ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка
1.1. Познавательный интерес младших школьников
как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Особенности работы над этимологией слов на уроках
русского языка в начальной школе 10
1.3. Педагогические условия формирования познавательного
интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 13
2.1. Диагностика уровня познавательного интереса младших школьников 23
2.2. Содержание работы по формированию познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 29
Заключение 30
Библиографический список 31
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка
1.1. Познавательный интерес младших школьников
как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Особенности работы над этимологией слов на уроках
русского языка в начальной школе 10
1.3. Педагогические условия формирования познавательного
интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 13
2.1. Диагностика уровня познавательного интереса младших школьников 23
2.2. Содержание работы по формированию познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка 29
Заключение 30
Библиографический список 31
Отличительной чертой современной школы является гуманизация образовательного процесса, которая предполагает обращение к личности ребёнка, развитие его лучших качеств, формирование разносторонней и полно-ценной личности. Повышение эффективности обучения в начальной школе, формирование познавательного интереса младших школьников в процессе изучения русского языка представляет актуальную проблему, которая волнует и ученых-исследователей, и методистов и учителей-практиков.
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся (ФГОС НОО, 2018, 5).
Говоря о специфике обучения, К.Д. Ушинский писал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания, дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умствен-ной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения (Ушинский, 1974).
Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала. Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность (Лихачев, 1996).
Еще педагоги-классики, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно- познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных приемов, способствующих развитию познавательного интереса у младшего школьника. Одним из таких приемов является работа над этимологией слов на уроках русского языка.
Этимология - это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Дело в том, что большое количество слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т. е. объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних родственников слова, его «семейных» связей не только способствует запоминанию его внешнего вида, но и будит интерес, как к истории языка, так и к самому языку.
Этимология - раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слова и историческими изменениями в структуре слова и его значениях.
Вопрос изучения этимологии слов на уроках русского языка в начальной школе интересовал К.Д. Ушинского, Н.М. Шанского, И.В. Пронину, Е.И. Никитину, А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякина, О.Н. Лёвушкина.
Работа над этимологией слова представляет собой этимологический анализ. По мнению З.А. Потихи, этимологический анализ слова обращен в прошлое языка. При помощи этого приема выясняется происхождение слова, его структура, значение (Потиха, 1970, 124). Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов содержат недостаточное количество заданий, направленных на работу с этимологией слов, поэтому проблема формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов так актуальна в современной методике преподавания русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса младших школь-ников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования формирование познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка будет осуществляться более эффективно, если:
1) младшим школьникам для наблюдения предлагается занимательный языковой материал;
2) используются задания поискового и творческого характера.
В приложение помещены методики для выявления уровня развития познавательного интереса по мотивационному и эмоционально-волевому критериям, протоколы наблюдений, планы-конспекты уроков по русскому языку.
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся (ФГОС НОО, 2018, 5).
Говоря о специфике обучения, К.Д. Ушинский писал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания, дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умствен-ной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения (Ушинский, 1974).
Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала. Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность (Лихачев, 1996).
Еще педагоги-классики, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно- познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных приемов, способствующих развитию познавательного интереса у младшего школьника. Одним из таких приемов является работа над этимологией слов на уроках русского языка.
Этимология - это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Дело в том, что большое количество слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т. е. объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних родственников слова, его «семейных» связей не только способствует запоминанию его внешнего вида, но и будит интерес, как к истории языка, так и к самому языку.
Этимология - раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слова и историческими изменениями в структуре слова и его значениях.
Вопрос изучения этимологии слов на уроках русского языка в начальной школе интересовал К.Д. Ушинского, Н.М. Шанского, И.В. Пронину, Е.И. Никитину, А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякина, О.Н. Лёвушкина.
Работа над этимологией слова представляет собой этимологический анализ. По мнению З.А. Потихи, этимологический анализ слова обращен в прошлое языка. При помощи этого приема выясняется происхождение слова, его структура, значение (Потиха, 1970, 124). Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов содержат недостаточное количество заданий, направленных на работу с этимологией слов, поэтому проблема формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов так актуальна в современной методике преподавания русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса младших школь-ников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования формирование познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка будет осуществляться более эффективно, если:
1) младшим школьникам для наблюдения предлагается занимательный языковой материал;
2) используются задания поискового и творческого характера.
В приложение помещены методики для выявления уровня развития познавательного интереса по мотивационному и эмоционально-волевому критериям, протоколы наблюдений, планы-конспекты уроков по русскому языку.
Одной из самых важных областей общего понятия «интерес» является познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте. Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. В школе познавательная деятельность является основной и направлена на изучение различных научных областей. Познавательный интерес является одним из основных показателей становления личности, а также напрямую связан с реализацией требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - научить учиться.
Проанализировав современные труды по проблеме исследования, мы, вслед за Г. И. Щукиной, рассмотрели и охарактеризовали такие компоненты структуры познавательного интереса, как эмоциональный, интеллектуальный (познавательный), регулятивный (волевой) и творческий.
Знакомство младших школьников с этимологией помогает воспитать и развить интерес учащихся к урокам русского языка, любовь к слову, родному языку. Задания, связанные с наблюдением над этимологией, развивает творческое воображение, приобщают к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учат работать со словарями разных видов. Элементы этимологического анализа слов, проводимого на уроках русского языка в начальной школе, существенно помогают улучшить орфографическую грамотность учащихся, поскольку делают графический облик слова более прозрачным. Сами по себе сведения о происхождении слова вызывают любопытство у младших школьников, что формирует устойчивость познавательного интереса - одно из условий положительного отношения детей к обучению в школе и основу полноценного усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
В первой главе мы описали проблему развития познавательного интереса и пути ее решения. Нами были изучены и выделены стадии, виды, компоненты и педагогические условия развития познавательного интереса. Подробно были рассмотрены особенности работы над этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе: содержание этимологического анализа, формы и приемы проведения такой работы.
