри, Д.В. Кросс-культурная психология. Исследования и применение [Текст] / Д.В. Берри. - Харьков: Гуманитарный центр, 2016. - 104 с.
16. Бурыкина, В.Г. Концептуальные подходы и принципы формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству [Текст] / В.Г. Бурыкина // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 252-254.
17. Васильева, А.И. Угрозы социальной безопасности студенческой молодежи [Электронный ресурс] / А.И. Васильева, И.И. Баишев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. - С. 294-295 // Режим доступа к изд.: URL: http://e-koncept.ru/2017/771086.htm- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
18. Вершинина, И. Иностранные студенты в Совестном Союзе и современной России: проблемы адаптации и коммуникации [Электронный ресурс] / И. Вершинина, А. Курбанов, Н. Панич // Режим доступа к изд.: https://www.sciencedirect.com/science/article/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
19. Витенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям [Текст] / Е.В. Витенберг. - СПб.: Просвещение, 2013. - 426 с.
20. Витковская, М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) [Электронный ресурс] / М.И. Витковская, И.В. Троцук // Режим доступа к изд.: http://articles.excelion.ru- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
21. Витковская, М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России [Текст] / М.И. Витковская, И.В. Троцук // Вестник РУДН. - 2015. - №6. - С. 96-103.
22. Гордон, Л.А. Социальная адаптация в современных условиях [Текст] // Социологические исследования. - 2010. - №8. - С. 62-63.
23. Джолдасова, В.К. Особенности социокультурной адаптации
иностранных студентов НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс] / В.К. Джолдасова // Экономика и социум. - 2018. - №5 (48) // Режим доступа к изд.:
http: //iupr.ru/domains_data/files/48/Dzholdasova%20V.K.pdf - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
24. Джолдасова, В.К. Совершенствование социокультурной адаптации иностранных студентов НИУ «БелГУ» [Текст] // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт / В.К. Джолдасова. - 2018. - №12. - С. 242-244.
25. Долинина, И.Г. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов: роль воспитательной деятельности куратора [Электронный ресурс] / И.Г. Долинина, О.В. Кушнарёва // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4 // Режим доступа к изд.: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20934- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
26. Дорожкин, Ю.Н. Иностранные студенты: некоторые проблемы социальной адаптации [Текст] / Ю.Н. Дорожкин, Л.Т. Маритова. - М.: Инфра- М, 2016. - 358 с.
27. Ефремова, Л.И. Социокультурная адаптация иностранных обучающихся в РУДН [Текст] / Л.И. Ефремова. - М.: РУДН, 2018. - 24 с.
28. Заседателева, О.В. Социокультурная адаптация иностранных студентов в современной системе российского высшего образования [Текст] / О.В. Заседателева // Философия образования. - 2014. - №3. - С. 302-306.
29. Зеркалов, Д.В. Социальная безопасность [Текст]: монография / Д.В. Зеркалов. - К.: Основа, 2012. - 530 с.
30. Казначеев, В.П. Современные проблемы адаптации [Текст] / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Новый хронограф, 2014. - 269 с.
31. Камрул, Х.К. Один мир [Электронный ресурс] / Х.К. Камрул // Общероссийская газета для иностранных студентов в России // Режим доступа к изд.:http://oneworld.bstu.ru/article/?Id=28 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
32. Кисляков, П.А. Социально-безопасная среда вуза глазами студентов [Текст] / П.А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - №1 (01). - С. 102-110.
33. Куконков, П.И. Студенты в системе социальной безопасности Текст] / П.И. Кокунов // Вестник Института социологии. - 2010. - №1. - С. 276¬295.
34. Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
35. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] / Федеральная миграционная Служба Российской Федерации // Режим доступа к изд.: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
36. Концепция государственной политики Российской Федерации в
области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18 октября 2002 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа к
изд.:http://docs.cntd.ru/document/901857022- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
37. Корель, Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики [Текст]: дис. ... д-ра социол. наук / Л.В. Корель. - М.: МГЭИ, 2011. - 201 с.
38. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности [Текст] / П.С. Кузнецов. - Саратов: СарГУ, 2015. - 316 с.
39. Кузнецов, П.С. Методика измерения социальной адаптации [Текст] / П.С. Кузнецов // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2017. - №9. - С. 154-156.
40. Куликова, О.В. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе [Электронный ресурс] / О.В. Куликова // Режим доступа к изд.:http://jurnal.org - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
41. Леонтович, О.А. Русские и американцы: парадоксы
межкультурного общения [Текст]: монография / О.А. Леонтович. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
42. Локосов, В.В. Социальное государство как условие консолидации современного российского общества // Экономическая наука и социальное государство [Текст]: сборник материалов круглого стола в рамках программы МЭФ-2015 26 марта 2015 г. / В.В. Локосов. - М.: ИСЭПН РАН, 2016. - С. 79-87.
