РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИ-ТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов
1.2. Возможности развития изобразительного творчества у старших
дошкольников в процессе обучения аппликации
1.3. Педагогические условия развития изобразительного творчества у
детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения аппликации
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы
2.2. Содержание работы по развитию изобразительного творчества в аппликации детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов следования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИ-ТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов
1.2. Возможности развития изобразительного творчества у старших
дошкольников в процессе обучения аппликации
1.3. Педагогические условия развития изобразительного творчества у
детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения аппликации
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы
2.2. Содержание работы по развитию изобразительного творчества в аппликации детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов следования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование творческой личности является одной из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость обеспечения благоприятных условий для развития творческой личности детей дошкольного возраста. Для реализации данной задачи рекомендуется использовать возможности всех видов детской деятельности - игру, рисование, лепку, аппликацию, конструирование, музыкальную и театрализованную деятельность. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина отмечают: «Творчество - это интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период» (30 , с. 97).
Развитию детского изобразительного творчества посвящены научные исследования многих авторов (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Г.В. Лабунская, И.А. Лыкова, Н.В. Падашуль, Е.К. Ривина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.). В целом, ученые едины в своем мнении о том, что детское изобразительное творчество представляет собой деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. Это позволяет рассматривать аппликацию как вид детской изобразительной деятельности. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна. Аппликация, как и рисование, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Аппликации, как виду детской изобразительной деятельности посвящены труды таких педагогов, как М.А. Гусакова, З.А. Богатеева, О.В. Буховцева, Л.А. Кашкина, И.В. Дубровская, Т. Жарова, И.Г. Коваленко, Л.Л. Тихонравова и др.
В большей степени педагогами было исследовано развитие изобрази-тельного творчества детей дошкольного возраста в рисовании. На наш взгляд, исследование изобразительного творчества дошкольников в лепке, конструировании и аппликации изучено недостаточно полно. Это и послужило основой выбора темы нашего исследования «Развитие изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что в процессе обучения старших дошкольников аппликации возможно развитие их изобразительного творчества. Для этого необходимо обеспечить следующие педагогические условия:
1) обогащение представлений детей о разнообразных изобразительных средствах аппликации и способах их использования;
2) освоение детьми технических приемов работы в аппликации;
3) активизация самостоятельного поиска детьми способов решения поставленной изобразительной задачи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.
2. Обосновать возможности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в процессе обучения аппликации.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего до-школьного возраста в процессе обучения аппликации.
4. Выявить динамику в развитии изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа научной и методической литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) анкетирование;
4) анализ продуктов детской деятельности;
5) количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 Ромашка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, ее разработанность в научной литературе, представлен научный аппарат исследования, структура ВКР с кратким описанием содержания.
В первой главе анализируется проблема развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов. Освещаются возможности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в процессе обучения аппликации и теоретически обосновываются педагогические условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения аппликации.
Во второй главе представлено описание содержания педагогического эксперимента по проблеме исследования.
В заключении приведены краткие выводы по результатам исследования.
В список использованной литературы входят 67 источников.
Развитию детского изобразительного творчества посвящены научные исследования многих авторов (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Г.В. Лабунская, И.А. Лыкова, Н.В. Падашуль, Е.К. Ривина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.). В целом, ученые едины в своем мнении о том, что детское изобразительное творчество представляет собой деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. Это позволяет рассматривать аппликацию как вид детской изобразительной деятельности. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна. Аппликация, как и рисование, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Аппликации, как виду детской изобразительной деятельности посвящены труды таких педагогов, как М.А. Гусакова, З.А. Богатеева, О.В. Буховцева, Л.А. Кашкина, И.В. Дубровская, Т. Жарова, И.Г. Коваленко, Л.Л. Тихонравова и др.
В большей степени педагогами было исследовано развитие изобрази-тельного творчества детей дошкольного возраста в рисовании. На наш взгляд, исследование изобразительного творчества дошкольников в лепке, конструировании и аппликации изучено недостаточно полно. Это и послужило основой выбора темы нашего исследования «Развитие изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что в процессе обучения старших дошкольников аппликации возможно развитие их изобразительного творчества. Для этого необходимо обеспечить следующие педагогические условия:
1) обогащение представлений детей о разнообразных изобразительных средствах аппликации и способах их использования;
2) освоение детьми технических приемов работы в аппликации;
3) активизация самостоятельного поиска детьми способов решения поставленной изобразительной задачи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.
2. Обосновать возможности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в процессе обучения аппликации.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего до-школьного возраста в процессе обучения аппликации.
4. Выявить динамику в развитии изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа научной и методической литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) анкетирование;
4) анализ продуктов детской деятельности;
5) количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 Ромашка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, ее разработанность в научной литературе, представлен научный аппарат исследования, структура ВКР с кратким описанием содержания.
В первой главе анализируется проблема развития изобразительного творчества у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов. Освещаются возможности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в процессе обучения аппликации и теоретически обосновываются педагогические условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения аппликации.
Во второй главе представлено описание содержания педагогического эксперимента по проблеме исследования.
