ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 7
1.1. Сущность проблемы межличностного взаимодействия в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Характеристика развития межличностного
взаимодействия в дошкольном возрасте 13
1.3. Педагогические условия развития межличностного
взаимодействия старших дошкольников в процессе 19
использования спортивных игр
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 27
2.1. Изучение уровня развития межличностного
взаимодействия старших дошкольников на констатирующем этапе 27
2.2. Методические рекомендации по развитию
межличностного взаимодействия в процессе использования спортивных игр 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время, в рамках целевых ориентиров, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), на первый план выходит важная задача развития личности, способной быстро принимать решения, взаимодействующей с окружающими, адекватно решающей проблемные ситуации. Однако, в исследованиях ученых отмечается, низкий уровень развития межличностного взаимодействия со сверстниками. Так, по данным А.В. Третьяк, только 10% дошкольников относятся к своему сверстнику как субъекту взаимодействия, проявляя к нему интерес, сопереживая ему. Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что у 25% детей к пришедших в первый класс отмечается низкий уровень социальной компетенции, что затем оказывает отрицательное влияние на последующее обучение развитие ребенка.
Дошкольный период детства является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Межличностное взаимодействие в отечественной науке представлено в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов. Во многих определениях понятия «межличностное взаимодействие» представлено в виде активного контакта нескольких субъектов, который может быть: непосредственным (опосредованным), вербальным (невербальным), случайным(непреднамеренным), длительным (кратковременным), публичным (частным), имеющим цель (без определенной цели), эмоционально насыщенный (нейтральный).
В понятии «межличностное взаимоотношение» определяющим является личностный характер взаимодействия, когда особенности взаимоотношений между объектами влияют на процесс взаимодействия.
Межличностное взаимодействие, по мнению Н.Ф. Радионовой, Т.В. Сенько характеризуется как «субъект - объект - субъектное» взаимодействие.
В понятии «межличностное взаимоотношение» определяющим является личностный характер взаимодействия, когда особенности взаимоотношений между объектами влияют на процесс взаимодействия.
В исследованиях отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), отмечено, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Подвижная игра представляет собой первую, доступную в дошкольном детстве форму деятельности, в которой происходит осознанное воспроизведение двигательных навыков, формирование положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния и др.
Большинство подвижных игр связано с проявлением двигательных способностей (скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости). В играх с элементами спорта развиваются чувство «мышечных усилий», «пространства», «времени», функции различных анализаторов. Однако, на наш взгляд, проблема развития межличностного взаимодействия детей при освоении спортивных игр, в настоящее время является актуальной и недостаточной изученной. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации развития межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений. Этим объясняется актуальность настоящего исследования и проблема: каковы педагогические условия развития межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования стало выявить и обосновать педагогические условия развития межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе использования спортивных игр.
Объект исследования: процесс развития межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития межличностного взаимодействия старших дошкольников в процессе использования спортивных игр.
Гипотеза исследования: развитие межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе использования спортивных игр будет эффективным, если:
- использовать спортивные игры с учетом поэтапного формирования межличностного взаимодействия дошкольников;
- способствовать групповой сплоченности в спортивных играх;
- использовать приемы и методы педагогического руководства спортивными играми детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность проблемы межличностного взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности развития межличностного взаимодействия старших дошкольников.
3. Обосновать педагогические условия развития межличностного взаимодействия старших дошкольников в процессе использования спортивных игр.
4. Изучив уровень развития межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, разработать методические рекомендации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
проблемы изучения общения в целом в исследованиях (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.);
- исследования межличностных отношений (Е.П. Ильин, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Е.И. Середа др.);
- исследования межличностного взаимодействия и совместной деятельности (Е.А. Андреева А.Н. Леонтьев, Т.В. Сенько и др.);
- исследования развития межличностного взаимодействия дошкольников в процессе спортивных игр: (Л.Н. Волошина, М.А. Правдов, Н.В. Финогенова и др.)
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические: психолого-педагогический анализ литературы, эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 82 «Родничок» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития взаимодействия старших дошкольников в процессе использования спортивных игр позволил сделать следующие выводы:
Межличностное взаимодействие представлено в рамках культурно - исторического и деятельностного подходов. Во многих определениях понятия «межличностное взаимодействие» показано в виде активного контакта нескольких субъектов, который может быть: непосредственным (опосредованным), вербальным (невербальным), случайным (непреднамеренным), длительным (кратковременным), публичным (частным), имеющим цель (без определенной цели), эмоционально насыщенный (нейтральный) (17).
В дошкольном возрасте «Межличностное взаимодействие» рассматривается: как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек», которое приводит к изменению детской деятельности, их поведения. Дошкольный период детства является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми. (1; 31; 57).