43. Малиева, З.К. Проектирование воспитательно-развивающей среды вуза как условие профилактики и коррекции морального отчуждения студентов [Текст] / З.К. Малиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №4(13). - С. 67-70.
44. Международная миграция студентов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Режим доступа к изд.: http://www.gks.ru/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
45. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука [Текст] / Э.С. Маркарян. - М.: Инфра-М, 2013. - 378 с.
46. Милославова, И.Я. Адаптация как социально-психологическое явление [Текст] / И.Я. Милославова. - СПб.: Академия, 2013. - 234 с.
47. Михайлова, Е.А. Среда как фактор успешной социальной адаптации [Текст] / Е.А. Михайлова // Социальный механизм государственного управления. - 2012. - №2. - С. 171-173.
48. Молодцова, Е.Ю. Социальная безопасность: основные
представления и подходы к обучению [Электронный ресурс] / Е.Ю. Молодцова, Э.М. Ребко // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №5 (13) // Режим доступа к изд.:www.sisp.nkras.ru - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
49. Наговицын, Р.С. Синергетический подход в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза [Текст] / Р.С. Наговицын, М.В. Салтыкова, М.В. Максимова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - №6. - С. 7-22.
50. Налчаджян, А.А. Проблема социально-психической адаптации [Электронный ресурс] / А.А. Наляаджян // Режим доступа к изд.: http://ethnopsyhology.narod.ru - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
51. Оберг, К. Практическая антропология [Текст] / К. Оберг. - М.: Наука, 2007. - 132 с.
52. Парсонс, Т. О социальных системах [Текст] / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002. - 832 с.
53. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: Протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. №6 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://government.ru/news/28013/-Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
54. Проект Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» от 30.05.2017 г. // Журнал российского права. - 2017. - №10. - С. 25-36.
55. Пугачева, Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода [Текст] / Н.Б. Пугачева, О.В. Писарь // Вестник НЦ БЖД. - 2010. - №1. - С. 36-43.
56. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 312 с.
57. Российский статистический ежегодник. 2018 [Текст]: Стат. сб. // Росстат. - М.: Б.и., 2018. - 522 с.
58. Россия-2018: Стат. справочник [Текст] // Росстат. - М.: Б.и., 2018. - 62 с.
59. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Аспекс, 2014. - 241 с.
60. Слепухин, А.Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции [Текст] / А.Ю. Слепухин. - М.: Омега, 2014. - 306 с.
61. Совет землячеств иностранных студентов НИУ «БелГУ» //
Официальный сайт НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.bsu.edu.ru/bsu/structure/detail.php?ID=2258 - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
62. Соколова, Д.А. Адаптация иностранных студентов в поликультурной образовательной среде [Текст] / Д.А. Соколова // Социологические исследования. - 2013. - №3. - С. 114-119.
63. Стрельчук, Е.Н. Формирование русской речевой культуры иностранных бакалавров негуманитарных специальностей в вузах РФ [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Стрельчук. - М.: Б.и., 2016. - 357 с.
64. Тихонова, Е.Г. Проблемы адаптации иностранных студентов в провинциальном вузе [Электронный ресурс] / Е.Г. Тихонова // Режим доступа к изд.:http://www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1252399378.pdf - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
65. Ханс, де Вит. Интернационализация образовательной программы [Текст] / В. Ханс // Международное высшее образование. - 2016. - №83. - С. 8-9.
66. Черникова, С.А. Современные проблемы социальной безопасности [Электронный ресурс] / С.А. Черникова, В.П. Черданцев, Г.А. Вшивкова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №11-4. - С. 836-838 // Режим доступа к изд.: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39519- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
67. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска [Текст] / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. - М.: Наука, 2003. - 231 c.
68. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации [Текст]: дис. ... д-ра социол. наук / Л.Л. Шпак. - Кемерово: КГСУ, 2012. - 240 с.
69. Щербакова, В.П. Социально-психологический механизм адаптации [Текст] / В.П. Щербакова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2016. - №1. - С. 46-48.
70. Яковец, Ю.В. Социальная безопасность как основа социальной политики РФ [Электронный ресурс] / Ю.В. Яковец, В.Г. Доброхлеб, Т.Ю. Яковец // Культура и безопасность. - 2017. - №5 // Режим доступа к изд.: http://sec.chgik.ru/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.