В заключении приведены краткие выводы по результатам исследования.
В список использованной литературы входят 67 источников.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка- дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности, в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.
Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. Это позволяет рассматривать аппликацию как вид детской изобразительной деятельности. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.
Многие исследователи (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, Н.Г. Агеносова, М.В. Вовчик-Блаткитная и др.) считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления.
Аппликации, как виду детской изобразительной деятельности посвящены труды таких педагогов, как М.А. Гусакова, З.А. Богатеева, О.В. Буховцева, Л.А. Кашкина, И.В. Дубровская, Т Жарова, И.Г. Коваленко, Л.Л. Тихонравова и др.
В процессе изобразительного творчества формируются творческие способности детей, их наблюдательность, воображение, образное мышление, эстетический вкус, углубляются и расширяются знания о предметах и явлениях действительности, пробуждается и развивается интерес к искусству; тем самым изобразительное творчество способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Активное эстетическое восприятие окружающего как необходимая основа изобразительного творчества включает в себя оценку жизненных явлений. Поэтому руководство изобразительное творчество детей даёт педагогу широкие возможности идейного воспитания детей.
Ребенок дошкольного возраста испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, овладении навыками и умениями (благодаря этому он усваивает общественно-исторический опыт, накопленный человечеством, именно в художественной деятельности. Таким образом происходит процесс его психического развития).
Экспериментальная работа по развитию изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста была организована на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 1 Ромашка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы.
Мы использовали следующие диагностические задания по аппликации:
- диагностическое задание по аппликации «Цветы»;
- диагностическое задание по аппликации «Домик»;
- диагностическое задание по аппликации «Декоративный узор».
Уровни развития изобразительного творчества в аппликации на констатирующем этапе: высокий уровень - у 7 детей (35%), у 10 детей (50%)
- средний уровень и у 2-х детей (10%) - низкий уровень.
Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий гипотезы исследования. Содержание образовательной работы с детьми было построено с учетом методических рекомендаций Н.Н. Леоновой по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.
Особое внимание было уделено обогащению развивающей среды, для развития самостоятельной аппликативной деятельности ребенка.
Цель контрольного этапа состояла в выявлении динамики в уровнях развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы. Результаты, полученные на контрольном этапе: высокий уровень развития изобразительного творчества в аппликации был выявлен - у 9 детей (45%), средний уровень - у 10 детей (50%), низкий уровень выявлен у 1 ребенка (5%). При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов была выявлена положительная динамика в развитии изобразительного творчества в аппликации у старших дошкольников.
Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. Это позволяет рассматривать аппликацию как вид детской изобразительной деятельности. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.
Многие исследователи (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, Н.Г. Агеносова, М.В. Вовчик-Блаткитная и др.) считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления.
Аппликации, как виду детской изобразительной деятельности посвящены труды таких педагогов, как М.А. Гусакова, З.А. Богатеева, О.В. Буховцева, Л.А. Кашкина, И.В. Дубровская, Т Жарова, И.Г. Коваленко, Л.Л. Тихонравова и др.
В процессе изобразительного творчества формируются творческие способности детей, их наблюдательность, воображение, образное мышление, эстетический вкус, углубляются и расширяются знания о предметах и явлениях действительности, пробуждается и развивается интерес к искусству; тем самым изобразительное творчество способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Активное эстетическое восприятие окружающего как необходимая основа изобразительного творчества включает в себя оценку жизненных явлений. Поэтому руководство изобразительное творчество детей даёт педагогу широкие возможности идейного воспитания детей.
Ребенок дошкольного возраста испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, овладении навыками и умениями (благодаря этому он усваивает общественно-исторический опыт, накопленный человечеством, именно в художественной деятельности. Таким образом происходит процесс его психического развития).
Экспериментальная работа по развитию изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста была организована на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 1 Ромашка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы.
Мы использовали следующие диагностические задания по аппликации:
- диагностическое задание по аппликации «Цветы»;
- диагностическое задание по аппликации «Домик»;
- диагностическое задание по аппликации «Декоративный узор».
Уровни развития изобразительного творчества в аппликации на констатирующем этапе: высокий уровень - у 7 детей (35%), у 10 детей (50%)
- средний уровень и у 2-х детей (10%) - низкий уровень.
Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий гипотезы исследования. Содержание образовательной работы с детьми было построено с учетом методических рекомендаций Н.Н. Леоновой по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.
Особое внимание было уделено обогащению развивающей среды, для развития самостоятельной аппликативной деятельности ребенка.
Цель контрольного этапа состояла в выявлении динамики в уровнях развития изобразительного творчества в аппликации у детей старшей группы. Результаты, полученные на контрольном этапе: высокий уровень развития изобразительного творчества в аппликации был выявлен - у 9 детей (45%), средний уровень - у 10 детей (50%), низкий уровень выявлен у 1 ребенка (5%). При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов была выявлена положительная динамика в развитии изобразительного творчества в аппликации у старших дошкольников.
Подобные работы
- Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование положительного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста (Челябинский педагогический колледж №2)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование изобразительных и технических навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