В процессе межличностного взаимодействия возникают межличностные отношения - «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми», которые отражаются в совместной деятельности и совместном общении и влияют на формирование социально-психологического климата в коллективе. Сначала сверстник становится «партнером по эмоционально-практическому взаимодействию», основанное на подражании. Затем возникает «ситуативно-деловое сотрудничество» с другим ребенком. Наконец, возникает внеситуативное общение, когда возникают игровые предпочтения, содержание общение перестает зависеть от действий или игрушек.
В современной литературе широко представлены возможности различных видов спортивной игровой деятельности в процессе формирования игрового взаимодействия детей дошкольного возраста. К педагогическим условиям, способствующим развитию межличностного взаимодействия старших дошкольников в спортивных играх относят: использование спортивных игр с учетом поэтапного формирования межличностного взаимодействия дошкольников; развитие групповой сплоченности в спортивных играх; применение приемов и методов педагогического руководства спортивными играми детей.
Анализ исследований психолого-педагогических, позволил провести экспериментальную работу с целью изучения уровня развития межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе использования спортивных игр. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида № 82» г. Белгорода, в нем приняли участие 20 старших дошкольников.
В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента было отмечено преобладание по трем компонентам (мотивационно-ценностного, когнитивного, поведенческого) развития межличностного взаимодействия низкого уровня. Полученные в ходе проведения методик результаты свидетельствуют о том, что у детей понижено стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Дети испытывают трудности при организации совместной деятельности в группе, часто не понимают замысел друг друга, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Результаты проведенного констатирующего этапа экспериментальной работы позволили нам сделать вывод о необходимости разработки методических рекомендаций, направленных на развитие взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам спортивных игр.
При разработке методических рекомендаций выбор остановлен на спортивных играх, направленных на развитие межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
2. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 159 с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] : Книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987. - 86 с.
4. Берн, Э. За пределами игр и сценариев [Текст] / сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. - 2-е изд. - Минск : Попурри, 2008. - 464 с. - ISBN 978-985-15-0352-6. (Перевод книги «Berne Eric Lennard Beyond Games and Scripts. - 1976»).
5. Блумер, Г. Коллективное поведение [Текст] / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты. - М., 1994. - С. 168-215.
6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляции поведения [Текст] / М.И. Бобнева. - М. : Наука, 1978. - 311 с.
7. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / А.И. Божович. - М. : Педагогика, 1978. - 236 с.
8. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М. : Мысль, 1978. - 216 с.
9. Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-1. С. 120-124
10. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технологии физического воспитания детей 5-7 лет [Текст] / Л.Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2004. - 144 с.
11. Волошина, Л.Н. Игровые проблемы и технологии физического воспитания малышей [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 2002. - 120 с.
12. Волошина, Л.Н. Спортивные игры и упражнения [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 1997. - 132 с.
13. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / В.Я. Воронова. - М. : Просвещение, 1981. - 93 с.
14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
15. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики; Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 3. - 367 с.; Т. 4. - 283 с.
16. Высоцкая, Л.А. Организация работы по физическому воспитанию со старшими дошкольниками [Текст] / Л.А. Высоцкая // Начальная школа до и после плюс. - 2005. - №10. - С. 17-19.
17. Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания [Текст] / Л.Д. Глазырина. - Мн : НМЦентр, 1995. - 240 с.
18. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство -Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
19. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение, 1966. - С. 5-10.
20. Зинковский, А.В. Динамическая модель техники спортивных движений [Текст] / А.В. Зинковский // Теория и практика физической куль - туры. - 1977. - № 2. - С. 19-21.
21. Истоки [Текст] : Примерная образовательная программа
дошкольного образования. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
22. Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 315 с.
23. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельности. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Клюева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
24. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск : Тера Системе, 2001. - 431 с.
25. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 1991. - С. 50¬68.
26. Кравчук, О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников [Текст] / О.П. Кравчук. - Белгород, 2002. - 24 с.
27. Култыгин, В.П. Концепция социального обмена в современной социологии [Текст] / В.П. Култыгин // Вопросы психологии. - 1997. - С. 85¬99.
28. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Смысл : Academia, 2005. - 365 с.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность и общение [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1979. - №1. - С. 121 -132.
30. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Советская педагогика. - 1944. - №8-9. - С. 33-49.
31. Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. - М. : НПФ Смысл, 2003. - Цифровая книга
32. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Педагогика. 1986. - 324 с.
33. Ломов, Б.Ф. Психологические исследования общения [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1985. - 344 с.
34. Мид, Д.Г. Социальное сознание и сознание смысла [Текст] / Пер. с англ. Р.Э. Бараш; Д.Г. Мид // Эпистемология & философия науки. - 2013. - Т. XXXV. - № 1. - С. 219-227.
35. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч.1). - Ст. 7598. - Режим доступа: http: //www. pravo. gov.ru
36. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - № 265.
37. Обозов, Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология межличностного познания. - М. : Педагогика, 1981. - С. 80-92.
38. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 301 с.
39. Опыт Лавриненко О.В. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в процессе подвижных игр. Центр развития ребенка. - ДОУ № 69 «Сказка». - Белгород, 2005. - 98 с.
40. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина.- М. : Просвещение, 1986. - 304 с.
41. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и А. Белановского. - М. : Академический Проект, 2002. - 831 с.
42. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Психология человека [Текст] / Л.А. Петровская. - М. : ГУМАНИТ, 1999. - 320 с.
43. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст] / А.В. Петровский. - М. : Педагогика, 1975 . - 93 с.
44. Пиаже, Ж. Психология ребенка [Текст] / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер; пер. кн. «La psychologic de I'enfant». - СПб. : Питер, 2003. - 160 с.
45. Правдов, М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет [Текст] / М.А. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 83-87.
46. Прописнова, Е.П. Прыгаем, играем - речь мы развиваем [Текст] / Е.П. Прописнова // Начальная школа до и после плюс. - 2005. - №10. - С. 19-21.
47. Психология. Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Летровского, М.Г. Лрошевского. - 2 изд. - М. : Политическая литература, 1990. - 494 с.
48. Радионова, Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Н.Ф. Радионова. - СПб., 1998. - 142 с.
49. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М. : Педагогика, 1988. - 230 с.
50. Родионова, Е.А. Общение как условие развития личности (психология формирования и развития личности) [Текст] / Е.А. Родионова.
- М., 1981. - 188 с.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - 720 с.
52. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения // Основы социально-генетической психологии [Текст] / В.В. Рубцов. - М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : МОДЭК, 1996. - С. 58 -172.
53. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Руденский.
- М. : ИНФРА-М; Новосибирск : НГАЭиУ, 1998. - 224 с.
54. Сенько, Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст [Текст] / Т.В. Сенько. - Мн., 1991. - 109 с.
55. Совместная деятельность: Методология, теория, практика [Текст] / под ред. АЛ. Журавлева и др. - М. : Наука, 1988. - 208 с.
56. Современный философский словарь [Текст] / Под ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд. - Лондон, Франкфурт на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск : Панпринт, 1998. - С. 135-136.
57. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические
исследования [Текст] / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.С. Семенова. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. - 288 с.
58. Спортивные игры и методика преподавания [Текст] : учебник для пед. фак. / под ред Портных Ю.И. - М., 1986. - 126 с.
59. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М. : изд. Центр «Академия», 2001. - 368 с.
60. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 144 с.
61. Тедровицкий, Г.П. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Г.П. Тедровицкий. - М., 1966. - 232 с.
62. Третьяк, А.В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами [Текст] / А.В. Третьяк. - СПб, 2006. - 211 с.
63. Троицкий, К.Е. Этические идеи Макса Вебера [Текст] / К.Е. Троицкий ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2016. - 130 с.
64. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности дошкольников [Текст] / Л.И. Уманский. - М. : Просвещение, 1980. - 160 с.
65. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Просвещение, 1976. - 96 с.
66. Усаков, В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] / В.И. Усаков. - Красноярск : Изд-во КГПИ, 1989. - 190 с.
67. Фришман, И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях [Текст] / И.И. Фришман. - Ярославль, 2002. - 312 с.
68. Финогенова Н.В., Сабукина О.А. Влияние командных спортивных игр
на развитие эмоционально-волевых качеств у старших
дошкольников//Физическое воспитание и спортивная тренировка, 2019. - №1 (27). - С. 48-54.
69. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] / Сост. : Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н.; В 2 -х томах. - М. : Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2016. - Т. 1. - 360 с.; Т. 2. - 720 с.
70. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] : практическое пособие для педагогов и психологов ДОУ / Л.В. Чернецкая. - Ростов н./Д. - Феникс, 2005. - 256 с.
71. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
72. Шипицина, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Шипицина. - СПб. : «ДЕСТВО-ПРЕСС», 1998. - 384 с.
73. Шишкина, В.А. Движение - движения : кн. для воспитателя детского сада [Текст] / В.А. Шишкина. - М. : Академия, 1992. - 96 с.
74. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии [Текст] / Я. Щепаньский. - М. : Прогресс, 2003. - 238 с.
75. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника : Материалы симпозиума / Под ред. А.Б. Запорожца, А. Л. Усовой. - М. : Просвещение, 1966. - С. 11-37.
76. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М. : Просвещение, 1989. - 123 с.
77. Якобсон, С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности [Текст] / С.Г. Якобсон // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. - М. : НИИ ОП, 1976. - С. 41-59.