Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №177594

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИ-ТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов
1.2. Возможности развития изобразительного творчества у старших
дошкольников в процессе обучения аппликации
1.3. Педагогические условия развития изобразительного творчества у
детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения аппликации
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы
2.2. Содержание работы по развитию изобразительного творчества в аппликации детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов следования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Формирование творческой личности является одной из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость обеспечения благоприятных условий для развития творческой личности детей дошкольного возраста. Для реализации данной задачи рекомендуется использовать возможности всех видов детской деятельности - игру, рисование, лепку, аппликацию, конструирование, музыкальную и театрализованную деятельность. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина отмечают: «Творчество - это интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период» (30 , с. 97).
Развитию детского изобразительного творчества посвящены научные исследования многих авторов (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Г.В. Лабунская, И.А. Лыкова, Н.В. Падашуль, Е.К. Ривина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.). В целом, ученые едины в своем мнении о том, что детское изобразительное творчество представляет собой деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. Это позволяет рассматривать аппликацию как вид детской изобразительной деятельности. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна. Аппликация, как и рисование, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Аппликации, как виду детской изобразительной деятельности посвящены труды таких педагогов, как М.А. Гусакова, З.А. Богатеева, О.В. Буховцева, Л.А. Кашкина, И.В. Дубровская, Т. Жарова, И.Г. Коваленко, Л.Л. Тихонравова и др.
В большей степени педагогами было исследовано развитие изобрази-тельного творчества детей дошкольного возраста в рисовании. На наш взгляд, исследование изобразительного творчества дошкольников в лепке, конструировании и аппликации изучено недостаточно полно. Это и послужило основой выбора темы нашего исследования «Развитие изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что в процессе обучения старших дошкольников аппликации возможно развитие их изобразительного творчества. Для этого необходимо обеспечить следующие педагогические условия:
1) обогащение представлений детей о разнообразных изобразительных средствах аппликации и способах их использования;
2) освоение детьми технических приемов работы в аппликации;
3) активизация самостоятельного поиска детьми способов решения поставленной изобразительной задачи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.
2. Обосновать возможности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в процессе обучения аппликации.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего до-школьного возраста в процессе обучения аппликации.
4. Выявить динамику в развитии изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа научной и методической литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) анкетирование;
4) анализ продуктов детской деятельности;
5) количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 Ромашка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, ее разработанность в научной литературе, представлен научный аппарат исследования, структура ВКР с кратким описанием содержания.
В первой главе анализируется проблема развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов. Освещаются возможности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в процессе обучения аппликации и теоретически обосновываются педагогические условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения аппликации.
Во второй главе представлено описание содержания педагогического эксперимента по проблеме исследования.
В заключении приведены краткие выводы по результатам исследования.
В список использованной литературы входят 67 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка- дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности, в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.
Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. Это позволяет рассматривать аппликацию как вид детской изобразительной деятельности. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.
Многие исследователи (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, Н.Г. Агеносова, М.В. Вовчик-Блаткитная и др.) считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления.
Аппликации, как виду детской изобразительной деятельности посвящены труды таких педагогов, как М.А. Гусакова, З.А. Богатеева, О.В. Буховцева, Л.А. Кашкина, И.В. Дубровская, Т Жарова, И.Г. Коваленко, Л.Л. Тихонравова и др.
В процессе изобразительного творчества формируются творческие способности детей, их наблюдательность, воображение, образное мышление, эстетический вкус, углубляются и расширяются знания о предметах и явлениях действительности, пробуждается и развивается интерес к искусству; тем самым изобразительное творчество способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Активное эстетическое восприятие окружающего как необходимая основа изобразительного творчества включает в себя оценку жизненных явлений. Поэтому руководство изобразительное творчество детей даёт педагогу широкие возможности идейного воспитания детей.
Ребенок дошкольного возраста испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, овладении навыками и умениями (благодаря этому он усваивает общественно-исторический опыт, накопленный человечеством, именно в художественной деятельности. Таким образом происходит процесс его психического развития).
Экспериментальная работа по развитию изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста была организована на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 1 Ромашка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы.
Мы использовали следующие диагностические задания по аппликации:
- диагностическое задание по аппликации «Цветы»;
- диагностическое задание по аппликации «Домик»;
- диагностическое задание по аппликации «Декоративный узор».
Уровни развития изобразительного творчества в аппликации на констатирующем этапе: высокий уровень - у 7 детей (35%), у 10 детей (50%)
- средний уровень и у 2-х детей (10%) - низкий уровень.
Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий гипотезы исследования. Содержание образовательной работы с детьми было построено с учетом методических рекомендаций Н.Н. Леоновой по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.
Особое внимание было уделено обогащению развивающей среды, для развития самостоятельной аппликативной деятельности ребенка.
Цель контрольного этапа состояла в выявлении динамики в уровнях развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы. Результаты, полученные на контрольном этапе: высокий уровень развития изобразительного творчества в аппликации был выявлен - у 9 детей (45%), средний уровень - у 10 детей (50%), низкий уровень выявлен у 1 ребенка (5%). При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов была выявлена положительная динамика в развитии изобразительного творчества в аппликации у старших дошкольников.



1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский. - М.: Новая Москва, 1925. -
2. Беляева Л.Ю. Изобразительная деятельность как один из факторов развития творчества и всестороннего развития личности ребенка.//Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 3 (6). С. 47-48.//URL:
https: //elibrary.ru/download/elibrary 35312470 54247109. pdf,(дата обращения 12.09.2018 г.)
3. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 175 с.
4. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
5. Буховцева О.В., Кашкина Л.А. Использование нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.//Постулат. - 2018. - № 3 (29). - С. 16.
6. Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества // URL:https://helpiks.org/7-9787.html(дата обращения: 15.08.2018).
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
8. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. С. 12-15.
9. Гусева .
10. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 344 с.
12. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е доп-е. - М.: Просвещение, 1976. - 79 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014. - 280 с.
14. Доронова Т. От изобразительной деятельности - к «Художественному творчеству» // Обруч: образовние, ребенок, ученик. - 2011. - № 3 - С.5-8.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2003. - 368с.
16. Дубровская И.В. Аппликация из гофрированной бумаги. СПб.: «Детство - Пресс», 2009.
17. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. - 96 с.
18. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание. - 1999. - №2. - С. 13-15.
19. Жарова Т. Развивающий эффект аппликации.//Дошкольное воспитание. -
2007. - № 1. - С. 57-65.
20. Иващенко С.Б., Максимова Е.Н. Развитие творчества в конструировании из строительного материала у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Меж- дунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С.91-93.
21. Изобразительное творчество детей//URL:
http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000963/index.shtml(дата обращения: 12.09.2018).
22. Изодеятельность как фактор развития личности ребенка её значение для умственного, нравственного, эстетического развития //URL: https://lektsia.com/3x5058.html(дата обращения: 12.09.2018).
23. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1983. - 206 с.
24. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985. - 127 с.
25. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.
26. Коваленко И.Г. Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // URL:
27. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 1995. - 165 с.
28. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М: Мозаика-Синтез,2005. - 120 с.
29. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
30. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. - 326 с.
31. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 125 с.
32. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр.и доп. - М.: Педагогическое общество, 2008. - 128 с.
33. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ. —2008.— 160с.
34. Комарова, Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 6 - С. 44-47.
35. Косминская В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1981. - 323 с.
36. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1998. - 278 с.
37. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество у детей / Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1965. - 207 с.
38. Лук А.Н. Психология творчества.— М.: Наука, 1978. - 125с.
39. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
40. Лыкова И.А. Свободные формы организации детской художественной деятельности // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 6. - С.14-20.
41. Малышева Е.Н., Поварченкова З.М., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. - М.: Академия развития, 2010. - 240 с.
42. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.— 96 с.
43. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 159 с.
44. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию /Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др. - М.: Просвещение, 1985. - 271с.
45. Молчанова С.Е. Использование техники «Коллаж» в развитии изобрази-тельного творчества детей дошкольного возраста / С.Е. Молчанова, Т.В. Орлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 227¬229..// URL:https://elibrary.ru/download/elibrary 24931956 91251809.pdf
46. Мусинова А.С. Развитие художественно-творческих способностей на основе изучения и освоения различных техник и материалов.//Молодой ученый. - 2016. - № 11 (115) - С. 1612-1615.- //URL:
https://moluch.ru/archive/115/30591/(дата обращения: 15.08.2018).
47. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007.-560 с.
48. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
49.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 57 000 слов / под ред. Д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 9-е изд., испр. и доп. - М.: «Советская энциклопедия», 1972. - 846 с.
50. Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного образовательного учреждения: Дисс ... канд.пед. наук : 13.00.07/Н.В. Падашуль. - Ростов-на-Дону, 2001. - 281с.
51. Парамонова Л.А. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Парамонова.-Москва, 2001. - 46 с.
52. Педагогическая энциклопедия // URL:http://pedagogic.ru/(дата обращения: 15.08.2018).
53. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 1995. - 123 с.
54. Полуянов Ю. Единство учения и творчества на занятиях изобразительным искусством // Искусство в школе. - 2001. - №2. - С. 7-11.
55. Рибо Т. Творческое воображение // URL:https://www.klex.ru/f0d(дата об-ращения: 15.08.2018).
56. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011. - № 1. - С.10-17.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер ком, 1999. - 720 с.
58. Русакова М.А. Аппликация. Учеб. пособие для учащихся пед. чилищ по специальности 2002. М., «Просвещение», 977. - 176 с.
59. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М., 1982. - 134с.
60. Сидоренко В.Н., Микляева Н.В. Дифференциация понятий «изобразительная деятельность» и «изобразительное творчество» в теории и практике детского сада // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011 - № 1. - С.6-10.
61. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание.- 1993. - №2. - С 15-19.
62. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
63. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно¬прикладным искусством // Дошкольное воспитание. — 2004. - №9. - С.42¬45.
64. Стариченко, Н.Л. Многообразие изображения как основной принцип художественного развития личности // Проблемы профессиональной подготовки будущего педагога. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
65. Тихонравова Л.Л. Специфика формирования у детей 5-6 лет вы¬
разительного образа в процессе аппликации из геометрических фигур.//В сборнике: Научные исследования и разработки студентов Сборник мате-риалов VII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 109-112.// URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 35179476 36564614.pdf.(дата обращения: 15.08.2018).
66. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
67. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М.: Просвещение, 1956. - 208с.
68. Художественное творчество в детском саду /Под. ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2004. - 327с.
69.Черная Е.В., Томашевская Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у старших дошкольников.//Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., 2015. - С. 120-122.
70.Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон — М.: Педагогика, 1971. - 241 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