Во второй главе на констатирующем этапе педагогического эксперимента на основе критериев, выделенных в соответствии с рассмотренными компонентами познавательного интереса, мы выявили уровень развития познавательного интереса младших школьников из экспериментального класса. В качестве диагностического инструментария были использованы упражнения на наблюдение над этимологией слов, анкетирование; было организовано педагогическое наблюдение. Диагностика выявила, что 20% учащихся (4 человека) продемонстрировали высокий уровень развития познавательного интереса, 45% (9 человек) - средний уровень и 35% (7 человек) - низкий уровень.
Для того чтобы повысить уровень развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка, нами был разработан и про-веден обучающий эксперимент, который включал разработку уроков русского языка, на которых с помощью различных этимологических упражнений планировалось повышать познавательный интерес младших школьников. На протяжении обучающего эксперимента мы апробировали педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка: использование занимательного языкового материала (лингвистические тексты, исторические справки) и заданий поискового и творческого характера (поиск ответов на проблемные вопросы, работа со словарем, анализ и сравнение потенциально родственных слов, сочинения «Слова-родственники»; «История моей фамилии»). Кроме этого, были задействованы различные формы организации ра-боты над этимологией слов: игры («Аукцион “трудных” слов», «Верно ли?»), этимологические кроссворды.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие познавательного интереса учащихся на уроке - это одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Прочное усвоение знаний по русскому языку у учащихся происходит при условии опоры на активную мыслительную деятельность с использованием занимательного языкового материала.
Цель, заявленная в начале исследования, достигнута, задачи решены. Педагогические условия, выдвинутые нами в гипотезе, показали свою действенность в процессе проведения нами уроков, конспекты которых пред-ставлены в приложении. В ходе проведения уроков нами наблюдалась положительная динамика: учащиеся проявляли большую заинтересованность уроками русского языка, предлагали любопытные ответы на заданные вопросы, выдвигали предположения относительно происхождения того или иного слова, включались в работу по использованию этимологического словаря.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников познавательного интереса на уроках русского языка.
Проанализировав современные труды по проблеме исследования, мы, вслед за Г. И. Щукиной, рассмотрели и охарактеризовали такие компоненты структуры познавательного интереса, как эмоциональный, интеллектуальный (познавательный), регулятивный (волевой) и творческий.
Знакомство младших школьников с этимологией помогает воспитать и развить интерес учащихся к урокам русского языка, любовь к слову, родному языку. Задания, связанные с наблюдением над этимологией, развивает творческое воображение, приобщают к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учат работать со словарями разных видов. Элементы этимологического анализа слов, проводимого на уроках русского языка в начальной школе, существенно помогают улучшить орфографическую грамотность учащихся, поскольку делают графический облик слова более прозрачным. Сами по себе сведения о происхождении слова вызывают любопытство у младших школьников, что формирует устойчивость познавательного интереса - одно из условий положительного отношения детей к обучению в школе и основу полноценного усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
В первой главе мы описали проблему развития познавательного интереса и пути ее решения. Нами были изучены и выделены стадии, виды, компоненты и педагогические условия развития познавательного интереса. Подробно были рассмотрены особенности работы над этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе: содержание этимологического анализа, формы и приемы проведения такой работы.
Во второй главе на констатирующем этапе педагогического эксперимента на основе критериев, выделенных в соответствии с рассмотренными компонентами познавательного интереса, мы выявили уровень развития познавательного интереса младших школьников из экспериментального класса. В качестве диагностического инструментария были использованы упражнения на наблюдение над этимологией слов, анкетирование; было организовано педагогическое наблюдение. Диагностика выявила, что 20% учащихся (4 человека) продемонстрировали высокий уровень развития познавательного интереса, 45% (9 человек) - средний уровень и 35% (7 человек) - низкий уровень.
Для того чтобы повысить уровень развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка, нами был разработан и про-веден обучающий эксперимент, который включал разработку уроков русского языка, на которых с помощью различных этимологических упражнений планировалось повышать познавательный интерес младших школьников. На протяжении обучающего эксперимента мы апробировали педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка: использование занимательного языкового материала (лингвистические тексты, исторические справки) и заданий поискового и творческого характера (поиск ответов на проблемные вопросы, работа со словарем, анализ и сравнение потенциально родственных слов, сочинения «Слова-родственники»; «История моей фамилии»). Кроме этого, были задействованы различные формы организации ра-боты над этимологией слов: игры («Аукцион “трудных” слов», «Верно ли?»), этимологические кроссворды.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие познавательного интереса учащихся на уроке - это одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Прочное усвоение знаний по русскому языку у учащихся происходит при условии опоры на активную мыслительную деятельность с использованием занимательного языкового материала.
Цель, заявленная в начале исследования, достигнута, задачи решены. Педагогические условия, выдвинутые нами в гипотезе, показали свою действенность в процессе проведения нами уроков, конспекты которых пред-ставлены в приложении. В ходе проведения уроков нами наблюдалась положительная динамика: учащиеся проявляли большую заинтересованность уроками русского языка, предлагали любопытные ответы на заданные вопросы, выдвигали предположения относительно происхождения того или иного слова, включались в работу по использованию этимологического словаря.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников познавательного интереса на уроках русского языка.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Творческие задания и их роль в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования исследовательских умений у
младших школьников в процессе изучения предмета
«Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



